Право «патронатства» и, в частности, право «подаванья» основывались на владельческом праве. Литовские государи признавали себя верховными владельцами и господарями всех земель великого княжества Литовского, следовательно, и всех находившихся в нем земель и имений церковных, которые принадлежали кафедрам православных архиереев, православным монастырям и церквам. На этом основании литовские государи усвояли себе право подавать, или раздавать по своему усмотрению, архиерейские кафедры, монастыри и церкви и считаться их патронами, почему и называли себя «верховными подателями стˆолиц (столов-кафедр) духовных и всех хлебов духовных», также «верховными подавцами и оборонцами церквей Божиих» и под. (Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 1. 13 А. Зап. России. 4. 19 и др. Впрочем, по отношению к монастырям и церквам право подаванья литовско-польских королей было ограничено: они пользовались этим правом по отношению только, во-первых, к тем монастырям и церквам, которые находились в их собственных, королевских имениях, и, во-вторых, к тем, которые не находились в имениях других владельцев, светских или духовных, а находились вообще на государственной территории, принадлежавшей королю. По примеру своего государя и все прочие землевладельцы в Литовском крае, как светские, так и духовные, усвояли себе право патронатства и подаванья по отношению ко всем тем монастырям и церквам, которые находились в их имениях. Наконец, король нередко жаловал право патронатства и подаванья по отношению к монастырям и церквам, находившимся в его собственном господарском «шафунку» (распоряжении), не только частным лицам, светским и духовным, архиереям, протопопам и др., но и целым обществам того или другого города и церковным братствам. Акт. историч. 1. 270 Нашей «Истор. Р. Церкви» 6. 35–45 П. собр. русск. лет. 6. 167 Назначение и посвящение Григория в митрополита Киевского несправедливо относили к 1442 г. (Dubowicz. Hierarhia abo. S. 181, we Lwowie, 1644 Kulczyñski. Specimen Ecclesiae Ruthenicae. Р. 21. Romae, 1733 и др.), как заметил еще униатский писатель Стебельский (Chronologia, rodz. 1. S. 47, w Wilnie, 1782

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Постепенно в руках у историка стал накапливаться обширный архивный материал. Зачастую он выходил за хронологические рамки исследования и поэтому не вся масса документов могла быть целиком включена в сочинение. Между тем возникало желание ввести собранные исторические материалы в научный оборот. С этой целью С.Г. Рункевич обратился в редакцию «Минских Епархиальных Ведомостей» с предложением начать в них публикацию документов, касающихся истории Минской архиепископии, причем материалы брался предоставлять бесплатно, без всякого гонорара 107 . Тогдашний редактор «Ведомостей», инспектор Минской духовной семинарии А.И. Черницын 108 , охотно откликнулся на предложение С.Г. Рункевича . С декабря 1891 года в «Минских Епархиальных Ведомостях» началось печатание присылаемых С.Г. Рункевичем документов под общим заглавием «Материалы для истории Минской епархии». В предисловии к публикации молодой историк писал: «Тринадцатого апреля 1893 года исполнится только столетие со дня учреждения Минской епархии, а между тем и за этот, сравнительно недолгий, период своего существования Минская епархия представляет такое богатство исторической жизни, что в этом отношении едва ли может сравниться с нею какая-либо другая из российских епархий, кроме разве Киевской. Довольно сказать, что Минская епархия успела выделить из себя такие три громадные епархии, как Волынская, Подольская и Литовская; кроме того, ее части отошли к епархиям: Киевской, Екатеринославской, Подольской и др. Таким образом, история Минской епархии тесно связана с церковной историей всего западнорусского края. Между тем, для истории Минской епархии, собственно в ее нынешних пределах, сделано очень мало, а это в то время, когда для отошедших от нее окраин сделано довольно значительно. В Вильне, том за томом, выходят в свет «Акты Виленской Археографической Комиссии» и «Археографический Сборник»; в Киеве – «Архив юго-западной России»; в Витебске – «Витебская Старина»: во всех этих исторических сборниках местной церковной истории отведено видное место. Кроме того, на страницах киевских, литовских, волынских и других епархиальных ведомостей то и дело появляются различные исторические документы – то в целом виде, то в большей или меньшей обработке. Только в Минске местной истории как-то несчастливилось. После издания в 1848 году «Собрания древних грамот и актов городов в Минской губернии» в Минске не было обнародовано в печати из исторических документов почти ничего, так что в чужеместных изданиях можно найти гораздо более материалов для минской истории, нежели в изданиях минских» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Т.2. Сергиев Посад. 1912, стр. 457. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Москва 1891, стр. 87—88. История патриархов иерусалимских. Кн. 10. Ч.3. Гл. 1. Пар. 9. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 69. Архив Юго-Западной России. V, стр. 154. Грамота государю от 2 июня 1702 года. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 42. Там же. Приложение 11, стр. 56 См. Об этом подробно проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 440 Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 64. Там же. Приложение 15, стр. 67 Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Москва 1891, стр. 103-104. См. Там же, стр. 108-109 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.1. СПб. 1868. Приложения, стлб. ССССП Греческие дела 1702 г. Н.Ф.Каптерев. Сношения патриарха Досифея, стр. 172. Проф. В.О.Ключевский. Курс Русской истории. Ч.4. Москва. 1910, стр. 285-292 Проф. В.О.Ключевский. Курс Русской истории. Ч.4. Москва. 1910, стр. 297 У проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 474 Там же У проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 471-472 Полное собрание Законов Российской Империи, т. 5. СПб. 1830. стр. 468 См. Об этой гимназии у проф. В.О.Ключевского. Курс русской истории, ч. 4, стр. 322-327 Историческое известие о Московской Академии, сочиненное в 1726 году от Справщика Федора Поликарпова, и дополненное Преосвященным Епископом Смоленским Гедеоном Вишневским. Древняя Российская Вивлиофика, ч. 16. Москва 1791, стр. 302-303 С.К.Смирнов. История Славяно-Греко-Латинской Академии, стр. 81-82 Полное Собрание Законов, т. 5. 2978, стр. 189 Полное Собрание Законов, т. 5. 3182, стр. 554 Полное Собрание Законов, т. 5. 2978, стр. 189 Греческие дела 1702 г. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством, стр.172 См у С.К.Смирнова. История Славяно-Греко-Латинской Академии, стр. 142-143 С.К.Смирнов. История Славяно-Греко-Латинской Академии. Москва. 1879, стр. 13-22 Проф. А.С.Павлов. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПБ. 1878, стр. 192, 195, 152 Проф. Свящ. П.А.Флоренский. Разум и диалектика. Богословский Вестник. 1914. Т.3, стр.87 Архиепископ Сергий. Православное учение о спасении. Изд. 4. СПБ. 1910, стр. 5-6 Доказательство апостольской проповеди, гл, 99. Слово 38. Творений 4. 3. Изд. 3. Москва. 1889, стр.202-203, 205 Макарий, митрополит Московский. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия, § 98 Ср. Отзыв А.С.Хомякова о трудах митр. Макария в письме к А.Н.Попову от 22 окт. 1848 года: " Макарий провонял схоластикой " . См. Проф. В.З.Завитневич. Алексей Степанович Хомяков. Т.1. Кн.1. Киев, 1902, стр. 973 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/218/...

Уже в 1497 г. на этой почве вспыхнул конфликт между православными мещанами Перемышля и городской радой, который рассматривал король Ян Ольбрахт (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 10. 4). Ян Ольбрахт удовлетворил требования православных мещан, а Сигизмунд I, подтверждая в 1519 г. это решение, разрешил им приносить присягу в церкви (а не в костеле), но в соответствии с формулой, принятой в суде. Действие этого решения не распространялось на Львов, и львовским православным мещанам пришлось своими силами вести борьбу за гражданское равноправие. Заслуживает внимания, что королевская комиссия, разрешая православным мещанам приносить присягу в суде, ссылалась на то, что православные шляхтичи не только без всяких ограничений приносят судебные присяги, но и занимают различные уряды (см. подробнее об этом: Грушевський. Icmopiя Т. 5. С. 242–243). Этот пример показывает, что описанные митр. Макарием формы дискриминации православного населения были характерны главным образом для городских общин, где в их сохранении прежде всего была заинтересована патрицианская польско-немецкая верхушка, в руках которой находилась власть в городе. Отмеченные митр. Макарием ограничения свободы отправления православного богослужения во Львове имели место и в других городах Галичины, например в Перемышле, где против этих ограничений выступил еп. Антоний. Однако решением Сигизмунда I (1512) ограничения были оставлены в силе (£api?nski. Zygmunt Stary. S. 123–124). Неточность: польские паны не участвовали в работе гродненского сейма и не имели отношения к решению вопросов, касавшихся внутренней жизни великого княжества Литовского. Сомнения митр. Макария в подлинности грамоты 1522 г., которые разделяли и другие исследователи, связаны с тем, что в течение длительного времени текст этого документа был известен только по униатскому изданию 1632 г. Основания для сомнений отпали, когда в рукописных сборниках обнаружились ранние списки этого документа официального происхождения (Acta Tomiciana. T. 6. 36. S.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

К. К вопросу об ограничении политических прав православных князей, панов и шляхты в великом княжестве Литовском до Люблинской унии//Сб. статей, посвященных В. О. Ключевскому. М., 1909. С. 13–15; Chodynicki K. Geneza r?ownouprawnienia schyzmatyk?ow w W. K. Litewskim. Przegl¹d historyczny. 1919–1920). Речь идет о братьях Ходецких, у которых в 1509 г. было отнято право назначения наместников и передано Львовскому архиепископу, поэтому они и старались нанести архиепископу ущерб, поддерживая православных. Вероятно, именно при их содействии было принято само решение о назначении Гдашицкого, так как в 1522 г. король дважды поручал его именно опеке Ходецких (AGZ. 1884. T. 10. 329 (s. 21), 335 (s. 22); Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 10. 8). Отто с Ходча был русским воеводой и старостой галицким, коломыйским и снятинским, а Станислав — старостой львовским. Без их содействия Львовский архиепископ не мог ничего предпринять против Гдашицкого. Грамота 1533 г. свидетельствует, с одной стороны, о стараниях верховного правителя укрепить юрисдикцию православной иерархии над ее паствой, а с другой — о сравнительно малой результативности этих усилий. И то, и другое станет понятным в контексте исторического развития великого княжества Литовского в 1-й трети XVI в. Это было время существенного ослабления великокняжеской власти. С начала правления Сигизмунда I регулярно созываются сеймы, без санкции которых господарь не мог собирать налоги и издавать новые законы. Ослабление монархии, в частности, отражается на материальной базе ее правителей: не имея возможности устанавливать налоги по своему усмотрению, постоянно испытывая финансовые трудности, они вынуждены закладывать земли господарского домена, которые переходили в руки ссужавших их магнатов. Как показывают материалы ревизии 1545 г. на Волыни, в руках господаря здесь остались лишь 3 города — Луцк, Владимир и Кременец, а остальные крепости и волости перешли в частное владение. Но великокняжеская власть сохранила свой традиционный патронат над Церковью, и господарь по-своему был заинтересован в определенном укреплении ее позиций в обществе, хотя его действия не могли быть очень эффективными. Магнатам принадлежали огромные владения, представляющие, по существу, своеобразные полугосударства, в их руках находилась судебно-административная власть на местах, и от какой-либо доли этой власти они не хотели отказываться, в том числе и в пользу Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Примерно то же следует сказать о южной части митрополичьей области, охватывавшей территорию Киевской земли. Следует учитывать, что для XV–XVI вв. архивы местных учреждений почти не сохранились, и о положении Церкви здесь можно судить в основном по материалам, вошедшим в состав книг Литовской метрики, которые интенсивно публиковались в середине — 2-й половине XIX в. в изданиях, хорошо известных митрополиту Макарию, и архива униатских митрополитов, материалы которого историк специально изучал. Круг источников впоследствии существенно расширился после работы исследователей в архивах киевских монастырей, прежде всего Киево-Печерского и Николо-Пустынского, и наблюдения митрополита Макария, касающиеся этих двух обителей, в настоящее время могут быть существенно дополнены . Иначе обстоит дело с Волынью — территорией Владимирской и Луцкой епархий. Особенность этого района — в наличии здесь большого собрания книг местных судебных учреждений Владимира Волынского, Луцка, Кременца. Разумеется, документы из этих книг, как и документы из книг Литовской метрики, касающиеся Волыни, публиковались с середины XIX в. в ряде изданий, использованных высокопреосвященным Макарием (таких, как «Архив Юго-Западной России» и др.), но они далеко не исчерпали богатства этого собрания. К тому же оставались неизданными архивы ряда волынских монастырей (часть из них во 2-й половине XIX в. хранилась в Почаевской лавре). Важные сведения, о церковной жизни на Волыни содержались также в документах, находившихся в недоступных для митрополита Макария рукописных собраниях польских магнатов, унаследовавших владения православных князей Волыни, публиковать материалы из этих собраний стали уже после смертиисторика . Отсюда ряд важных пробелов в его характеристике церковной жизни этих епархий. Пробелы эти в известной мере восполнили исследования Н. И. Теодоровича, где достаточно широко использованы отмеченные выше источники . К сожалению, эти работы Теодоровича охватывают не всю территорию Волыни. В состав Владимиро-Волынской епископии в XV–XVI вв. входила и наиболее западная, пограничная с Польшей, часть великого княжества Литовского — Берестейско-Дрогичинская земля, носившая в то время название Подляшье (значительная часть этой территории в настоящее время входит в границы Польской республики). Церковная жизнь на этой территории в «Истории Русской Церкви» оказалась практически не освещенной, вероятно, потому, что не были изданы документы, касающиеся истории православной Церкви на этой территории: актовые книги местных учреждений, местные церковные архивы. Уже после выхода в свет «Истории» митрополита Макария появились исследования и публикации документов о положении православной Церкви в этом районе .

http://sedmitza.ru/lib/text/436014/

4 выпуска в год Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения (Духовный учено-литературный журнал). М. – Сергиев Посад, 1863–1917 Неопределенно С 1871 года – ежемесячно, с 1916 года – 4 раза в год. С 1872 года заглавие в без слова «Московском» Чтения в церковно-археологическом обществе при Киевской Духовной Академии. Киев 1883–1916 Неопределенно, всего 14 выпусков Являются оттисками из журнала «Труды Киевской Духовной Академии, 1901–1916 Чтения Варшавского общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Варшава, 1904. 1 выпуск Является оттиском из «Холмско-Варшавского епархиального вестника» за 1903 год Акты юридические. СПб., 1838 Акты исторические, собранные и изданные Археологической комиссией. Т. 1–5. СПб., 1841–1842. Акты Московского государства, изданные императорской академией наук. Т. 1–3, СПб., 1890–1901 Акты, собранные в библиотеках и архивах российской империи Археологической экспедицией Академии наук. Т. 1–4. СПб., 1836 Акты Московского государства, изданные императорской Академией наук, СПб., 1894–1901. Акты, относящиеся к истории южной и западной России. Т. 1–14. К., 1863, 1889 Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 1–5. Спб., 1946–1853 Акты и документы, относящиеся к истории Киевской духовной академии. К.., 1904–1907, 1911 Архив Юго-Западной России. К., 1864 Всеподданейший отчет Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1836–1863, 1866–1914. СПб., 1906–1916 Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Изд. На французском и русском языках. Париж, 1950–1975 Вестник Восточно-азиатского экзархата Московской Патриархии (Журнал на русском языке). Харбин (Китай), 1947 Вестник Православия. Журнал на русском и голландском языках. Изд. Православного викариатства Московской Патриархии в Голандии. 1851 Вестник Православного Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии.. Журнал на русском языке. Прага, 1948–1951 Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

учреждена в 1843 г. Комиссия издавала «Памятники» (1845-1859. 4 т.), «Древности» (в них печатались результаты археологических раскопок) и «Архив Юго-Западной России» (1859-1914. 8 ч.). В 1-й и 3-й сериях опубликовано большое число документов по истории правосл. Церкви на Украине (преимущественно в XVI-XVII вв.), ее взаимоотношений со светской властью, католич. и униатской Церквами и о правосл. братствах. Виленская комиссия для разбора и издания древних актов как постоянное учреждение основана в 1864 г. для разбора и издания документов Виленского центрального архива. Основное издание - «Акты Виленской комиссии для разбора древних актов» (1864-1914. 38 т.). Тома 16 («Документы, относящиеся к истории церковной унии в России»), 19 («Акты, относящиеся к истории бывшей Холмской епархии»), 33 («Акты, относящиеся к истории Западнорусской Церкви») целиком посвящены истории Церкви, значительное число материалов по истории правосл. Церкви в Белоруссии (преимущественно экономического характера) опубликовано и в др. томах. Кавказская А. к. основана в 1864 г. для разбора архива Главного управления Кавказского наместника. Комиссией издано 12 томов актов на рус. и вост. языках (Тифлис, 1866-1904). А. к. при Московском археологическом об-ве основана в 1896 г., издавала «Древности: Тр. Археогр. комис. при МАО» (1898-1913. 3 т. в 5 вып.), где среди публикаций преобладают материалы по церковной археологии, визант. и древнерус. искусству и лит-ре. А. к. Российской АН создана в 1956 г. по инициативе академика М. Н. Тихомирова в целях координации работ в области археографии (первоначально называлась «Археографическая комиссия при Отделении истории АН СССР»). В наст. время является центром координации, выявления, сбора (в т. ч. археографическими экспедициями), описания, изучения письменных памятников отечественной истории и культуры, а также исследований в области смежных с археографией историко-филологических дисциплин: архивоведения, палеографии, текстологии, кодикологии, филиграноведения. С 80-х гг. XX в. значительное место в деятельности комиссии занимают также историческое краеведение, генеалогия и др. специальные исторические дисциплины. С 1957 г. комиссия издает «Археографический ежегодник». Крупными научными программами, осуществляемыми комиссией, являются создание «Сводного каталога славянорусских рукописных книг» (по XVI в. включительно), хранящихся в РФ, др. странах СНГ и в странах Балтии (издан т. 1 - каталог рукописей XI-XIII вв. (М., 1984)), и «Каталога личных архивных фондов отечественных историков с XVI в. до наших дней» (вышел в свет вып. 1: XVIII в. М., 2001). Комиссия имеет отд-ния: С.-Петербургское (с 1968 издает ежегодник «Вспомогательные исторические дисциплины»), Северное, Уральское, Южно-Уральское, Сибирское, секцию вост. археографии.

http://pravenc.ru/text/76462.html

Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – С. 16–17; Щеглова Я. А., Васильева М. В. Научные чтения, посвященные памяти М. Я. Сюзюмова, по теме «Континуитет и дисконтинуитет в Византии» (Севастополь, 15–19. IX. 1989 г.)//ВВ. – 1992. – Т. 53. – С. 208; Антонова И. А. Раскопки в цитадели Херсонеса//Археологические исследования в Крыму. 1994 год: Сб. науч. ст. – Симферополь, 1997. – С. 21; Антонова И. А. Административные здания херсонесской вексилляции и фемы Херсона (по материалам раскопок 1989–1993 гг.). – С. 14–18, рис. 5; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 537–539, 716, 31. 1345 Лепер P. X. Дневник раскопок у башни Зенона//X. сб. – 1927. – Вып. 2. – С. 101; Антонова И. А. Административные здания... – С. 16. 1346 Антонова И. А. Отчет о раскопках в «цитадели», юго-восточный район Херсонеса 1989 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2978. – Л. 2. 1348 Антонова И. А. Отчет ... 1989 г. – Л. 45. Уже К. Э. Гриневич обратил внимание на многочисленность монет Василия I и Романа I, обнаруженных при раскопках крайних западных помещений здания, хотя здесь встречались и единичные находки монет Льва V и Феофила (см.: Гриневич К. Э. Отчет о херсонесских раскопках 1926 года... – С. 272, 291–293). 1349 В постройке оказался клад из 40 монет рубежа XI–XII вв., что тоже указывает на время, к которому здание комплекса претория, еще существовавшее в 1056 г., было уже заброшено (Антонова И. А. Отчет...1989 г. – Л. 10; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 539). 1350 Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. – Екатеринбург, 2001. – С. 144, 145; ср.: Латышев В. Этюды по византийской эпиграфике. 3: Надпись времени Исаака Комнина, найденная в Херсонесе//ВВ. – 1895. – Т. 2. – С. 187, прим. 3. 1352 Храпунов Н. И. Преторий в средневековом Херсоне//Apxeoлoriя та emhoлori Cxiдhoi Европи: мamepiaлu i дocлiджehhя: Т. 3. – Одеса, 2002. – С. 148–149. 1353 Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытка осуществления церковной унии в Великом княжестве Литовском (последняя четверть XV — начало XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Примечания Бучиньский Б. Cmyдii з icmopii цepkobhoi yhii. II. Митрополит Гpuropiй//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1909. Т. 88. С. 20. Аттапп A. M. Zur Geschichte der Geltung der Florentiner Konzilsentscheidungen in Polen-Litauen: Der Streit ьвег die Gьlmigkeim der Griechentaufe//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1942. T. 8. N 3/4. P. 299. Бучиньский Б. Cmyдii. II. Митрополит Гpuropiй//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Т. 88. С. 14–15. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae/Ed. A. Theiner. Romae, 1861. T. 2. N 196 (далее: VMPL). Backus O. P. Motives of West Russian Nobles in Deserting Lithuania for Moscow, 1377–1514. Lawrence, 1957. P. 86. Akta grodzkie i ziemskie czasyw Rzeczypospolitej polskiej. Lwyw, 1878. T. 7. N 58. S. 115 (далее: AGZ). Kodeks dyplomatyczny katedry i diecezji wilecskiej. Krakyw, 1948. T. 1: (1387–1507). N 267 (далее: KDKW). Documenta pontificum Romanorum historiam Ucrainae illustrantia. Romae, 1953. T. 1. N 98. (далее: DPR). Полоцкие грамоты XII — начала XVI в./Сост. А. Л. Хорошкевич. М., 1978. Т. 2. 139–140. Архив Юго-Западной России. Киев, 1887. Ч. 1. Т. 7. С. 194–195 (далее: АЮЗР). Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.). М., 1875. С. 374–375. Acta Alexandri regis Poloniae. Krakyw, 1927. S. 391. Об этом путешествии см.: Halecki O. From Florence to Brest (1439–1596). Hamden (Connecticut), 1968 . P. 102. Kutrzeba S., J. Kopiarz rzymski E. Komisyi Historycznej. Krakyw, 1923. Ser. 2. T. 1. S. 75 (далее: Archiwum KH). Ibid. Упоминание о посещении им в Риме папы Сикста IV Я. Фиялек нашел в известном трактате Яна Сакрана «О заблуждениях русских» (Sakran J. Elucidarius errorum ritus Ruthenici. Krakyw, 1501. Fol. VII v.).

http://sedmitza.ru/lib/text/442979/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010