Необходимо изучение правовой традиции и церковного устройства других Православных Церквей. Следует изучать и опыт кодификации других христианских конфессий. Актуальной задачей является четкое определение, какие именно каноны применимы в условиях современного церковного бытия. Для этого необходимо провести соборное обсуждение существующих проблем. И наконец, было отмечено, что остается актуальной задача возрождения науки канонического права и конкретных исследований области церковных канонов. При этом следует избегать повторения ошибок XIX века и не ставить целью подведение канонического базиса под современную практику и современные нестроения, а ставить задачу уяснения смысла церковной жизни через историю канонов и освоения канонического наследия. И церковную практику, и церковные каноны необходимо подвергать серьезному историческому анализу. Литургическое богословие Существенное внимание в работе конференции было уделено литургическому и аскетическому богословию (богословию духовной жизни). Как отмечалось в выступлениях, насущной задачей богословия неизменно остается критическое сопоставление церковной практики с основополагающими нормами Предания Церкви ради различения вечного и неизменного от преходящего и исторически обусловленного. Конечно, это в полной мере относится и к литургической практике, которая является одним из важнейших аспектов церковной жизни. Примером такого критического подхода является выступление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1994 года, в котором Первосвятитель предложил обратить особое внимание на «вопрос о приближении в миссионерских целях литургической и иной культуры Православия к пониманию наших современников». Святейший Патриарх при этом отметил: «Большинство наших соотечественников утратило чувство преемства и развития православной культуры. В итоге употребляемые в Церкви культурные средства, относящиеся к прошлым векам, воспринимаются новообращенными как этнографические реликвии или, наоборот, как нечто имеющее ценность, сопоставимую с ценностью неизменных вероучительных истин. Глубокий духовный смысл богослужения подчас не постигается этими людьми. А ведь наши литургические тексты могут быть величайшим средством учительного, просветительного, миссионерского служения Церкви

http://sedmitza.ru/lib/text/429358/

Из трехнедельного путешествия по новой мне вверенной епархии, я вынес отрадное впечатление. Простой народ везде, особенно там, где давно не было архиерейского посещения, встречал меня с необыкновенным усердием. Все церкви, какие я посещал по пути, переполнены были народом, жаждавшим принять Архиерейское благословение, не говоря уже о тех, где довелось мне совершать богослужения. Ничего подобного я не встречал в Полоцкой епархии, при поездках для обозрения церквей. С искренним также усердием и радушием встречали и принимали меня помещики, которых здесь еще очень довольно. Сельское духовенство здешнее не бедствует. Земли, какими оно владеет, большей частью доброкачественные. Народ также нигде не жаловался мне на свою скудость: поистине благословенный край! От духовенства я слышал общие одобрительные отзывы о крайнем усердии прихожан к храмам Божиим. – И церкви, как городские, так и сельские, большей частью, содержатся в приличном виде, а некоторые даже очень благолепны. После путешествия своего, правду сказать, довольно утомительного, я наслаждаюсь теперь приятным отдохновением в загородной даче, отстоящей от городского моего дома в получасе езды». —113— 1875 г. 25-го ч. скончалась в Муроме теща моя, вдова соборного священника Прасковья Степановна Царевская, о чем я был извещен телеграммой. 26-го числа относился ко мне Начальник губернии Князь Д. Н. Крапоткин с официальным письмом следующего содержания: «Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь! 29-го сего апреля в 10 часов утра имеет быть мною открыта Харьковская Городская Дума нового состава на четырехлетие с 1875 по 1879 год. Сообщая об этом, имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство не отказать отслужить в этот день в Кафедральном Соборе божественную литургию и, по приведении гласных Думы к присяге, молебствие о здравии и долгоденствии Государя Императора». Исполнение этого требования возложено было мною на Преосвященного Викария. 27-го ч. писал я в Москву Графине А.Г. Толстой: «По желанию Вашего Сиятельства, переданному мне Натальей Петровной (Киреевской), я писал в минувшем марте к Преосвященному Феогносту, Епископу Каменец-Подольскому, и просил его принять меры к разысканию могилы Вашей родительницы, Княгини Варвары Николаевны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И казнили этот колокол в Новгороде – ноне этот колокол пере­литой» 699 . Ссылка угличского колокола В Тобольске на церкви Всемилостивейшего Спаса находился сосланный Борисом Годуновым набатный колокол, в который за­благовестили, когда был умервщлен в Угличе Дмитрий царевич. Звонил соборный сторож Максим Кузнецов и вдовый священник Федот, прозванный «Огурец». Летописец об этом событии говорит: «Соборный же пономарь, видя пагубу блаженного и тек на колокольню, запреся тамо и нача в колокол бити; они же убийце и советницы их приступаху к не­му, веляху ему престать, он же паче бияше, хотяху же и его убити, но не могоша» 700 . Пораженный этим убийством и полный мщением, народ преж­де всего свою злобу и месть излил на этот колокол. Его сбросили с колокольни, отрубили одно ухо и били кнутами. В статье М.И. Пыляева «Исторические колокола» 701 находим лю­бопытные сведения об этом колоколе. По приказанию Бориса Годунова он был сослан в Тобольск в 1595 г. и повешен был сначала на Спасскую колокольню. Здесь он висел до 1837 года, когда по распоряжению архиепископа Антония, снят оттуда и повешен подле архиерейского дома, при крестовой церкви, под небольшим деревянным навесом. Целью последнего перемещения было то, чтобы показать, если потребуется, эту историческую достопримечательность посетив­шему в 1837 году Тобольск Наследнику цесаревичу. В настоящее время углицкий колокол сзывает к богослужению, а в то время, когда он висел на соборной колокольне, в него отбивали часы и при пожарах били в набат. Весу в нем 19 пудов 20 фунтов, он корноухий, т. е. с отсеченным ухом. Звук у него резкий и громкий, надпись по краям вырезана, а не вылита, она гласит: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году 702 , прислан из города Углича в Сибирь в ссылку в град Тобольск к церкви Все­милостивейшего Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской ко­локольне был часобитной». Как склад надписи так и форма букв новейшего времени. В декабре 1849 года в Угличе возникла мысль о возвращении сюда ссыльного колокола; местные жители, в числе сорока человек, обратились к министру Внутренних дел графу Перовскому с прось­бою об исходатайствовании им Высочайшего разрешения для воз­вращения из Тобольска на их счет колокола.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

40 всегда была дарохранительницей. Правда, она имеет вид храма, но своим размерам близко подходящего к Московскому малому Сиону, а отчасти и по архитектурному плану; но она никогда не называлась, да и не могла, как увидим ниже, называться Иерусалимом или Сионом. Находящееся на ней, между прочим, изображение тайной вечери прямо указывает на её евхаристическое назначение. Скиния Московского Архангельского Собора 41 , устроенная при Петре I в форме трёхглавой церкви – также дарохранительница: прозрачное указание на такое именно назначение её находим как в названии её, так и в изображении тайной вечери в типе Миланской вечери Леонардо да Винчи на лицевой стороне. Если бы мы предположили, что Иерусалимы были дарохранительницами, то естественно было бы ожидать встретить их не только в соборных церквах, но и в монастырских и даже в приходских храмах более или менее богатых; однако ж этого нет: не только не сохранилось до нас ни одного памятника этого рода даже в древнейших знаменитых монастырях – Киево-Печерском, Троице-Сергиевом и др.; но нет даже и никаких упоминаний о них, никаких следов в памятниках древней письменности. Не было их даже и в обыкновенных древних соборах, где отправлялись торжественные архиерейские служения. Вот почему в Чиновнике Холмогорского Преображенского собора, при описании торжественных богослужений, нигде нет никаких упоминаний ни об Иерусалимах, ни о Сионах; в чиновниках же Новгородских и Московских они упоминаются часто, как принадлежность пышного праздничного богослужения. Таким образом, происхождение и назначение Иерусалимов остаётся пока неизвестным. По нашему мнению, для изъяснения смысла Иерусалимов необходимо подойти к делу с другой стороны. Если бы даже и удалось уяснить их назначение путём исторических соображений и справок, всё-таки останется нерешённым вопрос о художественно-археологических формах Иерусалимов и их генезисе, что составляет главнейшую сторону в рассматриваемых памятниках. И если мы рассмотрим Иерусалимы с этой последней точки зрения, – как выражение известного художественного типа, опирающегося в своём генезисе на реальные художественные основы, введём их, путём анализа форм, в среду однородных памятников христианской древности, то найдём крепкую базу для установки и решения вопроса о происхождении и назначении Иерусалимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит – это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ – епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита – права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви). 2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. 2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Первым начальником Миссии стал протоиерей Сергий Ефимов, в октябре 1941 г. его сменил прот. Николай Коливерский, после смерти которого в ноябре 1941 г. новым начальником был назначен заслуженный протопресвитер Кирилл Зайц с предоставлением ему права совершать литургию по архиерейскому чину. Его помощником стал священник И. Легкий, членами управления Миссии – протоиерей Н. Шенрок, священник Г. Бенигсен, секретарем – священник Н. Жунда. Для связи с местами и наблюдения за духовенством в 1942 г. организовали институт благочинных в округах: Псковском, Новгородском, Порховском, Гдовском, Дновском, Островском, Гатчинском, Славковичском, Солецком, Ушаковском, Карташевском 780 . Миссия стремилась взять управление всей церковной жизнью края в свои руки, она не только наблюдала за храмами, но и назначала вновь рукоположенных священников. В упоминавшемся обращении в октябре 1942 г. к германской администрации о. К. Зайц просил сообщить всем немецким ведомствам и русским органам самоуправления: «а) что учрежденное экзархом управление Миссии признано в качестве руководящего Миссией и представляющего ее органа, б) что на территории, которая предоставлена Миссии соответствующими германскими органами власти, все приходы и клирики подчиняются управлению Православной Миссии… г) что в качестве благочинных отдельных благочинических округов и настоятелей отдельных приходов признаются только священники, назначенные управлением Миссии… д) что на территории Миссии к совершению богослужений могут быть допущены только личности, которым… управлением Миссии… были выданы необходимые для этого свидетельства» 781 . В приходской жизни соборное начало было почти совершенно отменено. Циркуляром экзарха от 16 марта 1942 г. устанавливалась единоличная форма управления приходом с настоятелем во главе, запрещался созыв общих собраний в приходах. Как совещательный орган мог существовать попечительский совет, но члены его, а также церковные старосты и ревизионные комиссии подбирались всецело по усмотрению настоятеля 782 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первую очередь речь идет о необходимости переводов, которые способны помочь в понимании текстов богослужений. Скажем, человек должен понимать Таинства Церкви, молитвы, должен иметь возможность ознакомиться с наиболее важными текстами документов на родном языке. Возьмем, к примеру, Таинство Крещения: если человек не очень хорошо понимает смысл церковнославянских молитв, хорошо бы ему перед крещением ознакомиться с текстом последования. То же самое можно сказать о Таинстве Венчания и т.д. Кроме того, просил бы не забывать, что речь идет о переводах большого корпуса текстов – от богослужебных до документальных. Скажем, в этом году был осуществлен и разослан по епархиям Украинской Православной Церкви перевод Рождественского Послания Его Святейшества на украинский язык. Святейший Патриарх в своем докладе отметил: «Священный Синод также определил, чтобы благословение архиереев преподавалось на издание лишь в том случае, если оно предварительно прошло экспертизу в Издательском Совете. Дорогие Владыки, очень настаиваю на важности этого решения: к сожалению, слишком часто появляются книги с грифом «По благословению Преосвященного имярек», с недоброкачественным, а то и недопустимым содержанием». Как будет проходить взаимодействие архиереев и синодальных отделов? — В своем докладе Святейший Патриарх подчеркнул, что всю ответственность за то, что распространяется в епархии, несет архиерей. Задача же синодальных отделов состоит в том числе и в том, чтобы помогать  епархиям решать определенные вопросы. Синодальный информационный отдел, например, должен помогать в повышении квалификации сотрудников пресс-служб и периодических изданий епархии, а Издательский Совет — следить за качеством выпускаемой литературы. Смотрите, как это происходит: архиерей сам решает, какие издания направить в Совет, где проведут экспертную оценку той или иной книги. Таким образом, будет осуществлено тесное взаимодействие епархии с синодальными отделами. — Патриарх сказал и о  своевременном информировании епархиями Синодального Информационного отдела – для чего?

http://pravmir.ru/arxierejskoe-soveshhan...

§38 . Обычно в конце поименного поминовения произносят «и всех православных христиан». Вернее будет формулировать «и всех от века в вере скончавшихся». §39 . Здесь архимандрит Спиридон вкратце формулирует примечание о заупокойной литургии. Мы не нашли нужным приводить его – прим. изд. §40 . Молитва «Боже духов» читается тайно. На возгласе имен поминать не следует. §41 . При соборном богослужении вторая пара священников, а если их два, то те, что и на сугубой, развернув антиминс, крестятся однажды, целуют престол и кланяются предстоятелю. Примечание: Нахожу еще нужным сделать одно, общее ко всему, замечание о вкравшемся в нашу практику обычае в излишестве целовать престол и кланяться предстоятелю, где нужно и где не нужно; особенно диаконы, и все при архиерейских службах. Этим особенно отличается Чернигов (речь идет о 50-х годах – прим. изд.). Не нужно думать, что это – наследие Пахомия, нет, скорее – Бориса, введшаго смехотворную «крутню» сослужащих на средине, при каждении архиерея на полиелее, слава Богу, уничтоженную Гурием («Я – не солнце, а вы – не подсолнухи», – говорил он), и совершенно запрещённую Андреем). Особенно это излишество наблюдается при литургии – бесконечные «реверансы» (это выражение профессора А.А. Дмитриевского ) и безсмысленные поцелуи престола чуть ли не перед каждым выходом, действием и возгласом, и после них. В Лавре и монастырях это не практиковалось и не практикуется теперь, кроме основных моментов. Это все того безграмотного поля ягоды («бабье благочестие»), что и бесконечные «кресты» (необходимо – крестное знамение, а у него – махание) владыки Арсения, который пока прочтет «Владыко многомилостиве», то перекрестится пятьдесят раз, буквально на каждом имени святого, в перечислении коих также следует знать меру и не превращать молитву в каталог агиологии. При соборной службе «Елицы огллшеннии...» говорит первый диакон из Царских врат справа лицом к народу: «Оглашеннии изыдите...», третий, читающий ектению, стоя на месте: «Елицы оглашеннии...», второй, также, как первый, но слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священник: (После прочтения тайной молитвы «Вонми, Господи Иисусе...» тайно читает трижды): «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». И творит три поясных поклона. Диакон одновременно также тайно молится «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя» и творит три поклона. После этого священник закрывает царские врата завесой (иногда после возгласа диакона «Вонмем», когда священник прикасается к Св. Агнцу, если есть второй диакон для закрытия завесы). Диакон: «Вонмем». И входит южной дверью в алтарь. Священник берет Св. Агнец и, вознося (т. е. поднимая его немного над дискосом), возглашает: «Святая святым». Хор: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь». Перед началам пения причастна и причащением священнослужителей в алтаре, у царских врат ставится свеча. Хор: Поет причастен. Причастен («киноник») или дня или святого, или праздника поется сообразно с указанием устава. Они печатаются в Апостоле, Служебнике, Ирмологионе, Уставе, Минее и Триоди. После причастна поется «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Если полагается два причастна, то они поются один за другим и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» поется только после второго причастна. После причастна, во время причащения священнослужителей, можно петь ирмосы, стихиры, псалмы или читать молитвы перед причащением. Затем в некоторых храмах, при соборных служениях, произносится проповедь . Диакон: (по входе в алтарь) «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». (При архиерейской службе: «Раздроби, владыко, Святый Агнец»). Священник с особым вниманием и благоговением разламывает Святой Хлеб по надрезу на четыре части (с помощью копия), тиха произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, Раздробляемый и Неразделяемый, всегда Ядомый и никогдаже Иждиваемый, но причащающыяся освящаяй». Четыре части Св. Хлеба полагаются на дискосе крестообразно: частица с надписью «ИС» в верхней стороне дискоса, частица с печатью «ХС» – в нижней стороне, частица с печатью «НИ» – северной, частица с печатью «КА» – с южной стороны дискоса (см. рисунок служебника).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5) В случае, если положение вещей, указанное в пп. 2 и 4, примет характер длительный или даже постоянный, в особенности при невозможности для Архиерея пользоваться содействием органов епархиального управления, наиболее целесообразной (в смысле утверждения церковного порядка) мерой представляется разделение епархий на несколько местных епархий, для чего епархиальный Архиерей: а) предоставляет Преосвященным своим викариям, пользующимися ныне, согласно Наказу, правами полусамостоятельных, все права Епархиальных Архиереев, с организацией при них управления, применительно к местным условиям и возможностям; б) учреждает, по соборному суждению с прочими Архиереями епархии, по возможности во всех значительных городах своей епархии новые архиерейские кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных. 6) Разделённая указанным в п.5 образом епархия образует из себя во главе с Архиереем главного епархиального города церковный округ, который и вступает в управление местными церковными делами согласно канонам. 7) Если в положении, указанном в пп.2 и 4, окажется епархия, лишённая Архиерея, то Епархиальный Совет или, при его отсутствии, клир и миряне обращаются к епархиальному Архиерею ближайшей и наиболее доступной по удобству сообщения епархии, и означенный Архиерей или командирует для управления вдовствующей епархии своего викария, или сам вступает в управление ею, действуя в случаях, указанных в п.5, и в отношении этой епархии согласно пп.5 и 6, причём при соответствующих данных вдовствующая епархия может быть организована и в особый церковный округ. 8) Если по каким-либо причинам приглашения от вдовствующей епархии не последует, епархиальный Архиерей, указанный в п.7, и по собственному почину принимает на себя о ней и её приделах попечение. 9) В случае крайней дезорганизации церковной жизни, когда некоторые лица и приходы перестанут признавать власть епархиального Архиерея, последний, находясь в положении, указанном в пп.2 и 6, не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов – благочиния и епархии, представляя, где нужно, совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010