К моменту крещения из 20 человек в группе осталось 17. Три человека, посетив начальные беседы, приняли решение отложить свое Крещение на некоторое время (именно отложить, а не отказаться совсем). Крещение группы было совершено на архиерейском богослужении в Великую субботу Страстной седмицы, когда Литургия предваряется Великой вечерней. Богослужебное последование чина оглашения было совершено предварительно, за неделю, в Вербное воскресение. Накануне Крещения была проведена исповедальная беседа. Само Крещение происходило во время чтения паремий, как это предусмотрено Уставом. Затем крещенные в белых одеждах, с горящими свечами в руках, были торжественно введены в храм, молились за Литургией и причащались. Духовенство и в дальнейшем не оставляло крестившихся без внимания, интересуясь, как складывается их церковная жизнь. Большинство из них стали прихожанами того храма, где состоялось их Крещение. Несмотря на то, что опыт оказался в целом удачным, было несколько спорных моментов. В ходе работы сотрудники отдела пришли к убеждению, что подобную деятельность следует проводить только в храме, на приходах, причем при деятельном участии духовенства, потому что оглашаемые – это, прежде всего, " готовящиеся к рождению " прихожане того храма, где будет совершено Таинство Крещения. Если личный контакт у оглашаемого установился, в первую очередь, с приходским священником, а не с катехизатором-мирянином, то это будет служить определенной гарантией всецелого вовлечения крещаемого в приходскую жизнь. Знаю, что во многих епархиях приходят к другим выводам, и на должности приходских катехизаторов назначаются именно миряне, так как духовенство сильно загружено. Рождественским постом занятия для групп оглашенных были организованы в трех храмах Саратова, а само Крещение также было совершено на архиерейском богослужении в Крещенский сочельник в Покровском храме. Хотя на многих приходах епархии катехизация новоначальных осуществляется уже в течение нескольких лет, обязательная подготовка к Таинствам на всех приходах введена с середины 2010 г.

http://religare.ru/2_82897.html

При приходе Иверской иконы Божией Матери работает воскресная школа. Здесь дети получают основы православного образования. Каждое воскресенье проводятся лекции-беседы с взрослыми прихожанами, а также организуются просмотры видеофильмов. Адрес: 650903, г. Кемерово, ж. р. Кедровка, ул. Стадионная, 21. Телефон: (3842) 69-21-66 , 8-951-184-5677 . Электронная почта: a.reit@mail.ru Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Утоли моя печали " (Кемерово) [ править править код ] 7-го февраля 1995 года была собрана община будущего прихода церкви иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». 15 октября 1996 г. было начато строительство из бруса крестильного храма в честь благоверного великого князя Димитрия Донского, и уже зимой 1997 г. в Южном районе города храм стоял. Его освятили накануне Богоявления (18 января 1997 г.). На Крещение Господне (19 января 1997 г.) было совершено первое богослужение. 30 июля 2000 г. был освящен закладной камень архиепископом Кемеровским и Новокузнецком Софронием (Будько) под главный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Началось строительство. 28 августа 2004 г. – установили первый крест на основном храме. На Рождественский сочельник 2007 г. храм был освящен иерейским чином. 3 февраля были освящены и установлены колокола (изготовлены в Новосибирске). 7 февраля 2007 г. владыка Аристарх совершил освящение храма полным архиерейским чином. Адрес: Россия, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Юрия Двужильного, 30 Телефон: (3842) 38-50-16 , 8-923-520-3398 Подробнее... Храм Пантелеимона Целителя (Кемерово) [ править править код ] В 1996 при Областной клинической больнице по инициативе сестричества святых Жен-Мироносиц и при поддержке главного врача В. А. Райха открыта первая молитвенная комната. В 2000 начато строительство отдельного храма Пантелеимона Целителя, который был освящен 29 апреля 2005 года. Адрес: Россия, Кемерово, Октябрьский проспект, 22 Телефон: (3842) 35-45-84 Электронная почта: kemsistr@mail.ru Подробнее... Храм в честь собора Кемеровских святых (Кемерово) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кемерово_(храм...

Новоназначенный глава Патриаршего экзархата в Западной Европе совершил в Париже череду рождественских богослужений 9 января 2019 г. 14:12 6 января 2019 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , глава Патриаршего экзархата в Западной Европе , возглавил Божественную литургию и великую вечерню в кафедральном соборе в честь Живоначальной Троицы в Париже. Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора священник Максим Политов, сопровождавший митрополита игумен Серафим (Звягин), клирик парижского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иерей Гавриил Лякаскад и клирики собора: священник Иоанн Димитров, священник Георгий Шешко, священник Августин Соколовски, священник Сергий Ким, протодиакон Николай Ребиндер, диакон Антоний Ивашин и диакон Роман Оника. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Марины Политовой. Проповедь перед причастием произнес священник Августин Соколовски.  По окончании богослужения владыка Иоанн поздравил клир и прихожан собора с праздником и обратился к верующим со словом. Ключарь собора иерей Максим Политов приветствовал митрополита Иоанна от лица клира Троицкого собора и духовенства Корсунской епархии и преподнес архипастырю букет цветов и образ его небесного покровителя — святителя Иоанна Шанхайского. В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Корсунский Иоанн совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Троицком соборе в Париже. Его Высокопреосвященству сослужили игумен Серафим (Звягин), иерей Зиновий Гомбесса, священник Георгий Шешко, протодиакон Николай Ребиндер, диакон Антоний Ивашин и диакон Роман Оника. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением М. Политовой. На сугубой ектении Божественной литургии были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. По запричастном стихе священник Сергий Ким огласил  Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В завершение Литургии Патриарший экзарх совершил чин славления празднику Рождества Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/5339993.ht...

СОБОР (слав. собрание, съезд) - 1. Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2. Поместный собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов - избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 3. Вселенский собор - собрание представителей поместных церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Православная церковь признает семь Вселенских соборов: Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в Константинополе (на Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и утвержден неизменяемым Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия); Четвертый в 451 г. в Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил догмат о двух естествах (природах) - божественном и человеческом - Иисуса Христа); Пятый в 553 г. в Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе (установил догмат о двух волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г. в Никее (установил догмат иконопочитания). СОБОР - главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом духовенства. СОБОР - так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника Рождества Христова; б) Иоанну Предтече - Собор Иоанна Предтечи - на следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу - на следующий день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие собираются, чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или архангела Гавриила. СОБОРОВАНИЕ - см. елеосвящение. СОЛЕЯ - возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой решеткой. СОЧЕЛЬНИК - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

РИЗНИЦА - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. РИПИДА (греч. опахало) - опахало с изображением серафима, принадлежность архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время литургии летающих насекомых. Символически изображают ангельские силы. РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ - дни особого всецерковного поминовения усопших. Родительскими установлены субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (см. Пятидесятница) (они также назыв. Вселенскими р.с.). В Русской православной церкви такое поминовение установлено также в субботу перед днем св. Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября) в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г. РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ - праздник православной церкви - 24 июня ст. ст. (7 июля нов. ст.). Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память рождества Иоанна Предтечи от праведных родителей - иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы (см. Лк. 1; 5-25, 57-80). РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 8 сентября ст. ст. (21 сентября нов. ст.). Установлен в память Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию благочестивые родители девы Марии - Иоаким и Анна, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 декабря ст. ст. (7 января нов.ст.). В этот день вспоминается Рождество Иисуса Христа, " нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася " (Символ веры). Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества - Рождественский сочельник (установлен строгий пост). О рождестве Иисуса Христа см. Мф. 1; 18 2; 1; Лк. 2; 120. РУКОПОЛОЖЕНИЕ - богослужение, во время которого совершается таинство священства - постановление в священнослужители.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

31 ноября – праздник Введения во храм Богородицы. Литургия обязательно с архиерейским служением. Следующая большая служба была 6 декабря, в день святителя Николая. В конце месяца – Рождество Христово. Этому празднику предшествовал сочельник, когда служили вечерню с водосвятием и «царскими часами». На последних исполнялось «Господи, помилуй» Г. Ф. Львовского. Обычно этой службой управлял Н. С. Голованов, который выводил оба клироса за амвон и исполнял все песнопения сводным составом. Говорили, что так было еще во времена В. С. Орлова. 24 декабря, в канун Рождества, в два часа ночи, в соборе служилась утреня. Учеников укладывали спать в шесть часов вечера, а ночью с трудом поднимали. Шли в Кремль сонными, но по приходе на клирос заметно оживали, и вскоре хор пел с подъемом. Особенно оживляли ирмосы «Христос раждается» ... Для ребят «маячили» елка и рождественские каникулы. Наутро – торжественная обедня, а по ее окончании молебен. Во время утрени и литургии хором управлял Н. М. Данилин. Репертуар песнопений на рождественских богослужениях всегда был отменным. На утрени исполнялось «С нами Бог» Кастальского. Вообще предпочтение произведениям А. Д. Кастальского отдавалось всегда и, в частности, на Рождество пели его тропарь и кондак, «Хвалите», Херувимскую «на разорение Москвы» (этот день был связан с воспоминанием о войне 1812 года), «Милость мира» сербского роспева, «Верую» 1. На второй и третий дни праздника, если они не были воскресными, хор пел литургию только на один клирос. Воскресную литургию, как обычно, пели полным составом. Под Новый год в Успенском соборе в 12 часов ночи совершался новогодний молебен. Так же, как и под Рождество, учеников укладывали спать с шести часов вечера, так же трудно поднимали с постелей с окриками дядек и дежурных воспитателей, так же полусонными вели в Кремль. Одно утешение: короткая служба и опять песнопение «С нами Бог», которое сразу оживляло хор. Молебну предшествовало слово, произносимое в назидание верующим. Особенно мне запомнился молебен под 1916 год. Ровно в 12 часов ночи служившее духовенство во главе с митрополитом вышло из алтаря и выслушало проповедь протоиерея храма Василия Блаженного Иоанна Восторгова 567 . Он считался монархистом, и с его именем было связано возвышение Распутина, которого Восторгов рекомендовал к царскому двору. Будучи прекрасным проповедником, он произнес слово о неверии в народе, об отходе от православия и учащении случаев самоубийства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Ну вот что, – сказал митрополит, – мы будем с тобой служить. – Архиерейских облачений у меня нет. – А мы с Палладием и иерейским чином послужим с удовольствием, две ризы-то у тебя еще найдутся? – Конечно, владыко, как благословите, – и отец Николай мечтательно добавил: – Вот бы архиерейское богослужение… Народ здешний такого еще ни разу не видывал. – Будет тебе завтра архиерейская служба, – заверил Палладий. – Где у тебя тут телефон? Дозвонившись до секретаря, он распорядился: – Завтра к половине девятого утра с протодиаконом и иподиаконами – в деревню Благодатовку. Будем литургию служить, да не забудьте для митрополита облачение взять. Утром еще не было восьми часов, а уж иподиаконы суетились в храме, расстилая ковры и раскладывая облачения. Слух быстро разошелся в народе о прибытии архиереев, и в храм пришли даже те, кто туда никогда не ходил. На малом входе архиепископ Палладий склонился к митрополиту и спросил: – Если я надену на отца Николая крест с каменьями , ты у Святейшего подпишешь ходатайство? – Не мелочись, я и митру подпишу. Палладий снял с себя крест, надел его на отца Николая, а митрополит снял свою митру и, провозгласив «аксиос» , водрузил на голову совсем ошарашенного настоятеля. После службы и обеда Палладий засобирался домой, а владыка митрополит сказал: – Ты не обижайся, но чего я поеду в город? И так надышался в Москве всякой гари. Поживу здесь с недельку как человек. Но недельку митрополиту как человеку пожить не удалось. Назавтра позвонили из Патриархии и сказали, что вместо заболевшего Никанора ему надо срочно лететь в Африку на международную конференцию «Мир без ядерного оружия». Прощаясь с отцом Николаем, он грустно спросил: – Ты ни разу не видел танец эфиопских епископов под барабан? – Нет, – ответил озадаченный отец Николай. – Счастливый ты человек, хотя, впрочем, зрелище это прелюбопытное. Октябрь 2002. Село Нероновка Самарской области Молитва алтарника Святочный рассказ В Рождественский сочельник после чтения Царских часов протодиакон сетовал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ах, к этому ли он стремился, этого ли ожидал, собираясь сюда? К таким ли скорбям готовился, прощаясь со своим старцем, со своим монастырем? Представлялась ему тогда его будущая смиренная обитель посреди безумной Москвы, куда он собирает братию, готовую отречься от мира ради Христа: чистые, горячие люди, желающие чина ангельского, славословия непрестанного, богословия высочайшего, желания непорочного, жизни вечной, любви неизбывной… Виделись ему длинные богослужения, молитвенные бдения, подвиги, покаянные слезы, смиренное крестоношение, внутреннее художество, глас хлада тонка и проницающий все радостный свет Преображения. Думал он, конечно, — как же без него! — и о враге рода человеческого, всегда желающем вовсе погубить монаха, превратить его в посмешище, в притчу во языцех, в покивание главы в людях!.. Но он никак не предполагал, что этот враг окажется таким уж, ну, что ли, мелким, склочным, невзрачным… Он был готов к смертельной битве с ним, вплоть до кровопролития, ибо — «пролей кровь и получишь дух…» Ему хотелось геройства, даже мученичества. Но именно к этой мелкой и пошлой каверзности врага всех христиан он и не был готов. А собственно, что тот сделал? Всего–навсего устроил так, чтобы Филипп не получил ключей от храма. Вроде бы — тоже мне, дьявольская уловка, тоже мне — скорбь! «Мне бы твои заботы, отец Филипп», — усмехался он самому себе. Но вот–вот приедет под Сочельник наместник Свято–Троицкого монастыря с диаконом Дионисием и келейником, еще — слава Богу, не приведи Господь — архиерей с ними пожалует, — что, спрашивается, Филиппу теперь с ними делать, куда их деть? Где с ними престольный праздник служить? А из-за чего? Из-за того, что Филипп не смог свой собственный, порученный ему Богом храм открыть! Так и скажет теперь владыке Варнаве и архимандриту Нафанаилу, да что там, самому Патриарху: «А Рождественской службы в Рождественском монастыре не будет! Расходись по домам!» Так изводил себя Филипп, пока смиренно не возопил к Господу о помощи. И тут узнал он, что владыка Варнава, по милости Божией, все-таки с приездом решил повременить… Воодушевленный, кинулся он туда–сюда — в Патриархию, Даниловский монастырь, наконец, выхлопотал там, в монастырской гостинице, для отца Нафанаила со свитой ни много ни мало архиерейские покои, выпросил облачения, встретил всех на вокзале, объяснил, что его церковный домик еще не готов к приему гостей, привез в Даниловский, широким жестом пригласил:

http://azbyka.ru/fiction/mene-tekel-fare...

Весьма вероятно, что от славления Благочестивейшаго Царя на часах они получили название царских (Тип., 25 дек.). В книге: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе», сказано о царских часах, что на них архиерей бывает в соборе, поют певчие стихиры на распев, псалмы говорит соборный диакон, а тропари сказывает канонархист; протопоп с протодиаконом отпущает часы (Чин свящ. и обряд., см. дек. 24-го дня). Название царские часы произошло от того, как пишет Куропоратор (О чиноположениях великой церкви и двора (гл. VI, 8, 11 и 12), что в придворной церкви на день Рождества Христова поются в присутствии Государя часы и многолетие Государю. Подобный обычай соблюдался и в день Богоявления и в Великий пяток (О служении и чиноположениях Правосл. Греко-Росс. Церкви, стр. 80). Эти часы истинно царские по торжественному величию духа, в них господствующего, по торжественному тону и священной важности, в которую они облечены (Чтения о церковн. словесн. Киев, ч. I, стр. 177, 178). 870 Аще есть литургия, Исповедание православной веры зде не глаголем, псалом же: «Благословлю Господа» глаголем на литургии по заамвонной молитве (Особая служба на Рождество Христово, л. 59 и 61). 871 При архиерейском служении, напр., в .Большом Успенском соборе в Москве, архиерей, пришел в церковь , входное по чину совершает, и знаменався у святых икон, облачается на месте; начало вечерни и псалом говорить сам архиерей, вечерних молитв не говорит, токмо: «Боже, Боже наш», да входную: «Вечер и заутра»; в паремии сидит у Царских врат в алтаре, на правой стороне, после паремий ектения малая, а возгласа не говорит; по сем: «Господи, спаси благочестивыя» и прочее; литургия Василия Великого . 872 Если в этот пяток, также и в пяток пред Богоявлением случится праздник храма, то царские часы совершаются особо, а потом литургия св. Иоанна Златоустог о (Церк. Вед., 1901 г. 4 апр., 15. См. ответы редакции, стр. 553). 873 Так как в навечерие Рождества Христова окончание службы приближается к позднему времени вечера, то и говорится, что в сочельник Рождественский не едят прежде явления звезды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Каждение всего храма, начинаемое из алтаря, бывает на вечерне в начале всенощного бдения и при пении « Господи воззвах», на утрени в начале ее, при пении «Непорочных», при пении полиелея, а также на 8 и 9 песнях канона, на литургии при окончании проскомидии и чтения часов. Каждение всего храма, начинаемое с середины храма, бывает на праздничной утрени после пения величания, на утрени Великого Пятка, когда 12 Евангелий читается среди храма, на Царских часах, в Великий Пяток, и в Рождественский и Богоявленский сочельники, на которых бывает чтение Евангелия и на утрени Страстной Субботы при пении надгробных похвал. Каждение одного алтаря и иконостаса бывает на литургии во время чтения Апостола (а по Уставу во время пения «Аллилуиа» после Апостола), во время пения Херувимской песни, а при архиерейской литургии сам архиерей кадит еще сразу после малого входа. Надо знать, что на литургии после каждения всего алтаря, не кадят сразу священнослужителей и церковнослужителей, находящихся в нем, но сначала выходят царскими вратами, затем кадят иконостас, после чего возвращаются в алтарь, кадят находящихся в нем, и снова выходят царскими вратами на амвон и тогда уже кадят народ предстоящий в храме, начиная с ликов. По возвращении в алтарь и каждении престола всегда кадят в последний раз архиерея или предстоятеля. Архиерею в первый раз кадят трижды, то есть творят не один, как обычно, а три креста кадилом. Каждение одного престола или жертвенника бывает на литургии по окончании проскомидии, пред Великим входом, по Великом входе, при словах: « Изрядно о Пресвятей…», и после возгласа: « Спаси, Боже, люди Твоя…» 7. Богослужебные книги Книги, по которым совершается в храме богослужение, называются богослужебными книгами. Они делятся на простые и нотные (певческие). О простых книгах Богослужебные книги простые бывают четырех видов: 1) для общественного богослужения, 2) для частного богослужения по нужде одного или нескольких лиц, 3) употребляемые для того и другого богослужения, и 4) для домашнего богослужения без участия священнослужителей. Книги для общественного богослужения

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

  001     002    003    004    005