И.П. Медведев Часть I. Обзоры И. Е. Троицкий: по страницам архива ученого Л. А. Герд «Корифеем русских византинистов» называет Ивана Егоровича Троицкого (1832–1901) его ученик В. В. Болотов . 1 Сын причетника села Красное Пудожского уезда Олонецкой губернии, Троицкий учился в Каргопольском духовном училище, затем в Олонецкой семинарии; по окончании курса Санкт-Петербургской Духовной академии (в 1859 г.) был назначен преподавателем в Олонецкую семинарию по логике, психологии, патристике и латинскому языку. С 21 июня 1861 г. он бакалавр Петербургской Духовной академии по кафедре греческого языка, а 18 ноября 1863 г. назначается на кафедру новой общей церковной истории. 2 С 1866 г. Троицкий – экстраординарный профессор; 27 апреля 1875 г. состоялась публичная защита его докторской диссертации, 3 10 июня 1875 г. он становится ординарным профессором. 4 После введения нового устава Духовных академий (1884 г.) Троицкий занял кафедру истории и разбора западных исповеданий, где читал лекции до выхода в отставку (1899 г.). 5 С 1874 г. он преподавал церковную историю в Санкт-Петербургском университете сначала в звании доцента, затем экстраординарного, а с 1884 г. – ординарного профессора. 6 Троицкий состоял членом Православного Палестинского общества (диплом от 21 мая 1892 г. 1487; ОР РНБ. Ф.790), греческого Филологического общества в Константинополе (диплом от 17 марта 1876 г. ; там же), почетным членом афинского общества νπλασις (диплом от июля 1888 г.; там же), почетным членом Русского археологического института в Константинополе (письмо Ф. И. Успенского от 8 января 1896 г.; там же). Учениками Троицкого считали себя все историки церкви – выпускники Петербургской Духовной академии. Наиболее известными и близкими ему по духу были В. В. Болотов , А. И. Бриллиантов , И. С. Пальмов , а также его преемник по университетской кафедре Б. М. Мелиоранский . Архив И. Е. Троицкого после его смерти поступил в Петербургскую Духовную академию. Согласно письму душеприказчика Троицкого протоиерея Знаменской Входоиерусалимской церкви Димитрия Тимофеевича Мегорского библиотекарю Академии А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Российской империи имели статус общественных орг-ций, находились в ведении Мин-ва народного просвещения и под покровительством гос. власти, занимались изучением исторических памятников. Непосредственными предшественниками А. о. были Общество истории и древностей российских (с 1804) при Московском ун-те и Одесское об-во истории и древностей (с 1839). Русское А. о. Основано в С.-Петербурге в 1846 г. по инициативе нумизмата Б. В. Кёне, заведовавшего минц-кабинетом имп. Эрмитажа, как Археологическо-нумизматическое. После утверждения нового устава переименовано в Императорское археологическое об-во (1849). В 1851 г. созданы 3 отд-ния: рус. и слав. археологии, вост. археологии, древней и зап. археологии. Изучение рус. древностей было определено главным направлением научной деятельности его членов. Об-во поставило перед собой задачу создать свод исторических памятников России с привлечением «провинциальных корреспондентов» и выпустило для работы методические указания ( Сахаров И. П. Записка для обозрения русской археологии. СПб., 1851). При покровительстве виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва в 1864 г. была организована экспедиция по изучению правосл. памятников в Западном крае Российской империи. В ней приняли участие архит. И. И. Горностаев и худож. Оружейной палаты Д. М. Струков. В 50-х гг. XIX в. в «Записках императорского археологического общества» началась публикация описаний церквей и мон-рей России ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии//Зап. имп. Археол. об-ва. 1857. Т. 10; Соловьев П. И. , прот. Новгородский Софийский собор//Там же. 1865. Т. 11, и др.) и работа по подготовке первого научного издания Жития Бориса и Глеба (Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в./Изд. И. И. Срезневский. СПб., 1860). В 1866 г., после принятия нового устава, об-во стало называться Русским археологическим. Благодаря деятельности кн. Г. Г. Гагарина (помощника председателя об-ва) в 60-х гг. XIX в. особое внимание было уделено изучению визант. и древнерус. памятников. С 1867 г. об-во получило гос. финансирование на издание рисунков Ф. Г. Солнцева с мозаик и фресок Софийского собора, в 1870 г. по инициативе кн. Гагарина архит. К. М. Быковский приступил к работе над созданием руководства по истории визант. архитектуры. В 1881 г. по инициативе А. В. Прахова об-во провело раскрытие и копирование фресок Кирилловской ц. в Киеве. Эти копии экспонировались во время проведения 4-го Археологического съезда в Одессе.

http://pravenc.ru/text/76468.html

«Создавайте историко-краеведческие приходские общества!» Беседа с историком и краеведом В.Ф. Козловым Владимир Фотиевич Козлов – кандидат исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета и Государственной академии славянской культуры в Москве, заведующий кафедрой региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ, ведущий редактор темы «Религия» в «Московской энциклопедии», главный редактор издательского центра «Москвоведение», председатель Союза краеведов России. Наша беседа с В.Ф. Козловым – о дореволюционном и современном состоянии церковно-исторической науки, о возможных формах сотрудничества Православной Церкви и художественно-исторических музеев.   – Для Православной Церкви во все времена было важно ее историческое самосознание, в том числе и на уровне епархии и даже каждого отдельного монастыря и храма. Известно, что до 1917 года в этой области проводилась какая-то работа. Не могли бы вы рассказать об этом? – Уже в начале XIX века церковным краеведением и археологией у нас серьезно занимались митрополиты Платон (Левшин), Евгений (Болховитинов) и другие исследователи. Но масштабное научное исследование истории монастырей и храмов в России началось со времен митрополита Московского Филарета (Дроздова). Главным образом с 1860-х годов. К этому времени относится возникновение Московского общества любителей духовного просвещения, которое начало колоссальную работу по каталогизации и полному описанию церквей, монастырей, святынь во многих епархиях Русской Православной Церкви. Это было заметное церковно-общественное движение. И вышло распоряжение Святейшего Синода, обязывавшее каждый приход, каждый монастырь вести летопись богослужебных и исторических событий. Историко-статистическое или историко-археологическое описание было направлено на создание, насколько это возможно, полной истории каждого храма, начиная от его создания: архитектура, почитаемые святыни, клир, приход, праздники, церковно-общественные объединения при храме, крестные ходы, некрополи… А ведение регулярных летописей должно было облегчить задачу будущим поколениям историков Русской Православной Церкви. То есть существовала целая глубоко продуманная программа, очень серьезная, и надо сказать, что на сегодняшний день мы еще не достигли подобного уровня.

http://pravoslavie.ru/35658.html

5. Рукописи собрания протоирея Илии Васильевича Ливанского Обзор рукописного собрания, пожертвованного в Музей протоиреем И.В. Ливанским 24 ноября 1905 г. Орловск ому Церковному историко-археологическому Обществу было пожертвовано собрание рукописей в архивных документах о. протоиреем И.В. Ливанским, ныне почетным членом и председателем Общества. Всего в собрании свыше 80 названий рукописей и архивных связок, из которых в настоящем выпуске 46 номеров. Вот общий обзор этих рукописей. Рукописи по происхождению случайны: системы в их подборе не наблюдалось: в общем они могут служить показателем того, что появилось в последние 20 лет на орловском антикварном рынке. Древних рукописей есть: 1 ркп. Относится к 16 в., 2 к 17–18, остальные 18 и 19 в. Можно наметить условно 2 разряда рукописей: первый – общего литературно-исторического характера, второй – рукописи, связанной с местным православным краем. В первом разряде стоят рукописи, часто встречающихся в рукописных собраниях: книги богослужебные, жития святых и сборники из святоотеческой назидательной и учительной письменности, летописец св. Димитрия Ростовского , письмо английского пастора Маларда к Феофану Прокоповичу о разностях церквей Есть хороший список Апостола 16 в. 4-й редакции по обозначению проф. Г.А. Воскресенского. Есть отрывок рыцарской повести 18 в. о Максионе, свиток иерусалимский, сень Богородицы, приговор пчелиный. Встречаются несколько интересных песен 18 в. Так, одна касается любовных похождений Петра I в Немецкой слободе в Москве («Зверечек мой, зверечек») ркп. 32, другая ведет речь о взятии Перекопа о боярине Семене Романовиче. Интересно также шутливое пьяницкое послание в ркп. 30. Рукописи и акты местного происхождения имеют для нашего общества особенный интерес. Особенно много актов. Все они не ранее 18 в. и касаются преимущественно земельных сделок, купли, продажи земли и крепостных крестьян; есть наказы управляющих, показания, ревизские сказки, челобитные, росписи помещичьего хозяйства, тяжебные дела по орловскому округу, а также по уездам Курской, Смоленской, Тверской, Саратовской и других губерний. Для характеристики крепостного права в пределах нашего края здесь дается обильный материал. Но еще больше значения имеют эти акты для истории местного землевладения в 18 – нач. 20 в.; это их значение определится в будущем, когда дойдет дело до разработки местных архивных материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Александр, архиепископ Литовский и Виленский (Добрынин Андрей Васильевич) Родился 1 августа 1820 года, а по другим источникам – около 1819 года (по РБС, т. 1. – С. 136), в селе Веретее Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию, затем в 1843 году – Санкт-Петербургскую духовную академию. 29 сентября 1845 года удостоен степени магистра и назначен преподавателем математики в Новгородскую духовную семинарию. 17 ноября 1846 года был пострижен в монашество, а 21 ноября рукоположен во иеромонаха. С 31 октября 1847 года – инспектор Пермской духовной семинарии и преподаватель истории. С 30 марта 1849 года – инспектор Новгородской духовной семинарии и преподаватель философии. 3 июня 1851 года возведен в сан архимандрита. С 31 августа 1851 года – ректор Литовской духовной семинарии, профессор богословия и настоятель Свято-Духова монастыря. В этот же период исполнял обязанности цензора проповедей, произносимых в православных церквах г. Вильны, и вообще духовных сочинений; был членом попечительства о бедных духовного звания, директором Виленского губернского комитета, общества попечения о тюрьмах, благочинным монастырей Гродненской губернии, действительным членом Виленского V музея и археологического общества. 21 ноября 1860 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Хиротония совершалась в Виленском Свято-Троицком монастыре. С 14 августа 1868 года – епископ Минский и Бобруйский. Был избран почетным членом Киевской духовной академии. 27 марта 1877 года возведен в сан архиепископа. С 25 апреля 1877 года – архиепископ Донской и Новочеркасский. С 1879 года – архиепископ Литовский и Виленский. Скончался 28 апреля 1885 года в Вильне. Погребен в пещерном храме Свято-Духова монастыря. Это был всесторонне образованный человек своего времени, отличавшийся замечательными личными качествами: кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в обращении, доступностью для всех и религиозностью, желанием всем помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александровка. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1863. Год утраты:1936 (сгорела) Адрес: Россия, Ростовская область, Азовский район, с. Александровка, ул. Советская Координаты: 46.787984, 38.996809 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 1-я церковь была построена на общественные средства крестьян и освящена в 1821 г. во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 2-я церковь построена вместо старого ветхого храма в 1863 г. на общественные средства и освящена в честь Преображения Господня. Деревянная. Однопрестольная. Благодаря проведению в 1902 г. XII Археологического съезда в Харькове сохранилось описание Преображенского храма: «Церковь деревянная, имеет вид креста, срублена из соснового леса. Двери для входа устроены с трех сторон: с запада, севера и юга. С этих же сторон устроены притворы крытые, имея каждый растворчатые двери, в половину стен вставлены окна, с западной стороны имеется паперть в несколько ступеней с трех сторон. Церковь внутри также устроена крестообразно, своды в виде круговой дуги без опоры на столбах, стены срублены в замок. На 12 столбах укреплены хоры, которые устроены с трех сторон: запада, севера и юга. Пол из сосновых досок. Алтарь не разделяется стенами, очень широкий, но короткий, престол деревянный, обложен со всех сторон медной с выбивной посеребренной работой. По всем углам устроены разные вызолоченные колонки… Иконостас нового устройства с вызолоченными резными колонками, из соснового дерева, выкрашен краской, в некоторых местах украшен липового дерева вызолоченной резьбой, с позолоченными карнизами, 5 ярусов. Колокольня соединена с церковью одновременно с постройкой.

http://sobory.ru/article/?object=54386

Курская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Курской области [ править править код ] 17 мая 1667 года является отправной исторической датой учреждения в Курском крае Белгородской кафедры Русской Православной Церкви. В 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение не состоялось. По данным Патриаршего приказа, в то время в Белгородской епархии было 532 церкви и более 20 монастырей. В 1797 году в Курской губернии было учреждено 10 уездов. Количество храмов к тому времени достигало 875. 17 октября 1799 года произошли новые перемены границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, Преосвященные архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими. Семнадцать первых лет XX века насыщены яркими событиями в жизни епархии. В этот период церковь и паства обрели мощи двух подвижников духа: преподобного Серафима Саровского (19 июля 1903 года) и святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 года) . На торжества в Белгород прибыли Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. В честь обретения мощей Святителя Иоасафа по всей губернии прошли крестные ходы, а 17 декабря 1911 года мощам святителя Иоасафа поклонялась императорская семья - император Николай II и императрица Александра Федоровна с детьми. В 1912-1913 годах открылось Курское церковное археологическое общество, учреждено Иоасафское общество трезвости, организованы регентские курсы. 10 ноября 1915 года открылось Курское попечительство о беженцах, которое приложило немало сил и вложило средств для оказания помощи православным, эвакуированным из западных районов Российской империи. В 1916 году в Курске прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова). Выпускник Курской духовной семинарии, с 1850 по 1857 год он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в конце жизни возглавлял Московскую митрополию. До революции в курской губернии проживало около 10 000 священников и монахов. К 1937 году их осталось 1 700 человек. Было 1 700 храмов, после 1937 года уцелело лишь 476. С августа по сентябрь 1937 года в Курске было расстреляно 146 священнослужителей.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

Московское Археологическое Общество хочет поставить памятник смиренным служителям Церкви Русской, святителю Гермогену, Патриарху Всероссийскому, и преподобному Дионисию, Радонежскому чудотворцу. Местом памятника избрана историческая Красная площадь в Москве, где уже красуется памятник Косме Минину и князю Пожарскому. Археологическое Общество желает сим памятником ознаменовать наступающее в 1912 году трехсотлетие окончания великой смуты, до основания потрясшей нашу матушку Русь в начале XVII столетия. Памятник, очевидно, должен говорить русским людям: «Любите Русь, как мы любили, целым сердцем; будьте готовы положить за нее свои души, отдать ей беззаветно все: и ум, и сердце, не говоря уже об имуществе, отдать самую жизнь свою за ея благо. Смотрите на нас и вспоминайте наше время, наши подвиги». Святейший Синод предоставил Археологическому Обществу произвести в текущем году во всех церквах Российской империи тарелочный сбор за всенощными бдениями и литургиями в праздники Апостолов Петра и Павла и Успения Богоматери. Так откликнулась церковная власть на начинание Археологического Общества. В последнее время сборы по церквам в великие и не в великие только праздники – обычное дело. Собирают ежегодно в известные дни разные общества: Миссионерское, Палестинское, попечения о слепых, Красного и других крестов, – всех таких не перечтешь: собирают и не ежегодно, а только раз или два в определенный день на то или другое доброе дело. Не могу не заметить, что святое дело христианского благотворения, всецело некогда принадлежавшее Церкви, ныне, большею частию, ушло из Церкви и является в нее только с кружкой или тарелкой для сборов, а все распоряжение сими сборами идет уже мимо Церкви... Не буду теперь останавливаться на этом вопросе: можно ли сие признать нормальным явлением в церковной жизни по самому существу, тем более что к настоящему случаю это едва ли может иметь и отношение. Церковь строила и строит храмы как памятники, но еще никогда не строила памятники в мирском смысле этого слова. Я хотел бы только отметить, что это даже едва ли не первый случай сбора на памятник во время богослужения в церквах наших. Собирали на построение храмов, на школы, на богадельни, на миссии, словом – на дела добрые, но не на постройку мирского памятника. Не хочу восставать против такого сбора и теперь, ибо распоряжение церковной власти уже состоялось, никакой ереси в нем не усматривается, а потому и протестовать против него нет повода. Но при исполнении сего дела, при построении памятника, может произойти нечто такое, от чего хотелось бы предостеречь теперь же и Археологическое Общество, и тех, кто должен отвечать пред Богом и историей за возможный соблазн...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Сретение Господне. Во всю ширину иконы представлено обширное здание; в нем, на правой от зрителя стороне, в особом отделении, на подножии стоит Симеон Богоприимец с благословляющим Богомладенцем на руках; пред Симеоном, левее, Богоматерь, в черных траурных одеждах, руки сложены и простерты; между Богородицею и Богоприимцем, внизу жертвенник, на одеянии которого восьмиконечный крест с тростию и копием и надписью:”Црь славы. IC ХС.” За Богоматерью Анна Пророчица, левою рукою касается одежды, правая простерта с перстосложением, лицо обращено к стоящему далее Иосифу с клеткой с голубями в руках. Надписи над Иосифом: “Петръ”, “Iocu”; первая сделана по ошибке, но тип Иосифа на иконе, действительно, напоминает изображение ап. Петра. – надписи: над Анною: “Анна”, над Богоматерью “Мр. .”, над Симеоном “Семин. над иконою Гдне”. – Назади иконы красные сургучные печати. Икона поступила из Св. Синода. “Сопоставляя между собой относящиеся к Сретению памятники разных эпох, – говорит проф. Н.В. Покровский , – нельзя не видеть, что изображение это представляет много мелких вариантов, но основа его остается неизменной. Явившись в V в. и получив полную иконографическую определенность, в смысле византийско-русских понятий об иконе, не позднее IX–X в., Сретение не получило столь широкого развития, как напр., Благовещение, или Рождество Христово. Это объясняется характером самого события, примыкающего более, подобно Обрезанию, к Ветхому Завету, чем к Новому и скудностью древних сказаний о нем” 10 . Софийский подлинник под 2 февраля ограничивается кратким замечанием, что должно писать “над Пречистою и Семиономъ покровъ по краямъ полаты“, предоставляя выполнение сюжета хорошо известного иконописцам, которые, несомненно, и писали в схеме, наблюдаемой нами по дошедшим до нас памятникам. Подлинники XVII–XIX вв. предписывают изображать Симеона со свитком, вводят служанку с птичками, называя ее женою Иосифа и закрепляют форму русской церкви для Иерусалимского храма. В подлиннике Императорского Общества Любителей древней письменности из собрания князя П.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

16 сентября. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с министром культуры РФ Владимиром Мединским и представителями музейного сообщества. Как сообщается на сайте патриархии, во встрече принимали участие Елена Гагарина, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея (Москва), Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Светлана Мельникова, директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» (Севастополь), Михаил Пиотровский, президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Москва). Приветствуя собравшихся, Предстоятель Русской Церкви посетовал, что в обществе некоторые темы порой интерпретируются как непреодолимый конфликт между Церковью и музейным сообществом. «Я никогда этого конфликта на уровне сознания и даже на уровне сердца не чувствовал, а, общаясь с вами, всегда убеждался в том, что никакого глубинного конфликта нет», — подчеркнул Патриарх. Вместе с тем Предстоятель констатировал наличие определенных сложностей во взаимодействии Церкви с учреждениями культуры и призвал задуматься, почему эти проблемы «приобретают общественно-негативное звучание и почему вокруг них возникает напряжение, которого не желают ни Церковь, ни музейное сообщество». Кроме того, Патриарх Кирилл поделился своими мыслями о роли музеев, в том числе их воспитательной функции, прежде всего в эстетическом плане. «Музей открывает возможность для любого человека прикасаться к замечательным произведениям искусства и, конечно, учиться понимать эти произведения, — добавил Патриарх. — Учиться понимать произведение — значит обязательно задаваться вопросом об эпохе его создания. Вот почему история искусств — это наиважнейший предмет, который формирует целостное мировоззрение человека».

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nikako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010