Вообще, действо это на Руси было мало популярно, а потому и существовании его в русской богослужебной практике, сравнительно с другими действами, было не продолжительно. Но мнению о. Никольского совершение его прекратилось у нас к концу второй половины XVII в., неизвестно по какому поводу. В последний раз оно было совершено в Вологде в 1643 г. Более распространено было и долее существовало у нас «действо в неделю Вай». Право совершать его было усвоено только патриархам, но с их разрешения его могли совершать и другие архиереи. В XVII в. действо это, кроме Москвы, совершаемо было в Новгороде, Казани, Астрахани, Тобольске, Рязани и Ростове. В 1678 г. при патриархе Иоакиме найдено было нужным прекратить совершение его в провинциальных городах и с этою целью издано было особое соборное определение 48 . Но вскоре и в столице совершение этого действа начало встречал неудобства. В последней раз оно совершено было в Москве в 1696 г. Более всех должно бы быть распространено «действо страшного суда» в неделю мясопустную, так как его могли совершать не только патриарх, митрополиты и архиепископы, но и епископы, и так как оно, сравнительно с другими действами, имело более церковный и общеназидательный характер. Так вероятно было и на самом деле. В Соловецкой библиотеке есть список общеархиерейского Чиновника конца XVII в. 49 , излагающий особенности архиерейской службы но месяцеслову и триоди. В изложении порядка служб по триоди помещен здесь и устав действа страшного суда. Отсюда видно, что в конце XVII в. действо это считалось службою общеархиерейскою. Впрочем, исторические документы говорят о совершении его только в Москве, Новгороде, Вологде и Холмогорах. По конструкции своей «действо страшного суда» имеет много общего с чином новолетия. Как и этот последний, оно едва ли и может быть названо действом в собственном смысле этого слова. Это было молебное пение, совершавшееся большею частью вне храма на особо устроенном месте и состоявшее из крестного хода на «уреченное» место, пения некоторых стихир положенных на неделю мясопустную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Как сказал на пресс-конференции второго дня работы Собора владыка Ювеналий, большинство средств массовой информации писали не о том, что происходило на Соборе, а о том, что происходило за стенами храма Христа Спасителя. Действительно, посмотрим на динамику освещения первого дня собора в СМИ, выбрав несколько изданий. Издание Новости Количество аналитических материалов Количество новостей, посвященных пикет «диомидовцев» Всего материалов «Газета» Lenta.ru Newsru.com Правда Взгляд Новые Известия ИТАР-ТАСС Regions.ru К сожалению, издания, которые отвели пикету совсем небольшую нишу в информационном поле и сосредоточились на смысле происходящего, на действительно важных решениях Собора, можно пересчитать по пальцам. Собственно, подобное соотношение информационных материалов напомнило еще об одной печальной особенности современной журналистики: нежелание осмыслять факты и работать над серьезной аналитикой и справочным аппаратом. Практически ни в одном издании, писавшем о пикете «диомидоцев» не была предпринята хоть сколько-нибудь последовательная попытка разобраться в сути конфликта: напомнить о процессе, результатах обсуждения проблемы, скажем, ИНН, о целях и условиях для созыва Поместного Собора итд. Аудитории интересны действа, а не их глубинный смысл, поэтому зачем тратить время на серьезное осмысление? Или именно такой стремятся СМИ воспитать свою аудиторию? Из общей картины выделяются информационные партнеры Собора: РИА Новости, подготовившие помимо значительного количества публикаций несколько справок и инфографик и организовавшие пресс-конференцию накануне открытия Собора, и «Известия», опубликовавшие содержательное интервью владыки Климента «Всякое время благоприятно для совершения добрых дел».   В интервью с владыкой затрагиваются основные темы собора – о церковном суде, о ходе собора, молодежь, язык богослужения. Особенно стоит отметить интервью Владыки Марка Берлинского «Российской газете», в котором подробно рассказывается о соборе и представляет собой один из редких качественных материалов о ходе работы Собора.

http://pravmir.ru/svetskie-smi-ob-arxier...

с. вправе предлагать Священному Синоду кандидатов для замещения вакантных кафедр епархий митрополии. 11. Кворум архиерейского совета составляют 2/3 архиереев митрополии. Постановления архиерейского совета принимаются большинством голосов присутствующих епархиальных архиереев. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. 12. Протокол заседания архиерейского совета составляется секретарем и не позднее одной недели после заседания рассылается на согласование всем членам архиерейского совета, которые могут представить свои замечания и предложения в течение недели после рассылки. Окончательный текст подписывается главой митрополии и всеми членами архиерейского совета в течение двух недель. В случае сохраняющегося несогласия с решением архиерейского совета или с содержанием протокола каждый епархиальный архиерей вправе, подписав протокол, направить в течение недели членам архиерейского совета уведомление в письменном виде о своем несогласии, после чего вопрос повторно рассматривается архиерейским советом. В случае сохраняющегося несогласия после этого повторного рассмотрения, епархиальный архиерей вправе обратиться к Патриарху в течение месяца, либо принять решение архиерейского совета к исполнению. 13. Протокол заседания архиерейского совета направляется Патриарху в течение двух недель после подписания. 14. Глава митрополии (митрополит) является епархиальным архиереем одной из епархий митрополии и назначается Священным Синодом, о чем выдается Патриарший Указ. 15. Имя митрополита возносится во всех храмах митрополии после имени Патриарха: 16. Производство дел митрополии осуществляется епархиальным управлением епархии, возглавляемой митрополитом. 17. Митрополит: а. первенствует за богослужениями, соборно совершаемыми архиереями митрополии; б. созывает архиерейский совет, председательствует на нем, представляет его постановления Патриарху и рассылает их епархиальным архиереям митрополии; в. координирует деятельность епархий митрополии по всем направлениям церковной жизни, перечисленным в пункте 2 настоящего Положения;

http://patriarchia.ru/db/text/5284256.ht...

ж. не реже раза в год заслушивает отчеты руководителей межъепархиальных коллегий и иных межъепархиальных органов координации деятельности епархиальных отделов и выносит суждения по таковым отчетам; з. определяет перечень соборных богослужений, совершаемых всеми архиереями митрополии, в дни памяти святых, просиявших в митрополии, местных чтимых образов, а также по случаю иных торжеств, причем в отдельных случаях архиерейским советом может быть принято решение о соборном служении духовенства всех епархий митрополии, с учетом, при этом, местных транспортных условий; и. при необходимости может созывать собрание всех священнослужителей митрополии или представителей духовенства от каждой епархии митрополии; к. утверждает общий объем и распределение между епархиями материального обеспечения духовных учебных заведений, расположенных в пределах митрополии, а также обеспечения проектов и мероприятий, касающихся всех епархий митрополии; л. принимает решения, касающиеся деятельности духовных учебных заведений и развития проектов, совместно финансируемых епархиями митрополии; м. контролирует, чтобы выпускники духовных учебных заведений митрополии, поступающие в таковые из епархий митрополии, после выпуска в обязательном порядке направлялись на служение в епархию, откуда они поступали; н. утверждает порядок распределения между епархиями материальной поддержки, поступающей из общих для всей митрополии источников; о. заслушивает сообщения епархиальных архиереев митрополии относительно планов по отчуждению имущества вверенной ему епархии или ее канонических подразделений и имеет право рекомендовать епархиальному архиерею воздержаться от такового отчуждения; п. по предложению главы митрополии или епархиального архиерея епархии митрополии может давать рекомендации относительно урегулирования конфликтных ситуаций, возникших на территории данной епархии, в частности в тех случаях, когда таковые ситуации получили резонанс во всей митрополии; р. вправе представлять Священному Синоду предложения об изменении епархий митрополии, об образовании в митрополии новых епархий и их именования;

http://patriarchia.ru/db/text/5284256.ht...

С аналогичным заявлением выступил и член Государственного совета гр[аф] Д. А. Олсуфьев 341 . Вопрос об этом передан на Соборный совет. Итак, Дума и [Государственный] совет прекратили свое существование. И я, как член Государственного совета, тоже прекратил свое бытие. Полномочия мои должны были окончиться в следующем году. Я членствовал в Совете около одиннадцати лет 342 . Теперь открывается Предпарламент и будет заседать в том же столь знакомом Мариинском дворце 343 . По газетам на наших архиерейских местах в Совете будут восседать между прочим Вера Фигнер 344 , Е. Брешко-Брешковская, бабушка революции 345 . Sic transit... 346 Всенощную с митрополитом Вениамином слушали мы в Покровском Василия Блаженного соборе 347 , с богомольцами, отправившись туда пешком, в образе иереев. Служил сам о. Восторгов 348 . Мы вынесли очень хорошее впечатление от богослужения, сопровождавшегося от начала до конца общенародным пением. Эта молитва была общая – единым сердцем и едиными устами. Отец Восторгов пред кафизмою проповедовал. Народ усердно внимал ему. Хотя я не особенный поклонник Восторгова, но должен воздать ему должное: человек он умный и всякое дело, возложенное на него, он исполняет надлежащим образом. Воскресенье. 8-е октября. Слушал литургию в Успенском соборе, а служили: митрополиты Владимир, Тихон, Константин Могилевский и Иувеналий Тульский. После литургии был крестный ход вокруг Кремля в воспоминание освобождения Москвы от врагов. В крестном ходу и я принял участие. Погода была чудная. Конечно, такие грандиозные крестные ходы возможны только в Москве; но, к сожалению, порядку мало. А какой чудный Кремль с его причудливыми башнями. Вечером в помещении Митрополита было совещание епископов. Обсуждались разные текущие вопросы, вызываемые занятиями в отделах. Была речь об организации выступлений епископов по тем или иным вопросам в пленарном заседании. Тут же обсуждался вопрос о патриаршестве, так как в предстоящую среду он будет поставлен в формуле перехода в Отделе о высшем церковном управлении. Все признали необходимость восстановления патриаршества. Поэтому в конце собрания вместо «Достойно» воспели «Благословен еси Христе Боже наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Это предписание последования погребения весьма характерно и имеет значение не для одного данного случая. Если архиерей даже и не участвовал сам в совершении погребения, а оказался только присутствующим, то последнее разрешение должен дать именно он, архиерей. Иерей же читает прощальную молитву только в отсутствии архиерея. Это потому, что в Православной Церкви полноправным литургом, самостоятельным совершителем всех таинств и служб церковных является только епископ. В частности, только епископу принадлежит вся полнота власти вязать и решить. Иереи лишь легаты епископа, лишь его уполномоченные, заменяющие его там, где он физически не может быть. Иерей во всем действует не самостоятельно, а по воле епископа, от его имени (посему частое возглашение имени епископа при богослужении), за его благословение. В частности, за благословение епископа они могут вязать и решить, но иерейское связывание и разрешение лишь как бы предварительное, а окончательное и совершенное только от архиерея. В отсутствие архиерея, за его благословение иерей совершает многое из того, что по существу принадлежит только архиерею, с архиерейского соизволения пользуется многими архиерейскими правами. В частности, в присутствии архиерея он теряет право благословлять людей. В соответствии с этим и последнее разрешение усопшему, которое должно быть окончательным и совершенным и которое обычно сопровождается благословением, должно быть дано архиереем, если он присутствует. У нас вошло в обычай, чтобы при соборном совершении погребения разрешительную молитву читал духовник почившего. Но так должно быть только тогда, когда отпевание совершается одними иереями. Если же отпевание совершается архиереем, то хотя бы в числе сослужащих иереев был постоянный духовник почившего,– прощальная молитва должна быть прочитана непременно предстоятельствующим архиереем. Только если в погребении участвует несколько архиереев, и один из них был духовником почившего, разрешительную молитву следует читать именно ему, хотя бы он был одним из младших святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Священнослужащие при совершении литургии непременно должны приобщаться (Ап., 8). По «Известию Учительному», «тяжко смертно вельми погрешает» и подлежит извержению священник, если он при совершении Божественной литургии не приобщается св. Тайн. На этом же основании священнику не позволительно участвовать в совершении литургии «соборне» без принятия св. Таин за этою литургией (сн. 100 см.). В воскресенье и праздничные дни диакон должен служить литургию непременно с приготовлением 143 (Ин. наст., 25; см. также Ин. бл., 13). Равные по иерархической степени священнослужащие не имеют права приобщать друг друга, но низшие священнослужители принимают приобщение от высших: диаконы от священников, священники от епископов, причем к св. Тайнам приступают сперва высшие 144 , потом низшие (I, 18). При соборном служении причащает диаконов старший священник, так как ему при этом служении принадлежит преимущество чести – предстоятельство, и ему, следовательно, более прилично, чем младшему священнику, причащать диакона; при архиерейском служении причащает диаконов не младший из иереев, сослужащих архиерею, а старший из лиц пресвитерского достоинства – протоиерей или архимандрит (Рук. д.с.п. 1890, 6). Кроме архиереев, пресвитеров и диаконов, в алтаре никто не причащается, потому что только эти три чина рукополагаются внутри алтаря, а прочие вне алтаря (Сим. Солун.; см. Нов. Скр., 262 стр.), за исключением Государя Императора, который во время его коронации проходит в алтарь царскими вратами к престолу и там причащается св. Таин (сн. ниже, 796 стр. печатного оригинала). Относительно запрещённых священнослужителей Моск. митр. Филарет дал следующее разъяснение: «Поскольку запрещены, то и священнодействовать не могут; а поскольку не лишены священства, то, по удостоении духовнаго отца, могут быть приобщены св. Таин служащим священником во св. алтаре 145 , у св. престола: запрещённый священник – на правой стороне престола, а запрещённый диакон – на левой стороне престола, с одеванием на литургию приобщения в рясу 146 и тех, которым ряса кроме сего запрещена» (Душеп. Чт. 1873, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Не служащий священник для приобщения облачается в епитрахиль и фелонь и надевает поручу, хотя на одну правую руку, а не служащий диакон для приобщения облачается по обычаю в стихарь и орарь с поручами, и затем как тот, так и другой приобщаются, как и служащие 147 , каждый по своему чину. – Причащение не служащих священнослужителей может быть допущено только для престарелых и больных. 148 Во всех же остальных случаях желающие из них причаститься должны всегда служить сами литургию, если одни не могут, то соборне, хотя бы без диакона, и затем причащаться, как и все священнослужители по обычаю. (Забелин, 162, 163 стр.). ( Священнослужители приобщаются частицею ХС, раздробляемой (см. 793 стр. печатного оригинала) соответственно их числу. Если этой частицы недостаточно для приобщения священнослужителей, как это бывает при архиерейском служении, то раздробляется (с произнесением слов: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, и пр.) другая из двух остальных частиц HI и КА (Чиновн.); частица же IUC, как сказано выше (см. 792 стр. печатного оригинала), опускается в потир. Влив теплоту в потир (и раздробив частицу ХС), священник, воздев руки (сн. ниже, табл. литург., о поднятии рук горе), читает вместе с диаконом: «Ослаби, остави, прости» и пр., и кладёт земной поклон; затем они кланяются друг другу и стоящим в алтаре и по направлению к народу – к царским вратам, говоря: «Простите ми, отцы и братие», и пр., как на полунощнице в Часослове; после этого кладут второй земной поклон, говоря: «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу моему» (Ц.В. 1889, 12). Обычай, соблюдаемый некоторыми священниками – пред самым причащением св. Таин на литургии обращаться к западу и кланяться народу – заслуживает одобрения, так как видимо показует о сердечно-искреннем желании священнослужителя причаститься св. Таин в мире со всеми (Рук. д.с.п. 1886, 3). По влитии теплоты в потир и раздроблении частицы ХС, священник прежде, нежели приобщается сам, говорит диакону: Диаконе, приступи . Диакон приходит благоговейно, творит поклон и говорит: Се прихожду к безсмертному Царю… 149 , и: Преподаждь мне, владыко, честное и святое тело Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа . Священник, подавая диакону св. хлеб, говорит: имя рек , священнодиакону преподается честное и святое и пречистое тело Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную. Диакон, поцеловав подающую ему руку 150 , приемлет св. хлеб (см. об этом ниже), «отходит созади св. трапезы» и, преклонив главу, молится. 151 Затем священник, взяв одну частицу св. хлеба, говорит: Честное и пресвятое тело Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне , имя рек, священнику, во оставление грехов моих, и в жизнь вечную. И, преклонив главу, молится, как и диакон. 152

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1891, 18). 75) При возглашении: «оглашеннии, главы… приклоните», по мнению «Цер. Вестника», следует и верующим приклонять главы, потому что этому возглашению и в настоящее время придаётся широкое значение, и оно может в некотором смысле относиться и к верным (Ц.В. 1889, 41); см. ниже, 77 прим. 76) В Служебнике ясно сказано, что после возгласа: «Да и тии с нами славят», «и простирает антиминс священник». Молитва , во время ектении об оглашенных, произносится «по еже распрострети антиминс». Но у нас антиминс раскрывается не в это время, и в этом случае придерживаются практики архиерейского служения, при совершении которого антиминс, обыкновенно, развёртывается после слов ектении: «Еще молимся о Св. Правительствующем Синоде», следующим образом: Архиерей с иереями развивает плат и три стороны антиминса – нижнюю и две боковые, последняя же сторона – верхняя – развёртывается во время возгласа: «Да и тии с нами славят». После развёртывания последней стороны антиминса священник творит крест по антиминсу сухой губкой и, приложившись к ней, кладёт её на правую сторону (на правом верхнем крае) антиминса. Так поступают в виду указаний Чиновника, где сказано, что простирают антиминс сослужащие, Архиерей же касается его правой рукой и «приемлет мусу, сиречь губу, и творит ею крест на антиминсии, и целовав полагает в десном краи антиминсиа горе» (Рук. д.с.п. 1886, 41; 1887, 16; 1889, 17; Ц.В. 1889, 11; 1891, 29; 1892, 15). – При соборном служении, первые три стороны антиминса развёртываются вторым и третьим священниками, а четвёртая (верхняя) сторона развёртывается четвёртым и пятым священниками; в том и другом случае развёртывавшие антиминс, совершив это действие, делают молитвенный поклон пред престолом и затем кланяются предстоятелю. Предстоятель же после развёртывания первых трёх сторон антиминса целует его, а после развёртывания четвёртой стороны делает над ним крест губою и проч. (см. выше). 77) Нет никаких оснований диакону, при произнесении: «Елицы оглашеннии, изыдите», а равно и при возглашении: «Главы ваша…», обращаться лицом к народу; только 1-й возглас, обратившись к народу говорит 1-й диакон, если служат двое (Ц.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

3) Богослужебное пение, как уже говорилось выше, есть определённая форма церковного чтения. Поэтому, оно не может являться просто «украшением» богослужения; его также невозможно рассматривать в отрыве от церковного чтения и возгласов священнослужителей, поскольку богослужебное пение есть продолжение и того и другого. И в этом смысле пение также нельзя сравнивать с иконой (см. об этом ниже). Если же богослужебное пение было бы так необходимо исполнять в академической манере, пригодной, скорее, для театра и концерта, то следовательно, и чтение и возгласы также должно было бы осуществлять в той же манере. Такого рода эксперименты, правда, широко практиковались у нас в России в дореволюционное время, что-то вроде дутого «дьяконско-оперного искусства» и вычурно-плакатного стиля чтения. В настоящее время также существуют попытки восстановить данную профанацию богослужения, в некоторых, в особенности соборных и архиерейских храмах, такого рода «бесчинные вопли» считаются чуть ли не хорошим тоном и продолжением некой традиции, обязательной для исполнения.( 5 ) Что же касается современного восточного пения в византийских традициях, то следует отметить, что мысль о том, что к XXI-мy веку произошла деформация исполнительской манеры этого пения, представляется по меньшей мере весьма смелой, если не сказать более. Хотя бы потому, что весь Восток, православный и инославный, просто не знает, что такое академическая манера пения. Религиозные певческие традиции стран восточного региона сравнительно близки друг другу, имеют подлинно народные истоки. Не взирая на то, что певческая культура бывшей Византии за последние три столетия заметно изменилась в сторону сокращения и упрощения, думается, что в условиях православной преемственности, крепкой устной традиции, а также отсутствия ощутимых влияний со стороны Запада, в принципах исполнения православного богослужебного пения на Востоке не могло произойти таких глобальных изменений. Следует также отметить, что современный православный Восток богат прекрасными самобытными голосами, звучание которых осуществляется в близкой к народной, а не западной академической манере.( 6 )

http://azbyka.ru/kliros/slovo-v-zashhitu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010