Христианский взгляд основывается на свидетельстве Библии , которая с первых же строк прямо говорит об изначальности монотеизма. Заповедь о почитании единого Бога стоит первой среди десяти основных заповедей Моисея и повторяется многократно и настойчиво в различных вариантах и ситуациях на протяжении всего как Ветхого, так и Нового Заветов. Объективным основанием к принятию библейского свидетельства является тот факт, что достоверность Библии как одного из древнейших исторических письменных источников подтверждается множеством научных и, прежде всего, археологических исследований 92 . Поэтому можно с достаточным основанием говорить о монотеизме как древнейшей религии человечества, который лишь позднее в силу ряда причин привел к появлению других религиозных форм. Назовем некоторые из этих причин. § 9. Многообразие религий Библия в качестве основного фактора, обусловившего угасание монотеизма и возникновение различных религиозных верований, называет нравственное развращение людей. Так, апостол Павел писал: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца ( Рим. 1, 21–25 ). Этими словами вскрывается психологическая основа и последовательность той духовной деградации, которая происходит с человеком при развитии в нем плотского ( 1Кор. 3, 3 ), языческого начала и подавления духовных запросов. В данном случае Апостол пишет лишь об одном из видов язычества, наиболее распространенном в Римской империи. Но причины, указанные им: гордость и неблагоговение к Богу (не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили), неверие, сосредоточение всех сил на целях только земной жизни (осуетились в умствованиях своих), нравственная распущенность (в похотях сердец их) привели к возникновению и других многочисленных видов язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Это было первое чудо Христа в Капернауме. В тот же день совершилось второе. Продолжим повествование Евангелиста Марка, знавшего многие подробности от апостола Петра, спутником и толмачом которого долгие годы был. Живые воспоминания Петра явственно звучат здесь в рассказе Марка: «Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им» ( Мк. 1:29–31 ). «Кажется, Симонова теща, – остроумно замечает Д. С. Мережковский, – получила бессмертье в Евангелии, как мошка в янтаре нетленная, только потому что слишком хотелось Петру увековечить первый день Господень в Капернауме, весь до последней черты. Эти-то именно, не нужные никому, никем, кроме очевидна, не запоминаемые черточки и внушают нам, может быть, наибольшую веру в историческую подлинность евангельских свидетельств». И первое, и второе исцеления (бесноватого и Петровой тещи) Господь совершает в субботу – и никто не решается упрекнуть Его в нарушении запрета делать что-либо в день «покоя». «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих» (Мк. 1:32–34). Только и ждали солнечного захода, конца субботы, чтобы начать «работу» – носить больных. Дом Симона Петра сохранился. Конечно, лишь камни фундамента. Древняя церковь , построенная на этом месте в византийское время, в IV-V вв., ровесница «Белой синагоги», свидетельствует о том, что обе религиозные общины, христиане и иудеи, в Капернауме мирно сосуществовали. Раскопки 1970-х гг. выявили последовательность трех археологических состояний. К евангельскому времени относится комплекс жилых помещений, один из беднейших в городе, который с самого начала почитался, очевидно, как «Дом апостола Петра». На второй стадии (III-IV вв.) литургические потребности местной христианской общины заставили расширить первоначальную церковь -дом: к ней присоединили атриум с востока и служебные помещения в северной части. Дом был при этом окружен церковной оградой. Тем же периодом (IV в.) датируются знаки и граффити, процарапанные на сохранившихся фрагментах стен. Наконец, в середине V в. над домом была воздвигнута центрическая в плане церковь – два концентрических, один в другом, восьмерика – с пятигранным портиком перед западной дверью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

" Я с вами до скончания века… " С того дня 1898 года, когда перед закрытием выставки христианского искусства в Париже археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик Туринской плащаницы, представленной на выставке в качестве плохо сохранившегося творения раннехристианских художников и обнаружил, что изображение на ткани - негатив, ученые вот уже более ста лет пытаются и не могут разгадать тайну загадочного полотнища. Используются самые совершенные методы анализа и самая современная аппаратура; проводятся сложнейшие эксперименты; выдвигаются различные научные гипотезы, но результаты, кажется, не приближают, а только отдаляют решение проблемы, и миллионы - как верующих христиан, так и людей, далеких от веры, задаются вопросом: что же такое Туринская плащаница? Интерес вызывает не только занимательная научная загадка с элементами детектива, всегда привлекательного для широкой публики. С Туринской плащаницей сопряжено нечто куда более серьезное; не будет преувеличением сказать, что от того, какой ответ мы дадим на предложенный вопрос, во многом зависит отношение людей XXI века к Христу и Христианству. Восприятие Иисуса либо останется таким, каким оно сложилось на протяжении последних двух столетий, либо изменится радикально... Так что же такое Туринская плащаница? Достоверной истории плащаницы около 650 лет. В 1353 году граф Жоффруа де Шарни представил на всеобщее обозрение длинное льняное полотнище (4,3 х 1,1 м.) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях - спереди и со спины, - расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру; затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело. По утверждению графа, это полотнище являлось ничем иным, как подлинной погребальной пеленой Иисуса Христа, той самой, в которую завернул распятого Учителя Иосиф Аримафейский и которая, согласно Евангелию была обнаружена в гробнице Петром и Иоанном: Вышел Петр и другой ученик (Считается, что " другой ученик " Евангелия от Иоанна - сам Иоанн Богослов) и пошли ко гробу.//Они побежали оба вместе, но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый,//И наклонившись увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.//Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит в гроб, и видит одни пелены лежащие,//И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте " (Ин 20.3-7)

http://pravoslavie.ru/5858.html

Назовем несколько приоритетных тем современной отечественной христианской и византийской археологии. Изучение основного символа христиан – креста – получило развитие в ряде «Ставрографических сборников» 3088 . Значительное достижение – корпус древнерусских энколпионов, включающий свыше 2 тыс. предметов 3089 ; изучаются музейные коллекции крестов 3090 . Исследуются различные проблемы архитектурной археологии Древней Руси: христианская топография 3091 , захоронения и погребальные конструкции 3092 , взаимосвязи между архитектурой и литургией 3093 , строительная техника 3094 . В последние годы возобновлены раскопки в Иерихоне, более ста лет назад начатые Православным Палестинским обществом 3095 . Институт археологии Российской Академии наук издал обобщающий труд по средневековой археологии Крыма, Северо-Восточного Причерноморья и Закавказья. Он подводит итоги тому, что было сделано в советскую эпоху в археологии Средних веков, в том числе в области изучения христианских памятников 3096 . В 2008 г. в Суздале прошел II (XVIII) Всероссийский археологический съезд, собравший более четырехсот участников из 53 субъектов Российской Федерации. Современные съезды стремятся продолжать традицию археологических съездов, которые во 2-й пол. XIX в. и в н. XX в. проводило Московское археологическое общество. В наши дни съезды проводятся учреждениями Академии наук: Институтом археологии РАН (Москва), Институтом истории материальной культуры (Петербург) и Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Свое место на этих съездах находят и темы христианской археологии 3097 . Изучение древнего христианства на Северном Кавказе, в особенности на территории исторической Алании, существенно продвинулось благодаря археологии 3098 . Особое внимание привлекает редкий памятник христианского зодчества – храм в Тхаба-Ерды в Ингушетии 3099 . На международных Крупновских чтениях по археологии Северного Кавказа христианская тематика представлена докладами о памятниках всех регионов Северного Кавказа и Абхазии 3100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важная работа по истории археологии, опубликованная в Актах XIII конгресса, – концептуальная статья монс. Виктора Саксера (1918–2004) «Сто лет христианской археологии». Это широкая панорама, увиденная глазами представителя римской школы 1687 . Автор обладал большим исследовательским и административным опытом, многих знал лично, он был ректором Папского института христианской археологии (1970–1973, 1982–1992), председателем Папской римской академии археологии (1995–2003), занимал различные посты в учреждениях Ватикана, ведающих исторической наукой. Саксер отмечает, что ему приходится занять собственную «позицию по вопросам доктрины, вынести суждения о принципиальных позициях, исправить ошибки информационных или интерпретационных точек зрения, сожалея о предрассудках или личных противоречиях... все-таки сделать это мирно, уважая личности и убеждения». Он говорит «о своих римских предшественниках, их иностранных соперниках и конкурентах», и «не только тех, кто, как де Росси, принадлежал к ватиканскому направлению, но и тех, кто, в государственном университете или в рамках иностранных учреждений, которые находились в Вечном городе, не был связан с Ватиканом» 1688 . Автор сосредоточил основное внимание на римской школе, особенно на изучении катакомб, начиная с де Росси, на его методе, на деятельности римских научных учреждений, в том числе Папского института христианской археологии. Саксер дает точные, ясные, нередко новые и смелые оценки явлениям и личностям, рассматривает взаимоотношения христианской археологии со смежными историческими дисциплинами, отмечая «мультидисциплинарный» характер археологии. Это обширное и живо написанное эссе хорошо отражает современные тенденции в оценке прошлого христианской археологии. Попыткой написать полную историю христианской археологии является «Археология раннего христианства. История» преподобного Уильяма Френда (1916–2005), протестантского пастора из Глазго 1689 . Это полезное учебное пособие, несмотря на то, что оно неполное, тенденциозное и несколько устаревшее уже к моменту выхода в свет в 1996 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последнее время ситуация заметно меняется к лучшему. Уже в первые постсоветские годы появились справочные издания на английском языке о составе архивных фондов Москвы и Петербурга 2421 , Украины и Молдавии 2422 . Немецкий перевод книги Л.С. Клейна «Феномен советской археологии» познакомил западного читателя с идеями автора об особенностях развития археологии в советский период 2423 . Греческий историк К. Папулидис издал результаты своего исследования об истории Русского археологического института в Константинополе 2424 . Конкретные вопросы истории христианской и византийской археологии в понтийских регионах, в Крыму 2425 и в Восточном Причерноморье 2426 известны западному читателю благодаря книгам и статьям последних лет, изданным российскими и украинскими исследователями на западных языках. Из всех русских дореволюционных византинистов, искусствоведов и археологов имя Кондакова на Западе известно лучше всего 2427 . Недавно в истории изучения его наследия произошло важное событие: вышел французский перевод 3-го тома труда «Иконография Богоматери» («Итальянская Мадонна») 2428 . Западный читатель будет лучше осведомлен о прошлом и настоящем русской христианской и церковной археологии благодаря изданию Биографического словаря христианской археологии, а также серии статей по истории археологии в разных странах Европы, в том числе и в России 2429 . § 2. XVIII – первая половина XIX века 1. Формирование профессиональной археологии В России, как и в Западной Европе, становление археологии как самостоятельной научной дисциплины началось с археологии классической. Именно в ней складывались основные принципы, приемы и методы полевой работы, которыми позже воспользовались другие разделы дисциплины, в том числе археология раннего христианства и Средних веков. Классическая археология в России развивалась в южных провинциях 2430 , эти исследования сформировали специализированные учреждения, правительственные и общественные. Так, Императорская Санкт-Петербургская академия наук выработала обширную программу исследований различных регионов России, в которую входили исторические и естественно-научные изыскания. Большое внимание Академия уделяла письменным источникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианская, церковная и византийская археология: историография XV – начала XXI в. Глава 1. Западноевропейская научная традиция § 1. Труды по истории христианской археологии § 2. Христианская археология от истоков до середины XIX века 1. века 2. XVIII век 3. Первая половина XIX века § 3. Христианская археология как историческая наука 1. Католическая традиция 2. Протестантская археология 2-й пол. XIX – первых десятилетий XX в. 3. Восток или Рим? 4. Римские научные учреждения 5. Исследования вне Рима 6. Энциклопедии и словари 7. История искусства и археология в Вене 8. Боннская школа: «Античность и христианство» 9. Археологическое изучение византийского мира 10. Вклад эмигрантов 11. Международные конгрессы по христианской археологии: начало § 4. Христианская археология после Второй мировой войны 1. Раскопки в Ватикане 2. Международные конгрессы по христианской археологии § 5. Последние десятилетия. Открытия и исследования 1. Рим. Западный мир 2. Византийский Восток Глава 2. Страны центральной и восточной Европы Глава 3. История христианской, церковной и византийской археологии в России § 1. Труды по истории христианской, церковной и византийской археологии § 2. XVIII – первая половина XIX века 1. Формирование профессиональной археологии 2. Начало полевой археологии на Юге России 3. Музеи 4. Христианские памятники § 3. Вторая половина XIX – начало XX века 1. Правительственные учреждения 2. Ученые общества 3. Изучение истории древнерусского и византийского искусства 4. Музеи 5. Церковная археология 6. Охрана и реставрация памятников 7. В Палестине 8. Русский археологический институт в Константинополе 9. Крым 10. Кавказ § 4. Советский период (1917–1991) 1. 1920–1930-е годы 2. После Великой Отечественной войны § 5. Археология и история искусства на постсоветском пространстве Рекомендуемая литература на русском языке 1. Общие работы по истории Церкви 2. Библиографические указатели. Справочная литература 3. Источниковедение 4. Историография (обобщающие работы) 5. Избранные труды по истории античности и раннего христианства 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прочные начала тому положены были в конце 60-х годов прошлого столетия; а академически устав 1869 г. дал формальные основания к выделению из обширной области «церковной старины» двух отдельных самостоятельных дисциплин – «Церковной археологии» – в смысле науки о памятниках церковного искусства, в дальнейшем смысле – истории церковного искусства, и литургики в смысле истории православного богослужения. Возможно допустить, что формулировка этого предмета в уставе 69-го года, как «Церковной археологии и Литургики» представлялась не для всех одинаково определенной в то время; некоторые даже и до сих пор склонны думать, что составители устава, говоря о церковной археологии, имели в виду лишь метод литургики, или допускали памятники искусства лишь отчасти... Но дело не в этом: сама живая действительность, живая научная среда, направление русской исторической науки и наличная литература уже намечали прямые пути, которым должно было следовать изучение церковной старины. Объясним это по отношению к церковной археологии и прежде всего обратим внимание на наличный материал, подлежавший ведению церковной археологии. Материал этот в изобилии сосредоточен в европейских и русских музеях, в монастырях, соборах и приходских церквах. Обширные музеи Рима, Парижа, Лондона, Берлина, Вены, Неаполя, С.-Петербурга заключают в себе громадные собрания древностей греко-римских и восточных, а потому представляют важность лишь в вопросе о генезисе памятников христианских. Собрания христианских древностей в Дрездене (alterthumsmuseum), Нюренберге, Париже (Cluny) имеют главным образом местное значение – для христианской археологии Германии и Франции. Картинные галлереи Флоренции, Дрездена, Парижа, Мюнхена, Венеции, Рима, Берлина, Лондона, С.-Петербурга дают материал для характеристики западно-европейских художественных школ. Более близкое отношение к нам имеет Ватиканский музей в Риме, где наряду с памятниками античными находятся и памятники искусства, саркофаги, диптихи, fondi d’oro, иконы; здесь же огромная библиотека рукописей, украшенных миниатюрами, особенно греческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Вот почему в академическом уставе 1869 г. является в числе предметов академического преподавания «церковная археология». К этому присоединим еще одно обстоятельство. В марте месяце 1869 г. созван был в Москве 1-й русский археологический съезд: собрались все главные представители археологического и исторического знания. На этом съезде впервые поставлен был прямо вопрос о преподавании археологии в русских учебных заведениях. Ф. И. Буслаев выражал пожелание, чтобы по крайней мере одна часть иконографическая преподавалась в учебных заведениях духовного ведомства; 1 Μ. П. Погодин полагал, что преподавание археологии должно быть начато университетами и прежде всего Московским университетом. И. И. Срезневский находил нужным дать археологии широкую постановку в университетах и академиях, причем на долю последних относил особенно христианскую археологию. Н. А. Попов признавал возможным разделить археологию на два отдела, один для университетов, другой – для духовных академий. Ф. Н. Фортунатов предлагал соединить церковную археологию с историей, – в гимназиях и семинариях. П. С. Казанский , признавая, что преподавание церковной археологии весьма важно для воспитанников духовно-учебных заведений, обращал особенное внимание на важность исследования памятников византийских; но он не скрывал и тех затруднений, которые встретит это дело на практике. Оживленный обмен мнений по этому предмету на съезде, после реферата Ф. И. Буслаева , привел всех к единодушному решению, что преподавание церковной археологии полезно ввести в духовных семинариях ; при этом обнаружилась и некоторая робость в постановке дела: указывали на то, что у нас нет еще археологических курсов; материал не собран, предмет не достаточно определен и т. п. Мы не имеем сведений о том, как было принято Св. Синодом ходатайство съезда о преподавании церковной археологии и в семинариях, можем лишь констатировать тот факт, что в прежних семинарских программах находила себе скромное место и церковная археология. Вот в кратких словах те обстоятельства, среди которых появилась церковная археология или археология христианского искусства, как предмет преподавания в учебных заведениях духовного ведомства, особенно в духовных академиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Так, на обсуждение III Археологического съезда в Москве (1890) Николай Васильевич ставит вопрос «Символика русских храмов XVII в. (на основании их стенописей и памятников письменности)»: Труды VIII Археологического съезда в Москве 1890. М., 1897. Т. 4. Протоколы. С. 12. В числе «запросов, на которые желательно получить разъяснение» на XI Археологическом съезде в Киеве (1899), фигурируют запросы Покровского: 1) «какие требования должны быть предъявляемы к научной реставрации памятников старинного русского иконописания?»; 2) «какие требования должны быть предъявляемы к научной реставрации памятников старинной русской архитектуры?» (Труды XI Археологического съезда в Киеве 1899. М., 1902. Т. 2. Протоколы. С. 25). К участникам XII Археологического съезда в Харькове (1902) ученый обращается с предложением рассмотреть темы: «Миниатюры в царских рукописях XVI и XII вв.», «Бытовые особенности христианской иконографии в Малороссии» (Труды XII Археологического съезда в Харькове 1902. М., 1905. Т. 3. Протоколы. С. 242); к XIII Археологическому съезду в Екатеринославе (1905) предлагает собрать сведения о находящихся в частных руках коллекциях древностей Южной России и берегов Черного моря, обследовать памятники литейного дела (кресты, образки и т. п.), найденные на юге России, проверить и дополнить ученые результаты А. Л. Бертье-Делагарда по вопросу о значении древностей Херсонеса в общей истории искусств (Труды XIII Археологического съезда в Екатеринославе 1905. М., 1908. Т. 2. Протоколы. С. 157–158). Запросы к XIV съезду в Чернигове (1909) заключались в предложениях: 1) «собрать сведения о русских памятниках XIII–XVI вв. в юго-западной России и Галиции»; 2) «проверить предание о том, будто при постройке Черниговского собора в в. найдены были в фундаменте башни серебряные идолы»; 3) «обследовать древние части собора и предание о нем»; 4) «описать и издать в точных фотографических снимках остатки древней церкви с фресковой живописью в г. Остре, Черниговской губернии»; 5) «описать древние пещерные сооружения» (Труды XIV Археологического съезда в Чернигове 1909. М., 1911. Т. 3. Протоколы. С. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010