И сказал Господь: вот Я положу лопатку среди народа Моего, Израиля. Не буду более обмазывать его (superinducere eum). И разрушены будут высоты идольские, и опустошены будут святыни Израилевы, и восстану с мечем против дома Иеровоамова. LXX: Вот что открыл мне Господь: И вот муж стоял на алмазной стене, и в руке его алмаз. И сказал Господь мне: что ты видишь, Амос? и я сказал: алмаз. И сказал Господь мне: вот Я положу алмаз среди народа Моего, Израиля. Не буду более обходить его. И разрушены будут жертвенники смеха, и опустошены будут святыни Израилевы, и восстану с мечем против дома Иеровоамова.    Прежде чем говорить об «алмазе», как перевели Симмах и LXX вместо написанного в еврейском тексте «enach» следует вкратце сказать, что Авила перевел это слово чрез γαvωσιν, а Феодотион — τηκμενον. Из этих [слов] первое означает «блеск олова», (stannaturam), а второе — «расплавляющееся», так что как сковорода, о которой мы читаем у Иезевииля (гл. 4, ст. 3), означает, что народ как бы будет изжарен во время осады, так тоже означает здесь олово в отношении в десяти коленам и царству Иеровоана, (который был внуком Ииуя и при котором пророк видел это видение). Таким образом он видит Господа стоящим на стене, покрытой оловом или обмазанной, и в руке его оловянный отвес (smannamio) или лопатка штукатура, при помощи которой обыкновенно штукатурятся стены и получают не только красоту, но и прочность в отношении в разрушительному действию дождей и весьма частых бурь. У Иезекииля (гл. 13) мы читали об угрозе Господа, что в то время, когда поднимется буря и град, Он не будет обмазывать и покрывать стену Израиля, но оставит ее на разрушение дождям. Поэтому и теперь Тот, о котором написано, что Он назовется строителем стены, краеугольным камнем и созидателем дома, говорит, что Он положит лопатку среди народа Своего Израиля, и оставит ее в полном бездействии, так что не будет более обмазывать [стен] у него, — прикрывать и защищать его Своею помощию. И когда Господь, оставляя в бездействии лопатку, лишит его Своей защиты и, так сказать, прикрытия для стены, тогда будут истреблены высоты идольские, называющиеся по-еврейски «bamoth», и опустошены святыни десяти колен и будут разрушены Дан и Вефиль, в которых поклонялись золотым тельцам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иисус Христос говорит: « Бог есть Дух» ( Ин.4:24 ). Это значит, что Бог не имеет тела, нематериален, не ограничен временем и пространством. Святитель Филарет Московский пишет: «Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный 15 , всеблаженный» 16 . В Новом Завете говорится о том, что « Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ). Термин «свет» здесь употреблен метафорически: свет символизирует добро, тогда как тьма символизирует зло. Речь не идет о свете, который можно воспринять с помощью физического зрения. По словам апостола Павла, Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Святитель Григорий Богослов (IV в.) сравнивает Бога с солнцем: «Бог есть свет высочайший, недоступный, несказанный, ни умом не постигаемый, ни словом не изрекаемый, просвещающий всякую разумную природу. Он – то же в духовном мире, что солнце – в чувственном» 17 . Новый Завет свидетельствует, что « Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8,16 ). Он не просто обладает любовью, направленной на что-то внешнее по отношению к Нему: Он внутри Себя, в Своем бытии есть Любовь. В то же время, Его любовь проявляется вовне. Одним из таких проявлений божественной любви стало сотворение мира и человека. Бог – Творец вселенной Бог создал вселенную во всем ее многообразии и красоте. Солнце, луна, планеты, звезды, галактики – весь видимый космос создан единым всемогущим Богом, «Творцом неба и земли, всего видимого и невидимого». Бог является Вседержителем, потому что не только создал все мироздание, но и держит его в Своей руке, то есть управляет им и заботится о нем, поддерживает его бытие. Мир существует лишь благодаря связи со своим Творцом: независимо от Бога, сам по себе мир существовать не может. Творческое слово Бога, создавшее мир, по образному сравнению святителя Филарета Московского , есть алмазный мост, на котором все, что сотворено, поставлено и стоит «под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господь, как сказано в одном из стихотворений поэта Максимилиана Волошина попустил «до алмазного закала прокалить всю толщу бытия». Кстати наиболее точное поэтическое определение событий марта 1917 года в творческом изображении, на мой взгляд, также принадлежит поэту Волошину. В своем стихотворении «Мир» он совершенно проницательно указал на то, что это «…родину народ Сам выволок на гноище, как падаль…». Итак – «на гноище» Родину выволок народ, а когда вожделенного «счастья» не случилось – народ обвинил и продолжает обвинять во всем произошедшем благочестивого русского Государя. И народу активно в этом помогают, как либеральные («белые»), так и прокоммунистические («красные») силы, а также маячащие за ними наследники юриста Винавера – «настоящие русские люди», типа Познера, Швыдкого, Радзинского и прочие. В Священном Писании несколько раз акцентируется внимание на таком понятии, как «краеугольный камень», являющийся самым важным элементом, удерживающем всё здание. Это самый первый камень, который кладут в основание строения и он принимает на себя основную тяжесть огромной массы всей строительной конструкции. «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (см. Ис. 28:16, Рим. 9:33). «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна…» (См. Пс. 117:22, Ис. 8:14). И в евангельском повествовании, обращаясь к первосвященникам и фарисеям: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:42-44). Государь, также как и Христос оказался для России тем «краеугольным камнем», «который отвергли строители». И когда они отвергли его - здание Империи рухнуло.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/24/...

Uep. XXXI, 15 . Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться – Быm. XXXVII, 34. 35 . И оплакивал сына своего...не хотел утешиться... так оплакивал – Наконец, благословение Дану является поводом к образной речи о нашествии врагов на жестоковыйный народ: Uep. VIII, 16. 17 . От Дана ( ) слышен храп коней ( ) ... ибо вот Я пошлю на вас змеев василисков ( ) ... и они будут уязвлять ( ) вас. Быm. XLIX, 17 . Дан будет змеем ( ) ... аспидом ( ) ... уязвляющим ( ) ногу коня ( ). Существительные – Дан, конь, змей; общий глагол уязвляю ( ); даже самое название змея, звучащее почти одинаково в обоих рассматриваемых местах (цифеон и шефифон): все говорит за то, что родство мест не случайное. Итак, весьма много страниц книги Бытия отразилось на пророчествах Иеремии в виде текстуального сходства их между собою. Из мест, относящихся к книге Исход, помимо заметного сходства в самых повествованиях о призвании Иеремии и Моисея 34 , одни удерживают лишь отдельные слова и фразы, как ожесточить выю, не хотеть отпустить народ 35 ; другие, несомненно, имеют в виду факты и распоряжения, записанные в книге Исход. Таков факт предстательства Моисея за народ 36 . Таково Иер. ХХХ, 21 : И будет вождь его из него самого, и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу и он приступит ко Мне ( ), ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне ( )? говорит Господь. Очень вероятно, что последними словами (говорит Господь) данное место отсылает к Ucx. XIX, 22 и XX, 19. По первому, приближаться к Богу могли лишь священники (21 ст. чтобы он – народ – не порывался к Господу): священники-же, приближающиеся к Господу ( ), должны освятить себя... Второе говорит об ужасе народа в виду близкого присутствия Иеговы: ... но чтобы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть. – В таком-же отношении к Исход стоит Uep. XVII, 1 : Грех Иуды написан ( ) железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали ( ) сердца их и не рогах жертвенников их. Скрижали закона служат основою этого прекрасного образа: Ucx. XXXII, 16 Скрижали ( ) были дело Божие и письмена, начертанные на скрижалях были письменами Божии. Подобно этому, культ Молоха представляется под образом убиения невинных, которые по нравственной своей чистоте далеки от того, чтобы быть достойными участи воров, «застигнутых при взломе» и за то поплатившихся «кровью»:

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Господь по-прежнему любит их. Сказано: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?» ( Рим.3:3 ). Но есть и дьявольский план, почему они там собираются, – они должны стать апостолами сына дьявола антихриста. Они первыми его признают, они будут обеспечивать его воцарение. Именно поэтому они сейчас начинают контролировать во всем мире все денежные массы. Вся алмазная промышленность в их руках, все золото в их руках, все валютные операции под их контролем. Ведущие банкиры в самых разных странах – это в основном люди еврейской национальности. Они признают дьявольского сына, будут почитать его. И, как я уже сказал, на землю явятся два пророка – это Енох и Илия. Почему они явятся на землю? Во-первых, потому, что они живыми были взяты на небо, а в Писании сказано: «…возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Илия был взят на небо в вихре огненной колесницы. Енох, который жил до потопа и о котором сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ). Он был в теле вознесен на небеса. А так как каждому человеку надлежит умереть, то они умрут на земле. Антихрист прикажет их убить. Так вот, Илия придет с одной миссией – проповедовать евреям ( Мал.4:5–6 ). Он будет им говорить то, что они отступники, что истинного Христа они распяли, а ложного «мессию» приняли. И эта чудесная проповедь окажется для евреев началом их спасения. Сказано: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:25–26 ). «Вы думаете, что это все случилось так себе, без особого чего. Нет. Отпадение Израиля в неверие имеет последствием своим то, что в ограду спасения вводятся язычники, а это введение благоволено с тем, чтоб привлечь туда же после и Израиля, возбудив в нем ревность или соревнование, и таким образом спасся весь род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

1. Грех Иуды написан резцом железным на ногте алмазном, начертан на широте сердца их (или на груди сердца их), и на рогах алтарей (или жертвенников их). О народах, обратившихся ко Господу, было сказано выше: вот Я покажу им на этот раза, покажу им руку Мою и силу Мою; теперь говорится об отверженном Израиле: грех Иуды написан резцем железным на ногте алмазном и проч. Почему это опущено Семидесятью, не знаю, если, быть может, не потому, что они щадили народ свой, как, очевидно, они сделали и у Исайи ; переведши:«найдите же покой от человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо высоким поставлен он» ( Ис. 2, 22 ), и во многих подобных местах, которые, если захочу приводить все, то потребуется, не скажу книга, а книги. Грехи народов изглажены, ибо, обратившись ко Господу от краев земли, они слышать: хвалите Господа еси языцы похвалите его еси люди, яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век ( Пс. 116 ), и о них Господь говорить Моисею: остави мя и потреблю народ сей, и сотворю тя в язык велик ( Исх. 32, 10 ). Грех же Иуды неизгладим и, так сказать, неистребим никаким способом; он написан резцом железным на ногте алмазном, который по – еврейски называется samir. Этим означается не какой нибудь ноготь, что по-еврейски samir, а камень алмазный (который получил такое название оттого, что он весьма крепок и не разбивается); он чист и поддается шлифовке, так что на нем безпрепятственно можно писать железным стилем, и когда твердым материалом железа будет написано на еще более твердой алмазной пластинке, то написанное остается навсегда. Ибо они сказали: кровь его на нас и на чадех наших ( Матф. 17 ). Поэтому грех их начертан, или вырезан, на рогах алтарей или жертвенников их, чтобы богохульные дела их оставались на память вечную. Если же это так, то где же то, что выдумывает старуха полуумная, – что человек может быть без греха, если хочет, и что заповеди Божии легки? Ст. 5–6. Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека, и полагает плоть мышцею своею, и от Господа отступает сердце его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Самое телесное как знак и одновременно реальность незримого духовного: это дефиниция христианского таинства. Омывающая крещальная вода — знак и одновременно реальность незримого духовного омовения. Телесное вкушение святых даров — знак и одновременно реальность приобщения Неотмириому. Брак апостол Павел тоже называет таинством, даже «великим» таинством (Еф. 5:32); и это самое высокое, что можно сказать о браке. Головокружительно высокое. И он добавляет: «говорю же я применительно ко Христу и Церкви». Смысл этих слов, не всегда удобопонятных для современно человека: в своей высшей точке брак есть знак и одновременно реальность отношений между Христом и Церковью. «Мужья, любите жен своих, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Ключевое слово Библии по традиции передается у нас словом «завет». «Заключил Господь завет с Авраамом» (Быт. 15:18). «Поставлю завет Мой с ним заветом вечным» (Быт. 17:19). Собственно, оно означает «союз», «договор», иногда — «брак» (Мал. 2:14) . Прежде всех «атрибутов» Бога, как будет выражаться позднейшая рефлексия, Библия познает и восхваляет незыблемую, алмазную верность Бога: «Бог верный хранит завет Свой». Даже слово библейского обихода, обычно переводимое как «истина», имеет внятные смысловые обертоны «верности» . На верность Бога человек призван ответить верой и верностью — вот почему эти понятия в Библии тождественны! В противном случае он вызывает против себя праведную ревность Бога: «Господь есть Бог Ревнитель». Пророки не устают описывать «завет» между Богом и Его народом как нерасторжимый брак с недостойной, но любимой женой, которая не будет Им оставлена. Недаром в канон Ветхого Завета не могла не войти Песнь Песней. Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь, люта, как преисподняя, ревность. Приход Мессии ожидали, как приход Жениха, Возлюбленного (евр. «дод»), который заключит Новый Брак — Новый Завет. Недаром свое первое чудо Христос совершил на брачном пиру в Кане Галилейской; недаром также постоянный образ полноты времен в евангельских притчах — брачная трапеза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Но когда увидели, что пришел сын, то сказали: «вот наследник этого виноградника, пойдем, убьем его, и тогда наследство виноградника будет наше» (ср. Мф.21:38 ). Правда, Сына они убили, но наследство виноградника было перенесено и отдано язычникам, как и сказал: «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимут и то, что он похитил» (ср. Мф.13:12, 25:29 ). Сделал их судьями в их собственном деле, говоря: «чего заслуживают эти... виноградари?» (ср. Мф.21:40 ). Высказывая себе приговор, они постановили: «злых предаст злой смерти» (ср. Мф.21:41 ). Затем изъясняет смысл (этой притчи) и говорит: «разве никогда не читали:.. камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла?» (ср. Мф.21:42 ). Какой камень? Тот, который называется алмазным в следующих словах: «Я... положу алмаз среди сыновей Израильских» (ср. Иез.3:9 , Ис.54:12 ). И дабы научить, что Он Сам и есть сей камень, по причине немощи их говорит: «всякий, кто преткнется на нем, разобьется, и на кого он упадет, того раздавит и сокрушит» (ср. Мф.21:44 ); ибо князья народа собрались против Него и хотели погубить Его, так как неугодно было им учение Его. И сказано: «на кого... упадет, того раздавит и сокрушит» (ср. Мф.21:44 ), потому что уничтожил идолослужение и прочее сему подобное. Ведь камень, который разбил истукана, сделался великой горой и им наполнилась вся земля ( Дан.2:35 ). «Послали к Нему учеников своих с иродианами (с вопросом): ...давать ли подати?» ( Мф.22:16–17 ). Поскольку верили, что Господь должен владеть царством Израильским, так как называли Его сыном Давида, то хотели видеть, повелит ли Он давать подать кесарю? Ведь если бы сказал: «не давайте», то нашли бы (здесь) предлог к обвинению Его за то, что объявил Себя царем. Потому что сказали Ему это не с тем, чтобы Он удержал их от нарушения подати, но чтобы убить Его. А чтобы показать им, что Его учение выше этих вещей, и что Он хочет спасти жизнь людей, говорит: «дайте кесарю... кесарево, а что должны Богу, отдавайте Ему» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

И в псалме говорится, что язык лукавый и полный лжи должен быть очищен горящими углями: что дастся тебе или что приложится тебе к языку льстиву? стрелы сильного изощрены со угльми пустынными ( Пс119:3–4 ). Из этих углей жертвенника истребляющий уголь был взят клещами двух заветов и очистил нечистые уста Исаии, чтобы он мог возвещать слово Божие ( Ис6:7 ). Призванный же для суда огонь сначала пожирает пучину, то есть все роды грехов, дрова, сено, солому, а после того пожирает также часть, то есть достигает святых того, кто принимается за собственность Господа и за удел Его; ибо настало время начать суд с дома Господня. И у Иезекииля повелевается тем, которые должны совершить наказание: от освященных Моих начните ( Иез9:6 ). Также у апостола читаем: егоже дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде, якоже огнем ( 1Кор3:15 ). И когда мы все будем во грехах и будем подлежать должному приговору, то Господь сжалуется над нами, и так как мы малы, то Он восстановит нас в день воскресения, или чрез добродетели восстановит нас, павших чрез грехи, согласно с обетованием Господа, говорящего: но и этого не будет. Прекрасно сказал Он: но и, потому что уже было сказано Им: этого не будет, ибо не до конца прогневается, ниже во век враждует. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его ( Пс102:9–10, 12–13 ). Ам.7:7–9 . Вот что открыл мне Он: и вот Господь стоял на обмазанной стене, и в руке у Него лопатка штукатура (trulla caementarii) И сказал Господь мне: что ты видишь, Амос? И я сказал: лопатку штукатура. И сказал Господь: вот Я положу лопатку среди народа Моего, Израиля. Не буду более обмазывать его (superinducere eum). И разрушены будут высоты идольские, и опустошены будут святыни Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова. LXX: Вот что открыл мне Господь: И вот муж стоял на алмазной стене, и в руке его алмаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Она посмотрела на меня нерешительно и затем ответила: «Если вы искренне верите в его существование, он для вас существует». «А если вы не верите в его существование?» – спросил я. «Тогда он не существует», – ответила она мягко. Это относится к большинству персонажей, которым приписываются сегодня божественные качества. Кто-то пытается доказать свою веру, другие просто творят божества, которых потом сами же и стараются ублажать. Здравый смысл требует, чтобы убеждения опирались на нечто большее, чем просто желание сердца или одиночные факты, из которых делают грандиозные выводы. Подлинное доказательство любого утверждения включает рассмотрение фактов, которые ему противоречат. Другими словами, необходимо не только утверждать, но и аргументировано отвечать на все возражения. Понять разницу между каким-нибудь главой религиозного культа и Иисусом Христом не трудно. Труднее, когда претендующий на божественную природу имеет некоторые уникальные способности, которые не только привлекают людей, но и отодвигают в тень множество противоречий учения или неправедный образ жизни лидеров. Люди делают фатальную ошибку, когда проявляют лояльность к философско-религиозной системе, сосредотачивая внимание на ее преимуществах и игнорируя ее противоречия. Жизнь тех, кто претендует на божественную природу или пророческий дар, должна быть проанализирована тщательно и вкупе с их учениями. И жизнь Христа, и Его учение могут быть подвергнуты строжайшей проверке на непогрешимость. Каждый аспект Его учения не противоречит ему в целом. Каждая грань Его учения подобна алмазной грани, сверкающей в луче света. Мы полагаем ныне, что древние люди были более доверчивы, чем мы. Однако если бы они узнали о нашей доверчивости, то были бы поражены. Евангелие говорит, что люди всегда требовали от Христа подтвердить знамениями Свою правоту. Причем они требовали новых подтверждений вслед за чудесами, которые Иисус только что совершил. Они не были удовлетворены виденными чудесами. Они хотели еще больше. Например, они потребовали знамения сразу же после того, как Он чудесным образом накормил небольшим количеством пищи 5 тысяч человек ( Ин. 6:30 ). Непосредственно после совершенного чуда скептики напомнили Иисусу, что Моисей накормил народ манной в пустыне: «…какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?» ( Ин. 6:30 ). В Евангелии от Матфея требование знамения последовало за излечением глухонемого ( Мф. 12:38 ). Это объясняет нам, отчего Христос отвечал так резко на требование новых знамений: «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф. 12:39, 41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iis...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010