Arhiva Slujirea Patriarhului în anul 2015 31 decembrie 2015 23:24 Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii public fotografiile slujirii, întâlnirilor i vizitelor Întâistttorului Bisericii Ortodoxe Ruse, Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril, în anul 2015. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii 7 января. Патриаршее служение в праздник Рождества Христова в Храме Христа Спасителя в Москве 7 января. Патриаршее служение в праздник Рождества Христова в Храме Христа Спасителя в Москве 7 января. Патриаршее служение в праздник Рождества Христова в Храме Христа Спасителя в Москве 7 января. Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с многодетными семьями в Храме Христа Спасителя 7 января. Патриаршая Рождественская елка в Храме Христа Спасителя 18 января. Патриаршее служение в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя г. Москвы 19 января. Патриаршее служение в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 19 января. Патриаршее служение в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 19 января. Патриаршее служение в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 21 января. Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя перед началом работы XXIII Международных Рождественских чтений 21 января. Открытие XXIII Международных Рождественских образовательных чтений 22 января. Открытие III Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе России 25 января. Патриаршее служение в день памяти мученицы Татианы в Храме Христа Спасителя в Москве 25 января. Патриаршее служение в день памяти мученицы Татианы в Храме Христа Спасителя в Москве 25 января. Патриаршее служение в день памяти мученицы Татианы в Храме Христа Спасителя в Москве 1 февраля. Литургия в Храме Христа Спасителя в шестую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла 2 февраля. Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. Первый день работы (2 февраля 2015 года) 2 февраля. Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. Первый день работы (2 февраля 2015 года)

http://patriarchia.ru/md/db/text/4323458...

Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает игумен Нектарий ( Морозов ), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru — Мы привыкли к тому, что праздник — время радости. Почему у православных христиан перед самыми значительными торжествами установлен пост? — Праздник в понимании светского человека и в понимании человека церковного — вещи совершенно различные. В миру подготовка к празднику — это поход по магазинам, забота о разнообразно накрытом столе, о том, как занять, развлечь гостей. Такое отношение — чисто земное. Праздник же церковный — торжество другого, духовного порядка, дающее верующему возможность через воспоминание тех или иных событий Священной истории прикоснуться сердцем к иной, небесной, реальности и пережить во всей полноте радость от этого удивительного, ни с чем не сравнимого прикосновения. Но человек состоит из духа, души и тела. И дух и душа в его повседневной жизни оказываются в угнетенном, подавленном состоянии — властвует тело с его потребностями, привычками, удовольствиями. Для того, чтобы дать духу свободу в его устремлении к Богу, необходимо " утеснить " свою плоть, хотя бы в чем-то ограничив ее подчас весьма прихотливые требования. Таким способом самоограничения и является пост. В той или иной форме, как воздержание от излишеств, он всегда должен присутствовать в жизни православного христианина. Но на протяжении церковного года существуют отдельные периоды, специально посвященные воздержанию большему, это так называемые " многодневные посты " , одним из которых является Рождественский. — Его также называют " Филиппов " пост… — Да, поскольку начинается он на следующий день после празднования святому апостолу Филиппу, 28 ноября (н.с.). А заканчивается уже на Рождество, которое празднуется 7 января (н.с.), продолжаясь, таким образом, 40 дней. По своему Уставу о пище он не самый строгий. В субботние и воскресные дни, а так же в дни праздников с полиелеем, если они не приходятся на среду и пятницу, Рождественским постом разрешается вкушение рыбы, в остальные дни — пища только растительного происхождения. Наиболее строгий период поста — последние его дни, время предпразднства — со 2 по 6 января включительно. В эти дни, хотя бы на них и выпадали воскресенье, суббота или какой-то праздник, рыба на трапезе уже не допускается. А день самого строгого поста — канун Рождества, Рождественский сочельник, когда по церковным правилам пищу принято вкушать лишь вечером, с появлением на небе " первой звезды " (приблизительно в 16-17 часов).

http://pravoslavie.ru/50118.html

Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь. Фото: monasterium.ru Архиепископ Калужский и Боровский Климент благословил устроить в селе Клыково Архиерейское подворье силами братии, пришедшей из Оптиной пустыни. Первые 8 трудников, приехавшие сюда из Оптиной в 1993 году, жили впроголодь. Службы посещали 5–8 старушек. Постепенно с Божией помощью на частные пожертвования к 1999 году храм в честь Спаса Нерукотворного был полностью восстановлен, начала формироваться монашеская община. 17 июля 2001 года было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустыни. Матушка Сепфора очень любила Оптину пустынь, в которой всегда пребывало Божие благословение. В 1988 году старица посетила прославленную обитель. Она ходила среди развалин и приговаривала: «Благодать! Сколько же здесь Благодати!» В период восстановления Оптиной пустыни духовник монастыря схиигумен Илий (Ноздрин) благословил восстанавливавшим Клыково монахам духовно окормляться у схимонахини Сепфоры. Братия разыскали матушку и стали обращаться к ней за духовными наставлениями. Они прозвали ее «матерью монахов» и «небесной птичкой», и первым жилым помещением, выстроенным трудниками-монахами, был деревянный домик для матушки Сепфоры. В Рождественский сочельник 1996 года схимница Сепфора переехала из Киреевска в Клыково, куда ее доставил будущий настоятель обители – игумен Михаил (Семенов) , который является оптинским воспитанником. С этого времени и до самой смерти матушка подвизалась в монастыре в честь Образа Спаса Нерукотворного пустыни. С водворением старицы в Клыкове закипела жизнь на стройке. С того дня такой нужды, как прежде, монахи уже не знали: по ее молитвам на восстановление храма стали притекать средства. Столетняя схимонахиня на литургии совсем не садилась. Иногда постукивала себя палочкой по ногам, приговаривая: «Стойте! Стойте!» Старица выходила из своей кельи только в храм, в котором было жутко холодно, и часто куски кирпича падали со сводов храма на молящихся. Столетняя схимонахиня стояла и молилась, одетая в легкое пальто и безрукавку поверх него. На литургии не садилась совсем. Позволяла себе присесть только во время всенощной на кафизмах, иногда постукивала себя палочкой по ногам, приговаривая: «Стойте! Стойте!». Матушка вела строгую постническую жизнь. За три дня до Причастия вкушала только просфоры и пила воду, а после Причастия уединялась и молилась, никого не принимая. В Клыкове ее навещали оптинские иноки, монахини и послушницы из Казанского Амвросиевского женского монастыря, расположенного близ селения Шамордино; приезжали к ней за помощью и духовным исцелением страждущие со всей России.

http://pravoslavie.ru/157545.html

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Иларий (Ануфриев), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры , сотрудник Московской Патриархии. По завершении Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню. По отпусте великой вечерни перед рождественской свечой, символизирующей Вифлеемскую звезду, были пропеты тропарь и кондак праздника Рождества Христова. Затем Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Алапаевского и Ирбитского Леонида на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова, в который мы вошли совершением этой торжественной Рождественской вечерни. Мы прославляем Господа и Спасителя, во плоти пришедшего в мир. И весть об этом пришествии первыми получили не мудрецы, не цари, не князья, а пастухи, которые пасли своих овец. Именно к ним пришли ангелы (Лк. 2:1-20). Этот эпизод Священного Писания помогает нам очень многое понять. Почему ангелы пришли не к царям, не к правителям, не к ученым, не к сильным мира сего? Казалось бы, надо было их убедить в пришествии в мир Мессии, чтобы они, опираясь на свои знания, на свою власть, распространяли эту весть по всему миру. Нет, ангелы пришли к беспомощным пастухам, чья власть ограничивалась лишь влиянием на стадо. Они могли свое стадо овец пасти и более не произвести никакого влияния на окружающих. Но мы знаем, что слово Божие распространилось по всему миру не силой человеческой, не силой знаний и не силой власти, но силой Божией. И сегодня, спустя две тысячи лет, мы с такой же радостью принимаем весть о Рождестве Спасителя, с какой, наверное, приняли ее и те вифлеемские пастухи. И ведь на самом деле ничего не меняется в человеческой душе. Мы, конечно, обретаем больше знаний, у нас появляется больше сил и возможностей влиять на окружающий мир, но внутри себя, в душе, в разуме, в чувствах мы все такие же, как те самые пастухи.

http://patriarchia.ru/db/text/5337718.ht...

Табуны. Церковь иконы Божией Матери " Достойно есть " . Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 1 декабря 1994 года вышло постановление «О регистрации религиозного общества». Тогда же было дано под молитвенный дом здание бывшего ДОСААФа по улице Ленина 10. было выдано свидетельство о государственной регистрации прихода на основании постановления 1-го февраля 1995 года состоялось собрание верующих с. Табуны. Присутствовало 14 человек. Председательствовал благочинный Славгородского округа протоиерей Николай Земляной. Решился вопрос о названии прихода. Отец Николай поведал о случае, когда проезжал ночью на поезде через село Табуны, он услышал песнопение «Достойно есть». Проснувшись, он узнал, что поезд стоит на станции Табуны. Верующие единогласно согласились назвать храм в честь иконы Божией Матери «Достойно есть – Милующая». Тогда же выбрали руководящие органы прихода. 13 марта 1995 года был утвержден устав Общины. 21 апреля 1995 года приход был зарегистрирован за 111 Управлением юстиции по Алтайскому краю. 12 февраля 1995 года на праздник Трех Святителей епископом Антонием была совершена иерейская хиротония над дьяконом Владимиром Баклановым (1974 г.р.), который архиерейским указом был назначен настоятелем прихода. Начали регулярно служиться молебны, совершались требы. Здание было приведено в порядок. Установлен временный престол и жертвенник, приобретены Евхаристический набор и другая церковная утварь. Правящим архиереем благословлен Святой Антиминс. Однако 20 сентября 1995 года иерей Владимир Бакланов был переведен по собственному желанию на другой приход. Начало Литургической жизни прихода совпало со временем вступления в должность настоятеля Иерея Виталия Герусова (1974 г.р.). На праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы новый настоятель отслужил первую Божественную Литургию. В октябре 1997 года началось строительство купола для водружения на крышу здания. В Рождественский сочельник купол был установлен. 11 октября 1999 года сессия народных депутатов Табунского района постановила безвозмездно передать здание на улице Ленина, 10 в собственность Барнаульской Епархии. 1 ноября Табунское БТИ благотворительно подготовило технический паспорт на дом, дело 2202. 25 октября года выдано свидетельство о государственной регистрации религиозной организации за

http://sobory.ru/article/?object=27277

Чем ближе подходит праздник Максимовской иконы 77 , тем сильнее желание, чтобы добавочный год был сброшен. Хочется, конечно, избавиться от ужасной, отвратительной здешней атмосферы. Но если бы только это одно, я особенно не стал бы думать о добавочном годе. За грехи достойное наказание... Но хочется увидеться с вами, мои дорогие, и со всеми близкими. Но все же никак не соберусь написать, не могу сосредоточиться, не могу и времени выбрать. Может быть, как-либо получу освобождение денька на два, тогда попробую. А ваш совет об обращении к св. муч[енику] Трифону приемлю с благодарностью и уже исполняю. Знаю, что мы не должны требовать чудес там, где нужно и самим действовать. Пока буду просить муч[еника] Трифона и священномуч[еника] Ермогена (помните мой сон в Иванове), да помогут они мне написать то, что могло бы принести мне пользу. А во всем да будет воля Господня. Но год еще не видеть вас,– очень тяжело!.. И сколько за год может быть утрат! Ведь все мы не к молодости идем. Скольких уже нет в этом мире!.. А об Ив[ане] Яковлевиче так и нет весточки?.. Не знаете, здравствует ли болящий арх[имандрит] Симеон? Где преосвященный Феодор? Как живет арх[иепископ] Николай? Никто ничего не сообщит мне об о. Неофите? Спрашивайте также об о. Иоанне Афонове 78 , – тоже нет ответа. Грустно и тяжело, что так много растеряно друзей... Да, да... подобает, да и это слово Христово исполнится: «и разлучат вы...» Но по-человечески это очень тяжело, тяжелее всяких других лишений... В сочельник Рождественский буду приветствовать и Вас прошу от меня поздравить обеих именинниц и старшую меньшую и младшую большую. Господь да хранит обеих и во всем да помогает им, – и прежде всего одной в усвоении полезных учений, а другой в ее самоотверженном служении близким, и чтобы первая усвоила все добрые черты второй, чтобы младшая подражала старшей в любви к Христу и Его меньшей братии. Вас всех приветствую с дорогими именинницами. Дай Бог и именины и праздники провести в добром здоровье и благополучии, с утешением и телесным и духовным. Поздравьте от меня Петра Алексеевича. Напишите ему, что в неделю праотец я особо праздную прав[едному] Аврааму и его св. супруге 79 , угощавшим Господа. Была у меня мысль к этому дню (по возвращении) написать молитвы тому и другой. Но потом я решил, что это должны сделать те, кто более меня прилежат праведному и праведной. Пусть, помолясь, за благословение архиерейское и в качестве послушания попробуют составить канон молебный: 2 тропаря праведному, 2 тропаря праведной, слава обоим, и ныне, Богородичен. При желании можно будет отслужить молебен каждому в отдельности... Хотел бы еще усладиться гостеприимством справляющей тезоименитство свое в неделю праотец. И старушек приветствую с праздниками и со 2 янв[аря]. Это все напишите Петру Алексеевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

После литургии в день памяти святителя Петра патриарх Никон устроил новоселье в своих новых палатах, где особенно поражала огромная зала со сводом без столпов – знаменитая Крестовая палата в Кремле. В ней накрыли столы, было большое угощение; за трапезой было очень оживленно, ведь «в прошлую ночь и сегодня целых 24 часа стояли на ногах без пищи!» – замечает архидиакон Павел 462 . Рождественские праздники совершались также очень торжественно. Правда, холода стояли такие, что Святые Дары замерзали в чаше совершенно, становясь как камень. Оттаивали они только после влияния теплоты. Кстати, архидиакон Павел замечает, что всегда после вливания теплоты диакон покрывал Святую Чашу большим воздухом, и она оставалась покрытой до причащения 463 . На рождественскую службу царь и царица являлись в полном царском драгоценнейшем облачении, царь со скипетром, в «новой чудесной короне». Царское облачение в мельчайших подробностях описано у архидиакона Павла. Не меньшей, если не большей пышностью отличалось в этот день облачение патриарха Никона . Саккос его, по свидетельству Павла Алеппского, стоил на деньги того времени 7000 золотых. Литургию в приходских церквах отслужили в день Рождества Христова на заре, а в Успенском соборе в Кремле она началась, как обычно, позже. После литургии Патриарх Никон прочитал на амвоне праздничное поучение 464 . Из этого и других мест книги архидиакона Павла явствует, что проповедь и поучения за литургией произносились в то время обычно после причастного стиха, а не после Евангелия. Здесь, кроме того, Павел Алеппский отмечает, что после литургии раздавался антидор, чего раньше в московских обычаях не было. Все духовенство, кроме архиереев, во время литургии служило всегда с непокрытыми главами 465 . В течение трех дней праздника Рождества Христова, начиная с сочельника, патриаршие и архиерейские «диаконы большие и меньшие (анагносты-чтецы) вместе с певчими ходили по домам архиереев, настоятелей монастырей и городской знати с иконами и крестами и пели тропарь Рождества и другие праздничные песнопения и многолетия дому, получая от хозяев щедрую милостыню» 466 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 мая. Священномученик Гойко Кривокапич, приходской священник Священник Гойко Кривокапич родился 13 октября 1908 года в селе Трешнево Цетиньского уезда. Семинарию святого Петра Цетиньского окончил в 1931 году. Рукоположен во диаконы 20 июня 1931 года, служил в Княжевском кафедральном соборе. 27 сентября того же года епископ Тимочский Емилиан рукоположил его во священники и направил на приход Елашница. На службу в митрополию Черногорско-Приморскую отец Гойко поступил в 1935 году. Митрополит Гавриил назначил его приходским священником в Трешневский приход архиерейского наместничества Цетиньского. В архивных материалах митрополии Черногорско-Приморской найдены данные о мученической кончине отца Гойко. Он был убит 7 мая 1945 года устроившими ему засаду партизанами-коммунистами. 17 мая. Священномученик Петр Ускокович, приходской священник Священник Петр Ускокович родился 31 октября 1908 года в день святого апостола и евангелиста Луки в городке Новое Село Даниловградского уезда. Духовное образование получил в Цетиньской духовной семинарии. Женился на Яне Вукчевич, у них было пятеро детей – сыновья Ранко, Слободан, Александр, Драголюб и дочь Соня. В Рождественский сочельник 1928 года был рукоположен во диаконы. С 8 ноября 1928 года по 11 июля 1933 служил помощником и писарем в Церковном суде. Образованный и одаренный молодой священнослужитель вел активную и разностороннюю церковную и общественную деятельность. В 1932 году удостоился протодиаконского звания, был награжден грамотами и красным поясом. Рукоположен во священники 11 июля 1933 года и назначен секретарем епархиального правления, а 21 августа 1939 года стал членом Цетиньского церковного суда. Преподавал Закон Божий в Цетиньской гимназии. Автор многих патриотических статей, богословских исследований, педагогических очерков в различных национальных и церковных журналах того времени. В самом начале войны был арестован и заключен в тюрьму черногорскими сепаратистами, подвергался пыткам. Верность Богу и многовековым духовным национальным традициям помогли вынести все выпавшие ему муки, после которых он долго и трудно поправлялся. Восстановив силы, в январе 1942 года он как верный Христов воин возвратился в ряды служителей Божиих. В военные годы ревностно и активно служил горячо любимому народу и Церкви. Особая его забота была о нравственно-религиозном воспитании: он издавал журнал «Требник», посвященный воспитанию молодежи в православной вере и национальных традициях, организовал курсы по повышению грамотности.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

     Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, считает, что Всесоюзная перепись населения, проведенная по указанию Сталина 6 января 1937 г., стала своего рода ответом на вопрос: что приобрела и что потеряла Россия после революции? В России до сих пор так и не получилось примирить «белых» и «красных». События 100-летней давности по-прежнему задевают за живое, волнуют душу, тревожат сердце и разум. Я много раз слышал от людей старшего поколения, родившихся до войны, что, несмотря на все их претензии к Сталину, Ленину, революция принесла нам небывалую социальную справедливость. Есть другие люди, которые считают, что революция – это действия черной силы, эксперимент, который не случайно был приспособлен именно к России, к Третьему Риму, к уделу Пресвятой Богородицы. Или есть мнение протоиерея Георгия Митрофанова, который говорит, что февральская революция дала России лучшую власть за всю ее историю существования и т.д. Помимо наших субъективных взглядов, отражающих веру, мировоззрение, идеологию, есть объективные вещи. Например, перепись населения, которая состоялась в Рождественский сочельник – 6 января 1937 г. – по инициативе И.В. Сталина. Перепись готовилась долго, Сталин очень рассчитывал на ее результаты, на ее пропагандистский эффект – на то, что она отчасти оправдает жесткие меры во время коллективизации и индустриализации. Почти год, начиная с весны 1936 г., в Советском Союзе висели плакаты о приближающейся переписи. В декабре 1936 г. была принята сталинская Конституция – сама по себе самая «демократическая» и «либеральная» в мире. Прошло 20 лет после революции 1917 г., и Сталин уже несколько лет подряд говорил о том, что у нас небывалый прирост населения – несравнимый с Европой – признак победы социализма. Кроме того, ему докладывали – мы справились с безграмотностью. Сталин лично вписал в лист опроса пункт о религиозности; человек должен был указать, к какой из предложенных 15 конфессий себя относит. Архиерейский собор 1943 г.     

http://pravoslavie.ru/107376.html

Божественная Л. установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечери и состоит из двух основных разделов: Л. оглашенных и Л. верных, смысл обоих сводится к встрече верующих с Богом: в первом она осуществляется в слушании Его Откровения, во втором – в приобщении живому Христу посредством вкушения Его Тела и Крови. Перед Л. оглашенных совершается проскомидия, на которой приготовляется вещество для Евхаристии. В настоящее время в Православной Церкви совершаются Литургии трех чинопоследований: Л. Иоанна Златоуста (чаще всего), Л. Василия Великого (10 раз в году – во время Великого поста, в Рождественский и Богоявленский сочельник и в день памяти св. Василия Великого ) и Л. Преждеосвященных Даров (также в Великий пост ; на этой Л. не совершается проскомидия и Евхаристия, а причащение происходит Преждеосвященными Дарами). В некоторых Церквах (Иерусалимской, Александрийской и др.) совершается также древняя Л. ап. Иакова, брата Господня по плоти; с 1970 года она служится и в некоторых храмах Русской Православной Церкви в день памяти ап. Иакова (в Неделю по Рождестве Христовом, а также 23 октября ст. ст./5 ноября н. ст.). М Мантия ( греч. μαντον, μαν&η – верхняя одежда) – длинная до пят одежда в виде плаща, без рукавов. М. черного цвета – верхнее облачение монахов. Когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, М. стала также архиерейским облачением, однако М. архиереяархимандрита) – цветная с тремя белыми с красным полосами (называются источники или струи и символизируют учительную благодать епископства) и с нашитыми скрижалями (четырехугольными платами с изображениями креста или Серафимов), знаменующими собой Ветхий и Новый Заветы, из которых епископ должен черпать мудрость в поучении народа Божия. Архиерейская М, – это одеяние епископа во время торжественных процессий и при входе в храм, после чего она снимается, т. к. архиерей облачается в богослужебные одеяния. Масленица, седмица сырная – последняя подготовительная неделя к Великому посту; в это время уже не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молока, сыра, масла и яиц (в том числе в среду и пятницу).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010