Кол. 2:18–19 — «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы», т. е. Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышляющие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу. Потом появились другие еретики, проповедывавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий; Архангела же Михаила называли богом евреев Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов, призывали бесов и служили им, называя их ангелами. В особенности же такие ереси умножились в Колоссах принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им, как служителям Божиим и хранителям рода человеческаго И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали устроять благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила — начальника Ангелов. Так, в Хонах, над чудотворным источником, был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого архистратига Михаила Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре — девятом от марта, первого месяца от сотворения мира — для обозначения числа чинов ангельских, каковых чинов считает девять святой Дионисий Ареопагит ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба, там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику. 2 Кор. 12:2 — «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Кол.2:20 .  Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: Кол.2:21 .  Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся Кол.2:22 .  [что все истлевает от употребления], – по заповедям и учению человеческому? Так как аскетические правила лжеучителей были все же понятнее и удобоприемлемее для Колоссян, чем их отвлеченные теософические рассуждения об ангелах, то с этой стороны, очевидно, надвигалась на Колосскую церковь наибольшая опасность, и потому Ап. еще раз обращается к этим «правилам». Для него представляется весьма странным то обстоятельство, что Колосские христиане, которые, как христиане мыслятся уже умершими со Христом и с этим вместе оставившими те первоначальные ступени ведения ( «стихии мира» ср. Кол.2:8 ), на каких они прежде стояли, что эти христиане снова, как бы живущие в мире – в том мире, который еще продолжает руководиться в своей жизни этими элементарными познаниями ( «стихиями мира» ) – снова позволяют ставить себя в зависимость от различных правил или постановлений, имеющих характер строгих и твердых предписаний (такой смысл имеет выражение «держитесь, постановлений» – по греч. δογιχατζεσθε от δγμα ­ предписание). Предписания эти относятся к различным сортам яств и питий, о которых лжеучители говорили: «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся». Против такой боязни Ап. говорит, что все это, т. е. и пища и питье истлевает от употребления или при употреблении в пищу ( αποχτσει), переваривается и никакого вредного в нравственном отношении действия на человека производить не может. – «По заповедям и учению человеческому», т. е. еретики руководятся, в этом случае отдельными правилами, которые сложились у Иудеев в качестве дополнений к закону Моисееву, и учением или разными философскими взглядами, которые лежали в основе этих правил. Кол.2:23 .  Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. Если об еретических догматах распространяется молва (по греч. λγος, по-русски неточно: «вид») как о премудрых правилах, вследствие того что они требуют самовольного или нового рода богопочтения ( θελοθρησκα), вследствие смирения и аскетического изнурения тела, то это вовсе не зависело от того, чтобы эти правила имели действительное достоинство ( ουκ ν τιμ τιν – по-русски неправильно: «в некотором небрежении»). Можно даже сказать, что эти правила приводят совершенно не к тем целям, какие указывали еретики. Последние именно утверждали, что соблюдение их правил возвысит христианина над движениями чувственно-греховной природы, а между тем на самом деле человек, исполнявший их, приходил к сытости плоти ( πλησμον τ. σαρκς), т. е. к гордости, высокомерию. «Плоть», или плотская сторона человека, тешилась здесь сознанием особых своих заслуг, состоявших в подавлении телесных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кол. 2:18–19 – «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы», т. е. Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышляющие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу. Потом появились другие еретики, проповедовавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий; Архангела же Михаила называли богом евреев 7168 . Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов, призывали бесов и служили им, называя их ангелами. В особенности же такие ереси умножились в Колоссах 7169 , принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов 7170 . Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им, как служителям Божиим и хранителям рода человеческаго 7171 . И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали устроять благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила – начальника Ангелов. Так, в Хонах, над чудотворным источником, был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого Архистратига Михаила . Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре – девятом от марта, первого месяца от сотворения мира – для обозначения числа чинов ангельских, каковых чинов считает девять святой Дионисий Ареопагит , ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба, там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику. 2Кор. 12 – «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Лжи и коварству меры нет. А смерть близка. Все будет чернее белый свет, И все безумней вихрь планет Еще века. И век последний ужасней всех Увидим и вы и я. Все небо вскроет гнусный грех, На всех устах застынет смех, Тоска небытия! Ты будешь Бога призывать, Но он не отзовется, Ты будешь солнце на небо звать, Солнце не встанет. И крик, когда ты начнешь кричать, Как камень канет… ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли ( Кол. 1:16 .) Наконец-то святой апостол радуется, что колосские христиане хранят веру в Господа Иисуса Христа, любят Спасителя и укрепляются силой могущества Его… Поэтому, хотя он сам и страдает в скорбях и гонениях, однако дух его радуется за духовных детей. «Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа» ( Кол. 2:5 ). Посмотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2:8 ). О, как теперь в наш суемудрый двадцатый век «простое» учение Евангелия смешивается с примесью фальшивой философии, пустым обольщением по стихиям мира, а не по Христу!.. И так называемые нынешние богословы, преподающие учение Христово в духовных школах, как они изворачиваются в изъяснении, например, чудес Иисуса Христа. Они не хотят прямо сказать, что вот Господь наш Иисус Христос силой Своей исцелил слепорожденного, и он стал видеть, а говорят так: вот, мол, Иисус Христос плюнул на землю, сделал мазь из земли. Эта мазь имела свои химические целительные свойства: оттого-то слепой и стал видеть… Разве это не фальшивая философия по стихиям мира? И еще страшнее – разве это не прямое кощунство над Божественной силой Иисуса Христа? Святой Апостол отечески предупреждает нас и от другой крайности: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» ( Кол. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ). «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 ). «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» ( Еф. 6:1 ). «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» ( Еф. 6:11 ). § 96. Сравнение и доводы в пользу достоверности посланий Колоссянам и Ефесянам Сравнение Послания Колоссянам и Ефесянам были написаны приблизительно в одно время и отправлены с одним и тем же посланцем, Тихиком. Они связаны друг с другом так же тесно, как послания Римлянам и Галатам. В них рассматривается одна и та же тема: Христос и Его Церковь – так же как в посланиях Галатам и Римлянам рассматривается одно и то же учение о спасении свободно даруемой благодатью и об оправдании верой. Но Послание к колоссянам, как и Послание к галатам, было написано в связи с конкретной проблемой и отличается лаконичностью, немногословностью и полемичностью; напротив, Послание к ефесянам, как и Послание к римлянам, подробно и выдержано в спокойном и примирительном тоне. Послание к колоссянам направлено против зарождающейся ереси гностиков (язычествующих), так же как Послание к галатам направлено против ереси иудействующих. Первое критикует ессейство и аскетизм, последнее – фарисейство и законничество; в первом речь идет о тех, кто привносит в христианство свои умствования и фантазии, во втором – о тех, кто из фанатизма отказывается от каких–то христианских учений; но обе эти тенденции, как и любые крайности, имеют друг с другом нечто общее и порой образуют странные сочетания; в сущности, последователи колосской и галатийской ересей были единодушны в формальном соблюдении обрезания и субботы. Напротив, Послание к ефесянам, как и Послание к римлянам, представляет собой объективное изложение истины, которую искажали ереси, обличаемые в других посланиях. Опять же, послания Колоссянам и Ефесянам отличаются друг от друга нюансами изложения общей темы и практическими выводами из нее: Послание к колоссянам носит христологический характер и изображает Христа как истинную плерому и завершенность Божества, полноту божественных свойств и сил; Послание к ефесянам носит экклезиологический характер и изображает идеальную Церковь как Тело Христово, как отражение плеромы Христа, «полноту Наполняющего все во всем». В систематическом изложении христология естественно предшествует экклезиологии, и Послание к колоссянам, вероятнее всего, предшествует Посланию к ефесянам по очередности написания, так же как набросок предшествует законченной картине, – однако их разделяет немногое, и они составляют одну цепочку рассуждений. 1165

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Но когда Павел, по распоряжению Феста, отправлен был в Рим, для оправдания пред Кесарем, Тимофея снова видим при нем. Имя его встречается, вместе с именем Апостола, в его посланиях к церквам Филиппийской и Колосской и к Филимону. В Риме, как сам благовестник, служил он Павлу вместе с другими будущими Евангелистами: Марком, племянником Варнавы, и Лукою ( Кол.4:10,14 ; Флм. 24 ). Но не задерживая Тимофея при себе, Апостол поручил ему обозрение церквей, прежде им основанных на Востоке. Куда прежде всего направил Апостол ученика своего из Рима, не видно, но то несомненно, что намеревался поручить ему посещение церкви Филиппийской. Надеюсь в Господе Иисусе, писал он в Филиппы, вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас; потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что, как сын отцу, служил мне в благовествовании ( Флп.2:19–22 ). Такой отзыв об ученике, после продолжительного испытания, при обстоятельствах самых затруднительных, в Иерусалиме, Кесарии и Риме, среди множества других сотрудников, имеет особенную ценность. Все ищут своего, говорит Апостол; а Тимофей, значит, чужд всякого своекорыстия. Нет у Апостола человека, с которым бы он был так близок, по душе как с Тимофеем. И у церкви Филиппийской нет человека, который бы с большею искренностью заботился об её истинном преуспеянии, как Тимофей, хотя он сам и не из Македонии. Любовь к Иисусу Христу, любовь к своему Наставнику, как сына к отцу, сделала его рабом Евангелия. Его-то предположил Апостол отправить снова на место прежней его и своей деятельности, в надежде и самому быть там, как скоро узнает решение своей участи. Я уверен в Господе, прибавляет Апостол, что и сам скоро прийду к вам. ( Филип.2:24 ). Последние слова показывают, что обстоятельства церквей восточных, с которыми Апостол думал разлучиться навсегда ( Деян.20:25 ), заставили его на время отказаться от предположенного путешествия в Испанию ( Рим.15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

П. и Послание к Ефесянам здесь почти букв. повторяют друг друга, причем в последнем мысль о том, что тайна заключается в призвании язычников и их причастности телу Христову, выражена более эксплицитно по сравнению с К. П.: «Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования». В К. П., как и в Послании к Ефесянам, об этой тайне сказано, что она была сокрыта от прежних поколений людей (Кол 1. 26), тем самым автор объясняет, почему ветхозаветная концепция избранного народа не может быть принята в рамках христ. экклезиологии. По мнению О " Брайена, в полемической части К. П. выражена идея всеобщности божественного Откровения: люди, которые соединились со Христом, пришли к полноте жизни благодаря Тому, Кто «есть глава всякого начальства и власти» (Кол 2. 10). Им не нужно искать совершенство в ком-либо, кроме Него. Именно в Нем сосредоточены вся премудрость и знания, открытые всему Его народу, а не только избранным. Эта идея Откровения, не знающего разделения на избранных и внешних, прослеживается и в традиции святоотеческого комментирования К. П. Так, блж. Феодорит, считавший, что колосское лжеучение заключалось в требовании соблюдать ветхозаветные и раввинистические постановления, неоднократно возвращался к теме ограниченности закона Моисеева, отмечая, что он был дан только одному народу и поэтому не мог принести пользу остальным. Прославление Христа как «первенца творения», «главы Церкви» и «первенца из мертвых» в христологическом гимне позволяет предположить, что автор гимна сознательно провел параллель между этими тремя именованиями Христа. Действительно, тройной параллелизм здесь достаточно прозрачен: Христос есть Творец мира, и Он управляет мирозданием; Он есть Творец Церкви, и Он возглавляет ее; Он есть Искупитель, и Он открывает человечеству путь к обновлению в Нем.

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Поставил его (возрожденного) не рай хранить, но жить на небе. Именно, восходя (от купели), он тотчас говорит следующие слова: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф. 6:9, 10 ). Пред Тобою не дитя, ты не дерево, не источник, но самого Владыку вдруг объемлешь, совокупляешься с телом, соединяешься с телом, находящимся горе, куда не может взойти дьявол. Это не жена, чтобы он мог подойти и обольстить, как слабейшую, «Нет», – говорит, – «мужеского пола, ни женского» ( Гал. 3:28 ). Если ты сам не снизойдешь к нему, он не сможет взойти туда, где ты, ты на небе, а небо недоступно дьяволу . Там нет древа познания добра и зла, но только – древо жизни. Уже не от ребра твоего жена, но все мы едино от ребра Христова. Если помазнные людьми не получают никакого вреда от змей. То и тебе не приключится ничего, доколь ты сохранишь помазание, дающее тебе силы схватить и задушить змия, наступать на змей и скорпионов. Но, как велики дары, так велико и наказание: изгнанному из рая нельзя жить против рая и нельзя возвратиться туда, откуда изгнан. Что же будет? Геенна и червь неумирающий. Но, да не будет, чтобы кто-нибудь из нас подвергся этому наказанию. Будем, живя добродетельно, стараться делать угодное (Богу); будем угождать Богу, чтобы мы могли избежать наказания и сподобиться вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Приложение 2. У. Баркли. Толкование посланий к филиппийцам, колоссянам и фессалоникийцам Ересь в Колоссах Никто не может с полной уверенностью сказать, что это была за ересь, угрожавшая существованию церкви в Колоссах. «Колосская ересь» – это одна из крупных схоластических проблем Нового Завета. Нам остается лишь обратиться к самому посланию, собрать приведенные в нем характерные черты и посмотреть соответствует ли им какая – либо известная ересь. 1. Это была ересь, нападавшая на абсолютное первенство Христа и на уникальность Его верховной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому, чтобы он мог побороть греховные наклонности, ему дарована особенная сила – спасительная благодать. Эта сила подается чрез Таинства: Крещение, Миропомазание и Причащение. При свободном своем произволении и при помощи спасительной благодати христианин борется с греховными навыками и побеждает их. Он борется со страстями блуда и всякой нечистоты и побеждает их; он приобретает чистоту, начинает проводить жизнь целомудренную. Привыкнув предаваться гневу, раздражению, он ведет борьбу и с этими страстями и приобретает смирение, кротость, терпение. Дотоле самолюбивый, скупой, жестокий, христианин, возбуждаемый благодатью, вступает в борьбу с этими греховными навыками и стяжает человеколюбие, щедрость, сострадательность. Гордый, честолюбивый, завистливый, он, при помощи благодати Божией, познает греховность этих наклонностей, ведет борьбу с ними и приобретает смирение, доброжелательство, радуется с радующимися и плачет с плачущими ( Рим.12:15 ). Чрез таковую борьбу характер христианина изменяется. С ним происходит подобное тому, как если человек, одетый в грязную, отвратительно смрадную, безобразную одежду, сбрасывает ее и одевается в новую, чистую, красивую. В этом и заключается смысл сегодня читанного из апостольского Послания. Умертвите земные члены ваши, пишет он к Колоссянам, блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол.3:5 ). Отложите, снимите, как старую одежду, гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших, не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его. Что же делать после сего, сняв ветхую одежду? Облекитесь, говорит, в нового человека ( Кол.3:10 ), то есть облекитесь в новую одежду. Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы. Наставления и увещания святого Апостола, преподанные колосским христианам, столь же пригодны и необходимы как вообще для людей нашего времени, так и отдельно для каждого из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Разъясняя свою мысль, Ап. говорит, что он хочет предохранить Колоссян от увлечения лжеучениями, которые имели всю видимость логической доказательности, но на самом деле были обманом ( «прель»щением» или ложным рассуждением – παραλογζηται). – «Вкрадчивыми словами» – πιθανολογα – это умение путем искусных оборотов речи представлять что-либо в существе дела неистинное правдоподобным. – «Ибо, хотя я»… Апостол очень скорбит о том, что не может путем личной беседы с Колоссянами защитить их от еретиков, и поэтому просит их помнить, что он все-таки хотя духовно с ними. Чувствуя себя как бы рядом с Колоссянами, Ап. радуется, видя, что их церковь обладает и внешним устройством, и внутреннею твердостью, какую дает им их вера во Христа. Указывая на это состояние Колосской церкви, Ап. тем самым как бы советует Колоссянам пожалеть себя и не менять того, чем они владеют, на то, что обещают им лжеучители. Кол.2:6 .  Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, Кол.2:7 .  будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. В виду того, что они живут правильною христианскою жизнью, Колоссяне должны содержать в неизменности то, что преподано им о Христе их учителем – Епафрасом. Кроме того они должны «ходить во Христе», т. е. проводить в жизни усвоенное ими христианское учение. Тогда они будут истинными христианами, которых никакие лжеучители не собьют с толку. – «Укореняясь во Христе», – подобно тому как растение укореняется в доброй почве, покоясь на Нем, как покоится на твердом фундаменте строящееся здание и вследствие этого еще более укрепляясь в вере, им преподанной Епафрасом, а также соединяя вместе с преспеянием в вере и чувство благодарности к Богу, ведущему их таким путем, – так именно Колоссяне должны жить (Последние слова необходимо прибавить, потому что иначе пришлось бы слова: «будучи укоренены»… отнести к выражению: «ходите», что неудобно по смыслу заключающихся в этих выражениях понятий «хождения» и «укоренения»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010