Под рук. К. в КазДА курсовые сочинения на степень кандидата богословия по церковной археологии защитили 11 студентов и 35 - по литургике (см.: Павлов. 1985). Наиболее выдающимися учениками К. были А. И. Алмазов и А. А. Дмитриевский . Последний благодаря содействию К. занял кафедру церковной археологии и литургики в Киевской ДА и для разработки собственных курсов опирался на учебные программы К. (см.: Красносельцев. 2013; Щепёткин. 2014). До конца своих дней К. состоял в переписке с Дмитриевским, хотя отношения между ними не всегда были простыми: на наиболее крупные работы своего ученика К. написал критические рецензии. Освящение памятника на могиле Н. Ф. Красносельцева. Фотография. 1901 г. Освящение памятника на могиле Н. Ф. Красносельцева. Фотография. 1901 г. В годы преподавания в КазДА К. активно занимался научно-исследовательской работой. Особо следует отметить его участие (наряду с И. Я. Порфирьевым и А. В. Вадковским) в описании рукописей Соловецкой б-ки, переданной в академию в 1855 г. До своего перехода на службу в Новороссийский ун-т К. составил ок. 30 печатных листов описания рукописей литургического характера (РГБ НИОР. Ф. 178. Ед. хр. 3296. Л. 318, письмо от 14.03.1898). К. трижды представлял КазДА на археологических съездах: в Киеве (1874), Казани (1877) и Ярославле (1887) ( Терновский. 1892. С. 410). С 1883 по 1886 г. он был редактором и цензором журнала КазДА «Православный собеседник». В 1881 г. К. обратился в Совет КазДА с просьбой о годичной командировке в Италию, во Францию и в Германию, чтобы лично ознакомиться с памятниками христ. архитектуры и искусства и поработать с древними рукописями в европейских б-ках и книжных собраниях вост. мон-рей (Протоколы... за 1881 г. С. 213-215). Эта первая заграничная поездка оказала большое влияние на К. как ученого: в Ватиканской б-ке он ознакомился с неск. десятками богослужебных рукописей, материал которых был положен им в основу ряда историко-литургических исследований. В вакационное время К. обычно ездил в Москву или С.-Петербург для работы в б-ках этих городов. Важной для него поездкой также было путешествие в 1888 г. на Восток и в Палестину. К. побывал в Стамбуле, Смирне, Александрии, Каире, Иерусалиме, Афинах, Фессалонике и на Афоне, познакомился с интересными людьми. В Св. граде К. пробыл месяц и успел поработать со слав. рукописями в Иерусалимской патриаршей б-ке (РНБ ОР. Ф. 608. Оп. 1. Ед. хр. 892. Л. 27 об., письмо от 23.10.1888). Начиная с этого года и вплоть до своей смерти К. практически каждый год во время летних каникул выезжал за рубеж для работы в б-ках христ. Востока. Так, в Пантелеимоновом мон-ре на Афоне он познакомился с библиотекарем Матфеем (Ольшанским), с к-рым впосл. состоял в переписке и обменивался книгами.

http://pravenc.ru/text/2458953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии искусствоведов и историков искусства ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей) ЗЕДЛЬМАЙР Ханс (1896 - 1984), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист КОМЕЧ Алексей Ильич (8.08. 1936 - 28.02. 2007), искусствовед, историк архитектуры, знаток и защитник отечественного культурного наследия, прежде всего архитектурных памятников и градостроительного облика Москвы КОНДАКОВ Никодим Павлович (1(13).11.1844.- 17.17.02. 1925), российский историк искусства, археолог, музейный деятель, акад. СПбАН (1898) КОРЗУХИНА Гали Федоровна (1906-1974), российский археолог, историк искусства, исследователь художественного ремесла и материальной культуры Др. Руси, этногенеза в Вост. Европе КРАУТХАЙМЕР Рихард (1897-1994), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества ЛАЗАРЕВ Виктор Никитич (1897-1976), искусствовед, специалист по истории визант., древнерус. и западноевроп. живописи, педагог ЛАФОНТЕН-ДОЗОНЬ Жаклин (1928 - 1995), исследователь визант. и восточнохрист. искусства, представитель иконографического метода исследования ЛИФШИЦ (род. 19.01.1944, Москва), российский историк искусства, д-р искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ МАНГО Манго (Мэнго) Кирилл (Сирил) Александрович (род. 14.04.1928), брит. византинист, филолог, исследователь истории визант. лит-ры, архитектуры, искусства, эпиграфики и археологии, издатель исторических источников по разным аспектам визант. культуры

http://pravenc.ru/rubrics/123070_2.html

Сегодня положение иное, памятники Византии постепенно «входят в моду», но и сейчас их место не вполне определено, и мн. ученые (Р. Нельсон, Оустерхаут) вынуждены посвящать особые полемические работы определению позиций визант. культуры на карте мировых культур. II. Изучение в России. Совершенно иным был подход к изучению памятников Византии в рус. науке (о донаучном этапе см.: Беляев Л. А. Христианские древности: Введ. в сравн. изучение. М., 1998, 20002). Развитие археологии В. и. имело для Российской империи XIX - нач. ХХ в., считавшейся неоспоримой наследницей Византии (по крайней мере, в отношении религии), особое значение, отражавшее геополитическую позицию и доктрину страны. Стремление лучше понять собственное прошлое заставило рус. ученых относиться к визант. древностям с предельным вниманием. В сер. XIX в. подготовительными моментами к изучению визант. археологии в России стала деятельность по коллекционированию визант. и древнерус. искусства и организации экспедиций по сбору икон и рукописей на христ. Востоке (см. статьи А. П. Базилевский ; П. И. Севастьянов , А. А. Дмитриевский , В. И. Григорович , Н. П. Лихачёв ), работа Русской духовной миссии в Иерусалиме и Императорского Православного Палестинского об-ва (ИППО; см. также статьи Порфирий (Успенский) , Антонин (Капустин) , Леонид (Кавелин) ), раскопки базилик Херсонеса (см. также ст. А. С. Уваров ) и первые попытки исследовать центры паломничества в Вост. Средиземноморье (см. статьи А. Н. Муравьёв , Миры Ликийские ). Позже на землях, принадлежавших Русской духовной миссии, были проведены раскопки, давшие памятники визант. археологии (храмы Бейт-Захар; остатки церкви VI в. с надгробием ее основателя Кириака (11 дек. 566) на рус. подворье в Иерихоне; Елеонская гора и «русское место» в Иерусалиме). В академической сфере важнейшим шагом к формированию национальной школы археологии В. и. стало создание «Византийского временника», уделявшего внимание географии и топографии, нумизматике, палеографии и др. специальным дисциплинам, а затем создание РАИК (1894-1914) (см.

http://pravenc.ru/text/372678.html

3. Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним, с. 10//Чтения в Импер. Общ. Истории и древн. Росс, 1907, кн. 3. 4. Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. Ι. Τυπικ. 1895. с. 833. 5. Дмитриевский А. Рецензия на книгу «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви», проф. И. Мансветова//Христ. Чт. 1888, 6. У римо-католиков с утра. 7. Мф. 28, 1: ψ δ σαββτων — поздно в субботу. 8. См. Вступ. гл., с. 10–11. 9. Игнатий Богоносец. К Поликарпу, 4. 10. Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 310. 11. Тертуллиан. К жене II, 4. 12. Peregrinatio ad loca sancta (Паломничество Сильвии), 29, 30//Православ. Палест. Сборник. Вып. 20-й. СПб., 1889. 13. Кассиан. De institutis coenobiomm (Об установлениях киновий). IV, 12. 14. Map A. Acta Sanctorum, t. III, appendix, pp. 35, 43. Указание в Правилах св. Пахомия, сохранившихся только на лат. яз., на созыв к богослужению посредством трубы («когда услышит звук трубы, созывающей на собрание, vocem tubae ad collectam vocantis») сомнительно или же имеет такой же метафорический смысл, как выражение в Лествице: «когда по гласу духовной трубы видимо собираются на богослужения братия» (Лествица, степ. 19); и у Феодора Студита в стихах било называется трубою (Ducange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Vratislaviae, 1890–1, слово — ξλον). 15. Кирилл Скифопольский. Житие св. Саввы Освящ., гл. 42. 16. Лавсаик, гл. 104 (89). 17. Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 311. 18. Луг духовный, гл. 11, 50, 104, 105. 19. Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 300, 301. 20. «Тяжкая», τς βαρας (в им. падеже не встречается), может быть, обозначает, впрочем, не орудия звона, а самые удары в било (или в колокол), как видно из следующих выражений в греческом Евхологии и Типиконе: «ударяет тяжкая (τς βαρας) в железное», «ударяет тяжкая покосну и по окончании тяжких сходит». Выражение же «во вся тяжкая» по-греч. не употребляется (Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 313).

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

И. исследует прямую связь изображения и текста в отличие от иконологии - научного метода, в основе к-рого лежит анализ и интерпретация изменчивого содержания и символики изображенных предметов с учетом контекста современных художнику поэтических или философских лит. источников, оказавших влияние на значение соответствующих мотивов. У истоков И. как основного направления науки о христ. древностях, базирующегося на сочетании описательных принципов классификации изображений и церковно-исторического подхода, лежит соч. А. Н. Дидрона «Иконография. История Бога» ( Didron A.-N. Iconographie Chrétienne: Histoire de Dieu. P., 1843) и опубликованный им афонский иконописный подлинник (Manuel d " iconographie chrétienne, grecque et latine. P., 1845). В сер.- 2-й пол. XIX в. были созданы фундаментальные исследования ( Twining L. Symbols and Emblems of Early and Mediaeval Christian Art. L., 1852; Fleury de Ch. R. L " évangile, études iconographiques et archéologiques. Tours, 1874. 2 vol.; Piper F. Mythologie und Symbolik der christlichen Kunst von der ältesten Zeit bis in " s 16. Jh. Weimar, 1847-1851. 2 Bde) и изданы энциклопедии и словари ( Martigny J.-A. Dictionnaire des Antiquités Chrétiennes. P., 1865; Kraus Fr. X. Real-Encyclopädie der christlichen Alterthümer. Freiburg i. Br., 1880-1886. 2 Bde), их научное значение для И. сохраняется до наст. времени. Успехи в изучении И. в значительной мере были обусловлены изданиями памятников христ. археологии, а также критической публикацией средневек. текстов - агиографических произведений, святоотеческой лит-ры, апокрифов ( Bosio A. Roma sotterranea. R., 1632; Nessel D., de. Breviarium et supplementum Commentariorum Lambecianorum, sive Catologus aut recensio specialis. Vindobonae; Norimbergae, 1690; Albani A. Menologium Graecorum. Urbinum, 1727; Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Ser. latina. P., 1844-1855; Tischendorf С. Evangelia apocrypha. Lpz., 1853; Garrucci R. Storia dell " arte cristiana nei primi otto secoli della Chiesa. Prato, 1872-1880. Vol. 1-6).

http://pravenc.ru/text/389052.html

метафизика с философией религии, сравнительное богословие, церковное право, общая церковная история, история РПЦ «с изучением по первоисточникам древнерусской письменности», история Западнорусской Церкви, литургика, церковная археология с историей христ. искусства, гомилетика с историей христ. проповедничества, пастырское богословие, история и обличение российского сектантства, история правосл. Церкви после 1054 г. Количество студентов КПБА составляло 30-35 чел. Академия не имела возможности обеспечивать их общежитием и выплачивать стипендию. С 1920 г., после того как у академии были окончательно конфискованы помещения, учебные занятия и заседания Совета проходили только на частных квартирах. Преподавание велось на рус. языке. Украинизация, активно проводившаяся в светских вузах, КПБА не задела. С 1920 по 1924 г. КПБА содержалась почти исключительно на пожертвования киевских приходов, монастырей и частных лиц. Как правило, это были продукты питания. В нач. июля 1920 г. еп. Василий (Богдашевский) в одном из частных писем так характеризовал состояние академии: «Крайне бедствуют… профессора академии. Бедствие дошло до того, что В. Д. Попов пошел в деревню в псаломщики; собирается в деревню и Скабаланович. Почтеннейший Н. П. Смирнов, тяжко проболевший тифом, отправился искать свободного прихода в Киевский у., ибо семья буквально умирает с голоду. Страшно подумать, что ожидает нас в будущем… Голубев до того исхудал, что прямо стал неузнаваем и еле передвигает ноги… Петров тяжко болен и лежит в кровати уже давно. А. И. Чекановский перенес тиф и потерял, к великому прискорбию, супругу, имея на своем попечении четырех детей… Н. К. Маккавейский скончался 16 сентября 1919 года. Кафедру его занял Л. А. Соколов, а нравственное богословие читает Экземплярский, потерявший почти совершенно зрение» (Сосуд избранный. 1994. С. 283). Последние документальные свидетельства о деятельности КПБА относятся к маю 1924 г. После этого академия, видимо, окончательно прекратила свое существование.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

центра. Там ок. 620 г. был основан кафедральный собор, перестроенный в 707 г. и неоднократно обновлявшийся. Однако в целом возведение стен вокруг поселений не было правилом в средневек. архитектуре. С XII в. ввиду перманентной военной угрозы со стороны мусульм. Египта мн. селения Нижней Н. были покинуты и в регионе стали преобладать укрепленные поселки. Ядром столицы Макурии Ст. Донголы было подобие цитадели, восходящей к рубежу V и VI вв. Вне ее найдены фундаменты ряда церквей, в т. ч. разрушенной арабами в ходе вторжения 651/2 г. В средние века город разросся; в окрестностях столицы открыто неск. мон-рей, некоторые из них были действующими с VII по XIV в. Территория царства Алодия исследована археологами лишь фрагментарно. Высокая плотность населения в пойме Нила препятствует проведению раскопок, а сильная дождевая эрозия и широкое использование дерева в строительстве в эпоху средневековья предопределили плохую сохранность памятников. Все это привело к тому, что ученые судят о средневек. Судане прежде всего по материалам Нижней Н. и недооценивают значение юга. Тем не менее можно предполагать, что царство Алодия, находившееся в зоне саванн, было более обширным и населенным, обладало более многочисленными и разнообразными ресурсами, чем нубийские общества засушливого севера. В христ. эпоху в Н. возродилось использование гончарного круга, в кон. VI в. появились новые типы керамики, часто с явной христ. символикой. Эти красные широкие чаши с плоским дном и большие кувшины с широким горлом, восходящие к образцам рим. Египта, являются наиболее узнаваемым культурным маркером христианской Н. В IX-XI вв. мастерские Фараса и Ст. Донголы производили новые модели «классической христианской» керамики - с белой грунтовкой и более изысканными украшениями; появились сосуды на ножках и высокие цилиндрические формы (т. н. вазы). Характерной для материальной культуры Южной Н. является керамика, вылепленная вручную, часто с полихромной росписью. В позднее средневековье (после 1250) гончарное производство быстро деградирует, и к кон.

http://pravenc.ru/text/2577981.html

Славянская керамика. VI–X вв. (СНАМ) Славянская керамика. VI–X вв. (СНАМ) Пришедшие на Балканы славяне придерживались языческих культов, связанных с почитанием природы и природных стихий. Типичная для политеизма терпимость по отношению к др. религиям сделала возможным общение между христ. фракийским населением и славянами-язычниками. Славяне без особых трудностей воспринимали религию местного населения, и этот процесс был лишь постепенно усилен интеграционной политикой визант. правительства, к-рое посредством приобщения к визант. культуре и христианизации стремилось постепенно превратить славян в лояльных подданных империи. В кон. VII в., накануне прихода на Балканы протоболгар во главе с Аспарухом, значительная часть фракийских, македон., иллирийских и фессалийских славян уже была крещена и приобщена к Церкви. Однако в окраинных и труднодоступных районах язычество сохранялось вплоть до XII в. Совр. археологические раскопки не подтверждают сообщения визант. авторов о массовом разрушении славянами христ. храмов и церковных построек. Напротив, многие из них продолжали действовать на протяжении VI-IX вв. Косвенным доказательством этого можно считать решение Трулльского Собора (691), постановившего, что епископы, желающие вернуться на свои кафедры в занятых язычниками землях, могут сделать это, если сохранили свой сан. Пришли в упадок лишь те поселения, к-рые были оставлены местными жителями и не заселены славянами (напр., Маркианополь, Томы и др. поселения в Н. Мёзии). Христианизации славян способствовала их служба в армии и гражданской администрации Византии. В VIII в. Патриархом К-польским был славянин Никита (766-780), что является свидетельством того, что славянам был открыт доступ к высшим ступеням церковной иерархии ( Theoph. Chron. P. 440). От тех из них, кто стремился получить преимущества ромеев, требовалось принятие христианства как обязательное условие службы в визант. администрации ( Ditten H. Prominente Slawen und Bulgaren in byzantinischen Diensten (Ende des 7. bis Anfang des 10. Jh.)//Studien zum 8. und 9. Jh. in Byzanz. B., 1983. S. 95-119). Образование Болгарского государства

http://pravenc.ru/text/149669.html

Особый интерес всегда вызывали реликвии, хранившиеся в столице Византии. Сбор данных о судьбах реликвий К-поля, вывезенных в Зап. Европу после разгрома К-поля крестоносцами в 1204 г., много лет ведет по специальной программе Ж. Дюран, а изучение реликвий, попавших в руки турок после 1453 г. и сохраненных в малодоступном дворце султанов Топкапы, только начинается (И. Калаврезу). Лит.: Ramsay W. M. The Hist. Geography of Asia Minor. L., 1890. Amst., 19622; Бок В. Г. Мат-лы по археологии христ. Египта. СПб., 1901; Omont H. Les missions archéol. fran ç aises en Orient aux XVIIe et XVIIIe s. P., 1902. Vol. 1-2; Айналов Д. В. Развалины храмов. М., 1905. (Памятники христ. Херсонеса; Вып. 1); Butler H. C. Ancient Architecture in Syria//Archaeol. Expedition to Syria in 1904-1905. Div. 2. Pt. 1. Leyden, 1907; Calder W. M. The Epigraphy of the Anatolian Heresies//Anatolian Studies: Presented to Sir W. M. Ramsay. Manchester, 1923; Gr é goire H. Épigraphie chrétienne//Byz. 1924. Vol. 1; Schneider A. -M. Byzanz: Vorarbeiten z. Topographie u. Arch ä ologie d. Stadt. В., 1936. (IF; Bd. 8); idem. Die Grabung im Westhof der Sophienkirche zu Istanbul. В., 1941. (IF; Bd. 12); Demangel R. , Mumboury E. Le quartier des Manganes et la 1ère région de Constantinople. P., 1939; Demangel R. Contribution à la topographie de l " Hebdomon. P., 1945; Vasiliev A. A. Imperial Porphyry Sarcophagi in Constantinople//DOP. 1948. N 4. P. Якобсон А. Л. Средневек. Херсонес (XII-XIV вв.) М.; Л., 1950. (МИА; Вып. 17); он же. Средневек. Крым: Очерки. М.; Л., 1964; Charanis P. The Significance of Coins as Evidence for the History of Athens and Corinth in the 7th and 1th Cent.//Historia. 1955. N 4. P. 163-172; Festugi è re A. J. Antioche païenne et chrétienne: Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. P., 1959; Въжарова Ж. Н. Руските учени и българските старини: Изслед. Мат-ли и док-ти. София, 1960; Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of the Byzant. Inst. in Istanbul//DOP. 1963. Vol. 17. P. 333-371; Janin R.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В посл. годы все большее значение придается археологическому изучению визант. города и динамики его развития: планированию при строительстве городов, развитию городских кварталов; роли стациональной литургии (и сакральной топографии) в структурировании городской сети. История формирования христ. города и его взаимоотношений с античной подосновой с т. зр. визант. археологии существенно отличается от складывающейся на основе письменных источников. Эта тема, развитая еще Р. Краутхаймером в кн. «Три христ. столицы» (М.; СПб., 2000), усиленно развивается совр. европ. авторами (В. Брандес, Б. Бренк, Дж. Броджоло, Х. Северин, Ж. М. Спизер, Уорд-Перкинс). В эпоху расцвета Римской империи ее города имели единый тип инфраструктуры и общественной архитектуры. Трансформацию античного города в период перехода к христианству археология В. и. видит в сокращении площади и (или) смене ядра старого поселения, часто при смене укреплений; распаде территории города внутри его стен на общины; уходе со старого идеологического центра и отказе от системы общественных зданий рим. эпохи с ее зоной общения (форум), центром самоуправления и языческими храмами; вторичном использовании общественных зданий как центров власти (дворцов) или мест публичных церемоний (цирки в Милане и К-поле); росте религ. (особенно епископских) комплексов в IV-V вв., чья топография зависит от практических нужд и возможностей Церкви; перенесении кладбищ в границы города; в резких изменениях в строительной технике (усвоение простейших технологий, переход к массовому вторичному использованию материалов и зданий). Изменение прежней модели города и строительных технологий в сторону их упрощения отражает не только разрушение структуры общества и экономический упадок, но и формирование на этом фоне иного религ. контекста, новых военных задач и политической организации. Необходимо отметить быстрый рост новой столицы (К-поль), экономически и социокультурно построенной по модели имп. двора, однако из др. городов урбанистический характер развития сохраняли лишь единичные, в основном приморские, центры (Фессалоника, Эфес, Никея, Трапезунд, Херсонес).

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010