Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Пророк Илия. В центре иконы пророк Илия в пещере, у потока, правою рукою оперся на посох, левую положил на колено, голову обратил назад – вверх к слетающему к нему ворону. По сторонам этого центрального изображения восемь отдельных клейм, в которых представлены разные моменты из жизни святого. В первом клейме, начиная сверху – слева – рождество пророка. Надпись: “Рождество стго пррока В палатах на красивом ложе возлежит родильница, у изголовья, на ложе отец пророка, – положил руку под свою голову; за спиной матери спеленатый младенец, которого принимают два ангела. Все изображенные здесь лица – в нимбах. – Во втором клейме – воскрешение пророком сына Сарептской вдовы. Надпись: ”Прииде Илья в Сарефту Сионскую. К жене вдовице всели ту и сна ея воскреси.” Палаты. – К пророку, представленному со свернутым свитком в руках, обращается с речью вдовица; между ними стоит ее маленький сын; дальше – в тех же палатах на ложе тот же отрок лежит (мертвый), скрестивши руки на груди. – В третьем клейме – предсказание царю Ахаву о трехлетней засухе. Надпись: “Илья пророчествова Ахаву црю яко не быти дождоу три лета”... Палаты. На троне восседает Ахав, в шапочке, ноги его покоятся на подножии, в правой руке свернутый свиток, левая положена на колено. – Сзади трона, за Ахавом, стоит женщина (Иезавель?). Пред царем пророк, правую руку простер в рассуждении, в левой держит хартию со словами: “Ревнуя поревновахъ поревновахъ.” – Во втором ряду изображниий, налево от центрального, – жертвоприношение жрецов Вааловых. Палаты – город. Внизу – на дровах телец. Два жреца, справа, руки свои и взоры обратили кверху с молитвой о ниспослании огня на жертву. Против них пророк Илия с простертой десницей – жезл отрицания, в шуйце держит хартию, в которой написано: “Ревнуя поревновахъ по Где Бозе вседержителе” … – На правой стороне от центрального изображения – жертвоприношение пророка Илии. Пророк устремил свой взор и руки простер к небу. От приготовленной перед пророком жертвы сильный пламень в виде высокого огненного столба поднимается к небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  2.5 из  5) Л. А. Травин Божиим милосердием облагодетельствованного Леонтия Автономова сына Травина, уроженца из бедного состояния родителей, происшедшего в достоинство благородства, бывшие с 1741 г. в жизни его обстоятельства и приключения, для сведения и пользы собственно потомкам его описанные самим им От редакции: Печатается по: Труды Псковского археологического общества. 1913–1914. Вып. 10. С. 25–429. Вступ. статья и публ. Л. И. Софийского. Воспоминания были переизданы (с некоторыми сокращениями и изменениями): Травин Леонтий. Записки/Худ. А. Стройло. Вступ. статья В. В. Кожинова. Послесловие В. Я. Курбатова. Псков: Сельцо Михайловское, 1998. Леонтий Автономович Травин (1732–1818) — автор самых ранних по времени написания крестьянских записок. Родившись крепостным, он сумел из «самого подлого сословия» выслужиться и к 54 годам получить права личного дворянина. Как явствует из содержания его записок, они были составлены в 1806–1808 гг. Рождение мое на свете в 1732 году февраля 9го дня , во области Псковской, в бывшем пригороде Белье , от родителей скудно живших. Отец мой Автоном Степанов, ведущий род свой от дворцовых писарей; сказывают же, что предки его были церковники в Козмодемьянском погосте; это на Исы реки; а мать моя Агафья Иванова, от действительно служащих церковно причетников , дочь пономаря Ивана Автономова, бывшего в том же Белье при церкви Архангела Михаила на городище; его же отец Автоном Давыдов в Печанском погосте был священником, а сын его Макарий — протопопом во Пскове, в соборе Архангельском, брат родной моей матери, и по вдовстве его пострижен и был иеромонахом, переименован Мартирием в Спаса Мирожском монастыре. Из такого поколения отец мой находился крепостным графа Павла Ивановича Якушинского и его жены . Отправляя должность писарскую в Велейской вотчине и провожая житие неотрадное, умре в 740 году, по замечанию моему, от волшебной порчи, от мужика Артемья, прозванием Аршина, быв от роду около сорока лет, а от женитьбы своей прожил только десять год, оставив мать нашу в преждевременном вдовственном бедствии, и нас, четырех сыновей, в сущем сиротстве и малолетстве, из коих я был старший осьми лет, второй сын Алексей шести, по нем Иван четырех, меньшой Никита двух лет.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Священномученик Владимир Лозина-Лозинский Лозина-Лозинский Владимир Константинович (1885–1937) – протоиерей. Из древнего польского дворянского рода Лозинских. После окончания в 1904 году гимназии Императорского Человеколюбивого общества в Петербурге поступил на юридический факультет Петербургского университета. С 1910 года – юрист Правительственного сената. В это же время изучает историю права и архивного дела в Археологическом институте. В 1916 году – помощник обер-секретаря Второго (Крестьянского) департамента сената, титулярный советник. В 1914 году командирован в Общество российского Красного Креста, руководил перевозкой раненых с петербургских вокзалов, распределения их по лазаретам. Награжден орденом Станислава 3й степени «за труды, понесенные при условиях военного времени». Все остальное произошло уже после Октябрьского переворота и начала гонений на Церковь . 29 августа 1918 года на его глазах арестовали и близкого Лозина-Лозинским священника, протоиерея Александра Васильева – последнего духовника царской семьи перед ее арестом. 5 сентября было принято постановление Совета народных комиссаров «О красном терроре». Первой его «ритуальной жертвой» в тот же день стал духовник царской семьи. После расстрела протоиерея Александра Васильева тридцатитрехлетний Владимир Лозина-Лозинский принимает решение пойти по его стопам – стать священником. В 1920 году он поступает в Богословский институт и уже на первом курсе подает прошение о рукоположении. До 1924 года служит в бывшей Петропавловской церкви университета. Сохранилось письмо одного из его молодых прихожан: «Ваши всегда теплые и глубокие слова пастыря дают мне прилив энергии и сил. Особенно теперь, когда я совершенно духовно переродился и решил идти в жизнь освеженный и вдохновленный идеей возрождения крепкой, могучей России, Святой Руси…» Впервые арестован 4 февраля 1924 года по сфабрикованному чекистами делу о «православных братствах», через три месяца освобожден по состоянию здоровья. Через год, 15 февраля 1925 года, вновь арестован вместе с группой выпускников Царскосельского лицея, ставших прихожанами Краснодемьяновской церкви в бывшем Царском Селе. В предъявленном ему обвинении значилось: «…Достаточно изобличается в причастности к деятельности монархической организации, выразившейся в том, что он по поручению представителей организации служил открыто панихиды по бывшим царям, в том числе по расстрелянному Николаю Второму, также служил панихиды по расстрелянным и умершим при советской власти, чем вносил возбуждение в темные массы посещающие церковь ». Более тридцати прихожан были приговорены к расстрелу. В «расстрельном списке» значился и священник Владимир. 29 июня 1925 года ему и лицеистам заменили расстрел десятилетним сроком заключения в СЛОНе – самом первом советском концлагере на Соловках. В известной книге «Неугасимая лампада» соловецкого узника тех лет Бориса Ширяева описывается их прибытие на Соловки:

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 10 (23) января Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский Священномученик Анатолий родился 19 августа 1880 года в городе Кременце Волынской губернии в семье бухгалтера Кременецкого уездного казначейства Григория Грисюка и в крещении наречен был Андреем. Первоначальное образование Андрей полу­чил в Кременецком духовном училище. В 1894 году он поступил в Волынскую Духовную семинарию, которую окончил в 1900 году и в тот же год поступил в Киевскую Духовную академию. 6 августа 1903 года Андрей Григорьевич был пострижен в Киево-Печерской Лавре в монашество с наречением ему имени Анатолий, 15 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 30 мая 1904 года – во иеромонаха. По окончании в 1904 году академии в числе первых студентов, иеромонах Анатолий был оставлен на год профессор­ским стипендиатом для подготовки к занятию вакантной кафедры общей церковной истории. 16 августа 1905 года он был определен на кафедру общей церковной истории в звании исполняющего должность доцента . В 1905-1906 годах иеромонах Анатолий находился в команди­ровке при Русском Археологическом Институте в Константино­поле, занимаясь научными исследованиями. От природы одарен­ный большими способностями, прекрасно знающий классичес­кие и некоторые восточные языки, всегда усердный и ревностный в исполнении своих обязанностей и на редкость трудолюбивый, иеромонах Анатолий скоро овладел предметом своей специально­сти и, благодаря лингвистическим познаниям, получил возмож­ность работать с рукописями, написанными на древних языках. Любовью к истории и ее первоисточникам, неутомимым стремле­нием докопаться до каждой хронологической даты молодой иеро­монах напоминал знаменитого историка Санкт-Петербургской Духовной академии Василия Васильевича Болотова, воспроизводя в своих ученых трудах почти все научно-исследовательские при­емы этого известного ученого. Архиепископ Антоний (Храповиц­кий) писал об ученой деятельности иеромонаха Анатолия: «Иеромонах Анатолий по церковной истории – талантливый, и хотя еще очень молодой, но широко осведомленный преподаватель. Он становится хозяином не только в истории событий церковной жизни, но и вообще в богословии, то есть в Священном Писании и патрологии. Обладая прекрасно выработанным, точным и мет­ким языком, он успевает в продолжение одной лекции изложить множество событий, дать несколько сильных характеристик, по­яснить сущность самого отвлеченного предмета, например богословских споров IV века. Держась строго православного учения, отец Анатолий, однако, обладает мыслью смелой и не подчиняет­ся литературным пособиям, но распоряжается ими, как устано­вившийся уже ученый» .

http://fond.ru/foto/62/Andrey/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 22 (5 декабря) Священномученик Илия Громогласов Священномученик Илия родился 19 июля 1869 года в селе Еремшинский Завод Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье диакона Михаила Громогласова. Семья была небогата; у отца был дом, сарай, хлев, лошадь, корова и сколько-то церковной земли, но сыну он дал хорошее образование. Первоначальное образование он получил в Шацком духовном училище, откуда в 1883 году перешел в Тамбовскую Духовную семинарию. В 1893 году Илья Михайлович окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. Через год совет Московской Духовной академии избрал Илью Михайловича исполняющим должность доцента на кафедре истории русского раскола. В 1900 году он был назначен на должность лектора английского языка. В 1902 году Илья Михайлович обвенчался с Лидией Николаевной Дуловой, дочерью князя Николая Федоровича Дулова и его супруги Александры Юрьевны, урожденной Зограф. В 1908 году он представил к защите диссертацию под заглавием " Определения брака в Кормчей " , за которую ему была присвоена степень магистра богословия и премия митрополита Макария. В 1909 году Илья Михайлович был избран членом-корреспондентом Императорского Московского Археологического общества. В 1910 году он был назначен экстраординарным профессором Московской Духовной академии на кафедре истории русского раскола и в том же году был уволен согласно его прошению от должности лектора английского языка. Через год Илья Михайлович уволился из Московской Духовной академии и поступил инспектором классов Мариинского женского училища дамского попечительства о бедных в Москве и одновременно стал преподавать русскую литературу и всеобщую историю в Московской женской гимназии, которой заведовала его жена Лидия Николаевна Громогласова. Но Илье Михайловичу хотелось преподавать в высшем учебном заведении, и в 1914 году он выдержал экзамен на юридическом факультете Московского университета и был удостоен диплома первой степени. Через два года он выдержал экзамены по церковному и государственному праву и получил ученое звание магистранта церковного права. В том же году он был принят в число приват-доцентов на юридический факультет Московского университета на кафедру церковного права .

http://fond.ru/kalendar/1317/iliya/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 6 (19) Священномученик Константин Любомудров Священномученик Константин родился 27 июля 1879 года в селе Георгиевском Ростовского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Павла Любомудрова и его супруги Анны. Первоначальное образование Константин получил в Ярославском Духовном училище и церковно-певческой школе. 12 ноября 1896 года был определен псаломщиком Пятницкой церкви в городе Ярославле и в марте 1897 года посвящен в стихарь. В 1900 году он выдержал экзамен при Ярославской Духовной семинарии на звание учителя церковноприходской школы и получил место учителя в церковноприходской школе при Смоленской церкви. За особые труды по народному образованию он был назначен в 1902 году учителем Феодоровской школы в городе Ярославле. Одновременно он преподавал арифметику в 1й Ярославской воскресной школе для взрослых. В 1903 году Константин Павлович был назначен учителем пения Рождественской женской школы, в 1905 году он был удостоен благодарности за усердные и успешные труды на поприще педагогики. 30 апреля 1903 года Константин Павлович был рукоположен во диакона ко храму Рождественского монастыря в городе Ростове, а в июне 1908 года – во священника ко храму Преображенского Севастиановского женского монастыря в Пошехонском уезде. 10 февраля 1911 года архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) назначил отца Константина настоятелем Никольской церкви в селе Марково Ростовского уезда, и в том же году – законоучителем Марковского двухклассного училища. Вскоре отец Константин овдовел и после этого принял решение всецело посвятить себя служению Церкви и для большего успеха в этом деле получить высшее богословское образование. В 1913 году он сдал экзамены за семинарский курс и в 1915 году поступил вольнослушателем в Московскую Духовную академию, неся в ней послушание эконома с 1916 года; одновременно он учился в Московском Археологическом институте, который окончил в 1917 году со званием ученого архивиста, после того, как защитил диссертацию на тему «Святой Димитрий Ростовский и его проповеди». В 1917 году отец Константин был зачислен в число студентов первого курса Московской Духовной академии.

http://fond.ru/kalendar/1170/konstantin/

Реферат, читанный 21 марта 1901 года, в заседании Церковно-Археологического Отдела, при Обществе Любителей Духовного Просвещения, действительным членом, академиком живописи В. Фартусовым . В прошлый раз мы говорили об образцах, которые могли бы послужить на пользу иконописания и облегчили бы труд иконописца. Попробуем теперь по силе возможности начать этот труд разработки таких образцов. Но прежде, чем приступить к нему, я заранее прошу извинить меня, если в моих описаниях покажется что-либо неверно понятым и выраженным. Я, ведь, простой иконописец, богословским наукам не обучался, а пишу так, как бы, по своему смыслу, я сам написал икону. Начнем с Благовещения Пресвятой Богородицы. «И послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из рода Давидова, имя же Деве-Мария» ( Лк. 1:26–27 ). Этими словами евангелист Лука прямо указывает на то, что Благовещение Богородицы происходило в доме Иосифа. Постройки в то время, если судить по остаткам древних развалин и некоторым домам на Востоке и Западе, строящимся, и в настоящее время с очень небольшим изменением, были большею частью каменные: у бедных-из нетесаного, у богатых-из тесаного камня. В нижней части дома у землевладельцев и богатых людей на одной стороне помещались ясли для скотины, а другая была предназначена для землевладельческих орудий, для склада зерна и других вещей домашнего обихода. Здесь же находилась лесенка, ведущая наверх. У ремесленников это нижнее помещение занималось и под мастерскую, где верстаки и другие инструменты ставились поближе ко входным дверям, так как свет проникал только через них. Подобные помещения у нас в некоторых деревнях называются подпольником. Над этим помещением устраивались клети, т.е. комнаты, преимущественно более без окон, свет же в них приходил через двери, которые задвигались и раздвигались, а некоторые из них завешивались коврами и материями. Эти комнаты, у бедных людей, служили ночью спальнями, а днем убежищем от жары и местом для отдыха.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

Реферат читанный 25 января 1902 года, в заседании Церковно-Археологического Отдела при Обществе Любителей Духовного Просвещения Прежде чем приступить к написанию сего реферата, мне необходимо нужно было изучить самую постройку второго Иерусалимского храма. Прочитав с большим вниманием Библию , «Историю Евреев» – Иосифа Флавия и соображаясь с евангельскими сказаниями и преданиями, я нашел, что описание видения пророка Иезекииля дает подробные и точные указания о втором Иерусалимском храме и об окружающих его постройках. Как Зоровавель, так и Ирод Великий и другие строители только постепенно дополняли эти постройки по указанному Господом плану и размерам. Составив по описанию прор. Иезекииля план, я надеюсь составить в свободное время фасад и разрез храма со всеми подробностями, которые определились теперь для меня более ясно, почему я и осмеливаюсь высказать свое предположение о том, как Пресвятая Богородица могла войти в храм и во Святое Святых. Около всего храма, т. е. дворов храма, была построена стена, которая изнутри двора была в 6 локтей вышины и такой же меры толщины; двор был длиной и шириной по 500 л. На этой стене могли стоять римские воины, наблюдавшие за находившимися в храме евреями, и другие язычники, и это место называлось «двором язычников», так как оно находилось не внутри ограды, а на ней самой. На стене этой была устроена Иродом галерея с крышей на колоннах и с фронтоном. На крышу галереи с западной стороны, или, как говорит евангелие, «на крыло храма», возводил диавол Господа Иисуса Христа для искушения; эта сторона была перед Кедронским потоком, заключавшим в себе очень много разного камня. Стена в этом месте доходила снаружи до 70 л., так что самый храм от потока был высотой в 120 л. Входов с этой стороны в ограду храма не было: входы находились с трех сторон, а именно: с северной и с южной стороны, где храм достигал до 60 локтей высоты, со входа восточной стороны, от оврага, где храм был в 100 л. высоты. Через овраг была устроена Иродом галерея с находившимся в ней музеем, по стенам которого были развешаны щиты и другие оружия, отбитые евреями у врагов. Галерея имела 400 л. длины и 50 л. шир. Из нее был подъем в 15 ступеней в притвор храма, устроенный башней, выступавшей из стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

Реферат, читанный в заседании Церковно-археологического Общества при Киевской Духовной Академии, 20 апреля 1887 г. Приходится слышать суждения, что известная пятитомная Догматика преосвященного Макария (Булгакова) есть нечто иное, как печатное воспроизведение лекций по догматическому богословию преосвященного Димитрия (Муретова) , читанных им в бытность ректором и профессором Киевской духовной академии. Суждения этого рода не только обращаются в обществе в виде ходячего, устно высказываемого, мнения, но оказываются проникшими даже в печать. В газетах, после смерти высокопреосвященного Димитрия, сообщалось сведение, что, будучи глубоко ученым человеком и прекрасным профессором, Димитрий отличался в то же время необыкновенною скромностию; большая часть его лекций вошла в известный труд его ученика, митрополита московского Макария (Булгакова) 1 . А в «Историческом Вестнике» (февраль 1884 г.), в небольшой статье, под заглавием «Памяти архиепископа Димитрия Одесского», делалось сообщение, что преосвященный Макарий, «можно сказать, только редактировал для печати богословские лекции Димитрия», но что этот последний «нисколько не ревновал к своему ученику, а только как гласит дошедшее до нас предание, говаривал полушутливо, смотря на огромные томы богословия Макария: тут мой крест, а его цепочка». По смыслу этого сообщения, оказывается, что даже и сам преосвященный Димитрий заявлял на Догматику Макария права авторской собственности, оставляя на долю последнего только внешнюю ее архитектонику (цепочку). Незабвенные в истории русской церкви настоящего столетия имена высокопреосвященных Димитрия и Макария незабвенны в частности в истории Киевской академии. Оба они ее воспитанники, Димитрий седьмого курса (1831–1835 г.), Макарий – десятого (1837–1841). Затем, преосвященный Димитрий, в течении пятнадцати лет (1835–1850), был ее профессором, соединяя с профессорством обязанности сперва инспектора (1838–1841), а потом ректора (1841–1850), и оставил по себе славу одного из даровитейших и влиятельнейших наставников, любимейших и уважаемейших начальников. Преосвященный Макарий профессорстовал в родной академии в течение одного года (1841–1842); вся же дальнейшая ученая служба его прошла в Петербургской академии. Но выражением его крепких родственных чувств к Киевской академии служат пожертвованные им при жизни 25 тыс. руб. сер. и другие 25 тыс. руб.; отказанные по завещанию, а также завещанные им в библиотеку ее автографы всех его сочинений. Отсюда, если на ком, то именно на Киевской академии лежит священная обязанность разъяснить то отношение, в котором Догматика преосвященного Макария стоит к догматическим лекциям преосвященного Димитрия. – Но вопрос в том, как и на основании каких данных сделать это?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010