И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Благодарит Бога за то, что дал силу воздержаться и принести Ему сию жертву самоотвержения». 588 5) Против постов апостол писал: итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому? «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» ( Кол.2:20–23 ). Апостол не мог противоречить себе (ср. 1Кор.7:5, 9:27 ), как думают сектанты. В его словах ( Кол.2:20–23 ) содержится предостережение от лжеучителей (гностиков), а не отрицание будто бы христианских постов. Колосские еретики из чувства ложного смирения считали невозможным для человека входить в непосредственное общение с Богом и потому обращались к посредничеству ангелов, отвергая Божеское достоинство Господа Иисуса Христа (не держась главы – Кол.2:19 ). Исходя из ложных представлений о материи, как источнике греха, зла, а с другой стороны, стремясь к общению с невидимым миром ангельских сил, они признавали необходимость суровых аскетических упражнений, направленных к изнурению тела. Лжеучителя настаивали на том, чтобы колоссяне исполняли их предписания касательно пищи и пития («не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» – Кол.2:21 ). Этим правилам они придавали важное значение в духовной жизни, поставляя в зависимость от исполнения их нравственное совершенствование человека. 589 В противовес этому лжеучению апостол между прочим учит, что предметы, запрещаемые еретиками, от употребления истлевают, уничтожаются и потому сами по себе не могут влиять на нравственную деятельность человека. «Посрамляя надменность, – замечает блаженный Феофилакт , – тамошних догматистов (лжеучителей), апостол говорит, что все это невеликое, что именно есть, но оканчивается истлением в употребляющих; истлевши во чреве, это извергается потом, так что для души в этом, как оно есть само по себе, нет ни пользы, ни вреда».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Итак, Христос — это образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое (Кол. 1, 15–16). Познавая Христа, мы познаём Бога. Всё то, что нас окружает, видимый и невидимый мир — это творение, подчиненное и подвластное Христу. Поэтому апостол и предостерегает от ложного увлечения «служением Ангелов» — ведь и все Небесные силы также сотворены и являются служителями Бога. Вероятно, лжеучение содержало идею, что Христос — это лишь одно из проявлений Бога, а другими проявлениями являются Небесные силы. Для христианина невозможно считать Христа «одним из…», потому что Он есть прежде всего, и все Им сто!ит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1, 17–18). Христос — Тот, Кто дал начало всему. Но самое главное, что Христос — глава Церкви, то есть сообщества верующих во Христа как в Бога и Спасителя. Поэтому христиане не должны искать других «начал и властей», кроме Христа. Во Христе мы уже достигаем полноты, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1, 19–20). Из Писания мы знаем, что Бог и до Христа являл Свою силу — через Ангелов и пророков, но только во Христе человечество достигло спасения. Христос — первый умерший, Которого смерть не смогла удержать в своей власти. Поэтому Он — победитель смерти — Спаситель и Глава Церкви. Ветхозаветный Израиль мог получать откровения, но это была лишь часть. Полноту откровения Бог явил через Своего Сына — Господа Иисуса Христа. Намек на то, что ложные проповедники пытались доказать колоссянам важность соблюдения некоторых иудейских обычаев, якобы имеющих значимость для спасения, содержится в словах апостола о том, что во Христе верующие обрезаны обрезанием нерукотворенным (Кол. 2, 11). Соответственно, уже не нужно держаться за старый обычай, имевший значение только в период ожидания Христа. Также апостол задает вопрос: для чего верующему держаться постановлений не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся (Кол. 2, 21)? Это также намек на то, что кто-то из колосских христиан стал придерживаться иудейских пищевых запретов, в то время как Сам Христос сказал: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 11).

http://pravoslavie.ru/105877.html

Катехетическое учение предлагают для того, чтобы изучивший постарался приложить его к своему поведению. Аще сия весте, блажени есте, аще творите Я ( Ин. 13:17 ). Если христианин впадет в грех , то немедленно должен принести покаяние, решиться вперед не делать сего греха и постараться загладить произведенный им соблазн или вред противоположными сему добрыми делами. Так поступил мытарь Закхей, когда сказал Спасителю: се, полимения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею ( Лук. 19:8 ). Так как сердце наше одобряет нас, когда мы сделаем что-либо нравственно хорошее, то нужно иметь предосторожность, чтобы не впасть в самомнение и гордость. Спаситель предупредительно благоволил сказать: «Вы, когда исполните все, повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лук. 17:10 ). 1 Св. ап. Павел ясно говорит, что крещение заменило обрезание. Так он пишет к христианам колосским, призванным из язычества: вы обрезании бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, в обрезании Христове, спокребшеся ему крещением т.е.вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним, в Крещении ( Кол. 2:11–12 ). 2 При малом входе с Евангелием воспоминается явление Христа на проповедь ; Великий вход с Дарами означает шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертвы на заклание, между тем как более двенадцати легионов ангелов готовы были охранять Его, как Царя своего Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися (Песнь на лит. В Вел. Субб.).Совершение таинства и причащение священно-служителей знаменуют тайную вечерю Спасителя с апостолами Его страдания, смерть и погребение. Явление Иисуса Христа по воскресении означается отнятием завесы, отверзением врат и приглашением приступить к приобщению. Последнее благословение святою чашею знаменует вознесение Спасителя на небо. 3 Святой ап. Павел так объясняет высокое значение христианской любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, я знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам, все имение мое, и отдам тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Когда же они под влиянием ревнителей ветхозаветного закона начинали соблюдать иудейские праздники и в том числе субботу, то апостол обличал их и вразумлял: «для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам 692 и хотите еще снова поработит себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» ( Гал.4:9–11 ). Колосским христианам, осуждаемым иудейскими лжеучителями за несоблюдение обрядовых постановлений закона ветхозаветного, тот же апостол писал: «итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие или за какой-нибудь праздник или новомесячие или субботу; это есть тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол.2:16:17 ). Называя субботу, как и весь обрядовый закон Моисеев, тенью, а не самым образом вещей (ср. Евр.10:1 ), апостол тем доказывал временный характер названных установлений и необязательность их для христиан. Это учение апостола языков подтвердили все апостолы на Иерусалимском соборе (51 г.) своим определением. «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови и удавленины и блуда и не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15:28–29 ). «Дух Святой, – учит святой Кирилл Иерусалимский , – в согласии с Отцом и Сыном, постановил Новый Завет для Церкви вселенской, освободил нас от неудобоносимых бремен закона, разумею постановления о скверном и нечистом, о снедях, о субботах и новомесячиях, об обрезании, об окроплении и жертвах, что, быв дано на время, имело тень грядущих благ ( Евр.10:1 ), по наступлении же самой действительности справедливо сокращено. Ибо по случаю вопроса в Антиохии, должно ли обрезываться и соблюдать обычай Моисеев, посланы были Павел и Варнава; и апостолы, находившиеся здесь в Иерусалиме, письменным посланием освободили целую вселенную от всего подзаконного и прообразного . Впрочем, не себе присвоили они полномочие в таком деле, но письменно исповедали в своем послании ( Деян.15:28–29 ). Α написав это, ясно показали, что сие, хотя написало апостолами-людьми, однако же есть вселенское постановление Святого Духа, которое, прияв, Варнава и Павел утвердили в целой вселенной».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Кол.1:12 .  благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, Стих этот и последующие стоит в зависимости от слов Кол.1:9 : «не перестаем молиться». Ап. вместе с молитвою о Колоссянах соединяет благодарность Богу и Отцу. – «Призвавшего» – точнее: сделавшего способными, годными ( Ικανωσαντι). – «Нас» – вообще христиан. – «К участию» точнее: к части ( εις τ. μερδα). Каждому христианину предлежит получить свою особую часть блаженства в царстве славы или общего наследия (το κλρου). – «Святых» – христиан вообще. – «Во свете», – т. е. осиянных светом Христовым. Кол.1:13 .  избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, Бог избавил нас от власти тьмы или сатаны и ввел или точнее: переставил, пересадил в новую область – в Царство Христа. Ап., очевидно, имеет здесь в виду растение, которое сначала растет очень плохо в темноте, а потом развивается во всей красе, будучи пересажено на солнце. – «В Царство», – т. е. в Церковь . – «Сына Возлюбленного» – точнее: Сына любви Своей. Это родит. происхождения, указывающий на рождение Сына Божия из существа Бога Отца (Мухин ). Кол.1:14 .  в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Ср. Еф 1:7 . Кол.1:15 .  Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; Колосские лжеучители низводили Христа в разряд тварных существ, и Апостол в опровержение такого взгляда на Христа изображает Его здесь как «образ Бога невидимого». Человек есть также образ Божий ( Быт 1:26 ), но Христос есть первообраз, ни в чем не отличающийся от существа Отца, иначе сказать – Единосущный Сын Божий (самое слово εκν, по объяснению Иоанна Златоуста , указывает на полное, совершеннейшее сходство с Отцом). – «Невидимого». Отсюда надо заключить, что Ап. имеет в виду Христа тоже как «невидимого», в состоянии до Его воплощения. «Если Бог невидим, то и образ Его также невидим, потому что в противном случае Он не был бы образом» (Златоуст) 1 . – «Рожденный прежде всякой твари». Если Христос рожден и, следовательно, существовал прежде, чем начала свое бытие тварь, то, значит, Он вечен, Он – Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кол.1:16 .  ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; Вечность Христа Ап. доказывает в частности тем, что во Христе создано все, т. е. в Нем (ν ατ) заключался от вечности весь мир в своем потенциальном бытии. – «Создано» – κτσθη – в один известный момент, создано, как вполне законченное целое… – «Престолы ли»… Так как Колосские лжеучители ставили Христа наряду с ангелами, то Апостол здесь особо отмечает то обстоятельство, что и ангелы, начиная от высших ( «престолы») и кончая низшими ( «власти») 2 также сотворены Христом. – «Все Им» – δι ατο. Христос является здесь как посредник, чрез Которого создано все существующее. – «Для Него создано», т. е. создано так, что Он именно все содержит в Своей власти, о всем промышляет ( εις αυτν). «Создано» – κτισται – прош. сов. время для обозначения того, что отношения Христа к сотворенному миру продолжаются. Кол.1:17 .  и Он есть прежде всего, и все Им стоит. Так как Христос есть Творец всего, то все находит в Нем себе поддержку. Ап., таким образом, повторяет мысль, высказанную в двух предыдущих стихах, чтобы она тверже запечатлелась в сознании читателей, которых смущали лжеучители. Кол.1:18 .  И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: Теперь Апостол изображает Христа как Богочеловека. Тут Он выступает, прежде всего, как глава Церкви (см. Еф 1:22–23 ). Ап. объясняет почему Христос стал главою Церкви: Он – начаток вообще или начало всего ( αρχ) и, в частности первенец из мертвых (см. 1Kop XV:20, 23 ). – «Во всем» – т. е. во всех отношениях. Кол.1:19 .  ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, Почему Христос везде первенствует? Потому, что в Нем, по божественному благоволению, обитает вся полнота Божества… – «Обитала» – κατοικσαι ­ постоянно пребывала. – «Полнота» – το πλρωμα – слово, употреблявшееся и Колосскими лжеучителями. Но тогда как они, м. б. следуя ессейскому воззрению, представляли себе эту полноту как ангелов, которые выражают собою полноту божеского существа (в число этих выразителей они ставили и Христа), Апостол говорит, что Христос заключает в Себе всю полноту Божества один.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кол.1:20 .  и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. «Посредством Его», т. е. потому, что Христос заключает в Себе полноту Божества, Он и избран в совете Пр. Троицы для совершения дела нашего спасения. – «Примирить». Вражда твари против Бога (Сам Бог не враждует ни с кем) состояла в том, что тварь не покорялась воле Божией. – «И земное и небесное». И ангелы отвращались от нас по великому нашему лукавству (Феодорит ) и поэтому их нужно было примирить с людьми. – «Кровию креста», т. е. пролитою на кресте. – Его – правильнее: чрез Него. Ап. хочет еще раз внушить Колоссянам, что люди спаслись именно через Христа, а не через ангелов, которые, по толкованию лжеучителей, были единственными посредниками между Богом и миром. Кол.1:21 .  И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, Кол.1:22 .  ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, В частности и Колоссяне удостоились получить спасение от Христа (ср. Еф 2:12–13 ). – «В теле Плоти». Колосские лжеучители настаивали на том, что примирение людей с Богом совершают бестелесные ангельские силы. Ап. поэтому с особою силою указывает на то, что спасение людей было совершено в плотском теле Христа, в котором Он и умер за грехи людей. – «Святыми и непорочными» – см. Еф 1:4 . Кол.1:23 .  если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем. Для того чтобы спастись окончательно, устоять и на страшном суде Божием, Колоссяне должны стоять непоколебимо среди всяких соблазнов земной жизни, имея в виду, как спасительный маяк, христианскую надежду на будущее блаженство со Христом. Чтобы утвердить их в вере, Ап. напоминает им, что эта вера распространяется по всей вселенной и что он, Павел, является ее служителем или проповедником. Кол.1:24 .  Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь ,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кол.1:8 .  который и известил нас о вашей любви в духе. Ап. благодарит Бога за то, что Колоссяне сохраняют веру в Иисуса Христа и любовь ко всем верующим, что они питают надежду на будущее небесное блаженство (уготованное – см. 1Пет 1:4 ). – «В истинном слове благовествования». Ап. этим утверждает авторитет просветителей Колоссян светом Евангелия: эти просветители сообщили им правильные понятия о христианстве… – «Как и во всем мире». Желая выставить на вид величие истинного христианства и ничтожество Колосского лжеучения, Ап. говорит, что вера Христова распространилась уже по всему миру и повсюду приносит добрые плоды, привлекая к себе все новых и новых исповедников ( «возрастает»). Главным просветителем колоссян является сотрудник Апостола Павла – Епафрас: он много способствовал правильному христианскому развитию Колосских христиан. – «Любви в духе»). Здесь говорится о любви Колоссян к Павлу (о любви их к христианам вообще сказано уже в 4-м ст.). Любовь эта имеет свою опору в Духе Святом и потому тверда и нелицемерна. Кол.1:9 .  Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, Кол.1:10 .  чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, Кол.1:11 .  укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, Так как доброе основание уже положено в Колоссянах, то Ап. теперь молит Бога о том, чтобы Колоссяне могли идти далее в своем христианском развитии. Ап. желает, чтобы они исполнялись «познанием» воли Божией ( πγνωοις – совершенное, полное познание ср. Рим 1:28 ), что достигается посредством всякой премудрости ( σοφα), которая, как способность теоретическая, точно определяет цель, с какой человек должен стремиться, и посредством разумения духовного ( σνεσις – нравственный такт ) или умения избирать для достижения цели чистые и вполне пригодные средства. Полное познание воли Божией необходимо для того, чтобы мы могли приближаться к нашему Отцу-Богу, быть Ему угодными и чрез это нравственное усовершенствование возрастать в познании Бога, расширять свое христианское мировоззрение (христианская жизнь и христианское знание таким образом, по Апостолу, помогают развиваться друг другу). Но так как христианин может почерпнуть силы для своего нравственного усовершенствования только в Боге, то и Колоссяне должны искать подкрепления у Бога, утверждаться с Его благодатной помощью в «терпении» – пред великими искушениями и в «великодушии» – правильнее: в долготерпении – перед продолжительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кол.2:14 .  истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; Что касается Иудеев, то им (к ним Ап. присоединяет и себя самого – «о нас») также Бог простил грехи, «истребив» – ξαλεψας – точнее: изгладив, вытерши при этом «рукописание» или долговое обязательство, какое дали Евреи при Синае, обязавшись исполнять волю Божию. Рукописание это было составлено в форме определенных точных постановлений ( τοις δγμασιν – по-русски не точно: «истребив учением» ср. Еф.2:15 ). – «Против нас». Мы не имели силы исполнить условия этой расписки, и она висела пред нами, загораживая нам путь к Богу. – «Взял от среды», – т. е. уничтожил (ср. 2Сол.2:7 ). – «Пригвоздил ко кресту», т. е. Своими крестными страданиями Христос уничтожил силу этого обязательства, и самая наша расписка, уже совершенно потерявшая все свои письмена, была повешена Им на Свой крест, в знак того, что она уже недействительна. Кол.2:15 .  отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою, На кресте Своем Христос вместе с тем отнял силы у злых духов, которые так вредили язычникам (ср. Еф 2:2 ), или собственно, снял с них военные доспехи ( πεκδυσμενος). Здесь Он «властно» – точнее: открыто, всенародно (Феофилакт) – показал их побежденными. – «Восторжествовав над ними Собою» – точнее: «проведя их вслед за Собою в Своем триумфальном шествии». – «Собою» – точнее: «в нем», т. е. в кресте – Кол.2:14 , или «за Своим крестом» (который по представлению Апостола, Он держит в руках, как триумфатор обыкновенно держал в руках свое знамя или копье). Кол.2:16 .  Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: Так как Христос освободил людей от обязанности исполнять обрядовые постановления Моисеева закона, то поэтому никто не вправе осуждать Колоссян за их свободное отношение к выбору яств и питья или за несоблюдение ими какого-нибудь праздника иудейского ( εορτς – великого праздника), или праздника новомесячия, или же обыкновенной субботы. В отношении к пище и питью Колосские лжеучители, вероятно, заходили дальше требований Моисеева закона и, подобно Ессеям, требовали воздержания от некоторых родов пищи и питья. (Мухин стр. 194) – «Какого- нибудь» – точнее: «части праздников» ( εν μρει). Лжеучители, очевидно, не имели и возможности соблюдать все праздники иудейские, на которые обыкновенно заграничные Иудеи ходили в Иерусалим на богомолье. Из Колосс ходить было очень далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кол. 2:18–19 — «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы» , т. е. Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышляющие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу. Потом появились другие еретики, проповедывавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий; Архангела же Михаила называли богом евреев [ 1 ]. Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов, призывали бесов и служили им, называя их ангелами. В особенности же такие ереси умножились в Колоссах [ 2 ], принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов [ 3 ]. Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им, как служителям Божиим и хранителям рода человеческаго [ 4 ]. И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали устроять благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила — начальника Ангелов. Так, в Хонах, над чудотворным источником, был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого архистратига Михаила [ 5 ]. Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре — девятом от марта, первого месяца от сотворения мира — для обозначения числа чинов ангельских, каковых чинов считает девять святой Дионисий Ареопагит [ 6 ], ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба, там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику. 2 Кор. 12:2 — «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010