Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1915/1916 учебном году//Богословский вестник. 1916. 10/11/12. – С. 7 (5-я пагин.).   Волков Сергей.  Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. С. 113.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.).   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.).   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 9 июня 1914 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 17 ноября 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 27 октября 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий),  архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г.   Иларион (Троицкий),  архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.).   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г.   Иларион (Троицкий),  архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 6 апреля 1914 г.//Архив А.В. Никитского.  См., напр.:  Дамаскин (Орловский),  игумен. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии//  Дамаскин (Орловский),  игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. С. 391, 393;  Голубцов Сергий,  протодиакон. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий). С. 116.

http://pravoslavie.ru/67049.html

[vii] Августин Гиппонский, блж. Исповедь 11:18:26. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2012. С. 401-402. [ix] Григорий Синаит, преп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами//Творения. М., 1999. С. 17. [x] Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том I. М.: Паломник, 2006. С. 247. [xii] Лука Войно-Ясенецкий, свт. Дух, душа и тело. Гл. 3. Мозг и дух. Дух в природе.//Избранные творения. М.: Сибирская благозвонница, 2010. С. 598. [xv] Аскольдов С. А. Время и его преодоление.//Мысль. Журнал петербургского философского общества. Вып. 3. Петербург, 1922. С. 14-15. [xx] Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма святителя Игнатия к некоему иноку Леониду, озаглавленные: «к брату, занимающемуся умною молитвою». Письмо 8//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том VII. М.: Паломник, 2007. С. 511. [xxi] Максим Исповедник, преп. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. 1:9//Творения. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993. С. 216. [xxii] Игнатий (Брянчанинов), свт., Письма святителя Игнатия к некоему иноку Леониду, озаглавленные: «к брату, занимающемуся умною молитвою». Письмо 8//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том VII. М.: Паломник, 2007. С. 511-512. [xxiii]    Максим Исповедник, преп. Главы о любви. Сот. 3:23//Творения. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993. С. 123. [xxviii] см. Игнатий (Брянчанинов), свт., Письма святителя Игнатия к некоему иноку Леониду, озаглавленные: «к брату, занимающемуся умною молитвою». Письмо 9//Полное собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том VII. М.: Паломник, 2007. С. 512-513. Святитель пишет о видении несколько прикровенно и даже называет его в конце письма «мечтой», однако это не могло быть ни мечтой, ни фантазией, решительным противником которых святитель всегда был. Это не могло быть даже неким размышлением на библейскую тему, ибо из письма видно, что святитель до последнего момента не знал, где находится.

http://bogoslov.ru/article/4868962

Глава 7. Переход иеромонаха о. Макария (Иванова) из Площанской пустыни в Оптинский скит ради сожительства с старцем о. Леонидом. Их взаимные отношения; единомыслие и единомудренность обоих старцев в отношении к их духовным детям. Влияние старца о. Леонида на посторонние обители мужские и женские Сейчас мы встретились с именем только что прибывшего из Площанской пустыни в Оптинский скит на жительство иеромонаха о. Макария (Иванова) . О нем по ходу времени и скажем несколько слов. Отец Макарий, как упомянуто выше, монах-подвижник, давно уже был в самых близких отношениях с старцем о. Леонидом, проведшим полугодичное время в Площанской пустыни, продолжая духовное общение с ним и по отбытии его в Скит, посредством переписки. И хотя о. Макарий очень любил Площанскую пустынь и, может быть, никогда бы не расстался с ней, но его пламенная любовь к старцу о. Леониду, мужу облагодатствованному, с высоким даром духовного рассуждения, а кроме сего еще и неприятные, несродные его духу обстоятельства побуждали его решиться навсегда проститься с своим родным гнездом, где он провел много лет и возродился духовно. Известно, что о. Макарий при своей склонности к жизни подвижнической не имел способности и влечения к делам хозяйственным. Между тем в 1831 году по распоряжению епархиального начальства он одновременно назначен был членом двух комитетов, – по перестройке Севского училищного корпуса и по построению вокруг Севского женского монастыря каменной ограды. Заскучал он этим несродным его духу занятием, выражаясь в письме к старцу о. Леониду так: «Завязался комитетами». Мало того, – в октябре того же года Орловский преосвященный Никодим, отправляясь на чреду в Св. Синод, неожиданно для о. Макария вызвал его в Орел и взял с собой в С.-Петербург в должности казначея и эконома, в каковой он и пробыл почти целый год, до 21-го октября 1832 г. По пути из Орла в С.-Петербург о. Макарий имел утешение заехать в Оптину Пустынь (находившуюся в полуверсте от большого Киевского тракта) повидаться и проститься, а кстати и посоветоваться с своим духовным наставником и другом, старцем о. Леонидом. По прибытии же в столицу он вскорости со скорбию писал к Старцу: «Вижу себя весьма неспособным к распоряжению по части экономической, а паче когда все еще неустроено. И что будет далее со мной, не знаю; но буди воля Божия!» В дальнейших же своих письмах из Петербурга к старцу о. Леониду о. Макарий постоянно выражал скорбь души своей о лишении пустынного жительства и о тяжести постоянного пребывания в молве и попечениях града, столь несогласных с его душевным устроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Сказав это, о. Федул перевел дух и посмотрел на меня, как бы говоря: понял, уче-ный?! Я не понял. – Чудо не чудо, а и чуду не уступит. У нас каждого к делу приставляют, на послушание. Да мужички у нас больше земельку знают, а по мастерству уж Господь наводит. Вот и о. Леонид, в кузнице был. То был литейщик, а тут и возревновал. Пошел к о. игумену и говорит: «мало мне работы в литейной, благослови, отче игумен, в кузнице поработать». О. Дамаскин и благословил: «только не возгордись!» — сказал. А тут и привезли этот самый колокол из Питера, ввезли на гору, поставили у часовни. Надо его теперь пока на столбы привесить, собор и не начинали класть еще. А хозяин кузницы заболел, в больнице лежал. Вот игумен Дамаскин и посылает казначея к о. Леониду: «возвести ему, чтобы сковал восемь хомутов, колокол чтобы на столбах держали… он у меня сам на это напросился». Пошел казначей к о. Леониду и возвестил. А тот только гвоздочки ковал, учился. Убоялся, заплакал: «не смею такое послушание принять… не токмо что ковать хомуты, а видать-то не видал, каки и хомуты бывают». А колокол бо-льшие деньги стоит, — ну, сорвется с плохих хомутов… какой разор-то! Ну, возвестил казначей игумену. «Иди, говорит игумен, возвести о. Леониду, благословляю я его». О. Леонид в но-ги казначею, слезами обливается… — «не могу послушания принять, недостоин я!» Ну, опять благословил его батюшка Дамаскин: «иди и возвести: сам возревновал, пусть и орудует… благословляю я его, скует хомуты. Господь поможет!» И что же думаете!.. — воззрился на нас о. Федул, — просветление на него нашло, сам рассказывал, — такие-то расчудесные хомуты сковал..! Самые мастера потом дивились. Под нами вились стрижи, кружились округ крестов, влетали в просветы колокольни. Мы поднялись на последний ярус. – На скиты-то гляньте, где наши схимонахи обретаются, в лесах живут, как звери полевые, хвалу Господу воздают. – И молчат?.. – И молчат… а что? Потому — воли отсечение. Молчи — и молчит. В Предтеченском скиту схимонах Василиск другой год молчит. И больше промолчит… и со-рок лет промолчит! Сколько благословит игумен — до срока и молчать будет, и в радость ему это. А слыхали про схимонаха Иоанна, на острову жил? Любил он, как я вот, грешник, с добрым человеком поговорить. А у батюшки Дамаскина покойного все на виду. И задумал послушание его испытать. Призвал — и говорит: «считай себя недостойным с людьми говорить, молчи! разрешаю тебе с Господом беседовать, да, когда придется, со мной али с духовником». До 14 лет так-то! А потом, чтобы смирение его пуще испытать, и возвестил: «недостоин ты такой подвиг нести… говори, как и обычно». И заговорил, и не возроптал. Ну, а у вас есть такие?

http://predanie.ru/book/69587-staryy-val...

Написал об этом сейчас Леониду Дмитриевичу, чтобы он реабилитировал меня. Получил сегодня от Леонида Дмитриевича текст 62 и 119 статей, по которым мы привлекаемся. Статьи ужасны. 62 – влечет высшую меру наказания с конфискацией всего имущества; допускает при смягчающих обстоятельствах понижение до 5 лет строгой изоляции с конфискацией. При неосведомленности участника о конечных целях – 3 года. 119 статья – тоже высшая мера при военной обстановке, а иначе 3 года, или при неустановленности контрреволюционной цели – 1 год. Узнал и точную резолюцию Патриарха на доклады Введенского, Красницкого и Белкова об образовании ВЦУ и о современном положении Церкви. Она такова: “6/19 мая 1922 г. Поручается поименованным лицам принять и передать Высокопреосв. Агафангелу (Преображенский. – Л.А. ) синодские дела при участии секретаря Нумерова, а по Московской епархии – Преосв. Иннокентию (Летяев. – Л.А. ) еп. Клинскому, а до его прибытия Пр. Леониду (Скобеев. – Л.А. ), еп. Верненскому при участии столоначальника Невского. Патриарх Тихон”. Написал сейчас письма Леониду Дмитриевичу, И.П.Щербову и жене. Настроение к вечеру пониженное. Что Господь даст! 29 мая/11 июня 1922 г. Воскресенье. Около 10 часов утра. Вчера был первый день суда, возвратились поздно, уставшие, и я, наскоро позакусив, уснул, отложив запись на сегодня. Официально суд назначен был в 3 часа дня; начался еще позднее, а между тем нас направили из тюрьмы (пешком, под конвоем) в 10 часов утра. Погода прекрасная, шли тихо (из-за сердечной болезни о. Союзова). По пути иные незнакомые кланялись, иные крестились, иные грустно качали головой, иные даже плакали. На площади перед зданием бывшего Дворянского собрания уже собралась порядочная толпа, встретившая нас цветами, подарками (мне передали цветы и булку). Шум, плач. Увидел нескольких своих прихожан и взволновался. Провели в общую. Там уже Митрополит и Преосв. Венедикт, которых привезли в автомобиле. Поздоровались. Несколько поговорили. Стали подходить из других тюрем, с “воли”. В конце концов, набралась целая комната. Юрий Петрович оброс бородой, о. Леонид похудел. Получилась какая-то толкучка в течение нескольких часов. Накурили массу. Батюшки себя как-то распущенно иные держали. Разговоры - кто о чем; наиболее близкие к Правлению – о делах. Около митрополита и Венедикта Парийский, Зинкевич, тут же Бычков и иные. Разговоры больше мелкого, сплетнического характера, все о Введенском, об отношении толпы к епископу Алексию, сплошное осуждение его и Либина, советовавшего ему. Словом, разговоры все будирующего узкого характера, и совсем не видно мысли о том, как эту кашу лучше бы и возможно безболезненнее расхлебать...

http://bogoslov.ru/article/1414241

Глава VII. Духовное возрастание о. Амвросия в Оптиной Пустыни под руководством старцев о. Леонида и о. Макария Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. ( Пс. 39, 2 – 4 ). Сеющии слезами, радостию пожнут. ( Пс. 125, 5 ). После сделанного нами необходимого отступления возвратимся снова к давно уже нами покинутому нашему путешественнику. По песчаной, тяжелой Белевской дороге медленно подвигался Александр Михайлович к Оптиной пустыни, радуясь своему освобождению от уз мира и призывая благословение Божие на начало новой жизни. Вот уже на темной зелени густого бора показались белые стены, синие со звездами главы и золотые кресты обители. Было воскресенье 8 октября 1839 года. В Оптиной пустыни шла поздняя литургия. Оставив своего извозчика на гостином дворе, Александр Михайлович направился в церковь , а по окончании богослужения пошел вместе с другими богомольцами к старцу о. Леониду, жившему тогда в монастыре. Первое впечатление от старца было у него неблагоприятное. «Пришел я к старцу, говорил он впоследствии, – вижу, сидит старец на кровати, сам тучный, и все шутит и смеется с окружающим его народом. Мне это на первый раз не понравилось». От старца Александр Михайлович отправился к игумену о. Моисею. Тот спросил его, понравился ли ему старец. Александр Михайлович ответил о. игумену, что у старца много народа, а о том, что старец не понравился, промолчал. Скоро, однако, его отношение к о. Леониду изменилось. В тот же день или на следующий пришлось ему увидеть, как к о. Леониду шел скитский иеросхимонах Иоанн. Его только что постригли в схиму. Лицо у него было светлое, ангельское. Он очень понравился Александру Михайловичу, и он пошел вслед за схимником к старцу. Пришедши в келлию о. Леонида, схимник поклонился ему в ноги и стал говорить: «Вот, батюшка, я сшил себе новый подрясник, – благословите носить его». Старец отвечал: «Разве так делают? Прежде благословляются сшить, а потом носят. Теперь же, когда уже сшил, так носи – не рубить же его!» Наблюдая эту сцену, Александр Михайлович , как он потом рассказывал, понял, в чем тут дело, понял и духовную высоту о. Леонида, и смирение схимника, и с этой минуты сам полюбил старца и захотел вручить ему себя для духовного воспитания, уверившись, что путь, которым поведет его старец, приведет его к истинному, вечному благу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Рассказы прочих Оптинских братий    «Будучи еще послушником, — рассказывал иеросхимонах Феодот, — однажды, стоя с другими на коленях пред старцем отцом Леонидом, я увлекся помыслами и стал размышлять, что вот такой-то монах, который хорошо понимал экономическую часть, годился бы в настоятели. Только что я это подумал, как вдруг старец довольно сильно ударил меня по щеке со словами: «Не в свое дело лезешь! Ты не знаешь, что это за человек». Нужно заметить, что монах, о котором так подумал отец Феодот, впоследствии вышел из Оптиной пустыни, переменил много монастырей, а в настоятели все-таки не попал».    «Вошел однажды к старцу отцу Леониду молодой послушник Иоанн, поклонился ему в ноги и стал пред ним в очень смиренном положении. Старец, посмотрев на него и грозясь пальцем, промолвил: «Ох, Ванюшка, не перед добром ты смиряешься». Слова эти, заключая в себе предвестие, в то же время могли послужить предостережением для Иоанна, если бы он захотел вразумиться ими. Но как он оставил слова старца без внимания, то на другой же день и впал в неприличный монашескому званию проступок».    «Новоначальный брат оскорбил старого монаха, и оба пришли жаловаться к отцу Леониду. Для всех очевидно было, что новоначальный был кругом виноват. Но не так рассудил старец. «Не стыдно ли тебе равняться с новоначальным? — строго сказал он старому монаху. — Он только что пришел из мира, у него волосы еще не успели отрасти, с него и взыскивать-то строго нельзя, если он недолжное скажет. А ты сколь ко лет в монастыре живешь и не научился внимать себе». Так они и ушли. Новоначальный торжествовал, считая себя совершенно оправданным. Но вскоре после этого брат этот пришел один к отцу Леониду. Старец взял его за руку и сказал: «Что же это ты, брат, делаешь? Только что пришел из мира, волосы у тебя не успели отрасти, а ты уже старых монахов оскорбляешь!» Неожиданное вразумление сильно подействовало на брата, и он стал просить прощения. «Бог простит, — сказал старец, — только смотри, брат, исправляйся, а то плохо дело твое будет».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Со времени водворения о. Леонида в Оптиной, изменился в ней строй иноческой жизни. Вся братия стекалась в келлию старца с душевными откровениями своими, и чудную картину представлял старец, в белой одежде, в короткой мантии, окруженный стоявшими на коленях учениками. Особое воодушевление стало видно в иноках, и, замечая благотворное влияние на них старца, миряне вслед за ними пошли к о. Леониду, с недоумениями и скорбями своими. Расти стала слава обители, и подвижники благочестия стали посылать в Оптину людей, искавших надежного пути спасения. В 1834 году прибыл в Оптину иеромонах Макарий Иванов, и, пребывая послушным о. Леониду, стал в то же время сотрудником его. Делили они труды свои, покорствовали и смирялись друг пред другом, вместе подписывались на письмах, а в последние пять лет жизни о. Леонида были как бы один дух в двух телах, передавая друг другу обстоятельства духовных чад своих и вместе иногда выслушивая откровения их. Так что, когда не стало о. Леонида, осталась живою другая половина его — о. Макарий. Влияние старчества, через Оптину, распространилось еще на две обители Калужской епархии и на несколько женских монастырей. Как труженику на такой святой ниве, тяжкое гонение пришлось претерпеть о. Леониду за старчество. Некоторые непонятливые монахи смущались невиданным новшеством, считали его за ересь, смешивали откровение помыслов с таинством исповеди. На о. Леонида был послан к архиерею донос. Опасаясь неприятностей, архиерей приказал перевести о. Леонида с пасеки скитской в монастырь, и воспретить к нему вход мирян. Смиренно подчинился старец этому распоряжению — и, как он делал и после, в неоднократных принудительных перемещениях, взял на руки келейную свою икону Богоматери, Владимирскую, запел “Достойно есть яко воистину”, — и пошел в новую келлию, и, пока ученики переносили келейные вещи, он уже сидел на новом месте, спокойно занимаясь рукоделием своим — плетением поясков. Между тем, настоятель о. Моисей был поставлен в очень трудное положение между повелением начальства и сочувствием тем многим скорбящим, которые были лишены духовного утешения. Некоторые столь настоятельно просили свидания со старцем, что отказать им не было возможности; но, раз приняв одного, — случалось, с разрешения самого архиерея, — о. Леонид считал себя не в праве отказывать другим.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

  Волков Сергей.  Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. С. 112–114.  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1910 год//Богословский вестник. 1911. 4. С. 402 (5-я пагин.).   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от [начала ноября] 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 12 июня 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду Архангельскому от 22 августа 1912 г.//Архив А.В. Никитского.  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1912 год//Богословский вестник. 1913. 7/8. С. 584 (7-я пагин.).  Там же. С. 602.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 29 ноября 1912 г.//Архив А.В. Никитского.  Там же.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 16 декабря 1912 г.//Архив А.В. Никитского.  Там же.  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1913. 9. С. 49 (5-я пагин.).  Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1912/1913 учебном году//Богословский вестник. 1913. 10. С. 29 (3-я пагин.).   Дамаскин (Орловский) , иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого). С. 12;  Дамаскин (Орловский) , игумен. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии//  Дамаскин (Орловский) , игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2005. С. 389.   Голубцов Сергий , протодиакон. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий)//Богословский вестник. 1998. Вып. 2. С. 112.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 30 октября 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от января (в копии – первая часть письма, ошибочно датированного апрелем) 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 27 декабря 1913 г.//Архив А.В. Никитского.

http://pravoslavie.ru/67049.html

Иерусалим 30 декабря 1909 г. Пер. с греч. Подлинник Наша Мерность настоящею Патриаршею Граматою объявляем, что мы даруем Его Высокопреподобию, о. архимандриту Леониду, начальнику здешней Русской Духовной Миссии, ревностно служащему Всевышнему Господу Богу, отличающемуся же в честном пресвитерстве наукою и усердием к интересам Св Православной Церкви и благоговейно оказавшему свое содействие нашей Сионской Церкви в трудные времена 1061 , в знак нашего к нему благоволения, золотой крест, в коем хранится подлинная частица Честного Древа, на котором Распятый Богочеловек совершил наше спасение, для ношения на груди, во укрепление его в боголюбивой ревности и во изъявление к нему почитания Св Матери Церквей. В чем дается сказанному о. архимандриту Леониду настоящая грамата за нашим Патриаршим подписом и с приложением печати. Архив РДМ, п. 12, д. 210. 1 л. 589. Письмо помощника председателя ИППО М.П. Степанова к архимандриту Леониду о пожертвованиях великой княгини Елизаветы Федоровны в храм у Дуба Мамврийского С.-Петербург 13 марта 1910 г. Подлинник Ваше Высокопреподобие, о. архимандрит. Вместе с сим посылаю Вам почтой, через посредство М.И. Осипова 1062 , церковные облачения для построенного Вашим старанием и усердием храма у Дуба Мамврийского, в Хевроне. Эти облачения – дар великой княгини. Ее Императорское Высочество просит Вас принять их для означенного храма в молитвенную память о ней и уповает, что Господь благословит в скором времени освящение сего храма 1063 . В ящик вложены: 1) шелковой золотистой парчовой материи – 3 облачения иерейских с набедренниками, 2) диаконское облачение, 3) псаломническое облачение, 4) палица из золотистой материи, 5) три подризника из пунцовой шелковой материи, 6) покрывало для св престола. Испрашивая Вашего благословения и святых молитв Ваших, имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга. Архив РДМ, п. 37, д. 712. 1 л. 590. Отношение обер-прокурора Св. Синода С. Лукьянова 1064 к управляющему министерством иностранных дел С.Д. Сазонову 1065

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010