Под 1666 годом мы имеем весьма определенное указание, что в великий четверток причащались Св. Таин «клирицы соборные и апостольские церкви в стихарях» 72 . По примеру патриархов и русские Митрополиты в XVII столетии также совершали торжественные богослужения с клириками, одетыми в стихари. «И подияки с облачением и с лампадою и со свещами приходят в выходную палату, читаем мы в новгородском Чиновнике начала XVII столетия, и облачаются по обычаю (Sic) в полате и, облачася, приходят пред крестовую келью с лампадою и со свещами» 73 . Итак, не подлежит никакому сомнению, что стихари сделались богослужебным одеянием наших клириков гораздо раньше издания в свет Чиновника архиерейского священнослужения 1677 года, когда стихарь положено было возлагать и на низших клириков, при их посвящениях. Стихарь, очевидно, во всех указанных случаях был ничем иным, как византийским камисием и заменил в практике малую фелонь. Но стихари низших клириков, однакоже, отличались от стихарей диаконских, о чем ясно говорят старинные описи архиерейских ризниц. «Шесть стихарей подъяческих малых, читаем мы в описи имущества, оставшогося по смерти смоленского Митрополита Варлаама, штофу красного полушолкового, оплечья и нарукавники трипу красного, подложены крашениною лазоревою» 74 , или «Шесть стихарей больших и средних станиц, говорится в описи архиерейской ризницы Софийского собора и имущества Митрополита Новгородского Иова, желтой камки, на двух стихарях оплечья и зарукавье изорбав золотной с серебром, травы шелковые; подолники отлас красной, подложеные крашениною лазоревою; а на четырех стихарях оплечье и зарукавье черленые, полосатые, простые» 75 . Чтобы видеть разницу в стихарях диаконских в параллель этим описаниям мы подставим описания тех же описей и этих стихарей. «Стихарь изорбав золотной по черевчатой земли, описывается один из стихарей диаконских в описи Митрополита Иова, оплечье и зарукавье шито золотом и серебром, по черному бархату, около оплечья и зарукавья круживо серебряное кованое, ветхое; подолник участок золотной по серебряной земли, крест тогож участка; подложен крашениною кирпичный цветъ 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но в настоящее время мы имеем дело с ситуацией, когда большинству наших современников приходится изучать церковнославянский как иностранный. Это означает, что в ХХ веке в результате прекращения широкого преподавания церковнославянского языка возникло своего рода раздвоение языкового сознания, в результате которого русский и церковнославянский языки стали постепенно отчуждаться друг от друга — более того, с некоторых пор между ними возникла опасная конфронтация. Не допустить перерастания этой конфронтации в конфликт, означающий окончательный “развод” церковнославянского и русского, — важнейшая задача Русской Церкви на современном этапе. Задача эта очень сложная и многоплановая, во многих случаях она потребует поиска новых подходов. Чтобы не повторять ошибок прошлых лет, требуется широкое, подлинно соборное обсуждение вопроса о современном состоянии и будущем развитиии церковнославянского языка. Эта дискуссия должна проводиться на общецерковном уровне, для чего целесообразно было бы создать совещательный орган по аналогии с предсоборными совещаниями, проводившимися по ряду вопросов в начале XX века, чтобы в рамках этого органа все заинтересованные стороны могли бы обсуждать накопившиеся за долгие годы вопросы и вырабатывать способы их решения. Эти решения могли бы быть впоследствии представлены на утверждение Поместного или Архиерейского собора. Впрочем, несмотря на то, что такой орган пока не создан, дерзнём высказать свой подход к решению проблемы богослужебного языка. Суть этого подхода сводится к тому, чтобы придать новый импульс развитию церковнославянского языка. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что то новое, которое сейчас столь настоятельно требуется, есть хорошо забытое старое. “Новизна” должна заключаться прежде всего в возможно более широком распространении и изучении церковнославянского языка, а также в создании новых текстов и переводов — причём в первую очередь переводов с церковнославянского… на церковнославянский. Может быть, даже имеет смысл по аналогии с современным русским языком говорить о современном церковнославянском языке — пусть слависты решают, насколько допустимо введение подобного термина в научный оборот. Не будем забывать и о том, что последняя, не самая существенная ревизия богослужебных текстов проводилась на рубеже XIX–XX вв. Но если переводы святых Отцов, сделанные в XIX веке на русский язык, на настоящий момент считаются безнадёжно устаревшими, то что говорить о переводах на церковнославянский, большинство из которых сделаны не позднее XVII века?

http://pravmir.ru/myisli-o-yazyike-bogos...

В указе Св. Синода от 22 апреля 1763 года поставлено было ему в вину то, что «в древнем в неделю Православия чиноположении, по которому он, как сам объявил, во все свое архиерейство положенной церемонии не отправлял, учинил сам собою некоторый перемены и пополнения, которыя ни к чему иному не клонятся, точию к тому, как и его вышеозначенный оба доношения, по коему в сем году в Ростове, и отправление было. Каковых, по своему мудрствованию, перемен и прибавок без ведома Св. Синода, по своей архиерейской присяге 141 чинить ему не надлежало» (Чтен. Имп. Моск. Общ. истор. и древн. 1875 г. Кн. I, стр. 133). Чиноположение, по которому Арсений Мацеевич совершил в 1763 г. отлучение от Церкви, сперва хранилось в Ростовской соборной церкви, потом взято было в Святейший Синод. 142 Дальнейшая судьба его неизвестна. Сборник XVII века, откуда мы заимствовали Ростовский чин, форматом равняется книге в 1/32 долю и писан так мелко, что едва ли мог быть употреблен при богослужении. Чиноположение же, по которому совершалась служба в 1763 году, «было в десть, писано уставом, в бумажном золоченом переплете». Это была отдельная особая книжка. В Чтениях Императорского Московского Общества истории и древностей (1862 г. Кн. 2) напечатана «Выписка из последовавших в нынешнем году (1762) случившихся новостей». В «Выписке» находится чин Православия, совершенный в том году Арсением Мацеевичем , но без изложения самих анафематствований. В чине только исчислены лица, преданные анафеме, с кратким указанием проступков некоторых отлученных. Таким образом, отсутствует анафематствование обидящим церкви. Но в конце чина, после того как сказано о проклятии Мазепы, приводятся слова, имеющие отношение к обидящим церкви, и затем по окончании чина молитва Арсения Мацеевича . Окончание чина следующее: «Если и ныне кто установленнаго в Греко-российской церкви установления, презря седмь соборов вселенских утверждение, что не приличное и не богоугодное, а богопротивное и душепагубное, или презрев церковное благолепие, и чудное оных создание, покусится разорити или присвоити, а на увещание пастырское явятся не склонны, с теми неминуемое и с выше означенными церковно возмутителями последует Божие неблагословение, с коими Божий гнев не коснит и погибель не дремлет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Американской епархией и постановлением Архиерейского Собора от 23 авг./5 сент. 1927 г. утвержден в этой должности. В первое время своего управления он видел вокруг себя только горсть людей, сумевших, сразу убедившись в незаконности действий митр. Платона, сделать отсюда решительные выводы. Мирянам трудно было разобраться в создавшейся обстановке. Духовенство опасалось вступить в конфликт с руководителями своих приходов, от которых зависело денежно. Привыкло оно, к тому же, беспрекословно подчиняться властному митрополиту. Поэтому даже многие из духовных лиц, коим ясна была его каноническая неправда, предпочитали плыть по течению. Самое большее, на что они решались – это тайно общаться с законным главой епархии, отыскивая его по отдельным квартирам гостеприимных пасомых. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец благоволил дать вам Царство» – изрек Господь наш Иисус Христос ( Лк.12:32 ). Малое стадо, пасомое истинным архипастырем, стало постепенно увеличиваться. Одни ясно усваивали каноническую правду, другие приходили к этому, убеждаясь в своевольности действий митр. Платона, использовавшего по своему усмотрению освобождение себя от надзора Высшей Церковной Власти. Понимание истины ярко проявилось в следующем постановлении годичного собрания Петро-Павловского прихода в Скректоне (штат Пенсильвания), состоявшемся 30 декабря 1928 г. «На поднятый вопрос, кто является законноправящим Епископом православной русской епархии в Америке, после всесторонних обсуждений и разъяснений, постановили: в виду того, что: 1) митрополит Платон вышел из канонического подчинения раньше им признаваемому Собору русских православных епископов заграницей и этим прервал всякую связь с Соборною Православною Русской Церковью; 2) что митрополит Платон после этого разрыва начал самочинную деятельность по проведении автокефалии, против желания народа и неоправдываемой никакими обстоятельствами; 3) что Митрополит Платон на Соборе русских православных епископов, состоявшемся 14/27 июня 1927 года в Сремских Карловцах, своим заявлением об аннулировании Детройтского Собора явно показал пренебрежение к голосу народа и духовенства, которые никогда не желали и не думали о проведении автокефалии, и этим заявлением, следовательно, снял с себя и полномочия на управление епархией, данные ему на том же Соборе на основании его уверений, оказавшихся недоказанными, о назначении его правящим Северо-Американской епархией Патриархом Тихоном; 4) что, будучи запрещенным в священнослужении и устраненным от управления Северо-Американской епархией Собором русских православных Епископов, продолжает не только совершать богослужения, но усилил свою противоканоническую деятельность, выражающуюся в массовом насаждении новых викариев, что не вызывается никакими нуждами епархии; 5) что захват имущества Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Являясь правящим архиереем стольного града, я стараюсь делать все возможное, чтобы московские приходы могли жить полноценной церковной жизнью, чтобы духовные потребности москвичей удовлетворялись в полной мере Чаще всего я служу в московских кафедральных соборах: Храме Христа Спасителя и Богоявленском соборе, что в Елохове. Также я регулярно совершаю богослужения в древних соборах Московского Кремля. За истекший период я более пятидесяти раз совершал Божественную литургию в кремлевских храмах. Кроме того, я регулярно совершал богослужения в монастырских и приходских храмах Москвы, а также принимал участие в закладке и освящении тридцати двух храмов и часовен. По традиции в декабре проводится ежегодное Епархиальное собрание Москвы, на котором в своем докладе я представляю вниманию его участников обзор общецерковных, епархиальных и приходских проблем. Среди важнейших вопросов, рассматривавшихся на состоявшихся в межсоборный период Епархиальных собраниях, были темы духовного и нравственного облика священнослужителей, злоупотреблений в духовнической практике, недостаточного культурного уровня отдельных клириков, слабой активности в области социального служения. Мне приходилось довольно остро ставить вопрос и о церковной дисциплине, и об отношениях между клириками. Особое внимание уделялось задачам развития образовательной, диаконической и миссионерской деятельности приходов. Неотъемлемой частью патриаршего служения сегодня стали визиты в епархии. Меня весьма радует возможность посещать самые отдаленные уголки России и зарубежья, где живет наша паства, и видеть своими глазами возрождение церковной жизни на местах. Ни рапорты и годовые отчеты Преосвященных, ни письма священнослужителей и прихожан, ни сообщения средств массовой информации не могут в полной мере отразить многообразие приходской и епархиальной жизни с ее успехами и неудачами, радостями и тревогами. Патриаршие богослужения во время посещения епархий собирают большое количество клириков и мирян, в том числе прибывающих из близлежащих епархий. Общение с Патриархом за богослужением является для духовенства и верующих самым очевидным свидетельством полноты благодатной жизни Церкви, дает возможность огромному количеству людей разделить друг с другом и со своим Предстоятелем радость участия в Евхаристии. Это позволяет христианину преодолеть некоторую отчужденность, возникающую в результате погруженности в бытовые заботы своего прихода, и на личном опыте познать торжество церковной соборности.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Работа Совета призвана содействовать исполнению решений Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода, обустройству различных направлений церковной жизни на региональном уровне (в этих целях глава митрополии и епархиальные архиереи на ежегодной основе делают сообщения о деятельности епархий). Дабы подчеркнуть координирующую роль митрополии в устроении церковной жизни на её территории, в положении о митрополиях закреплена возможность создания межъепархиальных коллегий и иных структур, призванных обеспечить взаимодействие профильных епархиальных отделов. Наблюдает за таким взаимодействием Архиерейский совет митрополии, в том числе посредством заслушивания отчётов руководителей межъепархиальных коллегий и структур. В задачи Совета входит подготовка перечня соборных богослужений в дни памяти местных святых и чтимых образов, принятие решений о деятельности духовных учебных заведений, расположенных в митрополии, а также распределение по епархиям объёма финансирования таких учебных заведений и контроль за устройством их выпускников, обсуждение проектов и мероприятий, касающихся всех епархий митрополии, в том числе в части финансирования общих проектов, распределение между епархиями материальной поддержки, поступающей из общих для всей митрополии источников. Совет наделяется правомочием выступать с предложениями Священному Синоду произвести изменения в епархиях, входящих в состав митрополии, учредить новые епархии или изменить их именования, а также предложить Синоду кандидатов для замещения вакантных кафедр. Обращает на себя внимание закреплённая в положении о митрополиях возможность созывать собрание духовенства митрополии или представителей духовенства от всех епархий митрополии без фиксации периодичности созыва. Однако в документе никак не раскрываются роль и значение такого собрания. По всей видимости, на собраниях священнослужителей (заметим, что для мирян возможности участия в собрании не предусматривается) не предполагается принимать решения, касающиеся устроения церковной жизни в митрополии, но такие собрания представляют собой форму общения духовенства митрополии. Представляется полезным закрепить совещательный характер собрания, на котором духовенство митрополии и наиболее активные и опытные миряне могли бы участвовать в обсуждении путей развития церковной жизни на региональном уровне. Постановка проблем, экспертные оценки — этот «голос с мест» способен помочь Архиерейскому совету митрополии определить востребованные направления работы. Ещё предстоит научиться чаще «прикладывать ухо к земле», чтобы труд на церковной ниве принёс наибольшую пользу.

http://bogoslov.ru/article/6192329

Прот. Попов наставляет: «Священник произносит молитву призывания Святого Духа и благословляет Дары не торопливо. При этом имянословное (перстами руки) он изображает со всею точностью; благословляющую руку прямо надносит на Агнец, затем на вино в сосуде, наконец, на то и другое, а не как-либо со стороны или мало простирая руку; слова пресуществления Даров произносит он внятно, без поклонов, с особенною выразительностью для большого убеждения себя и других в действительности того, что совершается в эти минуты Духом Святым. При соборном служении каждый из священников за старшим произносит, как участвующий в совершении тайны, все те слова, которые относятся к совершению ее, то-есть, начиная с «Приимите, ядите..». и оканчивая «преложив Духом Твоим Святым», произносит шепотом и, по возможности, не отставая от других, равно как и не предупреждая старшого, словом, как бы из одних уст говорились все эти слова. Бездействовать в это время прочие священники, как и при архиерейском служении, не должны; они рукою только не действуют в совершении бескровной Жертвы, но духом, молитвой, устами и глазами вполне участвуют в ней. После совершения же тайны диакон внятно и твердо говорит трижды: «Аминь». Еще скажу: если где столько преступна торопливость и неточность действий священника, так особенно в этом священнейшем деле, в эти минуты. Может быть даже повод сослужащим иереям или одному диакону к сомнению, — совершилась-ли тайна преложения Даров, если предстоятель слишком скоро, как произнес слова для совершения ее, так и благословил Дары, не давая диакону договаривать: «сердце чисто..» и «не отвержи мене», препятствуя ему отвечать каждый раз «Аминь», или если в свою очередь и диакон вяло и не своевременно, заминая священника, произносил те слова, которые должен был произносить. Еще маленькая запоздалость на этот раз не повредит делу. Но преждевременность, но предупреждение могут мешать. Вообще в богослужении должно идти одно за другим, и в таком-то разе скорее избегнем какоголибо замешательства. В данном же случае часто смешивает священника диакон за литургией св. Василия Великого, как менее известной. И нужно внушить диакону, чтобы он вперед заучил все слова к совершению страшной тайны, которые про изнести приходится на его долю. Неторопливость на сей раз священнодействующего тем особенно важна, что в таком случае уже не останется забытым что-либо из высоких слов и действий, которые входят в состав совершения тайны, и не может после этого возникнуть сомнение, часто напрасное, — всели то сказано и сделано, что должно быть» (Попов, ч. 2я, стр. 58–60). Поминовение святых, живых и мертвых

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Лица, соприкасавшиеся с архиепископом Антонием, неоднократно отмечали силу его молитвы. К молитве он прибегал постоянно и часто. Эта молитва особо ощущалась во время богослужения, когда владыка Антоний как бы отрешался от земли и «гор е имел сердце». Но не только во время службы он молился. Имеются многочисленные свидетельства о том, что люди обращались к архиепископу Антонию со своими личными, семейными, да и церковными трудностями и просили его помолиться о них - их просьбы не были посрамлены, и нередко вскоре, но как-то тихо, трудности разрешались, и становилось ясно, как дальше жить, как дальше поступать. О непрестанности молитвы владыки Антония свидетельствовал протодиакон Алексий Котар. Он вспоминал, как он несколько раз, и до болезни и во время болезни владыки, заходя к нему в архиерейские покои для того, чтобы помочь приготовиться к поездке в больницу на очередные уколы, заставал владыку еще спящим, но во сне уста владыки повторяли Иисусову молитву. В ноябре 1999 года, в американский праздник День благодарения, архиепископ Антоний был у одного соборного священника на ужине. Он был в очень добром расположении духа и много рассказывал о своих встречах с разными людьми. Один из присутствующих спросил его о том, какие духовные советы ему давали его духовные наставники. Владыка Антоний помолчал, потом тихо сказал, что это уже область для исповеди. Вообще он не любил говорить о себе. Иногда делился своими радостями и горестями, своими встречами, но целомудренно молчал о том, что совершал Господь в глубине его сердца. Наиболее близкими и прочувствованными владыкой Антонием темами были тема сыновства и тема обновления. Его излюбленный текст был: «Сыне, дай мне твое сердце» (Притч. 23: 26). И во все великие праздники он призывал свою паству к обновлению, к новой жизни: «Пусть молитва, как острый нож хирурга, сделает нас хоть теперь новыми... Если же с жаждой стремиться к обновлению в ожидании праздника или даже теперь, когда он наступил... тогда этот праздник явит себя могущественно, как таинство странное и преславное» (из Рождественского послания 1968 г.). Как он радовался и умилялся, что мы - усыновленные Богом, что мы уже - дети Божии. И особенно в праздники он чувствовал, что помощь для обновления души так близка в эти святые дни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви 01.02.2010 582 Время на чтение 6 минут Список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви утвержден на первом заседании президиума 29 января 2010 года. Комиссия по вопросам богословия: - богословское осмысление творения мира и человека; - соотношение науки и веры; - отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг; - издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении. Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви: - место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления; - процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси; - процедура и критерии избрания кандидатов во епископы; - вопросы обеспечения учительного, административного, информационного и экономического единства церковного управления; - митрополичьи округа как форма церковного устройства; - границы приходов и членство в приходе; - социальная поддержка духовенства и причта; - вопросы материального обеспечения клира. Комиссия по вопросам церковного права: - кодификация источников церковного права; - принципы интерпретации канонов; - церковно-судебная практика; - упорядочение практики совершения браков (в частности повторных); - отношение к кремации; - дисциплина поста; - критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве. Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства: - упорядочение практики совершения уставного богослужения; - литургические тексты и чинопоследования; - урегулирование практики совершения Таинств и обрядов; - эстетика богослужения; - церковная архитектура (строительство и реставрация), иконопись, церковное пение и - колокольный звон; - богослужения в памятные исторические даты; - общецерковное богослужебное предание и местные богослужебные обычаи; - вопрос о молитве за самоубийц и некрещеных.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Т. е. нужно знать, что в праздники поем трисвятое с пением, и когда дойдут певцы до славы (при пении трисвятаго), диакон подходит к священнику, держа орарь в правой руке и говорит: благослови владыко славу (пение трисвятаго на слава), священник – благословенъ Богъ славимый во Св. Троиц; и обратившись, диакон показывает народу орарь, и тогда доместик (регент певцов) начинает „слава“. При пении сего сходятся священники и диаконы к сопрестолию и когда протодиакон скажет: повели владыко, а иереи – благословенъ грядый… после сего отходят к св. кафедре (горнее место) и (диакон) показывает на нее орарем, говоря: „благослови владыко св. каедру“… Этих подробностей нет у Гоара, ни в теперешнем служебнике, а между тем они рисуют весьма замечательную сторону древняго обряда, уцелевшую теперь в случайных отрывках, потерявших первоначальный исторический смысл. Дело идет о службе соборной в праздники и касается исполнения трисвятаго. Перед тем, как начать это пение в последний раз, диакон, взяв благословение у священника, выходил к царским дверям и движением ораря давал доместику знак начинать последний раз трисвятое „на слава“, в это время служащие направлялись к горнему месту. Обращение диакона к священнику со словами: „благослови владыко время трисвятаго“, по теперешнему служебнику, есть ничто иное как обращение за благословением; возглас священника „яко святъ еси“… составляет ответ на это обращение, но ответ недостаточно ясно выраженный и несоответствующий вполне своему значению. В греческом уставе, нами приведенном, это соответствие выдерживается. Теперь обращение не произносится вслух, а ответ священника: яко святъ еси… произносится возгласно. По тесной связи того и другого следовало бы их согласить; а потому или оба произносить возгласно, или тайно, как обмен взаимных обращений священника и диакона. По-видимому, дело происходило последним способом. Теперешний выход диакона к царским дверям и особенное движение орарем по направлению к народу со словами „и во вки вковъ“ есть ничто иное, как распоряжение, которое отдавал диакон посредством ораря начинать трисвятое. Весьма вероятно при этом он произносил: „слава отцу“ (δοξα); откуда и выродился теперешний – мало идущий к делу – возглас: и во вки вковъ. Что касается до возгласа „Господи спаси благочестивыя“ то в основании его лежит древний обычай, по которому священник, по вступлении в алтарь, обращался к народу с приветствием и благословением. В полной силе он удержался теперь при служении архиерейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010