Слово Святейшего Патриарха Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Шатурскому Никодиму 23 марта 2008 г. 13:55 В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Никодима (Чибисова) во епископа Шатурского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По завершении Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви вручил новопоставленному епископу Никодиму архиерейский жезл и обратился к нему с Первосвятительским словом. Преосвященный епископ Никодим! Дивным промыслом Божиим, Нашим и Священного Синода волеизволением призываешься ты на великое святительское служение в число епископов Русской Православной Церкви. Будучи через возложение святительских рук возведен в достоинство преемников апостолов, предстоя перед нашим священным собором, под сводами соборного Храма Христа Спасителя, внимай мыслям и чувствам, которыми хочу поделиться с тобой ввиду ожидающего тебя важного, многотрудного и ответственного служения в Церкви Божией. Моя мысль в настоящие священные для тебя минуты привлекается одним из событий евангельской истории явлением Воскресшего Спасителя Своим ученикам на море Тивериадском. Господь обращается к Петру со словами: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?». И, получив ответ, говорит ему: «Паси овец Моих!». Так призывается Петр Самим Господом к высшему пастырскому служению. Это поручение пасти овцы стада Христова дается Петру при непременном условии что он любит Христа. Поэтому Господь не сразу после вопроса говорит ему: «паси овец Моих!» , но каждый раз после утвердительного ответа с его стороны: «Да, Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя!» (Ин. 21, 15-17). Безусловно, вопрос Спасителя «любишь ли ты Меня?» имеет значение не для одного только вопрошаемого апостола Петра, не для одних только прочих апостолов, но и для всех преемников их служения. Поэтому и ты, предстоящий перед нами новый епископ Церкви Христовой, в глубине своей архипастырской совести услышь этот божественный вопрошающий тебя голос: «любишь ли ты Меня?» и во смирении скажи: «я люблю Тебя, Господи». Вместе с апостолом и я обращаю к тебе свое слово: «будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8).

http://patriarchia.ru/db/text/384427.htm...

Таинство священства есть божественное установление, как свидетельствует ап. Павел, когда говорит, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: " Их [избранных людьми мужей] поставили перед апостолами, и сии [апостолы], помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). О рукоположении пресвитеров говорится: «Рукоположив им пресвитеров в каждой церкви, они [апостолы Павел и Варнава] помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14:23 ). В посланиях к Тимофею и Титу, которых ап. Павел поставил епископами, говорится: «Напоминаю тебе [еп. Тимофею] возгревать Дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 1Тим. 1:6 ). «Для того я поставил тебя [еп. Тита] в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе повелел» ( Тит. 1:5 ). Наставляя епископа Тимофея быть осмотрительным при возведении новых кандидатов в священный сан, пишет: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» ( 1Тим. 5:22 ). О нравственных качествах кандидатов в священные степени ап. Павел пишет: «Но епископ должен быть непорочен… Диаконы должны быть честны…» ( 1Тим. 3:2, 8 ). Из этих и других мест Новозаветного Писания видно, что, как апостолы, так и их преемники, во-первых, повсеместно подыскивали кандидатов в разные священные степени, а, во-вторых, что таинство Священства они совершали возложением рук. Примечания Таинство Священства совершается в алтаре, у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов, по крайне мере двумя. Посвящение в диаконы совершается на Литургии после освящения даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать таинства; в священники посвящают на «литургии верных» после «великого выхода», чтобы посвященный, как получивший на то надлежащую благодать, принял участие в освящении даров; в епископы же посвящают во время «литургии оглашенных» после «малого входа», чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Иоанн XIV, 15–17, 26). 18 «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает... Я есмь Лоза, а вы – ветви. Кто не пребудет во Мне, извергается вон, как ветвь и засыхает, а такия ветви собирают и бросают в огонь, и оне сгорают» ( Uoah. XV, 1–2, 5–6 ). 19 Если кто, Епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие получит: «да будет низвержен и он и поставивший» (Ап. 39). 73 1) Проблемы русского религиозного сознания. Берлин 1924 г. 2) «Вестник» орган Р. С. Х. движения. Париж. 1923 г. 75 По настоящему вопросу Архиерейским Собором 16/29 августа 1938 года принята нижеследующая резолюция: 1) П равославные христиане должны сознавать Святую Вселенскую Православную Церковь единой и единственной истинной Церковью Христовой. Поэтому Православная Русская Зарубежная Церковь воспрещает своим чадам участие в Экуменическом Движении, стоящем на принципе равенства всех христианских религий и исповеданий. 2) В месте с тем, хотя в возглавлении Экуменического движения принимают участие лица не только чуждыя Православию, но и близкия к антихристианским масонским обществам и даже проявляющия симпатии к большевизму, но так как, в то же время, в этом движении, с другой стороны, участвуют люди вполне искренние, ищущие истины, любящие Православие и стремящиеся к нему, а существующее в Экуменическом движении представительство Православной Церкви лицами другой юрисдикции часто не разъясняет, а затемняет понимание Православия, то признать желательным присутствие на конференциях и собраниях Экуменического Движения представителей Русской Заграничной Церкви, по уполномочию Церковной власти, ради целей миссионерских. 3) П редставители нашей Церкви должны на указанных съездах руководиться определением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей от 18 декабря 1931 года, безкомпромиссно разъяснять учение Православной Церкви и ея точки зрения по всем вопросам, возникающим в связи с Экуменическим Движением, и не принимая участия ни в общей с участниками его молитве, ни в голосованиях и вынесении резолюций, ограничиваться миссионерской и информационной деятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианская Церковь , позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основанное на свидетельствах Священного Писания. Различие между полами, по учению Церкви, – это особый дар Божий, сотворённым Им людям: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1, 27 ). Особенности полов не сводятся к физиологическим отличиям. Согласно принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 года «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении… Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничтожал брачные отношения» (X. 1). Апостольское правило 51-е гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина удаляется от брака, и мяс, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв что вся добре зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от церкве. Такожде и мирянин». Брак, в соответствии с христианским вероучением, первоначально установлен в раю через сотворение жены в помощь мужу и через благословение, преподанное первоначальной чете. Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» ( Быт. 2, 24 ), – учил: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19, 6 ). Спаситель говорил также о нерасторжимости брака, который мог быть прекращён только по вине прелюбодеяния одного из супругов: «Кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует...» ( Мф. 19, 9 ). Брак первозданной четы, по воле Божией, был моногамным, ибо только в моногамном браке возможно полное проявление взаимной близости супругов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Об образовании как условии для рукоположения в священный сан (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1997 г., определение «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 15) 15. (...) Считать важным переход к практике рукоположения в священный сан только лиц, имеющих законченное семинарское или соответствующее ему богословское образование. О рукоположении клириков (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 9, 15) 9. Недопустимо рукоположение клириков, имеющих постоянное место жительства в других епархиях... (...) 15. (...) Признан необходимым переход к рукоположению в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование, за исключением студентов последних классов Духовных семинарий, которые могут быть рукоположены согласно решениям советов семинарий. Получение заочного образования в семинарском объеме клириками, не получившими его ранее, отныне должно стать обязательным. Правящим архиереям предписывается оказывать клирикам неукоснительное содействие в получении образования. Об образовании клириков как условии для их рукоположения (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2004 г., определение «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви», п. 7) 7. Собор вновь указывает на необходимость рукоположения в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование либо обучающихся в Духовных школах. Об образовании клириков (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 20–21) 20. Справедливым является замечание Предстоятеля Русской Православной Церкви о необходимости качественно нового подхода к образовательному уровню кандидатов в клир. Остаются неисполненными решения Освященных Архиерейских Соборов 2000 и 2004 года о допустимости рукоположения в священный сан лишь лиц, имеющих духовное образование или обучающихся в духовных школах. В связи с этим Освященный Собор определяет:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Далее некоторые утверждения статьи опровергаются по пунктам. В заключение говорится: Вопрос же – не об автокефалии, а о необходимости и возможности провозглашения временной независимости Заграничной Церкви, в виду того, что церковная власть в России находится в пленении у большевиков, был выдвинут по инициативе Преосвященных в Китае и на Дальнем Востоке еще в 1922 году после закрытия Высшего Церковного Управления и ареста Свят. Патриарха Тихона. А Архиепископ Китайский Высокопреосвященный Иннокентий в 1923 году представил Архиерейскому Синоду по сему предмету целый трактат, в 1925 году отпечатанный Владыкою Иннокентием особой брошюрой: «О Церкви», Пекин, 1925 г. В 2324 за 1926 год продолжается публикация материалов по поводу церковной смуты. Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви от 25 и 26 ноября/8 и 9 декабря 1926 г. за границей гласит: Архиерейский Синод РПЦЗ слушали представление Управляющего русскими православными церквами в Западной Европе Высокопреосвященного Митрополита Евлогия, от 10/23 ноября с.г., по вопросу о возникших церковных разногласиях... Архиерейский Синод РПЦЗ определяет: 2) ...Уведомить Митрополита Евлогия, что Архиерейский Синод не может делать уступок, да и не в чем делать их, так как Митрополит Евлогий отвергает канонический принцип соборности и, почитая себя равной стороной с Собором Архиереев, разрушает церковную власть. 3) ...Архиерейский Синод не находит возможным обращаться в Москву за разрешением заграничных церковных дел и принимать оттуда распоряжения, тем более, что ничем не гарантировано, что распоряжения оттуда не последуют под тем или иным давлением советской власти... 6) требование Митрополита Евлогия – гарантировать все духовенство, оставшееся в подчинении ему, от наложения на него каких-либо взысканий – Архиерейский Синод признает антиканоническим... Архиерейский Синод призывает Митрополита Евлогия к единению, миру и любви, нарушенных именно им, начиная с факта оставления им Собора, а не Собором, и не заставлять Архиерейский Синод применять меры прещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изменена судебная компетенция Русской Православной Церкви Архиерейского Собора: он стал судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха (III 5), ранее это было компетенцией Поместного Собора (Устав, 1988. II 6), в последней инстанции (так же, как и в Уставе 1988, III 7а) по разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом. Руководство Архиерейским Собором, по новому уставу, осуществляется на тех же основаниях, которые были предусмотрены прежним уставом. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель. Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Священный Синод. Президиум несёт ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. Секретарь Архиерейского Собора избирается из числа членов Синода. Секретарь несёт ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем Собора и членами Синода. Открытие Архиерейского Собора, как и Поместного, и его ежедневные заседания, согласно уставу, предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов, открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговорённых регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. «Никто из архиереев — членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признаётся Собором уважительной» (III, 13). Кворум Собора составляют 2/3 иерархов — его членов. Постановления Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия (III, 15). Причём, в отличие от предусматривавшегося прежним уставом последующего утверждения всех этих постановлений Поместным Собором (Устав, 1988. II, 7), новый устав предусматривает такое утверждение лишь по догматическим и каноническим вопросам (II, 5г).

http://bogoslov.ru/article/6174896

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение и Соборное слово принять к сведению. 2. Благодарить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за концептуальное выступление на пленарном заседании Собора, задающее направление в развитии публичной дискуссии по вопросам, затрагивающим жизнь современного общества. 3. Отметить важную роль Всемирного Русского Народного Собора как постоянно действующей общественной организации и интеллектуальной площадки, в том числе в регионах Российской Федерации и на международном уровне.   ЖУРНАЛ 102 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о повестке дня предстоящего Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября 2 декабря 2017 года). ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора проект повестки дня Собора.   ЖУРНАЛ 103 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о регламенте и программе предстоящего Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября 2 декабря 2017 года). ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора:   ЖУРНАЛ 104 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о составе президиума предстоящего Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября 2 декабря 2017 года). Справка: Согласно пункту 7 главы III Устава Русской Православной Церкви: «Президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод». ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата, включить в состав Священного Синода на время работы Собора:   ЖУРНАЛ 105 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о составе рабочих органов предстоящего Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года). ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора:   ЖУРНАЛ 106 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах изучения документов, принятых Собором Предстоятелей и иерархов десяти Поместных Православных Церквей, состоявшемся на острове Крит 18-26 июня 2016 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5071605.ht...

Пр. 13. Всю подготовительную работу по созыву Собора ведет Архиерейский Синод во главе с Первоиерархом; он же составляет предварительную повестку дел, подлежащих рассмотрению Собора, собирает и подготовляет материалы для Собора, поступающие от епископов и их епархий и других источников Архиерейский Синод может учредить Предсоборную Комиссию под председательством члена Синода для подготовки материалов для занятии Собора и хозяйственно-финансовых и распорядительных вопросов и дел, связанных с созывом Собора. Пр. 14. Кроме очередных Соборов Епископов могут быть созываемы Чрезвычайные Соборы Епископов, например, для избрания нового Первоиерарха после ухода на покой или кончины прежнего Первоиерарха, а также в случае каких-либо особо важных событий, вызывающих необходимость созыва Чрезвычайного Собора Епископов. Пр. 15. В междусоборный период срочные и важные вопросы, подлежащие компетенции Собора решаются Архиерейским Синодом путем затребования отзывов от всех Епископов Русской Православной Церкви Заграницей. III. Архиерейский Синод Пр. 16. Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя, каковым является Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, двух его Заместителей и четырех членов Синода, из которых два избираются Собором на междусоборный срок и два вызываются из епархии на четырехмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя. Пр. 17. В случаях обсуждения и решения Синодом дел чрезвычайной важности, а также суда над епископами в первой инстанции, состав Архиерейского Синода пополняется другими Архиереями, нарочито приглашаемыми Первоиерархом. Пр. 18. Каждый Епархиальный Архиерей может присутствовать на заседании Синода по делам своей епархии наравне с прочими членами Синода. Пр. 19.  а) Архиерейский Синод может в случае необходимости вызвать Епархиального или викарного епископа по делам его епархии или викариатства. б) В случае возникновения в епархии каких-либо серьезных нестроении Архиерейский Синод может командировать одного из архиереев для ознакомления или расследования дела на месте. В случае обнаружения со стороны Епархиального или викарного Архиерея каких-либо злоупотреблений или преступлений, Архиерейский Синод должен принять необходимые меры для восстановления церковного порядка в соответствии с Пр. 15. причем в случае необходимости Архиерейский Синод может временно применить меры прещения с оповещением о сем епископата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Московском Патриархате надеются на дискуссию с правозащитниками вокруг документа по правам человека, принятого Архиерейским Собором 26.06.2008 В Московском Патриархате заявляют о готовности к широкой дискуссии с российскими и международными правозащитными структурами вокруг " Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека " , принятых в четверг Архиерейским Собором. " Надеюсь, что светские структуры, органы власти, международные структуры его (документ по правам человека, принятый Собором) изучат, выскажут свои мысли, комментарии, критику " , - сказал в четверг на брифинге в Храме Христа Спасителя заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Он подчеркнул, что " Основы " являются, " прежде всего, церковным документом " , принятым с целью того, " чтобы пастыри и миряне руководствовались бы им в своей общественной деятельности, дискуссиях, преподавании общественно значимых дисциплин " . В то же время этот документ " будет предлагаться для обсуждения нашим партнерам по диалогу, другим христианским конфессиям, другим религиям и светскому миру, международным организациям " , отметил представитель Московского Патриархата. " Мы не можем и не должны навязывать светскому миру понимание прав человека, которое есть в Церкви, но мы предлагаем это понимание для обсуждения " , - отметил отец Всеволод. По мнению авторов опубликованной в четверг православной концепции прав человека, " надругательство над святынями не может быть оправдано ссылками на права художника, писателя, журналиста " . Под предлогом защиты прав человека одним цивилизациям " не следует навязывать свой уклад жизни другим " , а правозащитная деятельность " не должна служить политическим интересам отдельных стран " . " Право на образование предполагает приобретение знаний с учетом культурных традиций общества и мировоззренческой позиции семьи и личности. В основе большинства культур мира лежит религия, поэтому всестороннее образование и воспитание человека должно включать в себя преподавание знаний о религии, создавшей ту культуру, в которой этот человек живет " , - говорится в " Основах " .

http://drevo-info.ru/news/5131.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010