С первых веков по Р. Х. буддизм, видимо, занимал ведущее место в религ. верованиях бактрийцев. Раскопки буддийских святилищ и мон-рей в Кара-тепе и Фаяз-тепе в Ст. Термезе дали образцы скульптуры и живописи, принадлежащие этому периоду. К VI-VII вв. по Р. Х. относится скульптура из Аджина-Тепе (в Юж. Таджикистане), включая гигантскую статую лежащего Будды. Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв. Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв. Древнейшее сообщение о распространении в Б. христианства содержится в соч. «Книга законов стран», написанном Бардесаном Эдесским или его учеником Филиппом в нач. III в. по Р. Х. На территории Бадхыза (между Гератом и Мерверудом, в р-не совр. границы между Афганистаном и Туркменией), как рассказывает «Хроника Сеерта», в кон. V в. персид. шах Кавад бежал к «тюркам», и именно христиане помогли ему в пути. В сер. VI в. христиане, депортированные персами из нек-рых сир. городов, были переданы гуннам-эфталитам и поселены здесь же. Они распространили христ. вероучение среди гуннов. К ним неск. раз прибывали епископы из Армении, однако местные христиане просили епископа у несторианского патр. Мар Абы (в 549), к-рый, как говорится в его жизнеописании, был этим очень обрадован. Косма Индикоплов , сообщая в «Христианской топографии» о гуннах-христианах (III 65), видимо, имеет в виду это событие. Интересное свидетельство о христианстве в Б. дают и материалы из Китая. Памятная стела, установленная в честь начала христ. миссии в Китае и датируемая 781 г., упоминает «Милиса, священника из Балха, города в Тохаристане». К числу археологических свидетельств относится небольшой скальный мон-рь VI-VII вв., расположенный на юге Таджикистана (возле с. Айвадж). В одной из келий потолок выполнен в виде купола, в центре к-рого сохранилось изображение типичного несторианского креста. На территории Термеза было раскопано здание (X-XII вв.), к-рое, возможно, принадлежало христ. общине, т. к. живописный декор его содержит большое изображение креста.

http://pravenc.ru/text/77402.html

За исключением немногих зон археологических раскопок, попытки локализации и атрибуции общественных зданий и храмов остаются гипотетическими. Польск. археологи в Ком эль-Дикка, в самом центре А., раскопали важную часть рим. и визант. города: небольшой квартал позднерим. времени с жилыми домами, термы, возможно, III в. по Р. Х., 2 общественных здания (одно из к-рых определили как одеон, а др. являлось, по-видимому, местопребыванием рим. консула в А. после 200). В этом же квартале найдены мозаичные полы, множество граффити и изображений игр на ипподроме и проч. Значительная часть города, описанного Страбоном, исчезла при Диоклетиане (284-305) в результате разрушений и нового строительства. Однако основная планировка античного города сохранялась и на протяжении христ. и мусульм. периодов. А. оставалась величайшим городом Вост. Римской (Византийской) империи. Восторженное описание ее имеется у Аммиана Марцеллина (История. XXII 15-16). Однако на протяжении визант. периода происходило неуклонное возвышение К-поля и начался постепенный упадок А.: были перестроены крепостные стены, в результате чего площадь города сократилась (не стало вост. кварталов). В кон. IV в., когда при имп. Феодосии I в империи окончательно восторжествовало христианство, в А. истребили значительную часть статуй, разрушили театр, храмы Диониса и Сарапеум. В 415 г. был разгромлен евр. квартал. В 536 г. А. пережила крупный пожар. Завоевание Египта арабами в 651 г. привело к эвакуации из А. большинства греч. населения и резко подорвало ее торговое значение. В 973 г. столица Египта была перенесена в Фустат (совр. Каир), что привело к дальнейшему упадку А. Обмелевшие гавани, система искусственных каналов и искусственных озер, связывавшая А. с Нилом и внутренним Египтом, были заброшены. В сер. XIX - нач. XX в. город пережил новый расцвет и активное строительство сильно повредило археологическим изысканиям: ни от одного из великих городов древности не сохранилось так мало, как от А. Катакомбы и некрополи А. Археологическими раскопками обнаружены скальные гробницы Анфуши (II в. до Р. Х.) у Зап. порта; некрополь в р-не Мустафы-паши (I в. до Р. Х.); катакомбы Ком эш-Шаукафа (кон. I-II вв.), крупнейшие в Египте, сохранившие росписи и рельефы. Христ. некрополи обнаружены за городом между Шатба и Хадра, поблизости от Сарапеума и между Абаттуаром и Декхела. В 1820-1821 гг. были найдены христ. катакомбы близ Габбариса.

http://pravenc.ru/text/64468.html

К кон. 30-х гг. VII в. в Палестине под властью византийцев оставалось лишь несколько прибрежных крепостей, к-рые благодаря поддержке с моря долго сопротивлялись арабам. В 638 г. арабы после длительной осады захватили Газу, причем ими были казнены 60 визант. солдат, упорно оборонявшихся и отказавшихся перейти в ислам (см. Газские мученики ). Кесария Палестинская пала только в 640 г., Аскалон - в 644 г. Под мусульм. владычеством христиане получили статус зиммиев (покровительствуемых). Они сохранили свободу вероисповедания и значительную внутреннюю автономию своих общин в обмен на политическую лояльность к новым властям и уплату подушной подати (см. Джизья ). В течение нескольких столетий после араб. завоевания христиане преобладали в населении Палестины. По приблизительным оценкам, даже к началу крестовых походов (кон. XI в.) немусульмане составляли не более половины жителей Ближ. Востока. В то же время исламизация была серьезной проблемой для восточнохрист. общин: значительная часть христиан переходила в ислам, чтобы повысить свой социальный статус или избежать дискриминационного налогообложения. Др. фактором исламизации были смешанные браки, дети от к-рых также должны были становиться мусульманами. Археологические изыскания последних десятилетий, проведенные в Палестине и Иордании, подтвердили почти повсеместное присутствие христиан в городах региона в VII-VIII вв.; в неизменном виде оставались визант. традиции градостроительства, ремёсла, быт и культура. Сохранялись церковная организация и иные формы самоуправления христ. общин; строились и обновлялись храмы, к-рые украшали мозаики, почти неотличимые от визант. аналогов. Араб. завоевание с т. зр. археологии было незаметным. Известно неск. церквей в Заиорданье, освященных во 2-й пол. 30-х гг. VII в., т. е. в разгар мусульм. вторжения. Христ. общины демонстрировали творческий потенциал и способности к экономическому развитию ( MacAdam. 1994. P. 51; Zeyadeh. 1994. P. 118; Piccirilo. 1995. P. 48, 53-54). Наиболее известны архитектурные памятники Иордании. Так, в Герасе (Джараше) в нач. VII в. действовало свыше 15 церквей, к к-рым в эпоху Омейядов (до сер. VIII в.) добавилась только 1 мечеть. Мн. церкви Сев.-Зап. Иордании (в Капитолиаде, Ясиле) перестраивались в эпоху Халифата и продолжали использоваться до айюбидско-мамлюкского времени (XIII-XIV вв.). В Хирбат-эс-Самра под Герасой мозаики 3 церквей датируются нач. VIII в. Там же сохранилось ок. сотни христ. надгробных стел с надписями на греч. и арам. языках. В Гадаре найдена украшенная крестом греч. надпись 662 г. о восстановлении общественных терм, проведенном местным правителем-христианином Иоанном по воле халифа Муавии. В Мадабе греч. надписи с упоминанием епископов и строительной деятельности известны до 663 г. В Рамле, основанной араб. наместником в 717 г. в качестве новой столицы Палестины, христиане возвели 2 церкви ( Griffith. 1992. Chap. 10. P. 357; MacAdam. 1994. P. 57-59, 72-74, 76, 82; Zeyadeh. 1994. P. 121-124).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Конимбрига. Археологический парк. II в. до Р. Х.— V в. Между 714 и 716 гг. город без боя заняли арабы. Под властью арабов в К. (араб. Кулумрия) сохранялись христ. церковные структуры, но об истории еп-ства в этот период осталось мало сведений. Нек-рые клирики переселялись во владения христ. правителей в сев. части Пиренейского п-ова (об одном из таких переселенцев, диак. Родриго, известно из его завещания, составленного в 787 в Галисии). В 878 г. К. была захвачена галисийским аристократом Эрменехильдо Гутьерресом в ходе успешного похода против арабов. Город вошел в состав Астурийского (Астуро-Леонского) королевства. Кор. Альфонсо III Великий (866-910) даровал Эрменехильдо титул графа К. и поручил ему управление отвоеванными у арабов территориями. После раздела Астурии между сыновьями Альфонсо III графство К. вошло в состав королевства Галисия. В этот период епископская кафедра К. была вновь подчинена митрополии Брага, епископы К. поддерживали тесные связи с епископами Астурии и Галисии, нередко посещали королевский двор. Так, в Альбельдской хронике (ок. 880) еп. Навст (Наусти) († 912) назван на 5-м месте среди епископов Астурии. В 862 (?) г. он освятил ц. св. Иакова в Каштелу-ду-Нейва (близ г. Виана-ду-Каштелу), в 893 г. принял участие в освящении ц. Сан-Сальвадор-де-Вальдедьос (близ Овьедо). Еп. Навст упоминается среди свидетелей в дарственной грамоте кор. Ордоньо II епископской кафедре Луго (911); его надгробие сохранилось в ц. Санто-Андре-де-Тробе близ Ведры (Галисия). Преемниками Навста были епископы Дидак (912-922 или 924), Пелагий (между 928 и 931), Гундисальв (ок. 950-955), Вилиульф (ок. 970-982), Пелагий (упом. в 986) ( Moruj ã o. 2010. P. 35-38). Скорее всего к этому времени относится основание монастырей Лорван и Вакариса близ К. Хотя, согласно позднейшему преданию, мон-рь Лорван, названный во имя мч. Маманта, был основан еп. Луценцием (VI в.), достоверные сведения об обители относятся к кон. IX в. ( Borges. 2002. Vol. 1. P. 55-57, 68-73). Мон-рь, получал богатые пожертвования, владел крупной земельной собственностью по обоим берегам р. Мондегу. В обители велось строительство, особенно при аббате Приме (966-985), который пригласил мастера Захарию из Кордовы. В ходе успешной военной экспедиции хаджиба аль-Мансура арабы разорили окрестности К. (986) и вскоре разрушили город (987). В 994 г. К., перешедшая под власть Кордовского халифата, была восстановлена. О судьбе христ. общины сведений нет.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Наблюдается также отставание в исследовании визант. археологии от текстуальной византинистики и искусствознания, где она играла подчиненную роль «иллюстратора истории», однако ее значение неуклонно возрастает, в т. ч. для историографии, ориентированной на тексты и историю искусства. В наст. время визант. археология рассматривается как самостоятельное направление научной деятельности, важное для национального развития стран, унаследовавших территории исторической Византии: при образовании Мин-ва культуры Греции (1971) возникла служба охраны визант. и поствизант. памятников; под эгидой ЮНЕСКО создан Европейский центр визант. и поствизант. памятников, к-рым была проведена международная конференция «Памятники Византии и мировое культурное наследие» (Фессалоника, 2001), принявшая пакет документов по законодательству, охране, учету, изучению и использованию исторического наследия Византии (Byzantine Monuments and World Heritage// DCAE . 2001. T. 2) Инициатором этой деятельности выступает Греция; в конференции участвовало 16 стран (в их числе и Россия), на территории к-рых есть памятники археологии В. и. Мозаика пола ранневизант. периода с изображением христ. города из ц. св. Иоанна в Хирбет-эс-Самра Мозаика пола ранневизант. периода с изображением христ. города из ц. св. Иоанна в Хирбет-эс-Самра Визант. археология разработана слабее, чем археология классической Греции и Рима и средневек. археология Зап. Европы. До недавнего времени при раскопках исследование начинали с уровней поздней античности, а более поздние слои, в т. ч. визант., сносили как «варварские». Даже ключевые объекты археологии В. и. редко исследуют широкой площадью с применением новейших методик; мало сведений о повседневной жизни горожан и крестьян, об истории бытовой архитектуры. Неск. лучше изучены первые века Византии (IV-VII вв.), к-рые отчасти затронуло исследование классической культуры; хуже - переходный (сер. VII-VIII в.) и средневизант. период (IX-XII вв.), когда возникли своеобразные типы памятников, а визант.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Ин-т возглавляют канцлер, к-рый является префектом Конгрегации католич. образования (в 2009 кард. Зенон Грохолевский), и президент (в 2009 пресв. В. Мизеракс Грау). Периодич. изд.: Pontificio Istituto di musica sacra: Annuario. R., 1942-; Bollettino degli amici del Pontificio Istituto di musica sacra. R., 1949-. Лит.: Lunelli R. Il grande organo del Pontificio Istituto di Musica Sacra. R., 1933; Il Pontificio istituto di musica sacra: 50. di fondazione. R., 1961; Albarosa N. The Pontificio Istituto di Musica Sacra in Rome and the Semiological School of Dom E. Cardine//J. of the Plainsong & Mediaeval Music Society. 1983. Vol. 6. P. 26-33; Aubert R. Institut Pontifical de musique sacrée//DHGE. T. 25. Col. 1332-1333; An. Pont. 2008. P. 1789, 1960-1961; Pontificio Istituto di Musica Sacra: Guida accademica 2008-2009/Red.: A. Addamiano et al. Vat., 2009. В. Г. Карцовник Папский институт христианской археологии (Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana) основан 11 дек. 1925 г. motu proprio «I primitivi cemeteri» папы Пия XI как исследовательский и учебный центр по изучению раннехрист. памятников (в первую очередь находящихся в Риме). Основной целью создания ин-та было расширение исследований рим. катакомб, которые проводились Комиссией по свящ. археологии (с 1925 Папская комиссия священной археологии). Ин-т готовит специалистов для комиссии в сотрудничестве с Папской римской археологической академией (см. в ст. Академии папские ). Ин-ту было поручено издание ежегодника «Rivista di Archeologia Cristiana» (до 1924 «Nuovo bullettino di Archeologia Cristiana»; восходит к основанному Дж. Б. Де Росси ж. «Bullettino di Archeologia Cristiana»). В 1928 г. стараниями папского гос. секретаря кард. Пьетро Гаспарри , ставшего 1-м канцлером ин-та, учреждение получило отдельное здание (Виа Наполеоне III, 1). С 1932 г. ин-т выступает организатором Международных конгрессов по христ. археологии, в 1945 г. во многом по инициативе и при участии ин-та было создано Международное объединение ин-тов археологии, истории и истории искусств.

http://pravenc.ru/text/468827.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИЛЛЕ [Мийе; франц. Millet] Габриэль (17.04.1867, Сен-Луи, Сенегал - 8.05.1953, Париж), франц. археолог, историк, византинист, исследователь христ. иконографии и архитектуры, эпиграфист. Один из основоположников франц. школы христ. археологии и визант. искусства. Отец М., полковник морской пехоты, служил во франц. гарнизоне в Сенегале. М. рано остался сиротой, был воспитан бабушкой в Ницце. Образование получил в Париже, где, в частности, слушал курсы филолога Я. Психариса и лингвиста А. Мейе. В течение неск. лет М. преподавал сначала в лицее Св. Людовика, затем - в лицее Генриха IV. В 1891 г. получил звание агреже по истории (звание специалиста высшей категории, дающее право на замещение штатного преподавателя в школе, лицее, на отдельных факультетах ун-та). В том же году стал членом Французского археологического института в Афинах, директором которого в этот период был археолог, филолог-эллинист и эпиграфист Т. Омоль (1848-1925); согласно записям М., Омоль вдохновил его на изучение мозаик Дафни, а позднее - живописи Мистры. Во время пребывания во Французском ин-те в Афинах и вплоть до 1899 г. М. много путешествовал по Пелопоннесу, Аттике, Эпиру, Фессалии и Македонии, участвовал в раскопках базилики VI в. в Порече на п-ове Истрия, посещал Далмацию и Трапезунд в М. Азии с целью изучения визант. наследия; он фотографировал и описывал архитектуру и росписи визант. церквей, фиксировал сохранившиеся надписи. В этих и позднейших поездках его сопровождали художники, в первую очередь его жена Софи Милле, а также Ж. Ронсен, Л. Иперман, архит. А. Эсташ и др. Собранные во время экспедиций материалы послужили базой для опубликованных позднее исследований (Les monastères et les églises de Trébizonde//BCHell. 1895. Vol. 19. P. 419-459; Le monastère de Daphnie. 1899; Monuments byzantins de Mistra. 1910, и др.), в их числе - 2 работы, за которые М. была присуждена в 1917 г. докторская степень (L " École grecque dans l " architecture byzantine. P., 1916. (BEHER; 26); Recherches sur l " iconographie de l " Évangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles, d " après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du mont Athos. P., 1916. (Biblioth. des Écoles françaises d " Athènes et de Rome; 109)). В 1894, 1898 гг., а также в 1918, 1919 и 1920 гг. М. посещал Афон. Результатом его пребывания там стали публикации древних надписей, оттисков фотографий архитектуры и росписи, а также архив негативов и фотографий миниатюр рукописей, актов, печатей, литургической утвари, шитья и др. драгоценных предметов, хранившихся в мон-рях Св. Горы Афон.

http://pravenc.ru/text/2563214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Останец Хусн-эль-Гураб, у подножия к-рого располагался порт Кани [в южноарав. эпиграфике (преимущественно сабейской) -   греч. Καν; лат. Cane; араб.   ], крупнейший порт древнего государства Хадрамаут на побережье Аравийского м. в I в. до Р. Х.- 1-й пол. I тыс. по Р. Х. Принятое ныне чтение «Кани» вместо прежнего «Кана» основано на греко-лат. и араб. формах топонима. Городище, расположенное у подножия останца вулканического происхождения Хусн-эль-Гураб в юго-зап. части бухты Бир-Али, приблизительно в 3 км от одноименного современного селения, было идентифицировано как древний порт К. в 1834 г. офицерами гидрографического корабля «Палинур» брит. Ост-Индской компании. Важнейший вклад в изучение К. внесли археологи А. В. Седов и Ю. Г. Виноградов, осуществлявшие долговременные планомерные раскопки городища в составе Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) в 1985-1989 и 1991 гг. и Российской комплексной экспедиции в Йеменской Республике (РКЭЙР) в 1993-1994 гг. В 1995-1996 гг. французские археологи во главе с М. Мутоном вскрыли языческое культовое сооружение, в к-ром предположительно население поклонялось богу Сийану, символизировавшему хадрамаутскую государственность. «Нижний город» площадью ок. 15 га имел более 100 построек, в т. ч. и помещения хозяйственного назначения, очевидно, складские. Количество жителей К. изменялось в зависимости от сезона, т. к. это был торговый порт, а на интенсивность морской торговли влияло направление муссонных ветров. Судя по археологическим материалам и сведениям «Перипла Эритрейского моря» (ок. 70-х гг. I в. по Р. Х.), в т. н. нижний период (2-я пол. I в. до Р. Х.- сер.- кон. I в. по Р. Х.) К. был связан торговлей с западом (Испанией, Сицилией, Италией) и востоком Средиземноморья (Египтом, Палестиной, М. Азией), Месопотамией и районом Персидского зал. В т. н. средний период (II-V вв.) К. достиг наибольшего расцвета. К этому времени относится раскопанное Седовым здание, идентифицированное им как синагога. На обломках упавшей с его стены штукатурки была обнаружена фрагментарная греч. надпись некоего Космы, к-рую издатель Виноградов считал скорее христианской, чем иудейской, и датировал 2-й пол. IV в. ( Виноградов. 1989; Sedov. 1992. P. 135-136). Г. Бауэрсок настаивал на том, что выражения, содержащиеся в надписи, характерны для памятников греч. эпиграфики, составленных иудеями ( Bowersock. 1993; Qâni " . 2010. P. 393-396), но не учел, что Косма - типично христ. имя и что ни одного случая использования греч. языка иудеями на юге Аравии не зафиксировано. Поскольку данные археологии не позволяют однозначно отождествить ни «раннюю постройку», откуда происходит надпись, ни сменившую ее «позднюю постройку» с синагогами, сооружение, следуя мнению Виноградова, можно рассматривать как христ. часовню.

http://pravenc.ru/text/1470213.html

3.  Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним, с. 10//Чтения в Импер. Общ. Истории и древн. Росс, 1907, кн. 3. 4.  Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. Ι. Τυπικ. 1895. с. 833. 5.  Дмитриевский А. Рецензия на книгу «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви», проф. И. Мансветова//Христ. Чт. 1888, 6. У римо-католиков с утра. 7. Мф. 28, 1: ψ δ σαββτων — поздно в субботу. 8. См. Вступ. гл., с. 10–11. 9.  Игнатий Богоносец. К Поликарпу, 4. 10.  Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 310. 11.  Тертуллиан. К жене II, 4. 12. Peregrinatio ad loca sancta (Паломничество Сильвии), 29, 30//Православ. Палест. Сборник. Вып. 20-й. СПб., 1889. 13.  Кассиан. De institutis coenobiomm (Об установлениях киновий). IV, 12. 14.  Map A. Acta Sanctorum, t. III, appendix, pp. 35, 43. Указание в Правилах св. Пахомия, сохранившихся только на лат. яз., на созыв к богослужению посредством трубы («когда услышит звук трубы, созывающей на собрание, vocem tubae ad collectam vocantis») сомнительно или же имеет такой же метафорический смысл, как выражение в Лествице: «когда по гласу духовной трубы видимо собираются на богослужения братия» (Лествица, степ. 19); и у Феодора Студита в стихах било называется трубою (Ducange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Vratislaviae, 1890–1, слово — ξλον). 15.  Кирилл Скифопольский. Житие св. Саввы Освящ., гл. 42. 16. Лавсаик, гл. 104 (89). 17.  Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 311. 18. Луг духовный, гл. 11, 50, 104, 105. 19.  Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 300, 301. 20. «Тяжкая», τς βαρας (в им. падеже не встречается), может быть, обозначает, впрочем, не орудия звона, а самые удары в било (или в колокол), как видно из следующих выражений в греческом Евхологии и Типиконе: «ударяет тяжкая (τς βαρας) в железное», «ударяет тяжкая покосну и по окончании тяжких сходит». Выражение же «во вся тяжкая» по-греч. не употребляется (Казанский П. О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 313).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«История древней Церкви» была издана Д. по просьбе его друзей. По сути это переработанный курс университетских лекций, распространявшихся изначально литографическим способом. Д. выстроил курс тематически, поэтому часть материалов повторяется в разных главах. Работа была задумана как научно-популярная, а потому почти полностью лишена точных ссылок на источники, библиографических указаний, анализа различных гипотез и т. п. История возникновения христианства и апостольский период изложены максимально сжато. Последующая история Церкви также содержит значительные пробелы (почти не говорится о Тертуллиане, крайне мало - об Оригене, о дисциплинарных спорах). Вместе с тем повествование отличает живость языка и красочность изложения. Все выводы основаны на обобщении многолетних исследований. Помимо этих работ Д. принадлежит множество статей по церковной истории (о христ. Сев. Африке, расколе донатистов, Поместных Соборах IV-V вв., об отдельных епископских кафедрах Италии и Галлии и др.), вост. и греч. эпиграфике и археологии, топографии Рима и проч. Поскольку Д. занимался агиографией (работы об ап. Варнаве, о равноап. Марии Магдалине, о святых Перпетуе и Фелицитате, о св. Геновефе, об апостольских списках и др.), он вел активную переписку с болландистами (опубл. в 2002). В 1880 г. Д. основал ж. «Bulletin critique de littérature, d " histoire et de théologie» и был его редактором и одним из авторов. Он также являлся переводчиком и редактором франц. вып. «Bulletin d " archéologie chrétienne», основанного Де Росси. В историю церковной науки Д. вошел как один из самых беспристрастных ученых эпохи жестких идеологических и межконфессиональных споров. Д. был удостоен мн. наград и званий (почетный каноник Сен-Бриё и Парижа, командор ордена Почетного легиона, член франц. Об-ва любителей древностей (Société des antiquaires), президент Об-ва христ. археологии (Société d " archéologie chrétienne), почетный член ряда академий и ун-тов (Берлина, Гёттингена, Рима, Турина, Кембриджа, Оксфорда и др.)).

http://pravenc.ru/text/180839.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010