Обычай раздавать антидор сохранился и до настоящего времени 54 . Для чего по окончании литургии целуют крест? Целованием мы выражаем свою любовь и благодарность к орудию той спасительной жертвы, которая как бы повторялась за литургией. Нельзя ли дать какого значения самому затворению царских врат и закрытию их завесою, по окончании литургии? Можно. Это напоминает следующее: что наступит некогда такое время, т. е. день Суда и воздаяния, когда навсегда заключатся врата Царствия, окончится милосердие Божие к грешникам, и уже не будет жертв, для очищения их грехов, не будет помогать тогда и раскаяние. Что нужно заметить о литургии, совершаемой архиерейским служением? Литургия, совершаемая архиереем, имеет некоторые особенности. Так напр. архиерей облачается на середине храма, на архиерейском амвоне или кафедре, и там стоит до малого входа; на великом входе не выходит из алтаря, а в царских вратах принимает Дары; осеняет не раз народ дикирием и трикирием и пр. О литургии Василия Великаго и Григория Двоеслова Какая из литургий: Василия ли Великаго, или Григория Двоеслова и Иоанна Златоуста , совершается чаще в продолжение года? Литургия св. Иоанна Златоуста . Часто ли совершается литургия Василия Великаго и Григория Двоеслова ? Литургия Василия Великаго совершается десять раз в году: в Новый год, – в день его памяти; в два сочельника: Рождественский и Крещенский; в пять воскресных дней Великого Поста, кроме Вербнаго; и на страстной неделе в четверг и субботу. Литургия Григория Двоеслова совершается в среды и пятки великого поста, в четверг на пятой неделе и на страстной неделе в понедельник, вторник и среду и в другие дни поста, по надобности. В чем состоит отличие литургии Василия Великого от Златоустовой? Литургия Василия Великаго совершается точно так же, как и литургия Златоустова; отличается от нее только тем, что молитвы, читаемые священником при совершении таинства во время ее, пространнее, а потому и пение бывает продолжительнее. Еще, вместо: «Достойно есть» поется особая песнь: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь , а в великий четверг вместо: Иже Херувимы , поется: Вечери Твои тайныя и в великую субботу: Да молчит всякая плоть человеча.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Для чего по окончании Литургии целуют крест? Целованием креста мы выражаем свою любовь и благодарность к орудию той спасительной жертвы, которая как бы повторялась за Литургией. Нельзя ли сказать о значении затворения Царских врат и закрытия их завесою по окончании Литургии? Можно. Это напоминает следующее: что наступит некогда такое время, то есть день суда и воздаяния, когда навсегда заключатся врата царствия Христова, окончится милосердие Божие к грешникам и уже не будет жертв для очищения их грехов, не будет помогать им тогда и раскаяние. Что нужно сказать о Литургии, совершаемой архиерейским служением? Литургия, совершаемая архиереем, имеет некоторые особенности. Так, например, архиерей облачается среди храма, на архиерейском амвоне или кафедре, и там стоит до малого входа; на великом входе не выходит из алтаря, а в Царских вратах принимает Дары; осеняет не раз народ дикирием и трикирием. Литургии святых Василия Великого , Григория Двоеслова , Иоанна Златоуста Какая из Литургий – Василия Великого, Григория Двоеслова или Иоанна Златоуста – совершается чаще в продолжение года? Литургия святого Иоанна Златоуста. Часто ли совершаются Литургии Василия Великого и Григория Двоеслова? Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: в Новый год – в день его памяти, в два Сочельника: Рождественский и Крещенский, в пять воскресных дней Великого поста, кроме Вербного, и на Страстной неделе в четверг и субботу. Литургия Григория Двоеслова совершается в среды и пятки Великого поста, в четверг на пятой неделе и на Страстной неделе в понедельник, вторник и среду и в другие дни поста, по надобности, вместо часов. В чем состоит отличие Литургии Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста? Литургия Василия Великого совершается точно так же, как и Литургия Златоустова; отличается от нее только тем, что молитвы, читаемые священником при совершении Таинства во время ее, пространнее, а потому и пение бывает продолжительнее. Еще. Вместо «Достойно есть» поется особая песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», а в Великий четверг вместо «Иже Херувимы» поется: «Вечери Твоея тайныя»; в Великую субботу: «Да молчит всякая плоть человеча».

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

При неполном каждении, кадящий, покадив иконостас, лики и народ с амвона, поворачивается, вновь кадит царские врата, икону Спасителя и Божией Матери и входит в алтарь. Иногда каждение начинается с середины храма от аналоя, на котором лежит икона праздника. Тогда сначала кадят эту икону, лежащую на аналое, со всех четырех сторон, потом входят в алтарь царскими вратами, кадят алтарь, выходят из него царскими же вратами и далее идет каждение всего храма обычным порядком, после чего от царских врат возвращаются не в алтарь, а опять к аналою с иконой на середине храма. Иногда каждение бывает совершаемо двумя диаконами сразу: в этом случае они расходятся в противоположные стороны: один кадит южную часть храма, другой — северную, а потом снова сходятся и кадят вместе одновременно. Каждение всего храма, начинаемое из алтаря, бывает на вечерне в начале всенощного бдения и при пении « Господи воззвах », на утрени в начале ее, при пении «Непорочных», при пении полиелея, а также на 8 и 9 песнях канона, на литургии при окончании проскомидии и чтения часов. Каждение всего храма, начинаемое с середины храма, бывает на праздничной утрени после пения величания, на утрени Великого Пятка, когда 12 Евангелий читается среди храма, на Царских часах, в Великий Пяток, и в Рождественский и Богоявленский сочельники, на которых бывает чтение Евангелия и на утрени Страстной Субботы при пении надгробных похвал. Каждение одного алтаря и иконостаса бывает на литургии во время чтения Апостола (а по Уставу во время пения «Аллилуиа» после Апостола), во время пения Херувимской песни, а при архиерейской литургии сам архиерей кадит еще сразу после малого входа. На литургии после каждения всего алтаря кадят сразу священнослужителей находящихся в нем, а затем выходят царскими вратами и кадят иконостас и народ, предстоящий в храме, начиная с ликов. По возвращении в алтарь и каждении престола всегда кадят в последний раз архиерея или предстоятеля. Архиерею в первый раз кадят трижды по три. Каждение одного престола или жертвенника бывает на литургии по окончании проскомидии, пред Великим входом, по Великом входе, при словах: « Изрядно о Пресвятей …», и после возгласа: « Спаси, Боже, люди Твоя ..».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Англичанин все это выслушал и выгнал Севастьяна, как и нас, и нет от него никакого дальше решения, и сидим мы, милостивые государи, над рекою, яко враны на нырище, и не знаем, вполне ли отчаиваться или еще чего ожидать, но идти к англичанину уже не смеем, а к тому же и погода стала опять единохарактерна нам: спустилась ужасная оттепель, и засеял дождь, небо среди дня все яко дым коптильный, а ночи темнеющие, даже Еспер-звезда, которая в декабре с тверди небесной не сходит, и та скрылась и ни разу не выглянет… Тюрьма душевная, да и только! И таково наступило Спасово рождество, а в самый сочельник ударил гром, полил ливень, и льет, и льет без уставу два дни и три дни: снег весь смыло и в реку снесло, а на реке лед начал синеть да пучиться, и вдруг его в предпоследний день года всперло и понесло… Мчит его сверху и швыряет крыта на крыгу по мутной волне, у наших построек всю реку затерло: горой содит льдина на льдину, и прядают они и сами звенят, прости, Господи, точно демоны… Как стоят постройки и этакое несподиванное теснение терпят, даже удивительно. Страшные миллионы могло разрушить, но нам не до того; потому что у нас изограф Севастьян, видя, что дела ему никакого нет, вскромолился — складывает пожитки и хочет в иные страны идти, и никак удержать его не можем. Да не до того было и англичанину, потому что с ним за эту непогодь что-то такое поделалось, что мало с ума не сошел: все, говорят, ходил да у всех спрашивал: «Куда деться? Куда деваться?» И потом вдруг преодолел себя как-то, призывает Луку и говорит: — Знаешь что, мужик: пойдем вашего ангела красть? Лука отвечает: — Согласен. По Луки замечанию было так, что англичанин точно будто жаждал испытать опасных деяний и положил так, что поедет он завтра в монастырь к епископу, возьмет с собою изографа под видом злотаря и попросит ему икону ангела показать, дабы он мог с нее обстоятельный перевод снять будто для ризы; а между тем как можно лучше в нее вглядится и дома напишет с нее подделок. Затем, когда у настоящего злотаря риза будет готова, ее привезут к нам за реку, а Яков Яковлевич поедет опять в монастырь и скажет, что хочет архиерейское праздничное служение видеть, и войдет в алтарь, и станет в шинели в темном алтаре у жертвенника, где наша икона на окне бережется, и скрадет ее под полу, и, отдав человеку шинель, якобы от жары, велит ее вынесть. А на дворе за церковью наш человек чтобы сейчас из той шинели икону взял и летел с нею сюда, на сей бок, и здесь изограф должен в продолжение времени, пока идет всенощная, старую икону со старой доски снять, а подделок вставить, ризой одеть и назад прислать, таким манером, чтобы Яков Яковлевич мог ее опять на окно поставить, как будто ничего не бывало.

http://predanie.ru/book/221316-rozhdestv...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Солдатова) во епископа Алапаевского 06.01.2019 Утром 6 января 2019 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве . За Литургией была совершена хиротония архимандрита Леонида (Солдатова) во епископа Алапаевского и Ирбитского ( Екатеринбургская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; архиепископ Сингапурский и Юго-восточно-азиатский Сергий; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Воскресенский Дионисий; епископ Каменский и Камышловский Мефодий; епископ Домодедовский Иоанн; епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений; епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий. Патриарх Кирилл напутствовал епископа Алапаевского и Ирбитского Леонида на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 06.01.2019 21:37:05

http://drevo-info.ru/news/24501.html

Да, бывал я у него и беседовал и до отъезда и по возвращении вечерами за чаем и наводил беседу на любимую свою думу – о причащении и о более частом причащении; и встретил полное созвучие (позднее это объяснилось – его сочинение в Академии было о причащении), и говорил много, и было мне отрадно, и уходил я всякий раз от него мирный, довольный, спокойный. И однажды, уходя после такой беседы, как всегда «с лучезарной думою», пришло мне вдруг на мысль, будто кто-то шепнул: ты просил себе человека «молитвою и слезами» – вот он. И все крепла во мне эта мысль. Наступил Рождественский пост. Раз, сидя у него вечером, открываю ему свое желание говеть, [он,] конечно, одобрил и говорит: «Вам бы поговеть у нас в монастыре». – А кто же будет меня исповедывать? – спрашиваю. – Это мы найдем, – отвечает с какой-то усмешкой. – В ваши годы надо иметь кого-нибудь в Москве, нельзя все к Троице. Ответ этот и особенно его усмешку я понял так, что он думает о себе. Каково же было мое изумление, когда на мою прямую просьбу – принять меня к исповеди – отвечает: – Этого я не могу без совета со своими старцами. – Скоро ли Вы их увидите? – Я им напишу, а Вы по-прежнему поговейте у Троицы. Я повиновался, поехал, говорил, приобщался в день Введения и, вернувшись, помню за всенощной в алтаре, спрашиваю, есть ли ответ? – Да, не советуют мне. – Велико было мое смущение. Он заметил и говорит: «Не смущайтесь, может быть, я Вас исповедую». Через несколько времени снова видимся, и он говорит мне: «Я спрашивал Преосвященного Трифона, и он благословил меня быть Вашим духовным отцом; архиерейское благословение решает все». За три дня до сочельника, по приглашению о. Арсения, переехал к нему в келлии, говел, исповедывал он меня и приобщил 23-го декабря; и с той поры постоянно говею в Чудове, живя в его келлиях, и познал, какое великое счастье, когда Бог дает человека, кому можно доверяться и открываться вполне, как бы уходишь своею душою к нему в душу; благодарности моей Господу Спасителю словами не сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Митрополит Трифон (Туркестанов) Возвратившись из пути, ходил к обедне в Чудов, и он стал звать меня в алтарь, и я заметил, что призываюсь один и больше никто; и назначено мне место в южных дверях, и доселе всегда стою там, никем не видимый, и благоденствую в одиночестве. Да, бывал я у него, беседовал вечерами за чаем и наводил беседу на любимую свою думу – о причащении и о более частом причащении. И встретил полное созвучие. Позднее это объяснилось: его сочинение в академии было о причащении. И было мне отрадно, и покидал я всякий раз его мирный, довольный, спокойный. Однажды, уходя после такой беседы, как всегда, «с лучезарной думой», пришло мне вдруг на мысль, будто кто-то шепнул: «Ты просил себе духовника “молитвой и слезами” – вот он». – «Как? да он мне в сыновья годится». – «Нужды нет, это – он». И все крепла во мне эта мысль. Наступил Рождественский пост. Раз, сидя у него вечером, открываю ему свое желание говеть. Конечно, одобрил и говорит: – Вам бы поговеть у нас в монастыре. – А кто же будет меня исповедовать? – спрашиваю. – Это мы найдем, – отвечает с какой-то усмешкой. – В ваши года надо иметь кого-нибудь в Москве, нельзя все к Троице. Ответ этот, и особенно его усмешку, я понял так, что он думает о себе. Какого же было мое изумление, когда на мою прямую просьбу принять меня к исповеди, он ответил: – Этого я не могу без совета со своими старцами. – Скоро ли вы их увидите? – Я им напишу, а вы по-прежнему поговейте у Троицы. Я повиновался, поехал, говел, приобщался в день Введения. Вернувшись, помню, за всенощной, в алтаре, спрашиваю: – Есть ли ответ? – Да, не советуют мне. Велико было мое смущение. Он заметил и говорит: – Не смущайтесь, может быть, я вас исповедую. Через несколько времени снова видимся, и он говорит мне: – Я спрашивал преосвященного Трифона, и он благословил меня быть вашим духовником. Архиерейское благословение решает все. За три дня до сочельника по приглашению отца Арсения переехал к нему в кельи, говел. Исповедал он меня и приобщил 23-го декабря; и с той поры постоянно говею в Чудове, живя в его кельях, и познал, какое великое счастье, когда Бог дает человека, коему можно открываться и доверяться вполне. Как бы уходишь своею душой к нему в душу. Благодарности моей Господу Спасителю словами не сказать.

http://pravoslavie.ru/arhiv/080124115651...

Я помню, как я начинал свою проповедническую деятельность. Лет 20 тому назад мне пришлось готовить свою первую проповедь на архиерейской службе. Я выучил все наизусть, но когда вышел, увидел полный аншлаг, сотни глаз, устремленных на меня, я все забыл. Правмир продолжает собирать лучшие шутки и веселые анекдоты (в первоначальном смысле слова – истории из жизни) священников и мирян в новой юмористической рубрике. Вспоминает протоиерей Валентин Уляхин . Жизнь каждого человека насколько трагична, настолько и комична. Человек совмещает в своей жизни такие несовместимые вещи, как единство и борьба противоположностей. Протоиерей Валентин Уляхин Я помню, как я начинал свою проповедническую деятельность. Лет 20 тому назад мне пришлось готовить свою первую проповедь на архиерейской службе. Я выучил все наизусть, но когда вышел, увидел полный аншлаг, сотни глаз, устремленных на меня, я все забыл. Я начал так: «Братья и сестры!» и дальше не знал что сказать…«Братья и сестры!» Тут хор понял, в чем дело, и грянуло песнопение, и я успел только: «Братья и сестры! Спасайтесь, кто как может!» и убежал в алтарь. И партесное пение покрыло меня. Одно время я преподавал на Курсах духовного образования военнослужащих, и был один студент, который пел в хоре и был даже солистом. И вот накануне Рождества, в Сочельник , вечером на Великой Вечерне поется «Яко с нами Бог»: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог. Услышите до последних земли: яко с нами Бог. Бог крепок, Властитель, Начальник мира: яко с нами Бог. И вдруг я слышу, что вместо этих слов солист громогласно возглашает: «Бог крепок, Властитель, Начальник штаба…» Это так прозвучало, что я подумал: «Да, это воинская закалка… Бог –  Начальник штаба…» Записала Амелина Тамара Читайте также: Про рипиду и головную боль (Видео) Протоиерей Александр Ильяшенко Когда Ваня кланялся, он ударил митрополита Иоанна рипидой по голове. Остолбенев от ужаса, Иван вскричал: — Владыка, простите! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/nachalnik-shtaba-video...

В крещенский сочельник митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Царские часы, великую вечерню и литургию святителя Василия Великого в Николаевском архиерейском соборе. Владыка поздравил прихожан с праздником Крещения Господня и обратился к ним с архипастырским словом.      Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником Богоявления! В этот особенный для нас день Господь вошёл в воды реки Иордан. Все люди заходили туда в знак своего покаяния — они исповедовали свои грехи перед Иоанном Предтечей, и он их омывал в водах Иордана, — но Христос в этом не нуждался, у Него не было грехов. Он вошёл в эти воды для того, чтобы освятить их Своим пришествием, положить начало таинству, через которое мы все становимся членами Церкви, умирая для греха и возрождаясь для новой жизни. Во время таинства Крещения читается Апостол. И там есть слова о том, что мы умираем со Христом и вместе с Ним воскреснем. Трижды погружаясь в воду, человек умирает вместе со Христом, Который умер ради наших грехов на Кресте, а восходя от воды, воскресает вместе со Христом. В таинстве Крещения именно это каждый из нас обещал сделать, или за нас это обещали крёстные родители. Но что это значит — умереть и воскреснуть со Христом? Это значит умереть для всего, что является грехом, что не ведёт к Богу. Только умерев, мы оживаем для подлинной, духовной жизни. Для того, чтобы жить, нужно умереть. Если мы будем пытаться сидеть на двух стульях — жить и для греха, и для Бога, наша жизнь будет разделена на части, и для нас не будет никакого толка. Когда мы будем надеяться получить счастье от греха, нас будет мучить совесть, что мы уходим от Бога. Приближаясь к Богу и не оставляя грех, мы не сможем получить от Него никакой радости. Душа будет не чистым сосудом, а осквернённым, и благодать в неё войти не сможет. В духовной жизни существует такой закон: для того, чтобы жить с Богом, нужно отказаться от греха. Об этом проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча. Об этом — сегодняшний праздник. Он не про воду. Мы всегда ошибочно думаем, что самое главное — это вода. А самое главное — то, о чём рассказал Иоанн Креститель, о чём мы сегодня слышали в Евангелии.

http://pravoslavie.ru/89802.html

8. Всем архиереям и клирикам Москвы принять к исполнению указание Святейшего Патриарха о недопустимости все еще существующей на отдельных приходах практики запрета на причащение мирян при совершении Божественной литургии в некоторые дни (к примеру, в Святую Пасху, в праздники Рождества Христова, Богоявления и сочельники, в родительские субботы). 9. Озаботиться увековечением памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в обителях и храмах, где они совершали служение, в частности, посредством установки мемориальных досок или памятных крестов. 10. Епархиальному отделу религиозного образования и катехизации и комиссии при епархиальном совете по церковному просвещению и деятельности воскресных школ продолжить работу по внедрению норм, касающихся работы воскресных школ, определенных Священным Синодом в декабре 2012 года и утвержденных Архиерейским Собором в 2013 году, имея при этом в виду важность сохранения положительного опыта в практике московских воскресных школ. 11. Преосвященным викариям определить в каждом викариатстве приходы, в которых практика катехизации осуществляется на высоком уровне, и провести семинары, где успешные катехизаторы поделятся своим опытом с теми приходами, в которых огласительная практика еще оставляет желать лучшего. 12. Принять к сведению информацию о преподавании модуля «Основы православной культуры» в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в московских среднеобразовательных школах. Считать необходимой дальнейшую работу в этом направлении как со стороны общеепархиальных структур, так и со стороны каждого викариатства и прихода. 13. Преосвященным викариям, благочинным и настоятелям приходов обратить особое внимание на развитие миссионерского служения, в том числе посредством укомплектования штатов приходов миссионерами-катехизаторами из числа мирян, постоянно осуществляющими дежурство в храме, а также на привлечение к этой деятельности добровольцев из числа прихожан, озаботившись их богословской подготовкой на базе высших духовных учебных заведений Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/3453781.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010