Архив Пн Как работает соборный разум 12 февраля 2013 г. 19:27 Одним из важных деяний прошедшего  2-5 февраля 2013 года Архиерейского Собора стала новая редакция Устава Русской Православной Церкви. Новые положения Устава комментирует профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин. — За последние годы в жизни Церкви происходили разнообразные изменения, что естественно. Неужели они настолько глобальны, чтобы менять Устав? — Новая редакция Устава действительно должна была отразить те новшества, которые уже прочно вошли в жизнь Церкви за последние десять лет. Например, в тексте Устава, который, напомним, был принят в 2000 году, теперь появились определения о статусе митрополий (на основании выработанного ранее Положения о митрополиях ). Митрополии — это, как правило, результат разделения одной большой епархии на несколько при сохранении уз, которые их связывают. Архиерей, занимающий правящую кафедру, становится митрополитом всей своей бывшей епархии: он председательствует на архиерейских советах митрополии, в который входят все правящие и викарные епископы; его имя возносится за богослужением. Но епархии, входящие в состав митрополий, находятся в прямом каноническом подчинении высшей церковной власти. Главная цель преобразований епархиальной структуры была в умножении числа кафедр, с тем чтобы епископы стали ближе к своей пастве и церковная жизнь была бы под более пристальным наблюдением архиерея. Но все же в новообразованных епархиях могут возникать вопросы, связанные с недостатком опыта молодых епископов, которым придется выстраивать всю систему епархии практически заново на новой кафедре, поэтому новым епархиям полезно сохранить связь с центральной кафедрой региона, ставшей митрополичьей. Также в Уставе отражены особенности устроения жизни митрополичьих округов. Высшая церковная власть в митрополичьем округе принадлежит Синоду под председательством главы митрополичьего округа. Два митрополичьих округа — в Казахстане и в Средней Азии — объединяют епархии, находящиеся в близких или аналогичных правовых условиях. Главная цель таких административно-территориальных единиц — дать возможность епископам на этих территориях координировать свою деятельность, в том числе взаимодействовать с государственными властями, реагировать на разные законодательные инновации, участвовать в образовательных и просветительских проектах. Все эти вопросы рассматриваются на уровне митрополичьего округа под председательством митрополита, занимающего соответствующую кафедру: Ташкентскую или Астанайскую . В новой редакции Устава отражено также, что главы двух существующих митрополичьих округов являются постоянными членами Священного Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/2789902.ht...

Архив Пн Разъяснение о некоторых особенностях совершения входных молитв перед Божественной литургией 24 августа 2023 г. 20:40 Разъяснение, разработанное комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, одобрено на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопросы Существуют две практики совершения входных молитв: с возложением священником на себя епитрахили и без ее возложения. Какую практику можно считать верной? Оправдан ли обычай некоторых священнослужителей при совершении входных молитв совершать поклонение чтимым храмовым образам помимо местных образов Спасителя и Богородицы в иконостасе? Оправдана ли такая практика, когда при соборном служении литургии несколькими священниками, завершив входные молитвы и поклонившись святому престолу, предстоятель (в пресвитерском сане) подает напрестольный крест сослужащим для целования? Ответ Указания богослужебных книг и содержащаяся в них логика позволяют утверждать, что входные молитвы могут читаться как в епитрахили, так и без нее, то есть допустимы обе практики. Поклонение чтимым храмовым образам наряду с поклонением местным иконам Спасителя и Богородицы, положенным по чину входных молитв, также является возможным. Напротив, практика, когда при соборном служении нескольких священников предстоятель в пресвитерском сане, завершая входные молитвы, подает напрестольный крест для целования сослужащим, нежелательна. Разъяснение ответа Существует две разные практики чтения входных молитв: с возложением предстоятелем епитрахили на себя или без ее возложения. Первая практика восходит к встречающимся в богослужебных книгах указаниям о постоянном наличии возле царских врат епитрахили специально для случаев чтения священником молитв перед этими вратами 1 , что, однако, не свойственно современной русской богослужебной традиции. Вторая практика исходит из желания подчеркнуть благоговейное отношение к святому алтарю, не позволяя священнослужителям входить в него до окончания входных молитв — ведь в случае хранения облачений в алтаре, невозможно возложить на себя епитрахиль, предварительно не оказавшись внутри алтаря. Следует также отметить, что при архиерейском служении литургии предстоятель совершает входные молитвы без епитрахили, таким образом, вторая практика также отражена в богослужебных книгах 2 . Следовательно, обе упомянутые практики вполне обоснованы и их следует признать равнозначными и допустимыми.

http://patriarchia.ru/db/text/6053200.ht...

Еще одним источником шума в большинстве храмов оказывается клирос, обычно левый, где поют «любители», куда доступ имеют все желающие, у кого есть (а иногда и нет) слух и голос. На клиросе, где поет «правый», т.е. профессиональный, оплачиваемый хор, дисциплина сравнительно удовлетворительна, чего, как правило, нельзя сказать о «левом» хоре. В самом деле, каждый певец правого хора зависит от регента, который может применять к нему меры дисциплинарного взыскания, в частности за разговоры на посторонние темы, споры и т.п. Некоторые из этих мер весьма ощутительны, например, удаление с клироса, лишение или снижение зарплаты, а то и увольнение. В левом, так называемом любительском хоре, наоборот, регент, обычно псаломщик или «головщик» (запевала), сам зависим от хора: любой певец или певица может произвольно не явиться, вести себя во время богослужения в соответствии с собственным уровнем благочестия (часто весьма низким), настроением и другими личностными факторами сугубо переменного характера. Замечания регента оказываются, чаще всего, малоэффективными, ибо не подкреплены возможностями административного или материального воздействия. В результате на клиросе тоже возникают разговоры, смех, нередко споры и ссоры, т.е. шум, который доносится до стоящих по близости прихожан, вызывая в них не только удивление и досаду, но и антицерковные мысли и настроения, разрушая идеальные представления о духовном состоянии тех, кто удостоен Богом счастья во весь голос Его прославлять. Наибольший соблазн, наибольшее смятение в души верующих православных мирян вносит недостойное поведение духовенства. Тут приходится говорить об отрицательном воздействии, которое оказывает на духовное состояние и поведение священнослужителей иконостас. Скрывая их от глаз прихожан в течение большей части богослужения, иконостас способствует созданию в алтаре атмосферы интимности, некоторому ослаблению самоконтроля и тем более внимания к тому, что читается и поется вне алтаря. Сказанное особенно ярко проявляется при соборных и архиерейских служениях. В этих случаях алтарь оказывается переполнен духовенством, особенно молодыми, чаще всего духовно невоспитанными иподьяконами и алтарниками, которые суетятся, постоянно передвигаются с места на место, надевают облачения, выполняют «тысячи мелочей» архиерейского обихода, подходят друг к другу (в первую очередь, конечно, к архиерею) с приветствиями и за благословением, – и все это создает мощный гул, делающий содержание того, что читается и поется по другую сторону иконостаса, уже совершенно недоступным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Кстати уж, чтобы сказать всё разом, а об этом я давно хотел просить вас: нельзя ли исходатайствовать у кого0либо архиерейское облачение и для здешнего собора? Здесь есть золотое, подаренное Государем Императором, когда он, будучи Наследником, посетил Японию; но я его берегу пуще глаза. Есть и бархатные, пожертвованные графинею Шереметевой и другими; эти изредка, в определённые для того праздники, употребляются. А для воскресных богослужений были и есть одно – серебряной позолоченой парчи, пожертвованное в Москве в 1880 г. Больше 20 лет почти неизменно каждое воскресенье я его употребляю; и, конечно, оно устарело, как ни бережно мы с ним обращаемся. В замен его нужно другое, такое же. Облачение из серебряной позолоченой парчи – самое приличное для воскресных богослужений. Для священников и прочих, участвующих в соборном служении мы почти ежегодно выписываем из Петербурга мишуровые облачения. Они дёшевы и новые, благолепны, но скоро портятся, тогда мы рассылаем их в провинциальные церкви, а для собора выписываем новые. Таким образом у нас кроме епископа, облачения всегда свежие и благолепны; только у епископа всегда одно и тоже – старое, правда, из серебряной парчи, но обтёршееся и с висящими нитками, которые то и дело приходится обрывать по возможности незаметно. Вы прислали мне большой список Московских богачей, и я часто держу его в руках, стараясь угадать, к кому бы? Но как подумаю, сколько при постройке собора я исписал бумаги на совершенно безответные письма, то ужас обдержит пуститься опять в такое же безнадёжное и безвестное море. Дайте верный компас. 29 июля того же 1902 г. преосвященный Николай уведомлял о. Благоразумова о том, что многоразличные просьбы его по делам устройства церквей, обращённые как к о. Благоразумову, так и к другим благотворителям, исполняются. «А вот и новая, сравнительно небольшая и не трудно исполнимая просьба. Домовые иконы здесь есть – хромотипография Троце-Сергиевой Лавры на полотне, а также здешнего печатания. Но часто просят икон поценнее. Ценные, в серебряных окладах, также имеются на всякий случай, но их весьма редко спрашивают, а просят средних между теми и другими. В Москве не печатаются красками иконы на таких металлических досках. Недавно один священник нашего военного судна подарил мне такую икону Божией Матери, весьма благолепную, и у меня тотчас же выпросили её родители одной четы для благословения её пред совершением бракосочетания. Другие также просят подобных икон. Будьте добры купить таких нам, на первый раз не более 10. Если окажутся теми самыми, каких мы желаем, то, конечно, мы будем частыми заказчиками иконного магазина. Иконы должны быть именно благолепные; если с неправильными ликами, или с другими изъянами, препятствующими чувству благоговения и вместе чувству изящного, то их придётся спрятать здесь и не показывать никому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Рабочие заседания Архиерейского Собора, как правило, проходят в здании Патриархии в Белграде, но могут проводиться и в других местах. Это обычно связанно с восстановлением какой-нибудь святыни, особым юбилеем или памятной датой. Естественно обязательным элементом заседаний Соборов является и соборное богослужение – в первую очередь Божественные литургии. Бывает и так, что члены Собора выезжают совместно к какой-нибудь святыне, совершают там богослужение и возвращаются в Белград, чтобы продолжить заседание. Срок рабочего заседания точно не определен, но, как правило, в последние годы заседания не продолжались дольше недели. На продолжительность заседания влияет само течение работы Собора, то, как проходят обсуждения, характер рассматриваемых вопросов. — В чем особенность предстоящего заседания Архиерейского Собора? — Первоначально, сразу после избрания нового Патриарха, планировалось, что это заседание пройдет в Печской Патриархии на территории Косово и Метохии, где должно было состояться торжественное возведение Святейшего Иринея на древний трон Печских Патриархов. Ожидалось присутствие гостей из братских Поместных Церквей, приезд иностранных делегаций. Однако позднее этот торжественный акт решили перенести на грядущую осень, и весеннее заседание Собора решено было провести в Белграде. Другими словами, оно будет носить более рабочий характер. Если говорить об особенностях предстоящего заседания, тот тут можно обратить внимание на один момент. Дело в том, что блаженно почивший Патриарх Павел по состоянию здоровья не мог председательствовать на нескольких последних рабочих заседаниях Собора. Поэтому Соборы последнего времени не могли заняться, например, избранием новых архиереев, перемещением архиереев на другие кафедры и целым рядом других вопросов. Сейчас же должно состояться, если можно так сказать, «полноценное» рабочее заседание Собора. Многие наболевшие вопросы могут быть оперативно рассмотрены и решены его полным составом. Здание Сербской Патриархии в Белграде, где проходят заседания Архиерейских Соборов

http://pravmir.ru/ieromonax-ignatij-shes...

Он писал к ним «лживые и пустые оправдания», обещал и поминать патриарха иерусалимского на богослужении, но поминать «по любви, а не по долгу» 58 . Эта уступка конечно не могла ввести в заблуждение патриархов: так как возношение имени при богослужении выражает каноническое подчинение епископа поминаемому митрополиту или патриарху и поэтому должно быть выражением не личных отношений, допускающих изменения, а долга и подчинения; то патриархи естественно видели в этом только уловку, за которою скрывалось нежелание подчиняться иерусалимскому патриарху, тем более что Анания и в формальностях не думал отступать от своих притязаний, и в своих посланиях патриарху иерусалимскому подписывался просто «богомольцем» 59 . Поэтому, после многих напрасных увещаний и убеждений, чрез полтора года после первого послания патриарха Нектария синайским отцам по этому делу, в декабре 1670 года патриархи константинопольский Мефодий и иерусалимский – уже Досифей, вынуждаются употребить решительную меру против упорного архиепископа Синая. Под председательством патриарха константинопольского, в присутствии патриарха иерусалимского Досифея, девяти митрополитов и епископов и некоторых духовных и светских сановников составляется синод, и по обсуждении всего дела, архиепископ Анания осуждается и как «нарушающий и преступающий пределы, которые положили отцы, а Бог и истина утвердили, и к этому как презревший синодальное запрещение и различным образом поправший церковные определения», объявляется лишенным архиерейского сана и прав, о чем и составлена была синодальная грамота 60 . Мера сильная, и как видно это наказание подействовало на честолюбивого Ананию. Он убедил синайских отцов просить у патриархов прощения ему и отмены соборного постановления. Милость эта была ему оказана, но скоро после этого Анания сам подал отречение от игуменства на Синае и был уволен 61 . Но для прекращения злоупотреблений недостаточно было низложить притязательного и гордого архиепископа: при неопределенности предшествовавших постановлений касательно некоторых прав синайского архиепископа и его отношений к иерусалимскому патриарху, нужно было озаботиться уяснением и дополнением прежних правил по этому предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

631 Из уложения этого собора видно, как, например, дьячки читали на вечернях и утренях псалмы, борзо, вдруг в несколько голосов, решительно без всякого внимания, и при чтении стояли неблагопристойно, лицом не к царским дверям, а назад, или на сторону или, как певцы пели, псаломщики читали, диаконы говорили эктении, а священники – возгласы, не выслушивая и не дожидаясь друг друга, все в один голос. Коснея в закоренелой лености и помышляя только о своем телесном покое, нерадивые служители олтаря делили службу Божию на части, чтобы скорее кончить ее. В Духовном Регламенте читаем об этом следующее: «худый и вредный и весьма богопротивный обычай вшел службы церковныя и молебны двоегласно и многогласно петь, так что утреня или вечерня на части разобрана, вдруг от многих поется и два или три молебна вдруг от многих певчих и чтецов совершаются. Сие сделалось от лености клира и вошло во обычай и, конечно должно есть перевести таковое богомоление». 632 Нарушая устав и порядок церковного богослужения, недостойные священники и диаконы нередко дерзали совершать божественную литургию и прочие церковные службы в нетрезвом виде и во время богослужения в олтаре производили всякого рода бесчиние и соблазн, ссорились, бранились сквернословно. Так, в соборном ответе (1681 г. на третье предложение царя Феодора Алексеевича читаем: «в нынешнее время многие попы и диаконы живут бесчинно, упиваются безмерным пианством и дерзают бесстрашием неизтрезвився служить божественную литургию и прочие церковныя службы, утрени, вечерни, молебны, панихиды, такожде и церковныя тайны, св. крещение, миропомазание и благословение брака, и исповедание, св. причащение, и над болящими елеосвящение, действуют пьяные и от такого бесчиннаго пианства в покаяние не приходят и не престают и божественнаго писания не внимают, а архиерейские запрещения презирают». 633 Такие беспорядки господствовали в некоторых православных церквах в XVII веке и в начале XVIII, во время сильного распространения раскола в церкви русской, и так неблагоговейно вели себя многие церковнослужители и православные при церковном богоглужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Начиная с сугубой ектении, скуфьи и камилавки могут быть надеваемы до «Ныне силы небесныя…» Затем, сняв их, не полагается надевать до «Да исполнятся уста…» и так далее, как и на обыкновенной Литургии. Что касается прочих церковных служб, то у нас не принято стоять с покрытой головой на вечерне и утрене во время чтения так называемых светильничных и утренних молитв, при чтении акафистов и затем на всех службах при чтении Евангелия, молитв на молебнах и так далее. Нечего и говорить, разумеется, что если наши скуфьи и камилавки суть известного рода подобие митр, как сказали мы выше и как действительно это само собою следует по существу, то, судя по тому, что митры не только архиерейские, но и архимандричьи всегда ставятся на престоле, не будет греха, если и священник сделает то же со своею скуфьей или камилавкой. Но рождается вопрос: зачем, собственно, делать это, когда и без того много места найдется для них в других местах алтаря? К тому же надо принять во внимание то, что, будучи подобием митры вообще, наши скуфьи и камилавки имеют то коренное отличие от нее, что последние носятся нами не только в церкви, но и вне ее, между тем как митра употребляется только в церкви при богослужении и потому во всей полноте имеет характер церковного облачения или одежды в собствен ном смысле этого слова, характер, дающий ей такое же полное право равно быть на голове и ставиться на престоле. Потому священникам, имеющим скуфьи и камилавки, вместо того, что бы спрашивать, можно ли их ставить или полагать на престоле, лучше бы позаботиться о том, чтобы побольше оказывать уважение к ним, да не ходить, надев ту или другую, без нужды по базарам и даже по улице и прочее и прочее. А то, согласитесь, в одной и той же «шапке» исправлять обыденные дела, а потом служить в церкви негоже. Тем более, где ж тут еще рассуждать о положении ее на престоле? («Руководство для сельских пастырей». 1887 г.). Какие награды и знаки отличия дают священникам право на первенство при соборном служении? «Руководство для сельских пастырей», разрешая этот вопрос, утверждает, что орденские отличия не должны иметь значения в иерархическом положении священнослужителей во храме Божием при богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Стиль прямо-таки иезуитский: лживый и лукавый. Под первым номером в «партии красных» поставил своё имя сам отец настоятель. Так на глазах всего прихода была осуществлена чудовищная духовная провокация. Но жители Балашихи – молодцы (оказались не хуже тверских). На сегодняшний день «красные» пока в меньшинстве. Правда, отец Димитрий заявил, что на Рождество Христово всё равно Паремии будут прочитаны по-русски. 2. Эпидемия в Русской Церкви Переход на новый богослужебный язык означает церковную реформацию. Это следует ясно понимать и священникам, и мирянам. Но большинство верующих об этом не думают и умудряются этого не замечать. Попытка проведения языковой реформы через специально образованный для этого орган «Межсоборное присутствие» была недавно организована, но с треском провалилась. Эта обновленческая инициатива вызвала в 2011 – 2013 годах бурную полемику и была сознательно отвергнута православными мирянами и священнослужителями. При этом никаких официальных соборных или синодальных решений о проведении церковных реформ (слава Богу!) принято не было. По этой причине все встречающиеся инициативы по реформированию богослужения являются антиканоническими и антиуставными. Более того, каждый реформатор есть нарушитель Присяги, которую он подписал перед своим священническим (или архиерейским) рукоположением: «Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя». И вот, без всякого законного основания, на наших глазах идёт полным ходом необъявленная реформация «на местах», ответственность за которую берут на себя… отдельные батюшки. И даже не батюшки лично, но те приходские «общины», которых прельщённые пастыри вынуждают принимать судьбоносные для жизни Церкви решения. Попранными при этом оказываются и иерархичность, и соборность, присущие Православной Церкви. Церковное чиноначалие никаких ответственных указов о языковой реформе не отдавало. Настоятель отец Димитрий, тоже ушёл в тень. Он объяснил прихожанам, что ставит свою подпись в списке голосующих за русский язык «не как священник» – а «просто как один из членов общины». В итоге, важнейший канонический вопрос был отдан на суд людей малоцерковных и безответственных, в том числе представителей приходской молодёжи и многодетных мамаш.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/12/v_cerk...

Постановления собора без сомнения обращены были к исполнению, но не видно, чтобы привели к прекращению церковных неустройств, ибо в течение всего XVII столетия повторяются и на соборах и в местных распоряжениях епископов жалобы на те же неустройства и те же подтверждения о церковном благочинии и о поставлении на приходы обученных священников. Но и взять последних было неоткуда, и училища при церквах, коих требовал его Стоглав, 15 не заводились. Священнические места нередко передавались по наследству, иногда совсем безграмотным, знавшим только по памяти необходимые молитвы, хотя по правилам запрещено было рукополагать не умеющих читать. В сельских приходах нередко знающим службу и грамоту считался только дьяк – он же и писарь (превратившийся после в дьячка). 16 И патриаршее правление не принесло существенных улучшений ни науки, ни благочиния. Богослужения все превращалось во внешнюю обрядность, доходившую до того, что служба совершалась многогласно, то есть на разные голоса совместно вычитывалось и выпевалось все, в беспорядочном шуме язычном,– лишь бы только никакая часть устава не оставалась невыполненною. И с этим безобразием боролись церковные власти в течение многих лет, доколе не прекратилось наконец многогласие. Но наряду со всем этим безобразием увеличивались повсюду в соборных храмах и в архиерейских служениях обрядность, пышность и продолжительность богослужения, по московскому и новгородскому образцу. А в Москве патриарх Никон 17 со старанием украшал и увеличивал обряды богослужения, и ввел еще в архиерейскую службу две так называемые «великие похвалы», прерывающие литургию 18 продолжительным громогласием дьякона и певческого хора. Известные записки о пребывании в Москве антиохийского патриарха Макария 19 представляют подробную картину праздничных патриарших богослужений, длившихся по восьми и более часов,– картину, поражающую азиатскою пышностью облачений и обилием обрядностей. Восемнадцатое столетие было темное для Церкви время; стали, правда, учреждаться училища и умножилось число обученного духовенства, но духовенство было унижено и перед законом, оставаясь под давлением и насилием светских и духовных властей; а прежние несовершенства церковной жизни оставались неисправленными. Лишь в XIX столетии, особливо во второй половине его, повеяло в Церкви новым духом и началось разумное оживление духа церковности в богослужении: прошло увлечение итальянским пением и явилось стремление к изучению древних напевов и к гармонизации их в древних русских ладах. Еще заметнее стало это оживление церковной жизни, когда с учреждением церковно-приходских школ стали распространяться по селам и разумная грамотность, и разумное преподавание Закона Божия, и разумное одушевленное церковное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010