Однажды пришел к о. Леониду небогатый человек и, объяснив, что за его дочь сватаются три жениха, мещанин, фабричный и зажиточный поселянин, спросил старца, за кого из них отдать ему свою дочь. О. Леонид посоветовал отдать за поселянина, сказав, что тут будет сытее. Вслед за тем наступил голодный год, по прошествии которого отец означенной невесты приходил благодарить старца за то, что он посоветовал ему отдать дочь за поселянина, который в голодное время прокормил его, прибавив при этом, что мещанин и фабричный сами чуть с голода не померли. У одной Тульской купчихи по кончине ее мужа осталась дочь девица, которую мать хотела отдать в замужество, и отправилась за благословением к о. Леониду. Он велел привезти ее к себе, сказав, что имеет для нее прекрасного жениха. Мать сама привезла дочь к старцу; а он благословил отвезти ее в Белевский девичий монастырь, в котором она скоро кончила жизнь. Однажды приходила к о. Леониду родная его сестра. Он принял ее наравне с другими странницами, и оказал ей пособие такое же, какое оказывал и прочим нуждавшимся, т. е. дал ей пятиалтынный. По этому поводу старец некоторым говорил, что если монах родному против чужих даст лишний пятак, то этим покажет, что он еще не освободился от уз плотского родства, и не всех людей равно любит, а с различием. Приехал однажды в Оптину пустынь помещик П., и увидев старца, подумал про себя: «что же это говорят, что он необыкновенный человек? Такой же, как и прочие; необыкновенного ничего не видно». Вдруг старец говорит ему: «Тебе бы все дома строить, здесь вот столько-то окон, тут столько-то, крыльцо вот такое-то». Нужно заметить, что помещик этот, когда ехал из Калуги в Оптину, увидел прекрасную местность, и так заинтересовался ей, что вздумал на этом месте выстроить дом, и уже составлял в уме своем план, какой он должен быть, и сколько в нем окон; в чем старец и обличил помещика. Когда же П. стал исповедоваться у него, о. Леонид напомнил ему грех , давно им забытый, и который он даже и за грех не считал. Тогда П. и признал старца за необыкновенного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Когда меня выписали из больницы, моя старшая дочь пошла в храм. Мать Анастасия спрашивает: «Как мать себя чувствует?» Дочь ответила: «Уже привезли из больницы». – «Вот! – сказала матушка, глядя на икону, – у Бога вымолили!» Так велика была любовь и молитва старца. Великим постом 1962 года меня сильно мучили головные боли. В это время к нам приехал Батюшка причащать больную свекровь. Я тут же спросила у Батюшки благословения съездить летом на могилу блаженной Ксении Петербургской, а Батюшка ответил: «А я вот благословляю ехать, не откладывая, к праведному Симеону Верхотурскому». А у меня на руках был шестимесячный ребенок. Как оставить его? Но молитвы старца были настолько сильны, что в эту же ночь ребенок не стал брать грудь – сам отвернулся. И когда мы с супругом пошли к Батюшке спросить, на какой день брать билет, он ответил: «На третий день Пасхи, 2-го мая». Мы сразу пошли за билетами, но билетов в кассе на этот день уже не было. Мы вернулись к Батюшке: «Батюшка, билетов нет». А он: «Вы идите, попросите только два билета». Мы вернулись в кассу и попросили два билета. Кассир сказала: «Вот, сдали два билета на Верхотурье», – и дала их нам. Перед отъездом Батюшка благословил нас, поцеловал обоих в голову. И уже в дороге я почувствовала облегчение от болезни. А когда приложилась к мощам праведного Симеона, исцелилась совершенно. Когда мы поехали в Верхотурье, Батюшка передал с нами письмо отцу Леониду, священнику в Верхотурье. А дело было так. Батюшка приехал к нам в дом с монахинями Анастасией и Ириной. Мы все сидели за одним столом, но о чем говорил старец с матушками, мы с супругом понять не могли, для нас это было Богом закрыто, а ведь говорили по-русски. А когда мать Ирина спросила: «Батюшка, все писать?» – он ответил: «Все, все пиши». С этих слов и дальше нам уже было все понятно. Батюшка благословил, чтобы мать Ирина диктовала, а я писала отцу Леониду письмо. Из этого письма я поняла, что отец Леонид находится в состоянии прелести. Приехав в Верхотурье, мы передали письмо о. Леониду. Батюшка Севастиан никогда его не видел, но в письме ему говорил: «Я Вас знаю с тех пор, как Вас рукополагал Владыка Иоанн», – и указал, когда и где это происходило. Отец Леонид, прочитав письмо, сказал: «Воистину это великий человек! Он сказал мне всю правду обо мне, ни разу меня не видев».

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Да благословит Вас Господь. Душевно преданный А А Архив РДМ, п. 64, д. 1407. 1 л. 613. Письмо жителей Назарета к начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Леониду Назарет 29 марта 1914 г. Подлинник Рус. пер. 1106 Его Высокопреподобию, добродетелю, начальнику Русской Духовной Миссии в Палестине отцу архимандриту Леониду Христианское сердце радуется и веселится, когда оно видит Святой Крест над церквами, в которых приподнимается служба Богу и где восславляется Святое Имя Его. Особенно радуются православные в этих странах, когда они видят, что строятся русские церкви, где Божественные службы исполняются благоговейно и благочинно. Поэтому нам было очень радостно, когда узнали об освящении русской церкви на Кармиле, и особенно мы тогда почувствовали нужду г. Назарета в русской церкви, в которой молились бы паломники, когда бывают в Назарете, а равно и православные жители, при нужде и желании. Назарет же по своему священному значению для христиан и по числу паломников, приезжающих сюда, а равно и по числу православных жителей его, нуждается больше других мест в постройке русской церкви. Поэтому, по внушению своих религиозных чувств, мы, православные жители Назарета, обращаемся к Вашему Высокопреподобию с этим прошением, прося Ваше внимание и ревность выстроить в нашем городе Назарете церковь на средства Всероссийского Святейшего Синода, выражая в то же время свою радость и благодарность, если удовлетворится это наше сердечное желание. Как наши сердца, так и сердце всякого православного местного жителя возрадуется и возвеселится, когда Святой Крест будет над русской церковью в Назарете, где всякий из нас будет в состоянии войти туда, приложиться в храме Божьем, восславляя Святое Имя Его. Целуем Ваши руки, прося Ваши святые молитвы и отцовские благословение и покровительство. Подписали и приложили свои печати 62 лица из представителей православной общины в Назарете. Архив РДМ, п. 53, д. 1008. 2 л. 614. Письмо помощника управляющего канцелярией Св. Синода С.Г. Рункевича к архимандриту Леониду

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Раб БОЖИЙ Евгений 15/28 Июля 1992 года Р.Х. в день Святого Равноапостольного Великого Князя Киевского и всея Руси Владимира (Василия), Крестителя Земли Русской принял Святое Крещение, Таинство совершал Его Высокопреподобие Игумен Алексий (Просвирин), фактически ставший духовником Е.М.Болотина. В 1993 году Игумен Алексий совершил Святое Таинство Венчания Евгения Михайловича и Ларисы Сергеевны (урожденная Пархоменко, + 1/14 Января 2000 года). В начале последнего обострения болезни Е.М.Болотина - инфаркта миокарда - 26 Мая 2006 года по Р.Х. Игумен Алексий принял у раба БОЖИЯ Евгения Святую Исповедь и преподал ему Святых ХРИСТОВЫХ Тайн. Упокой ГОСПОДИ душу новопреставленного раба БОЖИЯ Евгения, прости ему, ГОСПОДИ, все его согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное. Коллектив РЛ выражает соболезнование детям покойного журналистам Елене и нашему другу и постоянному автору Леониду Болотиным. Просим святых молитв наших читателей о новопреставленном. Отпевание раба БОЖИЯ Евгения состоится в бывшем Московском Ново-Алексеевском монастыре, в храме Всех Святых 18 Сентября - в Понедельник, после Божественной Литургии в 10:30. Русская Линия Выражаю искреннее соболезнование и сердечное сочувствие моему многолетнему сотруднику Леониду Болотину в связи со смертью его отца. Молитвами Святого Царя-Мученика Николая и Святых Царственных Мучеников ИИСУС ХРИСТОС да утешит скорбь осиротевших сына и дочери. ГОСПОДИ, яви же милость СВОЮ на Суде представшей Всевышнему Престолу душе раба ТВОЕГО Евгения! Ольга Николаевна Куликовская-Романова Скорбим вместе с родными и близкими о кончине нашего верного товарища, талантливого коллеги, благородного и мужественного гражданина нашей Родины - Евгения Болотина. Да будет Жене пухом родная земля, и вечная ему память в наших сердцах! Ветераны газеты " Известия " В связи со смертью Евгения Михайловича Болотина выражаю душевное соболезнование его сыну - члену Центрального Совета нашего Общероссийского общественного движения " Россия Православная " Леониду Болотину. Упокой, ГОСПОДИ, душу раба ТВОЕГО Евгения в селениях праведных, где нет ни печалей и ни скорбей земных!

http://ruskline.ru/analitika/2006/09/16/...

Настоятель же; будучи уверен в расположении о. Леонида к нему и к обители, и зная искусство его в духовной жизни, всех приходивших на жительство в монастырь поручал духовному руководству Старца, тем более; что сам не имел к тому достаточного времени, как человек озабоченный многотрудными занятиями по внутреннему и внешнему управлению и устройству обители. Ниже будет упомянуто о личных свойствах Старца, характере его поучений, и вообще о том, с каким самоотвержением он проходил указанный ему Провидением путь служения человечеству; а теперь перейдем ко внешним подробностям его земного поприща. Стечение народа к о. Леониду особенно усилилось в 1835 году; почему в 1836 году Февраля 2 дня Старец был переведен из скита на жительство в монастырь. Но зависть не могла смотреть на все сие спокойными глазами. Один из Старцев – летами, но не духовным разумом, подвигнувшись мнимою ревностию, а на самом деле завистью, за хождение к о. Леониду, ради духовных советов и назидания, внешних посетителей (хотя они приходили не прямо в скит, а на пасеку, где была келья о. Леонида, куда и вход был совершенно отдельный, и следовательно ни кому от сего помехи не было), согласясь с некоторыми нерасположенными к о. Строителю, и также подвигнутыми противу о. Леонида завистью, братиями, неоднократно писали к Преосвященному доношения о стечении к о. Леониду народа; представляя это зазорным и нарушающим монастырское безмолвие, а наконец, не довольствуясь этим, составили на обоих, то есть на о. Строителя и о. Леонида донос, и поднесли его Преосвященному от неизвестного лица. В то же время старались всеми мерами рассеявать и в народе невыгодные мнения об о. Леониде. А хотя и много было усердствующих к нему, но являлись и такие между ними, кои составляли об нем мнения по преувеличенным слухам, и слыша например восторженные отзывы о Старце от людей, получивших от него духовную пользу – и не имея им веры, приходили уже с предубеждением, говоря с презорством: «пойдем, посмотрим, что там за святой-такой?» – и, весьма естественно, такие, вместо назидания, соблазнялись, и разносили укоризны о том, чем другие пользовались; что написал и Апостол: Душевен человек неприемлет, яже Духа Божия, юродство бо ему есть: и не может разумети, зане духовне востязуется ( 1Кор. 2, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сравнивая сей поступок его с первым, я еще лучше стал разуметь о моем Старце; ибо он за сделанное ему личное оскорбление не показал и следа неудовольствия ни лицом, ни словом, за предпочтение же мирской любви духовной, или любви к Богу, он пришел в гнев и не мог оставить меня за сие без наказания». Рассказы прочих оптинских братий «Бывши еще послушником, – рассказывал иеросхимонах Феодот 83 , – однажды, стоя с другими на коленях пред старцем о. Леонидом, я увлекся помыслами и стал размышлять, что вот такой-то монах, который хорошо понимал экономическую часть, годился бы в настоятели. Только что я это подумал, как вдруг Старец довольно сильно ударил меня по щеке с словами: „Не в свое дело лезешь! Ты не знаешь, что это за человек». Нужно заметить, что монах, о котором так подумал о. Феодот, впоследствии вышел из Оптиной Пустыни, переменил много монастырей, а в настоятели все-таки не попал». «Вошел однажды к старцу о. Леониду молодой послушник Иоанн, поклонился ему в ноги и стал пред ним в очень смиренном положении. Старец, посмотрев на него и грозясь пальцем, промолвил: „Ох, Ванюшка, не перед добром ты смиряешься“. Слова эти, заключая в себе предвестие, в то же время могли послужить предостережением для Иоанна, если бы он захотел вразумиться ими. Но как он оставил слова Старца без внимания, то на другой же день и впал в неприличный монашескому званию проступок». «Новоначальный брат оскорбил старого монаха, и оба пришли жаловаться к о. Леониду. Для всех очевидно было, что новоначальный был кругом виноват. Но не так рассудил Старец. „Не стыдно ли тебе равняться с новоначальным? – строго сказал он старому монаху, – он только что пришел из мира, у него волосы еще не успели отрасти, с него и взыскивать-то строго нельзя, коли он недолжное скажет. А ты сколько лет в монастыре живешь и не научился внимать себе!“ Так они и ушли. Новоначальный торжествовал, считая себя совершенно оправданным. Но вскоре после сего брат этот пришел один к о. Леониду. Старец взял его за руку и сказал: „Что же это ты, брат, делаешь? Только что пришел из мира, волосы у тебя не успели отрасти, а ты уже старых монахов оскорбляешь!“ Неожиданное вразумление сильно подействовало на брата, и он стал просить прощения. – „Бог простит, – сказал Старец, – только смотри, брат, исправляйся, а то плохо дело твое будет“».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Много бы можно сказать Вашему Преосвященству об архимандрите Леониде, но боюсь остановить на такой грязи Ваше внимание. Скажу одно, что по моему добросовестному убеждению Леонид есть враг православной церкви и вовсе не ст ит энергической защиты Высокопреосвященного Исидора, первенствующего члена Всероссийского Синода. Подобная защита компрометирует русскую церковь . У Леонида в Иерусалиме были дела почти уголовные, имеющие вид намеренных убийств: таковы- рассчитанные оскорбления Каменскому, – учитель, поклонник Св. Мест 69 ,-который от этого умер, ругательство на дороге докторши, которая от этого выбросила ребенка, и система деятельности со мной, о чем написано мной письмо в 18 листов и через консула представлено в Азиатский департамент. Очистите, ради Бога, Иерусалим от соблазна. Личности, подобные Леониду, можно осыпать безнаказанно почестями где-нибудь в России в захолустье, но уж не выставлять на вид и на смех целой Европе.......Лживому доносу недостойного начальника, наполнившего Иерусалим соблазнами, давать такую сиу, что гнать без суда подведомых ему, добросовестно труждающихся на пажити Христовой, правосудно ли это? Писать бумаги, чтобы этих людей выгнать из Иерусалима с жандармами и силой посадить на русский пароход, милосердно ли это? Больного сердцем и умирающего от монашеских оскорблений, что хорошо известно преосвященному Исидору, заключать в монастырь, снова в общество грубых монахов, добивать его, справедливо ли это? Не много ли мы надеемся на амигдал и кадило, приносимые Богу?..... Если правда, что патриарх по церковным причинам запретил Леониду богослужение, мог ли св. Синод против воли патриарха снять это запрещение и повелеть Леониду служить, когда он еще и не в мире с греческою церковью? По соборным каноническим правилам епископ не может снять запрещение, наложенное другим епископом, когда этот епископ жив и запрещение церковно-справедливо, и когда епископ запретившей того же исповедания, хотя бы и другой национальности. Каноническое значение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Крайне опасное, почти безнадежное его положение сильно тревожило преосвященного и потому еще в особенности, что он видел усилия искуснейших врачей, которые пришли в тупик, не зная более, что им уже и делать. Но затем последовала внезапная перемена к лучшему и быстрое выздоровление, что никак нельзя приписать случайности, но должно признать особым проявлением милости Божией. В этом убежден был и отец Пимен. «В заключение о своей болезни, – говорит он в своих Воспоминаниях, – я скажу, что на свое выздоровление я смотрел не иначе как на великое чудо, совершенное Господом, по его милосердию ко мне, недостойному, и, конечно, не иначе могу объяснить себе это не заслуженное мной благоволение Божие как молитвами архипастырей. Преосвященному Леониду угодно было на его подворье и в Саввине монастыре, а равно чтобы и в обителях моего благочиния, обо мне молились во все время моей болезни. Благодарю и отца (архимандрита Антония) наместника Троицкой Лавры, велевшего поминать на ектениях болящего Пимена. Первый мой выезд для прогулки по моем выздоровлении был до церкви Смоленской Божией Матери, что близ Новинского. Я доехал до церкви, помолился иконе, не выходя из кареты, и возвратился домой. На следующий день, в 11 часов утра, я поехал к преосвященному Леониду, благодарил его за все его особые ко мне милости, и ежели я могу так выразиться, то скажу, не только за архипастырское, но за совершенно родственное, дружеское ко мне расположение. Меня вышел встретить брат преосвященного и повел наверх по лестнице. Когда я вошел в гостиную, преосвященный стал меня обнимать и не раз повторял мне: «Не верю, не верю своим глазам, что опять вас вижу у себя в доме». И повел меня в свою церковь из залы, из которой дверь в моленную, примыкающую к алтарю, и читал благодарственные молитвы. Я у преосвященного оставался недолго, потому что чувствовал себя еще слабым и спешил возвратиться домой. Вечером того же дня я отправился на Троицкое подворье к владыке. Когда ему обо мне доложили, он не поверил и переспросил у докладывавшего, думая, что ошибся и не так расслышал. Когда я вошел в залу, он вышел ко мне навстречу, взял меня за руку и повел в гостиную, говоря: «Вот радость-то, вот радость!».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить глубокую скорбь в связи с тем, что Патриарх Александрийский Феодор участвовал в сослужении с главой раскольнической структуры, действующей на Украине, что еще больше углубляет раскол между нашими Церквами. 2. Учитывая вышесказанное и принимая во внимание многочисленные обращения клириков Александрийской Православной Церкви в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата, поручить Преосвященному архиепископу Владикавказскому и Аланскому Леониду по тщательном изучении поступивших обращений представить предложения Священному Синоду. 3. Освободить Преосвященного архиепископа Леонида от управления Владикавказской и Аланской епархией, а также от должности священноархимандрита Аланского Успенского мужского монастыря селения Хидикус Алагирского района Республики Северная Осетия, выразив ему благодарность за понесенные труды и сохранив за ним должности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей и управляющего Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Республике Армения. 4. Преосвященному архиепископу Леониду быть викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Клинский», с пребыванием в Москве. 5. Преосвященным Владикавказским и Аланским, священноархимандритом Аланского Успенского мужского монастыря селения Хидикус Алагирского района Республики Северная Осетия быть архимандриту Герасиму (Шевцову) с освобождением его от должности заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. 6. Место наречения и хиротонии архимандрита Герасима (Шевцова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующие указы.   ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5837975...

Посещение Оптиной Пустыни Киевским митрополитом и внимание, оказанное им оптинскому настоятелю и Старцу, имели для обители благотворные последствия, так как преосвященный Николай стал несколько менее доверять толкам Старцевых недоброжелателей. Однако в этот раз он сурово отнесся к о. Леониду. Когда Старец подошел к Владыке принять благословение, он проговорил: «А ты, дерзкий старичишка, так осмелился занять митрополита!» – «Да что же мне было делать? – ответил Старец; – ведь он сам для сего меня вызвал. Это все видели. Да и Вы, святый Владыко, сами видели это». – «Видел! Ну видел; а ты не хотел видеть, что здесь ваш епархиальный архиерей, и при всех кощунничаешь». – «Будьте милостивы, преосвященнейший Владыко! Здесь не было ни места, ни времени для кощунства. Да притом же я хорошо знаю, что это великий грех». – «Замолчи, а то я тебя упрячу»... – «Ваша власть», – ответил Старец. Противники торжествовали, а почему, и сами того не знали. Для учеников же Старцевых в то время были горькия минуты. Но сам великодушный Старец в спокойном духе возвратился в свою келлию и их же должен был утешать, смущенных таким поступком архипастыря. Несмотря, однако, на такое грозное замечание Владыки, по времени стеснительное положение Старца, по-видимому, стало несколько улучшаться. Для успокоения его еще летом 1836 г., проживавший в монастыре благочестивый помещик Алексей Иванович Желябужский выстроил особый деревянный корпус, в котором определил для себя и для Старца помещения, каждое в четыре комнаты. Этот незабвенный благотворитель Оптиной Пустыни был духовно привержен к о. Леониду и им любим взаимно. Они всегда вместе читывали Божественное Писание и отправляли молитвенные правила с помощью келейников Старца и некоторых других братий, приходивших к нему для вопрошения о своих помыслах. – В этот новоустроенный со всеми удобствами корпус Старец и перешел в свое время. Запрещение же принимать народ все еще тяготело над ним. Заметим здесь, что корпус, о котором сейчас говорено было, стоит около восточных монастырских ворот, ведущих в Скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010