Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ ШКОЛА широкое либерально-критическое направление в библейской, преимущественно новозаветной, экзегетике, к-рое рассматривает как библейскую историю, так и библейские писания в контексте общей истории религий. Движение распространилось среди нем. протестант. богословов в кон. XIX - нач. XX в. Становление И. р. ш. во многом связано с развитием научного подхода к археологическим открытиям на Ближ. Востоке. Исследовались параллели между библейскими текстами и текстами священных книг др. религий Др. Востока и эллинистического мира, к-рые рассматривались как прямые или косвенные источники мн. библейских текстов. В истории школы выделяют 5 условных периодов ее существования. 1884-1888 годы - время зарождения школы в группе богословов Гёттингенского ун-та, где сформировался т. н. кружок Эйхгорна (нем. Eichhorn-Kreis). Первоначальным ядром группы были А. Эйхгорн, В. Вреде , а также впоследствии отошедшие от школы В. Борнеманн и К. Мирбт. В группу входили Г. Гункель , Г. Хакманн, А. Ральфс и И. Вейс . Первые представители школы испытали влияние либерального богословия А. Ричля . Взгляд на религию как на сферу духовной деятельности, подверженную эволюции, был заимствован у библеиста и востоковеда П. А. де Лагарда . Большое влияние на становление идей школы оказали исследования иудейской культуры и религии Ю. Велльгаузена , Э. Шюрера , а также А. фон Гарнака , к-рый понимал христ. догматическое учение как результат эллинизации раннего христианства. Эти исследования создавали условия для понимания начал христ. религии как ступени некой исторической эволюции. Поэтому важным представлялось изучение того исторического контекста, в к-ром возникло христианство. Библия и христианство, по убеждению этих исследователей, должны познаваться в тесной связи с общим культурно-историческим и духовно-историческим процессом. Независимость от каких бы то ни было догматических ограничений при исследовании новозаветных и раннехрист. текстов стала причиной обвинения нового направления в радикализме.

http://pravenc.ru/text/675039.html

в большинстве также сочувствовавших монофизитам. Заслуживает внимания предположение исследователя Н. В. Пигулевской о существовании сиро-араб. койне, на к-ром представители этих народов общались друг с другом. Особым покровительством царя аль-Хариса ибн Джабалы пользовался еп. Иаков Барадей , основатель сир. Яковитской Церкви . Именно догматические, а по существу этнополитические противоречия между Византией и Гассанидами привели к свержению в 581 г. последнего правителя из этой династии аль- Мунзира ибн аль-Хариса и к распаду его царства. Прошло всего неск. десятилетий, и империи пришлось в полной мере ощутить последствия своей недальновидной и негибкой политики в отношении арабов: в 30-х гг. VII в. отсутствие союзного Византии араб. гос-ва у границ Сирии и Палестины существенно облегчило мусульманам завоевание этих областей (см. Арабские завоевания ). Столица царства Лахмидов г. Хира (совр. Юго-Зап. Ирак) в V в. стал крупнейшим центром христианства в Сев. А., несмотря на негативное отношение нек-рых лахмидских царей-язычников к этой религии. Здесь сталкивались интересы месопотамских общин несториан, монофизитов и православных. Еще во 2-й пол. IV в. мон-рь в окрестностях Хиры заложил несторианский святой Абд Йашу. В нач. V в. епископом этого города был страстный апологет монофизитства Симеон Бет-Аршамский . Христианство исповедовали лахмидские цари Амр ибн аль-Мунзир (554-569/70) и ан- Нуман III (580-602). По сравнению с областями, близкими к Сирии, Палестине и Месопотамии, в глубь А. христианство продвигалось медленно. Во Внутренней А. обнаружено небольшое количество христ. археологических и эпиграфических памятников, наиболее значимыми среди к-рых являются 6 надписей на греч. языке из Сев. Хиджаза и культовое сооружение, раскопанное в Эль-Джубайле на востоке полуострова. И дело здесь не только в слабой изученности этого региона. Согласно мусульм. историку IX в. аль-Якуби, в доисламскую эпоху лишь незначительное количество араб. племен обратилось в христ. веру, причем подавляющее большинство из них (таглиб, танук, бахра, салих, гассан, лахм и тамимитское подразделение бану имра ал-кайс ибн зайд) обитали у сев.

http://pravenc.ru/text/75810.html

В авг.-сент. 629 г. в Заиорданье впервые вторглось мусульм. войско. Оно было разбито местным гассанидским вождем в битве при Муте в горах над юго-вост. берегом Мёртвого м. В 630 г. власть мусульман признал правитель Айлы. В 634 г. мусульм. армии снова вторглись в Заиорданье и после победы над византийцами под Пеллой (янв. 635) подчинили себе всю территорию региона. Завоеватели не встретили особого сопротивления, археологи не отмечают следов грабежей и разрушений. Новая византийская армия пыталась оттеснить арабские отряды в пустыню, но в битве при р. Ярмук в авг. 636 г. была уничтожена. После этого арабы в течение неск. лет завоевали территории Сирии, Египта, Месопотамии и Ирана. В рамках административного деления Арабского халифата значительная часть территории И. вошла в состав пров. Урдун (полоса земель от р. Ярмук и Тивериадского оз. до Средиземного м., совпадающая с византийской провинцией Палестина Вторая, со столицей в Пелле). В 650 г. около византийского г. Айлы был основан араб. военный лагерь. Впосл. визант. город был покинут (географы X в. описывают его развалины), а городская жизнь сосредоточилась в мусульм. г. Айле, ставшем важным торговым портом. Замок Каср-эль-Харана. Ок. 710 г. Замок Каср-эль-Харана. Ок. 710 г. В первые 150 лет араб. владычества Заиорданье продолжало успешно развиваться, в т. ч. и благодаря близости к Дамаску, столице Халифата. Династия Омейядов (661-750) уважала традиции эллинистической культуры и терпимо относилась к христ. населению. Археологические данные свидетельствуют о росте благосостояния мн. городов Заиорданья в этот период. Сохранялись визант. традиции ремесла, градостроительства, материальной и духовной культуры. Существовала церковная орг-ция, строились и обновлялись храмы. В посвятительных надписях 2-й пол. VII - 1-й пол. VIII в. упоминаются местные епископы и др. лидеры христ. общин. Епископы заиорданских городов осуществляли управление Иерусалимской Церковью в 40-60-х гг. VII в., ко-гда оставался незанятым Патриарший престол Св. града. Из Заиорданья происходили святые раннеараб. эпохи: Петр Капитолийский, казненный в Дамаске в сер. VIII в., братья Феодор и Феофан Начертанные (1-я пол. IX в.).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Светильники. III - V вв. (Византийский музей. Фессалоника) Светильники. III - V вв. (Византийский музей. Фессалоника) Самые известные сир. клады литургического серебра из Стумы (Археологический музей, Стамбул), Рихи (Дамбартон-Окс), Хамы (Худож. галерея Уолтерса, Балтимор, США) и Антиохии (Метрополитен-музей и Дамбартон-Окс) возведены М. Манделл-Манго (каталог выставки «Silver from Early Byzantium» в Худож. галерее Уолтерса, 1986) к кладу из Стумы (по соседству с Капер-Кораоном ). Литургист Р. Тафт сопоставил сведения об археологических находках лжиц для причастия с материалами письменных источников и предложил вывести значительную их часть из области литургических объектов, указав на возможность их использования в др. церковных обрядах (в т. ч. погребальных - лжицы часто встречают в погребениях, напр., «инвентарь» Св. Софии XIV в. указывает «лжицу для миро»). Он отметил, что отнесение лжиц к сфере визант. культуры допустимо только с т. зр. истории искусств, в литургическом плане они не имеют ничего собственно визант., и поставил вопрос об их «литургической дате», уточнив, что до VIII в. источники не говорят об употреблении лжиц для причастия. Особое внимание уделяется лампадам и переносным светильникам, игравшим огромную роль в богослужении в целом, а также в обряде погребения и др., а потому ставшим одной из самых ранних групп артефактов с христ. символикой. К церковной утвари стремятся отнести и нек-рые др. массовые предметы, напр. маленькие одноручные кувшинчики (с желто-зеленой поливой и неполивные), встреченные в слоях VIII-IX и XI вв. и использовавшиеся для хранения и возлияния елея. Одно из разработанных направлений в визант. археологии - оформление поклонения реликвиям - в России получило новый толчок к развитию, после проведения Центром восточнохрист. культуры конференции и совместной с ГММК выставки (Христ. реликвии в Московском Кремле: Каталог выставки. М., 2000). Изучение как массовых, так и высокохудожественных объектов, связанных с реликвиями, велось и успешно ведется как зарубежными, так и рус. учеными. Прежде всего это исследование крестов-реликвариев, часто называемых энколпионами. Кроме сводов по провинциям (напр., Г. Атанасова по Румынии) следует отметить свод К. Хорничковой по Центр. Европе и свод энколпионов Руси, начатый еще в сер. ХХ в. Г. Ф. Корзухиной и законченный в 2003 г. А. А. Песковой; использование крестов-реликвариев (и вообще нательных крестов) в качестве молитвенных, вмонтированных в колонны и парапеты Св. Софии К-польской, рассмотрено Тетерятниковой. Для изучения художественных форм в оформлении реликвий огромное значение имела деятельность рус. ученых - хранителей коллекций ГЭ А. В. Банк и В. Н. Залесской.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Отправляясь от этого последнего, в одной из своих бесед он говорит о христианах своего времени, что они воздавали почтение служителям Божиим, с охотой следовали их наставлениям, с искренним расположением и полной готовностью старались об украшении храма и о службе при нем, но мало заботились о внутреннем очищении себя. Эта односторонность составляет конечно недостаток в глазах проповедника, но там, где существовала гармония между расположением души и набожностью, там достигалось и полное выражение христианского нравственного идеала. В другом месте Ориген прямо констатирует факт существования у христиан его времени храмов, когда говорит, что по случаю землетрясения, в котором были обвинены христиане, открылось на них преследование и были сожжены их церкви. Таким образом, аргументация противников существования открытых храмов у христиан второго и третьего веков опровергается внутренним смыслом приводимых ими в свою пользу свидетельств и наличными фактами. В основе ее лежит тенденциозная мысль, утратившая в настоящее время всякое значение, благодаря успехам истерической науки и особенно археологическим открытиям. А. Голубцов. На русском языке по данному вопросу, помимо специальных сочинений, нам известны статьи: В. И. Долоцкого «О христианских храмах» и Н. В. Покровского «Происхождение христианского храма» (Христ. Чтен., 1847, II, 453; III, 131; IV, 282; 1879, II, 501); прот. М. Богословского «О храмах» (Чтен. общ. люб. дух. просв. 1875, I, 399) и Н. Ф. Красносельцева «О древней христианской архитектуре» (Прав. Соб. 1874, III, 103, 296. 3 Время написания и автор названного произведения положительно неизвестны. В старое время Филопатрис приписывался известному Лукиану Самосатскому, но историческая критика признает его сочинением не раннейшим IV века и даже гораздо позднейшим. Во всяком разе нет оснований отрицать в авторе Филопатриса знакомства с порядками древнехристианскими. 4 Описание помпейских домов и план одного из них см. у Классовского: Помпея и открытые в ней древности, стр. 65–74, 176–178, С-Петерб., 1856. 13 Adv. Valentinian. cap. III: nostrae columbae domus simplex in editis semper et apertis ad lucem; amat figura Spiritus Sancti orientem Christi figuram; русск. перев. ч. IV, стр. 32. 14 οκος στω πιμκης κατ’ νατολς τετραμμνος ξ κατρων τν μερν τ παστοφρια πρς νατολν, στις οικε νη. Пастофории, по общепринятому мнению, – боковые отделения алтаря, куда вносились дьяконами после причащения останки евхаристии и где, надо полагать, предварительно складывались и хранились вместе с богослужебными принадлежностями приношения верующих. Constit. Apostol. lib. VIII cap. 13; Лаодик. соб. прав. 21. 16 Сочин. древн. христ. апологетов в русск. перев. П. А. Преображенского, стр. 317, 320, 358. М. 1867; Disputat. adv. gent. lib. VI cap. 1; Contra Celsum I, VIII, c. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Первое путешествие на Восток Г. предпринял в 1879 г. (долина Нила и прилегающие территории). Он производил археологические исследования в Египте (1884-1885, Вади-Хаммамат; 1888-1889, Телль-эль-Масхута) по своей инициативе и на личные средства. Смог проверить копии ранее известных текстов, издав поправки к публикациям К. Р. Лепсиуса и др.; им были введены в оборот и интерпретированы эпиграфические памятники Вади-Хаммамат. Г. совершил ряд открытий в области древнеегип. искусства, одним из первых поднял проблему его стиля, пришел к верным выводам о хронологии памятников (датировал танисских сфинксов эпохой Среднего царства по иконографии скульптурных портретов Аменемхета III и указал на егип. тип их лиц). В 1891 г. Г. издал т. н. каппадокийские таблички - документы, найденные в М. Азии (ассир. торговая колония Каниш). Его заслуга заключается в том, что он верно определил язык, скрывавшийся под еще не расшифрованной староассир. клинописью, как один из диалектов аккадского. Во время путешествий в основном в 80-90-х гг. Г. на личные средства собрал большую коллекцию егип. искусства и письменности (свыше 6 тыс.), организовал 60 археологических и эпиграфических экспедиций. Его собрание в кон. XIX в. было одним из лучших в мире по систематичности подбора и полноте и включало уникальные памятники: т. н. Московский математический папирус, описание путешествия Унуамона (Унамуна) в Финикию, Файюмские портреты , к к-рым во многом восходит искусство христ. иконописи. Значительную часть коллекции составляли копт. памятники христ. населения Египта. Они стали основой для изучения копт. древностей в Москве. Описание коллекции Г. не опубликовал, т. к. крах Среднеуральского золотопромышленного акционерного об-ва подорвал благосостояние рода Голенищевых и коллекцию пришлось продать. После колебаний Гос. дума одобрила «Закон о приобретении в государственную собственность коллекции египетских древностей статского советника В. С. Голенищева» (10 мая 1909). Коллекция, принадлежавшая Г., стала ядром собрания древностей Московского музея изящных искусств им. Александра III (в наст. время ГМИИ им. А. С. Пушкина), особенно егип. коллекция, для к-рой был выстроен специальный зал.

http://pravenc.ru/text/165251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУПЕЛЬ Сцена крещения. Рельеф алтаря в Сант-Амброджо в Милане. IX в. Мастер Вольвиний Сцена крещения. Рельеф алтаря в Сант-Амброджо в Милане. IX в. Мастер Вольвиний Бассейн или большой сосуд, наполненный водой, который используется для совершения христ. таинства Крещения . К. подразделяются на 2 типа - стационарные (писцины) и передвижные (переносные). Использование К. наряду с естественными источниками воды засвидетельствовано в раннехрист. текстах (Didache. 7. 1-3; Iust. Martyr. I Apol. 61. 3; Tertull. De bapt. 4. 3; Trad. Ap. 21. 2; Acta Thomae. 26). Прототипами первых христ. К. могли служить как иудейские миквы для регулярных очистительных обрядов по Закону Моисееву, так и греко-рим. бассейны для бытовых или религ. целей, бассейны для сбора воды (impluvia), частные или общественные бани. Стационарные К. Археологические свидетельства о К. III-VII вв. многочисленны и весьма разнообразны: К. отличаются как по форме, глубине, техническому устройству, так и по декору (см. каталоги: Khatchatrian. 1962; Ristow. 1998). Чаще всего они являются частью комплекса баптистерия , могут быть вырублены в скальной породе или выкопаны и выложены мрамором и т. п. У одних К. стенки приподняты над уровнем пола, чтобы вода не выплескивалась при погружении, другие просто вырезаны в полу. Купель в баптистерии собора Св. Софии в Стамбуле. IV в. Купель в баптистерии собора Св. Софии в Стамбуле. IV в. Форма К. отражала богословское содержание таинства: круглые или имеющие форму жен. утробы (как, напр., К. в ц. св. Виталия в Суфетуле (ныне Сбейтла, Тунис); см. также: Bedard W. M. The Font as Womb or Mother// Idem. The Symbolism of the Baptismal Font in Early Christian Thought. Wash., 1951. P. 17-36) должны были указывать на Крещение как новое рождение; 8-угольные являлись символами совершенства, вечности и эсхатологического 8-го дня, указывая на новое творение во Христе или Воскресение Христово; писцины в форме креста или 6-угольной формы были символом соумирания со Христом и Страстной пятницы (6-го дня) (см.: Jensen R. M. Baptismal Imagery in Early Christianity: Ritual, Visual, and Theological Dimensions. Grand Rapids (Mich.), 2012).

http://pravenc.ru/text/2462263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИНГЕМ [англ. Bingham] Джозеф (сент. 1668, Уэйкфилд, Йоркшир - 17.08.1723, Хавант, Гэмпшир), англикан. свящ., один из основателей церковной и христ. археологии в Европе, литургист. Учился в Юниверсити-колледже (Оксфорд). Прочитанная им 28 окт. 1695 г. проповедь в Оксфорде, в ц. св. Марии Магдалины, в разгар споров о Св. Троице стала причиной необоснованного обвинения его в ереси антитринитариев, после чего Б. пришлось покинуть ун-т. Он был назначен ректором в Хедборн-Уэрти близ Уинчестера, и это позволило ему работать в богатой б-ке уинчестерского собора; в 1712 г. Б. стал ректором колледжа в г. Хавант и преподавал здесь вплоть до своей кончины. Имел 10 детей, умер в бедности, т. к. поместил свои сбережения в акции разорившейся в 1720 г. «Компании Южных морей». Имя Б. прославил труд о христ. древностях, над к-рым он работал более 20 лет (Origines ecclesiasticae, or The Antiquities of the Christian Church: 10 vol. L., 1715-1722). Это систематически организованное описание церковной иерархии, обрядов, а также развития церковного календаря в первые 500 лет христианства. Насыщенная исчерпывающей для своего времени информацией, основанная на доступных письменных источниках и прекрасно написанная работа стала излюбленным чтением всех изучавших историю Церкви. Труд много раз переиздавали с комментариями и дополнениями, в т. ч. по сохранившимся черновикам автора. Его перерабатывали, сокращали, делали на его основе бесчисленные компиляции и писали новые исследования. Лучшее переиздание вышло в 1855 г. в Оксфорде в составе 10-томного полного собрания сочинений Б. под наблюдением праправнука автора пастора Ричарда Бингема. К труду Б. восходит составленное И. Я. Ветринским первое на рус. языке крупное церковно-археологическое пособие «Памятники древней христианской Церкви или христианских древностей» (СПб., 1829-1845). Ряд работ Б. посвятил доказательству близости учения франц. гугенотов к анликан. Церкви, а не к англ. диссентерам (1706), написал сочинение в защиту права мирян на крещение (Научная история крещения мирян; 1712-1714). Соч.: The works of the Learned J. Bingham. L., 1726. 2 vol.; Origines ecclesiasticae, or The antiquities of the Christian Church, and other works. L., 1843-1845. 10 vol.; Origines Ecclesiasticae, the Antiquities of the Christian Church, with 2 sermons and 2 letters on the nature and necessity of Absolution. L., 1856. 2 vol. Лит.: Barnard L. W. The Use of the Patristic Tradition in the 17th and Early 18th cent.//Scripture, Tradition and Reason. Edinb., 1988. P. 174-203; DACL. T. 2. P. 905-906 [Библиогр.]. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: БРОК Себастиан Пол (род. 24.02.1938, Лондон) англ. сиролог, специалист по сир. лит-ре, культуре и церковной истории, библеистике, иудаике КИНГСЛИ Чарлз (1819-1875), англикан. священник, писатель, один из самых известных представителей англ. христианского социализма

http://pravenc.ru/text/149205.html

10 см) равны приблизительно 3 м. Т. о., форма полукруглых резных фрагментов травертина, обнаруженных при раскопках базилики, даже близко не напоминает размер 6-метрового основания опорных арок, традиционно окружавших сверху центральный неф груз. храмов начиная с кон. V в. С другой стороны, их очертания не подходят и для боковых ступиц нефов шириной 2,4-2,25 м. Очевидно, эти археологические данные вместе с тем фактом, что внутренние продольные стены базилики не имеют пилястр для несущих арок, могут служить доказательством того, что нефы Чабукаурской базилики были покрыты черепицей, наложенной на деревянные балки, и имели плоские деревянные потолки. Колонны, составлявшие продольные ряды, соединялись друг с другом арками. Поскольку все известные типы груз. базилик, так же как и зальные храмы, построенные после V-VI вв., были покрыты каменными сводами, вышеупомянутый метод построения кровли, по-видимому, основан на общих тенденциях, характеризующих рим. и визант. архитектуру базилик IV-VI вв. во всех центральных и вост. христ. провинциях Римской империи. Данный способ перекрытия храмов является результатом древнерим. традиций, когда крыши древних базилик в основном опирались на несущие деревянные конструкции, к-рые или были видны из зала, или были обшиты деревянными потолочными досками. Эти выводы позволяют считать безосновательным мнение мн. известных груз. искусствоведов, утверждавших, что деревянные конструкции вообще не использовались в строительстве древнейших христ. груз. базилик и что все без исключения древние базилики были перекрыты черепицей на каменном своде ( Чубинашвили. 1959. С. 37; Беридзе. 1974. С. 22-23). Прямоугольный алтарь базилики не имеет аналогов среди обнаруженных до сих пор памятников груз. церковной архитектуры раннего средневековья. С др. стороны, традиция устроения алтаря и прилегающих пространств аналогичным образом была распространена в базиликах по всей Сев. Сирии и в Палестине в IV-VI вв., реже - в Месопотамии и Египте ( Beyer. 1925. Р. 36-44, 80-91.

http://pravenc.ru/text/2564850.html

Церковь св. Иоанна Предтечи в Керчи. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь св. Иоанна Предтечи в Керчи. Фотография. 10-е гг. XXI в. В кон. VII в. хазары захватили Боспор и установили контроль над вост. частью К. Они не препятствовали местным жителям исповедовать христианство. О существовании на Боспоре в это время крупной греч. христ. диаспоры свидетельствует большой плитовой могильник VII-X вв. на склонах горы Митридат (центр совр. Керчи). Между 815 и 843 гг. Епифаний Монах видел на Боспоре большую ц. св. Апостолов с многочисленными иконами и ракой с надписью: «Симона апостола» ( Виноградов. 2005. С. 311-313). В. Е. Науменко и Л. Ю. Пономарёв предположили, что ц. св. Апостолов мог быть 3-апсидный храм примерно в 100 м к юго-западу от храма св. Иоанна Предтечи (случайно обнаружен в 1833, не сохр.; см.: Науменко, Пономарев. К исторической топографии. 2013). Макарова отождествляла с этой церковью ранневизант. базилику в припортовой части города, над к-рой на рубеже IX и X вв. возвели храм св. Иоанна Предтечи ( Макарова. 1982. С. 99). Однако его датировка является предметом дискуссий и колеблется в пределах VIII-XIV вв. ( Брунов. 1927; Якобсон. Средневек. Крым. 1964. С. 34; Макарова. 1982. С. 101). Он принадлежит к типу крестово-купольных церквей с 4 свободно стоящими опорами, их роль выполняют ранневизант. колонны с капителями из проконнесского мрамора. Вокруг церкви сформировался плитовой некрополь ( Макарова. 1998. С. 315-316). В центральной части Керчи открыты остатки 4 христ. плитовых некрополей, к-рые начали формироваться с X в. Их отличительной особенностью являются ниши со вписанными крестами, вырезанные на торцах могильных плит. Возможно, к одному из этих некрополей относилось мраморное надгробие Феодоты 1066 г. ( Науменко, Пономарев. К исторической топографии. 2013. С. 245, 250-253). Е. А. Зинько Сугдейская епархия Археологические раскопки свидетельствуют о появлении христ. погребений в средневек. Сугдее и ее христианизации со 2-й пол. VIII в. При исследовании некрополя Cyдak-VI, склепов на участке куртины XIV Судакской крепости и некрополя возле туристической гостиницы «Горизонт» на могильниках зафиксированы языческие грунтовые погребения с христианским инвентарем и без него, а также плитовые христ. погребения. В детском христ. плитовом погребении некрополя Cyдak-VI прочерчены тюрк. тамги и христ. символы. Каменный христ. склеп с 2-скатной черепичной крышей был обнаружен в 1994 г. на некрополе Cyдak-VI ( Майко. 2007. С. 170-172). Вероятно, к сер. IX в. большинство населения исповедовало христианство.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010