В самом начале своего царствования Екатерина II замыслила отнять у архиерейских кафедр и монастырей вотчины: но пред коронацией своей сперва было утешила и успокоила духовенство возвращением по прежнему в управление духовных властей отобранных у них имений и даже уничтожила, «впредь до приведения в порядок духовных штатов», коллегию экономии, заведовавшую при императоре Петре III монастырскими вотчинами. «Мы не имеем намерения», писала она, «присвоить себе церковные имения, но только предписать закон о лучшем устройстве их». Но вслед затем, под наблюдением Екатерины II, была учреждена особая комиссия из двух духовных и трех светских членов; в числе первых находился неприязненный Арсению Мациевичу митрополит Димитрий Сеченов, старавшийся заслужить благоволение императрицы содействием видам ее политики. Комиссии поручено было «составить правила о лучшем употреблении церковных имений, во славу Божию и пользу отечества». Комиссия эта отправила во все монастырские вотчины и архиерейские дома приходо-расходные книги, для записывания денежного и хлебного сбора, и избранных ею отставных обер-офицеров для точнейшей поверки сообщенных духовными властями сведений о состоянии и количестве церковных имений. Командированные комиссиею обер-офицеры, исполняя возложенные на них обязанности, не оказывали должного уважения не только к личности духовных властей, но и к принадлежностям церковного богослужения; нередко они входили в олтари без всякого благоговения и дерзали касаться церковных престолов, потиров и других священных сосудов. Что же касается обыкновенного церковного имущества, то к нему они всегда относились слишком самоправно и с крайнею обидою для духовных властей. В распоряжениях комиссии и действиях обер-офицеров ростовский митрополит Арсений Мациевич видел нарушение прав церковной заветной собственности, а в отобрании архиерейских и монастырских вотчин крайнее унижение духовенства, и даже стремление к прекращению монашества и архиерейства, без которого «не оное что воспоследует, токмо от древния нашея церкви апостольской отступство, а с тем вместе последует поповщина, а потом безпоповщина... и тогда наше государство перейдет на раскольническое, или на Кальвинское государство». Опираясь на соборное правило, что посвященное Богу не может быть отчуждаемо, он ставил это правило выше смысла клятвенного своего обещания, данного им при хиротонии в архиерея, во всем повиноваться царской власти и надлежащим образом, по совести своей, исполнять инструкции, регламенты и указы, именем государя от предуставленных начальников объявленные.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

Затем диакон и священник облачаются. Каждый из них приемлет в руки свои стихарь и творит три поклона к востоку, произносится молитву: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя». После сей молитвы диакон приходит к священнику 574 , держа в правой руке стихарь с орарем и, подклонив ему главу, просит благословения, произнося: «Благослови, Владыко, стихарь с орарем». Священник благословляет, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков» (Служебн.). Получив благословение от иерея и целовав десницу его (Тип., гл. 2, вечерня по кафизме), диакон отходит в одну сторону алтаря и, целовав стихарь (Служебн.), где крест на одежде 575 , облачается, произнося при сем молитвы, положенные Уставом. Священник, облачаясь, берет каждую одежду в левую руку, назнаменует (благословляет) ее, произносит назначенную в Служебнике молитву и, целовав одежду, как диакон, надевает ее. Когда священник украсится одеждами, тогда он с диаконом отходит в предложение, в ту часть алтаря, где хранятся сосуды, и там оба умывают руки. Умовением рук пред началом священнодействия они выражают, что приступают к служению, очистивши себя, сколько возможно для сил человеческих, от всякия скверны плоти и духа, приступают с незлобивою душою, с правотою сердца. Они произносят псалом: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея . . . Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи» ( Пс.25:6–12 ). После сего диакон приготовляет на жертвеннике священные сосуды, поставляя рядом дискос и Потир, дискос на левой стороне, а Потир на правой (по отношению к стоящему пред жертвенником), и «прочая с ними», т. с. звездицу, копие, губу, покровцы и воздух. Облачившись и умыв руки, священник и диакон приступают к совершению самой проскомидии. Проскомидия И при соборном служении многих священников «действо проскомидии ([Pροσχομiδ) один иерей токмо да творит и глаголет 576 изображенная (в Служебнике), прочии же служители (служащие) ничтоже проскомидии особне (кроме того иерея) да глаголют» (Служебн., чин литургии, см. в конце проскомидии) 577 . Проскомидию обыкновенно совершает священник младший из служащих. При архиерейском служении проскомидию совершает также один священник. Стоящие же при архиерее во время чтения часов архимандриты. игумены, протопресвитеры ничтоже проскомидии глаголют (Чиновн., лит. св. Злат., при начале) 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Почему и сам архиерей, совершая во время Херувимской песни подобающее его сану проскомидийное действо, ничего не повторяет особо над этими просфорами, даже и не прикасается к ним, а прямо берет в свои руки просфоры заздравную и заупокойную и, вынимая из них частицы, полагает их на дискосе, поминая «их же хощет живыя и мертвыя». Если же так поступает архиерей – высший образец для всех сослужащих ему священников, то, несомненно, и все они должны поступать по его архипастырскому примеру: он ничего не повторяет особо из существенных частей действа проскомидийного, тем более никто из них не может этого делать; он, поминая «их же хощет живыя и мертвыя», не творит что-либо особо, а только продолжает то, что еще прежде его начато было проскомисавшим священником. Точно так и всякий сослужащий священник, вынимая частицы из просфор заздравной и заупокойной, не глаголет при этом ничтоже проскомидии особно, а только продолжает и восполняет то, чего нередко не в состоянии бывает исполнить проскомисавший священник – или из-за множества подаваемых мирянами просфор, или из-за своего отсутствия в алтаре, как это всегда бывает при архиерейских богослужениях, когда очередной, проскомисавший священник от начала чтения часов и самого малого входа находится на середине церкви около архиерейской кафедры. Мало того, повсеместная практика церковная представляет нам еще более широкое понимание и решение этого вопроса. Она усвояет право поминать живых и умерших и вынимать за них частицы не только всякому из соборно служащих священников, но даже всякому вообще, хотя бы и не служащему, а только присутствующему в алтаре священнику, особенно в тех случаях, когда служащий и проскомисающий священник не в состоянии сам прочесть всех поминальных книжечек и записочек и вынуть частицы из всех просфор, подаваемых на проскомидию мирянами. Это бывает в особенности в тех монастырях и лаврах, куда в известное время года стекаются многотысячные массы богомольцев. Пишущему эти строки приходилось не раз участвовать в таком проскомидийном действе в воронежском Митрофановом монастыре во время наибольшего наплыва богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

118 Эти исследования подтверждают и развивают критерии, выдвинутые такими исследователями, как покойный Дом Ансельм Штриттматтер (аббатство Св. Ансельма, Вашингтон) и Андре Жакоб. Они первыми выделили различные семейства и редакции евхологических рукописей, а также выявили отличия константинопольской традиции от истоков византийской «литургической периферии» 119  – главным образом монастырских центров Южной Италии и горы Синай до господства горы Афон в более поздний период. 120 Эта типология, особенно в том виде, в каком она разработана ИИаренти, обнаруживает «старый» или до-иконоборческий «протовхологий», сохранившийся только в рукописях из Палестины, Синая и южной Италии, причем для последней характерны восточные интерполяции. 121 Эта до-иконоборческая форма восходит к более ранним, ныне утраченным источникам константинопольской традиции, элементы которой можно выделить в существующих рукописях. Позднее, начиная со студийской эры, возникла новая редакция Евхология. Паренти называет ее «послеиконоборческим Евхологием» и выделяет в его пределах три различные традиции (константинопольскую, 122 итало-греческую и византийско-палестинскую) и несколько отчетливых типов (соборный, приходской, монастырский, смешанный; архиерейский и священнический) в зависимости от их литургического использования. 123 Некоторые общие черты, свойственные этим разным типам «нового Евхология», свидетельствуют с растущей очевидностью о литургической реформе, предпринятой в Константинополе после победы иконопочитания в 843 г. Эта реформа постепенно распространялась на периферию, где, как ото уже случалось в другие времена в истории богослужения, она осуществлялась более консервативно: изменения вводились более медленно, в то время как некоторые элементы старого Евхология устойчиво сохранялись, и местные особенности полностью пе исчезали. Сохранившиеся рукописные свидетельства показывают, что Палестина с ее монастырскими центрами, находившимися в оживленных контактах со студийскими монастырями столицы в период борьбы с иконоборчеством и после него, восприняла перемены почти тотчас же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В первый же месяц его архиерейства Волжской эпидемиологической станцией было вынесено решение " о прекращении эксплуатации Троицкого и Духосошественского соборов " . Молодой архиерей отправился в Москву и встретился с председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедовым, это сыграло решающую роль в том, что соборы не были закрыты, а компромисс был найден - решено было сократить целование икон. Спустя год архиерейского правления Владыки Пимена число храмов было увеличено до 30 вследствие урегулирования вопроса о регистрации гражданскими властями исполнительных органов пяти приходов. При посещении В. А. Куроедова Владыка сообщил ему, что в пяти храмах Волгоградской области нет службы, запрещают местные власти вот уже около пяти лет, хотя на месте престолы, иконостасы, облачения и хранятся у церковных советов ключи, а уполномоченный требует не вмешиваться в этот вопрос, чтобы " не осложнять обстановку " . В. А. Куроедов сказал: " Поезжайте в Саратов спокойно, я дам указание открыть эти 5 церквей " . Спустя несколько дней во всех этих храмах возобновились богослужения. Кроме того, Владыка добился разрешения на служение священников-пенсионеров при архиерейских службах, без К концу 1965 года в епархии действовали следующие храмы и молитвенные дома. В Саратовской области: 9 храмов и 3 молитвенных дома (храмы: в Саратове два собора, Вольске, Петровске, Пугачеве, Хвалынске, Аркадаке, Ртищеве, Дергачах; молитвенные дома: в Энгельсе, Балашове и Балаково). В Волгоградской области: 12 храмов и 6 молитвенных домов (храмы: в Волгограде, Старой Отраде, Райгороде, Серафимовиче, Урюпинске, Камышине, Киквидзе, Рудне, Островской, Сенном, Филонове и Елани; молитвенные дома: в Михайловке, Фролове, Средней Ахтубе, Калаче-на-Дону, Котельникове и В храмах служило 42 священника и 13 диаконов. Владыка увеличил клир волгоградского Казанского собора введением третьего штатного священника и клир саратовского Свято-Троицкого собора - пятого В 1966 году стараниями Владыки Пимена был открыт храм в селе Нижняя Добринка Волгоградской число приходов в епархии достигло тридцати одного, и это количество не менялось 22 года, вплоть до юбилея 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Из них был 21 городской храм и 10 сельских, 27 каменных, 4 деревянных, 3 соборных, монастырей в епархии не было ни

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Соборное и синодальное законотворчество последних лет, в результате которого были образованы новые епархии, с одной стороны, безусловно, дало сильный импульс к развитию церковной жизни на местах, с другой же стороны помогло увидеть наличие проблем, решение которых заслуживает общецерковного внимания. Каким должен быть приход XXI века? С каким ожиданием наши современники приходят в храм и встают на путь воцерковления? В минувшем году совершенствованию приходской жизни были посвящены заседания, как Священного Синода, так и Высшего Церковного Совета . По их итогам я направил во все епархии послание, посвященное вовлечению прихожан в жизнь приходских общин, вне зависимости от того, как долго человек посещает храм. Я также просил вас, дорогие владыки, направить свои предложения по данному вопросу. В поступивших ответах вы единодушно свидетельствовали о том, что построение христианских общин на приходах является сегодня одной из главных задач архиерея и священника. Ваши многочисленные предложения и пожелания были учтены при подготовке моего нынешнего сообщения и, несомненно, будут учитываться в нашей дальнейшей совместной работе. Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Эти слова апостола обращены ведь не только к членам первых христианских общин, но и ко всем христианам во все исторические времена. Примером следования апостольскому призыву должны быть, в первую очередь, мы, архипастыри, в нашем общении с духовенством и с мирянами. Хотел бы поделиться своими впечатлениями от посещения московских приходов, во время которых удается неформально побеседовать с приходскими активистами, познакомиться с их трудами. В этом плане важное значение приобретают приходские трапезы, традиционно продолжающие богослужение. Они дают возможность услышать озабоченность прихожан, ответить на их вопросы, совместно поразмышлять. Решение административных вопросов не должно поглощать большую часть времени архиерея. Ведь наша основная задача — быть рядом с людьми, своим личным примером, добрым словом и неравнодушным участием поддерживать и вдохновлять как священнослужителей, так и приходских тружеников. Участие архиерея в общении с прихожанами будет добрым примером и для священнослужителей.

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-mosko...

Миссионерское служение Выступая на прошлом Соборе, я поддержал идею создания миссионерских станов в епархиях Севера и Дальнего Востока. В межсоборный период был разработан проект типового здания миссионерского стана для районов Крайнего севера, начата работа по их возведению. В долгосрочные миссионерские экспедиции по дальневосточным епархиям направлялись синодальные миссионеры. При этом с епархиями заключались договоры, регулирующие взаимодействие в сфере организации миссионерских станов и проведения миссионерских экспедиций. Это направление деятельности должно оставаться одним из приоритетных в области миссии среди коренных малочисленных народов. В соответствии с моим поручением «организовывать ежегодные методические совещания преподавателей миссиологии, всем Духовным учебным заведениям ввести в учебные планы миссионерскую практику», в межсоборный период проводились соответствующие семинары в различных федеральных округах России. На основании обобщения приобретенного опыта подготовлен проект нового учебника по предмету «Миссиология», разработан Стандарт миссионерских практик для учебных заведений Русской Православной Церкви, проходящий апробацию и обсуждение с целью введения в учебный план духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Также хотел бы сказать несколько слов о деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Во исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года о развитии Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции как учреждения по подготовке единоверческих клириков в данном центре ведется подготовка священнослужителей и хористов для старообрядных храмов. Прошли стажировку священнослужители из 4 епархий. Число старообрядных приходов Русской Православной Церкви постепенно увеличивается, растет их активность. Проводятся совместные, организованные силами нескольких приходов, богослужения у православных святынь и в соборных храмах. Недавно, 12 января 2013 года, в связи со 100-летним юбилеем Первого Всероссийского единоверческого съезда впервые в истории после раскола по моему благословению Высокопреосвященнейшим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в сослужении архиереев и клириков в Успенском соборе Московского Кремля была совершена Божественная литургия по древнему чину.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В Москве состоится очередной пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Москва, 25 мая 2021 г. 26-28 мая 2021 года в Москве пройдет пленум Межсоборного присутствия, в ходе которого будут рассматриваться важные документы, разработанные в комиссиях Межсоборного присутствия и затем вынесенные на предварительное общецерковное обсуждение, — «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», «О светской трудовой деятельности священнослужителей», сообщает Патриархия.ru . Также будет продолжено обсуждение «Положения о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей», работа над которым была начата на предыдущем пленуме Межсоборного присутствия в январе 2020 года. Пленарные заседания Межсоборного присутствия пройдут в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Пленум начнется с молебного пения, которое совершит секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, после чего со вступительным словом к членам пленума Межсоборного присутствия обратится Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности, относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом.

http://pravoslavie.ru/139520.html

Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святого Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. Побуждаемый желанием взглянуть на мощи святителя, боярин проделал щель в гробнице и увидел, что тело святителя лежит покрытое покровом на церковном помосте, совершенно целое, без признаков разрушения. Мало-помалу об этом узнали и другие жители этого города, время от времени посматривали в щель гробницы и дивились виденному. Так продолжалось до 1558 года. В этом же году архиепископ Пимен, убедившись через других и лично в нетленности мощей святителя Никиты, письменно донес об этом царю и митрополиту, которые с великой радостью повелели ему открыть гробницу святого, переложить тело его в новую деревянную гробницу так, чтобы оно открыто почивало, и установить общецерковное празднование святому. Чтобы открыть гробницу святого, пришлось разбирать иконостас, так как придел богоотец Иоакима и Анны был очень мал и половина гробницы святителя была в алтаре. Когда гробницу открыли, то увидели, что тело святого покоилось в земле, на два локтя ниже помоста церковного; оно было покрыто плащаницей, а лицо святителя озарено небесным светом; правая рука его благословляющая лежала на персях, левая же была простерта к коленям; правая нога обращена была подошвою вверх, левая же в сторону. Облачив святителя в новые архиерейские одежды, его снова положили в гробницу на прежнем месте. В назначенное время архиепископ Пимен с многочисленным собором духовенства совершил при гробнице святителя Никиты молебное пение, во время которого честные мощи его были переложены на «уготованный одр» и перенесены в главный соборный храм, где затем было отслужено всенощное бдение. Во время богослужения, когда происходило уставное чтение и священнослужащие сидели, одному из игуменов было видение, что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала кадить в алтарь, а затем в храм и вскоре сделался невидим. По окончании всенощного бдения народ приложился к мощам святителя, а архиепископ переложил их в гробницу, которая временно, по повелению митрополита, была поставлена на правой стороне храма у малого столпа против амвона до окончания работ по расширению придела богоотец Иоакима и Анны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

«Антиминс, – говорит Учительное Известие, – аще будет раздраный, диравный, или изчернелый, якоже письменам на нем сущим не познаватися, такожде и на пишемей бумаге, – никакоже на таковом служити достоит: дерзаяй же на сицевом служите, яко уничижитель Божественных Таин, смертно согрешает и епископской казни подпадает, сиесть, запрещению или отлучению». Наблюдать за этим обязываются благочинные и местные священники, которые, в случае поврежденности антиминса, должны просить у Преосвященного о выдаче нового антиминса. Ветхие же антиминсы должны быть отбираемы в архиерейские и соборные ризницы для хранения» (Указания Святейшего Синода 24 октября 1735 г., 8 октября 1742 г.). При освящении антиминсов над ними бывают те же священнодействия, какие и над престолом, когда освящение его совершается архиереем: читаются те же молитвы, поют те же песнопения и совершаются те же обряды. Архиерей поливает антиминсы родостамной (родостамна – красное вино, смешанное с розовой водой), помазует святым миром и влагает в них святые мощи, для чего вшиваются в антиминсах, посреди верхнего края, особые влагалища. В эти влагалища архиерей полагает сначала воскомастих, (воскомастих составляется из растопленнаго воска с благовонными веществами, толченым мастихом, ладаном, алоем, или белой серой) (Чин. освящ. антиминс.), «таже приемлет святых мощей частицы и положит я в воскомастих и возливает на них святое миро, и укрепит добре с воскомастихом» (Чин. освящ. антиминс.). Беседа О средней части храма I. Самый храм – это средняя и самая большая часть храма, которая назначается для христиан истинно верующих. В древние времена христиане имели к этой части храма высокое уважение: императоры при входе в нее снимали с себя корону и оружие, как знаки земного величия, выражая тем свое смирение перед величием Божиим. II. а) Когда вы войдете в эту часть храма, то тотчас же заметите ту величественную перегородку, которая отделяет храм от алтаря. Эта перегородка называется иконостасом, потому что она снизу доверху обставлена иконами (образами).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010