11. Судьями епархиальных судов могут быть священнослужители, наделенные епархиальным архиереем полномочиями осуществлять правосудие во вверенной ему епархии. Председатель суда может быть либо викарным архиереем, либо лицом в пресвитерском сане. Членами суда должны быть лица в пресвитерском сане. 12. Председатель епархиального суда назначается епархиальным архиереем сроком на 3 года. Епархиальное собрание избирает, по представлению епархиального архиерея, не менее двух членов епархиального суда. 13. Досрочный отзыв Председателя или члена епархиального суда осуществляется по распоряжению епархиального архиерея с последующим рассмотрением этого решения Епархиальным собранием. 14. Церковное судопроизводство осуществляется в судебном заседании при участии Председателя и как минимум двух членов суда. 15. Компетенция и процедура судопроизводства епархиального суда определяются " Положением о церковном суде " . 16. Постановления епархиального суда подлежат исполнению после их утверждения епархиальным архиереем. В случае несогласия епархиального архиерея с решением епархиального суда он действует по своему усмотрению. Его решение входит в силу немедленно, но дело передается в общецерковный суд, который и принимает окончательное постановление. 17. Епархиальные суды финансируются из епархиальных бюджетов. 18. Общецерковный суд является судом второй инстанции. 19. Общецерковный суд состоит из Председателя и не менее четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором сроком на 4 года. 20. Досрочный отзыв Председателя или члена общецерковного суда осуществляется решением Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с последующим утверждением Архиерейским Собором. 21. Право назначать временно исполняющего обязанности Председателя или члена общецерковного суда в случае образовавшейся вакансии принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду. 22. Компетенция и процедура судопроизводства общецерковного суда определяются " Положением о церковном суде " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

И, однако, этого вовсе не случилось. Многочисленные штаты архиерейских служилых людей требовали мест для их кормления, и десятинники, отстранённые собором от надзора над духовенством и от собирания податей, оставлены были низшими судебными чиновниками над духовенством и над мирянами по делам гражданским. Эта многочисленность штатов архиерейских служилых людей составляла в глазах митрополита и в глазах царя со всеми его советниками такую неприкосновенность, что никому из них не пришло в голову сократить штаты и таким образом совсем уничтожить должность десятинников. Оставленные собором в качестве низших судей по делам гражданским, десятинники, на горе и несчастье духовенства и мирян, и после собора сохранили за собой все те обязанности – права или весь тот круг деятельности, который имели до него, т. е. иначе сказать, остались со всей той возможностью грабить духовенство и мирян, какую имели прежде 116 . Представляющиеся наиболее вероятными объяснения этого обстоятельства, что архиереи Киевской Руси не последовали примеру архиереев Московской Руси относительно превращения епархиального управления из соборного в единоличное, мы уже указывали там же выше. Должно думать, что в этой половине Руси, находившейся под высшей государственной властью иноверной, самое и целое общество принимало гораздо более живое участие в делах церкви, нежели как то было на Москве 117 , и что решительная оппозиция общественного мнения против московских нововведений и вынудила архиереев этой половины Руси отказаться от последних. В позднейшее время, как дают заключать сохранившееся акты, соборы пресвитеров – клирошан Киевской Руси брали с вновь назначавшихся архиереев формальные обязательства, что они – архиереи будут непорушимо соблюдать права и преимущества их – пресвитеров-клирошан 118 . С очень большой вероятностью можно думать, что обычай взимания этих формальных обязательств начался с того времени, как пример Москвы начал угрожать клирошанам опасностью, и что, таким образом, они, пользуясь поддержкой общественного мнения, сами нарочито и старательно позаботились о том, чтобы сохранить и оградить себя от посягательства архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Положение о наградах Русской Православной Церкви декабря 2017 Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года. Текст Положения в формате .docx ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАДАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВВЕДЕНИЕ Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян во внимание к пастырскому служению, богословской, научной и административной деятельности, возрождению духовной жизни, восстановлению храмов, миссионерским, благотворительным, социальным, просветительским и иным трудам во славу Божию на благо Святой Церкви. Настоящее Положение о наградах содержит в себе сведения о богослужебно-иерархических наградах для духовенства, общецерковных наградах: орденах, медалях - и прочих наградах, существующих в Русской Православной Церкви. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.        Святейший Патриарх Московский и всея Руси (далее - Святейший Патриарх) возглавляет наградную систему Русской Православной Церкви. 1.2.        Решение о награждении Патриаршими богослужебно-иерархическими и общецерковными наградами принимается исключительно Святейшим Патриархом. 1.3.        Решение Святейшего Патриарха о награждении не пересматривается. 1.4.        Положение о наградах Русской Православной Церкви принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Изменения и дополнения к нему принимаются Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее - Священным Синодом), с последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. 1.5.       К ведению Патриаршей наградной комиссии относятся богослужебно-иерархические и общецерковные награды Русской Православной Церкви. 1.6.       Патриаршая наградная комиссия является структурным подразделением Московской Патриархии. 1.7.       Руководителем Наградной комиссии является председатель, назначаемый на должность (освобождаемый от должности) Указом Святейшего Патриарха. 1.8.       В структуру Наградной комиссии входят: Геральдический совет при Патриаршей Наградной комиссии (далее - Геральдический совет), аппарат Наградной комиссии, казначей Наградной комиссии. Члены Наградной комиссии и члены Геральдического совета назначаются Распоряжением Святейшего Патриарха.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Оп. 1. Д. 258. Л. 31. Подлинник. Машинопись и рукопись на бланке архиепископа Нестора. Подпись-автограф. Датировка по бланку. Печать Архиерейского Синода РПЦЗ. Вх. 914. 22 ХП-4 I 7/8. Помета: «Заслушано Собором». «К докладу Собору. А[рхиепископ] Анастасий». 106 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1 Д. 258. Л. 35. Подлинник. Машинопись. Подпись-автограф. Печать Архиерейского Синода РПЦЗ. Вх. 187. 15/28 марта 1938 г. Помета: «К докладу». 107 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 259. Л. 7. Подлинник. Машинопись и рукопись. Подписи-автографы. Печать Архиерейского Синода РПЦЗ. Вх. 385. 9/22 июня 1938 г. Датируется по входящему номеру. Пометы: «9/22 июня. Изготовить ответ. М[итрополит] Анастасий», «Малабар». 108 Печ. по: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 318. Л. 1–1 об. Подлинник. Машинопись и рукопись. Подпись-автограф. Пометы: «Малабар», «1938.26 ноября/9 декабря. К докладу Синоду. М[итрополит] Анастасий». 109 В указе Архиерейского Синода РПЦ за границей от 2 января 1939 г. по н. ст. постановлено, что «в случае выражения священником Иосифом Альварецом желания присоединиться к Православной Церкви о. Нафанаилу надлежит прежде всего выяснить, не произошло ли отделение рукоположившегося названного священника [от] Епископа вследствие какого-либо тяжкого, влекущего за собой лишение сана антиканонического поступка, напр[имер] вступление в брак и т. п.), и удовлетворяет ли сам проситель всем каноническим требованиям, предъявляемым к кандидатам в священство Православной Церковью. Если он удовлетворяет всем означенным требованиям, о. Нафанаил может принять его на основании 95 правила Трулльского Собора третьим чином, т. е. после прочтения подписанного им исповедания Православия, находящегося в чине, «ка-ко приимати к православной вере приходящих, иже николиже быша в ереси», а равно во втором исповедании веры из чина Архиерейской хиротонии и исповедании о принятии всех Вселенских Соборов. Таким же образом принимать и мирян из «независимых католиков» с тем, чтобы над теми из них, над коими не совершена была конфирмация, совершалось миропомазание по чину «еже како миром помазати от еретик к Православной вере приходящих и Церкви Соборной соединяющихся»».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Пресс-конференция по итогам работы Юбилейного Архиерейского Собора 7 июня 2008 г. 22:15 17 августа, на другой день после завершения работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция для аккредитованных журналистов. О трудах и деяниях Архиерейского Собора представителям российских и зарубежных средств массовой информации рассказали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , председатель Синодальной комиссии по канонизации святых , митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Редакционной комиссии Собора, и митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , председатель Мандатной комиссии Собора. Выступив перед началом пресс-конференции с краткими заявлениями для печати, Высокопреосвященнейшие владыки отметили особую значимость для Церкви и общества в целом принятых Собором документов, а также свидетельствовали о духе братского единомыслия, которым были благословлены соборные деяния собравшихся в Москве архипастырей. В частности, митрополит Ювеналий рассказал о многолетней кропотливой работе возглавляемой им Синодальной комиссии по канонизации святых. Отвечая на один из вопросов, владыка Ювеналий отметил: «Работа комиссии была совершенно свободна от какого бы то ни было политического давления с чьей-либо стороны. Вместе с тем комиссия не считала для себя возможным игнорировать мнение десятков тысяч граждан и организаций, поддержавших в своих обращениях идею прославления в лике святых страстотерпцев последнего российского Императора и его Семьи». Всего же по результатам работы комиссии, получившим единогласное одобрение Собора, будет канонизировано 1154 святых угодника, из которых 1090 — новомученики и исповедники Российские, пострадавшие в ХХ веке. В частности, 160 из новопрославленных святых — благочестивые миряне. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, возглавлявший Синодальную Рабочую группу по выработке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, рассказал о работе над этим фундаментальным мировоззренческим документом, в котором сформулированы ответы Церкви на вызовы эпохи рубежа столетий. «Основы социальной концепции Церкви, одобренные участниками Собора после заинтересованного шестичасового обсуждения, свидетельствуют об осознании Церковью своей ответственности перед человеком, семьей и обществом на качественно новом уровне, — сказал владыка Кирилл. — Ныне не только числом вновь открытых приходов и восстановленных храмов должен оцениваться успех церковного делания, но и реальным, деятельным и действенным вкладом Церкви в устроение жизни на началах христианской нравственности, укорененных в Священном Писании и Священном Предании».

http://patriarchia.ru/db/text/418813.htm...

В отношении процессуальной стороны провозглашённой анафемы справедливо всё то, что было упомянуто выше в отношении осуждения еп. Иакова: предварительной передачи дела на Архиерейский Собор не было, пусть и осуждение собором архиереев не противоречило экклезиологии и канонике. Кроме того, подсудимый уже не считался архиереем, поэтому его дело по первой инстанции должно было рассматриваться епархиальным советом (ст. 45, гл. 8, Устава в редакции 1990 г.), с возможностью переноса дела на Архиерейский Собор после предварительного изучения Синодом, по упомянутым выше нормам, однако такого синодального решения тоже не было. Архиерейский Собор 1997 г. также принял решение о лишении сана трёх священников (О лишении сана, 1997). Эти лица получили сан епископа в различных раскольничьих организациях — Зарубежной Церкви, на тот момент ещё не воссоединившейся с Московским Патриархатом (архим. Валентин (Русанцов), и Киевском Патриархате (архим. Адриан (Старина) и игум. Иоасаф (Шибаев). С точки зрения Русской Православной Церкви они имели пресвитерский сан, в качестве епископов она их никогда не признавала. В связи с этим данное решение рассматриваться не будет. 3. Суд над еп. Диомидом Архиерейский Собор, состоявшийся в июне 2008 г., принял три важных решения в церковно-судебной сфере. Во-первых, было введено в действие Положение о церковном суде (Положение о церковном суде, 2017). Во-вторых, был образован Общецерковный суд (с 2017 г. — Высший общецерковный суд). Фактически работать он начал только с 17.05.2010 г., когда состоялось его первое заседание [Первое заседание, 2010, 43]. В-третьих, был осуществлён суд над Диомидом (Дзюбаном), епископом Анадырским и Чукотским († 20.11.2021). В соборном решении, вынесенном в отношении архиерея (О деятельности, 2008), раскрывалась сущность вменяемых ему деяний. С января 2007 г. им распространялись письма, смущавшие как верующих, так и нецерковных людей. В них было усмотрено взращивание раскола и противопоставления Церкви государству и обществу, превышение полномочий епархиального архиерея в связи с обращением ко всей Русской Церкви, клевета на патриарха и архиереев. Подчёркивалось, что всё это делалось без любви, но в форме грубых обвинений, а сам архиерей на Собор не явился при отсутствии уважительных причин. Документом упоминается рассмотрение богословско-канонического анализа действий архиерея, представленного Синодальной богословской комиссией. Определением устанавливаются следующие решения: осуждение деятельности еп. Диомида со ссылкой на ряд канонов (п. 1), лишение его сана за клевету на священноначалие и возбуждение раскола (п. 2), введение этого решения в действие ближайшим синодальным заседанием и только в случае отсутствия покаяния (п. 3–5). Кроме того, решением налагались прещения на нескольких клириков, соучаствовавших в деятельности осуждённого архиерея.

http://bogoslov.ru/article/6172796

Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским 27 июня, 2008. Редакция " Правмира " Позиция Русской Православной Церкви по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе «Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид. Данный анализ проводился на основании изучения следующих документов: 1. «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» (18.01.2007 г.) 2. «Пояснение к “Обращению” епископа Диомида клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии» (17.04. 2007 г.) 3. «Открытое письмо епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии Святейшему Патриарху» (6.06. 2007 г.) 4. «Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии» (6.06.2007 г.) 5. «Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и ко всем верным чадам Русской Православной Церкви» (19.11.2007 г.) I. Богословский анализ Рассматриваемые тексты демонстрируют крайне низкий уровень богословской подготовки. В них не содержится указаний на какие-либо новые проблемы церковной или общественной жизни, не заявлено никаких новых позиций и аргументов по затрагиваемым вопросам. Вопросы, поднятые в «Обращениях» епископа Диомида , уже получили свое богословское и каноническое разрешение в соответствующих документах Высшей Церковной Власти. Позиция Русской Православной Церкви по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе «Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид.

http://pravmir.ru/bogoslovsko-kanoniches...

4. Архиерейский Собор вправе: пересмотреть в порядке надзора вступившие в законную силу решения Общецерковного суда; рассмотреть по представлению Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода вопрос об облегчении либо отмене канонического прещения (наказания) в отношении лица, осужденного предыдущим Архиерейским Собором (при наличии соответствующего ходатайства данного лица ). Статья 32. Порядок формирования и полномочия Судебной комиссии Архиерейского Собора. В случае необходимости рассмотрения конкретных дел по церковным правонарушениям Архиерейский Собор формирует Судебную комиссию Архиерейского Собора в составе председателя и не менее четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором по представлению Священного Синода на период соответствующего Архиерейского Собора. Секретарь Судебной комиссии Архиерейского Собора назначается Священным Синодом из членов данной комиссии. Судебная комиссия Архиерейского Собора изучает материалы дела, составляет справку, содержащую канонический (с применением норм церковного права) анализ обстоятельств дела, и представляет Архиерейскому Собору соответствующий доклад с приложением необходимых документов. РАЗДЕЛ V. ПОРЯДОК ЦЕРКОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА. Глава 5. Порядок церковного судопроизводства в епархиальных судах и в Общецерковном суде первой инстанции. §1. Принятие дела к рассмотрению. Статья 33. Порядок принятия дела к рассмотрению. Сроки рассмотрения дела. 1. Дело, требующее исследования, передается епархиальным архиереем в епархиальный суд при наличии следующих оснований: заявление о церковном правонарушении; сообщение о церковном правонарушении, полученное из иных источников. О передаче дела в епархиальный суд епархиальный архиерей выносит соответствующее распоряжение, которое направляет в епархиальный суд вместе с заявлением о церковном правонарушении (при его наличии) и иными сведениями о церковном правонарушении. Решение епархиального суда по делу должно быть принято не позднее одного месяца со дня вынесения епархиальным архиереем распоряжения о передаче дела в епархиальный суд. При необходимости более тщательного исследования дела епархиальный архиерей может продлить данный срок по мотивированному ходатайству председателя епархиального суда.

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

Если брать за образец Вселенские соборы, то их в целом можно назвать по составу Архиерейскими соборами. Но опять же – – в истории Церкви были и разбойничьи соборы. То есть сборища, где по формальными признакам побеждали еретические взгляды, но которые были впоследствии отвергнуты церковной полнотой. Именно поэтому не стоит думать, что действия епископов не требуют размышления и оценки. Апостольский призыв " будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением " (1 Петр. 3.15) – обращён не только к церковной иерархии, но к каждому верующему. 15 правило Двукратного собора устанавливает право верующих отказываться от общения с епископами-еретиками до соборного рассмотрения их лжеучений. Это правило может показаться потенциально угрожающим церковному единству, но оно утверждает право мирян и клириков давать вероучительную оценку словам и действиям архиерея. Это выражение богоданного достоинства и свободы человека. Первичная задача церковного управления – не соблюдение принципов демократии, а верность Истине, и поэтому вопрос распределения власти, управленческих полномочий является вторичным. Отношения внутри Церкви не вписываются в рамки традиционной демократической концепции сдержек и противовесов. Просветитель Алеутских островов епископ Иннокентий, впоследствии Митрополит Московский, как-то сказал: " Епископ в одно и то же время есть и учитель и ученик своей паствы " . А такие отношения могут вырасти могут вырасти только на основе веры и верности Истине, их не построишь путем демократического распределения квот мирянского и священнического представительства. Уставные изменения, сделанные Архиерейским Собором 2013 года, в том числе в области распределения полномочий между Архиерейским и Поместным Собором, по существу кодифицируют реально сложившуюся практику церковного управления, которая не вступает в противоречие с традицией. Здесь нашел отражение и новый механизм Межсоборного присутствия, в работе которого активное участие принимают миряне, подтверждено право мирянского представительства на Поместном Соборе. Но все шаги священноначалия по оптимизации управления на высшем уровне принесут плоды, если базисом церковной жизни будет община, которую образуют братские связи, помощь и взаимная поддержка, участие в делах друг друга на уровне каждого прихода. В идеале такая община взращивает пастырей и архипастырей, которые способны ее возглавить. Общинность не может быть создана извне – это задача каждого верующего, который призван видеть в храме нечто большее, чем пункт по оказанию религиозных услуг. В ответственности за свою общину, участии в её жизни и заключается ничем не ограниченная власть верующих мирян, которую в Церкви нельзя ничем заменить. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/2_100169.html

2.9. В исключительных случаях, определяемых СИНФО, а также в случаях совершения повторных нарушений, изложенных в пункте 2.8, СИНФО оставляет за собой право незамедлительного отзыва Грифа с объяснением причин, о чем председатель СИНФО официально уведомляет руководителя СМИ и лиц, подписавших заявление, (правящего архиерея, учредителя, попечителя). 2.10. Для восстановления Грифа необходимо повторно пройти всю процедуру его присвоения в соответствии с настоящим регламентом. Об участии церковных СМИ в сохранении памяти новомучеников и исповедников (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», п. 7) 7. Церковным средствам массовой информации рекомендуется уделять особое внимание подвигу новомучеников и исповедников. В целях развития творческой инициативы журналистов, писателей и церковных историков в данном направлении Синодальному информационному отделу и Синодальной комиссии по канонизации святых рекомендуется совместно проработать предложения по использованию различных конкурсов и грантов. Издательскому Совету надлежит поддерживать существующие программы и книжные серии, посвященные подвигу новомучеников и исповедников, разработать специальную программу издания книг, в том числе для детей и подростков, а также озаботиться распространением уже изданных книг в епархиях Русской Православной Церкви. Епархиальным средствам массовой информации необходимо уделять особое внимание публикации материалов, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, в том числе размещая эти материалы на епархиальных сайтах. О мерах противодействия публичной клевете в адрес Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г., определение «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», п. 3.2) 3.2. Противодействие клевете. В случае клеветы, имевшей место в среде православных христиан, как клириков, так и мирян, разбирательство должно осуществляться церковными средствами в согласии с духовным опытом Православной Церкви по созиданию отношений братской любви. Сам Господь Иисус Христос наставляет Своих учеников, как следует поступать в подобных случаях ( Мф. 18, 15–22 ). Важный инструмент примирения и справедливости внутри православной общины – основанное на каноническом праве церковное судопроизводство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010