Во всё рассматриваемое нами время продолжали оставаться в наших церквах греческие амвоны, которые были у нас в период до-монгольский и с которыми наши нынешние так называемые амвоны не имеют ничего общего. К сказанному об амвонах в Ι томе (2 половина, стр. 197 fin. sqq/231 ) имеем сделать здесь некоторое дополнение. Во-первых, к приведённым там ( стр. 202 fin/.236 ) свидетельствам об амвонах можем прибавить ещё одно, читаемое в „Слове избраном от святых писании, еже на латыню”, о котором говорили мы выше ( стр. 212–213 ) 622 . Во-вторых, встретили мы свидетельство XVII века, из которого оказывается: с одной стороны, что амвоны устроялись у нас такой вышины, какую имели епископские престолы в алтарях (о них Ι тома 2 половина, стр. 151 fin. sqq/176 sqq ); с другой стороны, что они были устрояемы у нас только в соборных церквах, причём, в свидетельстве неясно – в одних ли соборах кафедрально-епископских или всех вообще 623 . (/Царские двери – райские дверцы, XIV в., Известий Академии Наук т. VII, стр. 269, [Ср. 2 половины I тома стр. 899 по 2 изданию]. („Крылос”, в смысла места стояния певцов и чтецов, в деянии собора 1503г. о вдовых священниках. Священники соборных церквей пели на клиросах, – Вивлиофика VI, 209; ibid. 388 (клирос поповский); XI, 6. Клирос, – митрополита Макария Истории т. XI, стр. 370). Относительно богослужебных принадлежностей мы имеем прибавить к тому, что сказано нами в Ι томе (2 половины, стр. 213 sqq/249 sqq ) очень немногое. Архиерейское богослужебное одеяние – саккос составляло у Греков, по крайней мере, до половины XV века (до Симеона Солунского ), принадлежность не всех архиереев, а только патриархов и избраннейших митрополитов. Так как наши митрополиты периода до-монгольского не принадлежали к числу избраннейших митрополитов, то должно думать, что они не пользовались и правом ношения саккоса. После нашествия Монголов наши митрополиты начали употреблять саккосы не позднее, как со времени Фотия, от которого сохранились до настоящего времени два саккоса (хранящиеся в Московской Синодальной ризнице), и, по всей вероятности, именно с митрополита Феогноста, который, как сказали мы выше, должен быть считаем первым из русских митрополитов, причисленным к ряду или возведённым на степень избранных митрополитов патриархии 624 . Симеон Солунский говорит, что саккос не имеет рукавов, но саккосы его современника митрополита Фотия имеют рукава; следовательно, нужно думать, что во времена Симеона они употреблялись и без рукавов по-древнему, и с рукавами по-новому.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Именно он должен быть поставлен у истоков эволюции литургического последования. На Руси он известен по Киприанову служебнику (ГИМ, Син. 344). От него зависят чины XV–XVII вв., где индивидуальность последования, связанная с мощами конкретного святого, утрачивается, а сам чин дополняется второй молитвой и второй ектеньей. В процессе его эволюции он дополняется многочисленными крестными и мученическими стихирами, о происхождении которых мы считаем необходимым высказаться в свое время. В некоторых случаях перед совершителем чина может возникнуть проблема замены отсутствующих, в силу каких-либо причин, мощей крестом, содержащим в себе святые мощи или без таковых. Примеры эволюции чина, представленные кодексами РНБ МДА 83, ГИМ Син. и РНБ Солов. 707/2, где наличествуют дополнения в виде избыточных молитв, псалмов и новозаветных чтений, таки не получают дальнейшего развития. Вариативность чина, представленного вторым вариантом, как в плане богослужебного последования, так и в области литургических атрибутов (возможность замены мощей крестом), указывает, возможно, на его позднее и, определенно, местное происхождение. При этом стоит отметить, что чин омовения мощей, принятый в южнославянских церквах, по сути дела не претерпел изменений за 200 лет. Это, на наш взгляд, подтверждает гипотезу о югославянском происхождении чина, появившегося на Руси в результате литургической деятельности митрополита Киприана. Однако в то же время встает вопрос о литургических, психологических и социальных источниках и причинах его эволюции в Древней Руси. Наши наблюдения не могут быть исчерпывающими без сопоставления чина частного богослужения, присутствующего в требниках, с соборным последованием, известным по архиерейским чиновникам XVI–XVIII вв. Только в результате сравнительного анализа частного и общественного богослужения можно придти к окончательным выводам о происхождении данного чина омовения святых мощей. Последования архиерейских чиновников чрезвычайно важны именно в силу того, что они отражают не столько структуру богослужения, зафиксированную текстом песнопений, сколько именно «драматургию» службы, последовательное описание всех основных, второстепенных и предварительных богослужебных действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Достижения в области просвещения и постановка этого дела в Литовской епархии вызвали даже беспокойство в Римско-Като­лической Церкви. Это видно из циркуляра, который 12 февраля 1902 г. издал Виленский бискуп Зверович. «Принимая во внимание, что церковно-приходские школы и школы грамоты, находятся в исключительном ведении православного духовенства, имеют... безусловно вредное влияние на подрастающее католическое юношество, – говорилось в циркуляре, – стро­жайше предписываем всему духовенству Ви­ленской епархии бдительно следить, чтобы католические дети не посещали сказанных школ; в случае же обнаружения подобных фактов, если увещания и наставления не помо­гут, повелеваем не давать на исповеди разре­шения от грехов как детям, обучающимся в этих школах, так ровно родителям и опекунам, посы­лающим их туда». Большое внимание уделялось торжествен­ности богослужения. Несмотря на преклонный уже возраст (владыке Ювеналию было 72, когда он прибыл в Литовскую епархию) архиепископ Ювеналий сам старался возглавить все воскрес­ные и праздничные богослужения. Это притом, что по внутреннему своему состоянию он не любил помпезности и «посещал церкви без всякой особой помпы, взяв с собой одного иерея и диакона» (12), тем не менее, торжественности архиерейских служб и служб вообще уделялось особое внимание. Церковное руководство счита­ло, что «торжественные и чинные богослужения сильно действуют на западно-русское население» (из отчёта Обер-прокурора Синода). Возможно, в силу этого архиепископ Ювеналий служил обычно в роскошных облачениях и еже­годно пополнял ими ризницу соборного храма. Серьёзное внимание уделялось и внебогослужебным просветительским мероприятиям. Так, образованная в 1895г. при Издательском Комитете Свято-Духовского Братства Комиссия братских чтений, была выделена в отдельный, независимый от Комитета статус, что повысило её эффективность в курировании дела рели­гиозно-нравственного внебогослужебного про­свещения народа. Только в 1899 г. Комиссия провела 125 соответствующих лекций, которые посетило более 23 тыс. слушателей. При этом отмечалось, что «по вероисповеданию боль­шинство слушателей – католики, затем право­славные, старообрядцы, лютеране...» (А. Мило­видов). Очевидно, что помимо задач религиоз­но-нравственного воспитания, эти мероприятия содействовали и миссионерскому делу, которому в эти годы тоже уделялось немалое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Владислав Цыпин Как работает соборный разум Источник:  Православие.ру Одним из важных деяний прошедшего Архиерейского Собора стала новая редакция Устава Русской Православной Церкви. Этот документ регламентирует схему церковного управления на всех уровнях – от центрального до приходского. Новые положения Устава комментирует ведущий специалист по каноническому праву, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин. Протоиерей Владислав Цыпин Протоиерей Владислав Цыпин – За последние годы в жизни Церкви происходили разнообразные изменения, что естественно. Неужели они настолько глобальны, чтобы менять Устав? – Новая редакция Устава действительно должна была отразить те новшества, которые уже прочно вошли в жизнь Церкви за последние десять лет. Например, в тексте Устава, который, напомним, был принят в 2000 году, теперь появились определения о статусе митрополий (на основании выработанного ранее положения о митрополиях). Митрополии – это, как правило, результат разделения одной большой епархии на несколько при сохранении уз, которые их связывают. Архиерей, занимающий правящую кафедру, становится митрополитом всей своей бывшей епархии: он председательствует на архиерейских советах митрополии, в который входят все правящие и викарные епископы; его имя возносится за богослужением. Но епархии, входящие в состав митрополий, находятся в прямом каноническом подчинении высшей церковной власти. Главная цель преобразований епархиальной структуры была в умножении числа кафедр, с тем чтобы епископы стали ближе к своей пастве и церковная жизнь была бы под более пристальным наблюдением архиерея. Но все же в новообразованных епархиях могут возникать вопросы, связанные с недостатком опыта молодых епископов, которым придется выстраивать всю систему епархии практически заново на новой кафедре, поэтому новым епархиям полезно сохранить связь с центральной кафедрой региона, ставшей митрополичьей. Также в Уставе отражены особенности устроения жизни митрополичьих округов. Высшая церковная власть в митрополичьем округе принадлежит синоду под председательством главы митрополичьего округа. Два митрополичьих округа – в Казахстане и в Средней Азии – объединяют епархии, находящиеся в близких или аналогичных правовых условиях. Главная цель таких административно-территориальных единиц – дать возможность епископам на этих территориях координировать свою деятельность, в том числе взаимодействовать с государственными властями, реагировать на разные законодательные инновации, участвовать в образовательных и просветительских проектах. Все эти вопросы рассматриваются на уровне митрополичьего округа под председательством митрополита, занимающего соответствующую кафедру: Ташкентскую или Астанайскую. В новой редакции Устава отражено также, что главы двух существующих митрополичьих округов являются постоянными членами Священного Синода.

http://religare.ru/2_99679.html

икон в иконостасе: окадив алтарь, священник может покадить на народ из царских врат, и только (Сарат. Е.В. 1888, 16; Подол. Е.В. 1890, 8; Ц.В. 1892, 284 1894, 50; 1895, 23; Ряз. Е.В. 1896, 16). 62) При соборном служении, Евангелие подаёт диакону 2-й священник (1-й после предстоятеля); отходя для этого к престолу, он кланяется предстоятелю; подав диакону Евангелие, он снова возвращается на своё место и опять кланяется предстоятелю; в иных местах диакон, приняв Евангелие от второго священника, подносит оное к предстоятелю для целования (см. Киев. Е.В. 1891, 10; сн. ниже, 64 прим.). 63) Имя Евангелиста в этом месте произносится в родительном, а не винительном надеже (напр., Луки, а не Луку); так как диакон испрашивает благословение собственно на чтение Евангелия, а не Евангелиста (Ц.В. 1890, 30). 64) Произнесение вслух слов: «Бог молитвами», за престолом относится не к соборным, а к наиболее торжественным служениям, наприм., в престольные и двунадесятые праздники; по крайней мере такова обычная практика, подтверждаемая и тем фактом, что при соборном, но не праздничном служении (при заказных обеднях по умершим), слова: «Бог молитвами», произносятся настоятелем тихо, когда диакон подносит ему для целования Евангелие, получив его от второго священника (Ц.В. 1888,46). – Как ни странно, но некоторые думают, что слова иерея: «да даст тебе… силою многою, во исполнение евангелия», дают право диакону на крикливое окончание чтения Евангелия (см. Ц.В. 1890, 44); эти слова (см. 12 ст. 67 псалма) заключают в себе моление о ниспослании силы свыше «к действительнейшему и благоуспешному в сердцах слушателей провозглашению Евангелия» (Дмитревский, 78 стр.), что должно побуждать диакона к благочинному и благоговейно-одушевлённому, а никак не к бесчинному крикливому чтению (сн. ниже, 67 прим.). 65) О целовании Архиереем Евангелия в то время, когда оно подаётся протодиакону для благовествования на амвоне, ничего не говорится в архиерейском Чиновнике, конечно, по той причине, что Евангелие принимается протодиаконом для благовествования на амвоне не из рук Архиерея, а из рук первого архимандрита или протоиерея, сослужащего Архиерею. О целовании же Евангелия Архиереем в то время, когда оно бывает прочитано протодиаконом на амвоне и принимается самим Архиереем из рук протодиакона, ясно замечено в Чиновнике. При иерейском служении литургии, обыкновенно, священник целует св. Евангелие как в то время, когда подаёт его диакону для благовествования, так и в то время, когда обратно принимает его из рук диакона по прочтении (Рук. д.с.п. 1889, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Все в ней от посошника-мальчика с необычным ковриком в руке до «крепчайшего» гласа протодиакона заметно действует на всех. Нарядное убранство и обильное освещение храма, часто величественного своим видом и размерами, иногда очень древнего и потому полного дорогих для каждого исторических воспоминаний, празднично настроенное и соборной молитвой объединенное всесословное множество присутствующих, одетый в дорогие одежды сонм по обычаю сановных священнослужащих с епископом – нередко глубоким старцем во главе и, наконец, самая служба, всегда у нас благолепная, не- —500— спешная и «сладкопесненная», в состоянии, мне представляется, повлиять и на не очень впечатлительные, даже холодные души. Но едва ли не больше всего значат при этом одинаково внимательно наблюдаемые всеми литургические особенности с церемониальными принадлежностями архиерейского священнослужения. Высоко ставя иерарха над сослужащими и всем вообще церковным собранием, одних и особенно людей простых, на долю которых так редко выпадает у нас случай молиться за этой службой, они поражают своей новизной, внешним блеском, стройными, но порой совсем непонятными для них звуками; других увлекают своим торжественным, нередко глубоко одушевленным исполнением; для третьих – они предмет благоговейного созерцания и, пожалуй, благочестивого размышления, а человека, интересующегося прошлым христианского богослужения, эти обрядовые подробности занимают еще особой, неприметной для других, но очень важной для него стороной. При виде их он невольно переносится мыслью во времена давно минувшие и как бы представляет себя свидетелем иных несравненно более простых и едва ли не более назидательных церковно-богослужебных порядков. В отличительных особенностях и целом строе современной архиерейской службы под роскошной, веками созданной обрядовой оправой, он усматривает не особый какой-либо вид Литургии и даже не особенное ее изложение в роде характерной редакции, а узнает древний обще-литургийный обряд, в одних частях своих замечательно сохранившийся от самой глубокой, перво-христианской эпохи, в других несколько дополненный, осложненный или даже и совсем исчезнувший из обыденной церковной практики и потому еще более ценный в научном отношении по своему историческому содержанию. Познакомить с ним достопочтенное собрание, с этой полузабытой и далеко не для всех понятной археологической стороной обрядовых особенностей архиерейского служения, освободив их на время от некоторых придатков церемониального характера, и составляет мою настоящую задачу. Архиерейское служение обыкновенно предваряется у нас встречей иерарха, лишь в немногих городах, смотря по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Полный курс мой может быть готов, впрочем, не ранее еще 2-х лет, когда со студентами I курса дойду до конца. Буду с молитвою к Господу вести свое нелегкое дело и, если благословит, поделюсь плодами своих трудов и с публикой. От всей души благодарю Ваше Высокопреосвященство и за «Историю» родной мне семинарии: книга для меня весьма дорогая и сама по себе, и, особенно, как Ваш дар. Буду читать по окончании учебных занятий и, очень может быть, исполню Ваше желание: скажу мое посильное слово и во всеуслышание читающей публики. Журнал по отчету и ревизии Вашей семинарии переписывается. Я уже сообщил кое-что из этого журнала Вашему о. ректору 747 и, думается, его значительно успокоил. Вообще, на самом-то деле все это не так дурно, как разнесли то слухи. Кое-что, быть может, действительно нужно поисправить в семинарии к ее ­же пользе, а из персонала служащих никто не пострадает. О. Ректор, под руководством Вашего Высокопреосвященства, постарается устранить замеченные недостатки». 5 числа писал я в Вильну Высокопреосвященному митрополиту Киевскому Платону: «В виду предстоящего посещения Вашим Высокопреосвященством Тверской епархии сделаны мною чрез Консисторию следующие распоряжения: 1). Маршрут путешествия Вашего Высокопреосвященства сообщен Г. Тверскому Губернатору для соответственных распоряжений и 2). Духовенству означенных в маршруте местностей предписано из Консистории указами оказывать при путешествии подобающие Особе Вашего Высокопреосвященства почести. Сообщая об этом Вашему Высокопреосвященству на письмо от 19 минувшего мая, имею честь присовокупить, что протоиерей В. Ф. Владиславлев и соборный диакон В. Приклонский явятся во Ржев ко времени прибытия туда Вашего Высокопреосвященства, 17 июня, а также и г. Губернатор, и будут сопровождать Вас до г. Осташкова и обратно; для совершения богослужений в Ниловой Пустыни и Осташкове, могут быть употреблены певчие Ниловой Пустыни, с чином Архиерейского священнослужения достаточно знакомые; певчие же моего архиерейского хора явятся во Ржев к 29 числу июня, когда предполагается там служение Вашего Высокопреосвященства и оттуда имеют отправиться в Погорелое–Городище.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

— Жалко, говоришь? — Людмила Михайловна не смогла удержаться от неуместной шутки. — Значит, он тебе нравится? Может быть, ты за него замуж пойдешь? Малютка подняла на нее невинные, влажные от слез глазки. «Я бы пошла, баба Люда, — серьезно сказала она, — да он, пожалуй, не возьмет!» И что же? Прошло совсем немного времени, и девочка умерла от менингита. Как будто Косте было так строго предназначено оставаться безбрачным, что около него не должна была появиться даже тень женщины-подруги, пусть даже помощницы в будущих делах. Даже шутки, могущие нарушить целомудрие его души, пресекались свыше. Все его помыслы должны были быть посвящены Богу, а не семье. 1929-1931 Глава 22. Архиерей приехал Еще не кончились волнения, связанные с диспутами, как появилась новая, на этот раз приятная, забота — в начале лета 1929 года должен был вернуться живший в Покровске епископ Павел. Его ожидали с нетерпением и любовью. К его приезду усиленно готовились — подыскивали квартиру, проверяли, в порядке ли сохранились архиерейские облачения, лежавшие без употребления более трех лет; певчие разучивали «Исполла»; входное «Достойно» и другие песнопения. Подбирали иподиаконов и мальчиков для участия в богослужении. Первым иподиаконом, безусловно, должен быть Димитрий Васильевич, исполнявший эти обязанности при епископе Николае и при епископе Павле во время его короткого пребывания в Пугачеве в 1925 году; вторым наметили Костю. В соборной библиотеке отыскали книгу, составленную ключарем самарского собора, в которой подробно описывался порядок архиерейской службы. Что было особенно важно для неопытных иподиаконов и подчиненного им штата мальчиков, в книге подробно указывалось, когда и куда положить «орлец», когда подать посох или книгу, с какой стороны подойти, в какую повернуться, когда поклониться или поцеловать руку. Целыми часами прорабатывали «архиерейские позвонки», как сразу окрестил их диакон, каждое свое движение. При этом нередко присутствовали и батюшки, они тоже находили тут для себя немало полезного, а диакону Федору Трофимовичу участие в этой проработке чуть ли не вменилось в обязанность — он мог много напутать без подготовки.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

—826— по крайней мере дали слово готовиться с полным усердием. Полный курс мой может быть готов, впрочем, не ранее еще 2-х лет, когда со студентами I курса дойду до конца. Буду с молитвою к Господу вести свое нелегкое дело и, если благословит, поделюсь плодами своих трудов и с публикой. От всей души благодарю Ваше Высокопреосвященство и за «Историю» родной мне семинарии: книга для меня весьма дорогая и сама по себе, и, особенно, как Ваш дар. Буду читать по окончании учебных занятий и, очень может быть, исполню Ваше желание: скажу мое посильное слово и во всеуслышание читающей публики. Журнал по отчету и ревизии Вашей семинарии переписывается. Я уже сообщил кое-что из этого журнала Вашему о. ректору 1114 и, думается, его значительно успокоил. Вообще, на самом-то деле всё это не так дурно, как разнесли то слухи. Кое-что, быть может, действительно нужно поисправить в семинарии к её-же пользе, а из персонала служащих никто не пострадает. О. Ректор, под руководством Вашего Высокопреосвященства, постарается устранить замеченные недостатки». 5-го числа писал я в Вильну Высокопреосвященному митрополиту Киевскому Платону: «В виду предстоящего посещения Вашим Высокопреосвященством Тверской епархии сделаны мною чрез Консисторию следующие распоряжения: 1), маршрут путешествия Вашего Высокопреосвященства сообщен Г. Тверскому Губернатору для соответственных распоряжений и 2), духовенству означенных в маршруте местностей предписано из Консистории указами оказывать при путешествии подобающие Особе Вашего Высокопреосвященства почести. Сообщая об этом Вашему Высокопреосвященству на письмо от 19 минувшего мая, имею честь присовокупить, что протоиерей В. Ф. Владиславлев и соборный диакон В. Приклонский явятся во Ржев ко времени прибытия туда Вашего Высокопреосвященства, 17-го июня, а также и г. Губернатор, и будут сопровождать Вас до г. Осташкова и обратно; для совершения богослужений в Ниловой Пустыни и Осташкове, могут быть упо- —827— треблены певчие Ниловой Пустыни, с чином Архиерейского священнослужения достаточно знакомые; певчие же моего архиерейского хора явятся во Ржев к 29-му числу июня, когда предполагается там служение Вашего Высокопреосвященства и оттуда имеют отправиться в Погорелое-Городище.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сам Преосвященный совершал богослужения, в особенности Литургию, с чрезвычайным благоговением, часто со слезами. На вечерне в великую Пятницу он ежегодно сам читал перед святой Плащаницей акафист страстям Христовым, читал, обливаясь слезами и не редко с рыданиями. Служил владыка Софония величественно, возгласы произносил внятно, звучным голосом, несмотря на свои преклонные лета. Ни один воскресный, праздничный или высокоторжественный день не проходил без архиерейского служения. В святую Четыредесятницу Преосвященный всегда сам служил ежедневно в первую, четвертую и страстную седмицы, а в прочие седмицы сам же непременно совершал Литургии Преждеосвященных Даров по средам и пятницам, а также полные Литургии по субботам, при чем сам приобщал причастников Святых Таин, особенно младенцев. При выходе из храма после богослужения Владыка долго и не торопясь благословлял народ, а на младенцев, подносимых к нему, кроме крестного осенения, обыкновенно возлагал руку, произнося при этом: «Господь с тобой, ангел с тобой». Проповеди в Туркестанском крае Преосвященный произносил по тетрадке, так как, по его словам, старческая память уже изменяла ему, в особенности, когда он утомлялся после богослужения. Консисторскими делами владыка Софония всегда занимался аккуратно и внимательно. Все журналы и протоколы просматривал обычно по несколько раз, вдумывался в их содержание, соотносил решения с законами и обстоятельствами края и никогда не торопился с наложением резолюции. Нередко, для решения какого-либо важного дела, приглашал к себе членов и секретаря Консистории, долго советовался с ними, рассматривал и обсуждал дело со всех сторон, и только тогда утверждал мнение Консистории, когда совершенно убеждался в его справедливости. Особенно был осторожен в решении судебных дел, которых, к чести туркестанского духовенства, и при преосвященном Софонии, и при приемнике его, преосвященном Александре, т. е. в продолжении 13 лет было всего не более двух или трех. Возникло однажды дело по донесению одного соборного священника о грубости, оказанной ему псаломщиком, находившимся в нетрезвом состоянии.

http://pravoslavie.ru/36553.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010