У матицы у духовной отца его душевного Германа рука приложена чёрного священника. По переписным книгам 7186 года значилось за этим монастырём 9 крестьянских дворов и в них 74 человека мужского пола, земли 35 четвертей да сенокоса на 360 копен или 1080 пудов, а солеварня монастырская только одна. Кроме того Преподобный Феодосий обновил ещё с благословения Ростовского и Ярославского Архиепископа, в Епархии коего тогда состояла Тотьма, пустынь, бывшую в Тотемском уезде на реке Реже и Ваге в займище Леванидовском, строенную старцем Ефремом (см. Ефремова пустынь) и скончался в 1568 году, Января 23. А по 228 летах от кончины мощи его в 1796 году, Сентября 2 обретены и ныне открыто почивают в его обители. Но почитание памяти его началось ещё по 38 летах от кончины, и давно уже сочинена ему в обители этой особая служба. Этот монастырь с начала основания своего был весь деревянный с одной Спасо-Преображенской церковью; потом построена была другая каменная во имя Вознесения Господня. Настоятельство сперва в нём было Строительское, потом Игуменское, а с 1740 года положено быть Архимандрическому; но с 1764 года паки оставлено Строительское. По обретении же мощей Преподобного Феодосия в 1797 году, Высочайше повелено было Спасосуморинского Строителя Иеромонаха Израиля посвятить в Игумена, а в 1801 году, Мая 22 ему же Высочайше пожалован был и наперсный крест алмазный, который по смерти его, случившейся в 1802 году, велено Именным же Высочайшим Указом возложить на мощи Преподобного, на коих и доныне находится. По кончине Игумена Израиля, по Именному же Указу посвящён в Игумена в 1803 году Иеромонах Август, скончавшийся в 1807 году. По нём в 1807 году, Октября 6, из Иеромонахов Архиерейского дома посвящён в Игумена Флавиан, который 15 Декабря 1810 года переведён в Арсениев монастырь, а на место его в Игумена посвящён того же Декабря 20 числа 1810 года. Семигородской пустыни Строитель Варфоломей и находится там доныне. С 1797 года по 1808 год, сверх Настоятеля был ещё попечителем сего монастыря Тотемский купец Коллежский Ассессор Иван Кузнецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Александра Невского. По внесении св. мощей в новую соборную церковь, началось ее освящение по церковному чиноположению и потом совершена Божественная литургия. По окончании Императрица изволила быть со всем двором у м. Гавриила в доме, где принимала поздравление и присутствовала за обеденным столом. Торжество сие тем более было замечательно, что с ним в этот день соединялось другое торжество заключения мира с Швецией 127 . Накануне освящения храма Высочайше пожалована преосвящ. Гавриилу алмазная панагия с изумрудами. На другой год после освящения сего, Императрицею пожалованы и собственноручно даны в этот храм золотые сосуды и другие вещи, а 24 апреля последовал именной указ (1791) о закрытии конторы строения монастыря А. Невского. От построения собора, из числа ассигнованной суммы, осталось 70,000 рублей. Судя по устройству соборного храма и по расходам, употребленным на сооружение оного, Государыня выразила сожаление, что не Гавриилу был поручен Исакиевский собор 128 . В ознаменование особенного монаршего благоволения к трудам м. Гавриила, понесенным при сооружении соборной церкви и при устройстве всего Невского монастыря, заказано было русскому художнику Козловскому сделать из белого мрамора грудное изображение или барельефный бюст митрополита в архиерейском малом облачении. Этот бюст 129 поставлен 9 августа 1792 года, по воле Императрицы, прямо против раки св. мощей, на запад, в нише. Вокруг бюста, на бронзовой позолоченной раме, изображены принадлежности архиерейского священнослужения 130 . О надписи, находящейся под бюстом, рассказывают так 131 . К приготовленному мраморному портрету Гавриила поручено было сделать надпись бывшему статс-секретарю Державину. Он исполнил сие, а представил и другую на перенесение мощей св. Александра Невского 132 . Но Императрица, поблагодарив Державина, не соизволила утвердить ни той, ни другой надписи; а написала сама собственноручно к портрету митрополита следующую надпись: «Во имя святыя живоначальныя Троицы, трудами преосвященного митрополита Гавриила Новгородского и С.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Митрополит Амвросий Подобедов сам имел всегдашней своей заботой умножение духовных училищ и улучшение способов духовного образования. Сын священника владимирской губернии, получивший образование в Троицкой лаврской семинарии и в ней же, по окончании курса, остававшийся некоторое время учителем, он в 1768 году, двадцати шести лет, принял монашество и стал быстро делать свою карьеру. Будучи учителем и префектом московской академии, он в 1771 году своей проповедью «о пагубных действиях суеверия», сказанной в донском монастыре при погребении убитого взбунтовавшеюся толпой во время чумы в Москве московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, обратил на себя высочайшее внимание. По повелению императрицы Екатерины II проповедь эта была напечатана, а потом несколько раз была перепечатываема и переведена на языки немецкий и французский 191 . Вслед за тем Амвросий был назначен вскоре и ректором. В 1775 году своею проповедью в день рождения первой супруги тогдашнего наследника престола, Павла Петровича, Натальи Алексеевны, Амвросий окончательно завоевал симпатию присутствовавшей в церкви императрицы и её августейшего сына. Государыня пожаловала ему тогда алмазный крест 192 . В 1778 году он был хиротонисан во епископа севского, викария московской митрополии, причём императрица удостоила своим присутствием его хиротонию, 5 июля, в Сергиевой пустыни под Петербургом, и пожаловала новохиротонисанному драгоценную панагию, полное архиерейское облачение и 8.000 рублей. В 1781 году Амвросий был назначен епископом крутицким, в 1785 году – архиепископом казанским. Павел, воцарившись, украсил его орденами, которые только что стали жаловаться духовным особам, наконец, водворил его на петербургской кафедре, после удаления петербургского митрополита Гавриила Петрова в Новгород и накануне своей кончины пожаловал его митрополитом. Восхвалявший в своих церковных речах великую Екатерину при её жизни и, без сомнения, хорошо осведомлённый о взаимном расположении царицы и её наследника, Амвросий в речи при погребении Екатерины говорил Павлу, что тот предопределён от века самим Богом «в достойное наследие» своей великой матери, чтобы «недоконченное ею исправить», и что в него «прелияны с кровию все дарования и добродетели» его матери и в нём они процветут ещё более 193 . Похвалы были выражены так искусно, что должны были быть приняты за выражение искренних чувств. Первые дни александрова царствования были тяжелы для митрополита Амвросия. Он ощутительно чувствовал холодность к нему молодого императора, со дня на день всё больше грустил, сделался «скучен и уединён», ходили слухи, что и его ждёт судьба его предместника: невольное удаление на покой. Но, обладая драгоценной для практической жизни способностью терпеливо сносить всякие удары самолюбию, он покорно вынес холод зимы, дождался весны и остался на своём посту, пока уже в глубокой старости, когда сделался болезненно-капризным, не был вынужден всё-таки уйти на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

К архиерейской ризнице из митр замечательны наипаче две: 1) кованная из чистого золота и украшенная разного цвета яхонтами, рубинами, изумрудами и алмазами, с крестом на верху из алмазов, в середине коих синей превосходной воды яхонт, пожалованная в 1686 году митрополиту Гедеону Святополку, при посвящении его в Москве, от царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны, как значится в следующей подписи по золотому обручу окружающему низ митры: Божиею милостию мы Великие Государи и Великие Князи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич и Великая Государыня благоверная Царевна Великая Княжна Сокфия Алексеевна. всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, пожаловали богомольца нашего Преосвященного Гедеона Митрополита Киевского и Галицкого и всея России 7194 года; 2) по золотому гласету жемчужная со многими алмазами и других драгоценных камней украшениями, а по нижнему краю окруженная венцем, наподобие Патриарших митр, сделана в 1802 году Киевским митрополитом Гавриилом. Из 27 панагий архиерейских 10 алмазных, и между ними замечательнейшие две, императрицей Елисаветой Петровной жалованные митрополиту Рафаилу; первая под короной с привесками внизу из чистейших крупных бриллиантов и драгоценнейшая всех в ризнице находящихся. На обороте ее в кругу из крупных же бриллиантов был под стеклом портрет императрицы. Но по кончине Рафаила она истребована в Кабинет и по вынятии портрета обращена без оного в ризницу. Другая панагия звездообразная из крупных алмазов, пожалованная тому же митрополиту императрицей Елисаветой Петровной. Третья из алмазов и больших яхонтов красных, митрополиту Самуилу императрицей Екатериной II пожалованная. Некоторые из панагий и из наперсных крестов (коих в ризнице 17) замечательны особенным своим видом и при них необыкновенными ныне цепочками. Один из крестов алмазный перемешанный с рубинами, состоит из вензловых кругом букв имени императрицы Елисаветы Петровны, пожалованный от нее митрополиту Арсению в бытность его архиепископом Переславским и архимандритом Сергиевой Лавры 1744 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

попечением высокопр. Митрополита Филарета построена здесь двухэтажная каменная больница и при ней заведена своя домашняя монастырская аптека» 326 . Далее если бы в подробности исчислять все подобные действия высокопр. Филарета, то наверное не осталось бы почти ни одного места и предмета, на которые не было бы обращено его благопопечительное внимание. Одно было исправлено, другое обновлено, иное вновь устроено, или дополнено, улучшено и т. п., хотя, само собою, разумеется, что всё это не так было увековечено, чтобы не требовало ещё новых исправлений и улучшений, кои действительно и бывали уже в последующее время. Укажем ещё на некоторые из действий высокопр. Филарета, которые значатся и в самых его записках. Так, – при нём надстроен второй этаж в одном лаврском братском корпусе, а также на ближних пещерах. Увеличены помещения в Типографии и сделаны многие улучшения по части шрифта и самого производства печатания. Умножено число изданий разных молитвенников и назидательных книжек. При этом замечательно строгое воспрещение его печатать молитвенники гражданскими буквами. Улучшено устройство помещений для печения просфор и для самой их продажи. Далее – умножена ризница. Здесь нужно указать, что некоторые вещи пожертвованы были в ризницу самим высокопр. Филаретом, как напр. две панагии, украшенные драгоценными камнями, два саккоса с полным прочим облачением архиерейским; алмазный и бриллиантовый кресты, носимые на клобуке, Высочайше ему пожалованные; золотая медаль в память совершившегося воссоединения Униатов и другие вещи, как напр. два креста с клобуков с обыкновенными камнями, и разные матери парчовые и шелковые и бархатные для употребления на ближних и дальних пещерах при святых мощах 327 . Наконец в пещерах для всех св. мощей устроены были кипарисные раки 328 . При этом невольно чувствуется и верится, что не тогда ли из остатков от сего кипариса устроил и себе высокопр. Филарет гроб, который секретно, в течение многих лет сохранялся им в алтаре Голосеевской домовой церкви, где он, по преимуществу среди безмолвия, совершал свои обычные молитвенные правила во время летнего пребывания своего в Голосеевой пустыне!..

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

(Л. 3) Над царскими дверьми около кругов херувимы медные чеканные золочены. По правую сторону царских дверей образ Всемилостиваго Спаса, написан в архиерейской одежде; венец серебреной золочен, митра и венец обнизаны жемчюгом крупным, в венце на митре крест золотой на серебреном спни, наверху зерно бурмицкое, в нем семь искр изумрудных, по сторонам четыре искры изумрудные; три подвески золотые, а в них три искры изумрудные. На той же иконе по правую сторону Спасителева образа Положение Господне во Гроб, по левую сторону — Снятие Господне со Креста, серебреные литые вызолочены, да четыре места подписи чеканные серебреные золочены, оплечки прорезные серебреные, на цке серебреной золоченой. Около Престола Спасова два столпца серебреные чеканные в подножии преподобных Сергия да Евфимия, венцы гладкие серебреные золочены, поля обложены серебреные золочены чеканные. Подле образа Спасителева образ Рожества Пресвятыя Богородицы, наверху и в ысподи восмь праздников Богородичных, венцы на всех серебреные (Л. 3 об.) золочены гладкие, поля и подписи серебреные золочены резные. Образ Архангела Михаила, венец, и поля, и оплечки серебреные золочены гладкие, две подписи серебреные золочены чеканные. По левую сторону царских дверей образ Пресвятыя Богородицы с Превечным Младенцем. Венец у Пресвятыя Богородицы с каруною серебреной золочен гладкой; в каруне каменья в гнездах золотых: десеть изумрудов, два яхонта червчатых, шесть лалов, семь яхонтов лазоревых, ис того числа один яхонт граненой, два изумруда сквозных, на них по два зерна бурмицких, два лала в скобах золотых, по углам у одного искры алмазные, у другова шесть зерен бурмицких, два лала сквозных, на них по два зерна бурмицких, два лала сережных, на них четыре зерна бурмицких, семь зерен бурмицких больших на проволоке. У Превечного Младенца в венце каменья в гнездах золотых: пять яхонтов лазоревых, четыре изумруда, четыре лала, две запонки яхонтов лазоревые, два яхонта лазоревые (Л. 4) сквозных, на них по зерну бурмицкому, два лала сережных, на них четыре зерна бурмицких, меж ими запана, а в ней яхонт червчатой граненой, около ево двенатцать искр алмазных мелких, три зерна бурмицкие на проволоке. Венцы у Пресвятыя Богородицы и у Превечного Младенца обнизаны кругом жемчюгом, оплечье прорезное, на цке серебреной золоченой, да три места подписей серебреные чеканные золочены. В ысподи около Престола обложено серебром гладким позолоченым, поля серебреные чеканные золочены.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Первое посещение Академии Государем Императором относится к 1816 году. В этом году Император Александр I-й приехал в Москву 15 августа, а 22 числа вместе с в. К. Николаем Павловичем в 12 часов дня приехал в Троицкую лавру и встречен был в святых вратах архиепископом Августином, который приветствовал Его речью. Затем немедленно началась в присутствии Государя и в. Князя в Троицком соборе литургия, которую совершал Августин с старшим духовенством. Поклонившись святыне лавры и осмотрев церкви, Государь при выходе из Успенского собора был встречен ректором и инспектором Академии, профессорами и бакалаврами, и шествовал в Академию, где «осматривал столовую, жилые профессорские и студенческие покои, академическое правление, учебные залы, библиотеку, больницу и вновь выстроенный для студентов корпус (инспекторский). После того Августин в архиерейских келлиях угощал Государя и великого Князя обедом к которому приглашены были: ректор Академии архимандрит Филарет, инспектор архимандрит Гермоген и ректор вифанской Семинарии архимандрит Парфений, а прислугу за обедом составляли академические студенты» 322 . Доноса о том министру духовных дел, князю А. Н. Голицыну, Августин писал, что Государь в Академии все осматривал с удовольствием. Но Голицын сделал Августину запрос, отчего он, получив дозволение представить достойных к отличию, не представил к награде трудящихся по Академии, так что они не удостоились участвовать в милостях, какими почтены другие за труды по части епаршеской. Вместе с тем князь высказал недоумение: не заметил ли Государь Император чего-либо к неудовольствию Своему на счет учащихся в Академии, или сам Августин не имел ли своих причин не обращать на них Монаршего внимания? Августин отвечал, что он получил дозволение представить к награде только тех, которые разделяли с ним труды в восстановлении и устроения духовной части после нашествия неприятельского, и далее писал: «Искренно признаюсь, что весьма желал представить и о трудящихся по Академии и испросить им преимущественной награды, но не смел этого сделать без воли комиссии дух. училищ, от которой Семинарии, а паче Академия зависят более, нежели от архиерея. Кроме сего я не имел другой причины удержаться представлением Государю Императору о награждении трудящихся по Академии, и Его Величество ничего не изволил заметить к неудовольствию Своему на счет их». После сего Августин рекомендовал Голицыну, как достойных награды, ректора Академии архимандрита Филарета и инспектора архимандрита Гермогена. Вследствие сего в скором времени ректор получил орден св. Анны 2-й степени с алмазными знаками при Высочайшем рескрипте, в котором сказано, что орден жалуется ректору «В изъявление особенного уважения Государя к отличным трудам, которые подъемлет он по званию ректора новообразованной Академии», а инспектору пожалован наперсный крест, осыпанный бриллиантами 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Платон, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Любарский Петр) Родился в Черниговской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Ярославской духовной семинарии. Заканчивал образование в коллегиуме и в Киевской духовной академии. По окончании курса поселился в Вятской епархии, где епископом был его родственник Варфоломей (Любарский, † 1776), и в этой епархии с 1762 года исправлял должность проповедника. С 1763 по 1772 год – префект и преподаватель разных предметов Вятской духовной семинарии. 18 ноября 1770 года (по другим источникам, 5 августа 1771 года) пострижен в монашество. В 1771 году возведен в сан игумена Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря, который в 1769 году был соединен с Слободским Богоявленским монастырем. 5 августа 1772 года назначен ректором Казанской духовной семинарии, учителем и настоятелем Спасо-Преображенского Казанского монастыря. В 1773 году возведен в сан архимандрита. В 1779 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. С 30 октября 1785 года – настоятель Свияжского Богородицкого Успенского монастыря. 21 июня 1788 года переведен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 31 марта 1792 года переведен в Московский Донской монастырь. 30 мая того же года назначен вторым членом Московской Синодальной конторы. 26 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Пензенского. 11 марта того же года назначен епископом Астраханским и Ставропольским. 1 апреля 1796 года возведен в сан архиепископа. С 16 октября 1799 года стал именоваться Астраханским и Моздокским. С 4 декабря 1803 года стал называться Астраханским и Кавказским. 18 августа 1805 года назначен архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим. В 1809 году получил алмазный крест на клобук. Скончался 20 октября 1811 года в Екатеринославе. Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре (приписан в 1791 году к архиерейскому дому) в Николаевской церкви. Об архиепископе Платоне известен анекдот, появившийся около 1810 года. Случилось однажды, что преосвященному Платону в один день предстали благочинный из Олешек с двенадцатилетним сыном и дьячок из села Романково с двумя сыновьями, девяти и восьми лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

При сем Всемилостивейше пожалован белым клобуком с крестом из драгоценных камней. 1828 г., Января 7-го, по напечатании в Синод. типографии, по Высочайшему соизволению, составленных им: краткой Священной Истории, также краткаго и пространнаго Катихизисов, с прибавлением наставлений для воинов, и поднесенных Его Величеству, объявлена Высочайшая благодарность. 1831 г., Апреля 19-го, за ревностное и многодеятельное служение в Архипастырском сане, достойно носимом, и притом многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Ап. Андрея Первозваннаго. 1832 г., Декабря 9-го, в благодарность за труд в сочинении книги – Сказание о обретении честных мощей, иже во святых отца нашего Митрофана, перваго Епископа Воронежскаго, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях, извлеченное из актов и донесений, имеющихся в Свят. Синоде, по указу Свят. Синода, выдано ему безденежно сей книги 100 экземпляров. 1834 г., Апреля 30-го, объявлена благодарность Свят. Синода за пожертвование митры (древняго устроения) из ризницы кафедральнаго Чудова монастыря в пользу Екатеринбургской архиерейской ризницы. 1839 г., Марта 26-го, за долговременное служение Церкви и Отечеству, ознаменованное разнообразными и многотрудными занятиями ко благу Церкви и за неутомимое трудолюбие по разным частям высшаго духовнаго управления, Всемилостивейше сопричислен к орд. Св. Равноапостольнаго князя Владимира первой степени Большаго креста. 1842 г., Сентября 21-го, объявлена признательность Св. Синода за пожертвование от кафедральнаго Чудова монастыря Преосв. Иосифу Архиепископу Литовскому саккоса и омофора золотой парчи и других драгоценных ризничных вещей. 1849 г., Апреля 3-го, за неусыпныя попечения о вверенной Епархии, при многолетней опытности и назидательном проповедании слова истины, которыя являют просвещенно-ревностнаго Пастыря стада Христова, и уважая сии отличныя достоинства и неутомимо совершаемыя в пользу православной Церкви и Отечества подвиги, Всемилостивейше пожалован алмазными знаками орд. Св. Андрея Первозваннаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В настоящее время Русская Православная Церковь имеет следующие ордена и медали: 1. Орден святого Апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой; 2. Орден святого равноапостольного князя Владимира, трех степеней; 3. Орден «Славы и Чести»; 4. Орден святителя Алексия, митрополита Московского, трех степеней; 5. Орден святого благоверного князя Даниила Московского, трех степеней; 6. Орден преподобного Сергия Радонежского, трех степеней; 7. Орден преподобного Серафима Саровского, трех степеней; 8. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, трех степеней; 9. Орден святой равноапостольной княгини Ольги, трех степеней; 10. Орден святителя Макария, митрополита Московского, трех степеней; 11. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского, трех степеней; 12. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, трех степеней; 13. Орден преподобного Андрея Рублева, трех степеней; 14. Медаль святого благоверного князя Даниила Московского; 15. Медаль преподобного Сергия Радонежского, двух степеней; 16. Медаль святого преподобного Серафима Саровского, двух степеней; 17. Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского; 18. Медаль святителя Макария, митрополита Московского; 19. Медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской; 20. Медаль преподобного Андрея Рублева, двух степеней. Кроме общецерковных наград Русской Православной Церкви в настоящее время существуют и церковно-общественные награды. К ним относятся: 21. Орден святого мученика Трифона, трех степеней; 22. Орден святого благоверного царевича Димитрия; 23. Медаль святого мученика Трифона.   2. Порядок утверждения, учреждения и награждения общецерковными наградами. 1) Архиерейский Собор Русской Православной Церкви: 2) Священный Синод Русской Православной Церкви: 3) Святейший Патриарх Московский и всея Руси: 4) Епархиальные архиереи и председатели Синодальных отделов имеют право ходатайствовать о награждении отличившихся общецерковными наградами, если иное не оговорено в статутах орденов, положениях о медалях или статутах Патриарших знаков. В ходатайстве о награждении мирских лиц должны быть указаны фамилия, имя, отчество представляемого к награждению, его должность, дата рождения, последние две награды, если есть и испрашиваемая награда. Представление к награде духовенства оформляется согласно указанной выше в гл. III п. 8 форме. Порядок ходатайства о награждениях по Московской епархии устанавливается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010