Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Миссия святого апостола Павла в Эфесе: историко-археологический контекст В статье аспиранта Санкт-Петербургской духовной академии, преподавателя Белгородской духовной семинарии Ивана Трофимовича Щербакова рассматриваются особенности миссионерской деятельности апостола Павла в Эфесе и исторические сведения о ключевых местах этой деятельности. Также рассмотрен вопрос о жизни первой христианской общины. Проанализированы археологические сведения об Эфесе времен апостола Павла, о синагоге в Эфесе, училище Тирана, а также о местах собраний первых христиан. Статья Говоря о миссионерской деятельности святого апостола Павла, нельзя не отметить, что особый интерес исследователей связан с реконструкцией историко-археологического контекста эпохи. В действительности же исследователи сталкивались с определенной проблемой при воссоздании этого самого контекста. Связано это с тем, что большинство авторов, описывая древние города, и в частности Эфес, сосредотачивали внимание лишь на самых значимых архитектурных сооружениях, не уделяя внимания особенностям всего города. При этом Священное Писание, в частности книга Деяний и Послания, тоже не дает исчерпывающих сведений об особенностях быта. Эти тексты содержат наиболее яркие эпизоды жизни этого великого миссионера. Данной проблеме уделялось крайне мало внимания, и лишь благодаря анализу ряда археологических сведений мы можем реконструировать особенности Эфесской церкви, а также представить, где и в каких условиях проходила миссия святого апостола Павла. В рамках нашей статьи мы подробно опишем места, в которых проходила проповедь апостола. При этом для того, чтобы подчеркнуть значимость историко-археологического контекста в деле реконструкции, в рамках статьи будет дан сначала анализ внутренних данных книг Нового Завета о миссионерской деятельности Павла, а затем будут рассмотрены исторические и археологические данные, на основании которых можно будет увидеть миссию апостола Павла более живо.

http://bogoslov.ru/article/6193584

I. Происхождение христианского образа Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. I. Происхождение христианского образа К оглавлению Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входи г в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, — предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого. Таким образом, говоря об иконах, мы будем иметь в виду церковный образ вообще, будь он писан красками на доске, исполнен на стене фреской, мозаикой или же скульптурный. Впрочем, и русское слово «образ», как и французское «image», имеют смысл очень широкий и относятся ко всем этим видам изображений. Прежде всего нам придется вкратце остановиться на тех расхождениях, которые существуют в вопросе происхождения христианского искусства и отношения к нему Церкви первых веков. Научные гипотезы о возникновении христианского образа многочисленны, разнообразны и противоречивы; противоречат они часто и точке зрения Церкви. Взгляд же Церкви на этот образ и его возникновение — один-единственный и неизменный от начала до наших дней. Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ есть следствие Боговоплощения, на нем основывается и потому присущ самой сущности христианства, от которого он неотделим.

http://sedmitza.ru/lib/text/440323/

Как известно, апостол Матфей проповедовал и нашел свою кончину в Сирии. Возможно, его мощи были перевезены в Центральную Азию, при наступлении войск тогда еще языческого Рима в ранние века христианства. На берегах Иссык-Куля и сегодня активно проводятся археологические раскопки. Исследования показали, что на территории современных Киргизии и Казахстана в древние времена существовали христианские церкви. Так, например, на городище Ак-Бешим были раскопаны христианская церковь и кладбище вокруг нее. На Краснореченском городище тоже проживала христианская община, о чем свидетельствуют могильные камни с эпитафиями и погребения, где находили бронзовые и нефритовые христианские кресты, так называемые «кайраки». Кроме того, на Иссык-Куле нашли покрытую синей глазурью керамическую вазу, на которой изображены двенадцать апостолов. Перечень археологических находок можно продолжить… — Какие исторические события предшествовали основанию в Семиречье первой епархии Русской Православной Церкви? — В XVIII веке начался длительный процесс добровольного вступления в русское подданство трех казахских жузов с одной стороны и движение русского казачества в Центрально-Азиатские пределы для защиты новых русских подданных — с другой. Тогда же, в XVIII веке на территории современного Казахстана русскими казаками были основаны первые крепости-форпосты — Семиполатная, Усть-Каменогорская, Петропавловская. Вдоль пограничной линии и в военных оборонительных укреплениях стали возводиться первые православные храмы. Первый в Средней Азии постоянно действующий православный храм был воздвигнут русскими воинами в 1845 году в укреплении Раимское, Сыр-Дарьинской области. А в 1850 году в Капальской станице сооружен первый молитвенный дом, куда в 1852 году назначен священник. С этого времени в пределах Туркестанского края стали регулярно совершаться православные богослужения. С образованием крепостей в азиатские пределы потянулись русские крестьяне-переселенцы, отличавшиеся глубокой религиозностью. В 1854 году был заложен первый форпост непосредственно в Семиреченском крае — укрепление Верное, которому в 1867 году императором Александром II был присвоен статус города.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2213653...

— Как осуществляется руководство издательством, кто ставит задачи, определяет и разрабатывает планы работы? — Стратегию деятельности издательства определяет правление, которое, согласно уставу, возглавляет ректор духовной академии. Все тактические, оперативные вопросы текущей деятельности издательства решают проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич и директор, которые также входят в состав правления. — Какие издания уже вышли в свет, что можно сказать о периодике? — С осени 2013 года по настоящее время выпущены: учебные пособия — «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» (автор Д.Г. Добыкин), «История Древней Греции» (А.Б. Егоров), «Россия и православный Восток» (Л.А. Герд), «“Русская идея” в русской литературе» (П.Е. Бухаркин), монография М.В. Шкаровского «История Болгарской Православной Церкви», сборник материалов юбилейной научной конференции «Архиепископ Михаил (Мудьюгин) в воспоминаниях и размышлениях», нотный сборник «Осмогласие на “Господи, воззвах”». Весной 2014 года также вышли в свет мультимедийные учебные пособия из цикла «Библейская археология»: «Святая Земля», «Малая Азия», «Иордания». Этот уникальный проект осуществлен кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии. Научно-богословский журнал «Христианское чтение» в течение этого года приобрел новое оформление и более строгий, академический вид. В августе 2013 года журнал включен в Российский индекс научного цитирования, а со второго полугодия 2014 года входит в каталоги «Роспечать» и «Почта России». Таким образом, журнал «Христианское чтение» теперь подписное издание, и в любом отделении «Почты России» по всей стране и в странах ближнего зарубежья можно подписаться на наш журнал. После небольшого перерыва было возобновлено издание студенческого журнала «НЕвский БОгослов» (НЕБО). Рассчитанный на самую широкую аудиторию журнал стал издаваться в новом, более качественном полиграфическом оформлении. Обновился состав молодежной редакции журнала, теперь в нее входят студенты бакалавриата, магистранты и аспиранты духовной академии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3727191...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О пользе библейской критики для христианского богословия Библейская критика раскрывает нам Священное Писание как красочный узор текстов самой разной природы. Автор данного материала стремится дать ответы на многие вопросы, связанные с пониманием и интерпретацией текста Библии, отличающегося большой разноплановостью. Отдельному рассмотрению подвергаются противоречия, содержащиеся в тексте, а также специфика религиозного языка Священного Писания. Статья представляет собой расширенный вариант доклада М.Г. Селезнева, представленного на конференции «Современная библейская наука и предание Церкви» 26 ноября 2013 года в Москве. Статья Современная библейская наука – это изучение Библии посредством того аппарата, который был выработан дисциплинами историко-филологического цикла. В просторечии такое историко-филологическое изучение Библии называют библейской критикой. Сторонники использования историко-филологического (историко-критического) метода в церковной науке обычно говорят, что хотя этот метод и чужд традиции, но результаты, достигнутые с его помощью, могут быть полезны для богословия. Скажем, археология дает нам возможность наглядно представить себе, как выглядели города, дома и люди в те времена и в тех краях, где разворачивается действие библейских повествований. Сопоставление проповеди Иисуса с кумранскими документами и раввинистическими текстами позволяет увидеть, что именно в этой проповеди было в какой-то мере уже знакомо слушателям, а что было абсолютно новым. Ассирийские документы уточняют хронологию израильских и иудейских царей.

http://bogoslov.ru/article/3672232

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Образ Иоанна Предтечи в святоотеческой письменности как пример духовно-нравственного совершенства Доклад игумена Дионисия (Шленова), произнесенный 19 ноября 2011 г. в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии на круглом столе, посвященном открытию выставки «Путь Крестителя. История статуи Предтечи Господня из церкви Кристо Ре в Феццано», повествует о том, какие оттенки приобретает образ Иоанна Предтечи, раскрываемый в христианской и святоотеческой письменности. Статья Иоанн Креститель или Предтеча – святой, стоящий между двумя Заветами, – является одним из самых почитаемых святых Православной Церкви. «Свидетельствует Иоанн креститель, – как говорит о нем свт. Кирилл Иерусалимский, – величайший среди пророков, началоводитель Нового Завета, и неким образом сочетающий в себе оба завета, как Ветхий, так и Новый» . Именно в его честь издревле совершались праздники, воздвигались часовни, храмы и монастыри, а также писались иконописные образы. В апокрифическом «Евангелии Никодима» он предстает не просто б ольшим среди патриархов и пророков, но их учителем, призванным предвозвестить им о пришествии Единородного Сына Божия «в мире и аде» . В христианской и святоотеческой письменности образ Иоанна Предтечи раскрывается многогранно, но как правило, без крайностей. Прп. Дамаскин Студит называет Иоанна Предтечу «ангелом и мучеником, подвижником» , а прп. Иоанн Дамаскин помимо более традиционных эпитетов именует его «апостолом» .

http://bogoslov.ru/article/2478385

     Название “Сирия”, как и имя ее столицы, Дамаска, хорошо знакомо любому читателю Библии. Дамаск упоминается уже в книге Бытия, и это понятно - по убеждению археологов, это древнейший на земле непрерывно обитаемый город. Одно из ключевых событий христианской истории - и истории мира вообще - обращение Святого апостола Павла, происходит именно на пути в Дамаск. Именно в Дамаске начинается миссионерское служение Апостола - хотя мы знаем, что христиане там были уже до него. Сирия - это земля, где христианство существует непрерывно со времен Христа и Апостолов. Христиане жили здесь и во времена Восточной Римской (Византийской) империи, и после исламского завоевания, и под властью Османской империи - и, надо сказать, что долгие века мусульманам и христианам вполне удавалось уживаться мирно. Отношение турецких властей было в целом благожелательным, и регион, как правило, мог служить примером гармоничного сосуществования последователей разных религий. После распада Османской империи регион оказался под контролем Франции, а после Второй Мировой Войны возникло независимое сирийское государство. Оно было не особенно стабильным - и его послевоенная история полна переворотов, пока, наконец, в 1966 году власть не перешла к движению Баас - арабским националистам, которые были склонны подчеркивать величие арабской культуры и стремиться к ее возрождению. В результате внутреннего конфликта в движении власть сосредоточилась в руках Хафеса Аль-Асада, отца нынешнего президента Башара Асада. Диктатуре Хафеса Аль-Асада удалось стабилизировать политическую ситуацию и положить конец серии переворотов, которые сотрясали страну до этого. Правление Аль-Асада было суровым - что проявилось, в частности, в таком событии как “резня в Хаме” — когда в феврале 1982 армия Сирии подвергла бомбардировке, а затем взяла штурмом город Хама с целью подавить восстание исламистского движения «Братьев-мусульман». По разным оценкам, погибло от 17 000 до 40 000 человек. П осле того, как Хафес Асад скончался от сердечного приступа в 2000 году, бразды правления принял его сын, Башар.

http://pravoslavie.ru/63867.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Богородица Булгарская»? К вопросу о возможном изображении Богородицы с Младенцем Иисусом и христианской символики на анэпиграфных золотоордынских монетах XIII в. чеканки города Булгара (Болгара) 13.11.2014 1128 Время на чтение 32 минут В изданном в 2013 г. на английском и русском языках М.Дубровским «дилерском» каталоге-ценнике монет Золотой Орды «Price-guide for coins of the Golden Horde (rare items, 14 cent. plus cms.)» («Каталог-ценник монет Золотой Орды 14 века, включая наиболее редкие») приводится любопытное описание сюжета, изображённого на реверсе одного из типов анэпиграфных монет, относимых большинством специалистов-нумизматов к чеканке города Булгар (Болгар). Автор определяет его как «Saint Mary with the Jesus» - «Святая Мария с Иисусом», указывая на то, что данная монета была выпущена при Сартаке (Сартаге)(1) - третьем правителе Золотой Орды (Улуса Джучи) - старшем сыне Бату (Батыя), правившем в 1256 г., в отношении которого имеется немало свидетельств о том, что он являлся христианином - вероятнее всего, несторианином (а, по сообщению итальянского францисканца Иоанна/Джованни/де Плано Карпини, даже имел сан священника), или же, по крайней мере, покровительствовал христианам. На другой стороне монеты изображена «двуногая» тамга «дома Бату» в окружении так называемых «узлов счастья». Сам каталог-ценник М.Дубровского является весьма сомнительным компиляционным изданием и не вызывает в научном плане серьёзного интереса, однако предположение автора по поводу сюжета означенной монеты представляется достаточно интересным. Следует признать, что, несмотря на изобилие нумизматического материала, феномен чеканки в Поволжье анэпиграфных (не имеющих надписей) золотоордынских монет слабо изучен в специальной литературе с точки зрения объяснения причин их появления и многообразия сюжетов, среди которых присутствуют изображения различных символов (в том числе, носящих сакральный/магический/смысл), знаков зодиака, растений, животных, птиц, рыб и даже (как в указанном выше случае) людей. Наиболее существенное его осмысление содержится в работах специалиста по нумизматике Золотой Орды, историка А.З.Сингатуллиной - в опубликованной в 1998 г. в журнале «Татарская археология» статье «Джучидские монеты поволжских городов XIII в. (материалы из каталога)» и отдельном издании под аналогичным названием «Джучидские монеты поволжских городов XIII века», изданном в Казани в 2003 г.(2)

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Персонаж из романа «Бесы» Иерей Александр Шумский о масонском проекте Невзорова 14.04.2010 2464 Время на чтение 3 минуты Церковным людям хорошо известно, что одним из проявлений нечистой силы являются кощунственные действия её адептов. Вспомните все мировые революции: английскую французскую и нашу. И вы обнаружите в них одну общую черту - это ненависть ко Христу, затмевающую разум и совесть. Ненависть эта заключалась, прежде всего, в крайней жестокости по отношению к верующим людям и кощунством по отношению к Церкви и ко всему святому. Кощунство, ненависть и жестокость всегда выступают вместе. Что такое кощунство с церковной точки зрения? Это проявление крайней степени бесноватости. Провозглашая культ разума и знания вместо веры, революция своими кощунственными действиями тут же опровергает и то, и другое. Уже давно ни для кого не секрет, что революции всех времен и народов были так или иначе связаны с тайными масонскими организациями. Масонство мыслилось как альтернатива Церкви Христовой . Неотъемлемой чертой всех масонских организаций является кощунство и глумление над христианскими святынями. Это касается и тех масонских сообществ, которые выдавали себя за христианские, просто там это делалось более скрыто. Одной из примет нашего времени является фактическая легализация масонства . О нем сегодня много открыто пишут и говорят. Что это значит? Некоторые полагают, что масонство отпало в область археологии, что оно больше не существует как реальная тайная сила, а значит, утратило своё былое значение. Полагаю, что это не так. На мой взгляд, масонство сегодня перешло на новый уровень своей деятельности. Прежде всего, это связано с общими духовно-нравственными процессами в мире. Обратите внимание, что в наши дни грех не просто попускается, он объявляется нормой жизни. Аморальность декларируется официально, она стала тоталитарной, именно в этом состоит принципиальное отличие XXI века от веков предыдущих. Масонству более незачем себя скрывать, оно практически добилось своего, проникло во все сферы государственной и общественной жизни. Но слово «почти» масонов не устраивает, им нужно всё, абсолютно всё! Так кто же мешает им упразднить ненавистное слово «почти»? Это Православие, Православная Церковь и вера людей в Господа нашего Иисуса Христа.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/14/pe...

Исследований, посвященных богословским вопросам, в настоящем номере четыре, и первое из них раскрывает концептуальные положения христианского богословия красоты. Стимулом для написания данной статьи послужило то, что современные эстетические теории требуют переосмысления в духовно-религиозном аспекте. Автор, Сергей Александрович Колесников — доктор филологических наук, проректор по научной работе Белгородской православной духовной семинарии, а также профессор Белгородского юридического института МВД России. В следующей научной статье предложена целостная интерпретация одного из самых авторитетных текстов о священстве в церковной традиции — Апологии свт. Григория Богослова. Автор работы, Николай Константинович Антонов — приглашенный сотрудник Лаборатории церковных институций ПСТГУ. Необходимо отметить, что данная работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Третья статья в блоке «Богословие» посвящена исследованию малоизученного богословского наследия мч. Иоанна Попова (профессора Московской академии, патролога), а именно его интерпретации учения свт. Афанасия Александрийского о первозданном человеке. Автор статьи — протоиерей Павел Хондзинский, доктор богословия, кандидат теологии, декан богословского факультета ПСТГУ. Завершает первый тематический блок выпуска статья кандидата теологии и научного сотрудника Санкт-Петербургского государственного университета Александра Андреевича Андреева. В статье рассматривается состав изданий Служебника, Требника и особых архиерейских чинов, напечатанных на Московском печатном дворе до 1654 г. Шесть научных работ составляют блок исследований, посвященных истории Церкви и археографии. Кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник центра методологии и историографии Института истории и археологии УрО РАН Ирина Леонидовна Манькова представила работу, направленную на реконструкцию процесса формирования православного ландшафта села Абалакского в XVII в. Под православным ландшафтом автор понимает систему культовых объектов, размещенных на определенной территории, маркирующих ее как находящуюся под защитой высших христианских сил и обеспечивающих духовные потребности населения.

http://sedmitza.ru/text/10064407.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010