Все его книги, часто огромные по объему и в своем изданы стоившие больших денег, все почти статьи его, исследования и издания были направлены к одной обширной и многосторонней области археологи, преимущественно церковной. Как можно было видеть из предшествующего, преосвящ. Амфилохий, подобно своему сотоварищу в работах по этой части, отцу архим. Леониду, едва не все места своего более или менее продолжительного пребывания ознаменовал описанием их и древностей, в них заключающихся, применением к делу своих археологических познаний, и всюду обнаруживал вкус истинного археолога-любителя и знатока. Так, в Даниловом монастыре он, быв настоятелем его, в 1880-хъ годах сам руководил расписыванием стен соборного храма по тем образцам, которые сам же, как глубокий знаток древне-русского художественного стиля, издал, – разумеем образцы древне-русских рисунков, заставок виньеток и заглавных букв из рукописных евангелий, псалтирей и других рукописей 9–17 веков по большей части им же самим и описанных 120 ; а в Обществе любителей духовного Просвещения, в котором вообще принимал живейшее и деятельнейшее участие, он же именно быль одним из самых деятельных участников и даже некоторое время председателем отделения иконоведения, имевшего целью собирание, разбор и описание древне-русских. икон, но к сожалению потом прекратившего свою деятельность. И свое пребывание в Ростове в последние годы жизни преосв. Амфилохий увековечил тем, что, по его желанию, на паперти Спасской церкви Яковлевского монастыря, в котором он жил, изображены пять характерных картин из Жития св. Иоанна Богослова особой редакции 17 века, по рукописи, лично ему принадлежавшей. Подобно же о архим. Леониду, преосв. Амфилохий быль, как мы уже замечали мимоходом., и в своих симпатиях вообще и в своих археологических изысканиях и работах в частности истинно русский человек и искренний любитель всего отечественного. Работая, напр., в области палеографии греческой, преосв. Амфилохий, как сам признается, работал не для чего другого как только для того, чтобы „принести посильную лепту нашим соотчичам, единоплеменникам и единоверцам 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В таком-то, можно сказать, бедственном положении находилась Оптина обитель в 1717 г.; а через семь лет после сего и совершенно запустела: в 1724 г. была упразднена и присовокуплена к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. В архиве сего монастыря, касательно этого события, найдены следующие акты: 1) Краткая записка о состоянии обители во время ее упразднения. 2) Указ преосвященного Леонида, архиепископа Сарского и Подонского, от 11 Июля 1727 года, Белевского Преображенского монастыря архимандриту Тихону, о возвращении восстановленной Оптиной Пустыни остального церковного и монастырского имущества, которое подробно исчислено в, прописанной в сем же указе, челобитной, поданной преосвященному Леониду от иеромонахов Оптиной Пустыни Леонтия и Сергия с братией, и вкладчиков ее – стольника Андрея Петровича Шепелева, Лейб-Гвардии Преображенского полка капитан-лейтенанта Никиты Андреевича Шепелева, да козельского воеводы Григория Аввакумовича Ардашева с товарищи. 3) Отписка на сей указ архимандрита Тихона преосвященному Леониду, 13 Августа 1727 года. Самих же указов об упразднении и восстановлении Оптиной Пустыни, равно как и сдаточной описи ее церковного и монастырского имущества, к сожалению, не отыскано. Прежде, чем приступим к изложению самого события, сделаем очерк современного ему состояния обители, на основании упомянутых актов. Братство ее в 1724 году состояло из 12 человек, в числе которых было два иеромонаха – Леонтий и Сергий. Леонтий, вероятно, был последний настоятель обители до ее упразднения, потому что он же является и главным распорядителем при ее восстановлении, в 1727 году. Церковь была одна: каменный пятиглавый собор во имя Введения Пресвятой Богородицы, с приделом Пафнутия Боровского чудотворца в теплой трапезе. Этот храм вмещал в себе все церковное имущество Пустыни, все, что уцелело ей от литовского разорения и скопилось в течение с лишком 100 последующих лет. За исключением собора, все остальное монастырское строение было деревянное. В уцелевших актах оно исчислено подробно и даже с оценкой, порознь каждого здания: деревянная ограда вокруг монастыря, цена 20 рублей; в ней святые ворота, рубленные, цена 25 рублей. Кельи: игуменская, двойня, перед нею сены с сушилом и задворки, цена 15 рублей; хлебня с сеньми и с чуланами, цена 15 рублей; келья братская, двойня с комнатою, цена 10 рублей. Скотный двор: три сарая рубленные, цена 15 рублей; поварня, цена 40 алтын; скотная изба с сеньми, цена 4 рубля.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Несколько месяцев от владыки не было известий о том, как движется дело по важному для судеб Церкви вопросу о соборах. Наконец, 17 января свт. Иннокентий написал еп. Леониду о ходе выполнения планов. Его " отчет " был неутешителен: сделал все, чего от него ожидали, и в то же время ничего еще не сделал. На аудиенции у императора он говорил как о соборе вселенском, так и общероссийском. Александр II обещал подумать, но на этом дело и встало. Владыка сообщил также, что обер-прокурор Синода Д.А. Толстой сказал ему, что разделяет его мысли о соборе, что было, как выразился владыка, " сверх моего чаяния " . Искренность этих слов Толстого сомнительна. Он ничего потом не сделал, чтобы поддержать инициативу свт. Иннокентия. В том же письме митрополит ответил и на появившиеся упреки в бездеятельности: " Теперь начинают говорить обо мне, что я после свидания с государем замолчал. И правда; ибо я считаю теперь неприличным говорить особенно о Соборе. Иначе может быть растолковано, что я как бы жалуюсь или протестую. Подожду до Пасхи. А потом, если не будет ничего, - то подам записку обо всем. А там - что Бог даст " . Первоначальное решительное настроение, сопутствовавшее поездке митрополита в Петербург, сменилось томительным ожиданием, соединенным с унылым сознанием безнадежности начатого дела. Протоиерей А.В. Горский, посетивший свт. Иннокентия, писал еп. Леониду 27 февраля: " Я оставил его в добром здоровье, занимающимся делами по разным вопросам - внутренним и внешним - с некоторыми надеждами на успех хоть в менее значительных... " Меру недовольства святителя существовавшими тогда синодальными порядками в Церкви раскрывает тайное, сохранившееся благодаря перлюстрации на почте цензором московского почтампта Байдуковым письмо свт. Иннокентия от 12 марта 1869 г. самарскому епископу Герасиму: «Вы обращаетесь ко мне с просьбами о нуждах Вашей епархии? Напрасно. Мы в Синоде слушаем только то, что нам читают, а читают нам то, что хотят. Мы ничего не знаем о том, какие поступают в Синод бумаги.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Архив РДМ, п. 2, д. 21. 3 л. 149. Указ Св. Синода начальнику РДМ архимандриту Леониду (Кавелину). С.-Петербург 24 марта 1864 г. Подлинник По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение статс-секретаря князя Урусова 212 от 27 января сего 1864 года за 514 следующего содержания: по имеющимся в Палестинском Комитете сведениям, нынешнее состояние работ, предпринятых близ Иерусалима для устройства Русских приютов, позволяет предполагать, что в течение предстоящих зимы и весны будет окончательно отделан дом, назначенный для нашей Духовной Миссии. Вместе с тем, будет окончена и помещающаяся в сем доме церковь во имя св. мученицы царицы Александры. А так как окончание собора во имя Св. Живоначальной Троицы ныне, с Высочайшего соизволения, отложено впредь до собрания достаточных средств на благолепное его украшение, то освящение домовой церкви в доме Миссии будет служить ознаменованием открытия Русских приютов и госпиталя. Тайный советник Головнин, сообщив о сем для зависящего распоряжения, присовокупил, что Блаженнейший Кирилл, Патриарх Иерусалимский, выражал лично государю великому князю Константину Николаевичу готовность и желание свое освятить сооружаемые близ Святого Града русские церкви и здания, и Его Высочество тогда же изволил удостоверить Блаженного Патриарха, что такое благосклонное заявление Его Блаженства вполне соответствует сердечному желанию создателей русских церквей и зданий и что в свое время будет испрошено разрешение и благословение Патриарха. Министерство иностранных дел, вследствие сделанного с ним по сему предмету сношения, уведомило, что оно не встречает препятствия к приглашению Блаженнейшего Кирилла принять участие в церемонии освящения строящихся в Иерусалиме русских богоугодных заведений. Причем министерство присовокупило, что об окончании наших построек в Иерусалиме будет поверенному нашему в Константинополе поручено в свое время довести до сведения Патриарха и относительно времени освящения войти с Его Блаженством в изустное соглашение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Как не понял художник (что понимали все православные), что на Царских вратах можно изображать только то, что должно быть предметом благочестивого поклонения? Неужели он хотел неправославным, клевещущим на нас, будто мы идолопоклонствуем иконам, дать повод к новой клевете, будто мы идолопоклонствуем двуглавому орлу? В одной из церквей Сергиевой Лавры есть двуглавый орел в алтаре за престолом; но в каком положении? Он держит на раменах своих запрестольный крест, будто это прилично церкви и знаменательно. Это подает мысль, что православное государство чтит и поддерживает Православную Церковь . Печ. по изд.: Филарет (Дроздов) , митрополит Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 420–424. 146. Отношение вице-канцлера князя А.М. Горчакова к начальнику РДМ архимандриту Леониду С.-Петербург 27 февраля 1864 г. Подлинник По случаю назначения Вашего Высокопреподобия начальником нашей Духовной Миссии в Иерусалиме, министерство иностранных дел считает нужным, в дополнение к тем указаниям, которые будут Вам преподаны от Святейшего Синода, объяснить, в чем, по его мнению, будет заключаться круг возлагаемых на Вас обязанностей. По распоряжению правительства забота о новых постройках для обеспечения приютов нашим богомольцам, как надзор за всеми возведенными для этой цели зданиями, а также и попечение о материальных нуждах богомольцев, возложены на особых лиц по усмотрению Палестинского Комитета. Императорское консульство, по самому существу своих обязанностей, сносится с местными властями, заботится о безопасности и интересах наших подданных, разрешает возникающие между ними споры и т. п. За тем круг действий Духовной Миссии заключается, кроме отправления богослужения и удовлетворения духовных нужд наших подданных, равно как и тех православных всех народностей, которые обратились бы для сего к начальнику или членам Миссии, в поддержании дружественных сношений с местным духовенством, в передаче по принадлежности присылаемых из России пожертвований, а также и в содействии нашему консульству в тех случаях, когда оно обратится к посредству Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

За это время несколько раз бывал отец Леонид в Петербурге, где останавливался в Александро-Невской Лавре, в которой духовниками были его и отца Феодора ученики. К ним на исповедь ходил тогда воспитанник военно-инженерного училища Димитрий Брянчанинов. Он встретил здесь отца Леонида, с которым долго беседовал, и понял, что нашел себе духовного отца, руководителя в духовной жизни. Выйдя в отставку в ноябре 1827 года, Димитрий Брянчанинов отправился в Александро-Свирский монастырь к отцу Леониду и стал там послушником. Так начался иноческий путь великого святого епископа Кавказского и Черноморского Игнатия, замечательного духовно-аскетического писателя, давшего в своих трудах духовную пищу многим будущим поколениям монахов и мирян. «Поступив в монастырь, – говорится в житии святителя, – Димитрий Александрович всею душою предался старцу отцу Леониду в духовное руководство. Эти отношения отличались искренностию, прямотою, представляли совершенное подобие древнего послушничества, которое не решалось сделать шагу без ведома или позволения наставника» 90 . Будущий святитель прибыл в скит оптинский в мае 1829 года, через месяц после отца Леонида. «Когда прибыл туда старец иеросхимонах Леонид с несколькими учениками своими и настоятель предал ему скит в духовное управление, – писал святитель 25 сентября 1855 года, – тогда скит начал населяться, и населяться преимущественно людьми не крепкого телосложения, искавшими спокойствия в уединении. Число жившей в нем братии простиралось до 30 человек. Всему этому, то есть состоянию скита до прибытия отца Леонида и состоянию его по прибытии старца, я был очевидцем» 91 . Но отец Леонид не сразу направился в Оптину пустынь. Он поехал сначала в Киев для поклонения святым мощам угодников Божиих. Возвращаясь оттуда, он заехал в Богородицкую Площанскую пустынь, где тогда подвизался, и уже немало лет, один из будущих Оптинских святых старцев иеромонах Макарий (Иванов) . Незадолго перед приездом отца Леонида отец Макарий лишился своего духовного отца и наставника схимонаха Афанасия. Отец Макарий усиленно молился о том, чтобы Господь не оставил его без наставника, имеющего дар духовного рассуждения. Приезд отца Леонида явился как бы ответом на это прошение. В те полгода, которые отец Леонид провел в Площанской пустыни, отец Макарий и его новый руководитель весьма тесно сблизились духовно, – отец Макарий, собственно, стал сотаинником и собеседником отца Леонида, накопившим благодаря старцу Афанасию и чтению аскетических книг немалый духовный опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Когда Александро — Невскую Лавру посетил прп. Леонид, в схиме Лев, затем старец Оптинский, Димитрий в беседе с ним «почувствовал такое влечение к этому старцу, что как бы век жил с ним: это были великие минуты, в которые старец породил его духовно себе в сына». Именно прп. Леонид Оптинский произвел своим духовным влиянием окончательный разрыв уз с миром в душе Димитрия, именно он повлек за собой юного святого к всецелому посвящению жизни богоугодному деланию души. Старец Леонид поддерживал Брянчанинова своими письмами в том духовном одиночестве, в каком он оказался, когда был вынужден по окончании училища в 1827г. выехать на службу в Динабургскую крепость. К старцу же Леониду, получив скорую отставку, Димитрий выезжает в Александро — Свирский монастырь. Здесь душа нового послушника ищет того идеала, который он видел у святых отцов: Димитрий отдает себя беспрекословному послушанию старцу и глубочайшему смирению среди братии. Безропотное выполнение всех, даже самых низких послушаний породило в душе святого послушника при полном забвении своего «я» сладость смирения, о чем затем Святитель помнил всю жизнь. Со всей искренностью он отдал себя духовному руководству старца Леонида, по подобию древнего послушничества, ежедневно исповедывал ему все движения внутренней жизни, не предпринимал ни одного действия без его благословения, проходил испытания, налагаемые на него старцем, иногда очень тяжелые, вводящие в душу смирение. Будущий Святитель искал внутреннего делания, во внешнем, телесном подвиге, в послушаниях он видел только вспомоществование духовной жизни, но самую духовную жизнь он видел глубже, во внутреннем, незримом умном делании, и он искал именно этого…    Когда старец Леонид переселился в Площанскую пустынь Орловской епархии, послушник Димитрий Брянчанинов находится с ним, а когда старец из-за неприятности со строителем Площанской пустыни иером. Маркеллом переселяется в Оптину Введенскую пустынь Калужской губернии, то Димитрий с другом Чихачовым сначала пытается основаться в Белобережской пустыни, но вновь приезжает к старцу Леониду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Закрыть itemscope itemtype="" > Леонид Ивашов: «ЦИК цинично плюнул в лицо людям, активно поддержавшим меня» Известному генералу отказали в участии в президентских выборах 19.12.2011 3738 Время на чтение 4 минуты Центральная избирательная комиссия РФ отсеяла четырех кандидатов на президентское кресло, сообщает Газета.ru . ЦИК отказал оккультисту Николаю Левашову , лидеру нацболов Эдуарду Лимонову, генералу Леониду Ивашову и Борису Миронову. Причем если первые два кандидата получили отказ в связи с серьезными нарушениями при выдвижении, то генералу Ивашову было отказано на том основании, что он уведомил Центризбирком о собрании позже чем за пять дней до его даты. И хотя представитель ЦИК на собрании по выдвижению Леонида Ивашова присутствовал, это посчитали основанием для отказа, несмотря на протест юриста Бориса Эбзеева, предложившего «не быть формальными фанатиками закона». В итоге Леониду Ивашову было отказано в регистрации инициативной группы. Борис Миронов также получил отказ в связи с тем, что 1 апреля 2010 года его книга была признана «экстремистской» Петропавловск-Камчатским городским судом. В своей ответной речи Миронов сообщил, что он не совершал экстремистских действий, а убеждения, за которые осудили его книгу, датированы 2005 годом. Вместе с тем, ЦИК принял документы губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, экс-мэра Владивостока Виктора Черепкова, «человека из Орска» по имени Рената Хамиева, самарской «народной целительницы» Светланы Пеуновой и миллиардера Михаила Прохорова. 18 декабря, в 11 часов сразу после открытия В.Е.Чуровым заседания ЦИК, Леонид Ивашов заявил: «Господа ЦИК! Ваш приговор нам известен. Выслушивать его я не намерен. Мы покидаем этот зал! Да здравствует " россиянская демократия " - самая криминальная демократия в мире. Честь имею!», - передает слова генерала сайт «Леонид Ивашов - Президент от народа» . Затем генерал Ивашов вместе со своими соратниками, не дожидаясь запланированного отказа, покинул зал заседаний ЦИК под аплодисменты и возгласы «Браво, Генерал!» ряда присутствующих и «спасибо, спасибо» от Чурова.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/19/le...

160 Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1915–16 учебном году//Богословский вестник. 1916. 10/11/12. С. 7 (5-я пагин.). 161 Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. – М., СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 113. 162 Иларион (Троицкий) , архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского. 164 В жизнеописаниях сщмч. Илариона обыкновенно говорится, что Святейший Синод дважды, весной 1913 г. и в марте 1914 г., поручал о. Илариону участие в деле «увещания» афонских монахов (Например: Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Иларион (Троицкий) , архиепископ Верейский, викарий Московской епархии//Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь: Булат, 2005. С. 391, 393; Голубцов Сергий , протод. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий) //Богословский вестник. 1998. Вып. 2. С. 116.). Согласно этой версии, оба раза через некоторое время поручение отменялось. Такое в течение года почти тождественное повторение факта, имеющего характерные особенности, не может не вызвать подозрения, которые увеличиваются через ознакомление с обстоятельствами жизни Троицкого весной 1913 года. Нам известно, что в марте 1913 года В. Троицкий готовится к постригу, и указанное поручение Св. Синода в этом случае явно выглядело бы неуместным. После пострига о. Иларион в течение двух месяцев пишет своим родным о благостном состоянии, не омраченном никакими неприятностями. Явным диссонансом к этим фактам звучит письмо о. Илариона Лидии Павловне Архангельской, датированное апрелем 1913 года, в котором пишущий замечает: «Дело с афонцами разрешается без моего участия. Возможно, что тревога была у меня напрасно, но она была, и времени у меня пропало много» ( Иларион (Троицкий) , архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

«В пустынной тишине и молитвенных подвигах текли дни старцев-подвижников». В 1816 г. окончил здесь свою благочестивую жизнь старец Клеопа. Но снова «враг начал вооружать против старцев некоторых из старшей братии монастыря», а большое число паломников, прибывающих для общения с ними, вызывало неудовольствие валаамского настоятеля. Во избежание искушений старцам пришлось в 1817 г. перебраться в Александро-Свирский монастырь. Здесь наконец смиренный Феодор смог обрести покой. С уважением и любовью относились к нему и к отцу Леониду настоятель монастыря архимандрит Макарий, а также пребывавший там на покое митрополит Имеретинский Евфимий. «О! Велик Феодор, велик Феодор!» — нередко восклицал сей Святитель после бесед со старцем. Воистину велик был схимонах Феодор: его нестяжательность и самовольная нищета достигали крайних размеров. «Вынужденный обстоятельствами переходить из одной обители в другую, не брал он с собой никаких вещей, ни даже лишней одежды. Одно неоцененное сокровище составляла для него книга преп. Исаака Сирина в переводе старца Паисия с собственноручною его подписью, которую Феодор всегда брал с собой». 7 апреля 1822 г. окончилась многотрудная земная жизнь смиренного старца. Отец Леонид тяжело переносил утрату друга и учителя. Он снова хотел перейти в более уединенное место, но его удерживали в Свирском монастыре еще лет. Возможно, что в связи с этими обстоятельствами он и приезжал в Петербург, где у него состоялась встреча с Дмитрием Александровичем Брянчаниновым.   Исполненная мудрости и монашеского опыта беседа с отцом Леонидом произвела необыкновенное впечатление на Дмитрия Александровича. «Сердце вырвал у меня отец Леонид, — говорил он об этом Чихачеву, — теперь решено дело: иду проситься в отставку от службы и последую старцу, предамся ему всей душой и буду искать единственно спасения души в уединении». Однако осуществить свое намерение он смог только через год. 6 ноября 1827 г. он получил отставку и сразу же отправился в Александро-Свирский монастырь к отцу Леониду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010