Св. Син. 28 июня 1853 г.); указом Св. Синода от 12 сентября 1869 г. за 37). «О порядке рассмотрения и разрешения к печатанию нотных сочинений для употребления при богослужении» между прочим предписано в точности исполнять Высочайшее повеление 23 августа 1846 г. Примечание. В циркулярном отношении к епархиальным преосвященным директора придворной певческой капеллы от 31 января 1878 г. за 104 изображено следующее: «неоднократные жалобы частных лиц и донесения местных городских властей о том, что регенты соборных приходских и даже многих архиерейских хоров дозволяют себе вопреки Высочайших повелений, подтвержденных указами Св. Синода производить в церквах во время богослужения разные неодобренные и не цензурованные нотные песнопения и наконец, в минувшем 1876 г., во время присутствия Государя Императора на одном из молебнов при исполнении молитвы «Дарю Небесный» замечено было Его Величеством уклонение от напева, положенного в обиходе, изданном придворною капеллою по Высочайшему повелению, – он, директор, получил лично выраженное ему Его Величеством неудовольствие за несоблюдение певческими хорами точного исполнения Высочайшей воли. Во избежание жалоб и главное в предотвращение изъявлений Его Величеством неудовольствий – основываясь на Высочайших повелениях, объявленных 14 февраля 1816 г. 81 , 4 сентября 1846 г., 19 апреля и 2 мая 1850 г. и окончательно подтвержденных указом Св. Синода 12 сентября 1869 г. за 37, он, директор, вынужденным нашелся донести г. министру Императорского двора о произвольных поступках регентов и получил от его сиятельства предоставление: «подтвердить кому следует о строгом исполнении Высочайшей воли», а потому – и руководствуясь указом 26 мая 1850 г.... просить Преосвященных сделать распоряжение об объявлении о сем регентам всех хоров в епархии о наистрожайшем исполнении Высочайших повелений, напомнив указ Св. Синода от 20 августа 1852 г., подтверждающий, чтобы во избежание народных соблазнов не были отнюдь петы в церквах песнопения, которые не одобрены Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неоднократные жалобы частных лиц и донесения местных городских властей о том, что регенты соборных, приходских и даже многих архиерейских хоров дозволяют себе, вопреки Высочайших повелений, подтвержденных указами Святейшего Синода, производить в церквах во время богослужения разные не одобренные и не цензорованные нотные песнопения и наконец, в минувшем 1876 году, во время присутствия Государя Императора на одном из молебнов при исполнены молитвы «Царю Небесный» замечено было Его Величеством уклонение от напева, положенного в обиходе, изданном Придворною капеллою по Высочайшему повелению; он (т. е. директор Придворной певческой капеллы) получил лично выраженное ему Его Величеством неудовольствие за несоблюдение певческими хорами точного исполнения Высочайшей воли. Во избежание жалоб и главное в предотвращение подобных случаев, т. е. изъявлений Его Величеством неудовольствии, – основываясь на Высочайших повелениях, объявленных: 14 февраля 1816 года, 4-го сентября 1846 года, 19 апреля и 2 мая 1850 года и окончательно подтвержденных указом Святейшего Синода от 12 сентября 1869 г. за 37, – он вынужденным нашелся донести Министру Императорского Двора о произвольных поступках регентов и получил от Его Сиятельства предоставление «подтвердите кому следует о строгом исполнении Высочайшей воли»; – а потому, и руководствуясь указом Святейшего Синода от 26 мая 1850 года, коим поручено директору Придворной капеллы по сношению с епархиальным начальством и полковыми командирами поверять по временам действия этих регентов, согласно данных им при обучены наставлений, – просил Преосвященных сделать распоряжение об объявлении о семь регентам всех хоров, находящихся во вверенной ему епархии, с подтверждением о строжайшем исполнении Высочайших повелений, напомнив указ Святейшего Синода от 20-го августа 1852 года, подтверждающий, чтобы во избежание народного соблазна не были отнюдь петы в церквах такие переложения церковных песнопений, которые не одобрены Святейшим Синодом, и чтобы виновные в неисполнении сего регенты подвергаемы были строжайшему изысканно и удаленно от сих должностей. 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8) об изыскании способов оказания помощи бедным прихожанам. Некоторые предложения архиереев к компетенции Синода не относились, поэтому ряд решений должны были принимать другие государственные органы. Так, был восстановлен отмененный в 1862 году закон, согласно которому для строительства неправославного храма требуется разрешение епархиального начальства. Цензурное и полицейское ведомства получили указания следить за тем, чтобы православная вера не порицалась публично, чтобы не распространялись антиправославные книги и брошюры. Совещание обратилось также в Министерство народного просвещения с требованием, чтобы учителя народных школ были православными и отличались приверженностью к Церкви. На это предложение министерство ответило, что еще в 1868 году католикам было запрещено занимать какие-либо должности в Варшавском и Дерптском учебных округах Нужно сказать, что далеко не все пожелания Киевского собора были приняты. Так, например, не было поддержано предложение давать иностранцам разрешение на переезд в Россию лишь при том условии, что они примут православие. Православные священники не получили разрешения беспрепятственно входить в старообрядческие богадельни и больницы, о чем также просили участники совещания. Несмотря на просьбу совещания, старообрядцам не было запрещено употреблять за богослужением облачения, подобные православным, а штундистов, вопреки просьбе архиереев, не переселили вместе с семьями в отдаленные места. Не утвердили и предложение об обязательном обучении детей в школах с наложением денежного штрафа на лиц, не отпускающих детей на учебу. Некоторые предложения архиереев технически не могли быть превращены в законодательные акты. Утверждение, что в должностные обязанности священника входит наблюдение за тем, чтобы каждый прихожанин усвоил основные евангельские истины не только умом, но и сердцем, так и осталось благим пожеланием. После бурных событий начала XX века решения Киевского архиерейского совещания не кажутся особенно существенными. Однако в 1905 году, то есть в самом начале соборного движения, П. В. Гурьев , характеризуя решения этого совещания, писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Соборный совет является руководящим органом Поместного Собора. В его компетенцию входит: а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора. 13. Все архиереи — члены Поместного Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается председателем Собора по его инициативе, по решению совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Поместного Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Поместного Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Поместном Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения. 14. Открытие Поместного Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. 15. Заседания Поместного Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов президиума Собора. 16. В открытых заседаниях Поместного Собора, помимо его членов, могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Поместного Собора. 17. Решения на Поместном Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. При равенстве голосов в случае открытого голосования решающее значение имеет голос председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

http://patriarchia.ru/db/text/133117.htm...

Искренне признателен за присланную мне картину вида Вашего архиерейского дома. Когда-то Господь удостоит меня побывать в этом доме и помолиться Харьковской святыне Озерянской Божией Матери, лик которой я получил от Вашего Преосвященства в серебряном окладе; буду беречь его на память, как дорогой подарок. Меня, по доброму своему расположению, навещает часто Преосвященнейший Леонид; в одно из посещений Владыка читал мне Ваше письмо; Вы, и к нему писавши, не забыли отнестись сочувственно, ко мне; душевно за всё признателен». От 17-го июня обращался ко мне Товарищ Обер-Прокурора Св. Синода Ю. В. Толстой 283 с официальным отношением за 2062, следующего содержания: «Усматривая из доставленных сведений, что 85-летний отец покойного Преосвященного Нектария терпит крайнюю во всём нужду, по неполучению сыном его Василием Надеждиным имущества, завещанного ему покойным Преосвященным, имею честь обратиться к Вашему Преосвященству с покорнейшею просьбою, не изволите ли признать возможным сделать распоряжение к скорейшему окончанию означенного дела и о последующем почтить уведомлением». В ответ на это писал я от 28-го числа за 44: «На отношение Вашего Превосходительства от 17-го текущего июня за 2062, в коем изъяснено, что 85-летний отец покойного Преосвященного Харьковского Нектария терпит крайнюю во всем нужду, по неполучению сыном его Василием Надеждиным имущества, завещанного ему покойным Преосвященным, и коим требуется от меня сделать распоряжение к скорейшему окончанию означенного дела, с уведомлением о последующем, – долгом поставляю сообщить следующее: 1) Отец покойного Преосвященного Архиепископа Нектария, Архимандрит Феоктист, проживающий при Харьковском Архиерейском доме в числе братства, по ведомости о монашествующих сего дома за 1874 г., значится 80-ти, а не 85-ти лет. Он, и теперь пользуется теми же самыми удобствами и преимуществами пред прочею братиею, какими пользовался при покойном сыне, а именно: он занимает тоже самое, довольно просторное, помещение, какое занимал и прежде, к стеснению прочей братии; пользуется особым столом, который приготовляется на братской кухне по его личному вкусу; получает из братской кружки долю, одинаковую с двумя, прочими Архимандритами, находящимися в соборных богослужениях, сам никогда не участвуя в этих богослужениях; и из этой кружки он получил в 1874 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Полезными и необходимыми к повсеместному применению Съезд определил следующие общие мероприятия (направления): а). внушение учащимся со стороны начальства духовных учебных заведений любви и духа ревности к пастырско-миссионерскому служению; б). привлечение, под руководством опытных наставников, учащихся в учебное и каникулярное время к миссионерскому служению с целью знакомства с реальной ситуацией на приходах, понимания запросов и нужд населения, обретения навыков и практической закалки; в). привлечение воспитанников академий и семинарий к ежедневным богослужениям в домовых или крестовых архиерейских храмах с целью «воспитания и укрепления в кандидатах священства духа вящщаго благочестия, церковности и религиозной … настроенности»; г). устроение для воспитанников паломничеств в Лавры, знаменитые монастыри, на поклонения Святыням. Для специальной миссионерской подготовки рекомендованы следующие мероприятия (направления): д). при изучении Св Писания, особое внимание уделять миссионерским толкованиям стихов, которые извращаются в сектантских и раскольнических лжеучениях; при изучении творений Св Отцов, особое внимание уделять миссионерской их стороне; е). создание при семинариях двухгодичных миссионерских курсов для практической подготовки лиц, способных к миссионерской работе и к занятию пастырско-миссионерских должностей на приходах, наиболее страдающих от сектантства и раскольников с. 854–856]. 3 . Признать в качестве «условий, препятствующих успехам пастырской деятельности»: 1. «взимание платы духовенством за труд требоисправления», 2. крайне низкую материальную и финансовую обеспеченность духовенства, не дающую уверенности в завтрашнем дне с. 857–858]. 4 . Обратить особое внимание «на тяжелое материальное и нравственное положение духовенства в приходах, зараженных расколосектантством, что самым ближайшим образом отражается и на состояние приходской миссии». На такие приходы должно назначать «священников наиболее способных и ревностных к прохождению пастырских обязанностей, которые смогли бы вести должным многотрудное дело вразумления заблудших». Была осуждена практика назначения на зараженные приходы «проштрафившихся» священников и других членов причта с. 859].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

945 Заметим здесь, что это возражение оказывается актуальным и сейчас. Так, один наш регент и композитор (см. примеч. 868), прошедший регентскую школу еще задолго до революции, но потом до 1945 года проживший в СССР, серьезно писал мне о том, что нужно ввести в православное богослужение фисгармонию. 949 Не является ли это современным и в наши дни, применительно к рассеянию по разным материкам русской православной эмиграции, – имея в виду теперь выпускаемые граммофонные пластинки с пением различных церковных хоров независимо от их стилистического направления. 951 См., например: Олег Пантюхов: О днях былых. Maplewood, N.Y., 1969, стр. 83; – Н. И. Астров: Воспоминания. Париж, 1940, стр. 91–92. 952 «Церковные ведомости». С.-Петербург, 1890, 3, стр. 77. Статья «О благоустроении пения в приходских церквах». 953 И. Н. Никодимов: Воспоминания о Киево-Печерской лавре. Мюнхен, 1960, стр. 41 (ротаторное издание). 954 Как известно, теперь звуковые съемки для пластинок производятся сначала на магнитофонную ленту (т.е. не механически, а магнитно-электрическим путем), и колебания тока с магнитофонной ленты переносятся, тоже магнитно-электрическим путем, на колебания алмазной иглы, которая вырезает на покрытой особым лаком пластинке бороздки. 955 Образ оказавшихся доступными таких граммофонных пластинок с русским церковным пением сделан автором на немецком языке: Johann v. Gardner: Diskographie des russischen Kirchegesanges. «Ostkirchliche Studien». Würzburg, 1963. Band 12, Helf 1. Ss. 55–56, Nr. 94, 95, 96; 97; Ss. 59–60; Nr. 104, 105; 1969, Band 18. Helf 1. S. 28, Nr. 172, 173, 174. Обзор этот далеко не полный, так как охватывает лишь тот материал, который удалось до сих пор установить. 956 Нужно заметить, что пластинки, напетые в России до революции 1917 года, этим недостатком не страдают, а некоторые пластинки с церковным пением, напетые русскими хорами в Западной Европе и в Америке после Второй мировой войны, такие недостатки иногда содержат. 957 См., например, сообщения о таких концертах в «Русской музыкальной газете». С.-Петербург, 1904, 13–14; о концерте архиерейского хора в Новгороде, хора Петропавловской церкви в Пензе, соединенных хоров города Полтавы, соборного хора в Саратове (численностью в 100 человек), объединенного хора в Харькове (300 человек). – 15 – о духовном концерте в Нижнем Новгороде, в Варшаве, в Ялте и в других местах

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

23 апреля 1659 года, по окончании обедни, тут же в церкви была подписана царём Теймуразом и его ближними людьми запись о подданстве их и всей грузинской земли московскому царству, и они были приведены к крестному целованию в верности исполнения этого договора. Причина, почему так долго царь Теймураз не подписывал крестоцеловательной записи, скрывается в том, что приближённые его советовали ему объявить московскому правительству, что он тогда сделает это, когда ему пришлют войско против опустошавших Грузию лезгин. И один только митрополит Никифор настойчиво требовал, чтобы царь и его приближённые безусловно подписали крестоцеловательную запись, иначе он отказывался быть посредником в сношениях с московским царём. Таким образом, светские чины нашего посольства исполнили поручение, возложенное на них в Москве, и хотели ехать домой. Архимандриту Иосифу хотелось покончить также, несмотря на многие со стороны грузин препятствия, и со своим поручением – прочесть речи о духовных делах, с целью устранения замеченных им недочётов в грузинской церковно-богослужебной практике, что и было исполнено им только 26 апреля, да и то в отсутствии царя и архиепископа. Речи архимандрита Иосифа, изложенные дидактическим, положительным тоном, относились, главным образом, до а) устройства и убранства церквей, или б) до совершения богослужения в грузинской церкви или, наконец, в) до различных обычаев и самой жизни грузин. Он делает также замечание относительно посвящения (хиротонии) в священные степени, говорит, что в Грузии ставят в попы и диаконы очень молодых, 12 лет и менее, не женатых, что после поставления дозволяется жениться и оставляется на волю поставленному – быть ли ему священным лицом или простым мирянином, и что грузинские епископы, несмотря на то, что рукополагают в священники и диаконы, сами не посвящены в архиерейский сан. Наряду с указанием таких важных особенностей грузинской церкви, как, например, крещение не через три погружения, а через одно, мы встречаем в речах Иосифа и замечания об особенностях маловажных, как, например, о крашении духовными и светскими лицами ногтей и т. п. Как к важному, так и к маловажному, Иосиф относится одинаково, и о самом неважном он замечает, что это де «чюже святой соборной и апостольской церкви», но нигде ничего не говорит, почему нужно поступать так, а не иначе, почему именно грузины поступают неправильно, и почему правильно будет делать так, как он говорит. На такой характер речей, вероятно, влияло и то обстоятельство, что его собеседники – грузины ко всем его различным объяснениям и указаниям относились вполне безразлично: они почти совсем не возражали ему, на его обличения они обыкновенно говорили, что то или другое они делают потому, что так повелось у них исстари, но если де угодно, то они исправятся, станут делать так, как он говорит. Очевидно, они в этом случае поступали не так, как хотели, а как им было велено царём Теймуразом, не желавшим иметь по этому поводу каких-либо недоразумений с Москвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более широко вопросы о полномочиях архиереев внутри епархии, отношениях между иерархами, между патриархом и епископами в сферах управления, финансов, богослужения были рассмотрены Собором 1675 г. (Чиновник архиерейского священнослужения. М., 1677; Соборное определение 1675 мая 16//ААЭ. Т. 4. 204. С. 259–263). Об этом см.: Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве XVII в. до открытия Славяно-греко-латинской Академии//Годичный акт в Московской Духовной Академии 1 октября 1889 года. М., 1889; Белокуров С. А. Адам Олеарий о греко-латинской школе Арсения Грека в Москве XVII в. М., 1888. Приведенный перечень книг дает представление о круге чтения и интересов патр. Никона, о его широкой богословской эрудиции. Однако пока нет исследования по этой проблеме, видимо, отчасти потому, что самое значительное сочинение патр. Никона «Возражения патриарха Никона на вопросы Стрешнева и ответы Газского митрополита Паисия» было опубликовано сравнительно недавно, да и то в зарубежном издании. В исследовании М. В. Зызыкина «Патриарх Никон» неоднократно приводятся не только высказывания патриарха, но и указываются их литературные источники. Приверженность патр. Никона роскошным облачениям, не раз отмеченная в литературе о нем, является не столько личным пристрастием патриарха, сколько сознательным продолжением им византийских придворных традиций. Для патр. Никона важнейшим руководством в соблюдении обрядов послужил «вен Константина», опубликованный в дополнениях к Кормчей. В этом памятнике, который был составлен в XV в., но приписывался императору Константину, говорится о пожаловании папе Римскому Сильвестру (а в его лице и всей Церкви) привилегий и имущества, в том числе и священных одежд, наподобие знаков царского достоинства: «...Якоже диадима еже есть венец главы нашея, подобне же и фригион еже есть покрывало, еже митрою нарицают: и не токмо той, но и еполион, еже есть препоясание, еже обычно есть царской мышце облагатися рекше омофор. И еще багряна одежда: и червленая риза и вся царская одеяния. Но и царскаго председания достоинство, и царских коней утварение, и царские скипетры, и вся знамения. Еще же есть и колесницы, и различныя царския утвари. И вся же в происхождение их царскаго верха, и славы, и силы» (Кормчая. М., 1653. Л. 7 об.— 8). В системе взглядов патр. Никона (вопреки достаточно очевидному смыслу «вена Константинова») пожалование его со стороны царя саккосами и другими облачениями, землями, привилегиями, деньгами и пр. означало не столько почитание патриарха царем, сколько снисхождение патриарха к царским пожалованиям, которые он благосклонно принимал, оказывая честь светскому правителю. Пожалование и поднесение Никону саккосов

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Протоиерей Димитрий Карпенко: Причащение христианина за каждой литургией есть идеал, актуальный и сегодня Мы констатируем, что норма, которая зафиксирована в канонах, не является раритетом, музейным экспонатом. 9 февраля, 2015 Мы констатируем, что норма, которая зафиксирована в канонах, не является раритетом, музейным экспонатом. Документ об участии верных в Евхаристии был одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. О том, почему принятие нового документа было своевременным и важным Правмиру рассказал протоиерей Димитрий Карпенко, секретарь епархиального управления Губкинской епархии. Самое важное, что отмечает документ «Об участии верных в Евхаристии» — причащение христианина за каждой литургией есть идеал, который актуален и сегодня. Это является частью литургического предания Церкви. Мы констатируем, что норма, которая зафиксирована в канонах, не является раритетом, музейным экспонатом. Это реальность, к которой мы должны приближаться по мере своих сил в нашей духовной жизни. Об этом в документе сказано совершенно ясно и четко. Это положение в документе в корне меняет представление многих священников и мирян о том, что частое причастие духовно опасно и вредно. Многие так считают до сих пор. Думаю, что принятый документ не переубедит их в одночасье, но то, что на соборном уровне сделано такое осмысление, — есть шаг вперед в нашем направлении к Богу, к Церкви, друг к другу. Также документ описывает, что эта норма в исторической перспективе по-разному воспринималась в церковном сознании. Были разные эпохи. Люди причащались часто, затем было редкое причастие – и это тоже наше наследие, которое мы не можем перечеркнуть. В связи с тем, что были разные практики, сложились и разные способы подготовки к причащению. То, что на данный момент в каком-то смысле канонизировано в нашем понимании: три дня поста перед причастием, обязательно исповедь перед каждым причастием, присутствие на вечернем богослужении, чтение трех канонов – это всё то, что является некими основами нашего современного восприятия большинством духовенства и мирянами.

http://pravmir.ru/protoierey-dmitriy-kar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010