Vol. 1. P. 215-227; eadem. Reliefs on Georgian Stelae within the System of Early Byzantine Arts//Acts: 18th Intern. Congr. of Byzantine Studies: Select. Papers. Moscou, 1991. Shepherdstown (WV), 1996. Vol. 3: Art History, Architecture, Music. P. 171-179; eadem. Stèles géorgiennes en pierre. Lugano, 1997; она же. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998; eadem. Early Medieval Stelae in Georgia in the Contexte of East Christian Art//Ancient Christianity in the Caucasus. Richmond, 1998. P. 83-96. (Iberica Caucasica; 1); eadem. Remarques sur l " iconographie de la Crucifixion sur les stèles géorgiennes du Haut Moyen-Âge//Byz. 2000. T. 70. Fasc. 1. P. 91-104; она же. Фрагмент стелы из селения Сацхениси//ПКНО, 2000. М., 2001. С. 167-177. К. Мачабели Фрагмент мозаики пола церкви в Бичвинте. IV–V вв. Традиция украшения церковного интерьера изображениями известна в Грузии с раннехрист. периода. Один из древнейших образцов - мозаики V в. пола кафедрального собора в Бичвинте (совр. Пицунда), обнаруженные при археологических раскопках. Подобно совр. им памятникам христ. Востока, на этих мозаиках представлены в основном символические образы и орнаментальные мотивы. Первые образцы христ. монументальной живописи - настенные мозаики и фрески - известны с VI-VII вв. Монументальный декор Джвари (586/87-604), Цроми (30-е гг. VII в.), Тетри-Удабно (VII-VIII вв.) органически сочетался со строгим, классическим стилем раннесредневек. зодчества. До кон. Х в. живопись украшала только главные части интерьера груз. храмов, алтарь и купол, др. части оставались без декора. Искусная каменная кладка с чередованием горизонтальных и вертикальных рядов, теплый цвет камня в сочетании с монументальной живописью составляли единое художественное целое. С раннего периода сложились 2 вида декора: т. н. аниконический, включавший только символические образы, орнаментальные мотивы и надписи (напр., 1-й слой декора Атени Сиони, VII в.), и фигуративный, с образами святых. В выборе изображений и богословской программы груз. раннесредневек. росписи в значительной мере восходят к монументальному искусству Св. земли. Одна из главных идей, воплощенных в мозаиках и фресках той эпохи,- это непреходящее величие Иисуса Христа. Важнейшей частью монументального декора было помещаемое в сфере купола рельефное изображение креста, нередко покрытое росписью. Иконоборческое движение, охватившее в VIII-IX вв. большую часть восточнохрист. мира, не коснулось Грузии, где устойчивость традиции поклонения иконам ярко выражена в непрерывном развитии художественного творчества раннего средневековья. Фактически неизменными остались те древнейшие темы и образы христ. искусства, большинство к-рых оказались забытыми в этот и последующие периоды в Византии. Распятие. Роспись церкви мон-ря Саберееби. IX–X вв.

http://pravenc.ru/text/168199.html

В период династии Айюбидов в обстановке борьбы мусульман с крестоносцами возросло военное значение Б. С кон. XI до сер. XIII в. городские укрепления неоднократно перестраивались. На базе рим. театра, обнесенного рвом и стеной с башнями, была создана цитадель - один из главных военных памятников мусульм. мира. После монг. осады 1261 г. цитадель восстановили и расширили, для чего был разобран на стройматериал огромный рим. ипподром. В мамлюкскую и османскую эпохи упадок и уменьшение населения в Б. продолжались. По данным османской переписи 1569 г., в городе насчитывалось 109 мусульм. и 23 христ. семейства. В XVI в. Б. утратила статус столицы Хаурана. Из-за натиска бедуинских племен маршрут хаджа в XVII в. сместился на запад от Б., туда, где впосл. прошла Хиджазская железная дорога. Османские власти до кон. XIX в. почти не контролировали Хауран. Христ. присутствие сохранялось в Б. и после араб. завоевания. Известен ряд сиро-яковитских епископов города VIII-X вв., после X в. яковитская община угасает. Правосл. митрополиты Б. (полный титул «митрополит Бострийский, пречестный, и экзарх Каменистой Аравии») упоминаются в XII, XIV, XV вв. и позже; предположительно выходцем из Хаурана был Антиохийский Патриарх Пахомий II (1412). Митрополиты Хаурана Афанасий и Косма Даббас последовательно занимали кафедру Антиохийского Патриарха в 1612-1619 и 1619-1627 гг. (см. статьи Афанасий II Даббас , Кирилл IV ). В связи с сокращением христ. населения Хаурана правосл. кафедра Б. в сер. XVIII в. была упразднена. Мелькитские униатские патриархи с 1763 г. время от времени ставили титулярных митрополитов Б. Непосредственно на территории Хаурана униатская иерархия была учреждена в 1836 г. В 1908 г. правосл. Антиохийский Патриарх тоже восстановил Хауранскую епархию. Согласно тур. статистике 1914 г., в Б. и ближайшей округе проживало 22,5 тыс. мусульман, 3 тыс. православных и ок. 600 униатов. В XX в. в Б. проводились масштабные археологические исследования. Она представляет собой один из крупнейших культурно-исторических памятников Ближ. Востока. Православные епископы Б.:

http://pravenc.ru/text/153251.html

Tabl. 4, 5; Tchalenko. 1953. Vol. 1 Ill. X 1, XI 3, 6, XIII 1, 3, 4; Netzer et al. 1993. Р. 219-232). Становится очевидным, что прямоугольную форму алтаря следует рассматривать как элемент художественной архитектуры, воспроизведенный с базилик соседних вост. христ. стран, а не как следствие недостаточно развитого строительного искусства. Позже, по всей вероятности после VI в., традиция организации алтарей таким образом не приобрела популярности в церковной архитектуре - как в других западноазиатских регионах, так и в Грузии (за исключением сравнительно поздних реминисценций VI-X вв., которые были зафиксированы в неск. зальных храмах Грузии). Вопреки принятому в грузинской историографии мнению существование пастофория, прилегающего к алтарю в базилике Чабукаури, не указывает на то, что храм не может быть датирован ранее VI в. ( Чубинашвили. 1936. С. 32-50; Беридзе. 1974. С. 24),- множество христ. базилик IV-V вв. в Юго-Вост. Европе имеют аналогичные пастофории. В самых ранних церквах христианского мира помещения рядом с алтарем не имели функций диаконника и ризницы до VIII в. Однако из-за строительных нужд данные помещения, расположенные т. о., использовались в разных храмах для различных функций, в частности как склепы, ризницы, баптистерии и т. д. ( Mi š kovi . 2013. Р. 7-20). Предположение, основанное на археологическом анализе, о том, что базилика построена именно в такую раннюю эпоху, также подтверждается археологическими исследованиями более раннего сегмента, расположенного ниже горизонта пола храма. Было обнаружено, что базилика возведена на месте значительного по размерам языческого храма, разрушенного христианами после Крещения Картли. Несколько фрагментов черных и серых полированных глиняных изделий, обожженных в печи, найденных на уровне фундамента предыдущего храма, подтвердили, что это сооружение существовало здесь в эллинистическую эпоху или позднеантичный период. Нек-рый слой кладки разрушенного фундамента языческого храма был оставлен в качестве основания стен и колонн христ.

http://pravenc.ru/text/2564850.html

Лит.: Уварова П. С. Христ. памятники//МАК. 1894. Т. 4. Табл. VII-VIII; Айналов Д. В. Нек-рые христ. памятники Кавказа//Археол. известия и заметки. М., 1895. Т. 3. Вып. 7-8. С. 233-243; он же. То же. М., 1895. С. 7; Чубинашвили Г. Н. Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948. С. 31, 32. Рис. 7. Табл. 37; он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948. С. 187; Panofsky E. Dürer " s St. Eustace//Record of the Art Museum. Princeton (N. Y.), 1950. Vol. 9. N 1. P. 8. Fig. 5; Искусство Византии в собр. СССР. М., 1977. Т. 2. 126; LCI. Bd. 6. Sp. 194-199; Гомелаури И. Г. Архитектура Эртацминдского храма//XVIII науч. сессия Ин-та истории груз. искусства. Тбилиси, 1962. С. 12-13 (на рус. и груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 62-69. Рис. 2, 3; Шервашидзе Л. А. Цкелари (Ацкар)//Мат-лы по археологии Абхазии. Тбилиси, 1967. С. 45-46. Рис. 3-4; он же. Средневек. монументальная живопись в Абхазии. Тбилиси, 1980. С. 202-205; Chatzidakis-Bacharas T. Les peintures murales de Hosios Loukas: Les chapelles occidentales. Athènes, 1982. P. 74-81; Coumoussi A. Une representation rare de la vision de St. Eustache dans une église greque du XIII siècle//Cah. Arch. 1985. Vol. 33. P. 51-60. Fig. 1; Velmans T. L " église de Zenobani et le thème de la Vision de St. Eustache en Géorgie//Cah. Arch. 1985. Vol. 33. Р. 19-49. Fig. 12-18; Golden Light: Masterpieces of the Art of the Icon. Ghent, 1988. P. 156. Fig. 136; Аладашвили Н., Вольская А. Фасадные росписи Верхней Сванети//Ars Georgica. Тбилиси, 1987. Вып. 8. С. 94-121; Connor С. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton (N. Y.), 1991. P. 15; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le Programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 15, 23, 31, 37, 86, 113, 187, 219; Thierry N. Le culte de Cerf en Anatolie et la Vision de St. Eusmache//Monuments et memoires. P., 1991. Vol. 72. P. 33-100; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era: A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Сат. 79, 80. P. 133-134; Мачабели К. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998. С. 78-87; Ивакин Г. Ю., Пуцко В. Г. Киевский каменный рельеф с изображением Е. П.//Рос. Арх. 2000. 4. С. 160-168; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Кат. 109; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004. С. 199-206; Тахнаева П. И. Христ. культура средневек. Аварии (VII-XVI вв.) в контексте реконструкции полит. истории. Махачкала, 2004.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАДЖ [сэр Уоллис Бадж; англ. Wallis Budge] Эрнест Алфред Томпсон (27.07.1857, графство Корнуолл - 23.11.1934, Лондон), брит. востоковед, специалист в области египтологии, коптологии, мероистики и сирологии, археолог. Образование получил в Крайст-колледже Кембриджского ун-та, где изучал древнеевр., араб., сир. и эфиоп. (геэз) языки. С 1883 г. начал работать в Отделе егип. и ассир. древностей Британского музея, был хранителем отдела с 1893 по 1924 г. За этот период Б. приобрел много тысяч клинописных табличек, большое количество предметов древнеегип. искусства и папирусов, а также сир., араб., эфиоп. и др. рукописей. Он вел раскопки в Египте (в Асуане), в Судане (пирамид и храмов у скалы Гебель-Баркал в Напате и в др. местах, включая о-в Мероэ), в Ираке (Ниневия и Дер). Б.- автор более 140 книг и публикаций клинописных и иероглифических текстов и памятников лит-ры христ. Востока. Удостоен рыцарского звания в 1920 г. Б. был неутомимым путешественником, исследователем и гл. обр. популяризатором в изучении истории древних цивилизаций Сев.-Вост. Африки и Ближ. Востока. Его работы, обобщающие достижения выдающихся востоковедов своего времени, отличаются непредвзятостью оценок. Он не поддерживал теорию полноценных и неполноценных рас, первым высказал мнение о суданских корнях XXV (Эфиопской) династии Египта, суданском происхождении Кашты, одного из ранних царей Мероэ. Для совр. специалистов его публикации представляют интерес описанием деталей древних памятников Египта и Мероэ, отсутствующих в др. источниках, описанием памятников Аксума, ныне исчезнувших, а также зарисовками повседневной жизни в Египте, Судане и Эфиопии кон. XIX - нач. ХХ в. На протяжении мн. лет Б. занимался исследованиями христ. Востока. Предпринял серию публикаций копт., сир. и эфиоп. текстов, а также англ. переводов эфиоп. христ. памятников, таких, как «Слава царей» (The Queen of Sheba and Her Only Son Menyelek. L., 1922), эфиоп. синаксарь (The Book of the Saints of the Ethiopian Church. L., 1928), и др.

http://pravenc.ru/text/77340.html

III в. (Милан, Равенна, Аквилея); во Флоренции изучен процесс переноса центра города к «периферийному» епископскому комплексу. Доказано, что мн. городские соборы Испании, Галлии, Германии стоят на месте ранних христ. церквей и кладбищ IV в. и к моменту падения Рима (476) формирование епископских комплексов как центров власти уже состоялось. Вне Италии к нач. V в. распространяется христ. эпиграфика, виллы аристократов превращаются в «дома собраний» (в Мериде, близ Кордовы и Малаги, в пров. Мурсия); в Таррагоне археологически изучены огромное кладбище и базилика IV в. с баптистерием. Христ. комплексы открыты близ Ниццы (ок. 350, перестроены из рим. терм), в Монферрато, в Сев. Галлии (с 80-х гг. IV в.) и Вост. Пиренеях (Эстажель, кладбище христиан-визиготов сер. VI в.), в Каринтии и Тироле, где ряд епископских комплексов V в. трансформировался в средневек. мон-ри. В маленьких городских общинах за Альпами, в Женеве и Августе Претории (Аосте), открыты епископские комплексы базилик и баптистериев, восходящих ко 2-й пол. IV в., и более ранних дворцовых зданий. Значительные усилия европ. наука посвятила изданию пособий по А. х. См. справочные издания: DACL; DHGE; RAC; Meer F. van der, Mohrmann C. Atlas of the Early Christian World. L., 1958; RBK; Gough М. The Early Christians. L., 1961; Andersen C. Einführung in die christliche Archäologie: Ein Handbuch. Gött., 1971; Schiller G. Ikonographie der christlichen Kunst: In 5 Bd. Gütersloh, 1971; LCI; EAEHL; NCE; Deichmann F. W. Einführung in die Christliche Archäologie. Darmstadt, 1983; Milburn R. Early Christian Art and Architecture. Berkeley; Los Ang., 1988; Snyder G. F. «Ante Pacem»: Archaeol. Evidence of Church Life Before Constantine. Mercer, 1985, 19912; McRay J. Archaeology and the New Testament. Grand Rapids (Mch.), 1991; Enciclopedia dell " arte medievale. R., 1991-; Dictionary of Art: In 34 vol./Ed. by J. Turner. L.; N. Y., 1996; Thiede C. P. The Heritage of the First Christians. Oxf., 1992; Frend H. C. W. The Archaeology of Early Christianity: A History.

http://pravenc.ru/text/76478.html

132 См. И.И. Страхов. «Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения». Харьков, 1893 г., стр. 209. 133 И по словам поэта (В.А. Жуковского), «от юности, от неги сладострастья останется уныние одно», т.е. полообщению греховного человека свойственно только тягостное и мучительное состояние духа. 134 «Страдания любви ни в каком моменте, ни в какой даже самой слабой степени, – рассуждает о первобытном полообщении г. Руи, – ему не были свойственны, не были в нем возможны» (ж. «Мир Искусства» 1903 г., 5, стр. 154). 146 «Октавий», гл. 31. Соч. древн. христ. апологетов, изд. Преображенского. М. 1867 г., стр. 357. 150 См. о мормонах: «Русск. Вестник» 1883 г., февраль; «Христ. Чтение» 1878 г., ч. II; «Правосл. Обозрение» 1873 г., 2-е полугодие. – Доказательства, приводимые мормонами в пользу полигамии, крайне искусственны и несостоятельны. Желающих убедиться в этом отсылаем к книге И.И. Страхова: «Христианское учение о браке и противники этого учения», стр. 152–174. 151 На это именно указывает природа уже тем обстоятельством, что среднее число мужчин и женщин почти всегда одинаково (См. «Христ. Чтение» за 1867 г., ч. II, стр. 9). 157 См. Friedlander. «Sittengeschichte der Romer», Bd. I, c 5. Mayer, «Die Rechte der Israeliten, Athener. und. Romer». Bd II. Leipzig,1866, 373–774, 381 и др. 161 Это еврейское выражение, указывающее на причину развода, отличается неопределенностью и потому привело к различным толкованиям (см. «Руковод. к Библейской Археологии» Кейля, стр. 96; Зайцева, «О браке и безбрачии». «Странник» 1891 г., т. 3, стр. 398 и др.). Под этим выражением надобно разуметь если не прямо нарушение женою целомудрия (см. нашу книгу «Брак у древних евреев», стр. 361), то, по крайней мере, вообще какие-либо ее немаловажные недостатки или грубые пороки, непременно имеющие непосредственную связь с половыми отношениями супругов (Ср.: Втор.23:10 ; Втор.24др.) 162 Конечно, здесь есть известная доза риторики; но все же нельзя отрицать широкой свободы в деле бракорасторжения и в то время. Талмуд посвятил целый трактат этому жгучему вопросу – Gittin (см. Hamburger’a, «Real – Encyclopaedic zur Bibel und Talmud. Worterbuch», 1870, s. 906 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Т. Католичество на Сев. Кавказе: (XIII-XX вв.): АКД. Владикавказ, 2007; Каров А. Х. Религии и государственно-конфессиональные отношения в совр. Кабардино-Балкарии: (опыт, проблемы и пути решения). Нальчик, 2008; Макоева А. А. Нетрадиционные религ. движения в совр. рос. обществе: на примере Кабардино-Балкарской Республики: АКД. Нальчик, 2010. В. Г. Пидгайко Христианские архитектурные и археологические памятники Алтарная часть ц. Хустос в В. Чегеме Алтарная часть ц. Хустос в В. Чегеме Основная проблема изучения христ. памятников совр. К.-Б. состоит в том, что почти все эти сооружения либо полностью разрушены, либо сильно повреждены, и судить о них можно лишь по поверхностным описаниям XVIII-XIX вв. Имеющиеся сведения о нек-рых из этих построек настолько противоречивы, что относить данные сооружения к к.-л. архитектурному типу невозможно, нет также полной уверенности в том, что они действительно являлись храмами. Начиная с XVIII в. почти все путешественники связывали древние постройки К.-Б. с христианством. В действительности многие считаются таковыми лишь в местной фольклорной традиции (напр., «папасово жилье» и «греческая лестница» в В. Чегеме (Эльтюбю)). Собственно в Кабарде (в Нальчике и его окрестностях) о существовании христ. построек известно из весьма беглых описаний, сделанных неспециалистами в XIX в.: эти «храмы и часовни» не сохранились и правильность их атрибуции проверить невозможно ( Чеченов. 1969. С. 85-87. 313, 314, 320). В основном памятники христ. культуры сконцентрированы в горной части республики, т. е. на территории Балкарии. Очевидно, у кабардинцев храмов не имелось (как вообще капитальных построек), что связано с подвижным (полукочевым) образом жизни адыго-черкесов (в позднее время это объяснялось якобы неписаным правилом, согласно к-рому нельзя молиться в рукотворных сооружениях). План ц. Хустос в В. Чегеме. Обмер М. В. Му-жухоева. 1980 г. План ц. Хустос в В. Чегеме. Обмер М. В. Му-жухоева. 1980 г. Первые здания из камня, возведенные приглашенными мастерами по заказу кабардинцев не ранее кон. XVII в.,- мусульм. погребальные постройки ( Нагоев. 2000. С. 75-76). Они отличаются более высоким качеством обработки камня по сравнению с горскими аналогами. В рус. документах XVIII в. имеются указания на существование в кабард. деревнях «благочестивых церквей», к-рые «токмо оставленные, пусты» (Кабардино-рус. отношения в XVI-XVIII вв. Нальчик, 2007. Т. 2. С. 90, 103). Однако, вероятно, речь шла о горной Балкарии (конкретно о В. Чегеме; Батчаев. 2006. С. 235. Табл. XXIV). Возможно также, что имелись в виду храмы, построенные в Кабарде до прихода туда адыгов (напр., на городище Татартуп (В. Джулат), отождествляемом с прилегающим к границам К.-Б. средневек. г. Дедяковом).

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Де Р. стал основателем и главой историко-археологического направления, получившего название «римская школа католической археологии»; мн. традиции и начинания этой школы жизнеспособны и сейчас. Метод организации научной работы Де Р. имел ряд особенностей, к-рые часто пытались копировать. Увлеченный древностями христианства, сосредоточенный на исследованиях, он был открыт для научного общения, стремился к нему и создал систему связей с коллегами из Италии и др. стран Европы, особенно Франции и Германии, помогал деятельности Э. Леблана, Л. Дюшена, Т. Моммзена, Г. Хенцена. Не будучи любителем путешествий, Де Р. тем не менее в 1838-1879 гг. объехал всю Италию (что было несвойственно итал. ученым XIX в.), а также Францию, Бельгию, Швейцарию, Германию, Австрию и Великобританию, изучив их памятники и скопировав на месте огромное количество рукописей. Знание памятников (особенно рукописей) позволило ему стать авторитетным исследователем и добиться от европ. научного сообщества признания за христ. археологией прав науки. Де Р. понимал необходимость распространения интереса общества к христ. археологии: в 1850-1870 гг. он читал лекции в дни памяти святых, проводил экскурсии по памятникам, создал Об-во христ. археологии (1875-1877) и руководил им. Де Р. был популярен, его уважали в кругах интеллигенции и знати; благодаря дружеским связям он мог получать из б-к и музеев др. стран (включая Россию) книги, рукописи и артефакты, которые ранее не вывозились за границу. С уважением относились к Де Р. папская курия и папы, практически не стеснявшие его исследования. Настойчивый, но терпеливый и осторожный, Де Р. сочетал убеждения католика с «критическим», по его выражению (т. е. непредвзятым), подходом к фактам и противодействием догматизму. В сер. 50-х гг. XIX в. ультракатолики (кардиналы Д. Бартолини, Ж. Б. Питра и др.) критиковали «протестантизм» Де Р. после издания кн. «Подземный Рим» и намеревались включить ее в число запрещенных сочинений. Письма к другу и коллеге кардиналу-ученому Л. Дюшену содержат жалобы на нарастающий рационализм, гиперкритику и на недооценку важности науки, на догматизм Ватикана, на зависть и доносы.

http://pravenc.ru/text/171753.html

К. Редина (1863-1908; Христианская топография Козьмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916) и Д. В. Айналова (1862-1939), комплексно исследовавшего иконографические и стилистические проблемы христ. искусства (Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900), в работах А. П. Голубцова (1862-1911; Из христ. иконографии: [Сб. докл., прочит. на Археол. съездах]. Серг. П., 1903), исследователя литургических памятников. Голубцов дополнил метод иконографического анализа изучением влияния богослужения на иконные образы. Это направление исследований в И. стало ведущим в науке XX в. Достижения рус., нем. и франц. науки в области христ. И., взаимно обогащая друг друга, заложили фундамент медиевистики XX в. Издание словарей и компендиумов по И. расширило возможности сравнительного исследования памятников (Dictionnaire d " archéologie chrétienne et de liturgie/Ed. F. Cabrol et H. Leclercq. P., 1907-1952. 15 t.; K ü nstle K. Ikonographie der christlichen Kunst. Freiburg i. Br., 1926, 1928. 2 Bde). В русле исследований И. в научный оборот был введен пласт поздневизант. искусства Балкан ( Millet G. Recherches sur l " iconographie de l " Evangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles d " après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont-Athos. P., 1916; idem. Broderies religieuses de style byzantin. P., 1939-1947. 2 vol.). Благодаря обобщающему исследованию Кондакова «Русская икона» (Прага, 1928-1933. 4 т.) достоянием мировой науки стала рус. иконопись. Развитию иконографического метода способствовало издание в Праге научного ж. «Seminarium Kondakovianum» («Сборник статей по археологии и византиноведению», с 1937 - «Анналы Института им. Н. П. Кондакова»; 1927-1938, 1940. Вып. 1-10, 11). В ХХ в. европ. иконографическая школа развивалась под влиянием трудов А. Грабара (1896-1990), ученика Кондакова и Айналова, эмигрировавшего во Францию, где им были написаны работы, определившие магистральное направление мировой византинистики (L " Empereur dans l " art Byzantin. P., 1936; Martyrium: Recherches sur le culte de reliques et l " art chrétienne antique.

http://pravenc.ru/text/389052.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010