прот. Георгий Урбанович Церковно-археологический очерк Содержание Глава I. Западная Анатолия: исторический экскурс Глава II. Религиозно-исторический контекст книги Апокалипсис Малоазийская миссия святого апостола Иоанна Богослова Культ императора и христианство Церковь и власть в образах Книги Апокалипсиса Апокалиптическая литература и Книга Откровения Иоанна Богослова Послание Семи Церквам Книги Апокалипсис Глава III. Семь церквей апокалипсиса в свете богословских и историкоархеологических исследований Ефес История города Язычество и христианская миссия в Эфесе Послание Ефесской Церкви (Откр. 2,1–7) История археологических раскопок в Ефесе Смирна История города Язычество и христианская миссия в Смирне Послание Смирнской Церкви (Откр. 2,8–11) История археологических раскопок в Смирне Пергам История города и царства Язычество и христианская миссия в Пергаме Послание Пергамской церкви (Откр. 2,12–17) История археологических раскопок в Пергаме Фиатира История города Язычество и христианская миссия в Фиатире Послание Фиатирской Церкви (Откр. 2,18–29) Сардис История города и царства Язычество, иудаизм и христианская миссия в Сардисе Послание Сардисской Церкви (Откр. 3,1–6) История археологических раскопок в Сардисе Филадельфия История города Язычество и христианская миссия в Филадельфии Послание Филадельфийской Церкви (Откр. 3,7–13) История археологических раскопок в Филадельфии Лаодикия История города Язычество, иудаизм и христианская миссия в Лаодикии Послание Лаодикийской Церкви (Откр. 3,14–22) История археологических раскопок в Лаодикии Заключение Приложения 1. Индекс персоналий 2. Хронологический указатель имён и династий Словарь терминов Библиография     В книге представлен анализ исторических и библейско-археологических материалов, связанных с изучением Посланий Семи Церквам Книги Откровения св. Иоанна Богослова. Последовательно рассматриваются исторические и религиозно-политические события жизни мало- азийских городов, которым ап. Иоанн Богослов адресует свои послания. Сосуществование христианства и язычества в первые века – апостольская миссия в Малой Азии, столкновения с языческим миром, акты мученичества и исповедничества – всё это представляет интерес для изучения как новозаветной истории, так и истории раннего христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

I. Происхождение христианского образа Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. I. Происхождение христианского образа К оглавлению Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входи г в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, — предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого. Таким образом, говоря об иконах, мы будем иметь в виду церковный образ вообще, будь он писан красками на доске, исполнен на стене фреской, мозаикой или же скульптурный. Впрочем, и русское слово «образ», как и французское «image», имеют смысл очень широкий и относятся ко всем этим видам изображений. Прежде всего нам придется вкратце остановиться на тех расхождениях, которые существуют в вопросе происхождения христианского искусства и отношения к нему Церкви первых веков. Научные гипотезы о возникновении христианского образа многочисленны, разнообразны и противоречивы; противоречат они часто и точке зрения Церкви. Взгляд же Церкви на этот образ и его возникновение — один-единственный и неизменный от начала до наших дней. Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ есть следствие Боговоплощения, на нем основывается и потому присущ самой сущности христианства, от которого он неотделим.

http://sedmitza.ru/lib/text/440323/

I. Происхождение христианского образа Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным 1 монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входит в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, – предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого. Таким образом, говоря об иконах, мы будем иметь в виду церковный образ вообще, будь он писан красками на доске, исполнен на стене фреской, мозаикой или же скульптурный. Впрочем, и русское слово «образ», как и французское «image», имеют смысл очень широкий и относятся ко всем этим видам изображений. Прежде всего нам придется вкратце остановиться на тех расхождениях, которые существуют в вопросе происхождения христианского искусства и отношения к нему Церкви первых веков. Научные гипотезы о возникновении христианского образа многочисленны, разнообразны и противоречивы; противоречат они часто и точке зрения Церкви. Взгляд же Церкви на этот образ и его возникновение – один-единственный и неизменный от начала до наших дней. Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ есть следствие Боговоплощения, на нем основывается и потому присущ самой сущности христианства, от которого он неотделим. Противоречие этому церковному взгляду распространяется в науке с XVIII века. Известный английский ученый Гиббон (1737–1791), автор книги «История упадка и падения Римской империи», заявил, что первые христиане питали непреодолимое отвращение к изображениям. По его мнению, причиной этого отвращения было еврейское происхождение христиан. Гиббон думал, что первые иконы появились лишь в начале IV века. Мнение Гиббона нашло многих последователей, и идеи его, к сожалению, в той или иной форме живут и до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Символика христианского искусства в русских рукописных сборниках Чтобы познакомиться с символическим взглядом русского народа на внешние формы христианского искусства, надобно привести в известность и собрать из рукописных сборников множество статей и отрывков, в которых символически толкуются события и лица Ветхого и Нового Завета, некоторые подробности текста Св. Писания, особенно загадочные разные притчи, церковная утварь во всех ее подробностях и т. п. Иные из этих объяснений восходят своим происхождением к древнейшим толкованиям Св. Писания, переведенным с греческого, и известным на Руси в рукописях уже XIb.; иные составлены или дополнены и изменены русскими грамотниками. Такие статьи символического содержания встречаются в русских рукописях даже до XIIIcmoлemuя включительно, и особенно распространены в сборниках позднейших, свидетельствуя таким образом почти о современных нам символических представлениях Русского народа. Для образчика приведу по одному рукописному сборнику прошлого столетия несколько выдержек из так называемой Беседы трех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, из статьи, особенно любимой русским народом по ее разговорной форме в виде загадок с разгадками. «Вопрос о кадиле: что есть кадило именуется? Ответ: то есть утроба Богородицына. – Что есть углие в кадиле? То есть Христос Бог наш. – Что есть верх у кадила именуется? То есть седьмое небо. – Что есть крест у кадила именуется? То есть распятие Господне прообразуется. – Что есть цепи именуются? То есть Отец и Сын и Святый Дух. – Что есть к чему цепи утвержены вверху? То есть твердость небесная 143 . – Что кольцо большее, за что поп держит? То есть престол Господень огнезрачный 144 . – Что есть на верхней кровле дирки? То есть Херувимы и Серафимы окрест престола Господня 145 . – Что есть донце у кадила именуется? То есть вочеловеченье Сына Божия. – Что есть кадило все именуется? То есть неопалимая купина во огни. – Что есть кадило перед Богом именуется? То есть вельми свято есть вочеловеченье Сына Божия, Отец и Сын и Святый Дух».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Бахчисарай. Успенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Крым, Бахчисарайский район, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1 Координаты: 44.744501, 33.910187 Проезд:автобусом от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост. " Староселье " , далее около 700 м на юго-восток по ущелью Марьям-Дере. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берётся никто. В учёном мире существуют 2 версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX вв. бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров – христианского и языческого. В долинах неподалёку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI в. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения. Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV в. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками 1475 году он был перенесён на новое место. Эту версию поддерживал известный учёный XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на рукописи, которые не дошли до наших дней. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства – Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молится среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Посол московский историк Лызлов в своём труде «Скифская история» говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы… Главная заслуга Успенского монастыря заключается в том, что в трудное для христиан время он стал центром религиозной жизни, поддерживал их дух и защищал святую веру.

http://sobory.ru/article/?object=00290

Глава IV Иерусалим. Вопросы по истории храма Гроба Господня. Разбор древних свидетельств о храме от Евсевия до крестоносцев; предположения, извлекаемые из древних текстов, по вопросу о Константиновой базилике Св. Гроба. Пропилеи базилики. Детали северного нефа и церкви Св. Елены. Обозрение развалин древних храмов Иерусалима и капителей, сохранившихся в Омаровой мечети, мечети Эль-Акса, Давидова места и Золотых ворот, храмов: Св. Анны, Стефана, Элеонских сооружений. Капители церкви Рождества Христова в Вифлееме. Монастыри Св. Саввы и Св. Креста Весьма естественно, если главным предметом научного изучения в Иерусалиме является храм Св. Гроба: превысшее значение самой святыни, сложные исторические судьбы ее зданий, древность их происхождения, и самая загадочность их остатков, все это приковывает внимание, увлекает любознательность историка. А в той специальной задаче, которая была предложена для экспедиции Православного Палестинского Общества, этот памятник играет роль заглавия, источника, основной, и конечной цели исследования; в самом деле, храм Св. Гроба не только главная святыня, но и главный, исконный памятник христианства, важный не для одной Палестины, и только потому, что мы доселе не в силах даже мысленно восстановить его облик, этот памятник еще не поставлен в главу всей истории восточно-христианского и древнехристианского искусства. На протяжении всей истории христианского искусства основным ее пунктом является вопрос о форме храмового здания, его богослужебном распределении, постепенном развитии отдельных его частей, их влиянии на художественную форму целого здания, словом, история сложения и развития храмовой идеи, и способов ее выражения во внешней форме. В этой истории, построение Константином базилики над Гробом Господним составляет первое, основное и исходное положение, и от его понимания многое должно выясниться. Но, чтобы на деле представить, как слагаются по этому пункту самые задачи научного исследования, мы должны начать с анализа древних текстов, говорящих нам о знаменитом храме. Только, выработав себе определенный, хотя смутный в деталях, образ прошедшего, мы можем приступить к изучению его скудных остатков и вопрошать их о древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Закрыть itemscope itemtype="" > Образ Иоанна Предтечи в святоотеческой письменности как пример духовно-нравственного совершенства 09.03.2012 326 Время на чтение 15 минут Доклад игумена Дионисия (Шленова), произнесенный 19 ноября 2011 г. в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии на круглом столе, посвященном открытию выставки «Путь Крестителя. История статуи Предтечи Господня из церкви Кристо Ре в Феццано», повествует о том, какие оттенки приобретает образ Иоанна Предтечи, раскрываемый в христианской и святоотеческой письменности. Иоанн Креститель или Предтеча - святой, стоящий между двумя Заветами, - является одним из самых почитаемых святых Православной Церкви. «Свидетельствует Иоанн креститель, - как говорит о нем свт. Кирилл Иерусалимский, - величайший среди пророков, началоводитель Нового Завета, и неким образом сочетающий в себе оба завета, как Ветхий, так и Новый» . Именно в его честь издревле совершались праздники, воздвигались часовни, храмы и монастыри, а также писались иконописные образы. В апокрифическом «Евангелии Никодима» он предстает не просто большим среди патриархов и пророков, но их учителем, призванным предвозвестить им о пришествии Единородного Сына Божия «в мире и аде» . В христианской и святоотеческой письменности образ Иоанна Предтечи раскрывается многогранно, но как правило, без крайностей. Прп. Дамаскин Студит называет Иоанна Предтечу «ангелом и мучеником, подвижником» , а прп. Иоанн Дамаскин помимо более традиционных эпитетов именует его «апостолом» . 1. Св. пророки Иоанн и Илия Иоанн Креститель неоднократно упоминается наряду с пророком Илией как учитель аскетической жизни. «Они показали путь подвижничества для желающих его облобызать» . «Я прошу тебя вести отшельнический образ жизни, о если бы ты стал Иоанном Крестителем или Илией Кармильским», - призывает свт. Григорий Богослов в одном из своих посланий . Они начинают собою «список бесчисленных подвижников, которые уподобились пренебесным чинам ангелов в немощи человеческой плоти» . Как через Илию «честь Кармила дается душе, подобной пустыне», так через Иоанна освящается стихия Иордана. Не только воды Иордана освящают пустыню, но и сами они освящаются пустыней «в духе Илии» . И тот и другой именуются Предтечами и светоносцами .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

И.А. Поляков, М.А. Смирнова Сочинение аббата Мишона «Новое решение вопроса о местах святых» 1852 г. и его перевод на русский язык членами первой Русской духовной миссии в Иерусалимев Иерусалиме Источник Статья посвящена работе членов первой Русской духовной миссии в Иерусалиме – архимандрита Порфирия (Успенского) , иеромонаха Феофана (Говорова) и студента Петра Соколова – над переводом сочинения французского аббата Ж.-И. Мишона. Публицистическая брошюра Мишона «Новое решение вопроса о местах святых» вышла в Париже в 1852 г. и содержала предложения по справедливому урегулированию спора между христианскими конфессиями за обладание святыми местами Палестины. В разгар Крымской войны перевод сочинения был поручен членам РДМ в Иерусалиме. В статье прослежена история работы над переводом, а также дана характеристика недавно обнаруженному подносному экземпляру перевода, хранящемуся в собрании П. Н. Тиханова в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. На основе текстологического анализа черновой рукописи из СПФ АРАН и беловой из ОР РНБ были исследованы этапы перевода и его редактирования. Ключевые слова: Русская Палестина, Русская духовная миссия, Иерусалим, епископ Порфирий (Успенский) , Ж.-И. Мишон, Крымская война, рукописные памятники. На протяжении всей своей истории Палестина была причиной религиозно-политических конфликтов между мировыми державами. В середине XIX в. результатом внешнеполитических противостояний за обладание христианскими святынями стала Крымская война, в которой Россия громко заявила о своих притязаниях на присутствие на Святой Земле. Помимо существовавших взаимоотношений, связанных с церковно-политическими вопросами, с середины XIX в. наблюдается активное научное и культурное «проникновение» на Восток русских писателей, ученых, художников. В 1847 г. с учреждением Русской духовной миссии в Иерусалиме постоянное проживание русских ученых и священнослужителей на Святой Земле получило законное основание и создало предпосылки для систематического изучения истории, археологии, памятников культуры и традиций христианской Палестины. С этого момента начался новый этап в истории русского присутствия на Святой Земле, в последние годы ставший объектом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Иерусалим - Старый город. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1887 и 1896. Архитектор:Г. Франгья, Н.Г. Вальсамаки Адрес: Orthodox Palestinian Society 25 Dabbagha Street P.O.Box 991 91009 Jerusalem Israel Координаты: 31.77823, 35.23058 Проезд: От Яффских ворот Старого города на восток по ул. Давида 100-150 м. Поворот налево на Христианскую ул. (рхов ха-Ноцрим, шаре аль-Масихийе), по ней на север 250-300 м. до поворота направо к Храму Гроба Господня. Спуститься на площадь перед южным входом в Храм Гроба Господня, пересечь ее, выйти из воро ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Яффских ворот Старого города на восток по ул. Давида 100-150 м. Поворот налево на Христианскую ул. (рхов ха-Ноцрим, шаре аль-Масихийе), по ней на север 250-300 м. до поворота направо к Храму Гроба Господня. Спуститься на площадь перед южным входом в Храм Гроба Господня, пересечь ее, выйти из ворот в юго-восточном углу площади и дале 100 на восток ул. Ряд Красильщиков (Сук ад-Даббагха). Последняя дверь слева перед поворотом самой улицы налево - вход в Александровское подворье. Изменить описание объекта Благодаря средствам этих жертвователей построен Храм Александра Невского, проведены раскопки, православные Росии имеют возможность посетить русское Александровское подворье на месте ворот древнего Иерусалима. Николай и Надежда Гусевы 31 декабря 2011 Археологические раскопки на этом месте проведены на деньги православных из дореволюционной России. " Порог Судных врат " находится перед Распятием Христовым, слева - знаменитое " Игольное ушко " , через которое можно было попасть в Иерусалим при закрытых городских воротах. Николай и Надежда Гусевы 31 декабря 2011 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Александровское подворье находится на участке, выбранном в 1859 г. для покупки на имя российского правительства чиновником по особым поручениям Морского министерства Борисом Павловичем Мансуровым (по другим источникам, по инициативе русского дипломата в Иерусалиме В.

http://sobory.ru/article/?object=08671

" Кавказ - это одна из первых областей христианской проповеди " Интервью проректора Ставропольской Духовной семинарии игумена Романа (Лукина) Игумен Роман (Лукин) - Отец Роман, расскажите, пожалуйста о жизни Ставропольской Духовной семинарии. - В ноябре нашей Духовной семинарии исполнилось сто пятьдесят восемь лет. Она появилась практически одновременно с учреждением Ставропольской епархии, которая тогда назвалась Кавказской и Черноморской. За время своего существования семинария претерпела два закрытия – в 1920 и в 1960 году. Из ее стен вышли несколько тысяч священнослужителей, несколько десятков иерархов и девять святых новомучеников и исповедников. Наиболее известный из них – священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Сто пятьдесят восьмую годовщину мы отметили уникальной акцией – пригласили провести уроки старейших священников епархии, выпускников нашей семинарии. На сегодняшний день семинария активно занимается богословскими исследованиями, научной, историко-архивной работой. У нас недавно был создан специальный музей, по аналогии с церковно-археологическими кабинетами, существующими в московских духовных школах. Каждый день в нем бывает по три-четыре группы школьников из Ставрополя и других городов области.  Экскурсии проводят студенты, практически ровесники этих школьников, и, конечно, поэтому их слова воспринимаются с гораздо большим интересом. Мы занимаемся подготовкой семинаристов к миссионерской работе. Вторая часть учебного дня воспитанников целенаправленно посвящена социальной работе и миссионерству. Мы стараемся пробудить в этих юношах ответственность за то великое дело православной проповеди, православной миссии, к которому они призваны. - Зачастую духовные школы дают большой объем теоретической подготовки,  уделяя мало внимания практическим сторонам приходского служения, к которому в первую очередь готовятся будущие священнослужители. Как с этим обстоит дело у вас? - В этом направлении мы делаем очень многое. В силу своего положения семинария у нас не оторвана от приходской церковной жизни: она находится в ограде кафедрального собора, рядом со зданием Епархиального управления.

http://pravoslavie.ru/4598.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010