Москва. Сретенский монастырь. Церковь Марии Египетской. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Марии Египетской, преподобной, в Сретенском монастыре церковь Деревянная церковь преподобной Марии Египетской была построена в 1385 г. Предание связывает ее возникновение с казнью на этом месте – Кучковом поле – тысяцкого Ивана Васильевича Вельяминова и его сообщника купца Некомата, которых народ считал пострадавшими за правду. В 1482 г. церковь отстроили каменной. В 1700 г. в ней поместили часть мощей Марии Египетской, привезенных из Константинополя послом Емельяном Украинцевым. В феврале 1707 г. их перенесли в монастырский собор, но в праздник Марии Египетской на неделю переносили в храм ее имени. В 1706 г. усердием прихожанина А.А. Милютина к храму пристроили придел Сретения Господня, а в 1784 г. на пожертвования фабриканта А.А. Гончарова обновили все здание. Тем не менее, древний памятник быстро ветшал, и в 1832 г. его пришлось закрыть. Были даже предложения разобрать храм, однако Московское археологическое общество отстояло историческую реликвию. В 1883 г. церковное здание стянули тремя железными обручами, и оно благополучно дожило до начала XX века. И вдруг в изданной Сретенским монастырем в 1911 г. книге москвичи обнаружили странные слова о старинной церкви: «В архитектурном и археологическом отношении она ничего выдающегося не представляет, а своим неуместным положением стесняет монастырский погост и портит внешний вид соборной церкви. Ввиду этого без особой потери для археологической науки церковь эта может быть совершенно снесена, тем более, что архитектура ее совершенно одинакова с архитектурою рядом стоящего с ней соборного храма». Подобное заявление вызвало большое беспокойство членов Московского археологического общества. Специалисты обратили внимание на плохую сохранность памятника: окна выбиты, повсюду кучи мусора. Храм привели в относительный порядок и, благодаря усилиям общественности, в предреволюционные годы не тронули. В 1928–1929 гг. были снесены колокольня и Никольская церковь Сретенского монастыря. Вслед за этим настала очередь старинного храма преподобной Марии Египетской. Его уничтожили в 1930 г. В храме находился ковчежец с частями святых мощей Марии Египетской и благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, последний был передан после закрытия храма в Государственный исторический музей.

http://sobory.ru/article/?object=41483

Москва. Часовня Александра Невского и иконы Божией Матери " Знамение " . Памятник-часовня Гренадерам, павшим под Плевной Карта и ближайшие объекты Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной, была построена по инициативе Московского Археологического общества на добровольные пожертвования оставшихся в живых гренадеров - участников Плевненского сражения. Строительство памятника было поддержано всем русским обществом, воспринимавшим Русско-турецкую войну 1877-1878 годов как свой священный долг защиты братских единоверных народов. Открытие Плевненской часовни состоялось 27 ноября 1887 года, в день десятилетия героической битвы под Плевной. Автором проекта стал известный академик архитектуры В.О. Шервуд. Внутри часовня была украшена богатым керамическим декором, сплошь покрывающим все поверхности. У главных образов - святых Александра Невского, Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца - горели неугасимые лампады. Облик шатровой часовни напоминает храмы XVI-XVII вв. Восьмиугольное в плане сооружение возведено из чугунных блоков на гранитной основании. Нижняя часть - восьмигранная часовня; на ней - такой же восьмигранный шатер, суживающийся кверху. Шатер увенчан короной в виде шапки Мономаха и завершен восьмиконечным крестом. Под бронзовым крестом, венчающим памятник, выделяется полумесяц как символ победы православного воинства над мусульманами - поработителями болгарского народа. Часовня украшена литыми барельефами из цинка, выполненными Шервудом. Первоначально памятник был полихромным. Крест, кокошник и главки были позолочены; шатер, двери и другие детали был окрашены под позолоту, горельефы были покрыты медью. Внутри в часовне был установлен майоликовый иконостас. Интерьер украшали цветные витражи по рисункам Шервуда. Пол был сделан из разноцветных граненых камней. Внутри находились бронзовые плиты с именами погибших гренадеров: 18 офицеров и 542 солдат. На внешних сторонах памятника были сделаны надписи: " Товарищам гренадерам, павшим в бою под Плевной 18 ноября 1877 г. " и " В память войны 1877-1878 гг. Плевна, Карс, Аладжа " . Перед входом в памятник-часовню были поставлены чугунные тумбы с надписями " В пользу увечных гренадер и их семейств " , и на этих тумбах до 1917 г. стояли кружки для пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=01968

Н.Г. Коршунова Скачать epub pdf Рубеж XIX – XX веков был отмечен вспыхнувшим интересом к русской старине. Возникали многочисленные общества любителей русской истории (Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, Общество Возрождения художественной Руси, Комиссия по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих и т.п.), выходили журналы, где главной темой было исследование русской культуры (Русская старина, «Старые года», «Столица и усадьбы»). Благодаря невиданному до сих пор энтузиазму краеведов было собрано колоссальное количество материалов по истории  губерний и городов. Учитывая последующие разрушительные для русской культуры события, этот бурный процесс накопления знаний об отечественной истории и широкая издательская деятельность приобретают для нас особое значение. Тенденции времени ярко проявились в жизни архивиста, доктора теории и истории искусств, доктора богословия А. И. Успенского (1873–1938). Делом жизни этого, по характеристике современников «замечательного по своей энергии» человека, было изучение «русской старины» и просвещения русского народа. Александр Иванович Успенский родился 8 марта 1873 года в с. Венев Монастырь Тульской губернии в семье приходского священника. Он приходился племянником писателям Глебу Ивановичу и Николаю Васильевичу Успенским 1 . А. И. Успенский был энергичным и деятельным человеком, что проявилось уже в студенческие годы (1894–1899), когда он параллельно учился в Санкт-Петербургской духовной Академии и в Санкт-Петербургском археологическом институте. После окончания  учебы он был приглашен на должность архивариуса в Московское отделение Общего архива Министерства Императорского Двора (МООАМИД), где проработал большую часть своей жизни 2 . В Москве начался бурный расцвет его творческой и общественной деятельности. Круг документов, с которыми пришлось работать молодому исследователю, определил его научные интересы. Богатейший исторический материал по истории Московского Кремля позволил ему в первый же год работы затеять большой проект по изданию серии книг посвященных этому ансамблю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Наиболее подробное описание храма датируется 1887 годом, когда Императорское Московское Археологическое Общество разослало по храмам Московской епархии анкеты (т.н. «метрики»). Заполнялась эта анкета приходским священником Никольской церкви Григорием Любимовым. На вопросы анкеты он ответил самым подробным образом. Благодаря ему, мы можем хорошо представить себе внешний вид храма Николая Чудотворца того времени: Церковь построена “продолговатым зданием”, одноэтажная, “верх шатровый”. Алтарь состоит из трех граней. Размеры храма: “в вышину 20 аршин, в длину 44 аршина, в ширину 13 аршин”, или, в переводе на современные меры: высота - 14,2 м, длина - 31,3 м, ширина - 9,25 м. Церковь деревянная на каменном фундаменте, обшита тесом, резьбой не украшена. Галерей не имеется. Кровля шатровая, железная, окрашена медянкой, новая, у спусков кровли подзоров нет. Глава на церкви конусообразная, окрашена медянкой. Крест на главе железный 8-ми конечный, окрашен желтой краской. Окна в храме четырехугольные “в один свет”. На окнах решетки железные, “переплетенныя в трех местах именными полосами”. Двое дверей, северные и западные, деревянные, обиты железом и окрашены черной краской, петли простые. Паперть с двух сторон - с севера и с запада. Церковь “устроена в виде продолговатой палаты. Алтарь от храма отделяется деревянной капитальной стеной. Особых приделов нет. Западный притвор - в виде палаты, отделяется от храма глухой стеной с аркой”. Пол в храме деревянный. Помост в алтаре возвышен на три ступени. Престол деревянный, дубовый, покрыт такой же доской, от помоста не возвышен. Размеры “в ширину 1,5 арш., в длину 1 арш. 5 верш., в вышину 1 арш. 6 верш.”, соответственно - ширина - 1,065 м, длина - 0,93 м, высота - 0,975 м . Листами не обложен и надписей нет. Над престолом сень резная деревянная, с шатровым верхом, без глав и крестов и надписей. Жертвенник устроен на открытом месте, деревянный дубовый. Размеры: “в вышину 1 арш. 6 верш., в ширину 1 арш. 6 верш.”, соответственно - высота и ширина - по 0,975 м. Горнее место на открытом месте. Иконостас “старого устройства”. Без резьбы, украшен золочеными полосками по голубому фону. Царские двери двухстворчатые резные, завершение полукруглое. Без столбцов, городков, подзоров и приставных клейм. Перед алтарем от одного клироса до другого устроена деревянная солея, выше помоста храма на три ступени, решеткой не отделена. Клиросы деревянные, с балясинами, окрашены в голубой цвет. Церковь расписана в 1844 году. “Расписана только местами настоящая церковь и алтарь живописным письмом”. Некоторые иконы в иконостасе “стариннаго письма. Русския. Записей на них нет”.

http://sobory.ru/article/?object=42688

Никанор (Каменский Никифор Тимофеевич), архп. Казанский и Свияжский Родился 25 мая 1847 года в семье диакона Астраханской епархии. В 1866 году окончил Астраханскую духовную семинарию и 3 ноября того же года был рукоположен во иерея. Вскоре овдовел и в 1870 году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1874 году и назначен законоучителем Казанской учительской семинарии. 30  янв.1879 года утвержден в степени магистра богословия за сочинение “Изображение Мессии в Псалтири» (Казань, 1870) и 6 окт. назначен ректором Казанской духовной семинарии в сане протоиерея. 19 янв.1889 года пострижен в монашество, а 19 февраля возведен в сан архимандрита. 7 марта 1891года хиротонисан во епископа Чебоксарского, вик. Казанской епархии. С 16 апр.1893 года – епископ Архангельский и Холмогорский. С 10 февраля 1896 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1893 года – почетный член Казанской духовной академии. 2 янв.1899 года – епископ Орловский и Севский. С 28 марта 1902 г. – епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 26 нояб.1903 г. – епископ Гродненский и Брестский. 31  дек.1905 года удостоен докторской степени за диссертацию «Экзегетико-критическое исследование Послания Св.Ап.Павла к евреям». 9 дек.1905 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Варшавским и Привислеиским. С 5 апр.1908 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 27 ноября 1910 года. Ревнитель и покровитель церковно-исторического и археологического направления в богословской науке и церковно-общественной деятельности. Основатель церковно-археологических комитетов в Смоленске и Гродно и церковно-исторических музеев в Орле и Варшаве. Редкая даровитая натура, оставившая после себя глубокий след, обладавшая даром прокладывать новые пути; пробуждать и оживлять застоявшуюся жизнь, полная кипучей энергии и глубокого жизненного такта. Будучи еще протоиереем, посетил святые места Востока: Афон, Палестину, Египет и издал описание своих путевых впечатлений. Став викарием Казанской епархии, неустанно работал над целым рядом ученых изысканий в области богословской и историко-археологической.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отец Владимир Вигилянский Не прекращается дискуссия вокруг законопроекта о возвращении Церкви принадлежавших ей святынь. О том, кто же является истинным обладателем культурного наследия нашей страны, читайте в статье руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священника Владимира Вигилянского. I. Исторический аспект В устах работников музеев есть один важный довод, который кочует из одной статьи в другую: это то, что до революции всё церковное имущество принадлежало государству, поэтому нынешняя позиция Церкви, которая говорит о возвратеиз музеев этого имущества, антиисторична. Действительно, Православие до 1917 года было государственной религией и Церковь не была отделена от государства, однако достаточно посмотреть Свод законов Российской Империи, чтобы убедиться, что церковные приходы, монастыри, «архиерейские дома» (епархиальные управления) имели юридическое лицо и владели своим имуществом на правах частной собственности. Протоиерей Борис Михайлов, автор исследования, посвященного этой проблеме, приводит такой красноречивый пример: «Когда в 1908 г. председатель Императорского Московского археологического общества графиня П.С. Уварова предложила объявить все предметы церковной старины государственной собственностью, министр юстиции и обер-прокурор Синода отвергли «эту меру, сводящуюся, в сущности, к отобранию у Церкви издревле и на законном основании приобретенного ею имущества... объявление государственной собственностью предметов и церковных древностей, принадлежащих монастырям, соборам и церквам явилось бы нарушением коренного начала действующего законодательства, строго охраняющего неприкосновенность частной собственности» . Даже реформы императоров Петра I и Екатерины II, связанные с церковным управлением и ограничением владения Церковью земельной собственностью, не затронули права владения Церковью своим имуществом. Да это и понятно, в отличие от западного опыта, в России до революции ни у кого не было сомнений в том, что Церковь не будет использовать храмы, часовни, колокола, иконы, ризы, церковное шитье, богослужебные сосуды, книги и т.п. в качестве имущества, которое можно продавать, обменивать, закладывать.

http://pravoslavie.ru/38159.html

Перечень сокращений названий книг и журналов, употребляемых автором в сносках А. А, Эксл. I//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологическою экспедициею имя. Академии наук. СПб,1836. Т. I А. Ист. (Акт. Ист.) I, II, III//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. I-III Вел Мин. Ч. (Мак. ч. мин.), вып. I//Великие минеи четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием СПб, 1868. Вып. I (сентябрь, дни 1 –13) Владим сб. К. Тихонравова//Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии/Сост. и изд. 1C Тихонравов. М, 185 Волог. Губ. Вед.//Вологодские губернские ведомости. Вологда Вологодск. Епарх. Ведом//Вологодские епархиальные ведомости. Вологда Времен. (Врем) Общ. Ист. и Др. Р. (росс,), X, 22 кн.//Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. М, 1851. Кн. 10; М., 1855. Кн. 22 Гласник 1867 г., кн. IV//Гласник Србског ученог друштва. Београд, 1867. Кнь. 21 (Кнь. 4 нов. реда) Голубинский Е. Ист. Р. Церкви//Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. СПб., 1880 Доп. к А. И. (Акт. Ист.), I, V//Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1; Др. (Древн.) Свят. Ростова В.// Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847; 2-е изд. М, 1860 Ж. Илариона//Житие преосвященнейшего Илариона, митрополита Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни первого строителя. Памятник начала 18 века Казань, 1868 Ж. (Житие) Иосифа, соч. (сост.) неизвестным// Невоструев К. И. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Выи. 2. С. 77–152 (Ключевский цитирует житие но отд. оттиску с собственной пагинацией) Житие Никандра Псковского//Никандру, псковскому чудотворцу, служба с житием. М., 1799, 2-е изд. М., 1801 Ж. Феодосия//Служба Феодосию Тотеме кому с житием его. М., 1806 Жит. св. росс ц.//Муравьев А. Н. Жития святых Российской церкви, также иверских и славянских. СПб., 1856

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

ПИСЬМА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I СВОЕМУ ДУХОВНИКУ Благодарю Вас, дорогой и глубокочтимый Владыко, за Ваше письмо, пространное и интересное, от 6-го октября, переданное мне о. Серафимом. Он был у меня сегодня утром. Сегодня же была у меня м. Сергия, предполагающая поехать сегодня же днем с м. Иоанной в Москву. Я ей передал короткое письмо, в котором были вложены и деньги. Оказалось потом, что они отсрочили свой отъезд до завтра, и, таким образом, я имею возможность Вам послать еще письмо. Весьма досаден случай похищения у Вас, и притом еще казенной, суммы денег. После этого всегда остается неприятный осадок и чувство какого-то недоверия к себе. Вот какими мы окружены негодяями. Возможно, что та же рука, которая у Вас совершила кражу, только что получила Ваше благословение... Вопрос о вывозе ценностей и для меня является тяжелым, трудно разрешимым, почти кошмарным вопросом. Дело в том, что можно было бы отобрать, как мы говорим, наиболее ценные вещи и перевезти их в Кириллов или в Москву с собою в вагоне, под видом багажа ручного; туда бы вошли золотые предметы, а также драгоценные камни, панагии и прочее. Но никто по нынешним временам не решается ехать с таким багажом не только в Кириллов, но и в Москву ввиду необходимости пересадки в Чудове и риска целую ночь стоять в коридоре. Да и как решиться на то, чтобы отправить эти ценности на свой страх? Постепенно убирать вещи еще можно, но дело в том, что рисковать и создавать панику и всякие толки, если начать упаковывать, например, раки, иконы и другие предметы, которые находятся на виду. Собрание археологического общества я устрою на ближайших днях, и мы обсудим этот вопрос, но, конечно, встретимся с обычными в таких случаях затруднениями. Сегодня мне передал о. Тихон то, о чем он Вам писал. Ужасное дело. Завтра же будем говорить об этом с о. Конкординым , разумеется, лишь втроем. Наш собор, конечно, охраняется, но эта охрана мало надежна, т. к. против силы она беспомощна. Над входом в " угольник " горит электрическая лампочка, которую, конечно, ничего не стоит сбить. Во всяком случае, теперь все мы сознаем опасность ввиду полного отсутствия власти и бдим, сколько есть возможности; главная же надежда - на помощь Божию.

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma3.htm

По поводу изображения Св.Тихона Ярославецкого на Казанской иконе Божьей Матери, находящейся в церкви Спаса на Божедомке, в Москве. Читано В заседании Церковно-Археологического Отдела Московского Общества Любителей Духовного Просвещения 29 сентября 1908 г В материалах для истории храмов в Московской епархии была помещена статья Леонида Денисова: «Неканонизованный святой Ярославской епархии». «Священник Скворцов, – пишет Л. Денисов, описывая Казанскую икону Божией Матери в церкви Спаса на Божедомке, – говорит: «по сторонам главного изображения помещены: на правой стороне Анна пророчица (вверху) и юродивый Лаврентий Калужский; на левой – Архангел Рафаил (вверху) и преподобный Тихон Ярославецкий (внизу)». Преподобного с именем Тихона и с топографическим обозначением «Ярославецкого» мы не находим в числе канонизованных святых ни в «Полном месяцеслове Востока» (изд. 2, т. II, Владимир, 1901) у архиепископа Сергия, ни в «Верном месяцеслове всех русских святых» (М. 1903), ни у Голубинского. У Голубинского (История канонизации святых в русской церкви, изд. 2-е, М. 1903) в списке «усопших, на самом деле не почитаемых», на стр. 368 приведен «Тихон Карашевский», основатель упраздненного Воскресенского монастыря, который находился в селе Караше Ростовского уезда, не известно когда живший. Далее поставлены ссылки на Историю Иерархии (III, 615 fin.), где имеются сведения о монастыре и на словарь Семенова (под словом Караш). У Строева (Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, Спб., 1877) в списке монастырей Ярославской епархии под показан на столб. 372-ом «Карашский Воскресенский, от города Петровска в 15 верстах, упом. в 1501 г., как домовый митрополии Московской; упразднен в 1764 г.». У Зверинского (Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, т. II, Спб., 1892) под 744 находим более подробные сведения об этом монастыре: «Воскресенский в Караше или Карашевская пустынь, мужской, ныне погост, Воскресенский монастырь, что в Караше, Ярославской губ., Ростовского y., в 31 вер. к югу от Ростова, по тракту из Петровска в Юрьев, при оз. Чашницком. Основан преп. Тихоном, неизвестно когда, но, несомненно, существовал в XV ст., что доказывается отводною грамотою на земли 1473–1489 гг., данною Карашским волостелем Мих. Сухарусовым и в это время в монастыре был игуменом Парфений». Далее, Зверинский ссылается на Крылова, который на стр. 42-й Историко-статистического обозрения Ярославской епархии отожествляет основателя монастыря с Тихоном, епископом Ростовским (1489–1503) и выписывает вышеприведенное наше известие о монастыре из Строева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Минкин Место на карте Источник:  Московская правда Одним из памятников, связанных со стариной и завидным числом ярких человеческих жизней, является древнейший в Москве Богоявленский мужской монастырь. Теперь уже бывший, поскольку события распорядились так, что единственный из уцелевших иноческих храмов обращен в приходской... Богоявленский переулок, 2, – вот современный адрес монастырского собора. В известные годы переулок в Китай-городе, обязанный именем обители, был и Блюхеровским, и Куйбышевским. Сама же обитель некогда простиралась и к Никольской улице, и к Ветошному переулку. Она и звалась: " что за Ветошным рядом " или " за торгом " . Что ж, " торгу " вчера и сегодня здесь подчинено многое. На Ветошный, 11, выходит здание Казанского подворья, отстроенное по новой для купеческих нужд к 1874 году архитектором Стратилатовым. А прежнее – возможно, основанное патриархом Адрианом, связанное с легендарной школой братьев Лихудов, исследованное историком Снегиревым, было продано монастырем в частные руки. Рядом (Ветошный, 13) находится поднятое к 1870-м для купцов Бубновых тем же Стратилатовым Мещаниново подворье, верхний этаж которого нынче занимает галерея " Систематизм-арт " . Виды на монастырь и Кремль гарантированы. А еще там выставляются художники-фантазеры, замахнувшиеся на новый стиль в искусстве – систематизм. По их мнению, все изображаемое в мире раскладывается на три систематические составные: круг, квадрат и крест. Все верно: из окон просматривается квадрат внутреннего двора, Китайгородская округа и кресты Богоявленского собора. Символично. Правда, содействовавший украшению монастыря патриарх Адриан и помыслить, видно, не мог, что выходившие в Ветошный переулок подворские строения обители будут распроданы. Дойдет и до худшего: в 1905-м священноначалие монастыря, невзирая на протесты Московского археологического общества, постановило разобрать стоявшую по Никольской надвратную церковь Иоанна Предтечи 1672 года, а освободившийся участок пустить в оборот. " Свято место " на Никольской, 6, займет доходный дом руки зодчего Н. Благовещенского. Тогда, в конце XIX – начале XX столетия, о духовном распаде говорили многие. Кто-то открыто клеймил церковное сребролюбие, лицемерие и ханжество, одним из тех был интеллектуал Валентин Павлович Свенцыцкий, позднее принявший священство и косвенным образом соприкоснувшийся с Богоявленской обителью.

http://religare.ru/2_93215.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010