Пионером в деле духовно-учебной реформы был «известный своей многосторонней ученостью» префект петербургской александро-невской академии (семинарии), архимандрит Евгений Болховитинов 13 . Он был сын священника, уроженец воронежской епархии, в детстве пел в архиерейском хоре, начал учение в воронежской семинарии, высшее образование получил в Москве, в академии, в пору ее расцвета под крылом митрополита Платона, причем, с разрешения митрополита, посещал и университет, затем был некоторое время учителем и префектом в родной воронежской семинарии, в Воронеже принял священство и получил протоиерейство, потом после вдовства и смерти всех троих детей, решил принять монашество, в 1800 году перешел в Петербург, здесь был пострижен и назначен префектом в академию. Ему было в это время 33 года. В Москве он оставил по себе хорошую память в учено-исторических сферах, в Воронеже занимался описанием воронежской губернии, мечтал написать «историю России», поддерживал свои ученые московские знакомства и все это сделало его имя более или менее известным, так что в Петербурге он не был принят, как чужой. Как археолог и историк, он хорошо был знаком с прошлым духовной школы, как педагог и учитель, знал в совершенстве современное ее положение и близко принимал к сердцу ее нужды и ее судьбу. Под влиянием благодетельной реформы светской школы он, по собственным его словам, и «натолковал» первенствовавшему в синоде петербургскому митрополиту Амвросию идею о необходимости реформы духовной школы. Митрополит Амвросий Подобедов сам имел всегдашнею своею заботой умножение духовных училищ и улучшение способов духовного образования. Сын священника владимирской губернии, получивший образование в троицкой лаврской семинарии и в ней же, по окончании курса, остававшийся некоторое время учителем, он в 1768 году, двадцати шести лет, принял монашество и стал быстро делать свою карьеру. Будучи учителем и префектом московской академии, он в 1771 году своею проповедью «о пагубных действиях суеверия», сказанною в донском монастыре при погребении убитого взбунтовавшеюся толпой во время чумы в Москве московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, обратил на себя высочайшее внимание. По повелению императрицы Екатерины II проповедь эта была напечатана, а потом несколько раз была перепечатываема и переведена на языки немецкий и французский 14 . Вслед затем Амвросий был назначен вскоре и ректором. В 1775 году своею проповедью в день рождения первой супруги тогдашнего наследника престола, Павла Петровича, Натальи Алексеевны, Амвросий окончательно завоевал симпатии присутствовавшей в церкви императрицы и ее августейшего сына. Государыня пожаловала ему тогда алмазный крест 15 . В 1778 году он был хиротонисан во епископа севского, викария московской митрополии, причем императрица удостоила своим присутствием его хиротонию, 5 июля, в сергиевой пустыни под Петербургом, и пожаловала новохиротонисанному драгоценную панагию, полное архиерейское облачение и 3,000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Архиерейской ризнице из 15 митр замечательны наипаче две: 1) кованная из чистого золота и украшенная разного цвета яхонтами, рубинами, изумрудами и алмазами с крестом на верху из алмазов, в средине коих синий, превосходной воды, яхонт, пожалованная в 1686 году Митрополиту Гедеону Святополку, при посвящении его в Москве от Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, и Царевны Софии Алексеевы, как значится в следующей подписи по золотому обручу окружающему низ митры: Божией милостью, мы, Великие Государи и Великие Князи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, и Великая Государыня, благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексеевна, всея Великой и Малой, и Белой России Самодержцы, пожаловали богомольца нашего, Преосвященного Гедеона, Митрополита Киевского и Галицкого, и всея России 7194 года; 2) по золотому гласету, жемчужная со многими алмазами и других драгоценных, камней, украшениями, а по нижнему краю, окруженная венцом, на подобие Патриарших митр, сделана в 1802 году Киевским Митрополитом Гавриилом. Из 27 панагий Архиерейских, 10 алмазных и между ними замечательнейшие две, Императрицей Елизаветой Петровной жалованные, Митрополиту Рафаилу; первая под короной с привесками внизу из чистейших крупных бриллиантов и драгоценнейшая всех в ризнице находящихся. На обороте ее, в кругу из крупных же бриллиантов, был под стеклом портрет Императрицы. Но по кончине Рафаила, она истребована в Кабинет и по вынятии портрета, обращена без оного в ризницу. Другая панагия звездообразная из крупных алмазов, пожалованная тому же Митрополиту Императрицей Елизаветой Петровной; третья из алмазов и больших яхонтов красных, Митрополиту Самуилу Императрицей Екатериной II пожалованная. Некоторые из панагий и из наперстных крестов (коих в ризнице 17) замечательны особенным своим видом, и при них необыкновенными ныне цепочками. Один из крестов алмазный, перемешанный с рубинами, состоит из вензелевых кругом букв имени Императрицы Елизаветы Петровны, пожалованный от Нее, Митрополиту Арсению в бытность его Архиепископом Переславским и Архимандритом Сергиевой Лавры 1744 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Состоялась года 2 или 3 тому назад Высочайшая воля об открытии духовной семинарии во Владивостоке, но почему-то и по сию пору никаких слухов нет. В этом году я отправляю двух корейцев в Ардонскую семинарию и надеюсь, что Господь Бог поможет воспитать из них хороших делателей. Будь бы семинария под боком, – иной разговор был бы. Через год из моей школы нужно будет послать еще двух для дальнейшего образования, но... об этих нужно крепко подумать, на какие средства их отправить. Помимо того, что это слишком дорогая затея, да и производительна ли она? Не выйдет ли из этого тоже, что у пр. Николая с академистами? Если бы была семинария во Владивостоке, то они всегда бы жили в своей среде, а во время каникул и в домах своих родителей, если же оторвать мальчика на 5 – 6 лет от своего народа, то с ним произойдет перемена во всем, до забвения своего родного языка. Теперь на Востоке все ведомства стараются как можно уютнее устроиться и пустить поглубже корни, кроме нашего ведомства. Во Владивостоке нет ни собора, ни архиерейского дома, нет ни одного духовно-учебного заведения... Ближайшая семинария в Благовещенске, но последний теперь гораздо далее от Владивостока, чем даже Петербург. Архиерей Владивостокский живет верстах в 30 от Владивостока и, конечно, не всегда имеет возможность ездить в город. Но это все не беда в сравнении с тем, что нет там семинарии или, по крайней мере, духовного училища. III часть Я назвал Ким-кан-сан, или «Алмазные горы», «корейским Афоном». Дикие горные ущелья, недоступность местности, удивительная красота и богатство природы с давних пор привлекали сюда буддийских аскетов, и с давних пор здешние монастыри (числом около 40) славились своими подвижниками. В период процветания в Корее буддизма, который падает на 6–8 века христианской эры, Ким-кан-сан не вмещал в себе подвижников, и монахов насчитывалось здесь несколько тысяч. Были, говорят, подвижники, кои забирались на высокие непреступные скалы, где и проводили жизнь в подвигах; теперь же, несмотря на то, что в народе все же ходят самые лестные отзывы о жизни монахов Ким-кан-сана, число и монастырей и монахов значительно сократилось: в 40 монастырях теперь едва можно насчитать около 1000 человек монахов; относительно же чистоты монашеской жизни – на каждом шагу можно встречать только отрицательные стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/iz-pis...

– Отойдите все! Дайте воздуху Владыке! – скомандовала Александра. Более послушные отступили, монахиня Анна, приехавшая к Владыке из Орла, начала читать канон на исход души. Зажгли свечу и дали ее в руку Владыке, Вера Афанасьевна ее придерживала. Певчая Мария слегка придерживала голову Владыки. С последними словами канона наклонившаяся над Владыкой сестра Александра произнесла: – Все кончено! Скончался Владыка тихо, будто уснул. Мне не верилось. Почему она знает, что все кончено?! Ведь сколько раз уже врачи предполагали близкий конец, а Владыка, бывало, через некоторое время приходит в себя и даже запоет: “С нами Бог!” Может и теперь еще откроет глаза... Комната тем временем наполнилась плачущими. Дав некоторую волю общим слезам, монахиня Анна велела всем положить по 12 поклонов и затем приложиться к Владыке. В 6 часов началась первая панихида, которую служил архим. Исаакий с прочим духовенством. Владыка лежал на столе в полном архиерейском облачении, спокойный и прекрасный, с непокрытым еще лицом. Рыдания прерывали пение. После панихиды я поехала домой. На другое утро я вышла из дому, когда не было еще 6 часов. Успела к утренней панихиде. Народ все прибывал, образовав огромную очередь и даже давку у дверей домика Владыки. В половине четвертого по-полудни состоялось перенесение тела в собор. Шествие было грандиозное, многие несли зажженные свечи, пели: “Святый Боже...” И далеко виднелся несомый на руках и колышущийся над головами огромной толпы гроб, и горел на солнце алмазный крестик митры. В пятницу 28 октября было отпевание, которое совершал приехавший из Ташкента епископ Ермоген соборно с духовенством. Шествие на кладбище было несравненно более грандиозным, чем из квартиры в собор. Владыку провожало около 40 тысяч человек, 30 священников, 5 диаконов во главе с Владыкой Ермогеном. Гроб опускали в могилу, когда уже начало темнеть, и светила луна. Настроение было приподнятое и от обилия народа, и от того почтения, которое оказывали процессии даже не причастные к Церкви люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Глава 17 1–4. За грехи свои народ иудейский необходимо должен понести наказание. 5–11. Ложная и истинная уверенность. 12–13. Упование самого пророка. 19–27. О соблюдении субботы. Иер.17:1–4 . Господь не может забыть о преступлении Иуды, в котором Иуда даже и не желает раскаяться. Поэтому Он отдаст страну иудейскую на опустошение, а народ отдаст в плен. Иер.17:1 .  Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвен­ников их. Как гравер алмазным острием вырезает на металле или на хрустале ясные и четкие буквы, так грех Иуды отпечатлелся на сердце его и на рогах его жертвенников. Господь таким образом видит в глубине сердца у Иуды тяготение к язычеству. Что касается алтарей в честь языческих богов, то они, конечно, уже были уничтожены при царе Иосии, но тем не менее Господь не забыл о них и об украшавших их рогах, сделанных по подобию рогов на истинном жертвеннике храма Иеговы. Иер.17:2 .  Как о сыновьях сво­их, во­с­по­минают они о жертвен­никах сво­их и дубравах сво­их у зеленых дерев, на высоких холмах. Современники Иеремии жалеют об отмененном при царе Иосии идолослужении, и жертвенники языческие, рощи, холмы, где приносились языческие жертвы, дороги им по воспоминаниям как бы родные дети. Иер.17:3 .  Гору Мою в по­ле, имуще­с­т­во твое и все сокровища твои отдам на расхище­ние, и все высоты твои – за грехи во всех пред­елах тво­их. Гора Божия – это Иерусалим, видимый издалека для идущих по окружающей его равнине. Впрочем, еврейское выражение, переведенное в русском тексте словами: «гору Мою», можно относить к предыдущему стиху и переводить так: «на горах поля». Иер.17:5–11 . Несчастен тот, кто надеется на людей, а не на Бога. Если он чего и достигнет, то Бог отнимет это у него. Напротив, надеющийся на Бога будет благоденствовать, как дерево, растущее при воде. Иер.17:5 .  Так говорит Го­с­по­дь: про­клят человек, который надеет­ся на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляет­ся от Го­с­по­да. Очень вероятно, что пророк имеет здесь в виду царя Иоакима, который возлагал большие надежды на помощь со стороны египтян и, вопреки советам пророка Иеремии, вступал в заговоры против Вавилонского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Акафист: песнь радости Радуйся, Невеста неневестная! Радуйся, Звезды незаходящей Матерь;  радуйся, заря таинственного дня. Радуйся, печь обмана угасившая; радуйся, служителей таин Троицы просвещающая. Радуйся, мучителя бесчеловечного лишившая власти; радуйся, явившая Владыку человеколюбивого – Христа. Радуйся, освобождающая от варварских обрядов; радуйся, извлекающая из нечистых дел. Радуйся, огню поклонение прекратившая; радуйся, от пламени страстей избавляющая. Радуйся, ведущая верных к целомудрию; радуйся, всех поколений радость. Радуйся, Невеста, брака не познавшая! Роман Сладкопевец ,  Акафист Божией Матери  (в руском переводе) Слава Тебе, Боже, во веки! Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях. Слава Тебе за праздник жизни; Слава Тебе за благоухание ландышей и роз. Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы. Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения; Слава Тебе за земную жизнь, предвестницу небесной. Слава Тебе, Боже, во веки.   Трифон (Туркестанов), акафист «Слава Богу за всё» Библия о хвале и благодарности Библия нередко говорит о том, как важна радость и благодарность Богу для духовного роста человека.   «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков». Первое послание к Тимофею, глава 2, стих 1   «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Первое послание к Фессалоникийцам, глава 5, стихи 16-18   «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе». Псалом 33, стихи 1-4   «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия». Псалом 150   Акафист — островок радости в море отчаяния. Лекция отца Феодора Людоговского Читайте еще Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://predanie.ru/tema/akafist/

Дождевому червю не нужно небо. У него лишь две функции: питание и размножение. Двумерной плоскости ему вполне достаточно для выполнения жизненной задачи. Но горе человеку, который отрекается от неба, чтобы уподобиться дождевым червям. Чем больше приобретает человек имущества, чем больше врастает в землю, тем меньше становится собственное значение его личности. Жадность порабощает. Возрастает привязанность к земле и утрачивается духовная свобода. «Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и тление истребляют и воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6, 19-21). Образ Божий дан человеку как искусному ювелиру даётся алмаз. Пока алмаз не огранён, он не отражает свет. Полированные грани превращают его в бриллиант, сияющий отражённым светом как звезда. Что такое добродетели: любовь и надежда, великодушие и мужество, терпение и целомудрие? – это полированные грани, отражающие небесный свет. Огранить алмаз – значит ограничить, отсечь лишнее. Освобождение всегда означает лишение чего-нибудь. В этом трагизм человеческой свободы и в этом её залог. В этом смысл воздержания, с которого мы начинаем подвиг покаяния. Только тот, кто ограничит себя алмазными гранями воздержания, терпения и целомудрия отразит на земле Божественный свет. 15 февраля 2010 г. На чтение Великого канона «Душа моя, душа моя, восстань, что спишь?..» (Кондак Великого канона) Кто так заботливо будит свою душу?  Может, нераскаянный грешник? Увы! Нераскаянные грешники крепко спят греховным сном. Тревожно будит душу свою кающийся грешник, великий подвижник Божий преподобный Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души свои умилительной его молитвой? Душа моя, восстань. Что спишь? Ты спишь, а лютый ад готовит тебе вечную погибель. Ты спишь, и ангел-хранитель скорбит, не в силах разбудить тебя. Ты спишь, и Церковь понапрасну расточает то мерный звон поста, то светлый перезвон праздничных колоколов. Он не волнует тебя.    

http://pravmir.ru/ogranit-almaz-znachit-...

«Природные ресурсы – достояние народа» – так утверждают активные строители нового общества. Тогда ответьте, пожалуйста, «товарищи», как их вернуть народу? Военный переворот, революция? Вам прекрасно известно, что первый революционер был сатана, он на небесах взбунтовал ангелов и восстал против Бога. А к чему вы стремитесь? Социализм – это политика, а христианство – религия – два несовместимых понятия. Иисус ответил искушавшим Его фарисеям: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20: 25). Комментарии излишни. Церковь нас учит быть христианами, каждому на своём месте. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3: 14). Господь не призывает перестраивать государственный строй, политика вне Церкви. «Рабы, во всём повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3: 22). « Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол. 4: 1). Нет ни малейшего намёка на то, чтобы уравнять богатых и бедных – Бог учит смирению и любви к ближнему, будь то раб или господин. Где-то в свято-отеческой литературе встречалась притча о рудокопе, который собирал у себя дома нищих и на свою скудную зарплату кормил их. И вот один старец, видя эту благодетель, стал слёзно молить Бога послать рудокопу богатство, дескать – он столько сделает добра людям. Господь услышал молитвенника, и рудокоп нашёл много золота. Конечно же, он сразу позабыл о бедных и перебрался ближе к дворцу халифа. Старец понял свою ошибку и вновь пал на колени пред Творцом, в итоге всё стало на круги своя: рудокоп взялся за кирку, а нищие обрели благодетеля. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» – когда у нас нет золотого прииска или алмазных копей мы готовы отдать полцарства ближнему, но стоит увидеть несметные богатства, как сразу всё забывается. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13: 1).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/02/ne...

    «Плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8:7).     «Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их» (Иер. 17:1).     «Облечется проклятием, как ризою, войдет оно, как вода, во внутренность его и, как слей, в кости его» (Пс.108:18).     «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:12, 14).     «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20—21).     «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). Малая закваска заквашивает все тесто» (Гал.5:9). Часть IV. Возрасты естественного человека...    Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бессилия духовного, нисходит во глубину зол (Прит.18:3) по степеням, или возрастам. Это явствует из постепенного его преуспеяния во зле, по слову апостола (2Тим.3:13); из постепенности наказаний, ему предназначаемых; из преемственности и постепенности всех вещей. Ибо все в мире, как удостоверяет опыт, растет; одни вещи видимым образом продолжают, а другие оканчивают свое бытие; посему и зло, в вещах и существах заключающееся, не может оставаться в одной и той же степени. Объяснение возрастов естественного человека    Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (Пс.7:15), «беззаконие замышляет на ложе своем, становится на недобрый путь, не гнушается злом» (Пс.35:5), «ходит на совет нечестивых, останавливается на пути грешных и сидит в собрании развратителей» (Пс.1:1), как должно заключить по свойству противоположности состояний нечестивого и благочестивого человека. Сила плоти непрестанно растет, если нет к тому препятствий, а потому имеет почти бесчисленные возрасты. Но мы, чтобы сказать о сем предмете определеннее, рассмотрим здесь прежде всего три ее возраста, а именно: младенческий, юношеский, мужеский.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это есть переход от вечности к вечности. Всё более и более желают они радости – всё более и более получают то, чего желают. Всё более и более жаждут они познания Бога – всё более и более получают это познание. Они всегда блаженны и делаются всё более и более блаженными». Пётр. О, если бы и нам Господь судил достигнуть этого Неба! Священник. Небо бесконечно дорого для нас, ибо: в) на нём мы будем подобны Богу. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ). Бог Сам сообщает нам часть Своей Божественной сущности, дабы мы способны были лицезреть Его. Это тот чудесный свет, который просвещает нас и делает способными видеть Бога. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). «Во свете Твоем узрим свет», – говорится у святого Псалмопевца ( Пс.35:10 ). «Слава Божия осветила его (небесный град), и светильник его – Агнец», – говорит Иоанн ( Откр.21:23 ). Как утренняя заря освещает тёмное облако, так что оно блистает и светит, как бы оно само производило этот блеск, как солнце делает блестящим алмазный камень и росу на траве, как бы оно само скрывалось в нём, так блестит и душа в свете Божества и сама становится чудной и почти Божественной. Она воспринимает часть в жизни Иисуса Христа, а через Него и в жизни Отца Его. Она обладает полнотой жизни, подобно Тому, Который жизнь имеет в Самом Себе и Сам есть жизнь. Пётр. В преображении Иисуса на Фаворе мы, следовательно, имеем образ нашего преображения на Небе. Священник. Небо бесконечно дорого, ибо: с) оно есть бесконечное благо и достояние блаженных. «Войди в радость господина твоего» ( Мф.25:23 ). «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Эти слова Божественного Спасителя уверяют нас, что небесная жизнь с её радостями и блаженством никогда не прекратится. Кто вошёл в радость Неба, тот не должен уже бояться, что он когда-нибудь его потеряет, ибо Небо есть, как пишет святой апостол Пётр, наследство нетленное, неувядаемое, хранящееся для нас в небесах ( 1Пет.1:4 ). Но и удовлетворить нашу жаждущую этого блага душу может только прочное, постоянное, бесконечное обладанием им.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010