Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (1340-1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля – хоронили иерархов РПЦ (1326-1700). Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах. В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) (†2 сентября 1897), Дмитрий (Самбикин) (†1908), Никанор (Каменский) (†1910). Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон (†1649), митрополит Корнилий I (†1656), мирополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю. Вдоль южной стены – митрополит Тихона III (Воинов) (†1724), архиепископы Павел I (Зернов) (†1815) и Иона (Павинский) (†1828).

http://sobory.ru/article/?object=02525

Архив Пн В день Радоницы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля 29 апреля 2014 г. 13:17 29 апреля 2014 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Дмитровский Феофилакт , настоятель Андреевского ставропигиального монастыря ; протоиерей Николай Иноземцев, настоятель Казанского собора на Красной площади; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского округа г. Москвы, настоятель храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа г. Москвы, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; столичное духовенство. За богослужением пел хор московского храма преподобного Марона, пустынника Сирийского, на Якиманке (регент — Наталья Дурова). На сугубой ектении были вознесены особые молитвенные прошения о упокоении усопших. Проповедь перед причастием произнес священник Игорь Спартесный, клирик храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию, за которой вознес молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных». Совершив каждение у надгробий великих князей и царей Руси, Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом: «Всех вас, дорогие мои, поздравляю со спасительной Пасхой Божией! 

http://patriarchia.ru/db/text/3639125.ht...

С южной стороны Успенского собора возвышается, не менее замечательный своею святынею и древностью, собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году, великим князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле русские князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , великий князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особую церковь для погребения греческих императоров, великий князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий князь Иоанн III заложил новый по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день храмового праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном в присутствии самого великого князя Василия Иоанновича. Впоследствии, Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушением. Так в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19 месячной осады поляками Кремля, Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году во время московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, митрополит Платон в проповеди своей говорил: «не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие благочестивейшей государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. При Архангельском соборе находятся приделы: Покрова Божьей Матери, Зачатия святого Иоанна Предтечи и мученика Уара.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Архангельский собор Московского Кремля Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Архангельский Собор Московского Кремля - один из древних, известных, православных храмов, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, между Большим Кремлёвским дворцом и колокольней Ивана Великого. Со времени своего сооружения храм служил местом захоронения великокняжеского, затем царского дома. Содержание История [ править править код ] Достоверных данных о времени появления храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в. В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей. В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм в 1505–1508 годах, доживший до нашего времени. Архитектором собора был итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери. Между 1581-1584 гг. симметрично придельному храму Покрова Богородицы возвели придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельский_...

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2015 г. Смоленская церковь в Кушалине, наряду с собором Болдино-Дорогобужского монастыря и усадебными храмами Бориса Годунова в Больших Вязёмах и в Московском Хорошёве, относятся к числу построек, основной темой фасадов которых становится какой-нибудь из главных мотивов Архангельского собора Московского Кремля, воплощаемый со всеми подробностями. Если в Хорошёве и Вязёмах, как указывает историк архитектуры А. Л. Баталов, цитируется первый ярус Архангельского собора (аркадные ниши, разделённые пилястры, импосты), то в Кушалине впервые появляются раковины в закомарах как наиболее узнаваемый мотив образца. Данные мотивы несут в себе необходимое заказчику смысловое значение, играют роль символов царственности. Это происходит на фоне превращения итальянских мотивов в художественный язык русской архитектуры: гладкие поверхности стен, а часто и поверхности лопаток практически повсеместно расчленяются нишами с профилированными рамками. В те десятилетия такой стиль становится всеобщим. Существует предположение, что сознательное копирование кушалинскими зодчими мотивов Архангельского собора обусловлено желанием Симеона Бекбулатовича создать в своей усадьбе усыпальницу по типу царской. По-видимому, именно для этой цели в храме было устроено обширное подцерковье. Можно обратить внимание на то, как передаётся образ двухъярусного фасада Архангельского собора в Смоленской церкви. Здесь нет попытки передать межъярусный антаблемент. Акцент переносится на двухъярусность пилястр, разделённые поясом-тягой. Верхняя часть пилястры отличается от нижней профилировкой филёнки: вверху - валик, внизу - валик и две полочки. Кушалинский храм сложен из кирпича, а подвал и основные профилированные части декора - из белого камня. Церковь квадратная в плане. С востока к ней примыкают три удалённые апсиды. Переход от основного объёма к восьмерику обеспечен парусами полуконической формы. На невысокий восьмерик установлен открытый снизу шатёр, который заканчивается световым барабанчиком с четырьмя окошками.

http://sobory.ru/article/?object=04472

В день Радоницы первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве совершил Божественную литургию и панихиду в Архангельском соборе Московского Кремля 26 апреля 2017 г. 17:16 25 апреля 2017 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами столицы  митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию и панихиду в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Святейшего Патриарха по городу Москве, благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Диваков ; настоятель собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев; благочинный Знаменского округа протоиерей Сергий Куликов; благочинный Троицкого округа протоиерей Георгий Климов; благочинный Успенского округа протоиерей Георгий Крылов; благочинный Рождественского округа протоиерей Иоанн Ермилов; настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье протоиерей Вячеслав Шестаков; настоятель храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе игумен Илия (Чураков); клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках протодиакон Валерий Щеглов; клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках диакон Геннадий Сорока; клирик храма Девяти мучеников Кизических диакон Виталий Гасанов; клирик храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище диакон Александр Андреев; клирик храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине диакон Димитрий Сазонов; клирик храма Вознесения Господня на Гороховом поле диакон Владимир Минаев. За богослужением была возглашена заупокойная ектения о приснопамятных предстоятелях Российской Церкви, строителях и правителях святой Руси, благоверных князьях и княгинях, царях и царицах и всех во власти бывших и с прилежанием управлявших страною Российскою. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Сорока мучеников Севастийских под управлением инокини Иоанны (Прочко). Проповедь перед причастием произнес клирик настоятель храма святого апостола Иоанна Богослова в Красном протоиерей Игорь Никандров. По окончании богослужения митрополит Арсений обратился к духовенству и мирянам со словом назидания. Сайт Центрального викариатства г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Основные изменения облик собора претерпел в XVIII в. В течение этого столетия были разобраны западная и северная паперти (1749-1750), полностью перестроен южный придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Уже в середине XVIII в. с южной стороны собора существовали контрфорсы, в конце столетия у северного портала возвели кирпичный портик с готицизирующими белокаменными деталями. В 1826 г. разобрали остатки наземной палаты погреба Казенного двора и построили существующее ныне здание для священнослужителей. Современное состояние [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию по храму Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Москва, Кремлёвская наб., 1, стр. 9 Телефон +7 495 695-41-46 ; +7 495 697-03-49 Электронная почта: head@kremlin.museum.ru Официальный сайт: http://arhangelmos.moseparh.ru/ Паломнику [ править править код ] Архангельский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля, поэтому для его посещения требуется приобрести билет, по которому вы сможете осмотреть все достопримечательности Соборной площади. Билеты продаются в кассе музея, расположенной в Александровском саду у выхода метро “Арбатская” Арбатско-Покровской ветки или тот же выход со станции “Библиотека им. Ленина” (выход из метро по длинному переходу по указателям в Александровский сад). Билеты можно приобрести на официальном сайте музея . Собор доступен для посещения с 10:00 до 17:00. В период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Богослужения [ править править код ] Богослужения в Архангельском соборе совершаются редко: в престольные праздники, дни поминовения усопших, праздники святых, чьи мощи покоятся в соборе. В обычные дни собор доступен для посещения с 10:00 до 17:00. В период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Экскурсии [ править править код ] Музей Московского Кремля включает в себя Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, в который входят Успенский , Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения , Патриаршие палаты, колокольня «Иван Великий», а также выставочные залы в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриарших палат. В Музее Кремля проводятся разнообразные индивидуальные или групповые экскурсии для взрослых и детей с 9.00 до 17.00. В обзорную экскурсию входит посещение Оружейной палаты, музеев-соборов, Патриарших палат.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельский_...

Истина под камнем. Завершилась реставрация Благовещенского собора Московского Кремля 2 июня 2011 г. 10:45 Десять лет назад Музеи Московского Кремля начали полномасштабную программу реставрации памятников, входящих в их оперативное ведение. Эта работа сопровождается комплексными исследованиями и выявлением проблем, которые приводят к разрушению святынь. Уже отреставрирована и открыта для посещения колокольня Ивана Великого, в основании которой размещен новый музей. В Архангельском соборе открыт придел св. Уара — в этом помещении ранее размещались пожарные, а теперь можно молиться перед чудотворной иконой мученика Уара о спасении душ умерших без святого Крещения. В мае 2011 года закончена реставрация Благовещенского собора . Об итогах работ по восстановлению «Российской газете» (Федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г.) рассказал заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов. — Как могло случиться, что центр нашей цивилизации в течение двух столетий оставался малоизученным объектом: натурные исследования проводились эпизодически, археологические начиная с середины XIX века можно пересчитать по пальцам? — С кремлевскими соборами происходило то же самое, что и со многими памятниками древнерусского искусства. Представьте себе многовековую жизнь иконы, которая постепенно покрывается новыми записями. Так и наши соборы постепенно облекались в многослойную скорлупу. Каждый великий князь менял, перестраивал, вносил что-то новое в эти объекты. К каждой коронации они каким-то образом «поновлялись», а в ХХ веке переживали косметический ремонт: их освежали, дабы не оскорблять взоры иностранных гостей и власть имущих. И потому они длительное время оставались один на один со всеми своими застарелыми болезнями, с проблемами устойчивости, совершенно неизвестными в части своей истории для многих поколений искусствоведов. — Долгое время Благовещенский собор был окружен легендами и мифами. Проведенная работа помогла установить истину и на что вы в этой работе опирались?

http://patriarchia.ru/db/text/1507835.ht...

584 Васенко 1904. Ч. 1. С. 243; Васенко П. Кто был автором «Книги Степенной царского родословия?»//ЖМНП. 1902. Декабрь. С. 36. Описание содержания данного памятника см.: Васенко П. Составные части «Книги Степенной царского родословия»//Летопись занятий Археографической комиссии за 1906 год. СПб., 1908. Вып. 19. С. 1–51. 585 Усачев A.C. К вопросу о датировке Степенной книги//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2005. 4 (22). С. 40. 586 Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 280. Об агиографическом характере Степенной книги см. также: Васенко 1904. С. 227–232. 589 Последние исследования об этом памятнике русской историографии см.: Околович Н.Ф. Жития святых, помещенные в Степенной книге. М.; СПб., 2007; Сиренов A.B. Степенная книга. История текста. М., 2007. 591 ПСРЛ. Т. 21: Книга Степенная царского родословия. СПб., 1913. Ч. 2. С. 651–652; Кунцевич Г. Житие святого Никиты Переяславского//ЖМНП. СПб., 1902, 5. С. 1–2. Священник Александр Свирелин считает, что автором Жития преподобного Никиты является митрополит Афанасий ( Свирелин А. свящ. Описание Переяславского Никитского монастыря в прежнее и нынешнее время. М., 1878. С. 10). 593 Васенко 1904. С. 113. Почти современна Степенной книге роспись кремлевского Архангельского собора, которая, по мнению Е. Сизова, является иллюстрацией к ней. Он говорит: «Итак, включенная в роспись Архангельского собора галерея условных портретов всеми ее особенностями и главным своим замыслом напоминает общие черты построения “Степенной книги”, ее основную идею. Здесь, как и в “Степенной книге”, реально ощущаются те золотые ступени, что ведут святых князей в Царство Небесное, представлен тот же государственный парад» (Сизов Е. Русские исторические деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.//ТОДРЛ. Т. 22: Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. М.; Л., 1966. С. 271). Другой автор определеннее говорит о том, что митрополит Афанасий имел отношение к разработке программы росписи собора (Самойлова Т.Е. Митрополит Афанасий как один из авторов программы росписи Архангельского собора Московского Кремля//История и культура Ростовской земли. 1996. Ростов, 1997. С. 45–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Во время Отечественной войны 1812 г. А. проявил себя как незаурядный организатор, патриот и добрый пастырь, воодушевлявший народ на отпор врагу. А. составил молитву об изгнании врагов, одобренную имп. Александром I и введенную в круг богослужения в Москве. По его указанию был установлен чудотворный Смоленский образ Божией Матери на поклонение народу в Успенском соборе Кремля. 14 авг. 1812 г. А. благословил московское земское ополчение, вручив хоругви; организовал крестные ходы с чудотворными Смоленской, Иверской и Владимирской иконами Божией Матери вокруг Кремля, Китай-города и Белого города, водосвятительный молебен в госпитале в Лефортовском дворце; принимал меры к сохранению церковных ризниц и отправке из Москвы Патриаршей б-ки, дел консистории и Синодальной конторы, помогал духовенству выехать из Москвы. По настоянию московского коменданта гр. Ф. В. Ростопчина А. в ночь на 2 сент. вместе с Владимирской и Иверской иконами Божией Матери уехал во Владимир, затем в Муром. После отступления французов А. 7 нояб. 1812 г. вернулся в Москву и сразу же приступил к восстановлению и освящению поруганных московских святынь и храмов; по поручению императрицы Марии Феодоровны раздавал пособия жителям Москвы, потерявшим имущество. Указом имп. Александра I от 28 дек. 1812 г. А. было повелено после смерти митр. Платона продолжать управление епархией и выделены средства для возобновления храмов и духовных уч-щ. 1 дек. 1812 г. А. освятил Покровский собор и Китай-город, 12 дек.- Белый город, 1 февр. 1813 г. был открыт Кремль освящением Архангельского собора . 30 авг. 1813 г. был освящен Успенский собор Кремля, наиболее пострадавший от французов. 3 марта 1813 г. А. открыл присутствие консистории, по его указанию 31 марта 1813 г. возобновились занятия в МДА. А. приветствовал вернувшееся московское ополчение, принял от него хоругви и установил их в Успенском соборе Кремля, ввел ежегодные поминовения погибших на Бородинском поле, благодарственный молебен и крестный ход всех московских сороков 11 окт.- в день оставления французами Москвы. К 1816 г. благодаря деятельности А. все московское духовенство было возвращено на свои приходы. 12 окт. 1817 г. на Воробьёвых горах состоялась закладка храма Христа Спасителя по обету, данному имп. Александром I, в благодарность за победу над французами. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» А. был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом ТСЛ, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией. С 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. Умер от туберкулеза и похоронен по завещанию в Успенском соборе ТСЛ, у зап. ворот.

http://pravenc.ru/text/62614.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010