Как известно, апостол Матфей проповедовал и нашел свою кончину в Сирии. Возможно, его мощи были перевезены в Центральную Азию, при наступлении войск тогда еще языческого Рима в ранние века христианства. На берегах Иссык-Куля и сегодня активно проводятся археологические раскопки. Исследования показали, что на территории современных Киргизии и Казахстана в древние времена существовали христианские церкви. Так, например, на городище Ак-Бешим были раскопаны христианская церковь и кладбище вокруг нее. На Краснореченском городище тоже проживала христианская община, о чем свидетельствуют могильные камни с эпитафиями и погребения, где находили бронзовые и нефритовые христианские кресты, так называемые «кайраки». Кроме того, на Иссык-Куле нашли покрытую синей глазурью керамическую вазу, на которой изображены двенадцать апостолов. Перечень археологических находок можно продолжить… — Какие исторические события предшествовали основанию в Семиречье первой епархии Русской Православной Церкви? — В XVIII веке начался длительный процесс добровольного вступления в русское подданство трех казахских жузов с одной стороны и движение русского казачества в Центрально-Азиатские пределы для защиты новых русских подданных — с другой. Тогда же, в XVIII веке на территории современного Казахстана русскими казаками были основаны первые крепости-форпосты — Семиполатная, Усть-Каменогорская, Петропавловская. Вдоль пограничной линии и в военных оборонительных укреплениях стали возводиться первые православные храмы. Первый в Средней Азии постоянно действующий православный храм был воздвигнут русскими воинами в 1845 году в укреплении Раимское, Сыр-Дарьинской области. А в 1850 году в Капальской станице сооружен первый молитвенный дом, куда в 1852 году назначен священник. С этого времени в пределах Туркестанского края стали регулярно совершаться православные богослужения. С образованием крепостей в азиатские пределы потянулись русские крестьяне-переселенцы, отличавшиеся глубокой религиозностью. В 1854 году был заложен первый форпост непосредственно в Семиреченском крае — укрепление Верное, которому в 1867 году императором Александром II был присвоен статус города.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2213653...

— Как осуществляется руководство издательством, кто ставит задачи, определяет и разрабатывает планы работы? — Стратегию деятельности издательства определяет правление, которое, согласно уставу, возглавляет ректор духовной академии. Все тактические, оперативные вопросы текущей деятельности издательства решают проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич и директор, которые также входят в состав правления. — Какие издания уже вышли в свет, что можно сказать о периодике? — С осени 2013 года по настоящее время выпущены: учебные пособия — «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» (автор Д.Г. Добыкин), «История Древней Греции» (А.Б. Егоров), «Россия и православный Восток» (Л.А. Герд), «“Русская идея” в русской литературе» (П.Е. Бухаркин), монография М.В. Шкаровского «История Болгарской Православной Церкви», сборник материалов юбилейной научной конференции «Архиепископ Михаил (Мудьюгин) в воспоминаниях и размышлениях», нотный сборник «Осмогласие на “Господи, воззвах”». Весной 2014 года также вышли в свет мультимедийные учебные пособия из цикла «Библейская археология»: «Святая Земля», «Малая Азия», «Иордания». Этот уникальный проект осуществлен кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии. Научно-богословский журнал «Христианское чтение» в течение этого года приобрел новое оформление и более строгий, академический вид. В августе 2013 года журнал включен в Российский индекс научного цитирования, а со второго полугодия 2014 года входит в каталоги «Роспечать» и «Почта России». Таким образом, журнал «Христианское чтение» теперь подписное издание, и в любом отделении «Почты России» по всей стране и в странах ближнего зарубежья можно подписаться на наш журнал. После небольшого перерыва было возобновлено издание студенческого журнала «НЕвский БОгослов» (НЕБО). Рассчитанный на самую широкую аудиторию журнал стал издаваться в новом, более качественном полиграфическом оформлении. Обновился состав молодежной редакции журнала, теперь в нее входят студенты бакалавриата, магистранты и аспиранты духовной академии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3727191...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ раздел археологии, изучающий древности раннехрист. общин и гос-в, преимущественно позднеантичной и раннесредневек. эпох. А. х., исследующая раннюю историю христ. Церкви, предоставляет материалы для общей церковной археологии . Зародилась как одна из вспомогательных дисциплин католич. церковной истории. Совр. А. х. изучает церковные сооружения, обстановку и убранство храма, богослужебные принадлежности, иконографию, погребения, надгробия, эпиграфику, святыни и др., используя общие методы критики и анализа источников (сравнительно-типологический, стратиграфический, иконографический и т. д.). География А. х. охватывает территорию Римской империи и пространство, на к-ром до VIII в. существовали общины или велась проповедь христ. вероучения (Средиземноморье, значительная часть Евразии вплоть до Дальн. Востока и Индийского океана); в России памятники А. х. обнаружены в Причерноморье и на Сев. Кавказе. Хронологические границы зависят от научной школы и конкретной территории: в Сев. Африке и на Ближ. Востоке период А. х. кончается с завоеванием кочевниками и арабами-мусульманами (нач. VII в.); на Балканах, в Греции, в Болгарии, в Венгрии и в Румынии - со слав. и аварским нашествием (VI-VII вв.); во Франции и на Рейне - с появлением державы Карла Великого (VIII-IX вв.). В ХХ в. А. х. включила в сферу изучения ранневизант. и восточнохрист. материал. Об этом писал еще А. П. Голубцов , отмечая разницу в изучении церковных древностей на Западе, где ограничиваются раннехрист. периодом, и в России, где археолог «обязан иметь дело не с первохристианскими только церковными древностями, но с искусством и богослужением еще и греческой церкви» (Голубцов. С. 27). В истории А. х. выделяются 4 этапа, соотносимых с общим развитием археологии: антикварный (донаучный, до сер. XIX в.); зарождение А. х. как науки (рим. школа, 40-90-е гг. XIX в.); становление метода («открытий и дискуссий», 90-е гг. XIX в.- 50-е гг. XX в.); совр. (междисциплинарный подход). Донаучный период

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Разделы портала «Азбука веры» Домовая церковь – православный храм, устроенный и освященный в (при) частном жилище или в каком-либо учреждении. В последнем случае используется  особый (в отличие от традиционного для приходских храмов территориального) принцип формирования общины: например, по месту работы (заводской храм), учебы (школьный, университетский храм), лечения (больничный храм), заключения (тюремный храм) и пр. Также к домовым храмам относятся т. н. крестовые церкви при архиерейском доме (резиденции епископа). Возможны разные варианты размещения домового храма: как в помещении внутри дома или здания, так и отдельно. Степень доступности таких храмов для посещения зависит от пожеланий владельца дома, от руководителей и особенностей учреждений, при которых они действуют. Появление домовых храмов История домовых храмов восходит ко времени возникновения христианских храмов вообще (в том числе как помещений (или зданий), специально предназначенных для совершения богослужений). Первоначально в качестве места собрания христианских общин служили, как правило, частные дома. При этом, согласно целому ряду новозаветных свидетельств, во время таких собраний совершалось и таинство Евхаристии. Устроение специальных помещений для богослужения стало закономерным шагом, а расположение их внутри дома до некоторой степени обеспечивало безопасность в условиях нелегального существования общины в эпоху гонений  вплоть до 313 г. (издание Миланского эдикта), пока христианство оставалось в Римской империи вне закона. Среди наиболее известных раннехристианских археологических памятников можно отметить Домовую церковь , обнаруженную археологами при раскопках г. Дура-Европос и устроенную, по-видимому, в доме одного из богатых жителей города. Структура дома традиционно римская: помещения расположены вокруг открытого колонного атриума, в центре которого – овальный имплювий (бассейн) со ступенчатым спуском по периметру. Напротив входа – таблинум (помещение, непосредственно выходящее в атриум) со столом в центре, где собиралась семья и совершались различные церемонии. Сохранившиеся фрески датируются 232–256 гг. и представляют собой древнейший из известных живописных циклов, относящихся к образцам христианского искусства, декорирующий помещение для богослужений и имеющий единую иконографическую программу.

http://azbyka.ru/domovaya-cerkov

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Нужно ли христианину исследовать историческое и литературное измерение книг Священного Писания, и если да, то зачем? Предлагаем вашему вниманию расширенный вариант выступления Михаила Селезнева на конференции «Современная библейская наука и предание Церкви» 26.11.2013. Современная библейская наука — это изучение Библии посредством того аппарата, который был выработан дисциплинами историко-филологического цикла. В просторечии такое историко-филологическое изучение Библии называют библейской критикой. Сторонники использования историко-филологического (историко-критического) метода в церковной науке обычно говорят, что, хотя этот метод и чужд традиции, но  результаты , достигнутые с его помощью, могут быть полезны для богословия. Скажем, археология дает нам возможность наглядно представить себе, как выглядели города, дома и люди в те времена и в тех краях, где разворачивается действие библейских повествований. Сопоставление проповеди Иисуса с кумранскими документами и раввинистическими текстами позволяет увидеть, что именно в этой проповеди было в какой-то мере уже знакомо слушателям, — а что было абсолютно новым. Ассирийские документы уточняют хронологию израильских и иудейских царей. Все это так. Но дело не только в этом. Не только результаты историко-филологического исследования Библии, но сама методология такого исследования крайне важна для современного христианского сознания. Она способна влить в христианское богословие новую жизнь и избавить его от бессмысленных тупиков. Я хотел бы остановиться подробнее на трех моментах. 1. Историческое измерение библейской традиции Библейская критика раскрывает перед нами то, чего систематическое богословие склонно не замечать: что библейский текст, пронизывающий самые разные эпохи, самые разные культуры — в каждой эпохе, в каждой культуре преломляется и понимается по-своему. История Библии есть история ее интерпретации. Понимание этого избавляет нас от многих кажущихся противоречий. Мы подходим, например, к полке с комментариями и снимаем томик новейшего западного комментария к Псалтири. В этом комментарии делается попытка реконструировать древнейший текст псалма, его бытование в царстве Израильском или Иудейском, реконструировать, под какую музыку он пелся в Иерусалимском храме, провести аналогии с литературами древнего Ближнего Востока. Современные западные работы по библеистике нацелены, прежде всего, на то, чтобы восстановить древнейший текст Библии, древнейшее значение этого текста, его первоисточники, историю его формирования, литературный и исторический контекст библейских книг — тот архаический мир Древнего Востока, в котором эти книги писались.

http://azbyka.ru/o-polze-biblejskoj-krit...

Сказание о создании церкви Св. Софии Предисловие Развитие поэтического элемента в легендах состояло в тесной связи с элементом художественным вообще. Даже самая проза в книгах чисто церковного содержания, у народов христианских, с точки зрения развития литературных идей, должна быть изучаема в связи с историей христианского искусства и преимущественно хромового зодчества, и иконописи. Так по мере сооружения древнейших христианских храмов по священному обычаю на мощах мучеников, полагаемых в основу храма под алтарем, приводились в известность самые жития тех мучеников и составлялись о них книги под именем мартирологиев. Сооружение и украшение каждого древнейшего храма окружено таинственным обаянием чудесного и сверхъестественного. Сооружение древних храмов во имя Св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве и Новгороде говорит о том художественно-религиозном влиянии, как Византия своим знаменитым Софийским храмом оказала на новообращенную Русь в XI веке. Даже к X в. легенда относит это влияние на чувство и воображение Владимировых послов, которые, исследуя на месте различные вероисповедания, так рассказывали, возвратившись домой, о цареградском Софийском храме: «придохом же в Греки, и ведоша ны, идеже служат Богу своему и не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли такаго вида, ли красоты такоя, и недоумеем бо сказати; токмо то вемы, яко оведе Бог с человеки пребывает, и есть служба их паче всех стран. Мы убо не можем забыти красоты тоя; всяк бо человек, аще укусит сладка, последи горести не приимает, тако и мы не имамы сде быти» 153 . В этой легенде во всей наивности высказывается непритворный восторг, возбужденный в верующих сердцах великолепием цареградского храма. Чувство эстетическое так тесно связано тут с религиозным умилением, как это может быть в самую раннюю эпоху христианского просвещения. Не одно подражание, но и внутренняя художественно-религиозная потребность была причиною сооружения на Руси храмов во имя Софии Премудрости. Если отвлеченная высокая идея о Божественной Премудрости, которой посвящен византийский храм не вполне ясна была простодушной Руси XIbeka, по крайней мере безотчетное эстетическое и религиозное чувство удовлетворялось подобием или подражанием тому высшему храмовому идеалу, который по легенде впервые возбудил, в некрещенной еще Руси, высокую мысль о пребывании самого Бога с людьми во время молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Храмовый ансамбль монастыря Калат-Семан. Вид с севера на юг. Фото П.С.Павлинова ЖМП 5 май 2019 /  7 августа 2019 г. 12:39 Древнесирийский архитектурный авангард В IV–VI ВЕКАХ НА ВОСТОЧНЫХ ОКРАИНАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ВОПЛОТИЛИСЬ В ЖИЗНЬ НОВАТОРСКИЕ ИДЕИ В ХРИСТИАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ  Разработка объемно-планировочных, в том числе центричных, типов христианских храмов началась после Миланского эдикта императора Константина, завершившего в 313 году гонения на христиан. Эти новаторские на тот момент решения получили наибольшее применение на восточных пространствах  империи — в Малой Азии, в Египте и особенно на Ближнем Востоке, где за несколько столетий перед этим произошли главные евангельские события. О том, где, какие и с какими архитектурными особенностями были возведены центричные храмы в Древней Сирии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ Павел Павлинов.  PDF-bepcuя.  Восьмигранные храмы Палестины и Сирии В IV веке были выработаны два главных типа христианских храмов. Первый — вытянутые в плане базилики с трансептом-перекрестием как символом мученичества на кресте (первый собор Апостола Петра в Риме, 326 год). Второй — компактные центрические церкви как символ Воскресения и Вознесения Христа (ротонда Анастасис вокруг Гроба Господня в Иерусалиме, сооруженная, вероятно, в 370-е годы). В количественном плане почти во всех провинциях Римской, а затем Византийской империи первые столетия доминировали базилики, так как их строительство было проще и связывалось с конструктивными традициями, заложенными еще в античной Греции. Тем не менее именно центрические храмы интересны своим разнообразием планов и ­объемов. Многие из них были возведены в Палестине и Сирии после победы императора Константина над Лицинием (324 год). В первые десятилетия строились простые восьмигранные в плане храмы: Рождества Христова в Вифлееме (около 327–333 годов; перестроен в VI веке), Вознесения Господня на Елеонской горе в Иерусалиме (до 335 года; разрушен в 614 году; восстановлен около 633 года), «Великая церковь» в городе Антиохии 1 (построена в 327–341 годах; разрушена землетрясением 588 года и не сохранилась). С такими же октагональными планами в V веке построены церковь Успения Богородицы в долине Иозафат в Иерусалиме (разрушена персами в 614 году) и мартирий 2 на месте дома апостола Петра в Капернауме (археологами обнаружены нижние части стен).

http://e-vestnik.ru/history/drevnesiriys...

1857–1858 годы 3аписи на второй стороне переплета дневниковой тетради за 1857–1858 годы О Промысле ( Лк.12–13 ). Ты – раб человеческий, а не раб Божий. Служебник, Требник и церковные книги после Священного Писания да будут у тебя главным источником и руководством при составлении катехизических бесед. NB Взять из церкви Триодь Постную и один Служебник. Сказать проповеди : о неперемене духовника без крайней надобности; о том, как приступать к исповеди и причастию; о несписывании бессмысленных рукописей. Археология человека и человечества. Хочешь убедиться, что Источник человеческой жизни есть Сын Божий или Бог в Троице – читай от Луки главу 7 и о Лазаре. Несомненно, что душа моя – создание Божие, но как она создана – не знаю: Творец мне этого не открыл; так точно и хлеб и вино – Тело и Кровь; но как это сотворено из хлеба и вина – не знаю; знаю только несомненно то, что это Тело и Кровь моего Жизнодавца, потому что я душевно и телесно преисполняюсь жизнию по принятии их. Ты хочешь знать, точно ли Сын Божий сотворил море – смотри: Он велит ему перестать от бури – и оно перестает. Хочешь убедиться, что Творец света есть Сын Божий – посмотри на фаворское преображение ( Мк.9 ). Хочешь убедиться, Кто сотворил мир невидимый, – посмотри на Господа, как Он обращается с духами, как добрые Ангелы служат Ему, а злые трепещут. Хочешь убедиться, что рыбы сотворены Сыном Божиим, – читай от Луки главу 5 и от Иоанна 21 ; ...животных четвероногих ... (как Он взял осла молодого... 3 ). О необходимости бдения над собой. Multa fiunt eadem sed aliter Многие становятся (одним и) тем же, но по-разному (лат). Вдумываться при молитве. Дарование Святого Духа на пользу душевную. Место, кипящее медом и млеком, дал мне Бог: et quidem incontentus и все же я недоволен (неудовлетворен) (лат). Духовные опыты, наблюдения, мысли и советы начинающего с Божиею помощью познавать себя или ходить духом, по Апостолу. Светлые и мрачные минуты жизни. Беседовать о прелюбодейцах, о рукописях бестолковых. Сначала христиане не говорили: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а было все – одно. Кто виноват в разделении, знает история: «Христианское чтение» за 58-й и др. годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1)  Наставник богословских наук, как мы видели, должен был преподать: а) Богословие изъяснительное, б) Богословие созерцательное, или Догматическое, в) Богословие нравственное, г) Археологию и д) Чтение священного писания. Ректор и учитель богословских наук архимандрит Афанасий в течение первого учебного курса преподал: а) Богословие изъяснительное по системе Рамбахия с приложением к сему образца изъяснения, по преподанным правилам, на послание св. апостола Павла к Ефесеям, б) Богословие созерцательное по учебной книге Irenaei compendium Theologiae dogmatico-polemicae в том объеме, в каком оно изложено в этой книге; в) Богословие нравственное по сокращению из Institutiones Theologiae moralis Buddaej, именно: а) Богословие деятельное подлежательное, или богословское нравоучение; b) Богословие деятельное предметное, или право богословское, и с) Христианское благоразумие, – при чем прочитана была и книга о должностях пресвитеров приходских; г) Археологию. Так как для этой науки учебника не было указано, то записки по ней составлены были самим наставником при пособии Antiquitatum ecclesiasticarum Bingami и отечественных книг: Новой скрижали и изъяснения на литургию 87 . При сем в каждый учебный день в начале класса предлагаемо было ученикам чтение нового завета с надлежащими объяснениями и нравственными приспособлениями; также учащиеся как по окончании созерцательного богословия так наиболее по окончании археологии занимаемы были чтением священного писания с требованием от них отчета по руководству к чтению священного писания и, сверх означенных занятий в классе и сверх надлежащих приготовлений к урокам, ученики упражняемы были как чтением писаний св. отец догматических, как-то: Афанасия Александрийского , Григория Богослова и Иоанна Дамаскина и нравственных: Иоанна Златоустог о, Амвросия Медиоланского , Григория Великого , Августина, Макария Египетского , о подражании Иисусу Христу и прочих с должными также отчетами, замечаниями и выписками, так и пространными, равно как и краткими, рассуждениями и сочинением поручений на праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Образ Божией Матери «Оранты» и его отношение к «чину» «дев» и «диаконисс» в древней церкви Наиболее условный и в то же время первый иконописный образ Богоматери в виде Оранты возник, несомненно, еще в древнехристианскую эпоху, но не в первые три века, а только в IV веке и в конце его, и следовательно, под влиянием мыслей нового времени, а не веков гонений, и не в связи этого образа с древнейшими идеями христианства. Пользуясь первыми общими впечатлениями, открывавшими в древнехристианском искусстве символическую основу, католические богословы навязывают христианской археологии 27 искусную сеть гадательных толкований: образ Оранты представляет блаженную душу верующего, затем саму христианскую веру в ее земной церкви и отсюда стал образом Божией Матери, как символического воплощения «церкви» «в переносном смысле». С другой стороны, то голое отрицание в древнехристианском образе Оранты всякого значения, кроме «простого орнамента», «общей декоративной темы», которое проводят или поддерживают протестантские историки (Шульц, Беллерман), также далеко от научно-исторических выводов. Основная ошибка того и другого воззрения – в излишнем обобщении древнехристианского археологического материала: так, католические писатели протягивают древнехристианский период на восемь веков и находят в нем все фазы художественной символики и, в частности, образ Божией Матери Оранты, но разбирать, какому именно времени отвечает данный образ, им препятствует, прежде всего, принятая вера, что христианское искусство воплощает апостольское учение, а затем и необходимость точно определять время памятников и развитие христианских идей. Образ «Моления» в виде женской фигуры с поднятыми руками представляется, как отныне уже установлено, в иконографии греко-римских древностей сравнительно редким и даже исключительным, и сближение с ним христианского типа у Карла Зитля, на основании монеты Адриана, о которой скажем далее, является слишком поспешным обобщением 28 . Статья Г. Виссовы в лексиконе Рошера 29 на слово Pietas приводит ряд мелких памятников, относящихся к понятию «благочестия». Все эти памятники относятся исключительно к римским древностям и древнейшие из них к I столетию до Рождества Христова: это динарии Геренния, и представляют благочестивых братьев Катаны, из которых один спасает отца от извержения Этны, унося его на плечах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010