Высочайшия Особы с особой любовью и исключительным вниманием относились к боголюбивому архипастырю. Государыня приглашала его к своему столу и посетила его в загородном доме в Троицкой роще. Она сама привезла и лично передала владыке алмазный крест на клобук и Высочайший ему рескрипт. Государь, прибывший в Воронеж после пребывания там государыни, говорил архиепископу: «Она вами очень довольна. Императрица приехала в Вознесенск здоровее, веселее, покойнее в духе, и меня весьма тем обрадовала». Владыка Антоний с любовью устроял внутреннюю жизнь обители. Любил он беседовать со старшими иноками; нередко приглашал их к себе, разделял с ними трапезу в общей столовой; погрешающих вразумлял; колебавшихся утверждал и убеждал не покидать обитель; возвращающихся принимал с любовью. Благодаря этому увеличивалось число братии, чему способствовало и уставное богослужение, налаженное опытным архипастырем. Проявилась чудесно и милость Божия к монастырю, созданному пламенным «служкой» Свят. Митрофана. Вот что поведал владыка благочестивой богомолке, указывая ей на соборный храм: «Вот видите: из всех этих окон, в 8 часов вечера, был необычайный свет; я испугался, полагая, что загорелось от лампадки, послал отворить, а сам начал собираться туда идти; прибегают сказать: там слышно пение; тогда, взяв с собою старших из иеромонахов, помолившись взошел. Какой-же мой был восторг и удивление? Собор освещен светом не свечным, пение Ангельское; подхожу к Царским вратам, остановился у солеи и все монахи со мною, вдруг Царския врата отверзаются и святитель Митрофан, как бы на воздухе, стоя начал осенять нас крестообразно, по архиерейски; мы все пали ниц, и когда привстали, ни света, ни пения; уже ощупью выходили из храма». В 1839 г. владыка Антоний, за последнее время начавший ослабевать физически, сильно болел и просил совершить над собою таинство елеосвящения. Зародилась у него мысль об удалении на покой в родную Лавру. Все более проявлялся у него дар провидения. Посетившему в 1843 г. Воронеж архиепископу Донскому Игнатию он, при прощании, сказал: «Вы, преосвященнейший, скоро будете здесь архиепископом», что и исполнилось. При встрече с казанским архиепископом Филаретом (Амфитеатровым) , стол близ ким ему по монашескому подвижничеству, владыка Антоний предрек ему назначение киевским митрополитом, через год и исполнившееся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1848-1850 гг. для него на Волжской набережной Ярославля было выстроено большое каменное здание. Неоднократно с нач. 40-х гг. Е. подавал в Синод прошения об увольнении на покой по состоянию здоровья. В ответ на просьбы архиерею были пожалованы 14 апр. 1845 г. алмазные знаки ордена св. Александра Невского, 3 апр. 1849 г.- алмазный крест на клобук. 16 (по др. сведениям, 24) дек. 1853 г. Е. был уволен на покой с назначением пенсии в 2 тыс. р. серебром, получив звание члена Синода, право присутствовать в Московской синодальной конторе, а также право выбрать место жительства в одном из московских ставропигиальных мон-рей. 2 февр. 1854 г. Е. выехал из Ярославля и поселился в московском Донском монастыре, по просьбе свт. Филарета (Дроздова) принял управление обителью. Архиерей собирался отказаться от доходов, полагавшихся ему по праву настоятеля, однако митр. Филарет убедил его не делать этого. Все средства Е. направил на благоустройство обители. 26 авг. 1856 г. Е. с др. архиереями участвовал в коронации имп. Александра II и получил украшенную алмазами панагию. В 1858 г. он ослеп. В 1868 г. Е. отметил 90-летие и 50-летие служения в архиерейском сане, 30 июня того же года совершил последнее богослужение. Погребен в Малом соборе Донского мон-ря на месте, указанном им, около захоронения Московского архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) за правым клиросом. Е. состоял действительным членом Конференции МДА, почетным членом Московского ун-та и Московского об-ва любителей духовного просвещения. Превосходно знал греческий, на латыни сочинял стихи, вел дневник. По воспоминаниям прот. И. А. Благовещенского, Е. зарекомендовал себя бескорыстным и беспристрастным пастырем. Его проповеди отличались простотой и немногословностью. Особенно часто он обращался с поучениями к пастве во время объездов подведомственных приходов. Гомилетическое наследие его весьма обширно, однако при жизни была издана небольшая часть. Награжден орденами св. Анны 1-й (1823) и 2-й (1816) степени, св. Владимира 1-й (1868) и 2-й (1829) степени, св.

http://pravenc.ru/text/186977.html

Но если он не хотел прикоснуться к трезвенному движению, то само пьянство коснулось его жизни так остро и больно, что он этого прикосновения не мог потом забыть никогда: оно оказалось для него большим жизненным уроком. Миллиардер выехал на вокзал встретить свою семью... и здесь узнал, что поезд, с которым должны были прибыть его жена и две дочери, потерпел крушение. Миллиардер поспешил к месту катастрофы и здесь с отчаянием увидал убитую жену и двух искалеченных дочерей: оказалось, что крушение произошло вследствие пьянства одного из агентов дороги. На месте катастрофы, при виде валяющихся трупов и корчащихся от боли раненых, миллиардер понял, что «дело трезвости касается и его». Не будем ждать таких жестоких уроков от жизни, но поспешим прислушаться к ней и ответить на ее живые запросы: тогда мы сохраним жизнь от многих грозных катастроф и потрясений. Горе имеим сердца (Слово, произнесенное в Исаакиевском соборе за архиерейским богослужением в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, пришедшийся на Страстной Неделе). «Благоветствуй, земле, радость велию; хвалите, небеса, Божию славу» (Из 9-й песни канона). Чье христианское сердце останется глухим и безучастным к этому радостному призыву матери-Церкви?! Разве только то, в котором угасла даже последняя искорка веры, и которое утратило всякую способность отдаваться освежающему трепету священных молитвенных биений... Чью душу не взволнует, не охватит чувством восторга эта радостная церковная песнь?! Разве только ту, от которой отлетел истинный дух жизни, где истощился, иссяк благодатный родник христианских надежд и упований. Как сейчас это радостное весеннее солнце торжествует победу в пробуждающейся природе и своими нежными молодыми лучами рвет снежный саван зимы, миллионами алмазных огней рассыпаясь по миру, – так и радостные песнопения настоящего праздника – этой весны христианства – победным торжественным аккордом вливаются, как вплетаются, в общую мелодию скорби, сокрушенных воздыханий и покаянных молитв, которыми полны настоящие страстные службы церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

945 Заметим здесь, что это возражение оказывается актуальным и сейчас. Так, один наш регент и композитор (см. примеч. 868), прошедший регентскую школу еще задолго до революции, но потом до 1945 года проживший в СССР, серьезно писал мне о том, что нужно ввести в православное богослужение фисгармонию. 949 Не является ли это современным и в наши дни, применительно к рассеянию по разным материкам русской православной эмиграции, – имея в виду теперь выпускаемые граммофонные пластинки с пением различных церковных хоров независимо от их стилистического направления. 951 См., например: Олег Пантюхов: О днях былых. Maplewood, N.Y., 1969, стр. 83; – Н. И. Астров: Воспоминания. Париж, 1940, стр. 91–92. 952 «Церковные ведомости». С.-Петербург, 1890, 3, стр. 77. Статья «О благоустроении пения в приходских церквах». 953 И. Н. Никодимов: Воспоминания о Киево-Печерской лавре. Мюнхен, 1960, стр. 41 (ротаторное издание). 954 Как известно, теперь звуковые съемки для пластинок производятся сначала на магнитофонную ленту (т.е. не механически, а магнитно-электрическим путем), и колебания тока с магнитофонной ленты переносятся, тоже магнитно-электрическим путем, на колебания алмазной иглы, которая вырезает на покрытой особым лаком пластинке бороздки. 955 Образ оказавшихся доступными таких граммофонных пластинок с русским церковным пением сделан автором на немецком языке: Johann v. Gardner: Diskographie des russischen Kirchegesanges. «Ostkirchliche Studien». Würzburg, 1963. Band 12, Helf 1. Ss. 55–56, Nr. 94, 95, 96; 97; Ss. 59–60; Nr. 104, 105; 1969, Band 18. Helf 1. S. 28, Nr. 172, 173, 174. Обзор этот далеко не полный, так как охватывает лишь тот материал, который удалось до сих пор установить. 956 Нужно заметить, что пластинки, напетые в России до революции 1917 года, этим недостатком не страдают, а некоторые пластинки с церковным пением, напетые русскими хорами в Западной Европе и в Америке после Второй мировой войны, такие недостатки иногда содержат. 957 См., например, сообщения о таких концертах в «Русской музыкальной газете». С.-Петербург, 1904, 13–14; о концерте архиерейского хора в Новгороде, хора Петропавловской церкви в Пензе, соединенных хоров города Полтавы, соборного хора в Саратове (численностью в 100 человек), объединенного хора в Харькове (300 человек). – 15 – о духовном концерте в Нижнем Новгороде, в Варшаве, в Ялте и в других местах

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Сергиеву Лавру Святейший Патриарх приехал в первый раз в Светлый Четверг 1918 года – 26 апреля. Незабываемая картина. Встреча у ворот. Уже издали, на мосту, ведущем от станции, в открытой коляске, запряженной парой гнедых рысаков, засиял алмазный крест на клобуке, отражая лучи весеннего солнца. Сквозь сплошную лаву людей, стоящих вдоль дороги, подъехал экипаж к воротам монастыря. Черный клобук и черная ряса наместника Лавры архимандрита Кронида особенно оттеняли цветную рясу Святейшего и белый куколь, украшенный вышитыми херувимами. Надев зеленую бархатную мантию (кажется, принадлежавшую св. Патриарху Гермогену), Святейший прошел «со славой», предшествуемый певчими в синих с красным кафтанах, к Троицкому Собору. В этот день я первый раз присутствовал на патриаршем служении. Зная прекрасно чин архиерейского служения, я тотчас заметил главные отличия: под облачение надели темно-красный бархатный парамант, Святейший стоял ступенью выше служащих иерархов до «и во веки веков»; протодиакон произнес особое многолетие всем Патриархам, и хор повторял целиком его слова; на «Верую» один лишь Святейший положил голову под воздух, а иерархи «потрясали» воздух вместе со священниками. Помню также величественную фигуру протопресвитера Любимова, который выносил патриаршую митру при облачении, так как каждый предмет облачения подавался священнослужителями по старшинству. Много раз прислуживал я Святейшему, но уже никогда не видал больше столь величественного богослужения – потом все уже было иначе. Помню приезд Святейшего в ноябре на преподобного Никона. Мы около часа стояли в притворе, звонил ко всенощной колокол, а Святейшего не было. Поезда опаздывали, плохо ходили, да и не знаю уже, как Святейший добирался от станции в Лавру. После часа ожидания мы все вошли в алтарь, и всенощная началась без Патриарха. Во время стихир на «Господи, воззвах», пронеслось: «Святейший едет», открылись Царские врата и вновь все духовенство вышло навстречу Патриарху. А в притворе уже стоял сам Святейший в черной бархатной скуфейке, в черной рясе и потирал закоченевшие от холода руки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Зубчане – волочане, приходили к нам (ржевцам) за щами; мы щей не дали, взашей прогнали. У нас (во Владимире) много угодья: от Москвы два девяносто да из Клязьмы воду пей. Владимирцы – каменщики; клюковники. По клюкву, по ягоду клюкву! Наши холопы каменницы (стар. ростовцы владимирцам) . Собирались кулики, на болоте сидючи, – они суздальцы и володимирцы (из песни) . Владимир: деревянные печи, золотые ворота, железные церкви (деревян. печь была в архиерейск. доме Успенск. собора; золотые ворота известны; железная церковь была у Рождеств. монастыря) . Владимирцы: и наши молодцы ( как вологодские) ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. Стерлядники. Во Владимире и лапшу топором крошат (обычай этот держится только в вольных, т. е. казенных, деревнях) . Суздальцы – Богомазы. Георгия замест Пятницы (св. Параскевии) променяли (образа не продают, а меняют) . В Суздале да в Муроме Богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться. Суздальцы – сальники. Муромцы – святогоны (изгнали в XIII в. епископа св. Василия). Вертячие бобы; рогатые орехи; калачники. Шуяне: кабы мне крепкого мыльца. Беса в солдаты отдали. Шуйский плут хоть кого впряжет в хомут; в Питере бывал, на полу сыпал, и то не упал. Юрьевцы – китаешники. Ковровцы – офени, коробейники, проходимцы; картавые (за офенский язык) . Онтуфьевцы – мынки (Переясл. уезд. Они говорят “мынь” вместо “мол”, “дескать”) . Кижила (Переясл. у.) из ума вон выжила. Кижане золотую грамоту просили. Лыченцы (Переясл. у.) – телятники. Ярославль городок – Москвы уголок (это говорится о многих других городах) . Ярославцы: красавцы, белотельцы, песенники, запевалы, чистоплюи. Пуд мыла извели, а родимого пятнышка у сестры не смыли. Конфетчики, кукушкины детки (мужики мало дома живут) . Спаса на воротах продали. Ростовцы: вислоухие, лапшееды; родимое озеро соломой зажигали (вислоухие, от шапки с ушами. Солому с кровель сымали, чтоб растопить лед на озере, для рыболовства) . Сказывают, что в вашем Ростовском государстве Ростовское озеро сгорело.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

опис. Тр.-Сергиевы лавры», 150; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1858 г., 12 (пожертв. земли); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 984, 1; Ключевский, “Жит. свят.», 350; “Чтения в И. Общ. ист.», 1865 г., IV, смесь, 124 (о припис. к Тр.-Серг. лавре), 141 (вотчины м-ря в 1752 г.); 1867 г., III, Отд. 1, 72 (в 1678 г. имел 498 двор. крест., в 1752 г. 5.248 душ); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.– Серг. лавры, 183 (приписан в 1615 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 614 (доношение 1722 г. о жестоком истязании служителей м-ря). 1250. Троицкий, женский, ныне приходская церковь в гор. Курмыше, Симбирской губ. Из описи 1624 г. видно, что он находился на посаде, в конце Казацкой и Стрелецкой слобод за острогом, и имел одну деревянную церковь св. Троицы. Судя по описи ризницы, которая находилась уже тогда в ветхом состоянии, можно с достоверностью сказать, что он уже существовал в XVI стол. В 1764 г. упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», IV, 881; “Симбир. сборн.», II, Отд. I, 17; “Матер. для ист. и стат. Симбир. губ.», III, 67; “Известия Археол. Общ.», 1868 г., VI, 25 (церковн. древности); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 20 душ крест.). 1251. Троицкий, мужской, ныне село Дмитриево-Семионовка, Симбирской губ., Сызранского у., в 27 вер. к югу от Сызрани. Основан в 1712 г. одним из предков поэта Дмитриева, Семеном Константиновичем Дмитриевым, скончавшимся в обители в 1725 г. Упразднен в 1764 г. “Сборник ист. и стат. свед. о Симбир. губ.» в “Прилож. к Памят. кн. на 1869 г.», Отд. IV, 81. 1252. Троицкий, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в губерн. гор. Смоленске, близ архиерейск. дома. В 1674 г., по повелению царя Алексея Михаиловича, Бернардинский католич. костел обращен в православ. м-рь. До 1740 г. имели в нем жительство архиеп. Смоленские, которые здесь и погребались (Симеон, Сильвестр Черницкий, Сильвестр Крайский и Дорофей); над могилами их в 1847 г. устроен придел во имя Божией Матери всех скорбящих при Рождественской церкви. Перед иконою Божией Матери Иверской, старинного письма, с 1700 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1864 г. т. III, стр. 455). §145. Под именем антидора у нас в собственном смысле надобно разуметь, «остатки от той просфоры, из которой изимается св. агнец для литургии, и которые раздаются тем, кои к Причащению   Св. Тайн себя не приготовили» (Новая скрижаль, о лит. св. 1. Злат. гл. II, §90). При этом по обычаю церковному, «антидор должен быть вкушаем верующими, как хлеб освященный, натощак и с должным благоговением и при сем не иначе, как в церкви людьми, не находящимися под епитимиею (Сравн. Кормч. книга 2, собора бывшаго во дни Николы, Патр. Конст. на вопросы Иоанна Мниха, ответ 7, 17), также женщинами, свободными от телесной нечистоты и т.п. (Номок. при б. тр. пр. 64). Благочестие требует также, чтобы при вкушении антидора соблюдены были от падения на землю даже малейшие крохи оного». (Словар ц. богослуж. языка и свящ. обряд. Михайловск. 1866 г. стр. 5–6). При таком высоком значении антидора единственным раздаятелем его народу, подобно тому как и Тела и Крови Господней, может быть только один священник (священник же изшед, дает людем антидор, чин литургии) – и при том, если литургия совершается соборно, то сие должен делать не иначе, как первенствующий из служащих, как это ясно заповедуется в чинопоследовании служения архиерейского (см. чиновн. архиерейск.). А потому, разумеется, допускать к раздаянию антидора диаконов, положительно нет никакого основания. §146. Тем более ни под каким условием нельзя предоставлять получение антидора свободному разбору предстоящих мирских людей во храме (рук. для С. П. 1869 г. т. 1, стр. 259). – Но если в церкви случится народу много, а антидора будет мало, то чтобы удовлетворить всех желающих, священник может, вместе с антидором в собственном смысле этого слова (см. выше §140), раздроблять для раздачи народу и остальные просфоры, остающиеся от обедни, как-то: Богородичную, девятичинную, и т.п. а также и др. просфоры не бывшие в употреблении на обедни, и даже простой (конечно только квасный и пшеничный) хлеб не освященный. Но при этом просфоры, не бывшие в употреблении на проскомидии, а также и другой хлеб, предназначаемый для раздачи вместо антидора, должны быть предварительно освящаемы окроплением св. воды, и потом уже употребляемы сообразно своему назначению. Ибо, как справедливо замечают некоторые, св. вода «имеет подобное же значение, как и раздаваемый антидор». – «Отсюда, как благословенный хлеб и антидор, так и сия вода, освященная у христиан, (а вместе с сим и освящаемые ею хлебы, предлагаемые вместо антидора) когда приемлются, должны быть в великом почтении, и возбуждать всех к благоговению». (Новая скриж. ч. IV, стр. 85, изд. 1835 г. Сравн. Номокан. при больш. требн. пр. 213. Руковод. для С. П. 1869 г. т. 1, стр. 260).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

И так как Митрополит говорил просто и откровенно, то и я пустился в откровенности, и, между прочим распространился о рессурсах ваших по содержанию арх. дома, об экономич. значении перехода из Харькова и т. п. В ответ на это Митрополит рассказал о том как бывши в Саратове, жил только на 714 р., и при этом заметил, что вообще средства архиерейск. домов слишком неравны. Потом быстро спросил: а вот в Москве, вероятно, не угрожает мне бедность? Я отвечал, разумеется, утвердительно на этот вопрос. Потом Митрополит снова спросил: А сколько получает Митрополит Московский доходу? Я отвечал, что кажется де ок. 60–70,000 в год. На это он заметил: «но это де конечно преувеличено» и т. д. Как видите, разговор наш шел на полной откровенности, Свидание мое продолжалось ок. получаса. Затем Митр. отпустил меня со словами: «Ну, в Москве будем конечно видеться с Вами». По уходе свой разговор, и именно о Вас, я стал подвергать критике, опасаясь, не сказал ли я чего лишнего; но потом успокоился и решил тотчас-же написать о своих непрошенных заявлениях Вам. К сожалению, я опять являюсь виноватым перед Вами; тотчас я не написал а пишу вот уже более, чем через неделю. Я виделся с Митр. во вторник на прошлой неделе, а Митр. уехал из Кисловодска в Москву на прошлой же неделе в субботу. На местных жителей, в том числе и на меня, Митрополит произвел здесь очень приятное впечатление своею простотою. В Пятигорске со станции он приехал не в карете, а в открытой коляске, а у нас в Кисловодске всюду ходил пешком, – в Церковь (ок. версты) в белом клобуке, а в парк и в ванны в черной камилавке. Подходил как то и к центру Кисловодской жизни – к музыке и немножко постоял там. Снова покорнейше прошу Вас простить меня за долгое неписание и не отказать в вашем святительском благословении». 7-го ч. получил я письмо из Новой-Александрии от внука-студента Института Евг. А. Соколова 760 , который писал от 3-го числа: «1-го сент. я получил из Института удостоврение в том, что я зачислен в число студентов этого Института.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Вот основание того, почему православная Церковь признает значение и силу заТаинствами, полученными в недрах римско-католической Церкви и армяно-григорианской. Священники же раскольнические, даже так называемое австрийское священство, ведут свое начало от светильника погасшего, равно и лютеранские пасторы – светильники, получившие свой свет от огня чуждого. Посему православная Церковь в случае перехода из раскола и протестантство считает нужным совершать над обращающимисяТаинство Миропомазания, которое хотя бы и совершено было над ними во время пребывания в означенных сектах. 58 За исключением духовных лиц римского исповедания, которых приходские священники не могут присоединять своей властью (Ук. Син. 1840 г. 20 февр. Уст. Кон. ст. 30). 59 В случае принятия православия целыми семействами подобные подписки должны быть взимаемы священником от каждого члена семьи, достигшего совершеннолетия (Резолюц. Филарета митр. Моск., в Душеп. Чтен. 1872 года) 60 Но письменное показание от больного иноверца о желании его присоединиться к православной Церкви должно отбирать. Если больной сам не может написать подписки, то, по его просьбе с объяснением причины, такая подписка может быть написана и зарукоприкладствована другим лицом. Когда присоединяемые чрез миропомазание по болезни или незнанию русского языка не могут давать сами за себя необходимых ответов на вопросы, положенные при совершении сего священнодействия, то они могут иметь восприемников, которые давали бы необходимые ответы за них при совершении обряда «присоединения» (Чиноп. прин. инов.). 61 При архиерейском служении, когда частицы ХС бывает недостаточно для причащения всех служащих, то раздробляется другая из двух остальных, с произнесением слов: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий» и проч. (Служебн. или Чиновн. архиерейск.). 62 Частицы HI и КА для причащения мирян раздробляются священником, а не диаконом. Между тем у некоторых священников есть обычай, в силу которого они, когда бывает много причастников, для скорейшего раздробления св. частиц, допускают в помощь себе при этом также и диаконов, которые подобно священнику берут копие и разрезают данные части на частицы и т. д. Это совершенно противно ясному смыслу литургии и уставу церковному. Когда священник раздробляет на литургии св. Агнец для причащения, то в этом случае он изображает Иисуса Христа, преломившего св. хлеб и подавшего его апостолам. Нечего, разумеется, и говорить, что диакону входить в это положение и неуместно а неестественно. Устав церковный положительно повелевает, чтобы раздробление Агнца во всяком случае было совершаемо только священником, и диаконам при этом предоставляется только право принимать одно молитвенное участие в сем действии посредством известного возглашения: «Раздроби, Владыко, святый хлеб» (Служ. Лит. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

  001     002    003