Не забывайте о делах милосердия и благотворительности, дабы снискать Божие благословение на свои труды. Мы обращаемся ко всем людям труда. В ваших руках – будущее народа, благополучие которого ныне зависит не столько от системы, сколько от личности, ее действий и внутреннего содержания. Не позволяйте более использовать себя для совершения неправедных политических действий. Отстаивая свои кровные интересы, заботьтесь при этом не только о материальном достатке своем, но и о всестороннем благе общества. Труд и его плоды (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции», раздел VI) VI.1. Труд является органичным элементом человеческой жизни. В Книге Бытия говорится, что вначале не было человека для возделывания земли ( Быт. 2:5 ); создав райский сад, Бог поселяет в нем человека, чтобы возделывать и хранить его ( Быт. 2:15 ). Труд – это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа. Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни. VI.2. Слово Божие не только обращает внимание людей на необходимость ежедневного труда, но и задает его особый ритм. Четвертая заповедь гласит: помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих ( Исх. 20:8–10 ). Этим повелением Творца процесс человеческого труда соотносится с Божественным творчеством, положившим начало мирозданию. Ведь заповедь субботствования обосновывается тем, что при сотворении мира благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Не напоминает ли подобная система мироустройство, описанное в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова? В случае ее внедрения грядет тоталитарная диктатура глобальной системы банков - диктатура маммоны, которая будет навязывать вступившим в описанную систему свои «правила поведения» и «духовные ценности», абсолютно противоположные вечным ценностям Святого Евангелия. Система потребует абсолютного поклонения ее хозяевам, а в итоге - ее единоличному хозяину. Несложно догадаться, кто им будет. Человек, принявший законы этой системы, станет врагом Богу. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24), - говорит Сам Господь наш Иисус Христос. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф.5, 10-11), - пишет святой апостол Павел. «Укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (Иак. 5, 8-9), - учит святой апостол Иаков. В документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским Собором 2013 года конкретно заявлено: «Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств.... Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, - наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Ну, конечно, указываются такие причины, которые тоже, если они имеют место, уже свидетельствуют о фактическом прекращении брачного союза: если один из супругов болеет психическим заболеванием, его нужно изолировать, или проказа, сейчас уже вроде бы исцелена, но какое-то время назад, в Синодальный период, если человек заболевал проказой, он считался неизлечимым, значит жить с прокаженным было нельзя — он умрет, и ты умрешь, потому союз брачный распадался. Целый ряд сейчас рассматривается вопросов — не знаю, будет ли это утверждено Архиерейским Собором — если хронический, алкоголизм, хроническая наркомания, но там очень важные оговорки: если человек имеет медицинское освидетельствование, что это хроническая болезнь плюс он не хочет исправляться; и тогда, если это, как правило, мужчина-алкоголик, и жена страдает, а он не хочет, тогда — да, тоже уже союз де-факто распался. Но это всё вот следствия данной заповеди, что прелюбодейство как явный знак, явное выражение уже распавшегося союза. «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». Что такое клятвы? Всё-таки с вами иногда клянемся: честное пионерское, честное комсомольское, гарантирую: если не достигнуто стопроцентное наслаждение, говорится на шоколадке, мы возвращаем вам деньги назад, или гарантируется удовольствие. То есть какие-то клятвы где-то всё-таки присутствуют. И в Ветхом Завете, как вы видите, можно было клясться, но при этом нужно было клятву исполнять. «А Я говорю вам: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий, ни землей, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город Великого Царя, ни головой твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным, но да будет слово ваше «да», «да», «нет», «нет» — а что сверх этого, то от лукавого». Ну, конечно же, здесь Господь запрещает ещё такое манипулирование клятвой. Вот я клянусь небом, Иерусалимом, а не надо это делать, ты не можешь — ведь фактически небо, Бог или Иерусалим призывается как гарант, мы говорим про президента что он гарант Конституции.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

Подготовленная современным исследователем Гюнтером Шульцем книга Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг: Обзор деяний содержит документы, справочные материалы собора и большой библиографический указатель, а также биографические сведения о членах Собора, многим из которых суждено было принять мученическую смерть за исповедание Христа. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийскаго представляют собой ценный путеводитель по собранию канонических правил. Подготовленные в конце XIX века толкования Преосвященного Никодима ценны тем, что в строго церковном духе избегают крайностей фундаментализма или анархизма, основываясь на наследии, как «классических» византийских толкователей, так и на славянской канонической традиции. Курс церковного права протоиерея Владислава Цыпина важен тем, что во-первых, это единственный в России полный курс лекций по данному предмету, а во-вторых, потому что является попыткой суммировать и передать современнику материалы дореволюционных курсов Церковного Права.         Из Алфавитного указателя действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительст-вующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, отно-сящихся к духовному ведомству православного исповедания , составленного С. В. Калашниковым, я использовал статью «Брак», как дающую представление о церковно-правовом статусе таинства в синодальный период. Так же в работе были использованы публикации периодической печати и интернет-изданий, список которых приводится в Списке использованной литературы. ГЛАВА I   Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга? Свт. Григорий Богослов. «Моральная поэма»   Возникновение семейных отношений, установление института брака Семейные отношение в человеческом обществе ведут своё основание со времени сотворения первых людей - то есть наших прародителей Адама и Евы. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею (...)» (Быт. 1:27-28). Таким образом естественный закон семейных отношений положен Богом в самом устройстве человека. Различие между полами - это особый дар Бога людям. В Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским Собором 2000 года, говорится: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении (...) ». Во второй главе книги Бытия Господь Иисус Христос благословляет уже созданый им семейный союз, говоря: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Выражение «и будут два одна плоть», указывает на постоянное единство супругов.

http://bogoslov.ru/article/434998

Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции Вместе с тем Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. 4 февраля, 2013 Вместе с тем Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выразил позицию РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции. Текст документа, принятого Собором 4 февраля, опубликован на сайте Московского Патриархата . Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции В данном документе под «ювенальной юстицией» понимается: Фото: С. Власов Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» Быт 1:27-28). Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Бог дал власть родителям над своими детьми. В Священном Писании читаем: «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир. 3:2). Апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:20-21). Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья — важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.

http://pravmir.ru/poziciya-russkoj-pravo...

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и чадам Русской Православной Церкви Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда должно быть подчинено этой цели. 5 февраля, 2012 Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда должно быть подчинено этой цели. Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года. Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 2-5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (2 Фес. 1:2). Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда должно быть подчинено этой цели. Наши миссионерские, образовательные, благотворительные и иные труды следует в конечном итоге направлять на спасение каждой человеческой души. Призыв Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), — остается самым насущным и в наше время. Памятуя об этом, члены Архиерейского Собора обсудили многие вопросы церковной и общественной жизни, приняв Соборные определения и иные документы, обращенные ныне к Полноте нашей Церкви. Заботясь о благоустроении церковной жизни, члены Собора определили на будущее процедуру избрания Патриарха на Поместном Соборе, уточнили полномочия Поместного и Архиерейского Соборов, одобрили совершенное Священным Синодом создание митрополий и новых епархий. Они также предложили решения важных задач, стоящих перед обществом.

http://pravmir.ru/poslanie-osvyashhennog...

(принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2013 г.) В данном документе под «ювенальной юстицией» понимается: во-первых, совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников. В частности, такие нормы определяют особый порядок осуществления правосудия в случаях, когда одной из сторон является несовершеннолетний, в том числе в отношении несовершеннолетних преступников и их исправления; профилактику детской преступности; при необходимости защиту ребенка от нарушения его прав с чьей-либо стороны и от иных отрицательно влияющих на физическое и духовное здоровье факторов; во-вторых, совокупность государственных и общественных институтов, призванных обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие. Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности – И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1:27–28 ). Пятая заповедь Божия гласит: Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе ( Исх. 20:12 ). Бог дал власть родителям над своими детьми. В Священном Писании читаем: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями ( Сир. 3:2 ). Апостол Павел призывает: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали ( Кол. 3:20–21 ). Церковь , утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства. Острыми проблемами современного общества являются большое количество брошенных детей; попрание семейных ценностей, в том числе под влиянием средств массовой информации и коммуникации, пропагандирующих пороки и потребительские интересы; рост количества сексуальных преступлений против детей; распространение детской порнографии. Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей, даже если это приводит к лишению родительских прав как к самой крайней мере. В случае если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в религиозном и культурном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: “Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои” ( Пс. 138. 13,15–16 ). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: “Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева” ( Иов 10. 8–12,18 ). “Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя” ( Иер. 1. 5–6 ), – сказал Господь пророку Иеремии. “Не убивай ребенка, причиняя выкидыш”, – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в “Учении двенадцати апостолов”, одном из древнейших памятников христианской письменности. “Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь”, – писал апологет II века Афинагор. “Тот, кто будет человеком, уже человек”, – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. “Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы”, – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого , включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом  Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: “У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного”.  Иоанн Златоуст называл делающих аборт “худшими, нежели убийцы”… Православная Церковь , ни при каких обстоятельствах, не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Гл. XII. Проблемы биоэтики. Разд. XII.2) (цит. по 7:349–351);

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

С. 177). Э. П. П. Идеология А. коренным образом противоречит христ. учению о свободе человеческой личности и о гос-ве. Бог создал человека совершенным и свободным, но человек утратил свою свободу в результате грехопадения . А. понимает под свободой верховенство человеческой личности либо некой человеческой ассоциации, созданной из естественного стремления людей к сотрудничеству, но в любом случае без Бога,- христианство же исходит из понимания свободы как свободы во Христе. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал 5. 1). Христ. учение о гос-ве состоит в признании его ценности для организации земной жизни человека. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденных Архиерейским Собором РПЦ 15 авг. 2000 г., отмечается, что «возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем чтобы таковое устроение, являющееся ответом на искаженную грехом реальность, помогало избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти» (С. 47). За основу своего отношения к гос-ву христ. Церковь берет положение, высказанное ее Основателем в ответ на непрямой вопрос фарисеев и иродиан , следует ли подчиняться императору или Богу,- «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22. 21). «Сын Божий, владычествующий землей и Небом (Мф 28. 18), через вочеловечение подчинил Себя земному порядку вещей; повиновался Он и носителям государственной власти. Распинателю Своему Пилату, римскому прокуратору в Иерусалиме, Господь сказал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин 19. 11)»» (Основы социальной концепции РПЦ. С. 47). Подчинение гос. власти проповедовали и апостолы: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим 13.

http://pravenc.ru/text/114778.html

Сегодня мы заявляем во всеуслышание, что Церковь сильна не могуществом человеческим, но силой Божией, которая " совершается в немощи " (Кор. 12, 9), что Церковь и дальше будет неуклонно исполнять свою священную миссию окормления народа Божия, просвещая людей светом Христовой истины, являя на земле присутствие Живого Бога, уча отличать истинное от ложного, добро от зла, свет от тьмы. И никакие внешние силы не воспрепятствуют ей в этом, ибо, по неложному обещанию Спасителя, " врата ада не одолеют ее " (Мф. 16, 18). О тех же, кто нарушил верность Матери-Церкви и встал на путь раскола, да будет верно апостольское слово: " Они вышли от нас, но не были наши " (1 Ин. 2, 19). Церковь с любовью и терпением относится ко всем согрешающим и призывает их к покаянию, но, когда укоренившийся во грехе не внимает этому призыву и разрушает церковное единство, возводит клевету на Церковь, когда лишенный священного сана бывший священнослужитель кощунственно продолжает совершать богослужения, попирая каноны, Церковь с глубокой болью и скорбью вынуждена свидетельствовать о том, что такой человек поставил себя вне ее. Спаситель сказал: " Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь " (Мф. 18, 15-17). Руководствуясь этим словом, внимая единогласной просьбе украинского епископата и в соответствии с постановлением Архиерейского Собора 1994 года нынешний Архиерейский Собор анафематствовал, то есть отлучил от церковного общения, монаха Филарета (Денисенко), беззаконно именующего себя " патриархом Киевским и всея Руси-Украины " . Такому же прещению подвергнут бывший священник Глеб Якунин, лишенный священного сана предыдущим Архиерейским Собором и не внявший призыву к покаянию, но продолживший кощунственно совершать священнодействия и носить священническую одежду.

http://sedmitza.ru/lib/text/429319/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010