Базилика в катакомбах Коммодиллы в Риме. IV в. Базилика в катакомбах Коммодиллы в Риме. IV в. На рубеже XIX-XX вв. вышли первые общие труды протестант. школы (И. К. В. Аугусти «Руководство по христианской археологии»; Ф. Пипер «Монументальная теология»; В. Шульце «Археология раннехристианского искусства»), в 10-х гг. XX в. методика исследований А. х. была усовершенствована швейцар. ученым П. Штайгером, предложившим датировать погребения катакомб по стратиграфии накопления локул ; его выводы были признаны, развиты (А. М. Шнайдер, П. Тестини) и подкреплены новыми находками, вызвавшими сенсацию. Так, христ. погребения датировались в основном периодом не до, а после 313 г. (древнейшие восходят к III в., дата самой ранней эпитафии - 266); катакомбы превратились из частных гробниц в общие принадлежащие Церкви кладбища в кон. III-IV в.; сюжетное разнообразие росписи росло постепенно (до 313 известно 15 композиций, к кон. IV в.- более 60); катакомбы иудеев и христиан возникли одновременно, в кон. II - нач. III в., и не обязательно связаны генетически. После первой мировой войны потребность в развитии А. х. ощутил и Ватикан. В 1925 г. на базе Папской академии христ. археологии был создан Папский ин-т христ. археологии. В 30-40-х гг. XX в. ведущее место в области научного анализа заняла созданная в Бонне группа И. Лицмана и Ф. Дёльгера , рассматривавшая раннее христианство как часть общей культуры Средиземноморья в религиозно-историческом контексте эллинизма. Т. Клаузер сплотил Боннскую группу в работе над «Словарем античности и христианства» и «Ежегодником античности и христианства». Научные школы Запада официально заявили об отказе от конфессионального подхода в сер. XX в. (IX Международный конгресс христ. археологии), однако сохранились направления, стремившиеся избежать противоречий между письменными источниками и археологией (см. в статьях «саркофаги христианские» ; «Иудео-христиане» ). Ф. И. Дёльгер Ф. И. Дёльгер Метод А. х. формировали дискуссии о корнях христ. иконографии , включавшие вопрос генезиса базилики и мартирия.

http://pravenc.ru/text/76478.html

С уменьшением употребления греч. языка в Палестине с IX в. резко сократился круг источников, которые позволяют воссоздать историю ИПЦ. Все большее распространение в среде христиан получает арабский, и возникающий языковой барьер усугубляет культурную изоляцию палестинских христиан. Греч. авторы сер. IX-XI в. почти ничего не пишут о Св. земле. Правосл. палестинские источники немногочисленны. Археологических памятников практически не сохранилось. Есть основания предполагать, что в этот период на смену правосл. обществу, унаследовавшему традиции от христиан ранневизант. эпохи, приходит иная социальная общность с иной идентичностью. Изменились язык, мироощущение, социальные связи, экономика, тип расселения, христиане покинули мн. районы Заиорданья, Хаурана и Юж. Палестины. Православные IX-XI вв. в отличие от своих предков ощущали себя частью не столько визант., сколько араб. мира. Арабизация поставила задачу перевода на араб. язык богослужения и основных христ. текстов. Этот процесс раньше всего начался в Палестине, где традиционно сосуществовали греч. и сир. литургии, и перевод богослужения на новый язык не представлял серьезной психологической проблемы. Работа по переводу христ. лит-ры на арабский шла прежде всего в мон-рях Юж. Палестины - лавре св. Саввы, св. Харитона и в Синайском мон-ре. В каждом из монастырей сложилась собственная школа араб. каллиграфии. Переводы Свящ. Писания, святоотеческой и аскетической лит-ры осуществлялись как с греч., так и с сир. языка. Считается, что самые ранние переводы восходят к 70-м гг. VIII в., а к нач. IX в. арабо-христ. лит-ра уже сложилась как художественное явление ( Griffith. 1988. P. 17-20). На протяжении следующих полутора столетий число христ. текстов на арабском быстро увеличивалось. Сохранилось ок. 60 рукописей IX-X вв. на т. н. старом южнопалестинском диалекте араб. языка. 90% рукописей представляют собой переводные книги, необходимые в церковном обиходе: 21 фрагмент Свящ. Писания и 35 рукописей гомилий, произведений житийной и святоотеческой лит-ры ( Idem. 1992. Chap. VIII. P. 122-123). Наряду с этим появляются оригинальные труды агиографического, апологетического и полемического характера (5-6 наименований). Их авторы стремились доказать правоверие своей общины в отличие от др. христ. исповеданий и ислама. Культ правосл. святых, особенно мучеников, связанный тем или иным образом с Иерусалимом и лаврой св. Саввы как с сакральными центрами ближневост. христианства, также должен был дать правосл. общине духовную опору в иноверном окружении.

http://pravenc.ru/text/293788.html

декором и монограммами, медальоны с изображением св. Мины, св. всадника, павлина. В ожерельях могло быть до 4 крестов вместе с др. оберегами. Тем не менее количество предметов с христ. символами, учитывая число погребенных, не очень велико, поскольку ношение этих предметов и захоронение их с усопшим в христ. среде в то время не были обязательными ( Хайрединова Э. А. 2007; Она же. 2014). Основную массу культовых предметов привозили из Херсонеса. Одни из них были визант. происхождения, другие изготавливались в херсонесских и местных мастерских, в т. ч. по визант. образцам. С VI в. в некрополях Херсона и Юго-Зап. К. продолжали хоронить в погребальных сооружениях традиц. типов - склепах, в вырубных, грунтовых, плитовых могилах ( Репников. 1907; Якобсон. 1959; Айбабин. 1990; Он же. 1993; Он же. 1999. С. 91-201; Веймарн, Айбабин. 1993; Сорочан. 2005. С. 1031-1095; Фомин. 2011. С. 121-202). Над некоторыми устанавливали каменные надгробия в виде креста или с изображением креста. Изображения крестов иногда помещали над входом, на стенах и потолках склепов. Два склепа с христ. символикой открыты на могильнике у подножия Баклинского городища: в одном зафиксированы 2 прочерченных на стенах креста, в другом - 8, нанесенных красной краской ( Юрочкин. 2009). Постепенно количество инвентаря (посуда, украшения, оружие, орудия труда, монеты) в христ. погребениях сокращалось. Укрепление влияния Церкви и христианства способствовало унификации погребального обряда. С IX-X вв. доминировали христ. безынвентарные могилы - простые грунтовые или перекрытые плитами. Захоронения совершались преимущественно в прихрамовых некрополях. Вблизи храмов находились также гробницы-костницы, в которых перезахоранивали костные останки. Нек-рые позднеантичные склепы использовались для многократных, многоярусных ингумаций (до неск. сот погребенных в одном сооружении) ( Сорочан. 2005. С. 1046-1066). Отсутствие археологических слоев 2-й пол. VII-X в. (за исключением неск. засыпей цистерн и колодца) позволило Якобсону ( Якобсон.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Первым руководителем ин-та был инициатор его создания Й. П. Кирш, специалист по церковной истории Рима в средние века; преемником Кирша стал археолог и исследователь христ. иконографии Л. де Брюин. В 1926-1936 гг. в ин-те преподавал археолог Й. Вильперт , под рук. которого были продолжены исследования катакомб. В 1927-1929 гг. в ин-те обучался богослов и патролог Й. Квастен. После второй мировой войны в работе ин-та принимали участие известные специалисты по истории и археологии древней и средневек. Церкви - А. Ферруа (президент в 1973-1979), Э. Йози, П. А. Феврье, Ш. Пьетри, В. Саксер (президент в 1995-2004), Ф. Пергола. В качестве научно-практической деятельности ин-т занимается разработкой принципов ведения археологических исследований памятников с привлечением различных технических средств (аэрофотосъемка, фотографирование, снятие обмеров, компьютерные реконструкции и т. д.), а также методологией исследования, описания и консервации архитектурных памятников. Сотрудники ин-та участвовали в проведении мн. полевых работ в Риме, в т. ч. в исследовании катакомб. В 1939-1949 гг. при участии сотрудников ин-та были проведены раскопки ватиканского некрополя и гробницы ап. Петра. В ин-т принимают клириков и мирян, имеющих степени лиценциата теологии или бакалавра античной филологии, истории или археологии. Программа специализации христианской археологии включает в себя такие дисциплины, как архитектура, иконография, эпиграфика, топография Рима и исследование катакомб, ведение полевых работ и раскопок, литургика, агиография, античная филология, история древней Церкви и др. С 1985 г. ин-т совместно с Французской школой в Риме проводит для молодых специалистов семинары по христ. археологии. Помимо издания ежегодника ин-т публикует серии трудов и исследований по христ. археологии «Monumenti di antichità cristiana» (с 1929), «Studi di antichità cristiana» (с 1929), «Roma sotterranea cristiana» (о христ. катакомбах, с 1936), «Sussidi allo studio delle antichità cristiane» (акты Международных конгрессов по христианской археологии, с 1936), издает многотомное описание раннехрист. памятников Рима «Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculo antiquiores» (с 1935).

http://pravenc.ru/text/468827.html

Непопулярность Шагин-Гирея привела к тому, что крымская знать избрала ханом ставленника Османской империи Бахадур-Гирея II. В 1783 г. Шагин-Гирей был возвращен на крымский престол при помощи российских войск, однако это не привело к желаемой стабилизации обстановки в К. В результате 8 апр. 1783 г. имп. Екатерина II издала манифест о присоединении К., Таманского п-ова и земель до р. Кубань к России. И. А. Завадская, В. В. Майков, Е. А. Зинько, В. Г. Пидгайко, Э. П. Г. Христианская культура античного и средневек. К. по архитектурно-археологическим памятникам и предметам материальной культуры Ранние памятники Херсонской епархии (IV-VI вв.) Первые археологические раскопки в Херсонесе были проведены в 1827 г. на агоре морским инженером подпоручиком К. Крузе. Раскопки проводились в разных районах в кон. XIX-XX в., стали постоянными с 50-х гг. XX в. Наиболее ранние бесспорно христ. памятники датируются в основном 2-й пол. IV-V в. Среди них - группа каменных надгробий, в т. ч. в виде крестов, с эпитафиями ( Якобсон. 1959. С. 258-259; Мещеряков. 1978. С. 131; Виноградов. 2010. С. 123-141). Выделяется памятник мц. Анастасии, к-рая, возможно, почиталась как местная святая, а также надгробие в виде креста пресвитеров - 2 Стефанов и Христофора ( Виноградов. 2010. С. 130-131, 140-141; Яшаева и др. 2011. 25). Ранними христ. эпитафиями являются также списки имен, прочерченных по штукатурке в 2 склепах: 1431 (7 жен. имен с крестами) и 2006 г. (9 имен с христограммой и изображениями кораблей) ( Виноградов. 2010. С. 123-129). К наиболее ранним христианским надгробиям относят также стелы, в верхней части к-рых высечена 4-лепестковая розетка в круге ( Созник, Туровский, Иванов. 1997). Аналогичные надгробия известны в Партените, на Бакле, на Бельбекском поселении, на Тепсене. Христ. символику имеют херсонесские светильники 2-й пол. IV-V в. с клеймами XPY на щитке и 8-лучевой «звездой» на донце, воспроизводившими христ. формулу «Свет Христов сияет для всех» ( Залесская. 1988. С. 236). В Херсонесе найдены импортные светильники V в. с рельефными изображениями агнца, прор. Ионы, креста и хризмы ( Яшаева и др. 2011. 360-364). С кон. V в. в Херсонес из М. Азии и Сев. Африки привозили краснолаковые блюда со штампами в виде крестов, животных и птиц. Наиболее известно блюдо с изображением Иисуса Христа, окруженного 3 голубями ( Голофаст. 1996; 2002; Яшаева и др. 2011. 409).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Ходжес), историки (П. Браун) и др. ученые, было доказано, что в христ. Церкви следует видеть не «могильщика античности», а фактор стабильности, позволивший отсрочить упадок Римской империи и связавший классическое прошлое со средневек. будущим. Фрагмент древнейшей рукописи НЗ (Ин 18.31–33; 18. 37–38). Египет. Ок. 125 г. (Б-ка ун-та в Манчестере) Фрагмент древнейшей рукописи НЗ (Ин 18.31–33; 18. 37–38). Египет. Ок. 125 г. (Б-ка ун-та в Манчестере) Одной из важнейших форм развития А. х. стали международные конгрессы христ. археологии (МКХА с 1898). К 50-м гг. XX в. были разрешены дискуссионные вопросы о распространении базилик в Италии, воздействии визант. архитектуры и приоритете вост. (иудейских, иран.) или зап. (классических) истоков в христ. иконографии. Если первые МКХА контролировались католич. Церковью и ограничивались зоной ее интересов, то в послевоенный период началось исследование проблем сравнительной истории, объединявших вост. и зап. материал (история баптистерия; христиане в доконстантиновскую эпоху; сложение раннехрист. города; роль паломничеств в культуре об-ва и др.). А. х. вышла за рамки определенной конфессии: в Папском ин-те христ. археологии учатся слушатели разных вероисповеданий, преподавание А. х. введено во мн. ун-тах. Среди главных открытий А. х.- география и время распространения христианства, его формы и особенности в регионах. А. х. доказала, что христианство гораздо шире и глубже вошло в жизнь об-ва, чем это отражено в письменных источниках. Предметно очерчены 3 главных этапа развития раннего христианства: выделение материальной культуры христиан из общего эллинистически-рим. окружения в кон. II - нач. IV в.; переход от поздней античности к визант. об-ву во 2-й пол. V в. на Востоке и раннему средневековью V-VII вв. на Западе; конфликт с ранним исламским миром в VII в. В иконографии, эпиграфике, погребальном обряде А. х. этого периода отражены такие явления, как монтанизм, донатизм, монофизитство . Основные открытия Археология ранней Византии составила важную часть совр.

http://pravenc.ru/text/76478.html

страны. С дек. 1918 по окт. 1921 г., согласно условиям перемирия по окончании первой мировой войны, К. была оккупирована войсками Франции и Великобритании. За это время в К. под защиту войск Антанты вернулось более 170 тыс. армян, ранее бежавших от геноцида. В К. был образован Армянский национальный союз, к-рый претендовал на роль неофиц. правительства региона. По Севрскому мирному договору (1920) в К. предполагалось образование нового арм. гос-ва под протекторатом Франции. Однако договор реализовать не удалось из-за противодействия Турции. В окт. 1921 г. в К. вновь вошли тур. войска. Большинство армян и др. христиан покинули К. вместе с франц. войсками, отступившими в Сирию и Ливан. Памятники христианской архитектуры Многочисленные завоевания и разрушения привели почти к полному уничтожению исторического и культурного наследия христ. К. Сохранившиеся архитектурные комплексы являются предметом изучения археологов и историков архитектуры. Крупнейшие памятники светской архитектуры К.- средневек. замки в Каставале, Муте, Корике, Малве и др. Большинство из исследованных христ. храмов были построены в К. в IV-VI вв. преимущественно в крупнейших городах. Однако городская архитектура сохранилась плохо, т. к. города и крепости всегда подвергались перестройкам и разрушениям интенсивнее др. объектов. Нек-рые остатки древних христ. храмов существуют в Адане, Аназарве, Тарсе, Селевкии, Мопсуестии, Корике, Сисе, Ромкле (подробнее см. в статьях об этих городах). Лучше сохранились храмы, монастыри и паломнические центры, построенные в сельской местности. Среди них наиболее известны паломнический комплекс св. Феклы Аятекла (см. Мериемлык ), а также Алахан-манастыр . Далее представлен краткий обзор памятников, наиболее сохранившихся или важных для истории христ. архитектуры К. Алакилисе Небольшое горное поселение ранневизант. эпохи в 33 км к северо-западу от Силифке (Селевкии); древнее название неизвестно. До нач. XX в. здесь сохранялась греч. деревня, и в сер. XIX в. был построен храм на месте атриума древней базилики кон.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

В кон. 50-х гг. XX в. K. взялся за самое трудное, по его мнению, дело жизни - обзор раннехрист. архитектуры в серии книг по истории искусства изд-ва «Пеликан» (Pelican). Рукопись была готова в 1963 г., опубликована в 1965 г. Свод позднеантичной и раннесредневек. архитектуры получил широкое признание; он редактировался и переиздавался в 1975, 1979 и в последующие годы сохранял значение базового учебника для ун-тов. В 1971 г. K. прекратил преподавание и в качестве заслуженного професора (emeritus) вернулся в Рим, где поселился при Герциане. Здесь К. завершил работу над сводом памятников архитектуры и написал 2 исследования по архитектуре Рима, которую изучил досконально (Rome: Profile of a City. 1980; The Rome of Alexander VII. 1985). Знание социальной истории, письменных источников и принципов истории архитектуры позволили К. образно развернуть живую картину становления церковного зодчества IV-V вв. и появления христ. города. Лекции К., прочитанные в мае 1979 г. в Калифорнийском ун-те в Беркли (США), были изданы в 1985 г. (Three Christian Capitals: Topography and Politics). В конце жизни ученый пришел к мысли создать цельную картину сложения христ. города и его архитектуры, выяснить причины и определить этапы преобразования города античного мира в город христ. эпохи. К. думал переработать курс 1965 г., дополнив его разделом о градостроительстве. Однако он успел лишь обрисовать контуры становления церковного зодчества IV-V вв. и появление христ. города на примере крупнейших столиц поздней Римской империи - Рима, К-поля и Медиолана (Милана) - как принципиально нового и цельного историко-культурного явления. Подход К. к анализу архитектуры и градостроительства и его церковно-политическая топография основаны на совокупном анализе исторических, археологических, юридических и ландшафтных данных и учитывают влияние на архитектуру законодательства поздней античности, социальной жизни, состояния финансов и перемен в структуре гражданского и военного управления империей, но в первую очередь - развития богословия и борьбы различных направлений в христианстве. К. привлекает огромное количество новой информации (данные раскопок, обмеры архитектуры, иконографический материал: рисунки, картины, фрески, эпиграфику и нумизматику, картографию и письменные источники). Т. о., К. заложил основу методики и определил направление дальнейшей работы для своих последователей, в т. ч. русских. Он создал своего рода «исследовательский мост», к-рый связал столицы зап. и вост. частей Римской империи, Италию и Византию.

http://pravenc.ru/text/2458989.html

Т. н. Архызский лик, изображенный на скале над р. Б. Зеленчук с др. стороны от Нижнеархызского городища и публикуемый как уникальное произведение древнего христ. аланского и визант. искусства, не имеет отношения к средневековью. Изображение не могло сохраняться столь длительный срок на открытом воздухе в горном климате. Спустя 10 лет со времени обнаружения «лика» стали заметны осыпи краски (масляной?) в тех местах, где она была наложена пастозно. Ее фактура не характерна для средневек. техники. Анализ деталей изображения приводит к выводу, что его автор был абсолютно незнаком с правилами церковной живописи: «лик» представляет собой маску без волос и ушей, отсутствуют обязательные атрибуты образа Спасителя, напр. подписи и крещатый нимб. Возраст «лика» не превышает неск. десятилетий. Арх.: ИИМК РАН. Рукописный архив. Р. 1; Архив ин-та «Спецпроектреставрация». Ф. 45; НСНРПМ. Ш-43; РНБ. Ф. 946; Лит.: Фиркович А. Археол. разведки на Кавказе//ЗРАО. 1857. Т. 9. Вып. 2. С. 371-405 (То же//Балкария: Страницы прошлого. Нальчик, 2006. Вып. 3. С. 40-71); Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ (Сванетию) с археол. целью в 1867 г.//ИИАО. 1877. Т. 8. Вып. 4. С. 325-368; Священные достопримечательности по рр. Теберде, Кубани и Б. Зеленчука: Из дневника преосв. Владимира, еп. Ставропольского и Екатеринодарского при обозрении епархии в 1886 г.//Ставропольские ЕВ. 1888. Отд. неофиц. 22. С. 903-919; 23 С. 932-944; 24. С. 983-994; Кузнецов В. А. Северный Зеленчукский храм X в.//Сов. Арх. 1964. 4. С. 136-150; он же. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977. С. 28-48; он же. Христианство на Сев. Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002; Каминская И. В., Каминский В. Н. Исслед. Первомайского городища в долине р. Б. Лабы//XIV Крупновские чт. по археологии Сев. Кавказа. Орджоникидзе, 1986. С. 44-45 (То же//Мат-лы по изучению историко-культурного наследия Сев. Кавказа. М., 2008. Вып. 8. С. 383-384); они же. Новые исслед. христ. храмов малых форм в Зап. Алании//Историко-археол. альманах. Армавир, 1996. Т. 2. С. 172-180; Перфильева Л. А. К вопросу о визант. влиянии на культовую архитектуру Северо-Зап. Кавказа X-XI вв.//Аланы: Зап. Европа и Византия. Владикавказ, 1992. С. 180-201; Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в X в.//Рос. Арх. 2005. 1. С. 130-142; они же. Н. Архыз и Сенты - древнейшие храмы России: Проблемы христ. искусства Алании и Сев.-Зап. Кавказа. М., 2011; Пищулина В. В. Христ. храмовое зодчество Сев. Кавказа периода средневековья. Ростов-на-Дону, 2006.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАУТХАЙМЕР Рихард [нем. Krautheimer Richard] (6.07.1897, Фюрт, Бавария - 1.11.1994, Рим), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества. Отец - Натан Краутхаймер - крупный благотворитель; двоюродный брат - известный историк визант. искусства Эрнст Китцингер. Во время первой мировой войны К. служил в армии, в 1919-1923 гг. учился в ун-тах Мюнхена, Берлина и Марбурга у Г. Вёльфлина , А. Гольдшмидта, В. Вайсбаха. В 1924 г. женился на Труде Хесс, искусствоведе и коллекционере. Три года работал над реестром памятников церковной архитектуры Эрфурта (Inventarisierung der Erfurter Kirchen für die Preussische Denkmalpflege). Защитил диссертацию по архитектуре нищенствующих монашеских орденов Германии в 1925 г. под рук. П. Франкля, принципов систематизации к-рого К. придерживался всю жизнь; впосл. привнес их в среду искусствоведов США. Окончил докторантуру в 1927 г. в Марбурге под рук. Р. Хамана. Р. Краутхаймер. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Р. Краутхаймер. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В том же году в нем. б-ке Герциана в Риме К. и его коллега Р. Виттковер составили проект документального свода ранних христ. церквей Рима (Corpus Basilicarum Christianarum Romae) для Папского ин-та христ. археологии (1-й том вышел в 1937; работа над изданием продолжалась с 1937 по 1977). В 1928 г. К. стал приват-доцентом в ун-те Марбурга и преподавал там до 1933 г. (по грантам занимался исследованиями в Герциану в 1930-1933). С 20-х гг. XX в. совместно с Т. Клаузером и К. Леманном К. изучал раннехрист. и визант. архитектуру в Италии, Греции, Турции и слав. странах Балканского п-ова. В 1933-1935 гг. K. продолжил работу над сводом христ. церквей на частные средства, но усилившиеся гонения на евреев заставили К. эмигрировать в США. К. получил место преподавателя в ун-те Луисвилла (шт. Кентукки), в 1937 г. перешел в гуманитарный Вассар-колледж в Пенсильвании. Во время второй мировой войны К. принял американское гражданство и в 1942-1944 гг. добровольно работал в Управлении стратегических служб США (Office of Strategic Services). Он анализировал аэрофотоснимки Рима, чтобы сохранить исторические памятники от разрушения при бомбардировках. Кроме Вассар-колледжа К. преподавал в ун-те Нью-Йорка (1938-1949), в котором в 1952 г. стал профессором искусствознания. В нач. 50-х гг. XX в. К. совместно с женой работал над монографией о худож. Лоренцо Гиберти (1-й том вышел в 1956, 2-й - в 1971).

http://pravenc.ru/text/2458989.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010