Αθνα, 1994. Τ. 9. Σ. 173-183; Spaulding J. Medieval Christian Nubia and the Islamic World: A Reconsideration of the «Baqt» Treaty//The Intern. J. of African Hist. Studies. Boston, 1995. Vol. 28. N 3. P. 577-594; Suermann H. Der Bericht des Johannes von Ephesos über die Missionierung der Nubier im VI. Jh.//Symp. Syriacum VII/Ed. R. Lavenant. R., 1998. P. 303-313. (OCA; 256); Richter S. G. Studien zur Christianisierung Nubiens. Wiesbaden, 2002; Welsby D. A. The Medieval Kingdoms of Nubia: Pagans, Christians and Muslims along the Middle Nile. L., 2002; Edwards D. The Nubian Past. L.; N. Y., 2004; Lobban R. A. Historical Dictionary of Ancient and Medieval Nubia. Lanham (Maryland); Oxf., 2004; T ö r ö k L. Between Two Worlds: The Frontier Region between Ancient Nubia and Egypt, 3700 BC - 500 AD. Leiden; Boston, 2009; Scholz P. O. Noch einmal zum frühen Auftreten der Christen in Nubien: Einige Randbemerkungen zum «Bericht» des Johannes von Ephesus//Oriens Chr. 2010. Bd. 94. S. 123-146; Werner R. Das Christentum in Nubien: Geschichte und Gestalt einer afrikanischen Kirche. B., 2013; Кобищанов Ю. М. Очерки истории христ. цивилизаций: Опыт пробной публ. глав/Отв. ред.: Н. Н. Лисовой. М., 2016. К. А. Панченко Церковная архитектура и изобразительное искусство Н. Христ. период истории Н.- это 6 веков сравнительно мирного времени, благодаря чему сохранилось значительное количество археологических памятников. Только между 1-м и 3-м порогами Нила известно ок. 150 церквей; южнее их число сокращается. Церковная архитектура отличается большим разнообразием размеров и форм. В научной среде выдвигались различные схемы как типологии, так и хронологии церквей Н., но ни одна из них не получила всеобщего признания. Тем не менее можно выделить основные направления эволюции церковной архитектуры. На смену ранним, крайне примитивным формам начиная с сер. VI в. приходят базилики, часто больших размеров, как, напр., кафедральный собор Каср-Ибрима. Этот тип храма несомненно был заимствован из соседнего Египта.

http://pravenc.ru/text/2577981.html

Ostrogorsky G. Geschichte des Byzantinischen Staates. München, 1940; 2 Ed. 1957. Schaeder H. Moscau — das dritte Rom. Hamburg, 1929; 2 ed. Darmstadt, 1957. Sickel W. Das bysantinische Krönungsrecht bis zum 10 Jahrhundert//BZ. 1898. Bd 7. Treitinger O. Die oströmische Kaiser- und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im höfischen Zeremoniell. Jena, 1938. Treitinger O. Vom oströmischen Staats und Reichsgedanken//Leipiziger Vierteljahrsschrift für Südosteuropa. 1940. Bd 4. Vernadsky G. V. La charte costitutionnelle de l’empire Russe de l’an 1820. Paris, 1933. § 6. Святейший Синод: полномочия и организационные измененияв XVIII–XX вв. Барсов Т. В. О духовной цензуре в России//Христ. чт. 1901. 5–9. Барсов Т. В. О собрании духовных законов. СПб., 1898. Барсов Т. В. О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающих духовных лиц светскому суду//Христ. чт. 1875. Ч. 2. 6. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Т. 1. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Барсов Т. В. Синодальные учреждения нового времени. СПб., 1899. Барсов Т. В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. Бердников И. С. К вопросу о реформе церковного управления и суда. Казань, 1906. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной Церкви. Казань, 1888; 2-е изд. 1903–1913. 2 т. Благовидов Ф. Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и первой половине XIX столетия. Казань, 1899; 2-е изд. 1900. Богословский А. М. Сборник статей судебных уставов 20 ноября 1864 г., имеющих отношение к Ведомству православного исповедания. СПб., 1872. Верховский П. В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX ст. Варшава, 1912. Т. 1. Завьялов А. О браке и брачном разводе. М., 1892. Загоровский П. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884. Заозерский Н. А. Историческое обозрение источников права православной Церкви. М., 1891. Т. 1: Канонические источники. Здравомыслов К. Я. Сведения о консисторских архивах и церковно-археологических учреждениях в епархиях и Проект высочайше утвержденной архивно-археологической комиссии при Св. Синоде и Положение о церковно-архивных комиссиях. СПб., 1908.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

культура распространила влияние далеко за пределы империи; поздний (1204-1453) и поствизант. периоды. Под визант. археологией обычно понимают изучение материальной и художественной культуры вост. части Средиземноморья и связанных с ней районов, где языком богослужения и международного общения служил греческий. Собственного хронологического и территориального деления визант. археология не выработала и, следуя общей исторической периодизации, делится на ранний (от строительства К-поля в IV в. или падения Зап. Римской империи с 476 г. до сер. VII в.), переходный (сер. VII-VIII в.), средний (с IX в. до захвата К-поля крестоносцами в 1204 и образования лат. королевств), поздний (XIII - сер. XV в.) и поствизант. (археология Афона и др. монастырских общин; развитие визант. наследия вне пределов Византии) периоды. Делаются попытки уточнить такое деление, напр. отказаться от представления о VII-VIII вв. как о промежуточном периоде «темных веков» и рассматривать VII в. как конец раннего периода, а VIII и ранний IX в. как начало периода расцвета, когда новые, христ. формы религ. и общественной жизни, в к-рой место теменоса и форума древнего мира заняли христ. храм и дворец императора, окончательно восторжествовали. В географическом отношении визант. археология традиционно делится на области: К-поль и его окрестности; материковую Грецию и гос-ва Балканского п-ова; М. Азию; города и гос-ва Сев. и Вост. Причерноморья (в т. ч. Крым) и Кавказ; Сиро-Палестинский регион (IV-VIII вв.); Египет и часть территорий Сев. Африки (до окончательной победы ислама); области Италии, испытавшие влияние Византии в V-VII вв., а также зоны развития итало-визант. культуры в средне- и поздневизант. периоды (Адриатическое побережье, юг Апеннинского п-ова, о-в Сицилия); Др. Русь (особенно в IX-XII вв.). История византийской археологии Археологическими исследованиями XIX - нач. XX в. был накоплен огромный материал, но его направленное изучение началось только после второй мировой войны. За последние 50 лет XX в.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Вдоль западной стороны порта, среди нерегулярной торговой и жилой застройки, на выступе восточного мола, возможно, стоял храм Афродиты, а на почти прямоугольной оконечности мола высилась бронзовая статуя Посейдона. Примерно в 1 км к северо-востоку от порта найдена гробница римского времени (I в. по Р. Х.), надпись на которой содержит имя L. Castricius Regulus - одного из самых богатых и щедрых жителей К. римского периода, 1-го президента Истмийских игр римской эпохи. Закат К. начался в III в., в т. ч. и из-за нападения герм. племени герулов в 267 г. Ранневизантийский период Превращение К. в христ. город произошло за столетие. До кон. IV в. археологи не находят в К. следов христианства: общественные здания и языческие храмы остаются в цветущем состоянии. Но в кон. IV в. следует серия землетрясений и вторжений варваров, после чего К. 50 лет лежал в руинах. Строительство во 2-й пол. V в. (императорской?) базилики в Лехее - одной из крупнейших в Греции отмечает начало христианизации, а 3 главных храма, появившиеся в VI в., указывают на то, что местное общество перенесло традицию эвергетизма (демонстративных актов щедрости) с языческих храмов на христ. церкви. В течение этих 100-150 лет христианство и язычество сосуществовали, терпимо относясь друг к другу, о чем свидетельствует ряд примеров синкретизма в ритуалах, символике, оформлении мест погребений и др. I. Христианство и язычество в V-VI вв. Разрушение общественных зданий (театр, гимнасий) во 2-й пол. IV в., видимо, носило массовый характер; в V в. они были превращены в каменоломни, приспособлены под жилища, на их месте возникли кладбища или свалки. Фактически центр города полностью опустел (исключение - главная лестница форума, к-рый располагался на 2 уровнях, изначально разделявшихся торговым рядом (разрушен в кон. IV в., на его месте построили новую центральную лестницу)). Это последний крупный проект К.- языческие храмы, бани и стои уже не были нужны, хотя статуи все еще воздвигали. Однако примеров открытого отрицания прошлых верований и вражды к языческой культуре археология К. дает немного. Так, к ним можно отнести уничтожение лиц у статуй со жреческим убором из святилища Деметры и Коры (относится к V в.), а также на гидрии Осириса, причем в последнем случае на лбу одной из голов был начертан крест (головы скульптур сбросили в источник и дренажную канаву). Однако в целом наблюдается скорее толерантное отношение к языческим обрядам и родовым традициям.

http://pravenc.ru/text/2458653.html

[греч. πολογα - защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо; πολογομαι - защищаться, оправдываться, приводить, говорить что-либо в свою защиту], в общем смысле - это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в специальном - раздел богословия, имеющий целью опровержение неверных религ. и мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству, и такое раскрытие и обоснование истин христ. веры, к-рое должно дать ответ каждому вопрошающему. А. как защита христианства существует с самого его начала и остается в этом качестве до наст. времени. Как особый раздел богословия, или как отдельная наука, А. появляется с развитием школьного богословского образования. На протяжении истории объем и содержание ее менялись, она выступала под разными названиями: «апологетика христианства», «естественное богословие», «философская, или основная, догматика», «умозрительное богословие», «общее богословие», «введение в богословие», «основное богословие» . Со 2-й пол. XIX в. из области А. постепенно выделяются в самостоятельные дисциплины «история религий», «библейская археология и текстология», «библейская история», «обличительное (или сравнительное) богословие». В XIX-XX вв. в богословских школах на Западе и в России А. входит в курсы основного богословия или рассматривается как та же самая дисциплина (напр., «Курс Основного богословия, или Апологетики» И. П. Николина (Серг. П., 1904)). Реформированная в 90-х гг. ХХ в. учебная программа духовных школ РПЦ рассматривает А. и основное богословие как 2 отдельных предмета. А. при этом сохраняет специфику, ориентируясь гл. обр. на защиту христианства от критики со стороны иных мировоззренческих систем. В задачу же основного богословия входит рассмотрение и анализ главнейших христ. истин веры и жизни с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и прочих общепризнанных норм и критериев. А. включает в себя богословский, историческо-философский и естественнонаучный разделы. Исторический обзор

http://pravenc.ru/text/75696.html

В мае 922 г. Булгария приняла суннитский И. в качестве гос. вероисповедания. «Повесть временных лет» говорит о приходе в Киев в правление Владимира Святославича (978-1015) наряду с христ. монахами и иудеями мусульм. миссионеров. Совр. историки полагают, что за рассказом летописи об «испытании вер» стояли реальные события, связанные с отправкой рус. посольства ко двору багдадских Аббасидов. После исчезновения Хазарии с политической карты (965) исламизация степных областей Поволжья и Сев. Кавказа усилилась, выросло значение мусульм. Булгарии. В кон. X в. рус. князья официально приняли христианство, и 2 мировые религии, опираясь на мощь Византии и халифата, начали соперничать в регионе. Однако в XI-XII вв. отношения христ. Киевской Руси с ее вост. и юж. мусульм. соседями определяло не военное противостояние, а торговые связи, что подтверждается данными археологии (клады дирхемов и проч.). По свидетельству аль-Гарнати, мусульм. проповедника из Гранады, к-рый во 2-й четв. XII в. подолгу жил в Дагестане, Булгарии и Венгрии, г. Саксин (на месте Итиля в низовьях Волги) являлся тогда центром международной торговли, в к-ром мусульманами были гуззы, хазары, булгары, сувары и арабы из Магриба. Там жили также рус. и варяжские купцы. Первоначально монг. завоевания привели к потере И. статуса гос. религии. Мусульм. гос-ва Центр. Азии, Поволжья и Сев. Кавказа были уничтожены, а города с развитой мусульм. культурой разрушены. В центре мусульм. мира также произошли перемены, связанные с разгромом распавшегося на самостоятельные гос-ва халифата. При Чингисхане (1206-1227) монголо-татары руководствовались ханской ясой и не отдавали предпочтения ни христианству, ни И., ни буддизму, хотя охотно пользовались услугами их последователей и покровительствовали их священнослужителям. Поселившись в степях, где в нижнем течении Волги находилась ханская ставка Сарай, они оказались в меньшинстве в булгаро-кыпчакском, мусульм. окружении и постепенно перешли на тюрк. (кыпчакский) язык, приняли И. и ассимилировались с местным населением Золотой Орды, дав ему название «татары» и новую династию ханов - Чингисидов (Чингизидов).

http://pravenc.ru/text/674977.html

(  ) ( Burns. 1999. P. 160-161; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1533), один из наиболее сохранных христ. храмов в Сирии, в 25 км западнее Алеппо. Впервые исследован археологом Батлером в нач. XX в. Больших поселений рядом с храмом не было. Исследователи описывают его как типичный для архитектуры 3-й четв. V в.; отмечают близость его конструкции к базиликам в Хараб-Шамсе и Сарджилле (473). Базилика была возведена скорее всего в чистом поле на одной из молитвенных остановок паломников, к-рые направлялись из Алеппо (Верои) в Теланисс, расположенный неподалеку. Трехнефная базилика (18×12 м) сохранилась в очень хорошем состоянии: вост. стена прямая; внешние и внутренние стены и колоннады почти не разрушены, нет только деревянной крыши. Интерьер разделен 2 рядами колонн (высота 4,5 м) по 5 в каждом. Эти колоннады поддерживают аркады и клересторий с 9 окнами арочной формы. Общая сохранившаяся высота здания 7,1 м. Большое число окон в здании на всех уровнях хорошо освещает интерьер базилики. Декор постройки скромен, выделяются лишь разнообразные капители. Рас-эль-Хисн (    ; тур. Башмишлы) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 44-46; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1643), турецкая деревня на месте позднеантичного поселения. От рим. времени сохранились остатки языческого храма, у к-рого была найдена недатированная греч. надпись некоего клеруха (владельца земельного участка) Тимофея о том, что он построил храм. В центре поселения христ. базилика и баптистерий (в наст. время полностью разрушен). Согласно надписи на его зап. фасаде, баптистерий был построен (или реконструирован) в 536/7 г., при Антиохийском патриархе Иоанне. В 200 м от сев. окраины поселения находится 2-я сохранившаяся базилика (1-я пол. VI в.) - 3-нефная (14,25×11,5 м), с 2 колоннадами в интерьере и с баптистерием. Она могла стать основой для создания мон-ря, остатки зданий к-рого распознаются в ее окрестностях. Рувайха (  ) (TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1667-1668), крупное селение в горах Эз-Завия, частично заселенное в наст.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

типологии архитектуры синагог здание относят к промежуточному типу, или типу «широкого дома» (transitional, or broadhouse type), в котором соединяются признаки т. н. раннегалилейского и визант. типов. В плане это почти квадратное сооружение (10×10,1 м), разделенное на 3 нефа 2 рядами колоннад по 5 опор в каждой (ширина центрального нефа 4,3 м, северного - 2,6 м). Колонны опирались на пьедесталы. Центральный, сев.-зап. фасад имеет 3 дверных проема. По юж. стене скорее всего располагалась ниша Торы, ориентированная в сторону Иерусалима. Исследование юж. части невозможно, т. к. она находится под жилым домом. Представляют большой интерес редкие мотивы мозаичного украшения. Между 2 крайними зап. колоннами находится панель, на которой изображены 2 меноры с лампадами на их ветвях, из центральной их ветви вырываются 2 язычка пламени (панель сдвинута к сев. колоннаде и расположена не по главной оси здания). Похожая менора известна по мозаике самаритянской синагоги в Эль-Хирбе. Внизу изображены религ. предметы - шофар (рог), этрог (цитруа), лулав (пальмовая ветвь), махтах (лопатка для благовоний). Между менорами находится круглый венок. Внутри него помещена надпись: «Мир Израилю, Аминь». В центральном нефе заметны следы зодиакального круга, подобное изображение встречается в синагогах визант. типа в Бет-Альфе , Хамат-Тиверии, Нааране, Яфии. В центре находилось изображение виноградной лозы, от которого сохранились лишь фрагменты. Внизу видны остатки надписи: «…будут помянуты все жители города, старые и молодые… которые пообещали и дали пожертвования… будут благословлены… чтится их память. Да будет помянут Иошуа, который дал…» ( Naveh. 1978. N 39). Вокруг центрального нефа мозаика образует орнаментальную раму из различных геометрических и флоральных мотивов. По замечанию археологов, помимо традиц. набора оттенков тессер из различных видов известняка, белого и красноватого кирпича использованы также тессеры из зеленого стекла. М. Чиат предполагает, что стекло местного производства ( Chiat. 1982. P. 138), но его следов в Исфии пока не обнаружено. Христ. население появилось в Исфии в XVII в. Об этом свидетельствует хранитель францисканского ордена Франческо Полицци, путешествовавший по К. в 1666 г. Он сообщает о маронитском христ. населении деревни, к-рое осталось без священника, т. к. последний бежал ( Lemmens L. Acta S. Congregationis de Propaganda Fide pro Terra Sancta. Firenze, 1921. Vol. 1. P. 200). Полицци послал нового пастора из Назарета, который крестил и причастил жителей. В 20-х гг. XX в. в Исфии жили друзы (921 чел.), греко-католики (107), марониты (7), католики (6), правосл. греки (6), мусульмане (17) ( Bagatti. 2001. P. 89-90). В наст. время это друзская деревня, население которой в 2009 г. составляло 25,4 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛЬВИТЦЕР Гольвитцер [нем. Gollwitzer] Хельмут (29.12.1908, Паппенхайм, Бавария - 17.10.1993, Берлин), нем. евангелическо-лютеран. богослов и публицист. Род. в семье лютеран. пастора. В 1928-1932 гг. учился в ун-тах Мюнхена, Эрлангена, Йены, Бонна, где слушал лекции Г. Мерца, П. Альтхауза и Ф. Гогартена ; в 1937 г. защитил диссертацию в Базельском ун-те под рук. К. Барта . В 1933 г. встал на сторону антинацистской Исповедующей церкви и после ареста М. Нимёллера возглавил приход в Далеме (ныне район Берлина). Г. выступал против фальсификации христианства со стороны пронацистского движения Немецких христиан , читал лекции в подпольном христ. ун-те, принимал участие в спасении нем. евреев. После начала второй мировой войны Г. был мобилизован на Восточный фронт, служил в медицинских частях. В 1945-1949 гг. находился в СССР как военнопленный, по возвращении он издал книгу воспоминаний (...Und führen wohin du nicht willst: Bericht einer Gefangenschaft, 1950), к-рая пользовалась в ФРГ большой популярностью. В 1950-1957 гг. профессор систематической теологии в ун-те Бонна, в 1960-1975 гг. (до ухода на пенсию) профессор протестант. теологии в Свободном ун-те Зап. Берлина. В 1961 г. кандидатура Г. на место профессора теологии Базельского ун-та (освободившееся после смерти Барта) была отклонена властями ввиду его «недостаточно ясного» отношения к коммунизму. Г. развивал идеи освобождения теологии и христ. социализма, критиковал «антигуманный капиталистический строй», гонку вооружений и войну во Вьетнаме. Он был близким другом леворадикального студенческого лидера Р. Дучке. Соч.: Coena Domini. Münch., 1937; Israel - und wir. B., 1958; Christlicher Glaube und atomare Waffen. B., 1959; Die Existenz Gottes im Bekenntnis des Glaubens. Münch., 1963; Ausgewählte Werke: In 10 Bde/Hrsg. von Mitarb. d. Inst. f. Evangelische Theologie an d. Freien Univ. Berlin. Münch., 1988. С. А. Исаев Рубрики: Ключевые слова: БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии

http://pravenc.ru/text/165327.html

Множество свидетельств этому содержится в христ. источниках. Так, автор «Послания Варнавы» призывает христиан не обращаться, «подобно прозелитам, к закону иудейскому» ( Barnaba. Ep. 3. 6). Сщмч. Игнатий Антиохийский в «Послании Магнезийцам» также говорит о недопустимости для христиан жить «по закону иудейскому» ( Ign. Ep. ad Magn. 8. 1) и подчеркивает, что «нелепо призывать имя Иисуса Христа, а жить по-иудейски» (Ibid. 10. 3). В «Диалоге с Трифоном Иудеем» мч. Иустин допускает возможность соблюдения христианами постановлений закона Моисея ( Iust. Martyr. Dial. 47). В христ. источниках содержатся указания, что подобные практики имели место и значительно позднее (напр.: Orig. In Lev. 5. 8; Ioan. Chrysost. Adv. Jud. 1//PG. 48. Col. 844-845; 16, 27, 37 и 38-е правила Лаодикийского Собора; см.: Trebilco. 1991. P. 101). Т. о., по мнению сторонников этой т. зр., иудеи и христиане в Колоссах, Лаодикии и Иераполе должны были быть хорошо осведомлены о взглядах и об обычаях друг друга. Кроме того, для иудейских общин диаспоры в той же или даже в большей степени, чем в Палестине, было характерно разнообразие (но не иудейско-эллинистический синкретизм или гностический иудаизм, что предполагало бы утрату идентичности) в вероучении и галахической практике. И потому терминологию и категории «колосской философии» следует соотносить с современными К. П. иудейскими текстами, а не более поздними гностическими ( Dunn. 1991. P. 12-13, 18; Idem. 1996. P. 30-31). Также сторонники этой теории, опираясь на археологические и эпиграфические данные, утверждают, что иудейские общины диаспоры не были изолированными, замкнутыми сообществами, но, напротив, принимали активное участие в общественной и гражданской жизни городов. Это предполагало значительную степень их открытости внешнему миру ( Dunn. 1996. P. 31; об иудейских общинах в городах М. Азии см.: Reynolds, Tannenbaum. 1987; Cohen. 1989; Sanders E. P. 1990; Trebilco. 1991. P. 37-103). Как показывают иудейские эпитафии из Иераполя, по крайней мере нек-рые представители иудейской общины принимали активное участие в деловой и общественной жизни этого города ( Schürer .

http://pravenc.ru/text/1841792.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010