Пришлось Марии и Иосифу остановиться на ночлег в пустой пещере, куда в плохую погоду загоняли скот. Впрочем, погода была тихая, теплая, а в пещере было много душистого свежего сена. И наступило время Марии родить обещанного Ей Богом Сына. Она спеленала Его и положила в ясли – в кормушку для скота, на мягкое, чистое сено. Так родился на земле, в бедности и нужде, Сын Божий – Иисус Христос. О том, что родился Спаситель, узнали в эту ночь только простые пастухи, которые сторожили свое стадо в поле, вблизи Вифлеема. Посреди ночи, перед ними явился ангел, и засиял сильный свет. Очень испугались пастухи, но ангел сказал им: – Не бойтесь. Ныне великая радость для всех людей: этою ночью, в городе царя Давида, в Вифлееме, родился Господь, Спаситель мира. Вот вам знак, – вы найдете Младенца в пещере, в пеленах, лежащего в яслях. И появилось в небе много, много ангелов, которые пели и славили Господа – Слава в вышних Богу, и на земле мир... И сказали пастухи друг другу: – Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там произошло, о чем говорили нам ангелы... Быстро дошли они до пещеры и обнаружили там Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях, и рассказали им, какое видение было им с неба о родившемся этой ночью Младенце, и низко поклонились Ему. И все, кто слушали их, удивлялись тому, что рассказывали пастухи, а Мария сохраняла все эти слова в сердце своем. Потом пастухи возвратились к стадам своим, славя Бога за все, что они видели и слышали. Через восемь дней, дали Младенцу имя Иисус, то самое имя, которое услышала Мария от ангела. Каждый год, 25-го декабря (7-го января) мы празднуем Рождество Христово. Храмы украшаются, священники одевают светлые ризы, идут торжественные службы. День перед Рождеством называется Сочельником. В этот день православные люди постятся до появления на небе первой звезды. А у себя дома на Рождество мы украшаем елки и дарим друг другу подарки. Поклонение волхвов Младенцу Христу В то время, когда в Вифлееме родился Иисус Христос, далеко на Востоке жили три мудреца-волхва. Всю жизнь занимались они тем, что наблюдали звезды, следили за движением их в небе и пытались найти в этом сокровенный смысл. И вот, однажды ночью, заметили они совсем новую звезду, светившую ярче других звезд, и, как будто, призывавшую их. Поняли волхвы, что за этим, таится нечто совсем особенное. Из древних писаний, которые они изучали, знали они, что должен родиться Спаситель мира, и вот, открылось им, что звезда говорит именно об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Как же сердце свое умягчить, как его сокрушить, потому что только сокрушенное сердце Бог не уничижит? Прежде всего, конечно, нужно постоянно ходить в храм, потому что здесь во время богослужения благодать Божия разливается обильными волнами. Поэтому наше сердце, даже если оно сковано окамененным нечувствием, постепенно будет умягчаться. Но этот процесс не автоматический – нужно постоянно к Богу взывать, нужно постоянно трудиться над своим сердцем и просить: Господи, сокруши мое сердце, Господи, укажи мне мои грехи, Господи, избавь меня от них. И тогда Господь будет нам грехи показывать. Человек далекий от Бога, как бы он ни напрягался, как бы ни думал, не может понять, в чем он грешен. Очень часто приходит взрослый человек креститься, и когда у него спрашиваешь: есть у тебя на совести какие грехи? – ответ всегда один: у меня никаких грехов нету, то есть, другими словами, человек говорит: я святой. Хотя был бы он святой, он бы сказал: у меня грехов столько, как песок морской. И если его спросить: какие? – начал бы их перечислять и, пока ему не скажешь: хватит, остановись, – он бы никогда не перестал. Вот почитать Ефрема Сирина – он пишет постоянно о грехах. Почему? Потому что его очи видят истину, а она заключается в том, что мы есть падшие, грешные создания, отверженные, отчужденные от Бога. Вот это есть истина. Но человеку, ослепленному грехом, кажется, что у него все в порядке, как говорится, сыт, пьян и нос в табаке; все хорошо, все отлично, все окей. На самом деле это состояние страшное. А как только человек начинает приближаться к Богу, он начинает видеть в себе один грех, потом два, потом три, потом четыре и постепенно, вступая в борьбу с грехом – с тем, который видит, – он освобождает место для благодати Божией. Благодать Божия изливается в его душу, света в ней больше становится, и в этом свете он видит еще больше грехов. Люди неопытные в духовной жизни даже удивляются: я вот в церковь стал ходить и вижу, что становлюсь только грешней. На самом деле нет, человек не становится грешней, просто он приобретает духовное видение, он начинает видеть истину. Поэтому если он два года назад не видел в себе ничего, ему казалось, что все в порядке, то теперь, два года отходив в храм, он видит в себе уже много грехов. Это говорит о том, что благодать Божия проникла в его сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — источнике жизни, света и радости — может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Как празднуется Рождество Христово День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, — говорит Ангел вифлеемским пастухам, — великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе». В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней. В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками. В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей. Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.

http://pravmir.ru/kak-provesti-rozhdestv...

Преподобный Мина прожил 50 лет в Синайском монастыре, строго исполняя устав монастырский, и мирно скончался. На третий день после смерти из того места, где он был погребен, распространилось благоухание. Когда открыли гроб, то увидели, что от ног святого истекает целебное миро. Жил св. Мина в VI веке. 5-е января – День навечерия праздника Крещения Господня, приготовляющий к празднику постом. В просторечии день сей называется крещенским сочельником, вернее – сочевником, от особого кушанья, сочива, предписываемого церковным уставом для вкушения в этот день, – разварных зерен пшеницы или риса. 6-е число Богоявление, или Крещение Господне. Когда св. Иоанн, Предтеча Господень, явился на берегах реки Иордана с проповедью о покаянии ввиду приближения царства Христова и крестил исповедовавших грехи свои, то пришел к нему Господь И. Христос и принял от него крещение в водах Иордана. Сначала Иоанн не хотел крестить Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но когда Господь сказал: «Оставь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», – крестил Его, Когда же по крещению Господь выходил из воды, то отверзлись небеса, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и слышен был глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Крещение Господне называется: 1) Богоявлением, потому что в этот день явился Бог , во Св. Троице покланяемый: Бог Отец – во гласе, Сын Божий – во плоти и Дух Святой – в виде голубя, и еще 2) Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир. В воспоминание крещения Христова в реке Иордан, в праздник Крещения, бывает крестный ход на реки для освящения воды. Этот ход называется ходом на Иордан. Водоосвящение бывает и накануне праздника в храмах. С освященной водой священнослужители ходят по домам. Это – для освящения, как домов, так и живущих в них. Подобное хождение со св. водой бывает и в другие праздники, например, в храмовые. Воду, освященную в праздник Крещения, берут по домам и хранят. Она – святыня у христиан, не портится целые годы, исцеляет болезни. 7-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В Церкви есть четыре больших (многодневных) поста и однодневные посты. Многодневные посты: 1 . Великий Пост пост начинается за семь недель до Пасхи и оканчивается в пасхальную ночь. 2 . Петровский (апостольский пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). 3 . Успенский пост начинается 1/14 августа и оканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). 4 . Рождественский (Филиппов) пост – начинается 15/28 ноября и продолжается до Рождества Христова (25 декабря/7 января). Однодневные посты – это в первую очередь среда и пятница в течение всего года (кроме Светлой седмицы – недели после Пасхи, Троицкой недели – после Пятидесятницы, Святок – периода от Рождества до Крещения, Недели мытаря и фарисея – третьей недели до Великого поста и Масленицы – недели перед Великим постом). В среду и пятницу христиане постятся, исполняя слова Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 20 ). Вспоминая о предательстве Господа Иудой, мы постимся в среду, а в пятницу мы оплакиваем Распятие Господне. По Правилу святых апостолов, тот, кто не постится в среду и пятницу и в Великий пост без веской причины, отлучается от Церкви. Другими однодневными постами являются: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) – также день воспоминания о Распятии; Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа/1 сентября) и Богоявленский сочельник (5/18 января). Таковы требования четвертой Заповеди. Понятно, что нарушение этих требований является грехом. К грехам против четвертой Заповеди относятся и тунеядство, и работа в праздники, и нарушение постов, и проведение праздничных дней в богопротивных занятиях – пьянстве, разврате. А ведь Библия говорит: «И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» ( Исх. 31, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей! Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов… В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова». Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова – того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слез: – С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор – это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо. Волхвы - И.А. Бунин (из «Провансальских пересказов») «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему…» Старый провансальский поэт рассказывает, как они, детьми, встречали волхвов на зимней, пустынной Арльской дороге. Он рассказывает приблизительно так: – Дети, – говорили нам матери в канун праздника волхвов, – если вы хотите видеть их шествие к Младенцу Иисусу, идите скорей им навстречу: уже вечереет. И несите им какие-нибудь дары… И вот мы бежим, бежим по большой дороге на Арль. – Дети, куда это вы так спешите?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4267...

Накануне Крещения положен пост, и день этот, как и канун Рождества Христова, называется сочевником или сочельником. В воспоминание крещения И. Христа в воде Иордана у нас в самый день праздника бывает крестный ход на реки для освящения воды. Этот ход называется ходом на Иордан. Водоосвящение совершается и в храмах накануне праздника. Кроме совершения водоосвящения, в праздник Крещения с этой освященной водой священнослужители ходят по домам прихожан. Это делается для очищенияи освящения как самих домов, так и живущих в них. Подобное хождение со Св. водой бывает и в другие праздники, напр. в храмовые. Воду, освященную в Крещение, обыкновенно берут по домам и хранят. Она – святыня у христиан. Она не портится часто года два, три и более. Исцеляет болезни. § 124. Сорокадневный пост И. Христа и искушение от диавола в пустыне После крещения И. Христос пошел в пустыню, чтобы здесь приготовить Себя постом и молитвой к великому делу спасения людей. В пустыне И. Христос постился и молился сорок дней. Под конец почувствовал голод. Тогда приходит к нему диавол-искуситель, и чтобы искусить его невоздержанием, говорит Ему: «если Ты Сын Божий, то скажи, чтобы камни сии (т. е. пустынные) сделались хлебами». Но Иисус отвечал ему: «в Писании сказано: не одним хлебом бывает жив человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих», т. е. Я хотя и голоден по телу, но сыт по душе, и, при этом забываю голод телесный. Затем диавол возводит Иисуса на кровлю Иерусалимского храма и хочет возбудить в нем тщеславие и гордость. Говорит Ему: «если Ты Сын Божий, то бросься отсюда вниз, ибо в Писании сказано: Бог заповедал своим Ангелам о Тебе, чтобы сохранить Тебя, и Ты не повредишь своих ног о камень». Тогда Иисус сказал диаволу: «в Писании также сказано: не искушай Господа Бога Твоего» (т. е. не подвергайся опасности нарочно и не проси от Бога чудес без нужды). Наконец, диавол возводит И. Христа на высокую гору и хочет возбудит в нем властолюбие и корыстолюбие. Показывает Ему все земные царства с их богатствами и говорит: «все отдам Тебе, если Ты поклонишься мне». Тогда Иисус отвечал: «отойди от меня, сатана; в Писании сказано: Господу Богу Твоему кланяйся, и Ему одному служи». Тогда диавол оставил Иисуса. (Мф.4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Модификация происходила, по-видимому, в VI веке и была вызвана развитием гимнографии, которая вытеснила пение псалмов. Содействовало этому и распространение в церковном пении осмогласия, которое впервые становится известным в том же VI веке в Сирии 486 . Немалое значение имело также включение литургии и суточный круг богослужения. По-видимому, последнее обстоятельство и вызвало в канонаре включение в состав служб сочельника литургии. Всем этим можно объяснить начало богослужения «на месте пастырей» на четыре часа раньше указанного в лекционарах. Итак, в VII веке становится известен термин «прокимен» от греческого πρκειμαι – «предлежу», что указывает на место его в богослужении перед тем или иным чтением священных книг. Каким же было назначение аллилуиария? В настоящее время аллилуиарий произносится чтецом Апостола, поэтому аллилуиарии помещены в книге «Апостол». В других богослужебных книгах они также следуют за апостольским чтением. Отсюда возникло представление, будто аллилуиарий идейно связан с апостольским чтением. В литургии аллилуиарий оказался между чтениями Апостола и Евангелия в соответствии с XVII правилом Лаодикийского Собора, согласно которому «не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти един к другому, но чрез промежуток по псалме быти чтению». Но, занимая место в литургии между Апостолом и Евангелием и будучи внесенным в книгу «Апостол», он остается идейно связанным с евангельским чтением. Из всех священных книг высочайшим откровением благовестия Христова являются четыре Евангелия. Поэтому уже в IV веке христиане из особого благоговения к Евангелию выслушивали его стоя (об этом в «Постановлениях апостольских» сказано категорически: «Когда читается Евангелие, пресвитеры, диаконы и весь народ да стоят в полной тишине» 487 ). Слово «аллилуиа» по существу представляет вербальное выражение эмоций благодарности, подобно тому как слово «аминь» – вербальное выражение абсолютного согласия. Оба слова были унаследованы христианами из быта благочестивых евреев еще в апостольское время. В Откровении апостола Иоанна Богослова «радость на небе о падении Вавилона» и приветствие «Царя царствующих и Господа господствующих» выражены с употреблением этих вербальных выражений благодарности и общего согласия. «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуиа! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его. И вторично сказали: аллилуиа!.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуиа!.. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (19,1–2, 3.4. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010