Вся история нашей Церкви после вынужденного окончания заседаний Поместного собора стала временем борьбы за право сохранить соборно-патриаршую форму управления Церкви, для утверждения которой так много сделали члены Собора 1917-1918 гг. Ни Святейший Патриарх Тихон, ни Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский), ни его Заместитель, а затем Местоблюститель и Патриарх Сергий (Страгородский) не оставляли попыток получить разрешение советских властей на созыв Поместного собора и формирование органов высшего церковного управления, даже в те моменты, когда ставилось под сомнение само существование Русской Церкви, а все полномочия высшего церковного управления сосредотачивались в одном лице Предстоятеля. Изменения в положении Русской Православной Церкви наметились в 1943 году, но наиболее стали заметны в связи с проведением Поместного собора 1945 г., на котором было принято положение «Об управлении Русской Православной Церкви», закреплявшее статус и полномочия Патриарха, статус Священного Синода, предусматривавшее, хотя и с разрешения советского правительства, возможность созыва Поместных и Архиерейских соборов. Нужно заметить, что «Положение» 1945 г. было далеко от детализации норм, разработанных Всероссийским церковным собором 1917-18 гг. и закрепленных в его определениях. Более того, многое из определений Собора 1917-18 гг. относительно статуса, компетенции, порядка избрания Патриарха и местоблюстителя Патриаршего престола, Священного Синода, все, что касается Высшего Церковного Совета, осталось не закрепленным в нормах положения «Об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. Несмотря на недостатки, «Положение» 1945 г. позволило в основных чертах формально-юридически закрепить соборно-патриаршую форму устройства и высшего церковного управления и частично восстановить для практического применения разработанные Всероссийским церковным собором 1917-1918 гг. нормы, касающиеся высшего управления Русской Церкви.    Укрепление соборного начала в высшем церковном управлении получило дальнейшее развитие в 1988 г. и было связано с Поместным собором, принявшим «Устав об управлении Русской Православной Церкви», которым впервые фиксировались статус, компетенция, порядок созыва и работы Архиерейского собора. В Уставе также подробно детализировалась компетенция Патриарха и закреплялись полномочия и порядок работы Священного Синода. В целом, «Уставом» 1988 г. высшее управление Русской Православной Церкви было в большей степени, по сравнению с «Положением» 1945 г., приближено к модели построения высшей церковной власти и управления, разработанной Всероссийским церковным собором 1917-1918 гг.

http://bogoslov.ru/article/221155

– вносит предложения о порядке изучения Архиерейским Собором возникающих проблем; – рассматривает процедурные и протокольные вопросы. 5. Архиерейский Собор осуществляет свою работу на пленарных заседаниях и, при необходимости, в рабочих группах, состав которых утверждается Архиерейским Собором по представлению президиума. В составе Архиерейского Собора действуют мандатная, редакционная и, при необходимости, счетная комиссии, избираемые из числа членов Архиерейского Собора. Архиерейским Собором избирается его секретарь, который возглавляет аппарат Архиерейского Собора. 6. Пленарные заседания Архиерейского Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов Президиума. На пленарных заседаниях: – избирается секретарь Архиерейского Собора, мандатная, редакционная и, при необходимости, счетная комиссии; – заслушиваются доклад Патриарха и другие представленные на Архиерейский Собор доклады; – ведутся прения по докладам и вырабатывается по ним общее суждение; – принимаются решения по вопросам, внесенным в повестку дня; – принимаются итоговые документы. 7. Отдельные разделы доклада Патриарха и других представляемых на Архиерейский Собор докладов могут обсуждаться в рабочих группах. 8. Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов президиума. Секретарь несет ответственность: – за обеспечение Архиерейского Собора необходимыми рабочими материалами; – за ведение протоколов пленарных заседаний Архиерейского Собора. 9. Протоколы, а также соборные определения подписываются председателем Архиерейского Собора и членами президиума. Документы, утверждаемые соборными определениями, постранично визирует секретарь Архиерейского Собора. 10. Мандатная комиссия на первом заседании Архиерейского Собора и перед началом работы каждого дня сообщает о числе присутствующих членов Собора и о наличии кворума. 11. Кворум Архиерейского Собора составляют 2/3 иерархов – его членов. 12. Редакционная комиссия на основе доклада Святейшего Патриарха, других представляемых на Архиерейский Собор докладов, предложений рабочих групп (в том случае, если таковые будут сформированы), а также принятых на пленарных заседаниях решений разрабатывает проекты итоговых документов и представляет их на обсуждение и утверждение Архиерейского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Пр. 13. Всю подготовительную работу по созыву Собора ведет Архиерейский Синод во главе с Первоиерархом; он же составляет предварительную повестку дел, подлежащих рассмотрению Собора, собирает и подготовляет материалы для Собора, поступающие от епископов и их епархий и других источников Архиерейский Синод может учредить Предсоборную Комиссию под председательством члена Синода для подготовки материалов для занятии Собора и хозяйственно-финансовых и распорядительных вопросов и дел, связанных с созывом Собора. Пр.14. Кроме очередных Соборов Епископов могут быть созываемы Чрезвычайные Соборы Епископов, например, для избрания нового Первоиерарха после ухода на покой или кончины прежнего Первоиерарха, а также в случае каких-либо особо важных событий, вызывающих необходимость созыва Чрезвычайного Собора Епископов. Пр. 15. В междусоборный период срочные и важные вопросы подлежащие компетенции Собора решаются Архерейским Синодом путем затребования отзывов от всех Епископов Русской Православной Церкви заграницей.   3. АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД Пр.16. Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя, каковым является Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, двух его Заместителей и четырех членов Синода, из коих два избираются Собором на междусоборный срок и два вызываются из епархии на четырехмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя. Пр.17. В случаях обсуждения и решения Синодом дел чрезвычайной важности, а также суда над епископами в первой инстанции, состав Архиерейского Синода пополняется другими Архиереями, нарочито приглашаемыми Первоиерархом. Пр.18. Каждый епархиальный архиерей может присутствовать на заседании Синода по делам своей епархии наравне с прочими членами Синода. Пр.19. а) Архиерейский Синод может в случае необходимости вызвать епархиального или викарного епископа по делам его епархии или викариатства. б) В случае возникновения в епархии каких-либо серьезных нестроении Архиерейский Синод может командировать одного из архиереев для ознакомления или расследования дела на месте. В случае обнаружения со стороны епархиального или викарного архиерея каких-либо злоупотреблений или преступлений, Архиерейский Синод должен принять необходимые меры для восстановления церковного порядка в соответствии с Пр. 15, причем в случае необходимости Архиерейский Синод может временно применить меры прещения с оповещением о сем епископата.

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

Пр. 13. Всю подготовительную работу по созыву Собора ведет Архиерейский Синод во главе с Первоиерархом; он же составляет предварительную повестку дел, подлежащих рассмотрению Собора, собирает и подготовляет материалы для Собора, поступающие от епископов и их епархий и других источников Архиерейский Синод может учредить Предсоборную Комиссию под председательством члена Синода для подготовки материалов для занятии Собора и хозяйственно-финансовых и распорядительных вопросов и дел, связанных с созывом Собора. Пр. 14. Кроме очередных Соборов Епископов могут быть созываемы Чрезвычайные Соборы Епископов, например, для избрания нового Первоиерарха после ухода на покой или кончины прежнего Первоиерарха, а также в случае каких-либо особо важных событий, вызывающих необходимость созыва Чрезвычайного Собора Епископов. Пр. 15. В междусоборный период срочные и важные вопросы подлежащие компетенции Собора решаются Архерейским Синодом путем затребования отзывов от всех Епископов Русской Православной Церкви Заграницей. III. Архиерейский Синод. Пр. 16. Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя, каковым является Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, двух его Заместителей и четырех членов Синода, из которых два избираются Собором на междусоборный срок и два вызываются из епархии на четырехмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя. Пр. 17. В случаях обсуждения и решения Синодом дел чрезвычайной важности, а также суда над епископами в первой инстанции, состав Архиерейского Синода пополняется другими Архиереями, нарочито приглашаемыми Первоиерархом. Пр. 18. Каждый Епархиальный Архиерей может присутствовать на заседании Синода по делам своей епархии на равне с прочими членами Синода. Пр. 19. а) Архиерейский Синод может в случае необходимости вызвать Епархиального или викарного епископа по делам его епархии или викариатства. б) В случае возникновения в епархии каких-либо серьёзных нестроении Архиерейский Синод может командировать одного из архиереев для ознакомления или расследования дела на месте. В случае обнаружения со стороны Епархиального или викарного Архиерея каких-либо злоупотреблений или преступлений, Архиерейский Синод должен принять необходимые меры для восстановления церковного порядка в соответствии с Пр. 15. причём в случае необходимости Архиерейский Синод может временно применить меры прещения с оповещением о сем епископата.

http://drevo-info.ru/articles/26565.html

Изменения в устройстве приходского управления, внесенные Архиерейским Собором 1961 г., были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 г. «Устав об управлении Русской Православной Церкви», изданный Поместным Собором 1988 г., в значительной мере, но не вполне, возвратил то положение, которое существовало на приходах до 1961 г. Приходскую общину, в соответствии с Уставом 1988 г., могли образовать не менее 20 верующих православных граждан. Указание на минимальное число прихожан соответствовало действовавшему в то время законодательству. В Уставе предусматривалось существование трех коллегиальных органов приходского управления: Приходского собрания во главе с настоятелем, Приходского совета и Ревизионной комиссии. Членами Приходского собрания, по Уставу 1988 г., могли быть клирики и совершеннолетние миряне, не находящиеся под церковным или гражданским судом. Председателем собрания, по формулировке Устава, избирался настоятель прихода. Парадоксальная формула об избрании председателем исключительно настоятеля прихода содержала в себе идею двойной санкции на поставление настоятеля – председателя собрания: и со стороны архиерея, который настоятеля назначает, и затем со стороны Приходского собрания, которое своим избранием это назначение подтверждает. Решения принимаются Приходским собранием большинством голосов, а в случае равенства голосов перевес дает голос председателя. Приходской совет, согласно Уставу, состоит из председателя, его помощника и казначея, избираемых из клириков или мирян сроком на три года. Председателем совета мог быть избран и настоятель прихода. Приходской совет несет ответственность за сохранность храма и церковного имущества, распоряжается денежными средствами прихода, исполняет решения Приходского собрания. В состав Ревизионной комиссии, избираемой Приходским собранием на три года, входят председатель и два члена. 39. Приходское управление по ныне действующему уставу 39.1.Приход «Приходом, – по определению Устава Русской Православной Церкви, принятого Архиерейским Собором 2000 г., – является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля» (11, 1). Приход образуется по согласию совершеннолетних лиц православного исповедания, с благословения епархиального архиерея. В сравнении с предыдущим Уставом в ныне действующем нет указания на минимальное число прихожан в 20 лиц. «Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами» (11, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на четвертом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви 26 декабря 2011 г. 13:30 26 декабря 2011 года в Трапезных палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось четвертое заседание президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В начале заседания Святейший Владыка обратился к собравшимся со вступительным словом. Приветствую всех членов президиума Межсоборного присутствия. У нас сегодня не очень большая повестка дня, потому что комиссиями и редакционной группой Межсоборного присутствия была проделана значительная работа. Тем не менее, ответственность, возложенная на президиум, велика — нам предстоит рассмотреть документы, которые предназначаются для утверждения Архиерейским Собором, и, конечно, мелочей в этом вопросе быть не может. Хотел бы сказать о том, что с марта по декабрь комиссиями Присутствия в общей сложности подготовлено 16 новых проектов. Часть из них была отработана редакционной комиссией, прошла через общецерковную дискуссию. Некоторые уже приняты Священным Синодом, а часть готовится к рассмотрению Синодом завтра и послезавтра. Эти документы не имеют статуса соборных, но запустить их нужно уже в этом году — с тем, чтобы исполнить указания, которые были даны Архиерейским Собором в феврале нынешнего года. В первую очередь это документы, которые регламентируют молодежную, а также миссионерскую и катехизаторскую деятельность. Проект по организации социальной работы уже одобрен Архиерейским Собором, и на основании этого документа во многих епархиях уже началась работа. Параллельно с основными документами, созданными Присутствием, профильными Синодальными отделами формировались дополнительные проекты (например, типовые должностные инструкции для социальных работников, миссионеров, педагогов). Теперь можно сказать: у нас появилась теоретическая база для системного развития четырех упомянутых направлений церковного служения — социального, молодежного, образовательного и катехизаторско-миссионерского. Поэтому отговорки, что кого-то назначили на определенную должность и не объяснили, чем нужно заниматься, в настоящий момент уже не оправданы.

http://patriarchia.ru/db/text/1857367.ht...

(принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 42) 42. Собор полагает полезным через диалог с государственной властью добиваться установления максимального общественного контроля за сбором компьютерной информации о гражданах и вообще за процессами, могущими привести к нарушению тайны частной жизни, свободы вероисповедания и передвижения. В то же время, учитывая благожелательную позицию светских властей России, отменивших по просьбе Священноначалия, процедуру обязательной подачи заявления о присвоении индивидуального налогового номера, Собор счел данную просьбу удовлетворенной. О недопустимости принуждения к использованию электронных средств идентификации граждан (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.11 г., определение »О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 45) 45. В связи с поступлением многочисленных обращений, верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ. Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2013 г.) 1.      На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия. Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19–20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Архив Пн Священный Синод утвердил изменения в составе Общецерковного суда Русской Православной Церкви 23 октября 2014 г. 18:53 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 23 октября 2014 года в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на Юге России, был рассмотрен вопрос о назначении новых членов Общецерковного суда Русской Православной Церкви ( журнал ). Согласно Положению о церковном суде «Полномочия судьи церковного суда прекращаются досрочно… по следующим основаниям: письменное прошение судьи церковного суда об увольнении с должности...» (статья 8). При этом «досрочное прекращение полномочий председателя или членов Общецерковного суда по основаниям, предусмотренным статьей 8, осуществляется решением Священного Синода во главе с Патриархом Московским и всея Руси с последующим утверждением Архиерейским Собором». При образовании вакансий «право назначать временно исполняющих обязанности судей Общецерковного суда (до избрания судей в установленном порядке) принадлежит Священному Синоду во главе с Патриархом Московским и всея Руси, а в случаях, не требующих отлагательства — Патриарху Московскому и всея Руси» (статья 29). В связи с избранием на Киевскую митрополичью кафедру Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , занимавший по избранию Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года должность заместителя председателя Общецерковного суда, представил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду прошение об освобождении его от этой должности. Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий представил митрополиту Минскому и Слуцкому Павлу , Патриаршему экзарху всея Беларуси, прошение об освобождении его от должности председателя Церковного суда Белорусского экзархата по состоянию здоровья. Священный Синод постановил освободить Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия от должности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви, выразив ему благодарность за понесенные труды. Учитывая прошение архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия об освобождении от должности председателя Церковного суда Белорусского экзархата, принято решение освободить архиепископа Феодосия от должности члена Общецерковного суда, выразив ему благодарность за понесенные труды. Временно исполняющим обязанности заместителя председателя Общецерковного суда с последующим утверждением Архиерейским Собором назначен митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий . Также временно исполняющими обязанности члена Общецерковного суда с последующим утверждением Архиерейским Собором назначен  архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий . Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3804011.ht...

Но уже управление местоблюстителя отличалось иным характером, чем управление патриарха. Патриарх в решении церковных вопросов и дел был вполне самостоятелен и ни от кого не зависим; местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которые для этого поочерёдно вызывались в Москву. Это собрание очередных епископов называлось освященным собором 1 . Кроме того 24-го января 1701 года издан именной указ, в котором повелевалось: „дом святейшего патриарха и домы-жь архиерейские и монастырские дела ведать боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, а с ним у тех дел быть дьяку Ефиму Зотову, и сидеть в патриаршем дворе в палатах, где был патриарший разряд, и писать монастырским приказом, а в приказе большаго дворца монастырских дел не ведать и прежния дела отослать в тот же приказ“ 2 . Этим указом у местоблюстителя отнималось то, что прежде принадлежало патриарху. Архиерейские домы и монастырские дела, находившиеся в ведении патриарха, теперь переходят к монастырскому приказу, который был учрежден в 1649 году, потом в 1677 году закрыт и теперь снова восстановлен. Местоблюстителю предоставлены были одни духовные дела. Ho и в этих делах Стефан не был полновластен. Так, мы видим, что светские лица, например, Меншиков, Мусин-Пушкин и др. участвовали в выборах кандидатов на высшие духовные должности, например, на архиерейские кафедры. Патриаршая типография находилась под ведением Мусина-Пушкина. Пушкин объявлял митрополиту Стефану разные указы царя касательно церкви 3 . В 1711 году учрежден был правительствующий сенат. Высочайшим указом ему предоставлено было, между прочим, ведение церковных дел. „Повелеваем, говорилось в указе, от 2-го марта 1711 года, как духовным, так и мирским... быть послушным управительному сенату, как бы самому царскому величеству“. Таким образом, с того времени сенат вместе с освященным собором призван был к участию в делах церкви. В том же 1711 году, в марте, сенат, вместе с освященным собором вообще, постановил некоторые правила, касающиеся церкви, а именно: 1) не ставить в диаконы моложе двадцати пяти, а в священники – моложе 30 лет; 2) не посвящать лишних священнослужителей, но где прежде было по одному, там пусть и теперь так остается; 3) в скудные приходы дьяконов не посвящать; 4) перехожих грамот к другой церкви и на крестец (нанимать служить в домовых церквах) отнюдь не давать, кроме самой большой нужды, например, когда два попа будут у одной древки, а приход оскудеет; 5) заречные челобитные осторожно рассматривать, не ложные ли? есть ли рука помещика и отписка от старосты поповского? 6) в слушании ставленников поступать осторожно и строго, – если явились неуменье и косночтение – отказывать; 7) если кто из архиереев тому указу противным будет, такой подвергается государеву гневу и удалению от престола 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн О недействительности хиротоний украинских раскольников и неканоничности «Православной церкви Украины» 8 октября 2019 г. 16:07 Комментарий Секретариата Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Односторонние действия Константинопольского Патриархата на Украине, завершившиеся подписанием в январе 2019 года так называемого «томоса об автокефалии» вопреки воле епископата, духовенства, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви , вызвали острую дискуссию в церковной среде. Анализ публикаций по теме показывает, что для многих участников дискуссии украинский вопрос напрямую связан с такими ключевыми для православной экклезиологии понятиями, как апостольское преемство, икономия и ее границы, устроение Православной Церкви на вселенском уровне, соборность и первенство. Обоснованная тревога за сохранение неповрежденного апостольского преемства в Церкви в связи с принятием Синодом Константинопольского Патриархата в евхаристическое общение лиц, не имеющих законной хиротонии, наблюдается в трудах целого ряда авторов, в том числе пишущих на греческом языке. Ключевые тезисы, которые приводятся Константинопольским Патриархатом в обоснование их действий на Украине, уже были подробно рассмотрены Синодальной библейско-богословской комиссией в комментарии к опубликованному Константинопольской Патриархией письму Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию от 20 февраля 2019 года. Имея в виду продолжающееся обсуждение украинского церковного вопроса в среде епископата, духовенства и мирян некоторых Поместных Православных Церквей, Секретариат Комиссии публикует свои комментарии к наиболее важным темам дискуссии. 1. Проблема апостольского преемства у раскольнических «иерархов» Большая часть «хиротоний» епископата «Православной церкви Украины» ведет свое начало от бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета Денисенко, который 27 мая 1992 года был запрещен в священнослужении Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви, а 11 июня 1992 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был извергнут из сана. Ввиду отсутствия покаяния у монаха Филарета и продолжения им раскольнической деятельности, в том числе на территории других автокефальных Церквей, Архиерейским Собором Русской Православной Церкви от 18-23 февраля 1997 года он был отлучен от Церкви через анафематствование. Невзирая на подачу им неоднократных апелляций Константинопольскому Патриарху, его осуждение было документально признано Константинопольской и другими Поместными Православными Церквами.

http://patriarchia.ru/db/text/5510101.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010