Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма св. Феодора Ушакова в столичном районе Южное Бутово 15 апреля 2015 г. 13:31 15 апреля 2015 года, в среду Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма святого праведного воина Феодора Ушакова в столичном районе Южное Бутово. Надпись на закладном камне гласит: «Во Славу Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, директоре ФСБ России Александре Васильевиче Бортникове, мэре Москвы Сергее Семеновиче Собянине, жертвами и трудами благочестивых горожан, установлен сей закладной камень на месте строительства храма святого праведного воина Феодора Ушакова г. Москвы в память о сотрудниках органов государственной безопасности, погибших при выполнении служебного долга. Освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в лето 2015 от Рождества Христова месяца апреля в 15 день». Его Святейшеству сослужили благочинный Параскево-Пятницкого округа протоиерей Анатолий Кожа, настоятель строящегося храма игумен Дамиан (Залетов). На богослужении присутствовали управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт , директор ФСБ России генерал армии А.В. Бортников, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин, председатель комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий, префект Юго-Западного административного округа г. Москвы О.А. Волков, а также сотрудники ФСБ России, учащиеся клуба юных моряков «Ушаковец» при школе 1883 и колледжа при Московской государственной академии водного транспорта, благотворители и строители, жители Южного Бутова. Песнопения чина освящения исполнил хор храма святого праведного воина Феодора Ушакова (регент — Светлана Форостяная). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

http://patriarchia.ru/db/text/4042225.ht...

Архив Пн Епископ Верейский Пантелеимон провел совещание по духовному окормлению раненых в госпиталях Москвы и Московской области 28 декабря 2023 г. 19:03 В  Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского , состоялось совещание по духовному окормлению раненых в госпиталях Москвы и Московской области. Провел совещание в онлайн-формате председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , руководитель Патриаршей гуманитарной миссии епископ Верейский Пантелеимон . Во встрече приняли участие 98 человек — священники Центрального, Восточного, Юго-Западного, Юго-Восточного, Западного, Северного, Южного, Северо-Восточного викариатств, викариатства Новых территорий, Балашихинской , Подольской , Одинцовской , Сергиево-Посадской епархий, представители Данилова , Донского , Новоспасского , Иоанно-Предтеченского , Воскресенского Ново-Иерусалимского , Сретенского , Николо-Угрешского , Борисоглебского Аносиного , Савво-Сторожевского монастырей, подворья Валаамского монастыря , Марфо-Мариинской обители милосердия , а также директор и главный врач больницы святителя Алексия Алексей Заров, начальник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями при Министерстве обороны России Олег Веселков, сотрудники Синодального отдела по благотворительности — координатор духовного окормления военнослужащих в госпиталях Москвы и Московской области иерей Владимир Суханов, руководитель направления больничного служения Наталья Шакуро. «Сейчас служение в госпитале заключается не только в совершении богослужений в храмах при госпиталях или в посещении тех, кто зовет священника к себе, но и в общении с каждым, кто встречается в госпитале. Важно налаживать с людьми душевный контакт, человеческое общение. Наша задача — не навязываясь, неформально помочь тем, кто пережил тяжелые испытания, прикоснуться к радости жизни со Христом», — сказал епископ Пантелеимон, открывая совещание. В ходе встречи епископ Пантелеимон разъяснил особенности духовного окормления священниками госпиталей Москвы и Московской области. Он отметил, что согласно распоряжению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла координатором духовного окормления военнослужащих в госпиталях Москвы и Московской области при Синодальном отделе по благотворительности назначен иерей Владимир Суханов, настоятель храма в честь Живоначальной Троицы Патриаршего подворья при Свято-Владимирской детской больнице г. Москвы. Святейшим Патриархом на иерея Владимира Суханова возложена ответственность за координацию процесса отбора, обучения и назначения священнослужителей и сестер милосердия для служения в военных госпиталях Москвы и Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/6089232.ht...

16. Monumenta Ucrainae historica. Romae, 1964. T. 1. P. 68-69. 17. Опубликовано в: Антиризис, или апология против Христофора Филалета//Российская историческая библиотека. Т. 19. СПб., 1903. Стб. 620-622. 18. Грамоты Собора 1591 г. опубликованы в: Жукович П.Н. Брестский собор 1591 г. (по новооткрытой грамоте, содержащей деяния его)//Известия отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. XII. Кн. 2. СПб., 1907. С. 45-71. 19. Подробное описание этих событий см.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 5. М., 1996. С.283-284. 20. М. Дмитриев полагает, что до 1592 г. о грамоте не было известно ни королю, ни католическим иерархам. См.: Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 142. 21. Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. Киев, 1859. 79. 22. Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 142-143. 23. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 33. 24. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события/Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. 134. 25. Текст см. стб. 1133–1137: Апокрисис//Российская историческая библиотека. Т. 7. СПб., 1882 (Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 2). Стб. 1003–1820. 26. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события/Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. 134. 27. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 33. 28. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события/Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. 135; Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 144.

http://pravoslavie.ru/36437.html

Так, монастырь св. Петра в полоцком замке имел пожалования от полоцкого кн. Михаила (Полоцкая ревизия. С. 173), очевидно кн. Михаила Андреевича, внука Ольгерда, который погиб в 1385 г. В том же источнике упомянута земельная сделка, которую совершил при полоцком воеводе Богдане Андрушковиче, т. е. в 1477–1484 гг., игумен монастыря св. Николы в Ловожи (Полоцкая ревизия. С. 67). К обителям на территории современной Западной Белоруссии, существовавшим уже в XV в., следует присоединить и монастырь св. Илии в Слуцке. Архим. Николай в известном митр. Макарию труде привел сведения о пожалованиях монастырю кнг. Анастасии (управлявшей княжеством в малолетство сыновей во 2-й пол. 50-х гг. XV в.) и ее сына Семена († 1470). Архим. Николай ссылался на документы, хранящиеся в Троицком слуцком монастыре (Николай, архим. Историко-статистическое описание Минской епархии. Минск, 1864. С. 118). В составленной в нач. XX в. описи архива эти документы не значатся, но упоминания о них имеются в старой описи архива (1724) Ильинского монастыря (Минская старина. Вып. 4. Тройчанский архив. Минск, 1912. 379. С. 153–154). Есть основания говорить о существовании уже в XV в. и ряда волынских монастырей. О некоторых имеются прямые указания в документах XV в., о существовании других говорит достаточно достоверная историческая традиция XVI в. Так, в грамоте Свидригайла 1447 г. как ориентир при описании границы владения назван Подгаецкий монастырь под Луцком (Временник ОИДР. 1852. Кн. 14. Смесь. С. 19). 29 декабря 1446 г. Свидригайло наряду с другими землями пожаловал кн. М. В. Чарторыйскому монастырь св. Николая на Клевани (Archiwum Ksi¹¿¹t Lubartowiczów Sanguszków w S³awucie. Lwów, 1890. T. 3. 8). В 1452 г. вел. кн. Казимир пожаловал пану Немире села Зимно и Честной Крест недалеко от Владимира (Архив Юго-Западной России. Киев, 1886. Ч. 7. Т. 1. С. 10). Позднее, когда эти земли перешли к князьям Чарторыйским, в их владениях оказались Святогорский монастырь около с. Зимно и монастырь Честного Креста (там же.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

– Эта легенда с лёгкой руки некоторых иностранных писателей о России (напр. Бернгархдта Таннера, бывшего в Москве в 1678 г., и др.) перешла во все «Путеводители по Москве» и «Описания» она и до сих пор многими повторяется. Мы ещё раньше – в 1895 году – доказывали недостоверность этого рассказа в виду молчания об этом наших летописей; говорили, что Таннер и др. перенесли на наш собор легенду строителей собора св. Марка в Венеции, об участии которого подобное же рассказывается. – Теперь, после ясного указания нашей летописи, легенду о несчастном иноземце – строителе собора нужно окончательно сдать в архив. 4 Эти лестницы были на том же месте, где и теперешния, ведущия в верхний собор, но не имели, как эти последние, входных крылец и крыш. Устроение входов на северо-западной и юго-западной стороне собора может быть обяснено тем, что здйсь были Входо-Иерусолимский и Никольский приделы, куда в то время совершались крестные ходы в Вербное Воскресенье и 29 июля. В эти входы крестные хо ды прямо проходили по назначению. 5 Её рисунок и описание см. на плане Москвы времени царя Бориса Феодоровича в «Geographiae Blavianae» изд. 1662 г. (рис. 9), у Олеария (рис. 8), у Маейбсрга (рис. 7). (Там жс особенно ясно обозначены юго-западный и севсро-западный входы в всрхний собор). Таков же рисунок колокольни у Корба (бывшего в Москве в конце XVII в.). 6 Летопись о многих мятежах и разорении Моск. Госуд. от внут ­ренних и внешних неприятелей М. 1771 г. стр. 11. 8 При каждом из этих двадцати храмов был особый иричт, так что всего при соборе насчитыва лось тогда около 23 священииков (с протои ереем ), б дьяконов и 40 дьячков с пономарями. Но во время чумы 1771 хода умерло из состояв ших при соборе 14 священников и протоиерей. Не ­которые из оставшихся в живых были размещены по приходским церк ­вам. С те х пор отдельных при каждой соборной церкви принтов не было. В настоящее время при соборе состоит: протоиерей, 2 священника, 1 диакон и 3 псаломщика. 9 В начале при соборе было кладбище, но после мора, бывшего в Москве при ц.Алексее Михайловиче , оно было уничтожено и собор был огорожен деревянными столбами. Деревянная ограда после заменена был а (на северной, восточной и Северно -восточной сторонах собора) кирпичной с пристроенны ми к ней лавками, при чсм в северо-восточном углу этой стены была сделана для удобства богомольцев лестница , ведшая снизу от лавок на площадь около колокольни. С южной стороны были дома. В 1817 году площадь около собора была очищ ена от деревянных лавок н друг. пристроек , выровнена, обращена в террасу, обложенную с северо ­ – восточной стороны те саным диким камнем и обнесенную железом решёткой вышеупомянутая лестница уничтожена. Площад ь между собором и вос ­точною сте ною Кремля также была очищен а от построек и образовала широкий пр оезд , служащий продолжением Красной площади до само й Московорецкой набережной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

73 Ко времени Сигизмунда I, отличавшегося любовью к просвещению, относится начало книгопечатания в великом княжестве литовском. В1525 г. Франциск Скорина, родом из Полоцка напечатал в Вильне «Деяния и послания Апостольские на русском языке (кириллицей), в типографии Якова Бабича. Таким образом, первая книга, напечатанная в Литве есть, книга русская, хотя и назначенная для католиков. В 1575 г. Петр Тимофеевич Мстиславец, бежавший из Москвы в западную Россию, напечатал в Вильне в типографии Мамоничей «Евангелие напрестольное»; тогда же явилась и псалтырь славянская «на утешение и пользу» православных жителей литовского княжества. Очер. ист. г. Вильна. Памят. стар. зап. губ. Батюшкова, вып. V. 75 См. Летопись Львовского братства (отрывок из объявления братства) под 1600 г. Жур. Мин. Нар. Просв. 1894 г. т. 62. 76 Универсал короля о присоединены земли Волынской, Вест. юго-зап. и запад. России, 1862, август, отд. I, 1. 77 См. Вилен. Арх. Сб., т. VII, стр. 36, письмо Ходкевича к Виленскому воеводе Николаю Радзивилу от мая 1569 году. 81 ib., стр. 47. По Статуту 1529 года Польша считалась «чужой землей»: см. Времен. кн. 18, 1854 года, матер. стр. 29. Еще в 1567 году маршалок дворный, подскарбий земский, Иван Горностай в письме к Иерониму Ходкевичу называет Польшу «чужой землей»: см. Вилен. Арх. Сб., т. I. стр. 143. «Ляхове-чужоземцы», Акт. юж. и зап. Рос. т. I, стр. 91. Нарбут в своей истории Литвы (Dj. star nar. Lit., т. IX, стр. 449) не скрывает ту оппозицию, которую литовцы оказывали полякам, домогавшимся окончательно присоединить к Польши южные провинции Литвы и занять должностные места в княжестве, а также выгодные места старост, как бы в крае завоеванном. Все эти домогательства литовцы признавали унижением для своей родины. 82 Корыстные виды усматриваются в собрании аннат. Аннаты (annatae) введенные папою Иоанном XXII (1316–1334 г.) состояли в том, что каждый епископ или другой прелат, при вступлении в должность, обязан быть заплатить папе среднее количество годового дохода своей епархии или бенефиции, как первый плод её. См. стат. Левитского, Архив. юго-западной России, ч. I, т. VI, стр. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Николаевский П. Ф. Архидиакон Московского патриарха Адриана//Христианское чтение. 1891 5—6. С. 518. 575 Текст опубл.: Рункевич С. Г. История русской церкви под управлением Святейшего Синода. Спб., 1900. Т. I. Учреждение Святейшего Правительствующего Синода. С. 27—28. 576 Рункевич С. Г. История русской церкви… Т. I. С. 108—110 (письма Стрешнева и Возницына). 577 Горчаков М. О. О земельных владениях… С. 352. Приложение 24. С. 112—113. 578 Скворцов Г. А. Патриарх Адриан… С. 180—181. Примеч. 1. 579 Подробно см.: Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники древней Руси. М., 1874. С. 207 и др. 580 Горчаков М. О земельных владениях… С. 350; Шимко И. И. Патриарший Казенный приказ. С. 13. 581 Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. III. Приложение VII. 37. С. 500—501. 582 Дмитриев Л. А. Новый список «Описания трех путей» Афанасия Холмогорского//АЕ за 1958 г. М., 1960. С. 335—349; ср. список РНБ. Собр. ПДА. 424. 583 Большую часть материалов об обстановке патриарших палат см.: Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. (Репринт: М., 1991.) 584 Белоброва О. А. К истории библиотеки патриарха Адриана//ТОДРЛ. Т. 33. Л., 1979. С. 406—414. 585 Архив Юго–Западной России. Киев, 1872. Т. V. Письма 204—206. С. 238—345. В этом томе помещена обширная переписка духовных и светских властей последней четверти XVII в., относящаяся к Киевской епархии. 586 Все дело опубл.: ПДПИ. Спб., 1879. Вып. III. 587 Все дело опубл.: ПДПИ. Спб., 1879. Вып. III. 588 О нем см.: АИ. Т. V. 295. С. 537—538; Русские выходцы из заграничных школ в XVII столетии. Петр Артемьев//Православное обозрение Т 10. Казань, 1863. С. 246—252; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. VII. М., 1991. С. 579–581 и др. 589 Бакланова Н. А. «Тетради» старца Авраамия//Исторический архив. М., 1951. Т. 6. С. 131—155 и др. 590 Введенский. Епископ Игнатий//Исторический вестник. Т. 40. Спб., 1902. 591 Скворцов Г. А. Патриарх Адриан… С. 86—87. 592 Шимко И. И. Патриарший Казенный приказ. С. 205. 593

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

557 Копии с ханских ярлыков, использованные впоследствии многими учеными, см. там же, л. 238 об. – 260:и в том же собрании 962/272. 518 л. 559 Об этом говорится в Регламенте или Уставе Духовной коллегии среди «важных вин», заставляющих государя считать Синод лучше единоличного пастырства. 565 По опыту строительства морского флота на Воронеже в русско–турецкую войну 1672–1681 гг. об этом прекрасно знали на высшем государственном уровне. См.: Востоков А. X. Посольство Шакловитого к Мазепе в 1688 г.//Киевская старина. 1890. Т. XXIX. Апрель–июль. С. 199–226. 570 NCЗ–I. Т. 3. 1612 (от 26 декабря 7206/1697 г.). Ср.: Временник ОИДР. М., 1851. Кн. XI. Смесь. 572 См., например, Наказные статьи, приложенные Адрианом к грамоте Афанасию Холмогорскому в марте 1694 г. в ответ на прямую просьбу архиепископа: ААЭ. Т. IV. 309. 573 Об обоих этих делах – Соловецкого и Сийского монастырей – подробно см.: Верюжский В. М. Афанасий архиепископ Холмогорский, ею жизнь и труды… С. 309–311 и др ; Грамоты патриарха Адриана и архиепископа Холмогорского Афанасия о Соловецком монастыре//ПДПИ. Вып. 3. Спб., 1879. С. 5–38. 581 Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. III. Приложение VII. 37. С. 500–501. 582 Дмитриев Л. А. Новый список «Описания трех путей» Афанасия Холмогорского//АЕ за 1958 г. М., 1960. С. 335–349; ср. список РНБ. Собр. ПДА. 424. 583 Большую часть материалов об обстановке патриарших палат см.: Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. (Репринт: М., 1991.) 585 Архив Юго–Западной России. Киев, 1872. Т. V. Письма 204–206. С. 238–345. В этом томе помещена обширная переписка духовных и светских властей последней четверти XVII в., относящаяся к Киевской епархии. 589 Бакланова Н. А. «Тетради» старца Авраамия//Исторический архив. М., 1951. Т. 6. С. 131–155 и др. 596 см. грамоты Адриана Петру от 17 марта и митрополиту Варлааму от 8 апреля 1700 г.: Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. 3. Приложение VII. С. 535–536,539–540. Упомянутую далее грамоту о митрополите Игнатии см. на с. 536–537.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытки заключения церковной унии в Великом княжестве Литовском (конец XV в.) и Брестская уния (конец XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Примечания Подробнее об этом см.: Бучиньский Б. Cmyдii. III. Micaiлib лист//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. 1909. Т. 90. С. 20–21. Там же. С. 19. Дмитриев М. В. Генезис Брестской унии 1596 г.//Очерки по истории Украины. М., 1993. Вып. 1. С. 56–58. Обращаясь к папе и сравнивая его мудрость с живой водой, текущей из рая, а четырех Патриархов, «святых столпов восточной церкви»,— с водой четырех райских рек, составители послания определенно заявляли, что именно из этих четырех рек «измлада суще обыкохом пити... а прочих иных вод не обыкохом вкушати, сумнящеся к ней, яко противна суть естествам нашым, сего ради молим тя, владыко, ону воду первую пошли четвероструйных сих быстрынь» (Архив Юго-Западной России. Киев, 1887. Т. 7. Ч. 1. С. 219–220 (далее: Архив ЮЗР)). Характерно, что в первой версии условий унии, предложенной западнорусскими епископами, говорилось лишь о готовности признать папу Римского верховным пастырем — главой церкви (Documenta unionis Berestensis eiusque auctorum (1590–1600)/Coll. A. G. Welykyj. Romae, 1970. N 19. P. 36–38). Лишь после контактов и переговоров с латинским духовенством в новом варианте условий унии епископы проявили готовность принять предложенную греческими богословами на Флорентийском Соборе компромиссную формулу об исхождении Святого Духа от Отца через Сына. Эта уступка сопровождалась пояснением, что разногласия между римлянами и греками по вопросу об исхождении Святого Духа происходят из-за взаимного непонимания сторон и слишком эмоционально выраженного желания, чтобы их «не принуждали к иному исповеданию» (Ibid. N 41. s. 61). Очевидно, что у них не было никакой убежденности в правильности именно католического учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына.

http://sedmitza.ru/lib/text/442991/

H. Polski. T. 6. Cz. 1. S. 347. Щапов Я. Н. Церковь в системе государственной власти в Древней Руси//Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 315–326. На польском материале процесс возникновения крупного церковного землевладения в последней четверти XI — 1-й половине XII в. обстоятельно рассмотрен Г. Ловмяньским H. Polski. T. 6. Cz. 1. S. 288–377). На чешском материале вопрос рассматривал (на примере ряда наиболее крупных земельных собственников) Р. Новы (Novэ R. Pшemyslovskэ stat 11 а 12 smolemh. Praha, 1972. S. 110 i n.). См., например: CDB. T. 1. Fasc. 1. N 387, 396. См., например, данную Г. Ловмяньским характеристику пожалований Тынецкому монастырю: H. Polski. T. 6. Cz. 1. S. 305–306. CDB. T. 1. Fasc. 1. N 301. P. 271. Ibid. N 287. Так, в 1354 г. Казимир Великий подтвердил права Гнезненского архиепископа на «десятую неделю» от торговых пошлин в «градах», большая часть которых фигурирует в папской булле 1136 г. Краковское епископство еще в XVI в. пользовалось правом на «десятую неделю» от пошлин Сандомирского воеводства H. Polski. T. 6. Cz. 1. S. 365). Щапов Я. Н. Церковь в системе...//Древнерусское государство и его международное значение. С. 297–325; он же. Государство и Церковь Древней Руси: X–XIII вв. М., 1989. С. 76–86. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 165–166 (далее: НПЛ); Полное собрание русских летописей. М., 1962. Т. 1. Стб. 124 (далее: ПСРЛ). Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М., 1976. С. 147–148 (далее: ДКУ). Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 19. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207; Т. 2. М., 1962. Стб. 198. ДКУ. С. 141. О практике такого княжеского объезда территории в конце XII в. см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408–409. О характере такой повинности в более позднее время позволяет судить дарственная киевского пана Семена Романовича Николо-Пустынскому монастырю 1507 г. Перечисляя повинности, поступавшие с крестьян передаваемого монастырю имения Шепелевичи, он отметил: «...а на господара полюдье, а дару куниця, а на слуги десять грошей» — и пояснил далее, что, «если игумен с братьею, которое осени не пойдут к ним полюдовати, ино им за тое привезти ко монастырю кораман меду, и тыи подарки, што на слуги идет».— Архив Юго-Западной России. Киев, 1883. Ч. 1. Т. 6. V (далее: Архив ЮЗР). Хотя в описываемое в грамоте время доходы от «полюдья» шли в пользу вотчинника, в более раннее время такие доходы поступали в пользу князя и сопровождавших его слуг. Это позднее свидетельство позволяет, как представляется, понять, что означало выражение «осеннее полюдье даровное» в почти современной Смоленскому уставу грамоте Юрьеву монастырю 1130 г. (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. 81. С. 140).

http://sedmitza.ru/lib/text/442904/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010