около оборонительных стен, на островке в Казачьей бухте); Косцюшко-Валюжинич К. Важное археологическое открытие в Крыму//ИТУАК. – Симферополь, 1891.– С. 55–61 («монастырек» на островке в Казачьей бухте); Косцюшко-Валюжинич К.К. О результатах, достигнутых археологическими разведками в Херсонесе и его окрестностях//Крымский вестник. – 1891. – (отд. отт.). – 42 С.; Отчет за 1891 г. Раскопки в Херсонесе в пределах городских стен//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–25 («базилика Крузе», Западная базилика, южный некрополь); Производство археологических раскопок в Херсонесе//ОАК за 1891 год. – СПб., 1893. – С. 2–20; Гробницы, урны и катакомбы, открытые в Херсонесе//ОАК за 1891 год. – СПб., 1893. – С. 137–150 (68 могил на косогоре за южной оборонительной стеной); Бертье-Делагард A.A. Древности южной,России: Раскопки Херсонеса//МАР. – СПб., 1893. – – С. 1–64 (общие итоги раскопок к 1891 г.); Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1892год. – СПб., 1894. – С. 13–27; Перечень древностей, найденных в 1892 году в могильнике у южной городской стены Херсонеса//ОАК за 1892 год. – СПб., 1894. – С. 101–123; Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет за 1892–1893 гг.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–53 («часовня» у Западной базилики, южный некрополь); Отчет Заведующего раскопками в Херсонесе за 1893 год//ОАК за 1893 год. – СПб., 1895. – С. 51–75 (С. 59–75 – некрополь у южной части городской стены); Отчет о раскопках за 1894–1895 гг.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–47 (юго-западный, юго-восточный и северо-западный углы городища, между Владимирским собором и Карантинной бухтой; вдоль оборонительной стены между башней Зинона и монастырской оградой); Отчет г. заведующего раскопками в Херсонесе за 1894 г.//ОАК за 1894год. – СПб., 1896. – С. 51–76 (С. 60–76 – раскопки некрополя); Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича за 1895 год//ОАК за 1895 год. – СПб., 1897. – С. 87–116; Отчет за 1896 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–30 (юго-восточный угол главной площади – агоры, базилика к северу от Склада древностей, некрополь у Карантинной бухты); Раскопки в Херсонесе в 1896 г.//Археологические известия и заметки, издаваемые Имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грамота Сигизмунда I 1522 г. одной из главных православных обителей великого княжества Литовского — Киево-Печерскому монастырю представляет большой интерес в целом ряде отношений. Во-первых, свидетельствует, что великокняжеский патронат над православным монастырем не ограничивался назначением настоятеля обители. Великий князь имел право конфисковывать в свою пользу имущество умершего настоятеля (обычай, известный в латинском мире под названием jus spolii), управлять имуществом обители после смерти настоятеля и до назначения нового (обычай, известный в латинском мире под названием jus regalii), наконец, обитель должна была принимать патрона и обеспечивать его содержание во время пребывания. Реально все эти права осуществлялись представителем господаря, в чьих руках находилась государственная власть в данном месте. Таким образом получило свое выражение представление о правителе как верховном собственнике имущества, некогда переданного обители его предшественниками (Владимирский-Буданов М. Ф. Церковные имущества в Юго-Западной России XVI в.//Архив Юго-Западной России. 1907. Ч. 8. Т. 4. С. 61–62; Флоря. Отношения государства и Церкви. С. 71–72, 88–90). Вместе с тем грамота отразила и попытки братии добиться устранения, ликвидации этих обычаев, наносящих ущерб Церкви. Особого внимания заслуживает обещание короля назначать в монастырь нового архимандрита лишь по представлению князей и дворянства Киевской земли. Это одна из первых попыток сословных организаций дворянства заменить великокняжеский патронат над церковными учреждениями своим собственным. Митр. Макарий совершенно справедливо указывает, что король не был заинтересован в выполнении обещания и стремился назначать печерских архимандритов по собственному выбору. Однако шляхта не забыла о данных обещаниях, и власть была вынуждена идти ей на уступки. Так, в 1551 г. Сигизмунд II оказался вынужденным отменить свое распоряжение о передаче архимандрии Ивану Покровскому и передать ее Илариону, выбранному совместно монахами и жителями Киевской земли (Голубев. Киевский митрополит Петр Могила. Т. 1. С. 248–249). В 1576 г., передавая архимандрию Мелетию Хребтовичу, Стефан Баторий отметил в акте пожалования, что его назначения добивались на сейме «послове з земле Киевское... именем всех князей, панов, шляхты, обывателей земли Киевское» (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. 14). Установление патроната местной православной шляхты над Киево-Печерской лаврой помешало в XVII в. униатам подчинить обитель своей власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

£ukaszew. Dz. Koˆsc. wyzn. helw. w Litw. 1. 40–41 Нравственную перемену, совершившуюся в Сигизмунде Августе, можно видеть, между прочим, из собственноручного письма его к папе Пию V (17 окт. 1570 г.), где король «pontifici res suas conscientiae reconditas commendat [поверяет понтифику сокровенные дела своей совести (лат.)]», а также из письма папы к Сигизмунду Августу (5 дек. 1570 г.), где папа выражает свою радость по тому случаю, что король взял назад свой приказ, которым незадолго пред тем дозволил было последователям августанского исповедания иметь в некоторых церквах Варшавы свои собрания и отправлять богослужение (Theiner. Vet. monum. Pol. et Lit. 2. 801, 802 Наиболее важные статьи этой конституции 3 и 4. Volum. Legum. 2. Р. 124–125 Акт. Вилен. ком. 8. 1 Вилен. археогр. сборн. 3. 29. С. 48–56 Ioannis Demetrii Sulicovii Commentarius brevis rerum Polonicarum a morte Sigismundi Augusti. P. 123–126. Dantisci, 1647 Koja³owicz. Miscell. P. 113, 114 Самые грамоты короля и папы напечатаны целиком у Лукашевича — Historia Szkˆo³ w Koronie i Wielkiem ksiêstwie Litewsk. 4. 2–10. Poznaˆn, 1851 Архив Юго-Запад. России. 1. 16. С. 74 Сказания князя Курбского. С. 277. Изд. 2 Сказания кн. Курбского. С. 277–278, 281–286, 294–300 См. Предисловие Скарги ко второму изданию его книги а свидетельство Поссевина — у Старчевск. Hist. ruthen. script. exteri. 2. Р. 286 Сказания кн. Курбского. С. 254, 266–271, 281–287 Сказания кн. Курбского. С. 272–275, 287 Gvagnini Moscoviae descriptio, у Старчев. 1. Р. 17 А. З. Р. 3. 43 и прим. 34 А. З. Р. 3. 46 Грамота об этом короля напечатана у Крашевского — Wilno. 3. S. 51–52 Снес. А. З. Р. 3, прим. 8 Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 1. 7, 12. С. 24, 27, 52–53 Этот Андрей Русин назначен на епархию, вероятно, тотчас после Ионы, взятого на митрополию. А. З. Р. 3. 47 Архив Юго-Запад. России. Ч. 1. Т. 1. 8 Вилен. археогр. сборн. 6. 24. 26 Грамота Сигизмунда Августа от 15 февр. 1569 г. на имя новогр. воеводы Павла Ивановича Сапеги помещена в подтвердительной на нее грамоте Сигизмунда III (от 15 янв. 1610 г.), копия с которой есть в архиве бывших униатских митрополитов при Св. Синоде (по Описи . 151).

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл провел совещание по Программе строительства православных храмов в столице 25 июля 2023 г. 14:12 25 июля 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось совещание по Программе строительства православных храмов в г. Москве. В совещании приняли участие: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством г. Москвы; архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Верейский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , управляющий Восточным и временный управляющий Юго-Западным викариатствами г. Москвы; епископ Наро-Фоминский Парамон , управляющий Северным и Северо-Западными викариатствами г. Москвы; епископ Сергиево-Посадский Фома , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры , управляющий Южным викариатством г. Москвы; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии, управляющий викариатством Новых территорий г. Москвы; иерей Кирилл Марковский, и.о. куратора тюремных храмов УФСИН России по г. Москве, помощник начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими; иеромонах Никандр (Пилишин), и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; монахиня Феодора (Сергеева), главный бухгалтер Московской Патриархии. В совещании также участвовали настоятели строящихся храмов российской столицы: Юго-Восточное викариатство Северо-Восточное викариатство Западное викариатство Восточное викариатство Юго-Западное викариатство Северное викариатство Северо-Западное викариатство Южное викариатство Викариатство Новых территорий Комиссия по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы В ходе заседания были рассмотрены актуальные вопросы строительства ряда столичных храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/6045027.ht...

Вблизи церкви стоит здание другой маленькой церкви с круглым византийским куполом. Сторож говорил, что несколько лет тому назад приезжали какие-то (как он выражался) инженеры, забрали оттуда всю утварь и иконы и заперли церковь, объявивши, что ее будут починять, но с тех пор никаких починок там не производилось. Церковь стоит запертою и ни для кого непроницаемою. Против этих церквей, во внутренней стороне внешней стены существуют еще пещеры с широкими аркообразными входами; там, как говорят, были когда-то конюшни, а в опустелом каменном отдельном строении находилась, как должно думать, в старое время «государева зелейная казна» (склад пороха и огнестрельных снарядов)... Публикуется по изданию: «Автобиография Н. И. Костомарова . Под редакцией В. Котельникова» (М., 1922), выпущенному в серии «Библиотека мемуаров». Автобиография была продиктована Н. И. Костомаровым жене Алине Леонтьевне летом 1875 г. во время пребывания в ее имении в с Дедовцы (ныне Прилукского р-на Черниговской обл.). В летние месяцы 1876 и 1877 гг. этот текст был пополнен заметками о посещении Валаама и Нарвы. В последующие годы были сделаны лишь некоторые дополнения и исправления. В 1881 г. перед поездкой на Кавказ Н. И. Костомаров сделал еще несколько поправок и, надписав собственноручно на первом листе посвящение, больше к автобиографии не прикасался. Впервые она была напечатана в сокращенном виде (опущены главы 4, 8 и 9, сделаны купюры и в других главах) в 1890 г. в «Литературном наследии». Глава 4 впервые опубликована в 1910 г. в апрельском номере «Вествика Европы». В том же году в юбилейном сборнике «Литературного фонда» была помещена глава 9; глава 8 увидела свет в 1917 г. в журнале «Голос минувшего» 5 – 6). Существует еще один вариант «Автобиографии», записанный Н. А. Белозерской со слов Н. И. Костомарова («Русская мысль», 1885, 5 – 6), однако он не был просмотрен Н. И. Костомаровым и по этой причине не может служить объективным источником. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ Н. И. КОСТОМАРОВЫМ АЗР, А. Зап. Рос. и т. д. – Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1851. Т. IV; СПб., 1853. Т. V. АЮ и З. Рос. – Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею, СПб., 1863. Т. Ш. Арх. Юго-З. Р., Арх. Юго-Зап. Рос. и т. д. – Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. Киев, 1861. Ч. II. Т. 1; Киев, 1863. Ч. III. Т. 1. Имп. Публ. Библ., автогр., рук. (рукоп.), польск., славянск. – Императорская Публичная библиотека, автограф, рукопись, польская, славянская Иссл. Пог. – Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1846 – 1857. Т. I – VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл провел совещание по Программе строительства православных храмов в Москве 22 ноября 2022 г. 19:51 22 ноября 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось совещание по Программе строительства православных храмов в г. Москве. В совещании приняли участие: архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Верейский Пантелеимон , управляющий Восточным и временный управляющий Юго-Западным викариатствами г. Москвы; епископ Наро-Фоминский Парамон , управляющий Северным и Северо-Западными викариатствами г. Москвы; епископ Одинцовский и Красногорский Фома , управляющий Западным викариатством г. Москвы; иеромонах Ермоген (Бурыгин) , и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; монахиня Феодора (Сергеева), главный бухгалтер Московской Патриархии. В совещании также участвовали настоятели строящихся храмов российской столицы: Юго-Западное викариатство Восточное викариатство Северное викариатство Северо-Западное викариатство Южное викариатство Западное викариатство Юго-Восточное викариатство Северо-Восточное викариатство В ходе заседания были рассмотрены актуальные вопросы строительства ряда столичных храмов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5979471.ht...

73. Системных исследований нет. См.: Архангельский А.С. Борьба с католичеством и западнорусская литература конца XVI – первой половины XVII вв.: В 2 т. М., 1887. Т. 1; Барац Г.М. Повести и сказания древнерусской письменности, имеющие отношение к евреям и еврейству//Киевская старина. 1906. Март–апрель; Берлин И. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пг., 1919; Вихнович В. А.Я. Гаркави и его труды по истории евреев в России//Исторические судьбы евреев в России и СССР: Начало диалога: Новая еврейская библиотека. М., 1992; Гессен Ю. История еврейского народа в России. М.; Иерусалим, 1993; Завитневич В.З. Палинодия Захария Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики VI и XVII вв. Варшава, 1883; Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.; Л., 1955; Левицкий О.И. Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси в XVI–VII в.//Киевская старина. 1882 (см.: Архив Юго-Западной России. К., 1883. Ч. I. Т. VI); Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. СПб., 1904; Плисс В. Статьи о Симеоне Будном и реформации в Литве//Христианское чтение. СПб., 1914. 2, 9, 10; Преображенский А.В. Латинская ересь в русском пении XVII в.//Орфей. 1921. 1; Прохоров Г.М. «Стязания» с иудеями по сборнику Кирилла Белозерского (РНБ. Кир.-Бел. собр. XII)//Там же. Т. 52; Он же. Иоанн Кантакузин: Диалог с иудеем: Слово 1–8: (Славянский XIV в. и современный переводы)//Там же. Т. 41–49; Он же. Прение Григория Псаламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих»//ТОДРЛ. М.; Л., 1972. Т. 27; Славяне и их соседи: Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы: Средние века – начало Нового времени. М., 1993; Хоулетт Я.Р. Свидетельство архиепископа Геннадия о ереси «новгородских еретиков жидовская мудрствующих»//Там же. 1993. Т. 46; Цветаев И.В. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII вв. М., 1886; Шмурло Е.Ф. Римская Курия на русском православном востоке в 1609–1654 гг. Прага, 1954; Он же. Русские католики конца XVII в.//Записки Русского Научного ин–та в Белграде: Вып. 3. 1931; и др.

http://pravoslavie.ru/36982.html

Все указанные меры, по сути, являлись лишь реакцией Патриарха Иоакима на просьбы, исходившие от украинского духовенства и не могут рассматриваться как стремление самого Предстоятеля Русской Церкви ограничить в правах митрополита Гедеона. То же самое можно сказать и о последовавшем в 1688 г. изменении титула Гедеона (Святополк-Четвертинского): если прежде он именовался «митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси», то теперь прибавка «всея Руси» была устранена. Это было вполне логично, поскольку, во-первых, власть митрополита отнюдь не распространялась на всю историческую территорию Руси, а во-вторых, прибавка «всея Руси» уже наличествовала в официальной титулатуре Предстоятеля Русской Церкви. Таким образом, главным итогом воссоединения Киевской митрополии с Московской Патриаршей кафедрой стало умиротворение церковной жизни левобережной Украины, избавившейся от прежних нестроений периода т.н. «великой руины». Источники: 1. Архив Юго-Западной России. Киев, 1872. Ч. 1. Т. 5. Литература: 1. Барсуков Н.П. Всероссийский Патриарх Иоаким Савелов. СПб., 1891. 2. Богданов А.П. Русские Патриархи. Т. 2. М., 1999. С. 254-280. 3. Власовський I. Нарис Церкви. Т. 2. 1998. С. 292-343. 4. Смирнов П. Иоаким, Патриарх Московский. М., 1881. 5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен//Сочинения. Кн. 7. Т. 13-14. М., 1991. С. 355-424. 6. Терновский С. Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому Патриархату//Архив Юго-Западной России. Киев, 1872. Ч. 1. Т. 5. С. 1-172. Комментарии ( 6): Александр Кравцов, Киев 09 декабря 2009г. 13:23 Автор использовал литературу московской стороны и не познакомил нас с литературой греческой/турецкой и польской сторон :( Сергей Сидоренко, Харьков 10 декабря 2009г. 16:37 Статья просто умиляет. Спасибо, что наконец-то разъяснили нам, хохлам неразумным, об обстоятельствах Исторического Воссоединения. Сразу радует первая фраза статьи: " Захват значительной части земель Киевской Руси Литвой и Польшей в XIV-XV вв. привел к разделению прежде единой Русской Православной Церкви " . Я-то, грешник, думал, что сие название РПЦ обрела только при Сталине, а до того называлась Православной Греко-Кафолической Российской Церковью, но вот историк нам разъяснил, что Русская ПЦ существовала уже тогда.

http://bogoslov.ru/article/519696

193, 198). Его попытки подчинить своей власти Уневский и Онуфриевский монастыри несомненно диктовались тяжелым материальным положением Львовской кафедры. По отношению к Уневскому монастырю его действия имели определенную правовую основу, так как в декабре 1548 г. Ян Тарновский передал А. Балабану свои права на Уневский монастырь, и это было санкционировано королем (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 10. 17; Dworzaczek. Hetman Jan Tarnowski. S. 246). Он позднее ссылался несомненно на этот документ, оспаривая действия митрополита. Однако, привыкший решать дела методами, принятыми в среде шляхты на землях, граничивших со степью, где вооруженные наезды вовсе не были редкостью, епископ действительно так обращался с монахами, что 20 ноября 1549 г. Сигизмунд II лишил его патронатных прав и предписал возместить нанесенный монастырю ущерб (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 10. 196). О последующем развитии конфликта между А. Балабаном и Уневским монастырем см.: AGZ. T. 10. 867–868, 890, 902, 915. При описании положения Западнорусской Церкви на территории Галичины митр. Макарий по существу ограничился характеристикой фактов, связанных с восстановлением Львовской епископии. Существуют свидетельства, что в соседних пределах имели место благоприятные для православных события. Так, Сигизмунд I, а затем и королева Бона подтвердили прежние пожалования Холмской и Перемышльской кафедрам (Площанский. Прошлое Холмской Руси. Ч. 1. С. 141; Добрянский. История епископов. С. 33, 42–43, 52). Однако в октябре 1533 г., в момент, когда Холмская кафедра была вакантной, Сигизмунд I приказал отобрать у нее несколько сел и передать их католическому епископству в Холме. Новый епископ Иона Сосновский в начале 40-х гг. XVI в. обратился в суд, объявив предпринятые действия незаконными. Король,— заявил во время судебного разбирательства представитель епископа,— «как господин Церквей Русской и Римской торжественно обещал своим королевским словом при своей коронации... сохранять в целости права обеих Церквей, преимущества их и вольности», поэтому он «по закону права и справедливости не мог отчуждать у Русской Церкви упомянутое село и передать его Римской кафедральной церкви» (Акты Виленской археографической комиссии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АрмСЭ Армянская советская энциклопедия: В 12 т. Ереван, 1974-1986 (на арм. яз.) Архив РИ Архив русской истории/РГАДА. М., 1992-. Вып. 1-. АрхПр Археографски прилози. Београд, 1979-. АрхЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссиею для разбора древних актов. К., 1859-1911. 8 ч. 35 т. АСЗ Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в.: Сб. док-тов/РГАДА; Сост.: А. В. Антонов. М., 1997. Т. 1; 1998. Т. 2; 2002. Т. 3 АСЗР Археографический сб. документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси/Изд. при Упр. Виленского учеб. окр. Вильна, 1867-1904. 14 т. АССЕМ Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, 1506-1608 гг./РГАДА. М., 1998. (Акты рус. мон-рей) АСЭИ Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в./Отв. ред.: Б. Д. Греков. М., 1952-1964. 3 т. АСЭИСР Акты социально-экономической истории Севера России кон. XV-XVI в. Л., 1988. [Вып. 1]: Акты Соловецкого монастыря, 1479-1571 гг./Сост.: И. З. Либерзон; 1990. [Вып. 2]: То же, 1572-1584 гг. АФЗХ Акты феодального землевладения и хозяйства, XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1951-1961. 6 вып. Афонский патерик Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. М., 1897, 1994р, 2002р. 2 ч. АЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. СПб., 1836. 4 т. АЮБДР Акты, относящиеся до юридического быта Древней России/Ред.: Н. Калачов. СПб., 1857. Т. 1; 1864. Т. 2; 1884. Т. 3 АЮЗР Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. К., 1863-1892. 15 т. Бакмейстер. Известия Бакмейстер Л. И. Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи. СПб., 1771-1774. 4 т. Барсов. Сборник Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885 Барсуков.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=2

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010