Он отправился в Иерусалим через Каир, где изучал рукописи в б-ке Коптского Патриархата. В Иерусалиме главным занятием Г. была работа с араб. рукописями в б-ках. Составленные каталоги рукописей были опубликованы им позже в ж. «Oriens Christianus». Из Иерусалима Г. отправился в Бейрут, где пребывал до июня 1911 г., изучая и описывая рукописи ун-та св. Иосифа. Во время поездки Г. познакомился с ведущими учеными христ. Востока, к-рых знал по переписке. На обратном пути в Вене посетил мон-рь армян-мхитаристов. Г. привез с собой многочисленные выписки из рукописей и более 200 фотоснимков. По возвращении с Востока Г. получил приход в Донауальтхайме близ Диллингена. В 1913 г. он отправился в научную командировку в Париж, в 1914 г. работал в б-ках Рима и Флоренции. 23 июня 1918 г. он защитил 2-ю диссертацию на тему «Попытка реформирования Коптской Церкви в 12 в.» (Ein Reformversuch innerhalb der koptischen Kirche im zwölften Jh. Paderborn, 1923) при ун-те во Фрайбурге. За ученые заслуги и в связи с 25-летием пастырского служения Г. получил звание почетного гражданина Донауальтхайма. В 1926-1927 гг. при поддержке Общества Гёрреса он опять отправился на Восток и занимался описанием араб. христ. рукописей, хранящихся при Коптском Патриархате. 1 мая 1930 г. Г. подал прошение об увольнении (за выслугой лет) за штат и переехал в Донаувёрт, где проживал с 2 сестрами. С этого момента его работа была связана с написанием «Истории христианской арабской литературы», с каталогизацией араб. христ. рукописей и изданиями текстов в «Corpus scriptorum christianorum orientalium» (CSCO). Он продолжил описание рукописей в Каире и 29 янв. 1938 г. стал членом-корреспондентом Коптского археологического об-ва. 24 июля 1930 г. Г. получил звание почетного профессора лит-р христ. Востока при богословском фак-те Мюнхенского ун-та, что совпало с энцикликой папы Пия XI «Rerum orientalium», в к-рой призывалось способствовать созданию условий для студентов-теологов, интересующихся востоковедением. Став профессором, Г.

http://pravenc.ru/text/166395.html

стало одним из самых важных и древних символов христ. иконографии. Изначально встречается в основном в эпиграфике как самостоятельная композиция или в составе молитвенных, благопожелательных и апотропеических (см. Апотропей ) текстов. Древнейший пример - плита надгробия в катакомбах Каллиста в Риме (1-я пол. III в.), где символ повторен дважды: как отдельно стоящий и под ветвями креста с петлеобразной верхней ветвью, изображающей букву R (существует небольшое количество изображений Α и Ω вне христ. контекста, напр. в «магическом квадрате» из Помпей (до 192)). В доконстантиновский период символ известен в основном по памятникам лапидарной эпиграфики в Аттике, М. Азии и Римской Африке (в Цезарее Мавританской изображение Α и Ω в обрамлении венка включено в посвятительную надпись 258-304). В IV-V вв. эти изображения заполняют буквально все разделы эпиграфики и проникают во все географические области, где распространялось христианство: от Англии, Германии и Испании до стран Магриба, Нубии и Ближ. Востока. Среди ранних примеров - монета Констанция II (337-361) с изображением на реверсе Α и Ω по сторонам креста-хризмона и круговой надписью: «Salus Augusti Nostri»; Самагерский ларец из слоновой кости, ок. 430 г. (Археологический музей. Венеция) и др. Вполне сформировавшиеся изображения Α и Ω включены в рельефы крестов уже самых ранних саркофагов Равенны с христ. композициями (ок. 420) и широко воспроизводятся на них в V-VII вв., иногда повторяясь на одном памятнике неск. раз. Символ встречается также на порталах и стенах церквей, домов, городских воротах, литургической утвари, ларцах для реликвий, светильниках, монетах, измерительных приспособлениях, печатях, кольцах и т. д. В ср. века изображения станут особенно многочисленны в обиходе католич. Церкви. Широта распространения символа объяснима не только восприятием его семантической глубины, сопричастности ко Христу, но также тесной иконографической связью с изображением креста и верой в способность символа ограждать от зла. Уже в первых композициях обнаруживается тенденция сочетать 2 символа - Α, Ω - и крест как в сложных монограммических версиях, так и в простейших, вплоть до тау-образных. Известны композиции, где трижды повторенный крест перемежается буквами ( Α Ω ), но чаще Α и Ω фланкируют изображение креста или связаны с его боковыми ветвями (как бы подвешены к ним, иногда с помощью дополнительных маленьких крестиков). Разнообразие этих сочетаний, порожденное фантазией христ. художников, неисчерпаемо: буквы могут быть вынесены за пределы венка, в к-рый заключается хризма, или помещены в его окружность; располагаться справа налево или слева направо (особенно в репродукциях - на монетах, буллах, всевозможных штампах, приводящих к зеркальному отражению композиции, но, возможно, и в связи с вост. традицией чтения справа налево); соединяться с верхней ветвью креста и с др. буквами (напр., на монетах франк. королей VII в.) и т. д.

http://pravenc.ru/text/114190.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРИТАНСКИЕ ШКОЛЫ АРХЕОЛОГИИ [англ. British Schools of Archeology], исследовательские организации, ставящие целями изучение древностей в Средиземноморье (Италия, Греция, Сирия, Израиль, Египет, Иордания, Ирак, Турция и Иран), а также развитие библейской и христ. археологий. Старейшей из Б. ш. а. на Востоке является егип. (The British School of Archeology in Egypt, 1905-1954 гг.), остававшаяся ведущей орг-цией до 1926 г., когда У. М. Флиндерс Питри перенес работы из Египта в Палестину. Британская школа археологии в Иерусалиме (The British School of Archeology in Jerusalem) была открыта в 1919 г. на основе уже существовавших Палестинского исследовательского фонда (с 1865) и Иерусалимского литературного об-ва (с 1852). После оккупации Иерусалима брит. армией (1917) по инициативе Питри Великобритания объявила себя ответственной за сохранение памятников города. Британская академия создала организационный комитет и назначила первым директором Департамента охраны древностей Палестины и Б. ш. а. в Иерусалиме Дж. Гарстанга. Под рук. Дж. У. Кроуфута сотрудниками этой орг-ции были успешно проведены раскопки в Самарии (30-е гг.). Здесь также работала К. М. Кеньон , руководившая раскопками, начатыми Гарстангом на Иерихоне (1950) и работами в Иерусалиме (60-е гг.). Одним из директоров Британской школы археологии в Иерусалиме во 2-й пол. ХХ в. был Дж. Уилкинсон, публикатор записок средневек. и раннехрист. паломников в Св. землю. Главные работы этого периода - проект 70-х гг. по исследованию Иерусалима мамлюкского периода (1260-1517), раскопки памятников эпох крестоносцев («Красная башня» на прибрежной равнине, замок Бельмон) и визант. (Зохар в Сев. Негеве) (80-е гг. ). С 1989 г. исследование средневек. и османской архитектуры проводилось по всей стране. В 1990 г. совместно с Тель-Авивским ин-том археологии были проведены работы на Тель-Йизреэле. В Иерусалиме издается ж. «Palestinian Exploramion Quarterly», с 1969 г. совместно с Британским ин-том археологии и истории в Аммане выходит ж. «Levant».

http://pravenc.ru/text/153449.html

худож. культуры: [Кат.] М., 1988. Кат. 271-276, 286, 300, 305, 310, 343; Marth R. Untersuchungen zu romanischen Bronzekreuzen: Ikonographie - Funktion - Stil. Fr./M. etc., 1988; Bloch P. Romanische Bronzekruzifixe. B., 1992. (Bronzegeräte des Mittelalters; 5); Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. Кат. 7-12, 32. С. 129-148, 199-201; Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. М., 1997; Украïнська xpecmoлoriя. Льbib, 1997; Ziehr W. Das Kreuz. Stuttg., 1997; Святославский А. В. Крест в рус. культуре: Очерк рус. монументальной ставрографии. М., 2000; Ставрографический сб. М., 2001-2007. Кн. 1-4; Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV вв.: Погребальный обряд и христ. древности. СПб., 2002; он же. Археология «личного благочестия» в христианской традиции Востока и Запада//Христианская иконография Востока и Запада в памятниках материальной культуры Др. Руси и Византии: Памяти Т. А. Чуковой. СПб., 2006. С. 163-222; Православные древности Таврики: Сб. мат-лов по церк. археологии/Ред.-сост.: В. Ю. Юрочкин. К., 2002; Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Древнерус. энколпионы: Нагрудные кресты-реликварии X-XIII вв. СПб., 2003; Гнутова С. В. Крест в России. М., 2004; «Фрайбургский» крест и его мир: Западноевроп. прикладное искусство средних веков из собр. ГЭ. СПб., 2004; Stott J. The Cross of Christ: (20th Anniversary ed.). Downers Grove (Ill.), 2006; Островский А. Б., Фёдоров Ю. А. Русский правосл. крест в собр. РЭМ. СПб., 2007; Strange J. Archaeological Evidence of Jewish Believers?//Jewish Believers in Jesus: The Early Centuries. Peabody (Mass.), 2007. P. 710-741; Алексеев А. В. Церковные древности Звенигородской земли: Очерки церк. археологии. М.; Звенигород, 2008; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Л. А. Беляев, М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Евсевий утверждал, что в Гелиополе было закрыто святилище Афродиты, но, возможно, его сведения не вполне достоверны, поскольку археологами установлено, что при К. перестраивался основной храм Юпитера-Зевса. Евсевий уверяет, что возведенная в Гелиополе базилика была великолепной ( Euseb. Vita Const. III 58). Строительство христ. храма на месте десакрализованного языческого было редкостью при К. Такие проекты были реализованы лишь в Гелиополе и Иерусалиме, следов., у К. и его советников по религ. вопросам было особое отношение к этим городам. При этом, если значение Иерусалима в контексте христ. традиции очевидно, то причина столь большого внимания к Гелиополю остается неясной из-за недостатка источников. Мотивы закрытия святилищ в Афаке и Гелиополе тоже не вполне ясны. Для культа этих мест были характерны обряды «священного брака», а также традиция оскопления мистов, что К. мог воспринимать как явное нечестие, прикрытое «древней традицией». Именно на эти обычаи указывают Евсевий, Сократ и Созомен в качестве причины закрытия храмов ( Euseb. Vita Const. III 55; Socr. Schol. Hist. eccl. I 18; Sozom. Hist. eccl. II 5). Однако известно, что и эти обряды, и проч. ритуалы «экстремального» характера практиковались во мн. храмах и культах по всей империи, и Афака и Гелиополь никогда не были исключением. Но местный культ Афродиты и Адониса был центром паломничества язычников, известным во всей империи, и, возможно, К. опасался некой конкуренции между финик. храмами и христ. Иерусалимом. Еще одним знаковым событием стала передача сооружений ниломеров в Александрии и, вероятно, в некоторых др. городах Египта в ведение христиан ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 18; Sozom. Hist. eccl. I 8). Эта акция выглядела как некое унижение для егип. культов, прежде всего для храма Сераписа в Александрии, жрецы которого на протяжении многих веков заведовали измерениями уровня воды в Ниле. Евсевий несколько преувеличил масштабы преследований, заявляя, что чиновники и карательные отряды, посланные К., достигли каждого храма и пещеры, чтобы уничтожить их ( Euseb.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Конституция 1962 г. провозгласила Н. «индуистским королевством» (ст. 3), однако, согласно ст. 14, каждый мог исповедовать и практиковать свою религию, при условии что ни один человек не вправе предпринимать действия по обращению др. человека из одной религии в другую. Конституция 1990 г. признала право каждого открыто исповедовать свою религию, но запрещала прозелитизм. Временная Конституция Н. 2007 г. провозгласила свободу вероисповедания и отменила формулировку об «индуистском королевстве». Действующая Конституция 2015 г. объявила Н. светским государством (ст. 4) и запретила дискриминацию по к.-л. признаку, в т. ч. на основании религ. убеждений (ст. 18). Ст. 26 новой конституции провозглашает права граждан на свободу вероисповедания и защиту своих религ. убеждений. Одновременно эта же статья запрещает совершать действия, направленные на подрыв общественного здоровья, морали и мира, обращать человека из одной религии в другую или совершать к.-л. иные действия, к-рые могут поставить под угрозу другую религию. За подобные деяния в конституции предусматривается наказание в соответствии с законом (ст. 26, п. 3). Т. о., несмотря на постепенную либерализацию общественной жизни, в Н. запрет на прозелитизм сохраняется. Правительство Н. обязывает христ. орг-ции проходить ежегодную регистрацию и уплачивать налоги. Христ. и мусульм. орг-ции испытывают трудности с приобретением земли для постройки храмов и обустройства кладбищ. В наст. время действующие в Н. христ. организации стремятся оказать давление на офиц. власти с целью отмены конституционного запрета на ведение проповеди среди местного населения и повышения своего правового статуса. В. В. П. История Н. до нач. XX в. Заселение территории Н. древнейшим человеком относится к концу среднего плейстоцена. Гопалы и Ахиры считаются первыми династиями Н. Начало правления сменившей их династии Киратов относится к VII в. до Р. Х. В сер. I тыс. до Р. Х. в непальских и инд. тераях существовали ранние гос. образования, входившие в состав инд. империй. Памятники в Лумбини (древнейшие этапы строительства храма - сер. III в. до Р. Х.) связаны с почитанием места рождения Будды Шакьямуни (в 249 г. до Р. Х. Ашока установил в Лумбини колонну, отмечавшую место рождения Будды). Расположенный к западу от Лумбини археологический памятник Тилауракот связывают с остатками г. Капилавасту, столицы гос-ва Шакьев, где прошла юность Будды. По археологическим данным, город существовал с VIII-VII вв. до Р. Х. по II-III вв. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2565038.html

Хотя христианство является признанной религией, христ. орг-ции должны получить регистрацию. Церкви и др. религ. учреждения могут получать офиц. признание путем обращения к премьер-министру. По всем вопросам, связанным с христ. общиной, включая регистрацию новых Церквей, премьер-министр неофициально консультируется с межконфессиональным Советом духовенства, представляющим зарегистрированные местные церкви. При рассмотрении официальных признаний христ. Церквей правительство ссылается на следующие критерии: вера не должна противоречить природе Конституции И., гос. этике, обычаям, традициям, она должна быть признана Ближневосточным Советом Церквей ; вероисповедание этой конфессии не должно противопоставляться национальной религии, к конфессии должно принадлежать определенное количество граждан И. Признанные немусульм. религ. учреждения не получают субсидий, они финансово и административно независимы от правительства и не подлежат налогообложению. В государственных школах обязательным является религ. обучение для всех учащихся-мусульман, христиане имеют право не посещать курсы по исламу. По Конституции христианские общины имеют право создавать школы для обучения своих членов, при условии что они соответствуют общим положениям закона и подлежат гос. контролю в вопросах, касающихся учебных программ. Религ. гос. праздники: день рождения пророка Мухаммада , вознесение пророка Мухаммада, Ид аль-фитр (праздник по случаю окончания поста в месяц рамадан ), Ид аль-адха (праздник жертвоприношения, проходит в день окончания хаджа - см. в ст. Курбанбайрам ), Новый год по мусульманскому лунному календарю, Рождество и Новый год по григорианскому календарю. Христианам предоставляется выходной день во время христианских праздников, утвержденных межконфессиональным Советом духовенства. Э. Небольсин Дохристианское искусство В результате археологических изысканий на территории Иордании выявлены произведения архитектуры, относящиеся к древнейшим из сохранившихся на земле. Так, на территории поселения Бейда (XIII-X тыс. до Р. Х.), принадлежащего к т. н. натуфийской культуре (названа по находкам в пещере Шукба в Вади-эн-Натуф близ Иерусалима) открыты фундаменты круглых и овальных домов-полуземлянок, более поздние большие «коридорообразные» дома, остатки 3-частной постройки, видимо храма, с необработанной глыбой камня в центре, сооружение неизвестного назначения с бассейном посередине и с пристройками со скругленными стенами. Искусство носителей иерихонской культуры (IX-VII тыс. до Р. Х.; сел. Айн-Газаль на окраине Аммана) представлено лепными 2-головыми человеческими фигурами, видимо связанными с погребальным ритуалом и культом предков, и человеческими черепами со вставленными глазами и следами лепнины (VII тыс. до Р. Х.; Археологический музей в Аммане, Археологические музеи ун-та в Аммане и Ярмукского ун-та в Ирбиде). В мае 2010 г. в Пелле были раскрыты участки городской стены и др. построек сер. IV тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Для истории литургической стороны таинств в последующее, с V–VI веков, время огромное значение имел для меня последний том «Описания рукописей Московской Синодальной библиотеки», данный мне незабвенным А. В. Горским – в корректурных листах (тогда этот том только еще печатался). Этот том содержал поистине богатую сокровищницу драгоценных указаний на то, что в православном восточном обряде явилось с XI–XII веков и чего не было до того времени. Правда, им не восполнялась огромная пустота, недостаток исторических данных для промежуточного периода между V, VI и XI и XII веками. Тут уже приходилось прибегать по большей части к догадкам, вероятным предположениям, пробавляясь теми крупицами фактов, которые можно было находить или в творениях отцов и писателей Церкви, или в трудах римско-католических ученых, вроде Бинтерима, в тех случаях, когда наш православный восточный обряд совпадал со средневековым римским. Из нашей отечественной литературы очень полезными были труды архиепископа Филарета (Гумилевского) по патрологии («Историческое учение об отцах Церкви»), в особенности же – «Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой Церкви» и издание С.-Петербургской академии – «Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения». О характере моих чтений по этому отделу церковной археологии можно судить по напечатанным мной впоследствии статьям: «Очерк истории литургии нашей православной Церкви» («Христ. чтение», 1868), «К истории литургической стороны таинства брака» («Христ. чтение», 1880) и «Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения» («Христ. чтение», 1880). В основе этих статей лежат прежние московские мои лекции, правда со значительной их переработкой и дополнением. Ту же задачу преследовал и того же, в сущности, метода держался в своих чтениях и по другим отделам литургики, то есть стремился представить исторический очерк постепенного развития различных частей и сторон православного восточного богослужебного обряда, как ни трудно было подчас удовлетворить такого рода целям и задачам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Основная научная деятельность А.-а. направлена на изучение церковной истории Византийской империи, вост. христ. Церквей и богословского наследия блж. Августина. С 1895 г. ассумпционистской Высшей школой практических исследований в К-поле (с 1937 Французский ин-т визант. исследований) стал издаваться научный ж. «Échos d " Orient». Инициатором издания журнала, где в дальнейшем публиковались фундаментальные исследования в области визант. археологии, литургики, лит-ры, был Л. Пти . После образования светской Турецкой республики (1923) Высшая школа, преобразованная во Французский ин-т визант. исследований, переезжает в Бухарест (1937), журнал меняет название на «Revue des études byzantines» (Журнал византийских исследований). С 1949 г. ин-т (в наст. время сектор Католического ин-та в Париже) и редакция журнала, получившего мировое признание научной общественности, находятся в Париже. С деятельностью ин-та и издаваемым им журналом связаны мн. известные византинисты и историки Церкви, являющиеся членами ордена А.-а., напр. М. Жюжи , С. Салавиль , Ж. Паргуар , В. Грюмель , Р. Жанен , Ж. Даррузес . Др. центром восточно-христ. исследований, к-рые велись членами ордена, стал ун-т г. Неймеген (Нидерланды), где в 1948 г. начал выходить ж. «Het Christelijk Oosten/L " Orient chrétien» (Христианский Восток). В 1955 г. редакция журнала была преобразована в Ин-т византийских и экуменических исследований, чья деятельность была связана не только с изучением и публикацией христ. источников, организацией учебного процесса, но и с проведением богослужений вост. обрядов. В 1990 г. ин-т был объединен с богословским фак-том Неймегенского ун-та в Ин-т изучения вост. христианства, в дирекцию входят 3 члена А.-а. или лица, выбранные орденом. Научное исследование богословского наследия блж. Августина членами ордена связано прежде всего с издаваемым c 1902 г. в Лёвене ж. «Revue augustinienne». В 1921 г. Ф. Кейре начинает издание 2 коллекций трудов Августина «Bibliothèque augustinienne» и «Études augustinniennes» на лат. и франц. языках с науч. комментарием и примечаниями. В 1937 г. часть франц. А.-а. покинула Лёвен, организовав в г. Лонпон-сюр-Орж (пригород Парижа) семинарию, при к-рой в 1943 г. был создан Центр августинских исследований, с 1956 г. Ин-т августинских исследований, к-рым издается «Revue des études augustiniennes». В 1979 г. по причине недостатка финансирования ин-т был расформирован, б-ка и фонды переданы Католическому ин-ту в Париже.

http://pravenc.ru/text/76698.html

20 февр. 1886 г. Б. получил назначение в Эрмитаж на должность хранителя незадолго до этого образованного здесь отд-ния ср. веков и эпохи Возрождения, 12 мая 1895 г. он был назначен старшим хранителем. Работая в Эрмитаже, Б. увлекся изучением христ. искусства. 10 сент. 1888 г. Б. получил разрешение на командировку в Египет «на собственный счет», куда отправился вместе со своим коллегой по Эрмитажу известным египтологом В. С. Голенищевым. Эта командировка во многом определила основное направление дальнейших занятий ученого. Вернувшись из Египта в апр. 1889 г., Б. привез более 2 тыс. коптских тканей, бóльшую часть из к-рых безвозмездно передал Эрмитажу. Этим даром были заложены основы копт. коллекции Эрмитажа (в наст. время одной из самых известных в мире). В сент.-нояб. 1896 г. Б. находился в заграничной командировке в Зап. Европе с целью знакомства с крупнейшими европ. музеями, принципами экспонирования памятников и налаживания личных контактов с коллегами. 1 окт. 1897 г. Б. отправился во вторую командировку в Египет, получив от казны 5 тыс. р. на покупку памятников искусства и проведение раскопок. На эти деньги Б. приобрел более 1,5 тыс. разнообразных памятников христ. и исламского времени, отправив из Александрии в Одессу 26 ящиков с экспедиционными материалами. 1 мая 1898 г. Б. прибыл в С.-Петербург, где через неск. месяцев вместе с Я. И. Смирновым организовал в Эрмитаже (в сев. половине Лоджий Рафаэля) выставку привезенных из экспедиции памятников, включавшую также фотографии, планы, рисунки христ. построек и музейных памятников. Это была первая в России выставка памятников копт. искусства и письменности. Помимо музейного собирательства Б. обладал обширной личной коллекцией, куда также входили памятники рус. прикладного искусства (более 300 единиц, XVII-XIX вв.). Часть копт. вещей личной коллекции Б. составили основу копт. коллекции ГМИИ, в т. ч. и собрание тканей (более 70), к-рые Б. преподнес 14 марта 1899 г. в дар имп. Николаю II. С апр. 1890 г. Б. состоял действительным членом имп. Археологического об-ва, с 1891 г. выполнял обязанности хранителя музея этого об-ва.

http://pravenc.ru/text/149665.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010