Глава IV. Богословский факультет. Белград Напутствуя меня перед отъездом в Югославию, Митрополит Дионисий сказал: – Не забудьте, что в Белграде наряду с Богословским факультетом находится живая Духовная Академия – Митрополит Антоний. Посетите и возможно чаще навещайте его. От него почерпнете много знаний и мудрости. И я в первые же дни пребывания в Югославии посетил в Сремских Карловцах Блаженнейшего Авву Антония (Храповицкого) , бывшего главой Русской Зарубежной Церкви. Встреча незабываемая. Вхожу в комнату и вижу в кресле сидящего, убеленного сединой Старца. Рядом с ним стоит, наклонившись и запустив руку свою в карман митрополита, громадный мужчина в духовной одежде. Это был добрейший келейник Владыки архимандрит Феодосий. За столом сидит убого одетый батюшка, приехал он к своему Авве за советом. На столе кипящий чайник, чашки, хлеб. Я растерялся, поразили меня простота Аввы Антония и скромная обстановка. Испросив благословение, передал я привет от Митрополита Дионисия. – А знаешь ли ты, что твой Митрополит был моим любимым учеником в Академии, я и сейчас глубоко уважаю его, он в сложной обстановке мудро ведет церковный корабль. Я поражаюсь его энергии: возглавляет Церковь , ведь четыре епархии, а пятой сам управляет, ведет Богословский факультет, преподает Пастырское богословие, как член Археологического общества участвует в раскопках и пишет труды по археологии. А теперь садись, угостись чайком, расскажи мне подробно твою биографию, – ласково сказал Авва Зарубежной Церкви Российской. Подробно рассказав о нашей семье, что знал – о предках, я замолк. – А есть ли у тебя фотография твоего отца, покажи мне его. Дал я Владыке карточку моего папы. Внимательно всмотревшись в его лицо, Владыка сказал: – Человек он суровый, по фотографии – пророк Илия, но вот скажи мне – всех ли твоих родных ты мне перечислил, не родственник ли тебе о. Владимир Зноско, проживающий в Берлине? – Да, – ответил я, – это мой родной дядя. – Почему же ты скрыл его от меня? – Ваше Блаженство, простите. Зная о том, что дядя Володя был не в ладах с Митрополитом Евлогием и судился с преосвященным Тихоном Берлинским, я умышленно, из боязни потерять Ваше ко мне отеческое отношение, скрыл его имя в числе моих родных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Глава IV Иерусалим. Вопросы по истории храма Гроба Господня. Разбор древних свидетельств о храме от Евсевия до крестоносцев; предположения, извлекаемые из древних текстов, по вопросу о Константиновой базилике Св. Гроба. Пропилеи базилики. Детали северного нефа и церкви Св. Елены. Обозрение развалин древних храмов Иерусалима и капителей, сохранившихся в Омаровой мечети, мечети Эль-Акса, Давидова места и Золотых ворот, храмов: Св. Анны, Стефана, Элеонских сооружений. Капители церкви Рождества Христова в Вифлееме. Монастыри Св. Саввы и Св. Креста Весьма естественно, если главным предметом научного изучения в Иерусалиме является храм Св. Гроба: превысшее значение самой святыни, сложные исторические судьбы ее зданий, древность их происхождения, и самая загадочность их остатков, все это приковывает внимание, увлекает любознательность историка. А в той специальной задаче, которая была предложена для экспедиции Православного Палестинского Общества, этот памятник играет роль заглавия, источника, основной, и конечной цели исследования; в самом деле, храм Св. Гроба не только главная святыня, но и главный, исконный памятник христианства, важный не для одной Палестины, и только потому, что мы доселе не в силах даже мысленно восстановить его облик, этот памятник еще не поставлен в главу всей истории восточно-христианского и древнехристианского искусства. На протяжении всей истории христианского искусства основным ее пунктом является вопрос о форме храмового здания, его богослужебном распределении, постепенном развитии отдельных его частей, их влиянии на художественную форму целого здания, словом, история сложения и развития храмовой идеи, и способов ее выражения во внешней форме. В этой истории, построение Константином базилики над Гробом Господним составляет первое, основное и исходное положение, и от его понимания многое должно выясниться. Но, чтобы на деле представить, как слагаются по этому пункту самые задачи научного исследования, мы должны начать с анализа древних текстов, говорящих нам о знаменитом храме. Только, выработав себе определенный, хотя смутный в деталях, образ прошедшего, мы можем приступить к изучению его скудных остатков и вопрошать их о древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Гурий, архиепископ Таврический и Симферопольский (Карпов Григорий Платонович) Родился в 1814 году в г. Саратове в семье священника. В 1836 году окончил курс Саратовской духовной семинарии. В 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года пострижен в монашество, 4 августа рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1839 года – во иеромонаха. В 1839 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 23 декабря того же года назначен членом Пекинской духовной миссии. 21 февраля 1851 года возведен в сан архимандрита; 12 октября того же года назначен смотрителем Александровского духовного училища. 17 августа 1855 года удостоен степени магистра богословия. 25 августа 1856 года назначен начальником Пекинской духовной миссии и пребывал в этой должности до 1864 года. С 13 сентября 1865 года – настоятель Московского Симонова монастыря. С 26 января 1866 года – настоятель посольской церкви в Риме. 5 июля 1866 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 15 декабря 1867 года – епископ Таврический и Симферопольский. С 1876 года – почетный член Церковно-археологического общества и Киевской духовной академии. 21 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа. Скончался 17 марта 1882 года в г. Симферополе. Сразу после окончания академии иеромонах Гурий был направлен в Русскую духовную миссию в Китай. Живя в течение 18 лет в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника миссии (отчасти заменявшей посольство), он затратил много сил и энергии для достойного выполнения порученного ему дела. Трудности встречались постоянно, но он любил свое дело и был настойчив, терпелив в успешном завершении его. Ему пришлось самому изучить печное мастерство и научить других класть русские печи, чтобы зимой не страдать от холода. От печной кирки и лопаты приходилось браться за смычок и скрипку, чтобы из албазинцев создать певческий хор для богослужения, и он создал пекинский хор, который был если не лучше, то и не хуже архиерейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Д.К. Тренев Иконостас Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря. Образцовый русский иконостас XVI-XVII веков, с прибавлением краткой истории иконостаса с древнейших времен Скачать epub pdf Издано при церковно-археологическом отделе общества любителей духовного просвещения, Издание автора, 1902 Краткая история иконостаса с древнейших времен Иконостас в виде высокой стенки, составленной из нескольких поясов икон, отделяющий алтарь – место для священнодействия – от остальной части храма, предназначенной для молящихся, составляет необходимую принадлежность наших православных храмов. Вышеуказанная его форма настолько обычна, что можно было бы думать, что таковою существовала она и в глубочайшей древности. Однако же научные исследования и приводимые ниже неоспоримые данные убеждают нас, что форма наших иконостасов с веками испытала перемены и совершенно удалилась в своем виде от первобытного типа. Существование иконостаса, но не в нынешнем виде, а в виде невысоких решетчатых преград, относится к первым векам христианства. Подобные алтарные преграды сохранились в древних «криптах» или подземных церквах катакомб, где первые христиане совершали свое богослужение, скрываясь от преследований язычников. Ограждение алтаря невысокими первоначально решетками было вызвано необходимостью охранить священнослужителей от напора толпы во время богослужения и для того, чтобы его совершение его ничем не стеснялось. Проф. Н. Красносельцев в своих „Очерках из истории христианского храма“ высказывает 1 предположение, что вышеуказанные причины устроения алтарных преград должны были иметь полную силу и в первые три века. Поэтому очень вероятно, что алтарные преграды устраивались даже в домашних и подземных церквах, где неудобство тесноты могло быть еще чувствительнее, чем в открытых церквах... Довольно значительные остатки таких решеток, вырезанных из мрамора по очень изящному рисунку, сохранились до настоящего времени. По указанию де-Росси, между ними есть одна очень древняя, с надписью от конца III века 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Иваново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:приблизительно 1690 - 1700. Колокольня - 1905. В 1815 и 1904 церковь переносили на новое место. Год утраты:2015 (сгорела) Адрес: Ивановская область, г. Иваново, улица Фрунзе, д.7 Координаты: 57.02805, 40.96655 Проезд:До самого конца проспекта Ленина, по мосту над железной дорогой, до остановки общественного транспорта " Культурный центр КРАНЭКС " . Церковь на левой стороне, за оградой и деревьями. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. От всего комплекса зданий, существовавших некогда на Покровской горе, сохранилась, как ни странно, деревянная церковь. В 1815 году по указу Владимирской духовной консистории Троицкую церковь с приделом Варвары великомученицы перенесли на Успенское кладбище и освятили 25-26 ноября 1817 года в честь Успения Божьей Матери. Постепенно деревянная церковь ветшала. В 1849 году был сломан придел Варвары великомученицы, а с 1883 года службы в церкви прекратились. В 1904 году фабрикант и основатель городского музея Дмитрий Геннадьевич Бурылин, получив разрешение Московского археологического общества, перенёс церковь со старого Успенского кладбища (улица Смирнова) на новое Посадское кладбище (улица Фрунзе). Церковь была отреставрирована и открыта 15 января 1906 года. Дмитрий Геннадьевич Бурылин передал в неё некоторые иконы и старинные предметы из своей коллекции. Основные конструкции храма сохранились с конца XVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в начале XIX века. Колокольня была пристроена в 1905 году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн, однако она неплохо сочетается с древним храмом.

http://sobory.ru/article/?object=01820

Кобрин Михаил Петрович 17 апреля 2006 г. исполняется 50 лет со дня кончины Михаила Петровича Кобрина (1871-1956), известного украинского богослова, общественного деятеля, расколоведа, переводчика и педагога. Имя этого ученого незаслуженно забыто в современной России, в то время как основные направления его деятельности актуальны сегодня так же, как и 50-100 лет назад. Однако не забывают о Михаиле Петровиче противники Русской Православной Церкви, которые пытаются перетолковать в свою пользу наследие знаменитого ученого, приписывая ему крайние националистические позиции. Но вся жизнь Михаила Петровича свидетельствует об обратном. Это был христианин, который искал прежде всего «Царства Божия и правды его» (Мф. 6, 33), деятельностью которого руководили интересы утверждения Православия на зараженных униатством землях Западной Руси. Ко дню памяти Михаила Петровича редакция сайта Православие.Ru публикует биографический очерк о нем, в большей своей части основанный на жизнеописании ученого, составленном его дочерью Евгенией Михайловной Кобриной и внучкой — Марией Кулиняк. Фотографии из архива семьи Кобриных. Михаил Петрович Кобрин родился 21 октября 1871 года в семье малоземельного крестьянина Красноставского уезда Люблинского (ныне Холмского) воеводства. После окончания начальной школы среднее образование получил в Холмской Духовной семинарии, а в 1893 г. поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1897 г. со степенью магистранта. За работу под названием «День очищения в Ветхом Завете» Ученый совет МДА присвоил М.П. Кобрину ученую степень магистра богословия. В журналах заседаний Совета МДА за 1900 г. было отмечено, что работа Михаила Петровича была единственной в русской библейской литературе монографией на данную тему, которая представляла собой глубокое библейско-археологическое исследование по истории еврейского народа . Молодому богослову предложили преподавательскую должность в Санкт-Петербургской Духовной академии или высокую духовную должность в Тифлисе.

http://pravoslavie.ru/5420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Н. Николаев. Литография. 1877 г. Владимир Николаевич (19.02.1847, г. Царское Село (ныне Пушкин) - 11.11.1911, Киев), архитектор. Род. в мещанской семье. Образование получал в рисовальной школе Петербургского об-ва поощрения художеств (60-е гг. XIX в.), с 1864 г.- в имп. Академии художеств (ИАХ), где учился у Р. Б. Бернгарда, Д. И. Гримма, А. И. Резанова. Во время учебы удостоен поощрительной медали за расчет церковных сводов. В 1867-1868 гг. являлся помощником архит. акад. И. М. Федюшкина на строительстве ц. во имя арх. Михаила с приделом во имя св. Иоанна Предтечи в дер. Вышегороде (ныне Дедовичский р-н Псковской обл., 1863-1873; строилась при участии архитекторов А. И. Долотова, И. С. Богомолова). Заказчиком оригинальной красно-кирпичной шатровой постройки по типу восьмерик на четверике в московско-ярославском варианте рус. стиля был владелец соседнего имения полковник П. И. Бибиков. Под рук. Гримма в 1870 г. Н. участвовал в сооружении памятника имп. Екатерине II в С.-Петербурге, в следующем году служил в конторе по постройке дворца вел. кн. Владимира Александровича. В 1871 г. окончил ИАХ с большой серебряной медалью (проект концертного зала) и со званием классного художника 3-й степени. В 1872 г. вступил в Петербургское об-во архитекторов. В том же году технический директор нового пивного завода инженер А. Ф. Термен пригласил Н. в Киев для строительства заводских корпусов акционерного Об-ва пивоваренных заводов Киева (совр. ул. Фрунзе, 41, пивзавод «Подол»). С мая 1872 г. до конца жизни Н. проживал в Киеве. Он занимал должности городского (1873-1887) и епархиального (9 февр. 1875-1898) архитектора. С 1875 г. по поручительству Бернгарда руководил работами по укреплению здания Владимирского собора (архитекторы А. В. Беретти, П. И. Спарро, И. В. Штром), которое дало трещины. Под его руководством было закончено сооружение собора (вчерне в 1882) и выполнен проект внутренней отделки в рус. стиле, который одобрило Церковно-археологическое общество, однако реализована была художественная программа А. В. Прахова (1882-1896). За работы в соборе Н. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, что дало ему право на потомственное дворянство (имел чин действительного статского советника). В числе др. наград Н.- орден св. Анны 3-й степени и знак Красного Креста за строительство больниц и приютов (1877). В 70-х гг. XIX в. с ознакомительной целью посетил Германию. В 1880 г. был удостоен серебряной медали выставки Юго-Западного края за художественные изделия из терракоты, изготовленные на собственном заводе.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЛГОВ Семен Осипович (22.05.1857, Москва - 19.10.1925, там же), археограф, историк древнерус. литературы, собиратель рукописей. В 1876-1883 гг. учился на словесном отд-нии историко-филологического фак-та имп. Московского ун-та, учителем Д. был проф. Н. С. Тихонравов . 11 окт. 1883 г. поступил в Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг Московского Публичного и Румянцевского музеев (МПиРМ) помощником хранителя. В 1890-1892 гг. проходил в Московском ун-те 2-годичную подготовку к профессорскому званию на кафедре рус. словесности. 1 янв. 1892 г. назначен хранителем Отд-ния рукописей и слав. старопечатных книг МПиРМ, в 1904-1912 гг. Д. заведовал книжным собранием и архивом Тихонравова, поступившими в музеи в 1893 г., после кончины ученого; в 1905 г. Д. опубликовал обзор рукописного собрания Тихонравова. 20 июня 1903 г. Д. был назначен главным библиотекарем Б-ки МПиРМ, 21 июня 1909 г.- хранителем Отд-ния доисторических, христ. и рус. древностей музеев. В 1902 г. Д. участвовал в археологическом съезде в Харькове. В авг.- сент. 1908 г. находился в Германии и Австрии для ознакомления с постановкой библиотечного дела. 27 мая 1915 г. был командирован в район Черноморского побережья, летом 1918 г.- в Рязанскую губ. С 5 мая 1907 г. Д. являлся сотрудником Археографической комиссии. Состоял членом Об-ва любителей российской словесности, Об-ва истории и древностей российских, Об-ва любителей древней письменности, Археологического об-ва в Москве, Общества ревнителей рус. исторического просвещения в память имп. Александра III. Был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й степени. После выхода 8 апр. 1921 г. постановления Коллегии Наркомпроса РСФСР о расформировании Гос. Румянцевского музея Отд-ние древностей в следующем году было передано в ГИМ. С 1922 г. Д. заведовал отделом древних рукописей в Отд-нии рукописей при Государственном Румянцевском музее (с 6 февр. 1925 Государственная б-ка СССР им. В. И. Ленина).

http://pravenc.ru/text/178771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАПАДОПУЛО-КЕРАМЕВС [Греч. Παπαδπουλος-Κεραμες] Афанасий Иванович (26.04.1856, Дракия, Фессалия - 18.10.1912, С.-Петербург), выдающийся рус. византинист, член имп. Палестинского православного общества (ИППО), почетный член Казанской и С.-Петербургской Духовных академий. Сын священника. П.-К. род. в фессалийском мест. Дракия, начальное образование получил в М. Азии, в Адрамиттии (ныне Эдермит) и Кидонии (ныне Айвалык), гимназическое - в Смирнской евангелической гимназии. Нек-рое время П.-К. посещал также нем. гимназию. П.-К., стесненный тяжелыми материальными обстоятельствами, не получил высшего образования, но занял в Смирне учительское место, в 1873 г.- должность библиотекаря и хранителя музея евангелической гимназии. Периодически совершал поездки в Лидию, Карию и Ликию, на о-ва Хиос и Лесбос и описывал хранившиеся там рукописи. В 1881 г. П.-К. был приглашен на должность секретаря Греческого филологического об-ва в К-поле (Стамбуле) и начал составлять каталог его рукописного собрания. В 1883 г. был командирован об-вом в Македонию и Фракию, на о-ва Эгейского м. и малоазийское побережье Чёрного м., где также описывал греч. рукописи. В 1884 г. принимал участие в работе 6-го Археологического съезда в Одессе, где познакомился с рус. византинистами А. С. Павловым , Ф. Е. Коршем, В. Г. Васильевским и др. По представлению московских ученых Московский ун-т присудил П.-К. в окт. 1887 г. ученую степень д-ра honoris causa эллинской словесности и греч. языка. В том же году П.-К. получил место секретаря при Иерусалимском патриархе Никодиме (1883-1890). В этом качестве он приступил к описанию рукописей Иерусалимской Патриархии и мон-рей Св. Креста и Саввы Освященного и убедил патриарха в необходимости хранения всех рукописей в одном месте - при Патриархии. В 1887-1888 гг. совместно с П.-К. в Иерусалиме работал А. А. Дмитриевский . Некоторое время в эти годы П.-К. провел также в Каире и Александрии.

http://pravenc.ru/text/2578913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ю. А. Олсуфьев с женой С. В. Олсуфьевой. Фотография. 1902 г. Юрий Александрович (27.10.1878, С.-Петербург - 14.03.1938, Бутовский полигон НКВД, Московская обл.), историк и теоретик средневекового искусства, музейный деятель, реставратор. Происходит из графской ветви рода Олсуфьевых. По окончании юридического фак-та С.-Петербургского ун-та (1902) занимался историко-краеведческой и общественной деятельностью (председатель Тульского отдела Об-ва защиты и сохранения памятников искусства и старины, участвовал в подготовке серии книг «Памятники искусства и старины Тульской губернии», работал в Московском археологическом ин-те, вел археологические раскопки на Куликовом поле). Жил в родовой усадьбе Красные Буйцы (ныне Богородицкий р-н Тульской обл.). В 1908-1917 гг. возглавлял Комитет по строительству храма-памятника во имя прп. Сергия Радонежского на участке, выделенном семьей О. на Куликовом поле (архит. А. В. Щусев , иконы для храма написали В. А. Комаровский и Д. С. Стеллецкий, утварь изготовил Ф. Я. Мишуков (см. ст. Мишуковы )). Стараниями Софьи Владимировны, жены О., при храме была устроена жен. монашеская община и организована мастерская шитья. В 1915-1917 гг. командирован Всероссийским земским союзом на Кавказ в качестве главы Закавказского фронтового комитета. С марта 1917 г. по совету оптинского старца прп. Анатолия (Потапова) О. поселился в Сергиевском посаде (в 1919-1930 г. Сергиев, ныне Сергиев Посад) и до конца жизни занимался спасением церковного художественного наследия, его музеефикацией и реставрацией. С осени 1918 г. активно включился в административную и исследовательскую работу сначала в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, которая была промежуточным учреждением на пути превращения мон-ря в музей (с 28 окт. 1918 - зам. председателя, с осени 1919 по март 1920 - председатель), после учреждения музея в 1920 г. работал в нем на различных должностях (с 1920 - внештатным экспертом по древнерус.

http://pravenc.ru/text/2578353.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010