перемещен в епархию Карталинскую и Кахетинскую с званием члена Св. Синода и экзарха Грузии, и здесь-же в августе 1856 г. за заслуги лично возведен в сан митрополита; 1-го марта 1858 г. назначен митрополитом Киевским, и наконец 1-го июля 1860 г. – митрополитом Новгородским и С.-Петербургским с званием первенствующего члена св. синода. В это-же время, с августа 1861 г., к трудам святительского служения, присоединились занятия по званию главного попечителя и председателя совета Императорского человеколюбивого общества. – Заслуги почившего владыки были оценены и награждены с высоты царского Престола всеми русскими, духовным лицам присвоенными, орденами до алмазных знаков ордена св. Андрея Первозванного включительно (в 1872 г.); после этого, в разное время, ему были пожалованы: архипастырский посох, осыпанный драгоценными камнями, украшенная драгоценными камнями митра с водруженным на ней крестом по киевскому обычаю, украшенная бриллиантами панагия с правом ношения двух панагий; наконец, по случаю исполнившегося 50-летия епископского служения юбиляру было предоставлено право предношения креста при священнослужении и пожалованы соединенные вместе портреты трех Императоров, при которых проходимо было архипастырское служение, в рамке, усыпанной бриллиантами с бриллиантовою короною. Кроме того почивший архипастырь неоднократно был удостоиваем высочайших рескриптов с выражением монаршего благоволения и признательности. Русская наука, – духовная и светская, чтила многополезные труды почившего владыки на пользу просвещения и благотворения избранием его в почетные члены духовных академий, университетов и разных ученых и просветительных обществ и учреждений. – 11-го ноября 1884 г. всею русскою церковию и многими представителями русского общества было торжественно отпраздновано пятидесятилетие владыки Исидора в архиерейском сане; на это редкое торжество прибыли 17 иерархов из разных епархий нашего обширного отечества; множество учреждений и лиц, с Державным Вождем России во главе, спешили выразить маститому юбиляру благодарные и благожелательные чувства; бóльшая часть приветствий и адресов от лиц и учреждений сопровождалась поднесением св.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

еп. Марк (Головков) Церковные награды и внешние знаки отличия духовенства Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Положение о наградах было утверждено на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года. Награды существуют двух видов: общецерковные и иерархические. А. Внебогослужебные (общецерковные) награды Русской Православной Церкви К ним относятся ордена, медали и грамоты. Большинство внебогослужебных церковных наград учреждено в XX веке. 1 . Ордена Русской Православной Церкви: – орден святого Апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой; учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси и является высшей наградой Русской Православной Церкви, которым награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства; знак ордена носится на ленте в верхней части груди под алмазной звездой ордена, все остальные ордена носятся ниже. – орден святого равноапостольного князя Владимира, трех степеней; учрежден в 1957 года в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; орденом награждаются Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, архиереи и клирики Русской Православной Церкви за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской Православной Церковью, а также церковные и общественные деятели за полезные труды на благо Православия; этим орденом награждаются и различные церковные организации – епархии, монастыри, Духовные учебные заведения и др.; знак ордена I степени носится на ленте (в этом случае также вручается звезда ордена). –орден «Славы и Чести» со звездой ордена; учрежден 23 марта 2004 года; орденом награждаются главы государств и правительств, руководители международных и межправительственных организаций, Предстоятели Церквей и главы конфессий, выдающиеся государственные и общественные деятели за значительный вклад в межцерковное и межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами; знак ордена носится па ленте;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Пермского ун-та. Сер.: Рос. и заруб. филология. 2013. Вып. 1(21). С. 100-107; Карпук Д. А. Архиеп. Нил (Исакович) (1799-1874): Геолог, минералог, палеонтолог и богослов. СПб., 2015; Бушуева Е. С. Наследие Нерчинского Свято-Успенского мужского мон-ря: Приходской храм и его настоятели. Иркутск, 2016. С. 126-132; Правосл. духовные писатели Вост. Сибири XVIII - нач. XX в.: Мат-лы к биобиблиогр. словарю/Сост.: С. В. Мельникова и др. Иркутск, 2016. С. 21-34. Т. А. Богданова Иконография Известны живописные, графические и фотографические портреты Н. По воспоминаниям современников, он имел «статную и высокую фигуру… величественную осанку… хмурые брови и грозную речь…» (Из иркутских воспоминаний о преосв. Ниле (Исаковиче)//Ярославские ЕВ. 1880. 15. Ч. неофиц. С. 116). Живописный поясной портрет Н. в молодом возрасте, в бытность его епископом Вятским и Слободским, датируется 30-ми гг. XIX в. (после 1835; см.: Вятские преосвященные. 1909). Портрет хранился в ризнице вятского кафедрального собора (в наст. время - собрание Кировского обл. КМ, НВФ-15559/16). Владыка изображен благословляющим, с жезлом в левой руке; на нем - архиерейская мантия и клобук, на груди -панагия с образом Крещения Господня и орден св. Анны. В 1860 г. изданы 2 портрета Н.: литография П. Ф. Бореля (мастерская А. И. Траншеля, лист из изд.: Портреты духовных лиц. СПб., 1860. Вып. 1; один из экземпляров - в ЦАК МДА) и литография А. Т. Скино (лист из изд.: Слова и речи архиеп. Нила. Ярославль, 1860; внизу - факсимиле автографа). Вероятно, основой для этих близких по типу изображения эстампов послужила фотография. Владыка средних лет представлен сидящим в повороте вправо у стола, в рясе и клобуке с алмазным крестом, в его правой руке - закрытая книга, левая - обвита четками. На литографии Бореля на груди владыки - панагия, ордена св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), бронзовый наперсный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. для духовенства. На литографии Скино Н. изображен с панагией, орденами св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), св. Анны (знак), бронзовым наперсным крестом в память Крымской войны и золотым магистерским знаком. Литография Скино послужила образцом для портрета Н. на эмали 60-х гг. XIX в. (ГМЗРК. Ф-1567). К этому же иконографическому типу принадлежат и 2 живописных портрета Н., созданных худож. С. М. Мартыновым в 1863 г. (ГМЗРК. Ж-317; вариант портрета - ЯИАМЗ. 21614/Ж-909). Н. изображен сидящим в кресле с высокой спинкой у стола вполоборота вправо, левая рука лежит на закрытой книге, в правой - четки. Он облачен в рясу, клобук с алмазным крестом. На груди - панагия и те же награды: ордена св. Александра Невского, св. Владимира 2-й степени, св. Анны (только знак ордена), наградной крест для духовенства в память Крымской войны (1853-1856) и золотой магистерский знак.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

будучи в Москве, представлялся Царю Михаилу Феодоровичу, предсказал ему о рождении сына, и в 1629 году, по рождении Алексия Михайловнча, был восприемником его от купели 25 . С этого времени Нилова пустынь обратила на себя внимание Царского Дома. Немедленно по рождении Царевича, Михаил Феодорович послал в пустынь разные священные утвари и значительную сумму денег. В 1631 году дано было повеление в Дворцовый Приказ отпускать ежегодно для Ниловой пустыни несколько четвертей хлеба, рыбу, масло и другие припасы. В 1636 году 4 февраля Игумен Нектарий хиротонисан Архиепископом в Сибирь. Во время управления его Сибирскою Епархиею случилось важное событие в Церкви, утешившее Христианское население убеждением, что и их страна не лишена особенных явлений Благодати Божией в подкрепление немощи человеческой. Местом события был Абалак (в 25 вер. от Тобольска). Здесь в 1636 году несколько раз были явления Богоматери некоей благочестивой вдовице Марии. Верные видели в сем деле принятие Материею Божиею новопокоренной Сибири под свое покровительство. По сему случаю в 1637 году Архиепископ Нектарий благословил построить церковь и написать для оной икону Божией Матери Знамения, с предстоящими Николаем Чудотворцем и Преподобною Мариею Египетскою. Доска иконы длиною 20, шириною 18 вершков. Она до настоящаго времени без поновления (под слюдой) пребывает в Абалацком монастыре. Впоследствии на сию икону сделана золотая риза с таким же венцом, в котором два запона алмазные по 8 искр в каждом, в средине яхонт неграненый, оправленный в золото. В убрусе 51 бурмитская жемчужина; яхонт голубой граненый, вокруг него осыпь из топазов в виде звезды, два запона алмазные, в которых по 8 мелких искр и по одной крупной; в том же убрусе по разным местам 50 алмазных искр, оправленных в серебро, 10 яхонтов и 16 изумрудов 26 . Чудотворная икона известна обильными исцелениями по вере притекающих к ней. Преосвященный Нектарий кратковременно управлял Епархиею; не желая почестей мира сего, но стремясь к горним, он просил Государя и Патриарха об увольнении на покой в любимую им Нилову пустынь, и в 1640 году 4 января отбыл из Тобольска в желанную обитель. Сложив с себя архиерейский сан, облекся в одежду простого инока и до самои смерти провождал жизнь в глубоком смирении и молитве. Нилова пустынь была в непосредственном управлении Нектария. Он завещал братии не пить вина, даже вне монастыря, и не иметь никакой собственности 27 . Сей Преосвященный был жития святого и терпеливый 28 . До настоящего времени из сочинений его сохраняется «Письмо Сибирского Архиепископа Нектария» 29 , служащее к изъяснению состояния, в каком находилось тогда церковное учение, В Ниловой пустыни хранится изображение Нектария, как мужа Богоугодного, и Евангелие в 8 долю листа, писанное мелким, но четким и красивым почерком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы позволим себе осветить дело с иной стороны. Мы видели, что некоторые, благоволительные к Арсению распоряжения государыни делались по словесному его ей докладу в Зимнем дворце и сообщались Св. Синоду изустным указом, т. е., уповательно, через самого же докладчика. В данном же случае дело обстояло так. Государыня через своего духовника, протоиерея Дубянского, повелела, чтобы Арсений „за болезнию успокоил себя от занятий в Синоде, по епархии и от домовых дел на 6 месяцев“. Отдых Арсения продолжался с мая по декабрь 1751 года. В конце сего года он снова принялся за дела; но весною 1752 года государыня совсем уже уволила и архиепископа Арсения и архимандрита Троицкой лавры, по его прошению, за болезнию, от присутствия в св. Синоде и управления епархией и лаврой и определила ему для пребывания Новгород-Северский монастырь, причем кроме сего монастыря, Арсению предписано было не вмешиваться ни в какия сторонния дела. По мнению о. Шпачинского отъезд Арсения Могилянского из Троицкой лавры был обставлен очень почетно. Ему дозволено было взять архиерейскую ризницу и все потребное для поездки (на сумму до 6000 руб.), подарено около 3000 рублей денег, взятых Арсением в прежние годы из монастырских сумм, и т. п. Все это так; но главное, обращающее на себя внимание при означенном отъезде, заключается в том, что знаменитую панагию, подаренную Елизаветою Петровною лично Арсению Могилянскому, он должен был оставит в лавре. Отец Шпачинский, основываясь на официальном документе, видит в этом подарок лавре со стороны Арсения: он просил государыню дозволить ему отдать в лавру на вечные времена панагию и получил на это разрешение. Но иное в документах (подобно тому, как и в Св. Писании) может быть понимаемо буквально, а иное нуждается в комментариях. Последние не излишни и в данном случае. Отец Шпачинский пишет, что Арсений при отбытии из Троицкой лавры взял с собою из ее ризницы две панагии – одну алмазную, звездой, на золотой цепи, пожалованную императрицей Анной Иоанновной архимандриту Варлааму, и другую, тоже алмазную, с образом Спасителя в терновом венце. Относительно этих панагий дано им письменное обязательство, что они будут находиться во временном пользовании и после его смерти непременно будут возвращены в лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

3. Архиепископ Афанасий (1799–1805 г.), в мире Алексей Иванов, сын московского священника. Он родился в 1746 г. По окончании курса (1774 г.) в московской академии, проходил (1774–81 г.) в ней должность учителя и проповедника; 13 мая 1777 г. пострижен в монашество; в 1782 г. был префектом крутицкой семинарии; в 1783 г. был префектом, а с 1786 г. ректором, в сане архимандрита, московской академии. В 1788 г., 12 ноября, хиротонисан в Москве в епископа коломенского; 10 апреля 1799 г. перемещен в Воронеж и в том же году, 1 октября, в Екатеринослав; 15 сентября 1801 г. возведен в сан архиепископа; 18 августа 1805 г. назначен был в Астрахань, но в день назначения скончался, при обозрении епархии, в Черноморье и погребен в Николаевском самарском монастыре, в 20 верстах от Екатеринослава. Он имел орден св. Анны 1 ст. и оставил после себя напечатанные труды: 1) Поучительные слова, 2) Авла Геллия записки афинских или аттических ночей – перевод с латинского языка и 3) Тертуллианову апологию. 460 4. Архиеп. Платон (1805–1811 г.), в мире Петр Иванович Любарский, священнический сын. Обучался в черниговском духовном училище, ростовской семинарии и киевской академии; был сперва проповедником (1762–63 г.) в вятской епархии, а потом (1763–72 г.) учителем и префектом в вятской семинарии, где принял (1770 г.) монашество, затем, по возведении в сан архимандрита, был ректором казанской семинарии (1772–94 г.), а в 1794 г., 26 февраля, хиротонисан в епископа тамбовского и пензенского, но в том же году, 11 марта, перемещен в Астрахань, а 18 августа 1805 г. в Екатеринослав. Скончался 20 октября 1811 г. и погребен в Самарском монастыре. Он имел (с 1800 г.) орден св. Александра Невского и (с 1809 г.) алмазный крест для ношения на клобуке. 461 5. Архиеп. Иов (1812–23 г.), в мире Петр Потемкин, из родственников светлейшего князя Потемкина, сын армейского полковника, родился 22 июля 1752 г. По окончании курса в 1-м кадетском корпусе, он несколько времени состоял в военной службе, а в 1779 г. пострижен в монашество в Бессарабии, в Успенском Городищенском монастыре, где был потом игуменом (1784–90 г.) и архимандритом (1790–92 г.). Екатеринославский архиеп. Амвросий в письме (от 23 января 1792 г.) к генерал-губернатору графу Платону Александровичу Зубову рекомендовал архимандрита Иова, как мужа честного и знающего польский и молдавский языки и как достойного кандидата для занятия архиерейской кафедры, а князь Алекс. Безбородко рекомендовал его в письме (7 апреля 1792 г.) императрице Екатерине, – и Иов 27 февраля 1793 г. хиритонисан был в Яссах в епископа Феодосийского и мариупольского, викария екатеринославской епархии; в 1796 г., 13 мая, в сане архиепископа, перемещен был в Минск, а 7 февраля 1812 г. в Екатеринослав, где скончался 28 марта 1823 г. и погребен в Самарском монастыре. Он имел (с 1797 г.) орден св. князя Александра Невского и (с 1817 г.) алмазный крест для ношения на клобуке; не оставил после себя никаких литературных трудов и отличался суровым характером. 462

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В 1935 г. И. приглашен Нью-Йоркским архиеп. Виталием (Максименко) в США. В том же году Архиерейским Синодом РПЦЗ назначен настоятелем Успенского кафедрального собора в Детройте. 5 апр. назначен епископом Детройтским и Кливлендским РПЦЗ (см. Чикагско-Детройтская епархия РПЦЗ ). 18 авг. того же года в Нью-Йорке в Крестовоздвиженском кафедральном соборе хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил архиеп. Виталий в сослужении Монреальского и Восточноканадского еп. Иоасафа (Скородумова). По распоряжению Антиохийского Патриарха Александра III в хиротонии принял участие, а потом и сослужил с И. на Преображение особо уполномоченный архиеп. Тирский и Сидонский и митр. всей Иудеи Феодосий. И. также был назначен настоятелем рус. прихода в Хайленд-Парке, шт. Мичиган. В хиротонии отказались принимать участие митр. Феофил (Пашковский) и др. епископы, представители объявленного автономным Митрополичьего округа в Сев. Америке . По случаю хиротонии И. направили поздравления находившиеся в США Карпаторосский архиеп. Адам, греч. архиеп. Афинагор, представители Болгарской и Абиссинской Церквей. По мнению архиеп. Виталия, хиротония И. стала важной вехой на пути к восстановлению общения между рус. юрисдикциями в Америке. В нояб. 1935 г. на Архиерейском Соборе в г. Сремски-Карловци было принято «Временное положение о Русской Православной Церкви Заграницей», по к-рому Митрополичий округ в Сев. Америке, сохраняя автономию, воссоединялся с РПЦЗ. Североамериканскому митрополиту стали подчиняться все находившиеся на территории США епархии РПЦЗ, в т. ч. епархия И. 14 мая 1936 г. решением Архиерейского Собора округа И. был назначен епископом Монреальским и Восточноканадским, 11 окт. 1937 г. Архиерейским Собором в Нью-Йорке был перемещен на Детройтскую и Кливлендскую кафедру. В марте 1946 г. в Женеве по приглашению митр. Анастасия (Грибановского) И. участвовал в епископских хиротониях архим. Нафанаила (Львова , впосл. архиепископ) и архим. Серафима (Иванова) . В мае 1946 г. Архиерейским Собором Митрополичьего округа в Сев. Америке И. на год был назначен представителем округа в воссозданном в Мюнхене Архиерейском Синоде РПЦЗ. В нояб. 1946 г. был участником Кливлендского Собора, на котором Митрополичий округ в Сев. Америке снова отделился от РПЦЗ. На Соборе И. голосовал против этой резолюции и остался верным РПЦЗ и ее первоиерарху митр. Анастасию (Грибановскому). После отделения Митрополичьего округа в Сев. Америке И. остался главой Детройтской епархии в юрисдикции РПЦЗ, в ведении к-рой теперь находилось 4 прихода. 4 марта 1947 г. возведен в сан архиепископа. С 1950 г. был членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Награжден РПЦЗ алмазным крестом на клобук «за верность канонам» (1953). После кончины И. (14 мая 1957) Детройтская епархия была присоединена к Чикагской и Кливлендской епархии РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/293710.html

Погребен в новгородском соборе Св. Софии , в приделе св. Иоанна Предтечи. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 97, 433, 693, 917, 1074, 1169, 1270; Оп. 98, 1, 78, 272, 390, 524, 611, 911, 980; РНБ. Ф. 755. 13. Л. 1-3, 6-7, 11-21об., 24-25, 74об., 82; Ф. 124. 595; Ф. 35. 1; Ф. 609; Ф. 588. 340; Ф. 1000. Оп. 1. 34; Ф. 588. 339; Оп. 1. Ф. 33; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 142. Соч.: Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1779, 18032. К., 1825. 3 ч.; Собр. поучительных слов, говоренных в разное время. М., 1810, 18253; Собр. речей благодарственных, поздравительных и приветственных. М., 1810, 18162. Лит.: Жизнь и пастырские труды Амвросия (Подобедова), митр. Новгородского и Санкт-Петербургского, до вступления его на С.-Петербургскую кафедру//ХЧ. 1857. Ч. 2. С. 178-184; Чистович И. Преосв. Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский и С.-Петербургский//Странник. 1860. 5. С. 156-221; 6. С. 224-225; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 491-493; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород, 1897. С. 128-139; Жмакин В. , прот. Письма Высочайших особ к митр. Амвросию (Подобедову)//ХЧ. 1902. Ч. 2. С. 368-377; Мануил. Русские иерархи, 992-1898. Ч. 1. С. 110-114; Евгений. М., 1995. С. 34-37. Прот . Владислав Цыпин Иконография Сохранилось довольно много живописных портретов А., в основном копийных, выполненных в период его пребывания на столичной кафедре и позднее. К неизвестному оригиналу восходят неск. идентичных по иконографии портретов, созданных неизвестными художниками в нач. и 1-й пол. XIX в. (ГИМ; КБМЗ), представляющих иерарха в митре, архиерейской мантии, большом омофоре, с благословляющей десницей, в левой руке жезл с характерным навершием (типа посоха) и вензелем на сулоке, на груди панагия (с образом Спасителя), наперсный крест с украшениями, ордена св. Андрея Первозванного (с алмазными знаками), св. Владимира и св. Иоанна Иерусалимского; один из портретов выполнен худож. Олдберхом в 1816 г. (ГИМ). Данный тип изображения повторяется в погрудном портрете нач. XIX в. (ГМИР), поясном портрете 1-й трети XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ), где отсутствуют алмазные знаки к ордену св. Андрея. На портрете нач. XIX в. (КБМЗ) митрополит изображен в архиерейской мантии и белом клобуке. У Д. А. Ровинского (Стб. 290-291) упоминаются 2 эстампа с портретом А.: гравюра 1806 г. (ГРМ; ЦАК МДА) К. В. Зеелигера с оригинала Ф. Яненко, выполненная в технике черной манеры,- иерарх представлен в рясе и белом клобуке, с наперсным крестом и орденской звездой, с раскрытой книгой в правой руке, сидящим возле стола на фоне книжного шкафа; и гравюра 1843 г. В. Храмцева пунктиром, в овале, из собрания портретов П. П. Бекетова (Из изд.: Портреты именитых мужей Российской Церкви. М., 1843).

http://pravenc.ru/text/114402.html

Как правило, И. представлен благословляющим, в архиерейской мантии или в рясе и клобуке, с наградами. Наиболее ранний парадный живописный портрет создан худож. Г. И. Яковлевым в 1861 г. (ГЭ; см.: Русское искусство в Эрмитаже: Знаменитые и забытые мастера XIX - 1-й четв. XX в.: Кат. выст. СПб., 2007. С. 60-61. Кат. 48), т. е. вскоре после назначения И. митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. Портрет находился в древлехранилище Александро-Невской лавры (см. фотографию 1913 г.: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 2006. С. 210). И. изображен в интерьере с колонной (на ее базе - подпись автора и дата), почти поколенно, в небольшом повороте вправо, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, в левой - жезл с навершием в виде посоха и со светлым сулоком. Митрополит в синей рясе, в архиерейской мантии фиолетового цвета и в светлом, расшитом золотом омофоре, на голове - белый клобук с алмазным крестом, на груди - панагия с образом Иисуса Христа, крест с камнями, ордена св. Александра Невского (с алмазными знаками), св. Владимира 2-й степени, греч. орден Спасителя Большого Креста, к-рый И. получил незадолго до исполнения портрета. Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. После 1883 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. После 1883 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) На подписном поколенном портрете 1876 г. из Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры ( Зеленина. 2009. С. 48) И. представлен почти фронтально, с немного разведенными в стороны руками (благословение именословное, в левой руке - высокий жезл со змеевидным навершием и с белым сулоком). Иерарх облачен в коричневую рясу, темно-голубую архиерейскую мантию с красными скрижалями, на голове - белый клобук, на панагии - образ Спаса Нерукотворного; орденские знаки и звезды св. Андрея Первозванного (с алмазами) и св. Владимира. К этому же типу принадлежит поясной копийный портрет И. 1893 г., предположительно выполненный с оригинала сер.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Синода 4 апреля 1804 г. поручено синодальному обер-прокурору отнестись ко всем губернаторам об удержании их от сего. В 1811 г. июля 9 с полудня выгорел почти весь Подол и монастыри Братский с академией, Греческий и Фроловский, церквей каменных 11, деревянных 5 со своими колокольнями, Лаврское подворье и другие церковные здания. Академическая библиотека в сем пожаре утратила также много книг. Монахи Братского монастыря и учителя до времени помещены были в архиерейском доме, а в некоторых не сгоревших покоях остался только ректор. Флоровские монахини помещены были в Николаевском монастыре, а Николаевские монахи в Лавре. Но с 1812 до 1818 г. Флоровский монастырь на отпущенную из казны сумму 133.000 рублей исправлен, а также и Киевобратский монастырь на назначенную ему сумму 162.602 рубля частью обстроен, но еще не окончен. В 1817 г. по указу Св. Синода от 14 августа Киевская академия впредь до преобразования оной по новому уставу обращена в Киевскую семинарию, уже по указу 26 августа 1819 г. вновь открыта сентября 28 по уставу академическому; семинария Киевская отделена от оной и учреждена особо. В 1815 г. Всемилостивейший государь император Александр I, бывши в Париже, благоволил прислать в Киево-Софийский Собор драгоценные напрестольные сосуды при рескрипте к сему Преосвященному 223 . 67 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов из псковских архиепископов именным Высочайшим указом 24 января 1822 г. переведен в Киев и того же января вызван в С. Петербург для представления его Императорскому Величеству, где 16 марта при отпуске в Киев Всемилостивейше пожалован членом Святейшего Синода, митрополитом и вместе белым клобуком с алмазным на оный крестом при Высочайшем рескрипте от того же 16 марта. В Киев прибыль 11 апреля. 23 Летопись Софийская издан в М. 1820 г . часть I. С. 107 и 155; Воскресенская изд. в С П. Б. 1795 часть I. С. 175 и 185; Никонова, часть I. издан. в С. П. Б. 1767. С. 124 и 154; Архангелогородская, издан. в М. 1781. С. 42 и 46; Русский Временник, издан. в М. 1790. Часть I, С.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010