В июне 2013 года приняты поправки об усилении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ). Также был увеличен размер ответственности, предусмотренной статьей 5.26 КоАП; в связи с изменением величины штрафа поправки были внесены и в статью 3.5 КоАП. Россия является далеко не единственным государством, где предусмотрено наказание за оскорбление религиозных чувств. Законы о богохульстве (оскорблении религиозных чувств, оскорблении чувств верующих, оскорблении верующих, кощунстве) существуют во многих странах мира (c разной степенью реального использования), например, в Греции, Испании, Египте, Турции, Германии, Австрии, Бразилии, Израиле, Польше, Финляндии. Эти законы направлены на защиту категории граждан, принадлежащих к той или иной конфессии, и ограничивают выражение своего мнения в отношении святых лиц, религиозных артефактов, обычаев и верований. Почему хула на Святого Духа считается непростительным грехом? В Новом Завете самым непростительным грехом Господь называет хулу на Святого Духа: « Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем » ( Мф.12:31-32 ). Хула на Святого Духа означает упорное отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, которое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа. Существуют ли документы Русской Православной Церкви, в которых говорится об отношении Церкви к богохульству? В 2011 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят документ «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». Цитаты о богохульстве

http://azbyka.ru/bogoxulstvo

В настоящее время человечество, как никогда ранее, нуждается в том, чтобы услышать, принять и претворять в жизнь понимание подлинного источника справедливости и мира. Церковь верит, что без спасительного и искупительного участия Бога наши усилия окажутся тщетными. Мы исповедуем и свидетельствуем, что справедливость, мир и целостность творения – от Бога. Мы призываем всех людей приложить усилия ради осуществления справедливости и мира для всего творения. Война и мир (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции», раздел VIII) VIII.1. Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти ( Быт. 4:3–12 ). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть ( Мк. 13:7 ). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон ( Откр. 16:16 ). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, – греховное злоупотребление богоданной свободой, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15:19 ). Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре Священной истории. Не убий, – гласит закон Моисеев ( Исх. 20:13 ). В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный характер, поскольку кровь – это жизнь ( Лев. 17:11–14 ). Кровь оскверняет землю, – говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее ( Чис. 35:33 ). VIII.2. Неся людям благую весть примирения ( Рим. 10:15 ), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле ( 1Ин. 5:19 ) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В нынешний праздничный день мы восстанавливаем каноническое единство и полноту церковного общения в единой Поместной Русской Православной Церкви. Сегодня завершается путь, одобренный IV Всезарубежным и последующим за ним Архиерейским Собором минувшего года. Догмат о единстве Церкви выражается в Символе Веры, утвержденном Вселенскими Соборами на основании Евангелия Христова. Господь наш Иисус Христос, Начальник и Совершитель нашей веры и спасения, основал на земле только одну Церковь, ей единой вручил истинную веру, ее одну сделал сокровищницею благодатных даров Своих. Он того желал и о том особенно молился Отцу Небесному, чтобы все Его последователи, т.е. все православные христиане были «едино стадо» под управлением Его, «Единаго Пастыря» (Ин. 10:16.). К утверждению единства и нераздельности Церкви служат еще следующие изречения Спасителя: «Всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет и всякий город, или дом, разделившийся сам в себе не устоит. Кто не со Мною, говорит Христос, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает » (Мф. 12:25-30). Существенные основания единства Церкви апостол Павел объясняет подобием единства членов тела человеческого. «Ибо, как тело одно, говорит апостол, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос... И вы — Тело Христово, а порознь члены» (1 Кор. 12:12, 27). Какая же, дорогие о Вознесшемся Господе отцы, братие и сестры, существенная для нас обязанность вытекает из понятия о единстве Церкви? По слову апостола Павла, все верующие, образуя в составе Церкви одно тело, должны «сохранять единение духа в союзе мира» (Еф. 4:3), не уклоняться от общения в Таинствах и не отделяться от вселенского согласия церковного непослушанием Богоучрежденному в Церкви Священноначалию. «Не обольщайтесь, братие, – говорит священномученик Игнатий, – кто последует расколоучителю, тот не наследует Царствия Божия, кто держится чуждаго учения, тот не имеет части в страдании Христовом». Священномученик Киприан Карфагенский свидетельствует, что люди, уклоняющиеся от общения с Церковью, «хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, — грех их не смоется и самою кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (О единстве Церкви). Весьма выразительно тот же святой отец говорит: «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви, а кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

http://patriarchia.ru/db/text/242420.htm...

В «Основах социальной концепции РПЦ» , документе, принятом Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. , в разделе, посвященном нравственности, состояние совр. общества характеризуется как духовный кризис (X 6), к проявлениям к-рого следует отнести: массовое богоотвержение, пропаганду идеи «сексуальной революции», приведшей к потере смысла брака и ощущения греховности Б., обмирщение мн. церквей, благословляющих греховные формы отношений полов. В этих условиях Церковь призвана открыто назвать грехи, вскрыть их сущность и указать человеку пути к исцелению. Церковь относится с уважением к браку, заключенному в соответствии с действующим законодательством гос-ва, не считая его Б., но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным. 2. Тема «духовного» Б. человечества является одной из главных в ВЗ. Бог, заключивший Завет со Своим народом, как бы взял в жены Свою единственную любовь - невесту Израилеву. Но пророки Осия , Иеремия . Иезекииль от имени Бога провозглашают, что эта невеста оказалась изменницей и блудницей: «...Она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага... и детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их... ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду... елей и напитки»» (Ос 2. 2-5; ср.: Иез 16. 15, 20, 34, 36). Выражения «блудодействовать вслед богов [язычников]» (Исход 34. 15-16), «блудно ходить вслед Молоха» (Лев 20. 5), «блудодействовать с дочерями [иного] народа» (Числ 25. 1), «блудодействовать с царствами земными» (Ис 23. 17), «блудодействует земля сия» (Ос 1. 2) - означают утрату народом Израиля его Божественного призвания. Господь в Евангелии вслед за пророками называет израильский народ «лукавым и прелюбодейным» (Мф 12. 39; 16. 4). Человек, отпавший в раю от Бога, потерявший Его в истории, утратил истинный смысл жизни, «заблудился». Отпавшего от Бога человека церковное предание называет блудным сыном (ср.: Лк 15. 11-32). Образ блудного сына приводится в богослужебных песнопениях покаянного содержания: «                  » (славник на «Господи, воззвах» в Неделю блудного сына). Блудными являются деяния людей, свидетельствующие об их безбожии, символом к-рого стал «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр 17. 5; ср.: 18. 2-3). Сам мир, во зле лежащий, живет в этом смысле в Б. Блудить означает также впасть в раскол или ересь. Б. проявляется в виде блудословия (словоблудия, суесловия) и в виде блудомыслия (суемудрия): «Кто душей и телом,- говорит прп. Исаак Сирин,- предан всегда суесловию и парениям ума, тот блудник» ( Isaac Syr. Sermo 8).

http://pravenc.ru/text/149399.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви , документ, принятый 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности в период с 29 января по 1 октября 2010 года; 16 декабря 2010 года проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия, после чего документ был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет для проведения общественной дискуссии. Проект был переработан редакционной комиссией под председательством патриарха в ее заседаниях 25-27 января 2011 года с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии. Пленум Межсоборного присутствия, заседавший 28-29 января 2011 года под председательством патриарха, внес поправки в проект документа и постановил представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. Священный Синод в своем заседании от 31 января 2011 года определил включить документ в повестку дня Архиерейского Собора. 4 февраля 2011 года Освященный Архиерейский Собор, внеся поправки, принял документ. Полный текст : 1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

http://drevo-info.ru/articles/25731.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УСПЕНСКИЙ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Константин Успенский. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 (fond.ru) – Да, – ответил священник, – в августе я раздавал в церкви яблоки верующим. – С какой целью была организована раздача верующим яблок? – В этот день был праздник Преображения. По нашему церковному уставу в этот день полагается освящать в храме яблоки и раздавать их верующим. – Что вы говорили верующим, раздавая яблоки? – Яблоки я раздавал молча и ничего не говорил. – Раздавая яблоки верующим, вы допустили антисоветские высказывания, заявляя, что колхозные яблоки – от сатаны. Вы это признаете? – Этого я не говорил. Я утверждаю, что при раздаче яблок я ничего не говорил, а раздавал их молча. – В сентябре 1937 года вы, собрав около церкви колхозников, говорили им, что на работу в колхоз выходить не надо, мотивируя это тем, что это не дело верующих. Вы это подтверждаете? – Нет, я это не подтверждаю. Никогда ничего подобного я никому не говорил. – Вы убеждали колхозников, что если они не будут посещать церковь, то не будет урожая. Это вы признаете? – Возможно, я так и говорил, но сейчас я этого не помню. – Вы колхозникам говорили, что если они в праздничные дни будут работать в колхозе, то урожая не будет. Это верно? – Нет, я колхозникам этого никогда не говорил. сщмч. Константин Успенский И далее следователь допрашивал священника по каждому пункту обвинений, возводимых на него лжесвидетелями, но отец Константин все обвинения отверг. Не признал себя виновным и арестованный вместе с ним его сын Борис. 12 ноября тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР за " антисоветскую агитацию " приговорила протоиерея Константина к расстрелу, а его сына Бориса – к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Протоиерей Константин Успенский был расстрелян 25 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В августе 2000 года протоиерей Константин Успенский причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви . Ссылки   ныне Московская область, Ростокинский район, село Алексеевское Редакция текста от: 02.11.2006 19:46:19 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4212.html

И таких вопросов немало. В зависимости от решения вопроса о роли и месте Церкви в системе социально-экономических отношений может измениться все хозяйственное развитие Церкви и пойти либо по пути корпоративной самозамкнутости (клерикализма), сдобренной скрытым предпринимательством, либо по пути социального служения всему народу (верующему и неверующему). 1.3. О содержании «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» Документ, принятый Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, именуется – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Как только его тема была публично заявлена до соборных деяний, он сразу стал камнем преткновения и поводом для соблазна, как среди чужих, так и среди своих. Известные протоиереи устно и печатно стали говорить о ненужности такого документа. Но о таких уже сказано: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» ( 1Тим.6:3–4 ). Гражданская Конституция – краткий документ, но обнимает собою все гражданское законодательство, так и Концепция текстуально кратка, но весьма широка по тематике и обнимает все области жизнедеятельности, где должен быть слышен голос Благовестия. Перечень разделов Социальной Концепции таков: 1 . Основные богословские положения 2 . Церковь и нация 3 . Церковь и государство 4 . Христианская этика и светское право 5 . Церковь и политика 6 . Труд и его плоды 7 . Собственность 8 . Война и мир 9 . Преступность, наказание, исправление 10 . Вопросы личной, семейной и общественной нравственности 11 . Здоровье личности и народа 12 . Проблемы биоэтики 13 . Церковь и проблемы экологии 14 . Светские наука, культура, образование 15 . Церковь и светские средства массовой информации 16 . Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма. Этот документ надолго займет умы своих интерпретаторов, меня же восхищает его примирительная сущность. Церковь заботливо собрала воедино группу единых во Христе верных, но разных по человечеству ревнителей церковности. Бездна людских мнений отражалась в группе разработчиков как зеркале, но ... «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изложенные в данной работе принципы организации огласительной практики на приходе основываются на изучении истории катехизации в Древней Церкви, наставлениях святых отцов и учителей Церкви, каноническом корпусе Православной Церкви, рекомендациях Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах этого Собора, рекомендациях, изложенных в докладах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рекомендациях общецерковных документов «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» и «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» , рекомендациях Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, рекомендациях к деятельности штатного помощника благочинного и штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации, утвержденных Управлением делами Московской Патриархии, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров и катехизаторов. Надеемся, что сей скромный труд поможет священнослужителям и мирянам в их катехизаторской деятельности. 1. Крещение взрослых людей: подготовка и условия совершения 1.1 О необходимости приготовления взрослых людей к принятию Крещения Оглашение (подготовку уверовавших людей к таинству Крещения) следует проводить со всеми взрослыми, желающими принять Крещение. Недопустима практика совершения таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного) . В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19, 20 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/oglashenie...

Мощи святителя Луки установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих. Согласно постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата ежегодную память святителя Луки надлежит праздновать в день его блаженной кончины, 11 июня по новому стилю. Господь Иисус Христос учил Своих учеников: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 14–16). Именно таким светом, который во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1: 5), был для своих современников в тяжелое и многострадальное время нашего Отечества святитель Лука (Войно-Ясенецкий), причисленный в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви к лику святых ХХ века. Мы являемся свидетелями того, как из года в год нарастает всеобщий интерес к жизни и трудам выдающегося исповедника, архиепископа Русской Православной Церкви, доктора медицинских наук, профессора хирургии и педагога, архиепископа Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Имя святителя Луки при его жизни было известно узкому кругу людей, а сейчас оно известно каждому православному человеку. Почитается свт. Лука как святой другими Поместными Церквями, в частности, Элладской Православной Церковью. Главный сторонник его прославления в Греции – архимандрит Нектарий (Антонопулос), настоятель монастыря Сагмата. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей. Будем же, по слову апостола Павла, всегда помнить наставников наших и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр. 13: 7). Из духовного наследия святителя Луки Архиепископ Лука оставил нам многочисленные работы по медицине, публицистические статьи и богословские труды, печатные и рукописные. Список статей и богословских работ представлен ниже (в него не включены работы на иностранных языках):

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Настоящая Концепция основывается на «Концепции миссионерской деятельности РПЦ», одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах Архиерейского Собора РПЦ 2008 года, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров. Она призвана помочь священнослужителям и миссионерам из числа мирян в их катехизаторской деятельности в Ростовской-на-Дону епархии. I. Подготовка к Крещению взрослых О недопустимости Крещения взрослых без оглашения Учитывая крайнюю необходимость усиления просветительской и миссионерской деятельности Церкви, с 2005 года в Ростовской-на-Дону непозволительно Крещение лиц, не прошедших курс оглашения. В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Матф. 28:19,20 ). В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство . Концепция миссионерской деятельности РПЦ особо подчеркивает каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации . Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению. «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере…» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора). Во 2м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил. Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, т.к. это является благом для духовного роста оглашенного .

http://azbyka.ru/katehizacija/rekomendat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010