791 Свидетельством того, какою враждою к православной церкви заражено было в то время мое сердце, может служить следующее обстоятельство: на 4-м году моей уединенной жизни вошел я в сношение с довольно известным в то время раскольничьим лжеучителем, беглым казаком Косьмою Трофимовым, укрывавшимся в земляной пещере в посаде Лужках. Этот Косьма, впоследствии Конон, епископ Новозыбковский, взят правительством и содержался в Суздальско-Спасском монастыре. Он сообщил мне своего сочинения тетрадку, содержавшую нечестивое толкование 11-й и 12-й главы 3-й книги Ездры (о видении орла), применительно к судьбе Православной церкви и Русского государства; сочинение это пришлось мне совершенно по сердцу, так что я несколько раз переписывал его собственноручно во многих экземплярах, о чем горько сожалел впоследствии и сожалею доселе. 797 Об обстоятельствах болезни и кончины цесаревича см. письма м. Филарета к наместнику Лавры, арх. Антонию, т. IV, 15801584. 800 Карл Карлович, проф. археологии и истории искусств в Моск. университете, † 13 августа 1883 г. 807 Воспоминания о Екатерининской пустыни И. Шевелкина в Душ. чт. 1865 г. ч. III, стр. 89–98 и 131–140. 810 Константин Петрович, ныне Обер-Прокурор Св. Синода: в то время был обер-прокурором 8-го москов. департамента сената и проф. гражданск. права в Моск, университете. 815 Архиеп. Полоцкий (16231633); до 1623 писал против униатов, а потом за них. См. о нем стат. Елеонского в Правосл. обозр. 1861 г. V, 6, стр. 111–150; 7, 270–298; 8, 422–454. 818 До 1862 г. французский аббат. По переходе в православие протоиерей прав. церкви в Париже. За многочисленные сочинения в защиту правосл. церкви удостоен, по присуждению конференции Московской Духовной Академии, степени доктора богословия; † 1892г. 822 Игуменья Флавиана – из казначей Московского Алексеевского монастыря. С нею из этого же монастыря отправились в 1864 г. в Вильну около 15-ти монахинь и послушниц. 823 Накануне, т.е. 18-го числа владыка писал, между прочим, преосвященному Леониду:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

905 Дух. Регл. 4 76; II. С. Зак. VI, 3973; ср. П. С. П. и Р. П, 532, стр. 176. В инструкции Митрофана Слотвинского, Тверского архиеп. (t 1752) читаем: «Всякого чина людем в духовенстве быть у приходских местных священников, а у безместных впредь во исповеди не быть». Алмазов, II, 376. 910 П. С. Зак. VI, 4022, п. 15. Донесшему на такую проделку раскольника и попа выдавалось в награду половина или треть взятого именья раскольника. Там же, п. 16. Доносы церковников на попов, укрывающих раскольников поощрялись тем, что их производили в священники, «ежели во священство достоин». П. С. Зак. VI, 4009, п. 26. 914 П. С. Зак. VI, 4009, п. 10; П. С. П. и P. II, 454, стр. 107. Антоний, митр. Тобольский, доносил, что в его епархии «потаенные раскольники, аще у исповеди и бывают, но многие, Бог вестъ, в правду или ложно исповедь исполняют, ибо тяжкие зело надежи от Содома и Гоморры... на себя доносят, в чем де духовным не меньшая трудность, удостояти ли приобщения или ни». Синод Повторил свое определение с замечанием, чтобы духовные отцы увещевали таких людей – не возводить на себя небывалых грехов. Опис. док. и дел Св. Син. II, 11, 150; П. С. П. и Р. III, 1117, п. 1, стр. 196–199. 919 В каком расстройстве была покаяльная семья XVII в. среди низших классов, об этом приходилось упоминать выше: стр. 62 – 63; 66–68. 920 В духовной Димитрия Донского читается: «А писал есмъ сю грамоту перед своими отци перед игуменом перед Сергием, перед игуменом Савостьяном». С. Г. Гр, и Д. I, 34. На этом основании арх. Леонид признает преподобного Сергия Радонежского и игумена Севастьяна духовниками в. кн. Димитрия. Аналогичный текст в духовной кн. Владимира Андреевича Серпуховского (С. Г. Гр. и Д. I, 40) дает арх. Леониду основание признать духовником названного князя преп. Никона Радонежского и иг. Савву Спасского. Леонид, Духовники великих князей и царей Московских всея России. Чт. О. И. и др. 1876, I, 216–218. Но духовники в духовных завещаниях именуются обычно «духовными» или «душевными отцами», а не «отцами» просто. Поэтому мнение арх. Леонида нуждается в подтверждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

954 Серафиме Протопопове, см. о нем том III Хроники по указателю; он лишь 2 Октября 1874 г. переведфн был в Ригу. 955 Феоктисту Попову † архиеп. Рязанским 2 Декабря 1894 г.; с октября (7-го) 1874 г. был переведен в Симбирск. 956 Князь Влад. Андр. Долгоруков, † 21 Июня 1891 г.: слух не оправдался и до самой смерти он занимал этот пост. 964 См. Описание кончины и погребения Филарета, еп. Нижегородского, в Нижегородск. Епарх. Вед. 1873 г., стр. 9 и след. 990 Ивановича, вышеупоминаемого, профессора Академии. Имеется в виду его статья: О трудах архимандрита Михаила, 1873 г., 1-е полугодие, стр. 289–310 и ; 4, 658–693. 991 Димитрия Феодоровича, † протоиереем церкви свят. Николая в Толмачах в Москве 3 декабря 1901 г. 999 Толстой, бывший обер-прокурор Св. Синода (1856–1862 г.), см. о нем т. II и III Хроники по указателям. 1005 Книга озаглавлена так: «Пятидесятилетний Юбилей Высокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Киевского и Галицкого, и проч. Киев, 1873 г. Книга эта напечатана под наблюдением профессора Академии В. Ф. Певницкого . 1009 Стр. 21. Но эта уступка, столь приятная для белого духовенства, не была одобрена покойным Московским Митрополитом Филаретом, не одобрялась первенствующим Членом Св. Синода Новгородским Митрополитом Исидором и досточтимым преемником Митр. Арсения Высокопреосвященным Митрополитом Филофеем. Примечание Высокопр. Саввы. 1010 † 28 Ноября 1876 г. См. о нем Русский Архив, ч. III, стр. 373–384, и Вятские Епарх. Ведомости 1892 г., стр. 667 и сл. 1024 Не так поступил с документами, относящимися к пятидесятилетнему юбилейному торжеству своему (5-го авг. 1867 г.), в Бозе почивший Владыка Московский, митрополит Филарет. Вот что писал он по этому поводу к своему Викарию преосвящ. Леониду от 18 авг. 1867 года: «У меня составляется Записка о 5-м дне августа, которая представляет его как он был. Но естьли бы в ней поместить все письма и адресы полученные в сей день, это была бы книга. Итак надобно было устранить обилие милостивых слов, выписать только дело, и поставить выписку в порядке: и это, по множеству материалов, потребовало бы много времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1843-1848 гг. Новгородской епархией управлял митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Антоний (Рафальский) , к-рый дважды посетил Новгородскую губ.: в сент. 1843 г. на 20 дней и летом 1845 г., прожив там около месяца. Он добился выделения свыше 10 тыс. р. на пособие сверхштатным священно- и церковнослужителям сельских церквей епархии, которые остались вне штата или были лишены средств к существованию. По его указанию были приведены в «безопасный вид» древние и ветхие церкви Новгорода - всего 14 храмов, из которых 5 (располагавшаяся близ Новгорода Успения Пресв. Богородицы, ап. Иакова на Яковлеве ул., Димитрия Солунского на Дослане ул., ц. Иоанна Предтечи бывш. Росткина монастыря и находившаяся «в совершенных развалинах» ц. Всемилостивого Спаса) в 1846-1848 гг. были разобраны. В связи с болезнью митрополита в июле 1848 г. по предложению обер-прокурора Синода Н. А. Протасова решение дел по духовно-учебным заведениям Новгородской епархии было передано еп. Старорусскому Леониду. 4 нояб. 1848 г. указом имп. Николая I на Новгородскую кафедру назначен архиеп. Никанор (Клементьевский) , за митр. Антонием была оставлена С.-Петербургская епархия, однако за то время, пока архиепископ ехал из Варшавы, скончался митр. Антоний, и 20 нояб. 1848 г. Никанор был определен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. По офиц. данным, митр. Никанор находился в Новгородской губ. месяц в 1849 г., по 2 месяца в 1851 и 1852 гг., летом 1856 г. На протяжении всего своего управления он вел активную переписку с викариями, внимательно следил за епархиальными делами. После смерти митр. Никанора 17 сент. 1856 г. Новгородской епархией до назначения его преемника 1 окт. того же года по причине отсутствия викария руководила Новгородская духовная консистория. В 1856-1860 гг. Новгородская епархия находилась под упр. митр. Григория (Постникова) . Практически каждый год митрополит приезжал в Новгородскую губ. для обозрения церквей и мон-рей и проводил там около 3 месяцев. В 1858 г. в Званке, согласно завещанию вдовы Г. Р. Державина - Дарьи Алексеевны (урожд. Дьякова; 1767-1842), были начаты работы по устройству жен. мон-ря и уч-ща. В дек. того же года в Синоде был рассмотрен предложенный митрополитом проект устройства в бывш. имении гр. А. А. Аракчеева в с. Грузине Новгородского у. миссионерского ин-та (не реализован). После смерти митр. Григория епархией в июне-июле 1860 г. временно управлял еп. Старорусский Евфимий (Беликов).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В день Сретения Господня, 2-го числа, совершил я первую литургию в Кафедральном соборе. Пение здешних певчих на первый раз мне не совсем понравилось; строй пения совсем иной, нежели в Витебске. Но хор здесь вдвое почти больше Витебского, и некоторые голоса очень хороши; при этих голосах со временем надеюсь устроить хорошее пение. Помещение мое очень обширно и удобно. Особенное преимущество его пред Витебским состоит в том, что покои очень высоки и воздуху много; но нет в доме ни одного живого цветка; а цветы составляют немалое украшение комнат и способствуют к очищению и освежению воздуха». Но с письмом этим случилась пренеприятная история: оно не было получено в Витебске, и вот по какой причине. Я посылал письмо вместе с посылкой, и потому вложил оное в пакет не штемпельный, рассчитывая, что оно будет оплачено на почте; между тем письмоводитель, которому поручена была отсылка письма и посылки, письмо вложил в почтовый ящик, не положивши на нем марки, и потому оно осталось неотосланным и, вероятно, уничтожено. Но Павел Яковлевич, получивши мою посылку с брошюрами и не получая от меня письма, был этим недоволен, тем более что прочие лица, коим я также писал, получили своевременно мои письма. 14-го ч. писал я в Москву Преосвященному Леониду: «В лице Вашего Преосвященства приношу всей Москве мою искреннейшую, сердечную благодарность за оказанное мне истинно-родственное радушие и гостеприимство. Такого приема, какой мне оказан Москвой, я не мог и ожидать. —70— 1875 г. Да воздаст ей велико даровитый Господь за вся, яже ми воздала она как в последний мой приезд, так и во все время моего пребывания на Полоцкой кафедре! Напутствованный Вашей братской любовью и Вашей молитвой пред престолом Вашего домового святилища, я благополучно совершил путь от Москвы до Харькова. 28-го ч., в 3 часа пополудни, я прибыл в богоспасаемый град Харьков, где на станции железной дороги встречен был городскими властями, духовными и светскими. Я не буду изображать Вам подробно мое вступление на новую кафедру: оно описано в «Харьковских Епархиальных Ведомостях», которые я велел высылать Вашему Преосвященству, и где Вы изволите прочитать это описание. Но я буду описывать Вам то, чего нет в газетах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В заключение размещаю здесь стихотворение, памяти Леонида Донатовича, написанное мною на сороковой день его преставления («Леонид наш умер, 40 дней тому…» слегка подправил его). Написано оно – как и сам он часто писал стихи и статьи, тогда ещё каждый день ехав в метро на встречу с Хоругвеносцами, – прямо в вагоне, на перегоне между станциями, по ходу движения поезда… Леонид наш умер, вот уж год тому… Но никуда он не «ушёл от нас», Ведь умер это – мера – море – грань! – Вот, что означает слово это: переход. Но Духом он по-прежнему средь нас, Он жив, он Живый во Христе. Мы вместе, как сказал поэт, Мы рядом – снова все в строю Идем с Хоругвями по граду (на холме) И впереди – Голгофа, – Господа Христа… Что заповедано – дай, Боже, совершить, Отечество спасти и душу не сгубить. Вечная память великому Русскому Православному человеку и Вечная слава Русско-Сербскому воину, поэту, писателю и трибуну, литератору и публицисту. Главе Союза православных Хоругвеносцев, председателю Союза Православных Братств, предводителю Савеза Православних Бapjakmapa, Представителю в России Србского Друштва Старих Требишан-Оногоштов и Ордена побежденного дракона во имя Святого Георгия Победоносца – Воину Христову, душу свою положившего за други своя – Леониду Донатовичу Симоновичу-Никшичу! Упокой, Господи, душу усопшего воина Твоего Леонида, и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и его молитвами спаси и помилуй нас, грешных, яко Благ и Человеколюбец Бог Еси и Тебе Славу возсылаем, во Святей Троице единому, славимому и поклоняемому Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси нас! Святии Царственнии Мученицы, молите Бога о нас! Святии Новомученицы и Исповедницы Росийстии, молите Бога о нас! Вси Святии в Земле Русской просиявшия и Вси Святии от века Богу угодившия, молите Бога о нас, да спасемся вашими молитвами! Православ i е или Смерть! 17/30 марта 2023. Четверок Великого канона – 18/31 марта 2023. Свт. Кирилла архиеп. Иерусалимского, Алексия человека Божия (411), Макария игум.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/11/go...

Владыка не служил ныне. Хотел он приехать (буквально из своих комнат до собора) к молебну, но во время обедни вероятно ради проливного дождя отложил. Служил молебен —173— в домовой инспектор; обедню – один чередной. Парфений говорит, что Владыка нынешний год слабее прошлого, слабы особенно ноги, не может простоять часу, но сидя и лежа заниматься легко может. Катков писал к Леониду, чтобы сохранили все подробности празднования 50-летия святителя. 1867 г. августа 31-го. Митрополит получил приветствие от всех архиереев русских, кроме Иркутского. Из Англии еще прислал Силозбюрийский епископ, из Греции митрополит Афинский и Корцирский. Вчера мы праздновали именины ректора и при сем 35-летие его службы, совершившееся 29-го числа. На именины приехал Савва, который выпросил себе отсрочку. После обеда пробирали Савву за его отчет о знании богословия. Говорит 1) это недоразумение вышло 2) он на словах сказал Владыке, который хотя и сказал, чтобы это было написано, но Савва не ожидал, что донесено будет Синоду. Савва много насбирал себе риз, икон, даже иконостасов, не мало и денег. Остался в Москве, чтобы дождаться приезда из Нижнего некоторых купцов. Но по газетным известиям ярмарка идет плохо. Недавно наткнулся я на известие что Савва Вишерский фамилии Бороздин был родной брат Феодора Челея, от которого пошли Челеевы. Митрополиту прислали перевод, на греческий язык Шотландской литургии. Александр Васильевич , которому митрополит подарил этот экземпляр, говорит, что хороша литургия, догматические выражения сдержанны, точны. 1867 г. сентября 4-го. Вот буквально слова из письма Лаврова: о. Хрисанф спрашивает меня о том, в каком положении находится дело рассмотрения Догматического Богословия преосвященного Платона, препровожденного в нашу академию. И на мое незнание об этом деле заметил: разве мне побудить комитет вытребовать рукопись поскорее, хотя бы и не рассмотренную; ведь, во всяком случае, я же буду её читать, – будет ли она рассмотрена или не будет. «Не пригодится ли для чего-либо это сведение». Лавров писал к о. ректору: инспектор по обычаю спутал и передал мне не точно. Как видите тут вопроса —174— и запроса нет. Не переписавшись с вами, не узнав, не произошло ли какого-либо движения в вашей рукописи по вашему желанию и притом давать положительный ответ инспектору я остерегся. После я узнал, что письмо писано ректору, что в конференцию ничего не присылали подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вторая мировая война нанесла огромный урон муз. русскому наследию, в т. ч. и нотному делу рус. зарубежья. Попытки обеспечить заграничные хоры церковными нотами были сделаны сразу после войны в лагерях для перемещенных лиц на территории Австрии и Германии. Так, в лагере Парш (Зальцбург) в 1951-1953 гг. в приложении к еженедельной малотиражной газ. «Луч» помещались отпечатанные на ротаторе ноты из серии «Церковно-хоровая библиотека», подготовленные Гарднером. В 1947 г. в лагере г. Херсбрукк в Германии прот. Николаем Веглайсом по благословению еп. Рижского Иоанна (Гарклава) был издан сб. «Песнопения всенощного бдения», положивший начало самому продолжительному нотно-издательскому проекту рус. зарубежья - серии «Нотная библиотека православного христианина». Прот. Н. Веглайс начал заниматься изданием церковных нот с 1935 г., когда служил диаконом в рижском соборе Рождества Христова. В 1949 г. он переехал в США, в 1952-1992 гг. являлся настоятелем ц. св. Иоанна Богослова в Беркли (шт. Калифорния) (Американская Православная Церковь), где издавал «двумесячный» (выходил раз в 2 месяца) духовно-просветительный ж. «По стопам Христа» с нотными листками (как правило, 1-2 композиции, затем выходившие отдельными оттисками). Издавались и муз. сборники, включавшие от 4 до 30 песнопений: «авторские» (т. е. посвященные музыке к.-л. одного композитора) или содержащие репертуар отдельных служб («Богослужение в дни Св. Пасхи», «Великая суббота. Песнопения всенощной и литургии» и т. д.). Основная часть композиций, опубликованных прот. Николаем, принадлежала рус. эмигрантам, преимущественно проживавшим в Калифорнии: Ф. И. Рудикову , И. А. Колчину , С. Д. Игнатьеву, М. С. Константинову , В. Н. Преображенской, прот. Леониду Гладкову, П. Ф. Распопову и др. Из шт. Пенсильвания поступали композиции А. Свана и Б. А. Калишевича, из Германии - Гарднера, из Финляндии - Красностовского и т. д. Были и посмертные публикации, напр. А. С. Ильяшенко (Бельгия), герц. Николая Николаевича Лейхтенбергского-мл. (Германия), архиеп. Гавриила (Чепура) (Сербия) и др. Нередко ноты сопровождались краткими справками о композиторах, материалами по вопросам церковного пения. Последний известный каталог изд-ва за 1978 г. содержал 221 позицию. Хотя издания выходили редко (по неск. номеров в год), общий объем нотной продукции, изданной в течение 31 года, достаточно представителен: благодаря изд-ву прот. Н. Веглайса сохранился целый пласт эмигрантского духовно-муз. наследия, в т. ч. композиции малоизвестных авторов.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Другое дело, культурно-национальная автономия» ( Павлиашвили. 2000. С. 14-15). Т. о., считают груз. исследователи, светскими властями было узаконено существование на территории Грузии 2 независимых Церквей, о чем 30 марта 1917 г. в Тифлис была направлена телеграмма за подписью министра Временного правительства, обер-прокурора кн. Львова, 8 министров и управляющего делами Временного правительства В. Д. Набокова (ЦГИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 113; Грузия. 1917. 319. С. 4; Егоров. 1917. С. 17-18). Закавказский комиссариат положительно отнесся к решению Синода и Временного правительства и призвал груз. духовенство к покорности. Однако груз. сторона вновь обращалась в Святейший Синод, к главам Временного правительства кн. Г. Е. Львову и Гос. думы М. В. Родзянко. В апр. 1917 г. Синод направил в Грузию для изучения церковного вопроса на месте проф. С.-Петербургского ун-та В. Н. Бенешевича, к-рый представил Гурийско-Мингрельскому еп. Леониду (Окропиридзе) декларацию о соблюдении принципа экстерриториальности ГПЦ (Сакартвело. 1917. 851. С. 1). В новом составе Святейший Синод под председательством архиеп. Платона, вскоре возведенного в сан митрополита, попытался наладить отношения с Львовым и правительством. 29 апр. 1917 г. Синод опубликовал обращение к клиру и пастве «О мероприятиях высшей церковной власти в связи с предстоящим созывом Всероссийского Поместного Собора и спешным проведением в жизнь некоторых изменений в области церковного управления», где сообщалось о созыве Поместного Собора Российской Православной Церкви (см. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. ), на к-ром должны были быть решены все остро стоящие церковные вопросы, в т. ч. и о Церкви в Грузии. 25 мая 1917 г. на очередном заседании учрежденного 22 марта Исполнительного комитета рус. духовенства и паствы обсуждались вопросы о защите правовых и материальных интересов РПЦ в Закавказье, об отношении рус. паствы в Закавказье к гос-ву, а также о защите закавк. Православия от др. религий и сектантских направлений.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Желательно, чтобы и прочие записки, какие остались после него, были изданы в печати, как дорогие материалы для его биографии, которая рано или поздно должна же быть кем-либо составлена. Подумайте об этом и посоветуйтесь с своими. Как хорошо Вы сделали, что напечатали стихи покойного: „Рождественская ночь“! Мне никогда не случалось читать его стихотворений. Александр Васильевич 1530 хотел приехать ко мне и привести письма митрополита Филарета к преосвящ. Леониду 1531 , для прочтения и изъяснения оных; но не приводит в исполнение своего намерения; напомните ему, при свидании, об этом. Мир душе вашей и Божие благословение!“ В упоминаемых письмах, как в волшебном фонаре, представляется ярославская жизнь моего доброго друга, преосвящ. Леонида; быстро и без строгой последовательности сменяются картины его ежедневной жизни; ни для какого дела, ни для какого занятия нет точного, определённого времени. Нет определённого часа ни для молитвы, ни для занятий епархиальными делами, ни для приёмов и —122— 1880 г. выездов, ни для принятия пищи, ни для отдыха. При таком порядке, или, точнее, беспорядке жизни можно ли сохранить здоровье, как бы оно крепко ни было? Удивительно ли после сего, что мой возлюбленный брат, и прежде не отличавшийся регулярностью жизни, так скоро окончательно расстроил своё здоровье и преждевременно сошёл в могилу!.. 17-го числа получено мной письмо из Москвы от Настоятеля Единоверческого монастыря, архим. Павла (Прусского) след. содержания: „Препровождая при сём к Вашему Преосвященству вышедшую в печати в двух частях книгу 1532 моих бесед и воспоминаний нижайше прошу Вас, милостивый Архипастырь, благосклонно принять и потрудившемуся преподать Ваше святительское благословение“. На это отвечал я от —21—го числа: „Получив две книги ваших душеполезных трудов, приятным долгом поставляю принести Вам за этот, интересный для меня, подарок мою искреннюю благодарность. Когда, рано или поздно, предпримете путь в Петров град, не мините меня; мимоездом посетите меня на новоселье.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010