8. Президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод. Президиум несет ответственность за проведение Собора, а также за руководство им. Президиум предлагает регламент заседаний, программу и повестку дня Архиерейского Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. 9. Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов Священного Синода. Секретарь несет ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются секретарем и утверждаются председателем Собора. 10. Открытие Архиерейского Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. 11. Заседания Архиерейского Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов президиума. 12. На отдельные заседания Архиерейского Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. 13. Решения на Архиерейском Соборе принимаются простым большинством голосов открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговоренных принятым Собором регламентом. При равенстве голосов в случае открытого голосования решающее значение имеет голос председателя. В случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. 14. Решения Архиерейского Собора в форме постановлений и определений подписываются председателем и членами президиума Собора. Иные документы, утвержденные определениями (постановлениями) Собора, визируются секретарем Собора. 15. Никто из архиереев — членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной причины, которая признается Собором уважительной. 16. Кворум Архиерейского Собора составляют 2/3 иерархов — его членов. 17. Постановления Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия.

http://patriarchia.ru/db/text/133124.htm...

Platon, Москва 20 января 2016г. 22:44 Критерии канонизации мучеников и исповедников ХХ века утверждены, если не ошибаюсь Архиерейским Собором, и опубликованы в сборниках. Критерии жесткие. С учетом особенностей эпохи. В биографии не должно быть белых пятен, а это трудно исполнить, не должно быть компрометирующих фактов. Требуется много документов, учитывая, что доступ к материалам следственных дел ограничен. Нужно владеть правильной методикой прочтения этих документов, чтобы не сделать ошибки. Это требует опыта и знаний. Правая вера (исключить участие в расколах), поведение под следствием и в условиях гонений, активная церковная позиция. Правильное (!), евангельское перенесение мучилищного следствия, других испытаний этой эпохи - само по себе чудо (это к слову о чудесах). Все это довольно подробно можно найти в свободном доступе (сайт fond.ru). Но есть сложности. Чудеса бывают и не от Бога. Все помнят Симона волхва. Поэтому, изучение времени гонений ХХ века требует учитывать специфику века. Наслышаны о чудесах на могиле Сампсона (Сиверса), а это человек отрекся от сана. Есть и другие примеры подобно рода. А на предстоящем соборе будут рассматривать канонизацию архиеп. Серафима (Соболева), служившего в очень сложный период. Будут представлены и чудеса. Но будет ли рассматриваться тот факт, что в ХХ веке спецслужбы активно вербовали духовенство? Архиерей менял юрисдикции, жил за рубежом, но ни один режим - ни болгарский, ни советский его не трогал... все это вызывает вопросы. А если на них не ответить? канонизация такой персоналии навсегда будет скомпрометирована Виктор Белкин 22 января 2016г. 20:01 Действительно, перед ближайшим архиерейским собором поставлена задача вынести суждение о канонизации архиепископа Серафима (Соболева). В связи с этим необходимо уточнить представление, что собору «будут представлены чудеса». Церковная норма, принятая в нашей церкви для подготовки канонизации говорит о наличии засвидетельствованных посмертных чудес. Однако очевидно, что в процессе подготовки канонизации архиепископа Серафима как раз и отсутствует его основное звено – проверка подлинности посмертных чудес.

http://bogoslov.ru/article/4814630

Архив Пн Доклад митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия о проекте «Положения об избрании Патриарха Московского и всея Руси» на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 6 февраля 2013 г. 12:00 3 февраля 2013 года, в рамках работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий выступил с докладом о проекте «Положения об избрании Патриарха Московского и всея Руси». Ваше Святейшество! Досточтимые архипастыри! Нам предстоит обсудить целый ряд документов, касающихся изменений в Устав Русской Православной Церкви. Первую тему, которую нам следует обсудить в соответствии с повесткой дня — это вопрос о том, согласно какой процедуре мы будем в будущем избирать Патриарха Московского и всея Руси. До сегодняшнего дня предполагается, что процедура избрания Патриарха от раза к разу устанавливается Поместным Собором, который осуществляет это избрание. Так указано в пункте е статьи 5 главы II Устава Русской Православной Церкви. Те, кто участвовал в Поместном Соборе 2009 года, помнят, что тогда возникла мысль зафиксировать такую процедуру. Это предложение стало одним из тех, которое привело к идеи создания некоего межсоборного органа, который бы и проработал этот и другие вопросы, поставленные Поместным Собором. После того, как было образовано Межсоборное присутствие , комиссия по вопросам церковного управления и осуществления соборности в Церкви, председателем которой я являюсь, направила первый запрос во всем епархии с тем, чтобы выяснить мнения архиереев относительно того, какой может быть процедура избрания Патриарха. Результаты опроса сводились к следующим основным предложениям: Эти варианты были опубликованы и вновь разосланы в епархии. По итогам дискуссий в епархиях и в сети Интернет выяснилось, что отклики более или менее равномерно распределяются между вариантами 1, 2 и 4. Третий вариант был менее востребован, хотя голоса раздавались и в его пользу. Пленум Межсоборного присутствия, прошедший в Москве 22-23 ноября прошлого года, постановил просить Священный Синод передать выбор между четырьмя вариантами на рассмотрение Архиерейского Собора. Священный Синод принял соответствующее постановление в своем заседании от 25-26 декабря прошлого года.

http://patriarchia.ru/db/text/2779203.ht...

6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года. Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов 7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно — создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий. 8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской. Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

http://patriarchia.ru/db/text/2777929.ht...

Если в древности отказ Е. от управления епархией был неординарным событием и расценивался крайне отрицательно (см., напр.: 3 Всел. Посл.), то впосл. отношение к таким действиям стало более терпимым. Е. разрешалось уйти на покой, напр., по состоянию здоровья, сохраняя свой священный сан (и соответственно право совершать богослужения и проч.); все властные полномочия он при этом утрачивал. В наст. время в РПЦ предусмотрена обязательная подача Е. прошения об уходе на покой по достижении 75-летнего возраста. Прошение подается на имя Патриарха Московского и всея Руси и рассматривается Свящ. Синодом (Устав РПЦ, 2000. X 26); как показывает практика, оно удовлетворяется не всегда. Что касается перемещения Е., то оно является законным только тогда, когда совершается по решению высшей церковной власти (Ап 14). Так, в РПЦ подобное решение принимается Свящ. Синодом, причем лишь в исключительных случаях (Устав РПЦ, 2000. V 26а). Кроме того, Е. отстраняется от управления епархией в результате совершения им церковного правонарушения, если ему будет назначено наказание в виде запрещения в священнослужении или лишения сана. Материальное обеспечение Е. Е. призван надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности и соблюдать законодательство РПЦ (ее Устав, постановления Соборов и Свящ. Синода); в случае совершения им правонарушений он несет церковно-юридическую ответственность. Жалобы на Е. принимаются Патриархом Московским и всея Руси, к-рый при наличии в действиях Е. признаков правонарушения передает жалобу в церковный суд по подсудности. Дела по обвинению Е. рассматриваются в 1-й инстанции общецерковным судом (Положение о церк. суде, 2008. Ст. 28.1), во 2-й (и последней) инстанции - Архиерейским Собором РПЦ (Там же. Ст. 31.2, 3). На время рассмотрения его дела в церковном суде Е. может быть отстранен от управления епархией. Т. к. Устав РПЦ не определяет порядок судопроизводства по делам такого рода, то до принятия «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)» Архиерейским Собором 2008 г.

http://pravenc.ru/text/190033.html

по апелляционным жалобам сторон на решения высших церковно-судебных инстанций Русской Православной Церкви Заграницей или Самоуправляемых Церквей (при наличии в данных Церках высших церковно-судебных инстанций). 3. По поручению Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода Общецерковный суд вправе пересмотреть в порядке надзора вступившие в законную силу решения епархиальных судов. Статья 29. Состав Общецерковного суда. 1. Общецерковный суд состоит из председателя и четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором по представлению Президиума Архиерейского Собора сроком на четыре года с правом последующего переизбрания на новый срок (но не более трех сроков подряд). Заместитель председателя и секретарь Общецерковного суда назначаются Патриархом Московским и всея Руси из членов Общецерковного суда. 2. Досрочное прекращение полномочий председателя или членов Общецерковного суда по основаниям, предусмотренным статьей 8 настоящего Положения, осуществляется решением Священного Синода во главе с Патриархом Московским и всея Руси с последующим утверждением Архиерейским Собором. В случае образовавшихся вакансий право назначать временно исполняющих обязанности судей Общецерковного суда (до избрания судей в установленном порядке) принадлежит Священному Синоду во главе с Патриархом Московским и всея Руси, а в случаях, не требующих отлагательства — Патриарху Московскому и всея Руси. По поручению Патриарха Московского и всея Руси заместитель председателя Общецерковного суда может временно исполнять обязанности Председателя Общецерковного суда. Архиереи, временно исполняющие обязанности председателя или судей Общецерковного суда, имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Положением, соответственно, для председателя или судей Общецерковного суда. 3. Дела по обвинению архиереев в совершении церковных правонарушений Общецерковный суд рассматривает в полном составе. Иные дела Общецерковный суд рассматривает в составе не менее трех судей во главе с председателем Общецерковного суда или его заместителем.

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

Утверждены изменения в составе Общецерковного суда Геленджик, 23 октября 2014 г.      На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви,состоявшемся 23 октября 2014 года в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на Юге России, был рассмотрен вопрос о назначении новых членов Общецерковного суда Русской Православной Церкви (журнал 92), сообщает Патриархия.ru . Согласно Положению о церковном суде «Полномочия судьи церковного суда прекращаются досрочно… по следующим основаниям: письменное прошение судьи церковного суда об увольнении с должности...» (статья 8). При этом «досрочное прекращение полномочий председателя или членов Общецерковного суда по основаниям, предусмотренным статьей 8, осуществляется решением Священного Синода во главе с Патриархом Московским и всея Руси с последующим утверждением Архиерейским Собором». При образовании вакансий «право назначать временно исполняющих обязанности судей Общецерковного суда (до избрания судей в установленном порядке) принадлежит Священному Синоду во главе с Патриархом Московским и всея Руси, а в случаях, не требующих отлагательства — Патриарху Московскому и всея Руси» (статья 29). В связи с избранием на Киевскую митрополичью кафедру Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, занимавший по избранию Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года должность заместителя председателя Общецерковного суда, представил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду прошение об освобождении его от этой должности. Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий представил митрополиту Минскому и Слуцкому Павлу, Патриаршему экзарху всея Беларуси, прошение об освобождении его от должности председателя Церковного суда Белорусского экзархата по состоянию здоровья. Священный Синод постановил освободить Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия от должности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви, выразив ему благодарность за понесенные труды. Учитывая прошение архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия об освобождении от должности председателя Церковного суда Белорусского экзархата, принято решение освободить архиепископа Феодосия от должности члена Общецерковного суда, выразив ему благодарность за понесенные труды. Временно исполняющими обязанности заместителей председателя Общецерковного суда с последующим утверждением Архиерейским Собором назначены митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий и архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий. 23 октября 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/74578.html

Отсюда напрашивается вывод: «естественного» отделения УПЦ Божий Промысл не допустит из-за противоречивых общественно-политических обстоятельств, а против искусственной - насильной бороться можно только одним способом - единением вокруг священноначалия и поддержкой и доверием друг другу. Истерическое «православие» Деятельность осуждённых Архиерейским собором организаций и лиц подрывает единство украинской церкви и фактически только способствует ускорению процесса разделения. Не случайно крайне негативно оценивают деятельность Фролова на Украине как идейные сторонники, так и противники украинской автокефалии. Мне удалось поговорить с некоторыми возмущенными действиями Каурова православными активистами, подписавшими Открытое письмо-протест Троянский вирус в среде Православия . Ситуация не изменилась, деятельность Фролова и Каурова продолжают считать провокационной большинство православных общественных организаций, о чём недвусмысленно говорилось и на случайном собрании руководителей некоторых из них за трапезой в палатке батюшки Олега Сирко. Фролов и К0 называют свою деятельность «политическим православием», готовым использовать любые, вплоть до истерики и скандалов способы дабы добиться желаемого. Спекулятивное использование Православия для политических целей, сколь бы ни были замечательны сами эти цели, ни к чему хорошему не приводит, даже если оно сохраняет внешне приличные формы. Тем более такое использование Православия становится несносным, если в багаже орудующих Церковью, как некоей дубиной, скандалы, истерика, эпатаж. А именно такое ведение политической борьбы исповедуют «пользователи» «политического православия», чаще всего вместо пользы принося существенный вред делу. Другое дело - одесская общественная организация «Единое Отечество», члены которого, находясь в разумном послушании епархиального начальника, оказывают существенную помощь церковным начинаниям в самых различных областях общественной жизни или в отстаивании прав Церкви и соблюдении законности в отношении храмовых зданий. При этом, если деятельность такой организации выходит за пределы епархии, то очевидно и послушание переходит на следующую иерархическую ступень - от епархиального Высокопреосвященного к Митрополиту Киевскому и всея Украины и Священному Синоду УПЦ. Невнимание к таким «тонкостям», скорее всего, и привело эту общественную организацию к столь печальному итогу, как осуждение высшей украинской церковной властью - Архиерейским собором УПЦ.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Над всеми настоятелями монастырей будет совершаться чин поставления во игумена 5 февраля, 2011. Редакция " Правмира " Согласно принятому Архиерейским собором 4 февраля Положению о богослужебно-иерархических наградах, чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. Согласно принятому Архиерейским собором 4 февраля Положению о богослужебно-иерархических наградах, чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При совершении чина игумену вручается посох. «Над лицами, назначенными настоятелями (наместниками) монастырей до вступления в силу настоящего Положения, чин поставления в игумена с вручением посоха следует совершить при ближайшей возможности», — подчеркивается в документе. В тексте документа поясняется, что игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nad-vsemi-nastoyatelya...

В документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года неслучайно говорится: «Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем» . В этих словах мы видим очень правильный подход к проблемам, которые, несомненно, имеют значение духовное. Времени на это осмысление остается все меньше и меньше. Мы обязаны назвать вещи своими именами. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором 26 июня 2008 года говорится о том, «что в современном мире права человека подчас нарушаются, а его достоинство попирается не только государственной властью, но и транснациональными структурами» (Часть V.2.) В документе твердо заявлено о необходимости «ревностно - не только на словах, но и на деле - заботиться о сохранении прав и достоинства человека» , и определены главные направления правозащитной деятельности чад Церкви, в числе которых: «охрана личности от произвола лиц, облеченных властью; недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций» (Часть V.2.) К величайшему сожалению, по сей день проблемы, связанные с внедрением технологий электронной идентификации личности и электронных устройств автоматической идентификации [a] граждан рассматриваются «сами по себе» , в отрыве от существа и смысла богоборческих глобальных проектов, которые их породили. Такой, крайне узкий, подход приводит к ложным выводам, что, в свою очередь, может привести к самым непоправимым духовным последствиям, при которых невозможно что-либо исправить. «Страшно дозволить себе легкомыслие в подвиге святом: плодом такого легкомыслия могут быть тяжкие, неудобоисцелимые повреждения, нередко самая погибель », - пишет святитель Игнатий Брянчанинов .

http://ruskline.ru/analitika/2015/02/04/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010