«Милостивый государь Измаил Иванович! Вашей рецензии на книгу Саввы я никак не могу прислать вам теперь, потому что именно в это время занят составлением общего отчета, приготовляемого для прочтения в публичном заседании Академии. Совершенно преданный вам К. Веселовский. 2-го мая 1859 г. ». Прошло около двух недель со дня хиротонии ректора Московской семинарии, архимандрита Леонида в епископа Дмитровского, а о преемнике его по должности ректорской положительных сведений еще нет. Новорукоположенному епископу Митрополит предложил отправиться в Николо-Перервинский монастырь (в 7-ми верстах от Москвы), для празднования там 9-го мая храмового праздника. Преосвящ. Леонид пригласил меня с собою на праздник, – чему я был очень рад; но, когда он доложил обо мне митрополиту, владыка сказал: «он (т.е. я) мне понадобится». Это было 7-го числа. Преосвященный передал мне эти слова. Я подумал, что на следующий день, т.е. 8-го числа, будет где-либо архиерейское служение и я буду на оное назначен. Между тем, 8-го числа не было никакого архиерейского служения. Я не утерпел: около 12-ти часов отправился в этот день на Троицкое подворье. Вхожу в переднюю и вижу – митрополит из залы провожает обер-прокурора графа А.И. Толстого, который в это время был в Москве. Мое появление в передней, как я приметил, показалось владыке неприятным. Проводив важного гостя, он позвал меня в боковую от залы комнату. «Что скажешь, спрашивает меня сердитым тоном». —464— 1859 г. Я пришел попросить благословения вашего высокопреосвященства отправиться мне с преосв. Леонидом на Перерву, – смиренно отвечал я. «Да ведь я сказал, что ты мне понадобишься. Ну, а если хочешь, ступай». Нет, отвечали я, – без вашего благословения я вовсе не намерен ехать, – и с этими словами я вышел от митрополита и в тяжелом раздумии отправился в Заиконоспасский монастырь, чтоб сообщить о своем разговоре со владыкою преосв. Леониду. «Вечером объяснилась эта загадка. Пред всенощной, часа в четыре пополудни является ко мне в Синодальный дом инспектор семинарии, архим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На возражение, что нет способных людей, я ответствовал, что можно попросить начальство, не в виде общего правила, а в виде исключения по особенной нужде, определить несколько человек из православного духовенства, или из учеников семинарии, таких, которые бы поусердствовали миссионерски из монастыря действовать на раскольников. Пис. к Антонию, т. III, стр. 69–70. По одному случаю, он просит преосв. Иакова, еп. Саратовского, «внушить монашествующим и начальству единоверческого монастыря (его епархии), что их долг от раскола к соединению с православной церковью приводит». Чт. в общ. любит. духовн. просвещ. 1876 г. III т. стр. 111. Поэтому м. Филарет заботился об основании таких монастырей и в других епархиях. См. письма к преосвящ. Евлампию, еп. Екатеринб. Чт. в общ. люб. духовн. просв. 1877 г. отд. III, стр. 5 и 9 420 Собран. мнен. и отз. т. V. ч. 2. стр. 912–913. М. Филарет упоминает об этих келейных беседах Пафнутия с бывшими его единоверцами и в письме к преосвящ. Леониду (от 30 июля 1866 г. Душеп. чтен. 1883 г. ч. I, стр. 399) и даже советует записывать эти беседы: «иноку Пафнутию, думаю, было-бы не трудно и было-бы не бесполезно, если-бы он кратко записывал, кто из бывшего их общества приходит к ним и какие изъявляет расположения и мнения». 432 Собран. мнен. и отз. т. V. ч. 2 стр. 966–968. Здесь, ошибочно с. Наим отнесено к Чебоксарскому уезд и письмо надписано к архиеп. Казанскому Антонию. Это, вероятно, ошибка издателя. 438 Здесь разумеется изданная в 1878 г. книжка: «3аписки о трех беседах с беспоповскими наставниками в городе Режицах, Витебской губернии». 440 Брат. Слово, 1886 г. т. I стр. 483. Там же, т. II, стр. 63. Брат. Слово, 1887 г. стр. 626; Брат. Слово, 1891 г. т. I стр. 340; там же, т. III, стр. 308, 605. Истина, кн. 71; мис. свед. о расколе, стр. 40. 443 Вредным издание этого сочинения считал ректор С.-Петер. семинарии, архимандрит Иоанникий, отзыв которого об этой книге был препровожден обер-прокурором Св. Синода к м. Филарет вместе. с книгой. 451 Письмо м. Филарета к преосвящ. Николаю, еп. Калужскому. Чт. в общ. любит. дух. просвещ. 1870 г. кн. XI, отд. II; стр. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

На это получен был мною в тот же день от Василия Михайловича такой ответ: «Приветствую Вас с праздником; желаю здоровья; Николаю Александровичу Алексееву прошу передать мой поклон; мне лучше. Бостанжогло». 12-го ч. переехал я из города на дачу. Дача Харьковского Архиерейского дома, известная под —124— 1875 г. именем: «Всехсвятское», находится верстах в двух от городской черты, а от Архиерейского дома верстах в пяти – на полчаса езды, за Холодной Горой, к западу, по старой Полтавской дороге. Все почти пространство земли, находящейся под дачей, до 15-ти десятин, покрыто разнообразными, отчасти плодовыми деревьями. Среди вековых деревьев стоит небольшой, но очень поместительный, деревянный дом с мезонином и с домовой при нем церковью во имя Всех Святых. При летней украинской жаре и при зловредной для глаз Харьковской пыли, эта дача – превосходное, дышащее прохладой, убежище. Здесь проводил я большую часть лета и осень до последних чисел сентября; только в праздничные и воскресные дни ездил я в город для служения, и раза два в неделю на несколько часов утром, для приема просителей. Впрочем, просителям и должностным лицам не воспрещалось являться ко мне и на дачу. Изредка посещали меня здесь и знакомые из города. Спокойная и приятная была для меня на даче жизнь. На другой день по переезде на дачу, писал я в Москву Преосвященному Леониду: «Вчера переселился я из душного и пыльного города в загородную пустынь и спешу описать Вам мое новое мирное и уединенное жилище, зная, как сильно Вы любите деревенскую жизнь. Моя дача, именуемая Всехсвятское (по домовой церкви во имя Всех Святых), находится от городского дома на полчаса езды, т. е., на расстоянии около 5-ти верст. Все пространство, занимаемое дачей, десятин до 15-ти. За малым исключением, покрыто деревьями, частью плодовыми – яблонями, грушами, сливами, вишнями, – а большей частью простыми, но весьма разнообразными, преимущественно, впрочем, липами. Есть немало сосновых деревьев, насажденных покойным Преосвященным Иннокентием. Если обойти все дорожки в саду, потребуется времени не менее часа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наш Владыка 1583 в нынешнем году также ожидал возведения его в сан Архиепископа. И мы все вполне желали ему этого возвышения. Но Богу угодно было отложить это до следующего времени. Особенных новостей у нас, в Ярославле, кажется, нет“. В ответ на это писал я от 12-го числа: „Усердно благодарю вас за доброжелательное поздравление меня с праздником и монаршей милостью. Если ещё не поздно, прошу принять и от меня братское приветствие с продолжающимся торжественным праздником Христова Воскресения. Очень жаль, что ожидания вашего Владыки не оправдались. А известно ли вам, что я был участником в его хиротонии 1584 , когда в 1866 г. ехал через Петербург в Витебск? Впрочем, мы и прежде сего были с ним знакомы, когда он был Ректором 1585 Вологодской Семинарии“. 10-го ч. получено было мной письмо из Киева от профессора Д. академии А.Д. Воронова, который от 7-го числа писал мне: „Долгом и высоким удовольствием поставляю прежде всего усерднейше приветствовать Ваше Высокопреосвященство с Монаршей милостью, с новым достойным Высочайшим признанием заслуг Вашей Архипастырской деятельности. Великий Пастыреначальник да даст Вам силы —160— 1880 г. восходить и далее от силы в силу к радости всех искренно Вас почитающих. Книги Ваши получил как дорогой подарок. Ценю в нём выражение доброго внимания и благорасположения Вашего Высокопреосвященства, ценю и их собственное значение, и свидетельствую Вам глубочайшую признательность за них. „Воспоминания о Высокопр. Леониде“ прочёл почти не отрываясь. Для москвича по образованию интересны и личность воспоминаемого и окружавшие его лица и события, несколько знакомые. Но, сказать Вам правду, потому ли что Ваша личность стоит ко мне ближе, чем почивший достойный друг Ваш или это так и на самом деле, по свойству самой формы и содержания книги, только в книге Вашей особенный интерес для меня представляет Ваша собственная личность, так прекрасно, конечно бессознательно для Вас самих, выступающая с таким мягким светлым колоритом гуманности и любви. Книга Ваша имеет характер интимный не только по Вашим отношениям к преосвящ. Леониду, но и по отношению к Вам самим. Таково моё впечатление, и я высказываю его, конечно, не опасаясь, что Вы увидите в нём выражение чего-ниб. льстивого. В благодарность за Ваш любезный подарок, усерднейше прошу принять и от меня некое приношение книжное, не новое и не ценное, но составляющее труд мой (хотя не исключительно), а потому и желающее получить место в Вашей библиотеке на добрую память об усердии приносящего. Через несколько дней Вы получите этот маленький подарок от трудов Вашего преданного ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нельзя не радоваться при известиях, что многоученые богословские труды Вашего Высокопреосвященства более и более становятся известными за пределами отечества и обращают на себя справедливое внимание иностранных ученых. Это не может не послужить рано или поздно на пользу нашего восточного православия; и в этом Ваша новая, великая заслуга для Православной Церкви». Вечером 27-го числа присылал Полицеймейстер в мою Канцелярию солдата спросить, можно ли допустить под праздник Сретения Господня маскарад. С подобными нелепыми вопросами впоследствии не раз обращались и лично ко мне полицеймейстеры и сами антрепренеры разных светских увеселений, но каждый раз получали, разумеется, отрицательный ответ. 28-го числа исполнился год, как я прибыл в Харьков и вступил в управление новой, мне вверенной, епархией. В этот день первой моей годовщины, первый и старейший из Харьковских священнослужителей, настоятель Кафедрального собора, протоиерей Александр Кустов обратился ко мне со следующим письменным приветствием: «Преосвященнейший Владыко! Милостивейший Архипастырь и Отец! Настоящий день есть венец нового лета Вашего, Преосвященнейший Владыко, управления Харьковской паствой. —263— 1875 г. Примите мое усердное поздравление с сим, при молитвенном желании, чтобы Давший благодатно нам в лице Вашем доброго и мудрого Архипастыря умножил лета и драгоценное здравие Ваше, к счастью и радости пасомых, между коими, с глубочайшим сыновним почтением и преданностью имею счастье быть всегда к Вам, Преосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец, Вашего Преосвященства покорнейший послушник». В тот же день я сам писал в Москву – к Преосвященному Леониду и графине А. Г. Толстой. Первому я писал краткое послание в таких выражениях: «Посылаемую при сем книжку 411 благоволите в свободные часы прочитать и произнести о ней Ваш правдивый и беспристрастный суд. Скажите, в самом деле, по сущей правде, не погрешил ли я, допустивши напечатать эту книгу? В ожидании Вашего приговора, с братской о Христе любовью и сердечной преданностью имею честь быть».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О. Порф[ирий] Руф[имский]: Был у Пр[еосвященного] Сергия. С[ергий] подписал] (признание обновленческого ВЦУ. – А. Ж.) из желания сохр[анить] места для работы, обольстившись обещанием ввести их -[митрополита] Сергия, м[итрополита] Евдокима, архиеп[ископа] Серафима] в ВЦУ 744 . Отн[осительно] послания [митрополита] Агаф[ангела] – послания не имеют 745 . Подписывали [признание ВЦУ] в местн[ой] ЧКа. [Был] у [митрополита] Евдокима. Расспр[ашивал] о хар[актере] отн[ошения] к власти. И я сказ[ал] что у нас хорошо... (неразб.). Желательно прибытие м[итрополита] Кирилла. [Был] у мест[ного] дух[овного] управления]: [там] документ [послание м[итрополита] Агафангела] не видели. 6/19-VI собр[ание] [у митрополита] Евд[окима]... (неразб.). Пост[ановили] присоединиться] к рез[олюции] Моск[овских] благоч[инных] 746 ... (неразб.) [Митрополит] Евд[оким] сказал, что он прив[одит] в действие Посл[ание] патр[иарха] об автономии], [проводя] хирот[онию] без санкции центра 747 вдового свящ[енника] и на днях еще будет хирот[ония] един[омышленного] еп[ископа]. Из источников – прот[оиерей] из Яросл[авля] – о полож[ении] в Ярославле]. По созыву Красницкого -собр[ание] духовенства] по поводу ареста [митрополита] Агаф[ангела] и распр[остранения] [его, митрополита] посл[ания]. [Было] 90 чел[овек]. Конец собрания, пост[ановление:] просить убр[ать] Агаф[ангела] и не назн[ачать] еп[ископа] из монахов, выбр[али] 4-х канд[идатов]: 2-е вдов[ых] и 2-е с женами, не подписали немногие, не подписавшиеся были вызваны в ЧеКа, равно как и не бывшие. И прот[оиерей] спокойно подписывал. Митр[ополит Кирилл]: [Хочет] поделиться свед[ениями] о положении В[ысшего] Управления] со времени слухов об отреч[ении] патр[иарха]. Послание [митрополита] Агаф[ангела] подлинно. Изложение соотв[етствует] актам п[атриар]ха, пост[ановлениям] Соб[ора] 1917 г. Сл[едователь]но, факт вступления налицо. Достоинство] [митрополита Агафангела] от невозмож[ности] прибыть не исчезает, пока [митрополит] не перестает быть замест[ителем патриарха].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приимите еще уверение в истинном моеи почтении, с которым не забвенно npeбыbaю:Cermain. Июня 8 58 Сей час получено известие, что у В. Князя Константина Николаевича родился сын: Димитрий 59 . Издал Н. Глубоковский 1 Первая жена его Варвара Николаевна была дочерью Киевского протоиерея Николая Ивановича Флоринского (†1900, VII, 12), женатого на племяннице Смарагда Екатерине Гавриловне ( †1898, X, 11), дочери старшего его брата, протоиерея Гавриила Петровича Крыжановского (1 †836, I, 10). См. у проф. Н. Н. Глубоковского , Родословие смарагда (Крыжановского), архиепископа Рязанского, в «Чтениях в Обществе истории и Древностей Российских при Московском Университете» 1911 г., кн. I, отд. IV, стр. (22–25). 2 О ней и её семье во многом пользуемся данными, любезно сообщенными нам Вл. А. Шеншиным, хотя привносим сведения и из других источников. 3 См. о нем в книге «Историческое описание церквей, приходов и монастырей орловской епархии», т. I: Болховской – Кромской уезды (Орел 1905), стр. 457–458. 4 См. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии» I, стр. 462–464. 6 Из записок преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского, в «Душеполезном Чтении» 1896 г., стр. 356, где сообщается, будто бы митр. Филарет сказал Леониду после перевода Смарагда из Орла в Рязань, что «он обобрал одну епархию, оберет и другую». 7 См. Письма митр. Филарета к Высочайшим особам и разным другим лицам II (Тверь 1888), стр. 205: " Не светлая то черта, что представившийся [архиеп. Смарагд] оставил около 100.000 рублей. Может быть, она просветлеет, если о них найдется завещание общеполезное». (Письмо Обер-прокурору А. П. Ахматову от 21 ноября 1863 г.) 222: «Сведения о покойном преосвященном Смарагде очень печальны. Странное дело. Здесь помнят его как рассудительного и доброго человека, когда он был ректором Вифанской семинарии. Таким он был и в Петербурге, когда митрополитом Серафимом взят был в ректора Петербургской академии и в викария. Конец не соответствовал началу. Митрополиту Григорию я предлагал, и он хотел, уволить преосвященного Смарагда от службы: но не знаю, почему сие было отложено». (Ему же от 22 января 1864 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

семинарский и Вологодский. Главный молебен в Троицком. Из светских обер-прокурор, Трубецкой, губернатор Сиверс, и всего около двух десятков лент через плечо, в числе их известные мне: Маслов, Баршев, Воскресенский, (ректор Петер. унив.), Саломон, 2930 Арапов (обер-полиц.), Сухотин, 2931 Сергей Хавский. Московского духовенства много и священники от всех городов Моск. губерний. От Московского духовенства говорил Леонид, от разных учреждений адресов без конца, даже от жителей Царского села. Ректор Вологодский, Ярославский, Казанской академии и Вишневский; 2932 были и Катков с Леонтьевым. Митроп. сел за столом на правой стороне залы под зеркалом. И сначала говорили, потом слагали адреса, на словесные приветы отвечал кратко. Рескрипт Государя читал обер-прокурор. Митрополит не ходил в трапезу, обедали без него 310 человек, в числе их из монахов лаврских только самые почетные, наставники академии были все приглашены. Обед окончился часа в четыре. По выслушании всех адресов митрополит поручил Леониду прочитать ответ, в котором говорит, что для него было неожиданно это торжество; со стороны духовенства менее неожиданно, но внимание простерлось и от престола, что по своим немощам с юных лет он не ожидал себе благоденствия. Заключение молитвенное. 2933 —169— Всенощную в Троицком совершал Рязанский 2934 и Игнатий, а в Успенском соборе наместник, также и обедню. С часу до двух был собор епископов у митрополита. В два обед, на который кроме архиереев приглашен был наш ректор, из светских Трубецкой и Сиверс. Прокурор уехал 5-го и 6-го утром, был на юбилее и Янышев. Из сказанных митр. приветствий большой эффект произвела, кажется, речь нашего ректора. 2935 К преосв. Филофею подошел я сначала в толпе народа, но он узнал и облобызался. Потом у митрополита в комнатах побеседовал с ним, вам свидетельствует почтение, просят вашего благословения Вишневский из Казани, Метаниев из Варшавы, Иаков и многие другие. Все вопрошали почему вас нет? В газете «Москва» напечатано, что вас ожидают; рукою митр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Со дня Преподобного Сергия лучше стало. В Пушкине благополучно 3037 . В Москве говорят о болезни, но не с большим вниманием» 3038 . – В 1866 году холера также —119— была малозаметна, так что когда в октябре сего года чиновник от генерал-губернатора явился к викарию Московской митрополии преосвященному Леониду (Краснопевкову) с словесным предложением назначить молебствие благодарственное о прекращении холеры, то на донесение о том викария, митрополит Филарет частным письмом отвечал: «по словесному предложению чиновника нельзя быть молебствию о прекращении холеры, а нужно официальное сведение от начальства о прекращении ее, и о желании начальства быть молебствию. Здесь есть даже некоторое затруднение: молебствий о избавлении от болезни не было, и она пред Церковью как бы не существовала: а теперь надобно благодарить о прекращении ее» 3039 . Впрочем, в течение холерного времени этого года, святитель Филарет все же, по-прежнему, разрешал частные Моления и крестные ходы по приходским церквам; и когда полиция выражала недовольство по случаю таких, делавшихся нередко весьма многолюдными, собраний для моления в разных местах, то святитель Филарет с глубокой верой писал: «напрасно более боятся молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней 3040 , я видел довольно опытов, что где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась» 3041 . Эта святая истина всюду подтверждалась во времена губительных болезней. Будем говорить опять ближе всего о Сергиевой Лавре и Сергиевом Посаде. В 1871 году холера снова появилась в Московской губернии; появилась и в окрестностях Сергиевой Лавры. Как в прежние холерные годы, так и теперь Лавра Преподобного Сергия пришла на помощь окрестному населению в его борьбе с холерой, взяв на себя значительную долю издержек по устройству временной холерной больницы в одном из домов на Московской улице —120— (где ныне мужское Городское училище) и снабжение больницы лекарствами из Лаврской аптеки, а между тем употребив и духовное предохранительное средство для той же цели, – совершив торжественное, на площади пред Лаврой, молебствие о избавлении от губительной болезни 3042 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Считаем при этом нелишним заметить, что в других случаях, когда дело касалось не будущих миссионеров православия, а заурядных раскольников, митрополит Филарет допускал и тайное присоединение их к православной церкви. См. письмо его преосвящен. викарию Иннокентию (Приб. к твор. св. отц. ч. 25, стр. 211), где он, между прочим, пишет «В разрешению священнику Елоховскому можете прибавить, что, снисходя раскольнику обращающемуся, но стыдящемуся, он может присоединить его к церкви не гласно в то же время, как принимает его на исповедь. Мне кажется, что иногда позволительно раскольнику присоединиться к церкви тайно от раскольников, подобно как некогда язычники вступали в церковь тайно от язычников». 1256 Онуфрий, как родившийся и крещенный в православной церкви, не имел нужды в повторении над ним таинства миропомазания. 1258 Душеп. Чтен. 1883 г. ч. 1, стр. 399 – письмо м. Филарета (от 13 июня 1865 г.) преосвящ. викарию Леониду. 1260 Донесение м. Филарета синодальному обер-прокурору, Д. А. Толстому, от 27 июля. Собр. мн. и отз. т. V, ч. 2 стр. 714. 1261 Донесение м. Филарета Д. А. Толстому. Собр. мн. и отз. т. V, ч. 2, стр. 886–887; Брат. Сл. 1890 г., т. II, стр. 208–209 – письмо проф. Субботина к тому же Толстому. 1268 Брат. Слово 1890 г. т. II, стр. 208. Одновременно с Иустином вошел в сношения с Московским святителем и одновременно присоединен был к православию настоятель беспоповщинских скитов в Пруссии – инок Павел. Но об отношениях м. Филарета к этому последнему мы уже говорили в своем месте. 1283 Русск. Вестн. 1864 г. ч. 51, стр. 25–26. Если верить Екатеринбургским единоверцам, то мысли о самостоятельном единоверческом епископе сочувствовал в одно время даже сам Император Александр I. См. прошение екатеринб. единоверцев в рукописях Библ. студ. Казан. дух. академии. 1286 Известны ответы москов. митр. Филарета (Собран. мнен. и отз. т. V, ч. 2, стр. 561–564 и камчат. архиеп. Иннокентия (Русск. Архив 1889 г. т. II, стр. 146–153); 1292 Чтен. Общ. любит. дух. просвещ. 1877 г., отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010