Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАПИСКИ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ЗРАО), группа изданий Русского археологического об-ва (РАО, см. в ст. Археологические общества ), выходивших в С.-Петербурге. Она имеет сложную историю, связанную с развитием РАО, к-рое возникло как Археологическо-нумизматическое об-во в 1846 г. 1-я серия периодических изданий выходила в 1847-1854 гг. на франц. языке под названием «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» (с 4-го т.- «Mémoires de la Société Impériale d " archéologie»). Параллельно на рус. языке издавались в 1849-1850 гг. «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества», а в 1851-1865 гг.- «Записки императорского Археологического общества». В 1886-1901 гг. печатались «Записки императорского Русского археологического общества. Новая серия». Кроме того, выходили записки отд-ний РАО: рус. и слав. археологии (ЗОРСА) - в 1851-1918 гг., восточного - в 1887-1921 гг., классического - в 1904-1917 гг., а также «Известия Русского археологического общества» (1859-1884). Для обмена результатами изысканий с иностранными исследователями РАО получило право выпускать свои труды не только на рус., но и на франц. и нем. языках. Статьи, имевшие преимущественно нумизматическую направленность, публиковались на франц. или нем. языке. «Mémoires de la Société d " archéologie et de numismatique de St. Pétersbourg» («Mémoires de la Société Impériale d " archéologie») выходили под ред. барона Б. В. Кёне в 1847-1854 гг. (8 т.), каждый том состоял из 3 выпусков. На 1-м заседании об-ва в 1847 г. его член-основатель П. С. Савельев призвал коллег уделять больше внимания древностям России и мусульм. Востока. В результате РАО приняло решение параллельно с «Mémoires...» выпускать «Записки Санкт-Петербургского Археологическо-нумизматического общества» на рус. языке (с 3-го т.- «Записки императорского Археологического общества»). Издание редактировали И. А. Бартоломей (1849. Т. 1. Вып. 1), Савельев (1849. Т. 1. Вып. 2-3), А. Н. Попов (1849. Т. 1. Вып. 4), Савельев (1850. Т. 2. Вып. 5-8; 1851. Т. 3; Т. 4. Отд. 2), Попов (1852. Т. 4. Отд. 1; 1853. Т. 5), Савельев (1853. Т. 6), Попов (1854. Т. 7. Вып. 1, 2; 1856. Т. 8), Савельев (1856. Т. 9. Вып. 1; 1857. Т. 9. Вып. 2; Т. 10; 1858. Т. 12. Вып. 1; Т. 14; 1859. Т. 13), П. И. Савваитов (1865. Т. 11; Т. 12. Вып. 2).

http://pravenc.ru/text/182593.html

Проф. И. Н. Корсунский. Высокопреосвященный Савва, архиепископ Тверской, и его значение для науки, особенно археологии и истории „Во время исправления должности синодального ризничего он сделался известным деятельными и основательными археологическими занятиями». Филарет, митрополит Московский. Все более и более редеют поначалу плотные ряды ветеранов дорогого всем нам Императорского Московского Археологического Общества. В настоящее время едва ли и десяток насчитается членов этого Общества, вступивших в ряды их в самый первый, 1864-й год, существования его. К числу этих немногих принадлежал скончавшийся 13 октября сего, 1896 года, высокопреосвященный Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, который „сделался известным деятельными и основательными археологическими занятиями» еще ранее основание сего Общества, во время исправления им должности синодального ризничего, т.е. в 1850–1858 годах, и который посему избран был в члены нашего Археологического Общества прямо по учреждении сего последнего, именно 4 октября 1864 года. Преосвященный Савва родился 15 марта 1819 года. Родиною его была Владимирская губерния, как известно, весьма изобилующая древностями и церковными, и гражданскими, и бытовыми. В своих обширных автобиографических записках, еще не напечатанных, но мне известных, преосвященный Савва, описывая места своей родины, с любовью и заботливым вниманием, как истинный археолог, останавливается на этих древностях, и нельзя не выразить желание, чтобы эти записки поскорее увидели свет в печати. Он, кроме сообщения любопытнейших сведений о многоразличных предметах, лицах, обстоятельствах и проч., с которыми почившему архипастырю приходилось в течете своей долголетней жизни так или иначе соприкасаться, пролили бы истинный свет и на его собственную жизнь и деятельность 1 , в частности и на археологически его занятая, из коих некоторые не вполне верно иными понимаются и не всегда в надлежащем свете представляются 2 . Происходя от благочестивых, духовного звания, родителей и будучи от природы весьма любознательным, общительным, трудолюбивым, обладая умом светлым, основательным, сердцем любящим, отзывчивым на все доброе и вместе с тем волею и характером твердыми, устойчивыми, выросши в крайней бедности и рано лишившись родителей 3 , а потому привыкши собственным трудом и усилиями добиваться чего бы то ни было и пробивать себе дорогу, почившей имел все задатки к тому, чтобы по времени явиться одним из самых полезных деятелей на поприще служения церкви и обществу, а равно и науке, главным образом исторической и археологической.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

И.П. Медведев Список сокращений АВПРИ      Архив внешней политики Российской империи АВ СПб ФИВ РАН      Архив востоковедов С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН АДСВ      Античная древность и средние века (Екатеринбург) АЕ      Археографический ежегодник Академии наук АИМК      Академия истории материальной культуры АРВ      Архивы русских византивистов в Санкт-Петербурге/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1995 БАН      Библиотека АН СССР (ныне РАН) ВВ      Византийский временник ВГУ      Воронежский государственный университет ВДИ      Вестник древней истории ВЖК      Высшие женские курсы ВИ      Вопросы истории ВИД      Вспомогательные исторические дисциплины ВО      Византийское обозрение ВУАН      Всеукраинская Академия наук ВЦИК      Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет ГАИМК      Государственная Академия истории материальной культуры ГИИИ      Государственный институт истории искусств ГИАЛО      Государственный исторический архив Ленинградской области ГИМ      Государственный исторический музей ГПБ      Государственная Публичная библиотека (ныне РНБ) ГРМ      Государственный Русский музей ГЭ      Государственный Эрмитаж ДАН      Доклады АН СССР ЖМНП      Журнал Министерства народного просвещения ЗКОРАО      Записки Классического отделения РАО ЗООИД      Записки Одесского общества истории и древностей ЗРАОНС      Записки Русского археологического общества. Новая серия ИАИ      Историко-археографический институт ИАК      Известия Имп. Археологической комиссии ИАН      Известия Имп. Академии наук ИАЭ      Исторический архив Эстонии ИГАИМК      Известия Государственной Академии истории материальной культуры ИИИЕТРАН      Институт истории естествознания и техники РАН ИИМКРАН      Институт истории материальной культуры РАН ИОРЯС      Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук ИПБ      Императорская Публичная библиотека ИРАИК      Известия Русского археологического института в Константинополе ИРАИМК      Известия Российской Академии истории материальной культуры

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Содержание «Я не столько археолог и музеист, сколько историк-археограф и архивист…» 1. Из отчета И. М. Покровского о командировке в г. Чистополь, в Чистопольский и Лаишевский уезды для осмотра, ревизии архивов, принятия мер к охране архивных фондов и наблюдения за вырезкой чистой бумаги и за исполнением учреждениями декретов Совнаркома по архивной части 2. Из отчета Казанского губернского архивного фонда о его деятельности 3. Из письма И. М. Покровского заместителю наркома просвещения М. Н. Покровскому     Иван Михайлович Покровский (1865 – 1941), доктор церковной истории, ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви Казанской духовной академии. Сначала – краткие биографические данные. Родился 17 января 1865 года в селе Колударове Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1880 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду. В 1886 году – Тамбовскую духовную семинарию по I разряду. Служил псаломщиком в церкви Липецка, затем надзирателем в Тамбовском духовном училище. В 1891 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1895 году окончил еесо степенью кандидата богословия. Оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. С 1896 года – исполняющий дела доцента этой кафедры. В 1898 году получил звание магистра за диссертацию «Русские епархии XVI-XIX в.в., Том I: XVI и XVII в.в» и утверждён в звании доцента. С 1905 по 1907 год – редактор журнала «Известия по Казанской епархии». Произведён в чин статского советника. В 1906 году И.М. Покровским составлена и издана Карта Казанской епархии. Составил исторические описания монастырей Казанской епархии: Седмиезерной пустыни, Свияжского Иоанно-Предтеченского. Был избран пожизненным действительным членом Владимирской губернской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивной комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Являлся одним из учредителей и членом церковного историко-археологического Общества Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Библейская археология как аналитическая дисциплина С середины XIX века, когда начались систематические археологические исследования в Палестине и библейских странах Ближнего Востока, перед библейской археологией стояли две задачи: во-первых, полевые экспедиции и раскопки для открытия новых артефактов ; во-вторых, осмысление найденных артефактов в связи с повествованием Священного Писания . Русские исследователи имели возможность вести полевые исследования только до революции 1917г., причем раскопки проводились в основном на «русском участке» в Иерусалиме – архимандритом Антонином (Капустиным) и сотрудниками Русского археологического института в Константинополе. Нередко русские ученые ограничивались археологическими разведками: места раскопок, проводимых западными экспедициями в Палестине, Заиорданье и Сирии, посещали профессора А.А.Олесницкий 1 , М.Д.Муретов 2 , сотрудники Императорского православного палестинского общества 3 и Русского археологического института в Константинополе. 4 Основная заслуга русской дореволюционной школы библейской археологии заключалась не в раскопках, а в решении второй научной задачи – в аналитическом осмыслении открытых западными исследователями артефактов в свете библейского текста и древних письменных источников. Именно такой методологии придерживались в своих работах профессора духовных академий А.А.Олесницкий 5 , В.П.Рыбинский 6 , И.Г.Троицкий 7 , А.П.Лопухин 8 . После 1917 года в России исследования, связанные с библейской археологией, прекратились. Светская археология в СССР вплоть до окончания Второй мировой войны уделяла мало внимания археологии стран библейского ареала. В западной науке, напротив, первая половина XX века характерна блестящей деятельностью отдельных исследователей, финансировавшихся религиозными организациями и при этом всегда стремившиеся проанализировать свои находки в соотнесении с библейским повествованием. Большое количество раскопок в Палестине и других библейских странах на счету американского ученого Уильяма Фоксвелла Олбрайта (William Foxwell Albright, 1891–1971) и его последователей – Эрнеста Райта (Ernest Wright), Нельсона Глюка (Nelson Glueck) и др. Руководствуясь текстом Священного Писания , как компасом, Н. Глюк открыл более 1000 объектов в Прииорданье и еще 500 – в пустыне Негев, 9 подтвердив тем самым точность библейского описания множества событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В.И. Бенешевич Скачать epub pdf I. Биографическая Канва 1 1845 (7 февраля). Родился в погосте Горки Галичского у. Костромской губ. 1854 (сентябрь)-1860 (июль). Учился в Галичском уездном духовном училище. 1860 (сентябрь)-1866 (31 июля). Учился в Костромской духовной семинарии. 1866– 1867. Преподаватель русского языка в Галичском уездном училище. 1867– 1871. Студент историко-филологического факультета СПб. университета. 1871 (ноябрь)-1874 (май). Состоял оставленным при университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории и был преподавателем в СПб. средних учебных заведениях. 1872 . Вышла в свет первая печатная работа (список трудов, 1). 1874 (20 апреля, 4 и 24 мая). Подвергался испытаниям на степень магистра всеобщей истории. 1874 (1 сентября). Защитил в СПб. университете диссертацию на степень магистра всеобщей истории (список трудов, 3). 1874 (с 7 мая). Утвержден доцентом по кафедре всеобщей истории в Новороссийском университете. 1875 (лето). Совершил первую поездку с научною целью Заграницу. 1876 (1 мая) – 1878 (1 сентября). Состоял в научной заграничной командировке. 1879 (15 апреля). Защитил в СПб. университете диссертацию на степень доктора всеобщей истории (список трудов, 10). 1879 . Утвержден экстраординарным (с 7 мая) и ординарным (с 20 сентября) профессором по кафедре всеобщей истории Новороссийского университета. 1880 (1 июля-1 сентября). Состоял в научной заграничной командировке. 1881 (1 июня – 1 сентября). Состоял в научной заграничной командировке. 1883 (15 мая – 1 сентября). Командирован с научной целью в Москву и СПб. 1884 . Участвовал в VI археологическом съезде в Одессе; 25 апреля-22 июня состоял в научной заграничной командировке. 1886 (15 августа)- 1887 (15 августа). Состоял в научной заграничной командировке. 1889 (лето). Командирован с научной целью в Москву и СПб. 1890 . Участвовал в VIII археологическом съезде в Москве. Основал Византийское отделение историко-филологического общества при Новороссийском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Из переписки, связанной с научной деятельностью, нумизматическими и археологическими вкладами архимандрита Антонина в церковные и светские музейные собрания 319. Письмо ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Филарета (Филаретова) 575 к архимандриту Антонину Киев 15 января 1870 г. Ваше Высокопреподобие! С особенным удовольствием исполняя поручение Совета Академии, имею честь препроводить при сем Вашему Высокопреподобию диплом на звание почетного члена Киевской Академии 576 . Пользуясь случаем как от себя, так и от всего академического сословия засвидетельствовать Вашему Высокопреподобию глубокое уважение и искреннюю признательность 577 , имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Филарет. Архив РДМ, п. 70, д. 1431, 1 л. 320. Из письма ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Филарета (Филаретова) к архимандриту Антонину Киев 8 октября 1873 г. ...Получили очередные дары с «мерзостями моавитскими» 578 . На 5 мерзостях оказались замечательные надписи. Не умея сами прочитать их, мы обращались к профессору Д.А.> Хвольсону 579 и к преосв Порфирию . И дивные вещи. Хвольсон с отделением восточных языков прочитал три надписи и не прочитал двух. Пресвящ. Порфирий прочитал две и не прочитал трех. И оказалось, что первый не прочитал тех, которые прочитал второй, а второй не прочитал тех, которые прочитал первый. Стало быть, все надписи прочитаны. Над папирусом, когда-то присланным Вами, сидит теперь профессор химии здешнего университета Гарницкий 580 и, при помощи химических способов, разделяет листки. Один фрагмент очень хорошо поддается химическому анализу, но другой – увы – чрезвычайно крепится, а между тем он-то и есть большая драгоценность. Пошиб письма показывает глубокую древность его. Что такое на этих папирусах написано, пока еще не добрались: ибо химик не дает еще в руки другим своего воскрешаемого изделия. Музей наш понемножку набирается всяким хламом. Да будет ведомо Вашему Боголюбию: портрет Вашей святыни поставили в музее в той мысли, что фактическое основание нашего музея принадлежит не кому более, как Вам. Во время археологического съезда, бывшего в августе , любители ветхости заглядывали и к нам; тогда на вопрос: откуда это? зорящимся глазам приходилось отвечать почти из всех случаях: «от о. Антонина». Чтобы не затрудняться в объяснении, кто сей о. Антонин, мы и решились выставить благодетельный лик Ваш воочию всех и каждого 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Новый список русских богослужебных «Действ» XVI–XVII в. Труды VIII Археологического съезда в Москве 1890. Том 2. Источник Одною из выдающихся особенностей своеобразной московской культуры XVI – XVII в. следует признать особенную привязанность московитов того времени к обрядности и необыкновенно пышное развитие этой обрядности не только в сфере церковно-богослужебной, по и в сфере общественных отношений и домашнего обихода. Развитие это произошло под влиянием различных причин, между коими византийское влияние играет главную роль, особенно в сфере церковно-богослужебной. Церковные обряды того времени, по крайней мере в главных центрах церковной жизни и особенно в Москве, были столь обильны, что выходили иногда за пределы обычного церковного устава, осложняясь такими действиями, которые составляли своего рода роскошь, а не насущную потребность. Свойство этих осложнений часто было таково, что для них тесны и неудобны оказывались храмы: нужно было выходить для их совершения на площади и улицы, где они вступили уже в разряд фактов, относящихся к религиозно – бытовой и общественной обрядности. Особенно выдающееся положение между подобного рода фактами, в одно и то же время литургическими и бытовыми и относящимися большею частию к разряду процессий, занимают так называемые „Действа“, а именно: 1) так называемое „Пещное действо“, совершавшееся в неделю св. отедъ пред Р. Хр. или в неделю св. праотец и, представлявшее чудесное избавление трех еврейских отроков от разженной печи. 2) „Действо в неделю наглядно изображавшее вход Господень в Иерусалим на осле и 3) „Действо Страшнаго Суда“, совершавшееся в неделю мясопустную и изображавшее проповедь Иисуса Христа о Страшном Суде, имеющем быть в последнее Его пришествие. Совершение этих действ в обставляемо было столь торжественно, что бывавшие в Москве иностранцы всегда весьма заинтересовывались ими, как замечательною особенностью быта, и считали нужным с большою подробностью останавливаться на них в своих мемуарах. Действа эти и на самом деле довольно замечательны. И у нас уже издавна обращали на них внимание и историки церковные, и историки быта и гражданские, и даже историки литературы. Последние обращали на них внимание особенно по тому поводу, что в Действах этих замечается присутствие в довольно значительной степени драматического элемента – факт, еще раз подтверждающий общепринятое положение о первоначальном взаимоотношении драматического искусства и литургической обрядности. В указанных Действах мы находим зачаточные элементы драматического характера но только в действиях или в воспроизведении воспоминаемых действий и движений, но и в диалогах, которые вводятся сюда иногда из священного текста, а иногда и помимо его. Таковы особенно диалоги в „Пещном действе“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Параграф I II III Альбом снимков с памятников старины в г. Кострома     Предисловие Церковные древности г. Костромы занимают видное место в ряду других русских древностей. В частности, в ряду Костромских древностей бесспорно выдающееся место принадлежит древностям Ипатьевского монастыря; они то собственно и возвышают археологическое значение этого древнего города. Между тем древности Костромы до настоящего времени слишком мало известны. Лет 25 тому назад лишь очень немногие древности Ипатьевского монастыря были изданы, без подробного объяснительного текста, Императорским обществом любителей древней письменности; несколько фототипических снимков с древностей того же монастыря с текстом даны были нами в Вестнике археологии и истории (вып. V, 1885 г.) и обследована лицевая рукописная псалтирь 1591 г. Сверх того существуют описания Ипатьевского монастыря и Успенского собора, из которых лучшие прот. Островского, но описания эти не только не имеют в виду научной оценки памятников, но и не дают более или менее ясного представления о них, не дают точных фотографических снимков, без которых слишком трудно ввести археологические памятники в научное обращение. Новейшие исследования, соприкасающиеся с этой областью, прот. И. Я. Сырцова и И. В. Баженова имеют характер чисто исторический, касаются художественно – археологической стороны памятников лишь отчасти и также не дают снимков, что объясняется, очевидно, трудностью изготовления последних. Давно уже нас занимала мысль восполнить этот крупный недочет, хотя бы лишь в некоторой степени, дать снимки с важнейших памятников церковной старины в Костроме и ознакомить с ними лиц, интересующихся этим предметом; но обстоятельства до сей поры не позволяли нам приступить к выполнению этой задачи. Теперь же, в виду предстоящего областного археологического съезда в Костроме, мы сочли невозможным далее откладывать это дело. Так как важнейшие памятники Костромской старины нам были уже известны ранее, а некоторые из них даже подвергнуты были специальному обследованию, то мы поставили ближайшей задачей издать их в удовлетворительных снимках, а памятники второстепенные местного значения, по крайней мере, отметить попутно; последнее нам представлялось необходимым особенно потому, что эти памятники совсем неизвестны, и члены археологического съезда не в состоянии были бы ознакомиться с ними, так как никаких указателей Костромских достопримечательностей нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010