Поверх С. надеваются омофор и панагия с крестом. Свеча церковная – символ молитвы верующего человека; изготовленная из чистого и благоуханного воска, она означает чистоту и искренность нашего приношения и жертвы Богу Каждая церковная служба совершается при возжженных С. и светильниках. Посещая храм Божий, верующие возжигают С. перед иконами Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и иконами святых; горящая С. – знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. В некоторых случаях молящиеся не только ставят С. пред иконами, но и сами стоят с горящими С. в руках во время богослужения, например, на полиелее утрени в день памяти ап. Иоанна Богослова (под 26 сентября/9 октября); после освящения верб на утрене праздника Входа Господня в Иерусалим); во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господних на утрене Великой Пятницы (обычно в вечер четверга); при выносе из алтаря Плащаницы Христовой на вечерне Великой Пятницы; на погребении Христа Спасителя на утрене Великой Субботы; наконец, во время пасхального крестного хода и до окончания Светлой заутрени. С. возжигаются также при совершении святых таинств Крещения, Брака, Елеосвящения, а также во время панихид, парастаса и отпевания умерших; в память усопших С. ставятся на канун (подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием). Святитель – святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения, праведным пастырством, беспорочной жизнью и праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному; почитание С. находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов. Первым русским С. является св. Леонтий, третий епископ Ростовский († ок. 1077 г.), к числу наиболее рано канонизированных С. относятся митрополиты московские Петр , Алексий и Иона, а также св. Стефан Пермский. Святки, святые дни – двенадцать дней после праздника Рождества Христова до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику (4/17 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

За годы служения в Крестовой церкви иеромонах Вениамин составил весьма драгоценный материал, имеющий довольно скромное название – «Домашняя записка о служениях архиерейских и о разных случаях», который охватывает время с 1 сентября 1847 года по 23 марта 1853 года. Всего в Крестовой церкви иеромонах Вениамин служил в течение 7 лет и 4 месяцев: с 17 декабря 1845 года по 14 апреля 1853 года. Перед каждым отъездом владыки в Троице-Сергиеву лавру и в другие загородные монастыри ранняя литургия служилась в 3 час утра, так как владыка всегда выезжал из Москвы в 5 часов утра. В холерные годы кроме литургии совершаем был и напутственный молебен с коленопреклонением. При болезнях или слабости здоровья владыки всенощная совершалась отцом Вениамином в моленной его высокопреосвященства. В большинстве случаев новопоставленные в сан иерея, протоиерея, игумена или архимандрита в Крестовой церкви совершали литургию в сослужении с отцом Вениамином. У отца Вениамина были духовные дети, в их числе была и матушка митрополита Филарета Евдокия Никитична. Иеромонах Вениамин настолько почитал благочестивую старицу матушку Евдокию Никитичну, что описанием ее кончины закончил свою «Домашнюю записку». Из составленной им «Записки» мы также узнаем, что владыка Филарет 23 июня 1848 года , 26 августа 1850 и 1852 годов служил в Сретенском монастыре, а 19 февраля 1850 года возвел строителя Сретенского монастыря иеромонаха Ионафана в сан игумена . Долговременные труды и усердие к службе отца Вениамина не остались без внимания со стороны владыки. В сочельник, накануне Рождества Христова в 1852 году, владыка служил в Крестовой церкви и наградил отца Вениамина набедренником. Это была первая награда, полученная им в духовном сане. Иеромонах Вениамин 14 апреля 1853 года был назначен на должность эконома Московского архиерейского дома и кафедрального Чудова монастыря. В знак особого внимания он удостоился получить 18 апреля 1853 года от митрополита Филарета «Полный служебник» в малиновом бархатном переплете со следующей собственноручной подписью владыки: «Даяй молитву молящемуся, да дарует дух молитвы внимающему и очищающему себе и да исполнит во благих желания. Апр[еля] 18-го, 1853».

http://pravoslavie.ru/33131.html

Тел./факс: (812) 470-76-13, 465-05-70. E-mail: sg@rusk.ru По сообщению ИТАР-ТАСС, на предстоящем Архиерейском Соборе будет совершена канонизация семьи последнего русского Императора. Православие 2000/Руссий вестник СКОНЧАЛСЯ СТАРЕЙШИЙ СВЯЩЕННИК ВЛАДИВОСТОКСКОЙ ЕПАРХИИ 18 января скончался старейший из священников Владивостокской епархии Русской Православной Церкви игумен Варнава ( в миру Михаил Васильевич Губорьков). С 1994 года отец Варнава являлся духовником Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря, что расположен в поселке Горные Ключи Приморского края. Сотни людей побывали у батюшки Варнавы и получили духовное утешение, многие духовно преображались после беседы с ним. И вот в крещенский сочельник во время богослужения 84-летний старец скончался. Чин отпевания и погребения 21 января совершил епископ Владивостокский и Приморский Вениамин совместно со множеством священнослужителей, прибывшими в Шмаковский монастырь почтить память дорогого батюшки. Православие 2000 В ИЖЕВСКЕ СТРОЯТ ХРАМ В Удмуртии возобновлено строительство Казанско-Богородицкого храма. 9 мая 1995 началось строительство Свято-Михайловского собора. В 1996 году началось строительство одной из частей комплекса - Казанско-Богородицкого храма. Однако монтажные работы были заморожены на 2,5 года из-за отсутствия средств. В настоящее время строители вновь взялись за работу. Попечительскому совету, который возглавляет председатель Госсовета Александр Волков, удалось собрать около пяти миллионов народных рублей. После завершения этого строительства планируется начать возведение самого Свято-Михайловского собора. Православие 2000 ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ВЕРНУЛАСЬ В ХРАМ В канун празднования 2000-летия Рождества Христова в Хабаровском краевом художественном музее состоялась торжественная передача Тихвинской иконы Божьей Матери Христорождественскому кафедральному собору Хабаровска. Эта икона, написанная более ста лет назад русским иконописцем, многие годы была украшением музея. Теперь, к огромной радости православных верующих, она вернулась на исконное место в храм, где ей предстоит выполнять свое основное предназначение - исцелять души людей и укреплять их в вере.

http://pravoslavie.ru/news/index05.htm

Праздник Рождества отмечается спустя 9 месяцев после праздника Благовещения. Христос пришел на землю, явив тем самым милость роду человеческому, даровав нам спасение и искупление от греха. Воспоминание этого величайшего события освящается в Церкви постом и молитвой. Наряду с многодневными постами в Церкви имеются также и однодневные: среда и пятница. Пост в среду совершается в воспоминание предательства Христа Иудой, а в пяток – в воспоминание страданий, смерти и погребения Спасителя. Канун праздника Крещения (5/18 января) называется сочельником. В первые века христианства в этот день совершалось крещение оглашенных, а в самый праздник новые члены Церкви приступали к первому в своей жизни святому Причастию. Подготовка к этому замечательному событию сопровождалась соблюдением поста. Кроме того, благочестивая традиция предполагает вкушение пищи в этот день только после того, как будет освящена вода, которую благоговейно испивают. Таким образом, церковные посты предполагают одновременно молитвенную ревность и предшествуют большим праздникам, подчеркивая святость новозаветных событий. Пост тесно связан с православным богослужением, являясь важной составной частью церковного года, и указания о соблюдении постов содержатся в литургических книгах. Последние складывались в монашеской среде и отражают прежде всего монашескую традицию. Миряне же, в свою очередь, стремились подражать монашествующим. В древности на Руси в монастырях существовали столовые Обиходники, в которых отражена традиция трапез обители. В Обиходнике Троице-Сергиева монастыря читаем, например, следующие указания на первую седмицу Великого поста, которые начинаются только со среды: «...по две меры взвару, да росол, да капуста. В пяток лапша с перцем, да перевара сычена» 41 . Сейчас где-нибудь в фирменном ресторане можно встретить уху архиерейскую, борщ монастырский... Однако если в древности люди и ели, то прежде всего и постились, и из разговоров со старыми людьми выясняется, что в этом-то и была радость жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

К этим облачениям у епископа прибавляется омофор – широкая длинная лента, символ высшей власти в Церкви. У диакона облачение то же: стихарь, поручи и узкая длинная лента (орарь), которую он поднимает при возглашении ектений, приглашая всех возводить взор ввысь, чтобы молиться Богу в вышних. Божественная литургия Святые отцы называли Божественную Евхаристию «Таинством Таинств» и «Таинством Церкви». Она – поистине сердцевина всей жизни Церкви, средство и выражение ее сущности как Тела Христова. Христос Сам учредил ее на Тайной Вечере, сказав: «Сие творите в Мое воспоминание». Так что Евхаристия есть память о Христе. Но только изучая отдельные части службы Евхаристии, мы можем понять неисчерпаемую глубину и значение этого «воспоминания». В Православной Церкви совершается два чина литургии: Божественная литургия св. Иоанна Златоуста и Божественная литургия св. Василия Великого . Последняя служится только десять раз в году: в сочельники Рождества Христова и Крещения, в пять воскресений Великого поста, в четверг и субботу Страстной седмицы и в день памяти Василия Великого 1 (14) января. В древности существовало много чинов литургии (св. Иакова Иерусалимского, св. Марка Александрийского и др.). У всех в основном та же структура, та же форма, которая восходит к временам апостольским и к самой Тайной Вечере. Различие, в сущности, только в тексте молитв. Божественная литургия состоит из трех основных частей: проскомидии (приготовления), Литургии оглашенных и Литургии верных. Проскомидия Чин проскомидии в его современной форме не входит в состав самой Литургии, так как совершается до службы и одними священнослужителями. В древней Церкви, однако, этот чин совершался непосредственно перед Великим входом, что сохранилось при архиерейском служении. Проскомидия состоит в расположении евхаристического хлеба в символическом порядке на дискосе, вливании вина в чашу и поминовении всех чинов святых вместе с живыми и умершими членами Церкви. Смысл чина – показать, что вся Церковь представлена со Христом на дискосе, в центре которого Агнец Божий. Литургия оглашенных

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Закрыть Болезненное кадровое решение Протоиерей Геннадий Беловолов освобожден от должности настоятеля Леушинского подворья Редакция РНЛ   18:33 19.01.2017 7790 Время на чтение 4 минуты 18 января 2017 года в Крещенский сочельник известный в Санкт-Петербурге священнослужитель и общественный деятель, директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов освобожден от должности настоятеля Леушинского подворья. Об этом болезненном не только для отца Геннадия кадровом решении батюшка сообщил на своей страничке в «Живом журнале». Нам особенно горестно об этом сообщать, поскольку отец Геннадий - давний автор «Русской народной линии», не раз мы пользовались его гостеприимством и на Леушинском подворье и на квартире дорогого батюшки Иоанна Кронштадтского, которую он восстановил и где организовал музей. Не раз отец Геннадий служил молебны для сотрудников РНЛ. Казалось ничто не предвещало такого сценария развития ситуации. 21 мая 2016 года, в день памяти святого Апостола Иоанна Богослова, в храме Иоанна Богослова на историческом Леушинском подворье состоялось историческое событие - первая после революции архиерейская служба . На престольный праздник храм впервые посетил глава Санкт-Петербургской епархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Во время этого визита владыка поддержал создание женского монастыря на базе подворья. 26 июля 2016 года митрополит Варсонофий подписал указ о переводе монахини Евфросинии (Олюшины) в Санкт-Петербургскую епархию и назначении ее старшей сестрой сестричества при храме Леушинского подворья. 16 августа ей был вручен указ и с этого числа она считается приступившей к исполнению этого послушания. 21 августа состоялось представление старшей сестры как сестричеству, так и прихожанам храма Иоанна Богослова. 26 августа на Леушинском подворье состоялся первый после закрытия монастыря монашеский постриг двух сестер «Иоанно-Таисинского Леушинского сестричества». В ходе возрождения монастырской жизни настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова протоиерей Геннадий Беловолов признался в интервью «Русской народной линии»: «Меня в эти дни спрашивают: " Батюшка, а с вами, что будет? " Я понимаю, что в случае учреждения монастыря мой статус, очевидно, изменится. У монастыря появится настоятельница, а я могу быть только священником храма и духовником сестер. Но это тот случай, когда внешнее понижение в чине меня только радует».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/19/bo...

Почему же мы считаем всенощную только два часа, когда обычная, под воскресенье три? Во-первых, потому, что вместо вечерни повечерие, которое возьмет с литией не более получаса. Ведь вечерня отдельно полтора часа и она с литией утреней составит более 3 часов. Во-вторых, на утрени Рождества Христова опускается служба дня, хотя бы воскресного. Тем более упраздняется все будничное. По шестопсалмии и великой ектении, Бог Господь, тропарь и чтение праздника. Полиелей и величание, степенны «От юности». Тропари канона не повторяются. По славословии тропарь. Сугубая, отпуст и кондак со сладкопением. Если всенощная соединяется с полунощницей, то сугубая пропускается, а после кондака абие крестный ход и литургия. Литургия поется скоро, без поучений. Евангелие ночью читается от Луки же, то же, что и на вечерни. После сугубой тотчас же Херувимская и «Исполним утреннюю». После канона второй просительной не глаголем, а после да будут милости, все святые помянувшие, и по заступи – соединение веры. На поздней литургии Евангелие о волхвах. И никаких сокращений не делается. Если где три литургии, то на средней, в 5 часов утра читается Евангелие от Иоанна: В начале бе слово – до Исполнь благодати и истины. Вечерня в день Рождества Христова без кафизмы, часа в 3 дня. Утреня следующего дня – собора Божьей Матери в 6 часов вечера можно и вместе. В неделю по Рождестве Христовом совершаем память святого Иосифа. Если Рождество Христово падает в неделю, то святого Иосифа празднуем на следующий день, в собор Божией Матери. Теперь скажем об особенностях патриаршего служения на Рождество Христово. В неделю Праотец или святых Отец, не ранее 14, и не позднее 20 декабря совершается в Успенском собор пещное действо. В сочельник патриарх присутствует на часах. Служит вечерню, утреню, и в полночь участвует в крестном ходе и присутствует на обедне, совершаемой протопресвитером, так как сам служит позднюю. Также поступают и все архиереи; ночной обедни они не служат, а только присутствуют на ней. Причина: в момент Рождения Христа Бога, появления на земле Всевышнего Архиерея, архиерейские почести должны воздаваться исключительно Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Мантия членов синода, остальных, розовая, клобук с бриллиантовым крестом. Мантия архиепископов синяя с крестами золотыми на квадратах. Мантия епископов фиолетовая с крестами серебряными на квадратах. Мантия хорепископов фиолетовая, без источников. Мантия архимандритов черная с лиловыми квадратами. Мантия архимандритов ставропигий черная с пурпуровыми квадратами. Мантия архимандритов титулярных черная с зелеными квадратами. Мантия игуменов черная с малиновыми шнурами на оплечьи. Патриарх совершает следующие выезды и выходы: 1) Торжественный выход на малую вечерню в – Успенский собор под день Успения. После поздней литургии дает парадный обед. 2) Торжественный прием духовенства в начале индикта и академии года. 2) bis 8 сентября в Успенском соборе 13-го в Новый Иерусалим 14-го всенощное и литургия в Успенском 25-го в Лавре. 26-го в Семинарии 1-го октября в Покровском соборе. 3) 8 ноября, выход на литургию в Архиерейский собор. 3) bis. 21 ноября в Успенском соборе. 4) 30 ноября Святого Андрея Первозванного. 5) 6 декабря Святого Николая. 6) 9 декабря литургия и всенощное в Зачат. монастыре. 7) Неделя праотец. Пещное действо в Успенском соборе. 8) Сочельник Рождества Христова. Часы и вечерня в Успенском соборе. 9) Рождество Христово. Торжественный выезд в Храм Христа и прием. 10) Собор Божией Матери, т. выезд в Храм и обед для духовенства. 11) 31 декабря выход к вечерни и молебну в Успенском соборе. 12) 1 января выход к литургии и парадный обед. 13) Крещение, выход на литургию и Иордан. 14) Сретение, выход. 15) Заговение перед великим постом, выход к вечерни, прощание. 16) Литургия Православия и чин анафемы. 17) Вынос креста в неделю среднюю на утрени. 17) bis. Благовещение в Благовещенском соборе. 18) Чтение покаянного канона в Чудовом монастыре. 19) Акафист в Благовещенском соборе. 20) Торжественный выезд в Москву в пятницу отдания четыредесятницы: из Лавры, где совершил преждеосвященную. В Успенском соборе совершает повечерие отдания, после чего внимает всенощной в церкви Святого Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Между тем пели в это время. Владыке, стоящу на амвоне, на орлеце, и сослужащим пред амвоном, в порядке соборного стояния, Архидиакон на Архиерейской кафедре, среди церкви, произносит так называемую «выкличку», то есть, Великое Многолетие Царю, с упоминанием всех древних его титулов, Царице, Святейшему Синоду, Митрополиту, четырем Патриархам, Архиепископам, Епископам и всему освященному чину и всем православным христианам. Уже второй раз я слышал эту выкличку. Первый раз — в Сочельник пред Рождеством, когда тоже служил Владыка Викарий. После Обедни, начавшейся в двенадцать часов тогда, Владыка и все служившие вышли на средину Собора и пропели пред лежащею на аналое иконой Рождества Христова «Рождество Твое, Христе Боже наш», а певчие — большое «Дева днесь», после чего Владыка и все служащие перешли на амвон и к амвону, как ныне, и была «выкличка», после чего — целование креста. Сегодня при целовании Владыка Исидор окропил святой водой, причем священнослужащие принимали воду на руки. Свя- щеннослужащие вошли в Алтарь и разоблачились. Владыка остался давать крест и кропить народ; после его сменил иеромонах. За выкличкой поется многолетие разных композиций, между тем как Владыка крестом осеняет народ на три стороны. Для водоосвящения приготовляется огромнейший чан воды, а по левую сторону — огромная чаша для употребления самой Лавры. На чане, обложенном парчой, — перекладина для положения креста; чан закрыт также парчой; пока кончается Многолетие, чан закрывают пеленой. Потом чан открывается и народ, дожидающийся с сосудами (какой у кого есть), бросается брать воду. Детей полиция предварительно убирает; около меня стоявшего мальчика увели назад; при всем том и на сегодня не обошлось без детского крика — какого-то мальчика притиснули так, что полиция должна была спасать его. И все-таки скука и скука! Скоро ль в Японию! 6 января 1880. Воскресенье. Во втором часу ночи Утром, в шестом часу, привратник подал письмо от Константина Петровича Победоносцева с извещением, что Цесаревна желает меня видеть в понедельник, седьмого числа, в два часа иополудни, но что прежде того мне побыть у него в четыре часа или часов в семь или восемь пополудни сегодня, или от одиннадцати с половиной до двенадцати с половиной завтра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2436...

Митрополит Сергий совершил чин освящения часовни в честь новомучеников воронежского Алексиево-Акатова монастыря 18 сентября 2007 г. 19:23 17 сентября в день празднования Собора всех святых, в земле Воронежской просиявших, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил чин освящения часовни в честь новомучеников Алексиево-Акатова монастыря г. Воронежа: священномученика Петра (Зверева), преподобномучеников Иннокентия (Беда), Космы (Вязникова), Тихона (Кречкова), Георгия (Пожарова). Затем в новоосвященной часовне владыка Сергий совершил панихиду за которой были вознесены молитвы о упокоении почивших архипастырей, понесших труды на Воронежской кафедре и насельников Алексиево-Акатова монастыря. Священномученик Петр (Зверев) возглавлял Воронежскую епархию в 1926 г. Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными. При владыке Петре началось массовое возвращение из обновленчества. В ноябре 1926 года святитель был арестован. Его немедленно вывезли из Воронежа, судили и приговорили к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Поздней осенью священномученик оказался на Соловках. В 1929 г. владыка Петр скончался в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер Соловецкого архипелага. Неизменным спутником и сослужителем архиепископа Петра (Зверева) был архимандрит Иннокентий (Беда). Человек тихий и кроткий, он был ближайшим помощником архиерея. Отец Иннокентий был арестован по «делу» владыки 17 декабря 1926 года Воронежским ОГПУ и приговорен к трем годам заключения в концлагерь на Соловках. Архимандрит Иннокентий умер 24 декабря (6 января) 1928 года в три часа утра, накануне праздника Рождества Христова, в самый сочельник, не произнеся ни одного слова ропота, и был погребен на монастырском кладбище неподалеку от церкви преподобного Онуфрия Великого. Священномученик Тихон (Кречков) родился в 1862 году в селе Платава Коротоякского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. С детства стремясь к иноческой жизни, он поступил послушником в Алексиевский монастырь в Воронеже, где был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. В 1930 году архимандрит Тихон вступил на крестный путь: он был арестован вместе с братией Алексиевского монастыря. Коллегия ОГПУ приговорила отца Тихона к расстрелу. Он был расстрелян 2 августа в десять часов вечера неподалеку от Воронежа вместе с десятью осужденными. Вместе с архимандритом Тихоном в тот же день были расстреляны иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников). Новомученики Алексиево-Акатова монастыря были прославлены в лике святых на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. Сайт Воронежской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/296710.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010